Научная статья на тему 'Сибирский полиграфический форум'

Сибирский полиграфический форум Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирский полиграфический форум»

л.м.дмитриева СИБИРСКИМ

Омский государственный ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ фОРУМ

технический университет ——--

3-6 апреля 2001 года в городе Омске состоялся Сибирский полиграфический форум, посвященный 35-летию полиграфического факультета Омского государственного технического университета.

В качестве организаторов Форума выступили Министерство образования РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Администрация Омской облает, Омский государственный технический университет, Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Международный выставочный центр «ИНТЕРСИБ», Медиа Принт Академия, холдинг «Апостроф».

Проведение подобного форума именно в Омске не случайно, так как в Омском государственном техническом университете в течение 35 лет существует уникальный полиграфический факультет (в России всего два высших учебных заведения готовят высококвалифицированных специалистов-полиграфистов).

Целью форума явилось подведение итогов учебной, научно-исследовательской и практической работы российских и зарубежных ученых, практиков полиграфистов.

Разнообразна была программа форума. Остановлюсь на наиболее значимых мероприятиях.

3 апреля в Международном выставочном центре «ИНТЕРСИБ» начала работу выставка «Полиграфия. Реклама. Маркетинг», на открытии которой выступили вице-губернатор Омской области В.В.Радул, начальник Управления полиграфической промышленности Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ Е.М.Марголин, вице-президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Д.М.Закиров, ректор Омского государственного технического университета академик Н.С.Жилин, генеральный директор Международного выставочного центра «ИНТЕРСИБ» И.И.Маслюк, председатель комитета по печати Администрации Омской области Т.С.Бугаева. Все выступающие отметили значительную роль полиграфического факультета ОмГТУ в развитии полиграфической отрасли.

4-6 апреля в Омском государственном техническом университете работала Международная научно-практическая конференция «Полиграфия в современной России», в которой приняли участие 170 человек: ученые, представители государственных органов, практические работники из различных регионов России, Казахстана, Узбекистана, Украины. Было заслушано 52 доклада и 35 выступлений в прениях на секциях. Выпущены материалы конференции.

В рамках конференции работало 4 оекции: «Пути совершенствования технологии полиграфического производства. Региональные проблемы полиграфии», «Повышение эффективности отечественного полиграфического оборудования - требование времени», «Терминологические проблемы полиграфического производства и рекламного дела», «Совершенствование подготовки специалистов полиграфического профиля. История полиграфии».

Из многочисленных и разнообразных по тематике докладов и сообщений остановлюсь лишь на некоторых, прозвучавших на пленарном заседании.

В приветственном слове декан полиграфического факультета ОмГТУ доцент Н.П.Дмитриев остановился на истории и современном состоянии факультета. Полиграфический факультет открыт в 1965 году. Основная задача, которая ставилась при создании факультета -обеспечение высококвалифицированными кадрами полиграфической отрасли регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии и Кавказа. И сегодня

можно с полной уверенностью сказать, что эта задача успешно решена - выпускники факультета работают практически во всех регионах России и странах ближнего зарубежья, возглавляя крупные полиграфические предприятия и комплексы, являясь ядром инженерных кадров многочисленных полиграфических предприятий. Всего за период своего существования факультет подготовил по двум специальностям «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы» и «Технология полиграфического производства» свыше 3,5 тысячи специалистов, основная масса которых работает по специальности. Об этом свидетельствуют анкетные данные, предоставленные выпускниками факультета во время предыдущих юбилеев.

