Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ "ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"'

КОНЦЕПТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ "ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ / СТРУКТУРА / САУНД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходорковская Елена Семеновна

В статье реконструируется концепт музыкального произведения, оформившийся (хотя и не эксплицированный) в контексте движения Hisrotically informed performance (исторически информированного исполнительства). В отличие от классико-романтической эстетики, в рамках которой ценностный ранг художественной формы определяется ее структурными, интеллигибельными качествам, философия так называемого «аутентизма» сосредоточена на рефлексии над чувственно-звуковым аспектами музыкального феномена. За этой сменой вектора с «невидимого» на «очевидное» стоят радикальные культурные сдвиги в области институциональных практик производства, потребления и восприятия музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MUSIC COMPOSITION IN THEORY AND PRACTICE OF HISTORICALLY INFORMED PERFORMANCE

An article constructs a concept of music composition formed (although inexplicitly) in the scopes of Historically Informed Performance. In contrast to Classicist and Romanticist aesthetics, which defines the axiological status of artistic form by its structural and intelligible qualities, the philosophy of so-called authenticity is concerned with the reflection over sensuall and sound aspects of music phenomenon. Behind this change of vector from an ‘invisible’ to ‘obvious’ there are radical cultural shifts that belong to the spheres of institutional practices of production, consumption, and perception of music.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ "ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"»

гримерные, комнаты для отдыха, комнаты для дирижеров, солистов и хоровых коллективов.

Одновременно для удобства населения, центр по продаже билетов предлагает покупку билетов через Интернет, услуги по приобретению билетов по телефону, доставку билетов и другие виды услуг.

Для обеспечения профессиональной и хозяйственной деятельности, а также для административного управления залом, в июле 2009 года была организована ООО «Компания филармонического и художественного творчества Цюйцзян». Первоначально то был центр филармонического и художественного творчества Цюйцзян, созданный при участии «Компании Шэньцай — исполнительское искусство», которая стала известной в провинции Шэньси в октябре 2002 года, после учреждения и проведения «Международного музыкального фестиваля Сиань-Шэньси». Компания «Шэньцай» в течение многих лет активно развивала и расширяла сценическое искусство, продюсировала китайские показы всемирно популярных спектаклей, таких как английский мюзикл «Кошки», известные американские мюзиклы «Аида», «42-я авеню», а также обеспечивала концерты знаменитых симфонических оркестров из США, Германии, Франции и других стран. Кроме того, ею были организованы показы балетных и драма-

тических спектаклей. Общее количество выступлений достигло 300 в год с числом зрителей около 300 000 человек. В настоящее время компания «Шэньцай» собрала команду успешных менеджеров и основала ООО «Компанию филармонического и художественного творчества Цюйцзян». В планах компании создать на базе зала комплекс мирового значения, развивать и продвигать новые китайские и международные проекты. Главной же целью Сианьского концертного зала остается эффективная пропаганда классического наследия, стремление дать возможность городским жителям и гостям Сианя познакомиться с мировой классикой, не выезжая в Пекин, Шанхай или зарубежные страны. С этой задачей Сианьский концертный зал справляется вполне успешно.

На примере Сианьского концертного зала можно сделать принципиальный вывод о правильности некогда принятого на государственном уровне стратегического решения. Подобные многофункциональные комплексы на базе типовых и индивидуальных проектов возведены ныне во всех провинциальных центрах КНР. К 2020 году поставлена цель оснастить ими все города с населением свыше миллиона человек. Тем самым в орбиту высокого искусства и высоких музыкально-информационных технологий будет включено более половины населения страны.

© Ходорковская Е. С., 2015 УДК 78.01

КОНЦЕПТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ «ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

В статье реконструируется концепт музыкального произведения, оформившийся (хотя и не эксплицированный) в контексте движения Hisrotically informed performance (исторически информированного исполнительства). В отличие от классико-романтической эстетики, в рамках которой ценностный ранг художественной формы определяется ее структурными, интеллигибельными качествам, философия так называемого «аутентизма» сосредоточена на рефлексии над чувственно-звуковым аспектами музыкального феномена. За этой сменой вектора с «невидимого» на «очевидное» стоят радикальные культурные сдвиги в области институциональных практик производства, потребления и восприятия музыки.

