УДК 655.111/.12:378.6
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОЛИГРАФИИ В ОмПИ-ОмГТУ
С.Н. Литунов, Е.Б. Обухова
Дан исторический обзор развития полиграфического образования в регионе. Проведен статистический анализ подготовки трудовых ресурсов для полиграфии.
Ключевые слова: образование, история, полиграфия, специалист.
Роль полиграфии трудно недооценить в современном обществе, полиграфия стала крупным сектором мировой экономики. Процессы, происходящие на рынке полиграфических услуг, позволяют сделать вывод, что в структуре отечественной полиграфии все отчетливее выделяются два крупных сектора, отличающиеся друг от друга как емкостью, так и инвестиционной привлекательностью. Один сектор — предприятия, главным образом федеральной и региональной зон влияния, представляющие собой материально-техническую базу печати в традиционном понимании этого слова, обслуживающие потребности издательского комплекса. Второй сектор — новая совершенно самостоятельная отрасль, удовлетворяющая различные нужды общества.
С развитием социально-экономического пространства нашей страны полиграфическая отрасль не утратила своей актуальности, даже наоборот, сегодня полиграфия приобрела некую востребованность среди организаций, занимающихся рекламным и издательским делом. Получение высококачественной продукции при наличии хороших материалов, передовой технологии и современной техники невозможно без высококвалифицированных специалистов. Рост предоставления полиграфических услуг вызывает потребность в увеличении специально подготовленных кадров — дипломированных полиграфистов. Назревает проблема диспропорции спроса и предложения таких кадров на рынке труда, так как количество выпускников в последние десятилетия по соответствующей специальности резко сократилось.
В нашей стране только несколько вузов подготавливают специалистов квалификации «инженер-технолог полиграфического производства», которые обладают специальными знаниями и практическим навыками. Омский государственный технический университет один из таких вузов, на базе которого создана кафедра «Оборудование и технологии полиграфического производства». Немного об истории становления и развития этой кафедры.
На основании приказа МВ и ССО РСФСР № 665 от 18 сентября 1964 года в Омском политехническом институте на факультете горячей обработки металлов (ГОМ) был впервые осуществлен прием студентов в
214
количестве 100 человек для подготовки инженеров с отрывом от производства по специальностям 0515 «Полиграфические машины», 1109 «Технология полиграфического производства». Это означало, что на огромной территории Урала, Сибири и Дальнего Востока появился вуз, готовящий полиграфистов высшей категории. В 1970 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков и инженеров-технологов. Молодые специалисты (66 человек) начали свою деятельность на предприятиях Сибири, Урала и Дальнего Востока. Потребность в специалистах такого профиля в этот период времени для страны была достаточно большой, поэтому прием студентов на 1-й курс постоянно увеличивался. В 1975 году он достиг 125 человек. Общее количество выпускников за период 1970 по 1977 гг. составило 947. Они устраивались на работу мастерами участков, начальниками цехов, конструкторами и главными инженерами на полиграфических предприятиях, в научно-исследовательских и проектных институтах Москвы, Ленинграда, Владивостока, Новосибирска, Казани, Свердловска и других крупных городов страны. Около 20 % всех дипломных проектов, выполненных в 1975 году, рекомендованы к внедрению.
В 1967 году основана кафедра «Машины и технология полиграфического производства». Первым заведующим кафедрой стал кандидат технических наук И. Я. Каневский. Штат кафедры в те годы состоял из молодых преподавателей выпускников Московского полиграфического института: В. В. Офицерова, С. Я. Эпштейна, Ю. М. Валина, С. С. Валиной, Д. Х. Ганиева, Н. М. Ганиевой, Б. Н. Самойловой, В. А. Маркалёвой. Преподаватели кафедры понимали, что для получения качественного образования недостаточно только теоретической подготовки, необходимо создать материальную базу, наладить связи кафедры с передовыми предприятиями страны, повысить квалификацию преподавательского состава. В результате была создана серьёзная лабораторная база, заключены договоры с передовыми предприятиями страны, на которых студенты получали навыки профессии, учились организации производства. Распределение в советские годы было всесоюзным, наших выпускников охотно брали на работу, типографии многих городов до сих пор укомплектованы омскими выпускниками.
В 1970 году в ОмПИ образован полиграфический факультет (ПГФ). На должность декана был назначен И. Я. Каневский, и в этом же году создана кафедра «Технология полиграфического производства», заведующий В. В. Офицеров (до 1980 года) и секция «Полиграфические машины», заведующим которой был назначен С. Я. Эпштейн. В 1972 году секция «Полиграфические машины» реорганизована в кафедру «Полиграфические машины».
