Научная статья на тему 'Включение в профессию'

Включение в профессию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / STUDENTS' PRACTICAL WORK / INTEGRATED EDUCATION / PRACTICAL SKILLS AND COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров Алексей Арнольдович

В статье речь идет о проекте «интегрированное обучение», который дает возможность осуществлять практическую подготовку студентов на регулярной основе в реальных условиях издательского и книготоргового бизнеса в интересах конкретных компаний при их непосредственном участии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction into profession: the project «integrad ted education»

The project «Integrated Education» is being carried out at the faculty of publishing and journalism at Moscow State University of Printing Arts. The project is aimed at the practical training of the students on the regular basis. The students can master their skills in conditions of real publishing and book trade business.

Текст научной работы на тему «Включение в профессию»

ИТ и в области технологий классической полиграфии, которая расширяет свои возможности за счет новых форм, видов и материалов. Одна из них - эффективное применение телекоммуникационных сетей для формирования автоматизированных рабочих потоков. Требуется разработка и наладка автоматизированных систем управления, учитывающих национальные особенности действующей в стране техники, технологий и компьютерных сетей.

Разработка новых печатных материалов, новых полиграфических технологий и методов значительно уско-

ряется при опоре на результаты фундаментальной науки и при использовании специализированных пакетов прикладных программ и математических вычислений.

В целом совершенствование учебного процесса в Московском государственном университете печати осуществляется в русле тенденций развития полиграфического образования в мире. Весь учебный процесс строится на широком использовании информационных технологий, которые, несомненно, являются настоящим и будущим отечественной полиграфии и издательского дела.

NIKULCHEVE. INFORMATION TECHNOLOGIES IN POLYGRAPHY The experience of the chair of applied mathematics and system modeling in development of IT-technologies and their application in educational process is analyzed.

Keywords: IT, system modeling, printing process.

А.А. СТОЛЯРОВ, декан факультета издательского дела и журналистики

Включение в профессию

В статье речь идет о проекте «интегрированное обучение», который дает возможность осуществлять практическую подготовку студентов на регулярной основе в реальных условиях издательского и книготоргового бизнеса в интересах конкретных компаний при их непосредственном участии.

Ключевые слова: интегрированное обучение, практическая подготовка студентов, коммуникативные компетенции.

На факультете издательского дела и журналистики осуществляется проект «Интегрированное обучение». Смысл проекта в том, чтобы студент приобрел профессиональные навыки, которые в дальнейшем помогут ему быть успешным на рабочем месте, соответствующем его квалификации. Участниками проекта являются студенты старших курсов очной формы, которые обучаются по специальностям «Издательское дело и редактирование» и «Книгораспространение». В ходе уче-

бы они направляются на работу в издательства и книготорговые предприятия, выбранные в качестве учебнопроизводственных площадок. Схема интегрированного обучения заложена в расписание занятий: в первой половине дня студент специальности «Издательское дело и редактирование» работает в качестве редактора-стажера, а вечером учится в университете; расписание занятий по специальности «Книгораспространение» ориентировано на запросы книготорговых

структур и позволяет студентам работать на книготорговых предприятиях во второй половине дня.

В 2008/2009 учебном году данная схема была впервые распространена на студентов пятого курса. Тем самым интегрированное обучение составило двухлетний цикл, что должно способствовать системному решению важнейшей задачи - трудоустройству выпускников на долговременной основе.

Интегрированное обучение означает качественное изменение подхода к организации производственной практики. Прежняя схема предусматривала распределение студентов по базам практик в пределах крайне ограниченного срока (действующие государственные образовательные стандарты отводят на производственную практику по специальностям «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение» только шесть недель) на основе договорных отношений с предприятиями отрасли. Новый подход основывается на долгосрочной заинтересованности предприятий отрасли в подготовке специалиста и обеспечении его профессионального роста. Исходя из своих кадровых потребностей, предприятие само отбирает мотивированных студентов, заинтересованных в таком сотрудничестве. Начиная с 4-го курса оно оформляет со студентом трудовые отношения и постепенно расширяет его зону ответственности, подводя к уровню, который будет соответствовать квалификации выпускника Московского государственного университета печати. При этом выпускающие кафедры осуществляют учебно-методическое, консультационное обеспечение процесса закрепления студента на предприятии.