Ключевые слова: исторически информированное исполнительство, музыкальное произведение, классическая концепция музыкальной формы, структура, саунд

«Геометры от эстетики часто жаловались только при глубоком проникновении в инстру-на Шекспира за полное отсутствие внутренне- ментальную музыку Бетховена раскрывается ее го единства и внутренней связи, тогда как более высокая обдуманность, всегда присущая истин-проникновенному взору его творения предстают ному гению и подкрепляемая изучением искус-как выросшее из одного зерна прекрасное дере- ства. Какое из инструментальных произведений во с листьями, цветами и плодами; точно так же Бетховена подтверждает все это в большей мере,

чем бесконечно прекрасная и глубокомысленная симфония в c-moll? Как неудержимо влечет слушателя это дивное творение все выше и выше по лестнице звуков в духовное царство бесконечного!» [2, с. 60].

Вложенное в уста капельмейстера Крей-слера суждение Гофмана о бетховенской Пятой симфонии — парадигмальный образец немецкой романтической музыкальной эстетики. Не будет преувеличением сказать, что в эпицентре этой эстетики располагается концепт музыкального произведения, формирующийся на рубеже 1800-х годов1. В цитированном пассаже он представлен едва ли не с исчерпывающей полнотой: инструментальное сочинение, завершенное и целостное (Ergon, а не Energía), чей эстетический ранг и художественное достоинство проявляются в органической взаимосвязи разнородных элементов формы, и чье назначение — открыть воображению слушателя доступ в область внечувственно-го. Гениальное творение предназначено по своей сути, в конечном счете, не для ушей: наградой слушателю за труд, затраченный на понимание устройства музыки, является трансцендирование за пределы чувственного опыта.

Концепт произведения, утвердившийся в качестве регулятивной идеи в европейской музыкальной культуре с начала XIX века, — это не просто философская максима или поэтический троп. В реальности он обеспечивался формами и практиками музицирования, «оплотнялся» в способах бытования, распространения и восприятия музыки. Важнейшую роль в этом плане играла традиция фортепианных переложений оркестровых, ансамблевых и оперных партитур. Хорошо выполненная клавирная версия, редуцируя тембровое богатство оригинала, вознаграждала пользователя иным образом: она давала ему возможность сосредоточиться на структурных событиях формы, на ее мелодических, гармонических, ритмических процессах и отношениях, то есть осуществить ту работу, которую Гофман в цитированном пассаже называет «глубоким проникновением». Замечательно, что ни где-нибудь, а именно в «Инструментальной музыке Бетховена» Гофман (одним из первых) восславил пропедевтический потенциал клавирных переложений и сравнил мастерски исполненную на фортепиано инструментальную или оркестровую музыку с «хорошей гравюрой, снятой с большой картины» [2, с. 63]. Это меткое сравнение позволяет нам увидеть клавирную версию сквозь призму специфических достоинств монохромной репродукционной гравюры, которая, по мысли известного искусствоведа, «выявляет строение ху-

дожественной формы произведения лучше, чем это делает сам оригинал»2. Между тем именно клавирные переложения обеспечивали в XIX веке контакт с музыкой тысячам меломанов. По словам Гарольда Шонберга, «как только появлялась новая симфония, камерная музыка или даже опера, тут же появлялись и переложения — двух-или четырехручные, для одного или нескольких роялей. Так знакомились с музыкой в те дни, и это был единственный способ как для профессионалов, так и для широкой публики» [5, с. 116]. Популярность фортепиано стимулировала стремительное развитие индустрии производства инструментов. Все тот же Шонберг отмечает, что «к 1802 году благодаря усовершенствованию машин и паровому двигателю Бродвуд выпускал более четырехсот инструментов, а к 1825-му их число достигло полутора тысяч. <...> В 1750 году в Лондоне было двенадцать музыкальных магазинов. В 1824-м их стало 150» [5, с. 87]. Фортепиано, «фонограф» XIX века, главное средство распространения музыки в эту эпоху, через клавирные переложения прививало аудитории определенную культуру музыкального восприятия и понимания.