Е.М. Марголин, начальник Управления полиграфической промышленности Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, в докладе «Острей проблемы не найти» обратил внимание участников конференции на то, что полиграфическое производство сегодня - достаточно стабильно развивающаяся отрасль в экономике России, хотя уже очевидно, что в полиграфии идет достаточно сложный процесс. Известно, что у нас сложились два сектора -государственный и коммерческий, негосударственный. И государственная полиграфия, начиная со своих низших звеньев, районных и городских типографий, постепенно отмирает. Частная полиграфия развивается. Как пример могу привести недавнюю поездку в Приморье. В одном Владивостоке около шестисот типографий. Крупные типографии постепенно вырастают из маленьких и во многом это происходит быстрее там, где руководитель предприятия более оборотист, лучше ориентируется в экономической обстановке, принимает нестандартные решения.

Причем процесс отмирания государственного сектора будет продолжаться. Хотя есть какие-то ценности, которые государство вряд ли исключит из своего внимания. Во-первых, это ценности информационные. Отдай мы издательство во Владивостоке или в Калининграде, к чему стремятся определенные силы, как тут же полиграфия начнет выполнять политический заказ местного руководства. Теперь представим ситуацию, что местные руководители находятся в оппозиции к правительству. Начинается сепаратизм, политические дрязги, и полиграфисты втянуты в это, чего, как все понимают, быть не должно. Производство должно находиться в стороне от политики. Поэтому центральной власти необходимо иметь свои силы в регионах, чтобы обеспечивать политическую многополярность. Во-вторых, это ценности культурные и образовательные. Характерно, что за все время реформ ни одно новое книжное предприятие не возникло. Ни одно! Кто будет производить учебники для школ, вузов? Это слишком капиталоемкий процесс, требующий больших вложений.

Сегодня очень волнует вопрос подготовки специалистов низшего и среднего звеньев, профессиональных рабочих. Мы находимся на пороге проблемы, когда хорошо подготовленный печатник может стать самым дефицитным работником. У нас закончился передел кадров между новыми и старыми структурами. Частный сектор уже практически перекупил всех наиболее подготовленных полиграфистов, способных работать на современном оборудовании и теперь начался процесс переманивания специалистов из фирмы в фирму. Кому-то, кто готов

больше платить, на время удастся закрыть брешь, но это нв'решение вопроса. Кадры необходимо готовить, и если мы вместе не осознаем в ближайшее время, что беда уже на пороге, то плохо придется всем. И главные усилия сегодня мы должны направить на подготовку печатников. В настоящее время в России осталось четыре техникума, но ведь самое интересное, что готовить-то не на чем. Оборудование устарело.

Во всем мире эту проблему уже осознали давно, и, например, в Германии полиграфические школы находятся втесном контакте с фирмами, производящими оборудование. А те, в свою очередь, считают для себя делом особой важности оснащать учебные заведения самой современной полиграфической техникой. Подчеркиваю-бесплатно! Чтобы людей там готовили именно на этом оборудовании, чтобы специалисты были востребованы любой фирмой при закупке оборудования производителя. Тем самым экономится время, а сколько стоит один час работы дорогой машины, объяснить, думается, не надо. Там не могут себе позволить роскошь ждать, пока печатник пройдет дополнительное обучение. Тем более что аппаратура такой стоимости не рассчитана на учебный процесс.

Поскольку у нас уже практически нет собственного машиностроения, то мне кажется, что всем крупным производителям и поставщикам, таким, как «Гейдельберг», «Ман-Роланд», японцам и другим, имело бы смысл задуматься о создании системы учебы при высших учебных заведениях, готовящих кадры полиграфистов, или организовать автономные центры. У каждого из этих фирм в России есть свое представительство. Тот, кто сегодня сделает шаг вперед в подготовке кадров, несомненно, будет завтра в лидерах.

Можно было бы направлять, как при Петре I, учиться за границу, но ведь это будут единицы, и проблемы они не решггг. А нам необходимо кардинальное решение, иначе будет поздно.

Несколько слов о подготовке кадров полиграфистов в высших учебных заведениях, то здесь, наверное, не хватает знаний в области менеджмента, экономики. А профессиональные знания, теоретическая база там всегда были на хорошем уровне.