В 2000 году на базе кафедры «Технология полиграфического производства» создана кафедра «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства», во главе с заведующей Л. М. Дмитриевой. В 2009 го-
ду в машиностроительном институте университета создана кафедра «Оборудование и технологии полиграфического производства», заведующим которой назначен С. Н. Литунов.
Выпускники нашего вуза, приобретая знания в родном городе, востребованы во многих городах страны. Особенно отчетливо это стало заметно, когда ситуация в последние 5-6 лет в полиграфии стала меняться, в крупных городах наметился дефицит кадров. Это относится не только к Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, но и городам Центра и Юга России. К нам обращаются за выпускниками из Саратова, Ростова, Волгограда, Астрахани, Надыма, Тюмени и других городов. Естественно, есть и проблемы связанные с трудоустройством в других городах. К сожалению, уровень зарплат и стоимость съемного жилья не всегда привлекают коренных омичей, поэтому чаще всего по окончании вуза уезжают по приглашению предприятий бывшие граждане Казахстана и выходцы из сельской местности. Выпускники, оставшиеся в городе Омске, также сталкиваются с трудностями при трудоустройстве: недостойный уровень заработной платы (5 000 руб.), нехватка опыта работы на реальном производстве (как правило, на предприятия требуются специалисты, уже с опытом работы не менее 1-2 года), неудобное месторасположение предприятия (часто полиграфические предприятия расположены в промышленной зоне). Самым главным моментом остается очень низкая заработная плата полиграфистов в нашем регионе. Согласно статистике (произведен опрос выпускников групп ПТ-516, ПТ-517), из выпуска 2011 года по профессии смогли устроиться 50 % выпускников. Из выпуска 2012 года 75 % выпускников в данный момент работают по специальности как в городе Омске, так и в других городах нашей страны: Москва, Новосибирск, Саратов, Пермь, Санкт-Петербург. Это уже говорит о росте спроса на наших выпускников. Он во многом обусловлен тем, что специалистов такого уровня становится с каждым годом все меньше (рис. 1, 2), а спрос на них растет. Учитывая, что в последние 23 года большая часть выпускников уезжает из Омска в самом городе очень скоро может возникнуть дефицит инженерных полиграфических кадров.
Рис. 1. График количества выпускников по годам по специальности «Полиграфические машины» (очная форма обучения)
|||||| |||||||||||
1977 1979 1981 1983 1985 1987 1989 19911993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011
Рис. 2. График количества выпускников по годам по специальности «Технология полиграфического производства»
(очная форма обучения)
Современная молодежь вообще мало интересуется инженерными специальностями. Это общемировая проблема. В нашей стране ситуация усугубляется политическими и социальными перекосами. Существование «естественных» государственных монополий приводит к диспропорции заработных плат, например, работников тепло- и энергосистемы, работников занятых в бизнесе. Зависимость экономики РФ от экспорта ресурсов, приводит к гипертрофированному интересу молодежи к нефте-, газодобыче и переработке. По сути, имеет место реклама этих специальностей на государственном уровне, с которой другим специальностям бороться сложно. Также негативный вклад вносит реформа среднего образования, дисбаланс сложности заданий по физике и гуманитарным дисциплинам приводит к тому, что выпускники школ стремятся сдать более легкие дисциплины, такие как обществознание, история, т.е. гуманитарные (например, в 2012 году на основном этапе сдачи ЕГЭ по Омской области физику сдавало 3 689 человек, а обществознание - 6 360, почти в два раза больше), для того чтобы с наибольшей вероятностью получить высокий балл и поступить в вуз.
Поэтому необходимо решать проблему, связанную с необходимостью привлечения молодых людей для освоения инженерных специальностей, потребность в которых возрастает с каждым годом (одним из таких направлений является полиграфия). Для этого необходимо проводить на государственном уровне грамотные и активные, ориентированные на целевую аудиторию рекламные кампании, которые являются действенным средством формирования позитивного отношения молодежи к принтме-диасфере.
Начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Ю. С. Пуля в рамках круглого стола «Кадровая политика издательско-полиграфической индустрии России» заметил, что «недостаточно активно
со стороны союзов и объединений работодателей проводится разъяснительная работа, пиар базовых профессий: издателей, технологов, механиков, печатников. Усугубляют эту проблему различные высказывания о якобы скором закате полиграфии и печатных СМИ, которые дают основание молодым людям при выборе профессии зачислять полиграфические специальности в разряд неперспективных и соответственно не стремиться к овладению ими. Подобная ситуация должна заставлять общественные ассоциации и профильный бизнес искать новые возможности привлечения талантливой молодежи к обучению» [1].
Для решения многих проблем в области полиграфии необходимо произвести интеграцию процессов профильного образования, науки и бизнеса. Наряду с такими традиционными направлениями подготовки кадров, как учебно-производственная практика для студентов, разработка актуальных тем для написания выпускных квалификационных работ, совместной разработки профессиональных и образовательных стандартов. Поэтому, по мнению молодых специалистов, необходимо осуществлять подготовку кадров в соответствии с запросами потенциальных работодателей (рис. 3).