Излишне напоминать, что складывающееся в XIX в. Formenlehre конструирует свой предмет, ориентируясь на структурные свойства музыкального феномена. Классическую теорию форм интересуют события, обеспеченные двумя структурно ответственными параметрами музыкального звука — высотой и длительностью (манифестированными в тональных и ритмических соотношениях). Темброво-динамические характеристики (и предписанные композитором, и привнесенные исполнителем) в рамках этой аналитической перспективы явно акциденталь-ны. Впрочем, в редких и особенно интересных изводах музыкально-теоретической традиции они осмысливаются как аудиальные признаки-маркеры вскрытых теоретиком структурных событий, которые должны быть поняты исполнителем и артикулированы им. Теоретические системы Х. Римана, Б. Л. Яворского и (в особенности) Г. Шенкера, пафос которых определялся представлением о том, что ранг музыкального исполнения связан с пониманием композиционного замысла великого произведения, — апофеоз той эпохи в истории европейского музыкального мышления, которую, воспользовавшись формулой ученика Г. Шенкера, Ф. Зальцера, можно было бы назвать эпохой структурного слышания. Назовем в качестве ее примера лишь один, хотя и выдающийся образец — легендарную интерпретацию Фуртвенглером Девятой симфонии Бетховена, воодушевленную аналитическими

штудиями Шенкера (Фуртвенглер был настолько захвачен ими, что с 1919 года стал брать у Шенкера частные уроки), — интерпретацию, которая, по словам британского музыковеда Питера Пири, «анализирует структуру»3.

Сто лет спустя после выхода в свет гофма-новской «Крейслерианы» в Лондоне был опубликован труд Арнольда Долмеча «Интерпретация музыки XVII и XVIII веков, основанная на свидетельствах современников» (1915), вековой юбилей которого мы отмечаем в этом году. Эту книгу и поныне считают важнейшей вехой в «возрождении старой музыки», хотя на смену меланхолическому «old» со временем пришло бодрое «early», а введенный Долмечем термин «аутентизм» после жарких дебатов, развернувшихся в 1980-1990-е годы в англо-саксонском мире, был заменен «исторически информированным исполнительством» (historically informed performance, сокращенно HIP). Программа, намеченная Долмечем, предполагала не только производство вышедших из обихода инструментов (в его мастерских в Бостоне и Хейзлмире лютни, виолы, рекордеры и клавесины изготавливались в промышленных количествах), но и изучение синхронной времени создания произведения исполнительской манеры, описанной в старых трактатах и других письменных источниках. В отличие от музыковедов, ориентирующихся на фиксированный нотный текст, Долмеч интересовался тем, что в нем не зафиксировано: его волновали «паралингвистические» параметры композиции, ее звуковая оболочка, определяемая тембром инструмента и действиями исполнителя (агогикой, артикуляцией, динамикой, аппликатурой, техникой вибрато и т. д.). Отождествив произведение с его «аутентичным» звуковым обликом и понимая последний как функцию «правильного» исполнения, Долмеч завершил свой эпохальный труд фразой, которая читается как символ веры: «мы больше никому не можем позволить стоять между нами и композитором» [8, p. 471]4.

Сопоставляя интенции Шенкера и Долмеча, едва ли можно вообразить себе больший контраст. Для первого «истина» музыкального произведения воплощена в законосообразном развертывании глубинной звуковой структуры, значимые элементы которой, «просвечивающие» сквозь поверхностный фактурный слой, должны быть выявлены в акте теоретической рефлексии. Для второго «истина» — сам этот фактурный слой во всей его исторически фундированной достоверности, определенным образом устроенная «звуковая вещь», аутентичный саунд. Именно этот аутентичный саунд, «как» музыкального феномена, обеспе-

чивает нам, по версии Долмеча и его последователей, доступ к сотворенному композитором «что»: провокационное высказывание прославленного американского клавириста Малкома Билсона, заявившего, что даже величайший и тончайший музыкант, играющий на современном инструменте, не имеет шансов приблизиться к пониманию истинного смысла моцартовской музыки, демонстрирует это с полной определенностью5.