На сегодняшний день мы подошли к такому рубежу, когда проблема кадров стала более острой, чем проблема оборудования. В ближайшем году нам для отрасли потребуется порядка 8-10 тыс. работников полиграфии. А вот какие пути решения этой проблемы, это отдельный разговор. Мы готовы к серьезному диалогу со всеми заинтересованными сторонами, давайте действовать совместными усилиями.

Вице-президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Д.М.Закиров говорил о том, что социально-экономические преобразования, происходящее в настоящее время в России, оказали существенное влияние на изменение информационного обеспечения населения, рынок печатных СМИ, структуру издательского комплекса и полиграфической промышленности.

В стране сегодня почти в 100 раз больше редакционно-издательских организаций, чем в конце 80-х годов. Появилось много негосударственных, акционерных и частных издающих организаций, рекламно-издательских агентств, которые сумели «вписаться» в новые, рыночные условия, кардинально изменили весь редакционно-издательский процесс и активно конкурируют с теми, кто когда-то задавал тон в печатных средствах массовой информации.

Количество газет и журналов, распространяемых в России, достигло в 2000 г. почти 10 тыс. наименований. При этом резко изменилось соотношение тиража центральных и региональных газет в общем объеме выпускаемых в стране периодических изданий. Если в 1990 г годовой тираж центральных газет в общем их выпуске составлял 71 %, то в 1999 г. он не достиг и 30%, а из 24,6 млн. экземпляров общего подписного тиража газет региональные издания составили 17,6 млн. экземпляров, или 70%.

По экспертным оценкам Союза распространителей печатной продукции (СРПП), удельный вес периодических изданий, тираж которых превышает 50 тыс. экз., составляет 4,2%, тиражом от 10 до 50 тыс. издается 17%, от 1 тыс до 10 тыс. - 44%, а тиражом до 1 тыс. - 34,8%.

Естественно, что изменения, происходящие в печатных СМИ, повлекли за собой структурные изменения полиграфической промышленности страны, причем они затронули как традиционные полиграфические центры (Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск), так и громадную российскую периферию.

Новые тенденции, связанные прежде всего с децентрализацией выпуска периодики, уменьшением средней тиражности, ростом числа названий и изменениями художественно-технического оформления, содействовали быстрому возникновению большого количества новых производств - небольших типографий, главным образом частных, которые в состоянии выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке полиграфических услуг по качеству печати, номенклатуре выпуска и срокам изготовления.

Процессы, происходящие на рынке полиграфических услуг, позволяют сделать вывод, что в структуре отечественной полиграфии все отчетливее выделяются два разно великих сектора, отличающиеся друг от друга, как емкостью, так и инвестиционной привлекательностью. Один сектор - это предприятия, главным образом федеральной и региональной зон влияния, представляющие собой материально-техническую базу печати в традиционном понимании этого слова, обслуживающие потребности издательского комплекса. Второй сектор - это по существу уже новая совершенно самостоятельная отрасль, удовлетворяющая различные нужды народного хозяйства.

Полиграфия федерального и регионального влияния претендовать на возрождение утерянных позиций может только при условии объединения усилий всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности и властных структур. И в первую очередь это касается региональной полиграфии, поскольку именно в большинстве регионов (областных, городских, районных типографиях) материально-техническая база печати находится в крайне плачевном состоянии.

Началу работы по переустройству региональной полиграфии, по нашему мнению, должно предшествовать уточнение позиций всех заинтересованных сторон, выделение приоритетов и определение ресурсной обеспеченности решаемых проблем.

Огромное влияние на вид газет оказывает реклама. Сегодня рекламный рынок насыщается специальными предложениями, но это явление временное, реклама должна стать ежедневной и размещаться в ежедневных и еженедельных газетах общего назначения. Естественно, что реклама - это еще и экономическая основа выживания газетных изданий, она требует широкого использования цвета в ежедневных газетах. Это серьезная проблема для полиграфистов, так как приобретение газетной печатной техники, обеспечивающей качественную многокрасочную печать при соблюдении сжатых сроков выпуска ежедневных газет, потребует огромных капиталовложений. Эта проблема начинает решаться и, несомненно, она найдет решение. Те полиграфические предприятия, которые первыми предложат свои услуги на рынке сверхоперативных технологий выпуска ежедневных газет, смогут получать достаточно стабильные и высокие доходы.