Кроме выработки профессиональных компетенций, интегрированное обучение - это еще и обучение обще-

нию, т.е. наш проект способствует формированию коммуникативных умений и навыков. Попадая в коллектив, в котором сверстников не так уж много, студент учится строить профессиональные отношения. Надо найти свое место в коллективе, уметь общаться с тем, кто тебе, может быть, и не очень нравится. Надо учиться выстраивать отношения «руководитель -подчиненный», «старший - младший». Надо уметь сдерживать себя, уметь разговаривать.

Более того, студент начинает осознавать, что от умения показать себя (в лучшем значении слова) напрямую зависит его карьерный рост.

Понимая, что нужными навыками он не обладает, студент начинает активно их приобретать. Здесь особенно велика роль руководителя практики. Его задача - напомнить, научить, подсказать, проследить, чтобы не возникло ненужного конфликта. Главное - тесное сотрудничество с учебнопроизводственной площадкой, доверительные отношения с кураторами студента.

Умение студента общаться - это экзамен и для вуза. Нужно шире применять активные формы обучения,

больше использовать ролевые, деловые игры.

В условиях финансово-экономического кризиса работать гораздо сложнее. Предприятия отрасли сейчас вынужденно живут больше сегодняшним, нежели завтрашним днем. Но очевидно и то, что успешное ведение бизнеса, как и всегда, требует постоянного внимания к подготовке кадров. И предприятия, где существуют сильные службы персонала, перспективные планы подготовки кадров, несомненно, будут проявлять интерес к интегрированному обучению.

В 2009/2010 учебном году студенты 4-го курса по специальности «Издательское дело и редактирование» проходят практику на 52 площадках. Сре-

ди них - такие известные в отрасли издательства, как «Белый город», «РИ-ПОЛ классик», «Вече», «Университетская книга», «Просвещение», «Московия», редакция газеты «Новые известия» и другие. Те, кто учится по специальности «Книгораспространение», проходят практику на 17 площадках. В их числе широкоизвестные ГУП ОЦ «Московский Дом книги», ТД «Библио-Глобус», Дом книги «Москва»,

Дом книги «Медведково», издательская группа «АСТ ».

Такие же надежные базы для производственной практики и, соответственно, для трудоустройства получили студенты 5-го курса. Студенты очной формы обучения по специальности 030901 «Издательское дело и редактирование» проходят производственную практику на 50 площадках. Среди них: НИЦ «Ладомир», ООО «Издательский дом ИНФРА-М», Издательский дом «Терра», ООО Группа компаний «Омега-Л», ЗАО Издательство «РОСМЭН», ООО Редакция газеты «ВВС сегодня», ООО Издательство «Белый город», Издательство «Просвещение», ОАО Редакция газеты «Известия» и др.

В 2009/2010 учебном году для пятикурсников специальности «Издательское дело и редактирование» (66 студентов) выбрано 50 площадок.

Для пятикурсников специальности «Книгораспространение» (23 студента) в 2009/2010 учебном году выбрано 16 площадок.

Определенная миграция студентов на пятом курсе обусловливается различными причинами. Это и невнимательное

Специальность «Издательское дело и редактирование», 4-й курс

Учебный год Количество учебнопроизводственных площадок Количество студентов

2006/2007 учебный год 39 69

2007/2008 учебный год 75 107

2008/2009 учебный год 44 64

2009/2010 учебный год 52 70

Специальность «Книгораспространение», 4-й курс

Учебный год Количество Количество

площадок студентов

2006/2007 учебный год 17 23

2007/2008 учебный год 15 23

2008/2009 учебный год 16 31

2009/2010 учебный год 17 36

Специализация «Редакторская подготовка книжных изданий», 5-й курс

Общее количество студентов Количество студентов, которые проходят производственнопреддипломную практику в тех же организациях, что и в 2008/2009 учебном году % Количество студентов, которые сменили места прохождения производственной практики %