Идеология и эстетика аутентизма стала предметом растянувшейся на годы серьезной академической дискуссии, начавшейся в восьмидесятые годы прошлого века, спустя десятилетие после того, как «исторически ориентированные» ансамбли сделались неотъемлемой частью европейской музыкальной сцены. Наиболее активно эти вопросы обсуждались в американском музыковедении6. Громче других звучал в этих дебатах голос Ричарда Тарускина. Авторитетный музыковед, Тарускин в 1950-е годы возглавлял один из первых в Нью- Йорке аутентичных ансамблей, что придавало его критике инсайдерскую достоверность. В своих статьях и докладах он развивал аргументацию, которую можно свести к следующим положениям. Во-первых, абсурдно говорить об аутентичном исполнении, забывая об изменениях ценностей, контекста и, разумеется, аудитории. Во-вторых, мифология «правильного подхода» порождает тип музицирования, который приводит к стандартизации. Стремление к подлинности оборачивается предрассудками и многочисленными табу, которые учреждает сложившаяся в аутентичном движении новая исполнительская элита. Наконец, в-третьих, идеологию аутентизма можно понять только в том случае, если признать в аутентистах не пассеистов-реставраторов, а типичных модернистов, с которыми их роднит пафос «правды», сциентизм, объективизм, инженерный подход к искусству и тотальная рационализация эстетических средств. Выводом из этой критики оказывался, однако, неожиданный и изящный парадокс: самое ценное в лучших исполнительских опытах аутенти-стов — это не археологические реконструкции, а актуальные звуковые решения, рождающиеся в контексте эстетических запросов современности и находящие отклик у слушателей7.

Мы видим, что и апология, и критика «исторически информированного исполнительства» усматривают отличительную особенность этого проекта в его сосредоточенности на вопросах фонизма. Какие музыкально-исторические процессы благоприятствовали формированию подобной эстетической программы? С какими формами распространения, потребления и восприятия музыки связано ее функционирование? Можем ли

мы трактовать эту практику как культурный симптом — и если да, то о чем он свидетельствует? Попробуем по необходимости кратко наметить пути решения этих вопросов.

Ответ на первый из них кажется очевидным. Движение аутентизма естественно мыслить в контексте неуклонно возраставшего с эпохи романтизма интереса к тембру, достигшего пика в авангардных экспериментах середины прошлого века. Любопытно, что для описания некоторых композиционных новаций этого времени музыковеды пользуются понятиями, которые релевантны и для обсуждения практики аутентистов: так, В. Н. Холопова пишет о формах, организованных на основе «параметра экспрессии», в котором «ведущим элементом <...> выступает артикуляция, с контрастом звука плавного, певучего - и отрывистого, дрожащего и т. д.» [4, с. 451]. Интерес к артикуляции объединяет исполнителей, композиторов и исследователей, свидетельствуя о том, что перестройка системы классических представлений о музыкальной форме становится хорошо осознанным императивом. Скажем, Л. Н. Бере-зовчук считает, что если установившаяся в музыкальной науке система аналитических приемов выработана на базе письменно фиксированных текстов, то модальная звуковая форма, создающаяся в процессе артикуляции, требует к себе специфического подхода, поскольку «запускает» иные перцептивные механизмы [1]. Об особом значении артикуляции, хотя и в связи с совершенно иным материалом, пишет и И. И. Земцовский. Традиционные категории жанра, стиля и интонации кажутся ему не достаточными для описания музыки устной традиции. Амбициозный замысел исследователя заключается в идее концептуализировать все типы музыкальной активности, специфичные для фольклора. Артикуляция — последнее звено в цепи, в которую входит музицирование и интонирование, она «выступает своего рода инструментом фиксации музыки, естественно выработанным самой традицией» [3, с. 102].

Эти едва ли не наугад выбранные примеры теоретизирования весьма показательны. Они демонстрируют очевидный интерес к вопросам звуковой формы музыки и ее субъектам — композитору, исполнителю и слушателю, выступающим в новых для себя ролях (композиторы пользуются ресурсами исполнителей, исполнители, создавая звуковую форму, притязают на такие же лавры, что и композиторы). Письменно зафиксированный музыкальный текст оставлен заботам традиционно мыслящих аналитиков. Не вдаваясь в обсуждение этих идей, заметим, что все они явля-

ются симптомами важного и влиятельного тренда в современной музыкальной культуре: определим его в рабочем порядке как фоноцентризм.

