Научная статья на тему 'СИАНЬСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ - ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ'

СИАНЬСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ - ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ / ОСНАЩЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ло Чжихуэй

В статье содержится характеристика одного из лучших концертных залов современного Китая - Сианьского концертного зала. Приводятся неизвестные отечественному читателю сведения о структуре зала, представляющего собой многофункциональный комплекс, в котором эффективно пропагандируется классическое и современное музыкальное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XI’EN CONCERT HALL - THE CENTER OF THE MUSICAL ART IN CONTEMPORARY CHINA

The article characterizes one of the best concert halls in contemporary China - Xi’en Concert Hall. Unknown information about the interior of the hall which is a multifunctional complex effectively popularizing classical and contemporary musical art is given to native readers.

Текст научной работы на тему «СИАНЬСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ - ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ»

тайского национального творчества, в полной мере отражающим его специфику. Уже прошло более полувека после смерти Абина, тем не менее композиция неизменно пользуется популярностью, вдохновляя на создание все новых ее обработок для различных традиционных китайских и европейских музыкальных инструментов, ансамблей, оркестров и пр.

9 Богатые слои общества.

10 Особенно остро проблема социального неравенства отразилась в композиции Абина «Холодный ветер ранней весной».

11 Шанхай: Издательство Ван Е, 1952.

Литература

1. «фшйш^^Ш^^» ашп т

(Ван Юй Нэ. Китайская современная музыкальная история: современность. Пекин: Высшее образование-Пресс, 2005. 291 с.)

2. «^^ЙОДФВЙ^» т (ЧжунМин Юань. Обязательная для изучения китайская национальная музыка. Пекин: Издательство Хуа Ся, 2004. 246 с.)

3. КЯОД^Ш Ш (Ань Чжэ. Оркестр на бумаге: путешествие в китайскую народную культуру. Пекин: Китайский иллюстрированный журнал, 2006. 159 с.)

4.

(Пу Хэн Цян. Священная музыкальная церемония — исследования ортодоксальной даосской музыки. Чэнду: Издательство Ба Шу, 2000. 281 с.)

5. Ш^Р^Ш ЖЙ (Син Юань. Слепой Абин. Пекин: Китайская современная народная музыка, 1990. 165 с.)

6. дашш

(Сочинения Абина / Музыкальный институт при Академии литературы и искусства. Пекин: Народная музыка, 1979. 39 с.)

Приложение

Пример 1. Эрху

Пример 2. Цзяннаньская народная мелодия в переложении для скрипки

© Ло Чжихуэй, 2015

УДК 78.078

СИАНЬСКИИ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ — ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

В статье содержится характеристика одного из лучших концертных залов современного Китая — Сианьского концертного зала. Приводятся неизвестные отечественному читателю сведения о структуре зала, представляющего собой многофункциональный комплекс, в котором эффективно пропагандируется классическое и современное музыкальное искусство.

Ключевые слова: китайская музыка, концертный зал, оснащение, менеджмент

Активное развитие концертной жизни по всему Китаю привело к появлению новых современных зданий, в которых размещены акустически совершенные залы, собирающие многочисленных любителей классической музыки. Именно в этих залах отрабатывается система функционирования музыкального искусства в условиях реалий XXI века. Подчеркнем, что на пути решения новой для полуторамиллиардной страны задачи формирования системы современных концерт-

ных учреждений стояло немало проблем. В Китае до недавнего времени не существовало условий не только для строительства новых филармонических залов. Не было главного — достаточного интереса к классической музыке за пределами восьми-десяти крупнейших городов страны. Поэтому лишь в конце прошлого века на волне музыкального «бума» тема эта приобрела практический характер. Дискутировалось несколько вариантов, среди которых победила концепция

№ 3 [37] 2015

возведения многофункциональных комплексов, сочетающих функцию пропаганды классического мирового и национального наследия и функцию развлекательного свойства, основанную на реалиях современной массовой культуры.