Большой интерес участников конференции вызвали доклады зав. кафедрой «Полиграфические машины» проф. Е.А.Воронова и доцента кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» Е.Л.Колбиной о промышленной и научной разработках ученых факультета. На первом этапе становления факультета ее научный коллектив составили выпускники тогда еще Московского полиграфического института. Но уже начиная с первых выпусков, наиболее перспективные

в научном плане выпускники направлялись в целевую аспирантуру Московского полиграфического института, сегодня Московский государственный университет печати.

Основной упор в те годы делался на работу с предприятиями г. Омска. Наличие оборонных заводов (их финансовые возможности) и отсутствие мощной полиграфической базы, приводило к тому, что основные работы выполнялись для оборонного комплекса. Вот некоторые из них.

Для ЦКБ «Автоматика» были проведены исследования в области прецизионной фотолитографии, для изделий микроэлектроники (тонкие пленки акустикоэлектроника). Для опытного производства, для конструкторского бюро завода им. Попова был разработан и внедрен технологический процесс изготовления износоустойчивых материалов для фотолитографии (БызовА.Д., ГаниевД.Х., Шваб Ю.А.).

По заказу завода «Электроточприбор» была разработана и внедрена технология изготовления прецезионных резисторов. В этой разработке участвовал практически весь состав кафедры ТПП.

Научные контакты кафедры не ограничивались пределами Омской области. Так, в Вильнюсском институте электрографии внедрена работа по диспергированию красочных пигментов и тонеров для электрографии в ультразвуковых полях (Офицеров В.В., Щеглов С.А., Клей-нер Л.А.)

Технологический процесс линзовых растров печатным способом внедрен в НПО «ЛОМО», НПО «Титан», г Ленинград, и ОКБ Института космических исследований АН СССР (г.Фрунзе). По теме работы Щегловым С.А. защищена кандидатская диссертация.

В области фотопроцессов была разработана измерительная система оценки структурных свойств фототехнических материалов. Эта система внедрена в лаборатории ГОС НИИ Химфотопроекта, г. Москва, ЦЗЛ ПО «Тасма», г Казань, Первой Образцовой типографии, г. Москва (Шваб Ю.А., ГаниевД.Х. )

Объемные научные исследования проводились в области трафаретной печати. По нашим разработкам наносились изображения на шкалы измерительных приборов и панели первых игральных автоматов, выпускаемых заводом «Электроточприбор» (КлейнерЛ.А., Щеглов С.А ). Разработана и внедрена в производство на заводе им. Куйбышева г.Омска ротационная трафаретная машина для нанесения изображения на изделия сложной формы (ЩегловС.А., Вдовин В.М., Шваб Ю.А., БызовА.Д.)

Под руководством А Д.Вызова, Шваба Ю.А. на заводе транспортного машиностроения была спроектирована и выполнена трафаретная полуавтоматическая печатная машина.

На кафедре под руководством Ганиева Д.Х. велись научно-исследовательские работы в области цветовоспроизведения. По этой тематике защищались диссертации. Результаты исследований находили иногда неожиданное применение, например, в производстве экспортных окрашенных велосипедных шин на Омском шинном заводе (ГаниевД.Х.)

Студенты всегда были активными участниками научно-исследовательских работ. На всесоюзных и российских конкурсах студенческих работ неоднократно являлись призерами. Есть среди наград и золотые медали ВДНХ.