21 18 86% 3 14%

Специализация «Издательский менеджмент», 5-й курс

Общее количество студентов Количество студентов, которые проходят производственнопреддипломную практику в тех же организациях, что и в 2008/2009 учебном году % Количество студентов, которые сменили места прохождения производственной практики %

30 18 60% 12 40%

Специализация «Редакторская подготовка периодических изданий, 5-й курс

Общее количество студентов Количество студентов, которые проходят производственнопреддипломную практику в тех же организациях, что и в 2008/2009 учебном году % Количество студентов, которые сменили места прохождения производственной практики %

15 13 87% 2 13%

Специализация «Предпринимательство в книгораспространении», 5-й курс

Общее количество студентов Количество студентов, которые проходят производственнопреддипломную практику в тех же организациях, что и в 2008/2009 учебном году % Количество студентов, которые сменили места прохождения производственной практики %

10 6 60% 4 40%

Специализация «Ассортиментно-библиографическая работа», 5-й курс

Общее количество студентов Количество студентов, которые проходят производственнопреддипломную практику в тех же организациях, что и в 2008/2009 учебном году % Количество студентов, которые сменили места прохождения производственной практики %

11 10 91% 1 9%

отношение работодателя к студентам, и ухудшение финансово-экономического климата в отрасли, и возможности претендовать на лучшие условия профессионального роста, оплаты в других организациях - на основе того практического опыта, который был приобретен на четвертом курсе. Хотя новые рабочие места студентов соответствуют

выбранной специальности, мы, конечно, будем стремиться к тому, чтобы студент при поддержке факультета находил работодателя, который был бы заинтересован в нем в среднесрочной, а еще лучше - в долгосрочной перспективе.

Жизнь убеждает, что именно интегрированное обучение позволяет

получить того самого готового специ- представители отрасли. Гарантия тому

алиста, о котором постоянно говорят - участие бизнеса в подготовке кадров.

STOLYAROVA. INTRODUCTION INTO PROFESSION: THE PROJECT «INTEGRATED EDUCATION»

The project «Integrated Education» is being carried out at the faculty of publishing and journalism at Moscow State University of Printing Arts. The project is aimed at the practical training of the students on the regular basis. The students can master their skills in conditions of real publishing and book trade business.

Keywords: integrated education, practical skills and competences, students’ practical work.

Развитие полиграфии на основе автоматизации

В статье описана деятельность кафедры автоматизации полиграфического производства по разработке автоматизированных систем управления полиграфическим процессом.

Ключевые слова: автоматизация полиграфического производства, автоматизированное полиграфическое оборудование, интегрированная система управления полиграфическим производством.

Полиграфия является одним из важнейших средств массовой коммуникации. Наряду с радио, телевидением и Интернетом она обслуживает информационные потребности современного общества. Как поставщик информационных услуг полиграфия прошла длительный путь развития от обычного машинного производства традиционных видов печатной продукции (газет, книг и журналов) по классическим технологиям высокой, офсетной и глубокой печати до современных систем компьютерной обработки цифровой информации и выпуска высококачественной полиграфической продукции с помощью автоматизированных допе-чатных, печатных и отделочных комплексов.

В отличие от других производств полиграфический процесс содержит как вещественную, так и информационную компоненты. Например, если нужно испечь хлеб, то в качестве сырья берется зерно, из которого делается мука, затем из нее замешивается

тесто и, наконец, в соответствии с рецептом готовится хлеб. В полиграфическом производстве в качестве сырья используются цифровые файлы печатаемых изображений, а на выходе мы получаем вещественную печатную продукцию. Это объединяет полиграфическое производство как с электронными средствами обработки информации, так и с процессами про-

Ю.В. ЩЕРБИНА, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.