К числу такого рода учреждений относится Сианьский концертный зал. Он находится в одном из древнейших городов Китая, в котором две с половиной тысячи лет назад зародилась китайская государственность. Провинция Шэньси, центром которой этот город является, занимает 18-е место в стране по числу жителей (около 36 миллионов человек). В столице — около 8 миллионов жителей. Сиань — активно развивающаяся городская агломерация. В том числе и в плане культуры и искусства. Из музыкальных учреждений функционируют консерватория, оперный театр, филармония с симфоническим оркестром, хором и оркестром народных инструментов, несколько десятков музыкальных школ и студий.

Долгое время в Сиане не было современного концертного зала. Выступления местных и приезжих артистов проходили в старом зале одного из кинотеатров, не соответствовавшем профессиональным требованиям. Интенсивное развитие Китая в последнюю четверть века привело к постепенному строительству новых зданий культурного предназначения. 10 лет назад очередь дошла и до Сианя.

Ныне Сианьский концертный зал считается лучшим в северо-западном Китае. Он расположен в Новом районе Сиань Цюйцзян и является центром культурной жизни города. Общая площадь помещения огромна и составляет 80000 квадратных метров. По сути дела, это комплекс, состоящий из большого зала, камерного и эстрадного залов и других дополнительно оборудованных помещений. Большой зал вмещает более 1300 зрителей, находящийся в нем орган является единственным органом на всем северо-западе Китая.

Симфонический зал Сианьского концертного зала построен по международным специализированным стандартам высшего класса и является профессиональной сценой для исполнения симфонической, народной, эстрадной и другой музыки. Серебристого цвета зал красиво декорирован деревом и выглядит умиротворенно, торжественно и изысканно. Он состоит из партера и балкона. Зрительских мест всего насчитывается 1255, среди них 10 специализированных мест для инвалидов. Всего в партере 503 места, на балконе 2-го этажа 533 места и на балконе 3-го этажа 219 мест. В зрительном зале есть несколько входов и выходов, каждый из них оснащен звукопоглощающими и светопоглощающими устройства-

ми. Для разработки и установки акустического оборудования были приглашены специалисты со всего мира. Например, обладатель многочисленных премий Дж. Маршалл, наиболее известными работами которого являются Опера Гарнье в Париже, Гуанчжоуский оперный театр и другие арены. Акустическое оснащение Сианьского концертного зала полностью было спроектировано самим профессором Маршаллом, все его параметры соответствуют международным стандартам высшего класса.

Орган, находящийся на верхних подмостках сцены, сделан под руководством крупнейшего немецкого мастера-органостроителя Иоганна Клее. Он отличается красотой внешнего оформления, а, главное, мощным, полного диапазона звучанием, обилием различных тембров, совершенными функциональными характеристиками электронно-компьютерной системы управления, что позволяет использовать его и как солирующий и как ансамблевый инструмент.

По-иному спроектирован зал эстрадной музыки, который полностью оформлен с применением металлических конструкций. Он представляет собой пространство веерообразной формы, что обеспечивает как превосходный внешний вид, так и гарантирует равномерное распределение акустики. Зрительные места расположены в партере и на балконе, всего их 130. Зал эстрадной музыки также специально оснащен профессиональным световым освещением и звуковым оборудованием, которые главным образом используются при выступлении групп и коллективов с исполнением электроакустической музыки, концертов рок-ансамблей, проведении музыкальных салонов, встреч и других подобных мероприятий.

Еще один — камерный зал — декорирован в бело-серебристом цвете, что формирует атмосферу умиротворенности и духовного обновления. Общий вид этого зала также имеет веерообразную форму и делится на партер и балкон, всего 138 мест. В камерном зале проводятся концерты камерной музыки, сольные вечера, мастер-классы известных деятелей искусства и т. д.