Последние 10 лет были достаточно трудными для факультета. Предприятия в силу экономической ситуации прекратили финансирование научно-исследовательских работ. Ушли в бизнес или на производство многие квалифицированные специалисты. Предприятия готовы оплачивать уже завершенные разработки, либо заключать краткосрочные контракты с исполнителем. Поэтому успехи в научно-исследовательской работе не столь впечатляющие. Однако работа не прерывалась. Р П.Андреев работает над переработкой серебросодержащих отработанных

растворов, разрабатывает способы изготовления металлических штампов для тиснения полиграфической продукции, что весьма актуально при выпуске упаковочной и представительской продукции.

В 1996 году доцентов Е.Л.Колбиной совместно с АО «Омскхимпром» разработана рецептура термоклея для клеевого бесшвейного скрепления КР-П. Была выпущена промышленная партия, клей прошел испытания на предприятиях Омска, Тюмени, Москвы и получил положительные отзывы.

В 2000 году успешно защитила кандидатскую диссертацию Е.Н.Балакина (научный руководитель проф. ЕАВоро-нов). Студенты Э.Писаренко, Е.Макеева, О.Король-стали победителями всероссийского конкурса на лучшую научную студенческую работу (научный руководитель проф. Е.А.Воронов).

Следовательно, несмотря на трудности, славные традиции полиграфического факультета живы и приумножаются.

Зав. кафедрой «Дизайн, реклама и технология пол и-графического производства» ОмГТУ проф. Л. М. Дмитриева обратила внимание на то, что в последние десятилетия произошли революционные изменения в полиграфическом производстве. Современная полиграфия - это уникальное сочетание одной из старейших отраслей традиционной индустрии и новейших технологий, которые еще только проходят обкатку. Впереди оказывается тот, кто правильно сориентируется в альтернативных направлениях развития. Причем современные заказчики диктуют издательствам все более высокие требования к качеству, эффективности и оперативности печатной продукции. Раньше полноцветную печать и тиснение применяли в основном при изготовлении книг в твердом переплете и выпуске музейных каталогов, сегодня эти требования предъявляются к различным брошюрам, листовкам, визиткам, этикеткам и т.д. Как показывают исследования психологов, до 90% мотивации выбора покупки того или иного товара при примерно одинаковом качестве и стоимости определяется внешним видом и привлекательностью упаковки. Этим и вызван активный рост интереса производителей к сфере упаковочного бизнеса. Причем органично связанными оказались дизайн, реклама и технология полиграфического производства.

С другой стороны/ в России вообще и в Сибирском регионе в особенности ощущается острый дефицит в инженерах-технологах полиграфического производства, специалистах высшей квалификации в области рекламы и дизайна.

С преобразованием в 2000 году кафедры «Технология полиграфического производства» Омского государственного технического университета в кафедру «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» был найден, по нашему мнению, оптимальный вариант объединения трех специальностей, как бы созданных друг для друга, друг друга дополняющих и создающих учебно-научно-производственный комплекс, позволяющий готовить специалистов наиболее экономно, успешно и по-современному.

Сегодняшний специалист в области дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства - разносторонне развитая и одаренная личность - синтетический человек XXI века. Успешная работа в сфере дизайна, рекламы и полиграфии - это непрестанный творческий труд и непрерывная учеба.

Энциклопедичность, широта мышления студента, молодого специалиста потенциально заложены в общекультурных учебных курсах. Их освоение не только расширяет кругозор молодого человека, но и профессионально его укрепляет и развивает.

Сегодня нельзя на высоком профессиональном уровне объять необъятно широкий спектр знаний, дисциплин, конкретных наук. Приходится специализироваться в какой-

то одной, отдельной области знания, чтобы быть на уровне того нового, что появляется в той области и что важно и необходимо другим людям. Сотрудничество специалистов кафедры «Дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства» университета и его специальных кафедр в учебном процессе представляется, в связи с этим, естественным и насущным.

