Научная статья на тему 'О преодолении «Кадрового голода» в полиграфии'

О преодолении «Кадрового голода» в полиграфии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преодолении «Кадрового голода» в полиграфии»

г

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Д. ПАРШКОВ, аспирант Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Отшумела ХХ Московская международная книжная ярмарка, где можно было воочию убедиться, что в нашей стране происходит настоящий издательский бум. Легко сделать вывод, что спрос на специалистов издательского дела весьма велик, и в ближайшее время его сокращения не предвидится. Так что те молодые люди, которые выбрали своей специальностью профессию полиграфиста, без работы явно не останутся.

Круг профессий в области книжного дела весьма широк. Специалисты издательского дела — издатели, редакторы, верстальщики и ответственные секретари — ищут новых интересных авторов, создают концепцию издания, редактируют, оформляют, готовят издание к печати и продвигают его на рынок. А полиграфисты переносят все замыслы издателя на чистые листы бумаги и превращают их в книги, журналы, газеты.

Эта деятельность становится у нас все более престижной, открывающей блестящие возможности для карьеры. Не случайно конкурс в полиграфические вузы в последние годы возрос до 7—10 человек на место. И это неудивительно, учитывая тот факт, что профильных учебных заведений, прямо скажем, не хватает. Особенно это относится к полиграфическим профессиям. Высшие учебные заведения, где готовят специалистов для работы в издательствах и типографиях, можно пересчитать по пальцам. Узкоспециализированных полиграфических вузов, где каждая специальность связана с печатными процессами (допечат-ной подготовкой, редакционно-издательским делом, технологией печатных и после-печатных процессов и т.п.), в России всего два — в Москве и Санкт-Петербурге.

О преодолении «кадрового голода» в полиграфии

Аналитический центр полиграфии «Тер-ра Принт» исследовал проблему дефицита специалистов в полиграфической отрасли. В рамках исследования проведен опрос на тему «Каких специалистов не хватает в полиграфии?». Целевую группу составили руководители 60 федеральных типографий. По мнению респондентов, наибольший дефицит в отрасли приходится на квалифицированных печатников. Нехватку этих специалистов отметили 48,2% опрошенных. В категории наиболее востребованных профессий оказались также технологи (14,8%), механики и специалисты по шелкотрафаретной печати (11,1% и 9,1%). Среди дефицитных специалистов респонденты отметили инженеров (3,7%), электронщиков (7,4%) и специалистов препресса (24,8%).

Необходимо отметить, что по сравнению с крупными мегаполисами дефицит кадров в регионах более заметен.

Как же могло случиться, что на исходе второго десятилетия рыночных отношений полиграфическую отрасль России охватил «кадровый голод»? Думается, истоки кризиса лежат в просчетах, допущенных еще во времена застоя. Тогда производство собственного полиграфического оборудования не развивалось, а требуемая аппаратура закупалась в соседних странах, тоже недостаточно развитых. Кадры готовили для работы на, мягко говоря, устаревших машинах.

Сегодня почти все оборудование закупается за рубежом. В Россию поступают сложные, умные машины, а работать на них некому. Опытные печатники нередко опасаются подпускать новичков к дорогостоящей технике. Выпускников полиграфических училищ приходится переучивать в процессе работы.

Научный дебют

137

«Кадровый голод» охватил и книготорговые организации, где из-за низкой квалификации сотрудников ассортимент формируется порой из весьма сомнительных, низкопробных книг, способных лишь испортить вкус читателей. Причем каждый из участников книгоиздательского процесса «умирает в одиночку»: книготорговые предприятия, задыхаясь от нехватки кадров, тем не менее не спешат откликнуться на призыв вузов и предоставить своих специалистов для чтения лекций, проведения занятий или мастер-классов.

Думается, единственным действенным способом преодоления кадрового кризиса в полиграфии может стать отказ от этой «стратегии». Необходимо активно включиться в Болонский процесс, освоить магистерский стандарт, привести в соответствие уровень образования и профессиональные требования. Что сегодня необходимо выпускнику, чтобы соответствовать требованиям времени? Ведь изменился характер издательской деятельности, и вместе с ним изменилась и кадровая структура издательств. Во главу угла встают проблемы реализации, продажи книг. Издательствам и распространителям требуются специалисты, владеющие информационными технологиями, маркетологи, рекламщики. Традиционные для издательств работы — редактирование, корректура, вер-

стка — все чаще отдаются «на сторону», специалистам, работающ им по договору. А ведь высокая квалификация складывается из следующих показателей: компетентность, современные теоретические знания плюс практические навыки.

Сегодня немало делается для преодоления «кадрового голода». В 2004 г. в Московском государственном университете печати была открыта Школа издательского бизнеса. Это центр дополнительного профессионального образования для работников издательской отрасли. Школа функционирует в рамках проекта Тасис-Темпус «Образовательные инфраструктуры для книжного дела в России». Его задача — повышение квалификационного уровня руководителей и специалистов книгоиздательской и книготорговой отрасли. Школа также участвует в российско-британской магистерской программе по издательскому делу «BRIDGE». Этот крупный проект призван способствовать вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, взаимному признанию результатов обучения университетами разных стран.

Хочется надеяться, что совместными усилиями работников высшей школы, руководителей издательств и торговых предприятий «кадровый голод» будет успешно преодолен.

т. чикина, аспирант Учебно-профессиональная

Нижегородский государственный

педагогический университет адаптация перв°курсник°в

Многие исследователи отмечают устойчивую тенденцию к снижению уровня математической подготовки выпускников школ, неспособность большинства первокурсников оперировать большим объемом информации и выделять главное, а также несформированность у них навыков самостоятельной работы. Остается невысоким и уровень общеучебных умений и

навыков, а также уровень языковой культуры выпускников средней общеобразовательной школы.

В исследованиях, посвященных проблеме адаптации первокурсников, выделяются три аспекта: социальный, психологический и дидактический и рассматриваются различные пути ее решения. В большинстве своем они сводятся к организации струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.