Содержание программ обучения должно бьгь актуальным, и отвечать СОЕ ре ме н Н Ы М потреб+остчм при нггмвди з би энеса и его перспективам: : 40,47 %
Бсес~оронняя поддержка научной, проектной и творческой £ЄЯТ€ЛЬНОСТУ студентов в процессе обучения: 26,9В %
Рис. 3. Распределение путей повышения престижа издательско-полиграфической сферы и привлекательности получения профильного образования
и трудоустройства
Омский государственный технический университет осуществляет подготовку кадров для полиграфии в соответствии с предъявляемыми требованиями работодателей. Например, в связи с возникновением нового направления в полиграфии — изготовление гибкой упаковки — в учебный план для полиграфистов была введена соответствующая дисциплина «Тара
и упаковка», в рамках которой обучают специалистов, подготовленных для работы в новой отрасли. Конечно, каждое новое дело требует больших инвестиций, затрат на дорогостоящее оборудование, и нехватка финансовых ресурсов тормозит процесс развития упаковочного производства в Омске, назревает вопрос о необходимости участия в развитии производства федеральных и региональных органов власти, создание информационноаналитического ресурса для поддержи принтмедиабизнеса.
27 ноября 2012 года в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям состоялся круглый стол на тему «Кадровая политика издательско-полиграфической индустрии России». Главным вопросом для обсуждения стал вопрос кадрового обеспечения издательско-полиграфической отрасли, необходимая в связи с этим разработка профессиональных стандартов и оказание помощи учебным заведениям регионального подчинения. Профессиональный стандарт — это продукт коллективной деятельности работодателей, профильных общественных структур, образовательных учреждений, координационных экспертных советов, всесторонне представляющих тенденции развития издательско-полиграфического бизнеса, его перспектив.
В 2012 году состоялась первая попытка комплексного исследования рынка труда книжной сферы. Был проведен мониторинг кадрового ресурса по четырем федеральным округам Российской Федерации: Центральный, Северо-Западный, Сибирский и Приволжский. В процессе исследования основных тенденций развития принтмедиа сферы выявлено, что для большинства респондентов насущным являются экономические аспекты производства, издательской продукции, полиграфических услуг. В результате были предложены наиболее значимые изменения в кадровой политике организаций в принтмедиабизнесе: оптимизация численности персонала, перераспределение функций между работниками компаний, избавление от ненужного кадрового балласта, приобретенного в период активного роста, уменьшение дублирующих должностей, сокращение ставок ассистентов, помощников и заместителей, сокращение численности персонала, использование кризисной ситуации для оперативного решения кадровых вопросов (увольнение по разным причинам), повышение коэффициента текучести кадров [2].
За последние годы на многих полиграфических предприятиях обновилось оборудование, возрос спрос на квалифицированных работников и соответственно упал на неквалифицированных. Поэтому получать высшее образование стало не только престижно, но и необходимо. Но, несмотря на происходящие изменения на производстве в сфере полиграфии, предприятия, занятые своими проблемами, не спешат отправлять на учебу своих сотрудников.
Все чаще заказчики полиграфической продукции и сами типографии задаются вопросом: есть ли будущее у полиграфии? Прогнозы анали-
тиков таковы, что мировой рынок полиграфических услуг, в котором происходят сейчас большие изменения, будет направлен на развитие рекламной полиграфии (например, оформление витрин) наряду с дизайном и печатью упаковок и этикеток. Г азетная печать займет более низкую ступень, а рынок книжно-журнальной продукции - самую скромную. Потребности общества меняют и саму полиграфию как отрасль промышленности. Компьютерные технологии всё эффективнее и успешнее продолжают внедряться в различные этапы полиграфического производства, происходит усовершенствование типографий. Появляются новые типы изданий: мультимедийные, где задействуются уже не только бумага и краски, но и различные носители информации. Это — устройства печатной электроники, основные преимущества которых в физических характеристиках, благодаря им можно печатать на любых подложках (в том числе и на бумаге: дорожные карты, гибкие печатные батарейки и аккумуляторы и др.). Интерес к «бумажной» печатной электронике большой. Поэтому многие издательства планируют осваивать технологии печати электронных схем, на основе существующей инфраструктуры и с помощью современного полиграфического оборудования. По мнению экспертов, через 20 лет, когда рынок печатной продукции достигнет уровня в 300 млрд долл., электронные и электрические устройства, напечатанные или ламинированные на бумагу, составят его основную часть. Таким образом, существует множество перспективных областей применения печатной электроники, уникальные преимущества которой заключаются в низкой стоимости массового производства, гибкости и возможности изготовления изделий большой площади, а также высокие темпы совершенствования изделий.