Подводя итог вышесказанному, докладчик подчеркнул важность и своевременность союза искусства и техники в процессе подготовки инженеров-технологов полиграфического производства в Омском государственном техническом университете.

Проблеме терминологии в полиграфическом и рекламном деле был посвящен доклад профессора ОмГГУ, руководителя Омского терминологического центра Л. Б. Ткачевой. Успех международного сотрудничества обеспечивается, прежде всего, взаимопониманием, которое достигается знанием языка коммуникации и особенно подъязыка сферы сотрудничества. Поэтому широкое распространение английского языка в сфере межкультурной коммуникации, особенно в языках для специальных целей может рассматриваться как один из путей развития оптимальных средств общения во всех областях знаний на современном этапе развития мирового сообщества. Интенсивное проникновение английских терминов в другие языки мира особенно в сфере бизнеса, банковско-финансовой деятельности и информатики способствует интернационализации терминов на основе этого языка.

Возникает проблема терминологической культуры специалистов и переводчиков, участвующих в международных контактах. Достичь этого можно лишь при наличии

специалистов, владеющих профессиональной терминологией, т.е. знающих терминологию своей специальности, бизнеса и информатики, и переводчиков, владеющих знаниями о совместной деятельности и соответствующей терминологией. Причем подготовка специалистов и переводчиков должна осуществляться целенаправленно.

Программой Сибирского полиграфического форума предусматривалось несколько праздничных торжественных мероприятий, посвященных юбилею факультета, которым предшествовала серьезная подготовка. Актовый зал ОмГТУ с трудом ¿мог вместить выпускников, приехавших с Дальнего Востока, Москвы, Башкирии, Новосибирска, Екатеринбурга и пр. для встречи с родным университетом.

Ярким и, надеюсь, запоминающимся было торжественное заседание, проходившее в уютном Доме актера. Среди приглашенных - ректорат, деканы, преподаватели факультета, выпускники, студенты, представители предприятий и организаций. Ректор университета академик Н.С.Жилин, поздравив всех с юбилеем, зачитал Приказ министра образования РФ о присуждении доценту РФ.Андрееву звания «Почетный работник высшей школы», о награждении Грамотами Министерства образования РФ доцентов Е.Л.Колбиной, Л.Г.Варепо, ст.преподавателя Н.М.Ганиеву. Прозвучали многочисленные поздравления, вручены подарки. Многие лета, ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ !

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, зав. кафедрой дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства Омского государственного технического университета, д.ф.н., профессор, академикАГН.

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ А. С. ПУШКИНА

Центр правовой информации

Центр правовой информации осуществляет специализированное библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей официальными и нормативно-производственными документами на электронных носителях.

Центр правовой информации предоставляет доступ к регулярно пополняемым справочно-правовым электронным системам:

Официальные базы данных Федерального агентства правительственной связи РФ (ФАПСИ):

Банк правовых актов НТЦ "Система";

- Официальные и периодические издания правовой информации.

Законодательные и юридические документы баз данных ФАПСИ обладают легитимностью (принимаются судами к рассмотрению как официальный источник публикации)

База данных "Консультант Плюс";

База данных "Гарант".

В справочно-правовых системах представлено российское федеральное и региональное законодательство, комментарии и другая полезная информация (курсы валют, вопросы и ответы, формы документов и т. д.).

Центр правовой информации предоставляет следующие виды услуг:

Консультация или сопровождение поиска нормативно-правовых актов по условию запроса;

Просмотр выбранных актов на мониторе компьютера;

Подготовка тематических списков документов правовой тематики;

Организация коллективного и индивидуального информирования но интересующей пользователей теме;

Проведение учебных тренингов по использованию справочно-правовых систем;

Распечатка на принтере и копирование на дискету всего или части текста документа.

Ждем вас по адресу: Красный путь,11. ОГОНБ им. А. С. Пушкина. Информационно-библиографический отдел. Центр правовой информации. Тел. (381-2) 24-85-09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.