Дополнительные помещения включают в себя: бизнес-центр для проведения переговоров, зал с лингафонным оборудованием, рассчитанный на 60 человек, цифровую звукозаписывающую студию, состоящую из трех комнат. Кроме этого в комплексе функционируют кофейня, бар, УШ-зал.

Особо отметим репетиционные помещения, в которых находятся два концертных рояля знаменитых фирм «Стейнвей» и «Фацциоли». В здании, помимо всего прочего, предусмотрены

гримерные, комнаты для отдыха, комнаты для дирижеров, солистов и хоровых коллективов.

Одновременно для удобства населения, центр по продаже билетов предлагает покупку билетов через Интернет, услуги по приобретению билетов по телефону, доставку билетов и другие виды услуг.

Для обеспечения профессиональной и хозяйственной деятельности, а также для административного управления залом, в июле 2009 года была организована ООО «Компания филармонического и художественного творчества Цюйцзян». Первоначально то был центр филармонического и художественного творчества Цюйцзян, созданный при участии «Компании Шэньцай — исполнительское искусство», которая стала известной в провинции Шэньси в октябре 2002 года, после учреждения и проведения «Международного музыкального фестиваля Сиань-Шэньси». Компания «Шэньцай» в течение многих лет активно развивала и расширяла сценическое искусство, продюсировала китайские показы всемирно популярных спектаклей, таких как английский мюзикл «Кошки», известные американские мюзиклы «Аида», «42-я авеню», а также обеспечивала концерты знаменитых симфонических оркестров из США, Германии, Франции и других стран. Кроме того, ею были организованы показы балетных и драма-

тических спектаклей. Общее количество выступлений достигло 300 в год с числом зрителей около 300 000 человек. В настоящее время компания «Шэньцай» собрала команду успешных менеджеров и основала ООО «Компанию филармонического и художественного творчества Цюйцзян». В планах компании создать на базе зала комплекс мирового значения, развивать и продвигать новые китайские и международные проекты. Главной же целью Сианьского концертного зала остается эффективная пропаганда классического наследия, стремление дать возможность городским жителям и гостям Сианя познакомиться с мировой классикой, не выезжая в Пекин, Шанхай или зарубежные страны. С этой задачей Сианьский концертный зал справляется вполне успешно.

На примере Сианьского концертного зала можно сделать принципиальный вывод о правильности некогда принятого на государственном уровне стратегического решения. Подобные многофункциональные комплексы на базе типовых и индивидуальных проектов возведены ныне во всех провинциальных центрах КНР. К 2020 году поставлена цель оснастить ими все города с населением свыше миллиона человек. Тем самым в орбиту высокого искусства и высоких музыкально-информационных технологий будет включено более половины населения страны.

© Ходорковская Е. С., 2015 УДК 78.01

КОНЦЕПТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ «ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

В статье реконструируется концепт музыкального произведения, оформившийся (хотя и не эксплицированный) в контексте движения Hisrotically informed performance (исторически информированного исполнительства). В отличие от классико-романтической эстетики, в рамках которой ценностный ранг художественной формы определяется ее структурными, интеллигибельными качествам, философия так называемого «аутентизма» сосредоточена на рефлексии над чувственно-звуковым аспектами музыкального феномена. За этой сменой вектора с «невидимого» на «очевидное» стоят радикальные культурные сдвиги в области институциональных практик производства, потребления и восприятия музыки.

Ключевые слова: исторически информированное исполнительство, музыкальное произведение, классическая концепция музыкальной формы, структура, саунд

«Геометры от эстетики часто жаловались только при глубоком проникновении в инстру-на Шекспира за полное отсутствие внутренне- ментальную музыку Бетховена раскрывается ее го единства и внутренней связи, тогда как более высокая обдуманность, всегда присущая истин-проникновенному взору его творения предстают ному гению и подкрепляемая изучением искус-как выросшее из одного зерна прекрасное дере- ства. Какое из инструментальных произведений во с листьями, цветами и плодами; точно так же Бетховена подтверждает все это в большей мере,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.