В настоящее время офсетная и цифровая печать имеют в полиграфии примерно одинаковой значение. Они все чаще объединяются или дополняют друг друга, благодаря впечатляющим инновационным разработкам, что говорит о перспективности полиграфического рынка. Флексография, которая применяется при изготовлении гибких упаковок и этикеток, уверенно занимает одно из лидирующих позиций в сфере полиграфического производства. Из вышесказанного следует, что современное полиграфическое дело не стоит на месте, оно развивается и качественно совершенствуется. Это обязывает повышать уровень подготовки специалистов в образовательных учреждениях, осваивать электронику, т.е. те дисциплины, которые помогут будущим выпускникам быть готовыми выполнять любую работу в условиях высочайших требований, предъявляемых к современным технологиям в полиграфии.
На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели, способные подготовить специалистов, соответствующих высокому уровню требований работодателей в сфере полиграфического производства. Все преподаватели кафедры имеют педагогический и производственный опыт. На кафедре преподается более 40 общепрофессиональных и специальных
дисциплин, относящихся к различным областям полиграфического производства, среди которых можно выделить: основы светотехники, системы воспроизведения цвета, технология обработки текстовой и изобразительной информации, технология формных, печатных и после печатных процессов, специальные виды печати, проектирование полиграфических машин, автоматизация технологических процессов в полиграфии, автоматизированные системы управления технологическими процессами, расчет и конструирование полиграфического оборудования и др.
Студенты и магистранты проходят производственную практику на передовых предприятиях Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, полиграфических центрах в европейской части России. Многочисленны заявки для прохождения производственной практики студентов из различных регионов страны. За студентами закрепляются рабочие места, что даёт право выпускникам быть уверенными в завтрашнем дне, осознание своей профессиональной пригодности.
Сегодня все более стал актуален вопрос о подготовке кадров широкого или основного производства с профильным образованием, специалистов способных приспосабливаться к меняющимся условиям производства, это работа на малых частных предприятиях с высокой скоростью выполнения заказов, либо на крупных предприятиях с высоким уровнем специальных знаний. Кафедра «Оборудование и технологии полиграфического производства» способна выполнить все требования и предоставить производству высококвалифицированных специалистов, которые оправдают доверие работодателя. Но в полном объеме наш вуз сможет обеспечить полиграфистами предприятия, если молодежь осознает, что полиграфия — активно развивающаяся отрасль, которая в настоящее время принимает новое современное направление. Для этого нужно решить немало задач по привлечению современной молодежи: чтобы она пошла учиться этому делу, а потом и работать в области полиграфии. Для этого нужно сформировать представление о полиграфии не только как об интересной, но и достаточно респектабельной отрасли, где можно одновременно проявлять свою фантазию и зарабатывать, а для современной молодежи это очень актуальная проблема.
Список литературы
1. Кондратьева Н. Круглый стол по кадровым проблемам // Полиграфия. 2012. № 9. С. 5.
2. Экспертный совет по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии. Кадровый потенциал издательско-полиграфической сферы // Полиграфия. 2012. № 8. С. 57-62.
3. Коротченко, А.В. Сборник статистики результатов Единого государственного экзамена, Государственной (итоговой) аттестации обучаю-
щихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии в Омской области в 2012 году / А.В. Коротченко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://omedu.ru.
Обухова Елена Борисовна, магистрант, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Литунов Сергей Николаевич, д-р техн. наук, проф., [email protected]. Россия, Омск, Омский государственный технический университет
THE ANALYSIS OF PREPARATION OF A MANPOWER FOR POLYGRAPHY
IN OMPI-OMGTU
S.N. Litunov, E.B. Obukhova
The historical review of development of printing education in the region is given. The statistical analysis ofpreparation of a manpower for polygraphy is carried out.
Key words: education, history, polygraphy, specialist.
Obukhova Elena Borisovna, undergraduate, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Litunov Sergey Nikolaevich, doctor of technical science, professor, [email protected]. Russia, Omsk, Omsk State Technical University
УДК 655.3.022.75
ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОПРОНИЦАЕМОСТИ СВАРНОГО ШВА ПОЛИМЕРНОЙ ПИЩЕВОЙ УПАКОВКИ
О.А. Тимощенко, С.Н. Литунов
Проведено исследование газопроницаемости сварного шва полимерной пищевой упаковки по разработанной методике, выполнен анализ обработки опытных данных.
Ключевые слова: газопроницаемость, сварной шов, полимерная пищевая пленка.
Полимерные плёнки занимают лидирующие позиции в мире среди различных материалов, используемых в качестве упаковочных, поскольку сохраняют высокое качество пищевых продуктов в течение длительного