Фоноцентризм — и здесь мы касаемся следующего вопроса — не нуждается в фортепианных переложениях. Естественной средой его обитания является мир технологий и звукозаписывающей индустрии. Осознание этого факта потребовало немалого времени. Еще в 1990 году в рецензии на публикацию материалов симпозиума «Аутентизм и ранняя музыка» Чарльз Розен с сожалением констатировал недостаток внимания к тому, что «базой движения ранней музыки — как эстетической, так и коммерческой — является звукозапись» [13, p. 206]. Действительно, значение этого способа фиксации и распространения музыки для исторического исполнительства трудно переоценить. Дело не только в том, что на первых порах, с учетом несовершенства первых реплик старых инструментов и неопытностью непривычных к ним музыкантов, «положение спасала только возможность склеивать тридцати-секундные отрезки магнитной пленки, позволявшие оркестру останавливаться каждые полминуты» [13, p. 206]. Гораздо существенней, на наш взгляд, то, что нормативная, по сути, установка аутентистов на «правильное звучание» идеально коррелирует с «духом» звукозаписывающей технологии, обеспечивающей этой норме фиксацию, тиражирование и возможность бесконечного воспроизведения. Вспомнив В. Беньямина, мы опознаем в этом самоценном саунде «экспозиционную ценность», а в интимном родстве аутентизма со звукозаписывающей индустрией — судьбу «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Эстетическая и социокультурная экспликация этого тезиса, которая и стала бы развернутым ответом на последний из сформулированных нами вопросов, ждет своего исследователя.

Примечания

1 Принято считать, что впервые представление о музыкальном произведении как об opus perfectum et absolutum появляется в трактате Николая Листения «Musica» (1537). Сходство между этим понятием и концептом, возникающим ок. 1800 г. в немецкой музыкальной эстетике, оживленно дебатируется в научной литературе, начиная со второй половины XX в. С наибольшей полнотой философское и историко-культурное содержание этой категории рассмотрено в книге Goehr L. [9].

2 Это соображение было высказано А. В. Степановым в его неопубликованном докладе «Почему я предпочитаю работать с репродукциями», сделанном на конференции «Воспроизведение как произведение искусства»

(Санкт-Петербургский государственный университет, 11-13 ноября 2013 г.). Благодарю автора за возможность ознакомиться с рукописью текста доклада.

3 Шенкеровский анализ Девятой симфонии и его влияние на исполнительскую трактовку Фуртвенглера рассмотрены в работе: Cook N. Beethoven: symphony No. 9 (Cambridge Music Handbooks). Cambridge University Press, 1993. 133 p. Мнение П. Пири мы цитируем по этому источнику.

4 Существуют разные варианты перевода этой фразы на русский язык. Английский оригинал звучит следующим образом: «We can no longer allow anyone to stand between us and the composer».

5 Такое убеждение Билсон высказал в 1980 году в статье о венском фортепиано конца XVIII в. Этот знаменитый пассаж приводит Джон Батт, автор фундаментального исследования об историческом исполнительстве, отмечая, что позднее риторика ау-тентистов смягчилась [6]. Цитату Билсона см.: [6, p. 53], выходные данные соответствующей статьи [Ibid., p. 223].

6 Хронологический обзор соответствующих материалов см. [6, p. 3-52], см. также [10] и [11].

7 В наиболее концентрированном виде эти соображения изложены в эссе «Прошедшее настоящего и настоящее прошедшего», вошедшем в книгу «Текст и акт». Ее публикация в 1995 году стала крупным научным и культурным событием (см.: [12, p. 90-154]).

Литература

1. Березовчук Л. Н. Артикуляция в музыке (К проблеме модальной звуковой формы в произведении) // Музыкальная коммуникация: сб. ст. / сост. Л. Н. Березовчук. СПб.: РИИИ, 1996. С. 187-203.

2. Гофман Э.-Т.-А. Инструментальная музыка Бетховена // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Художе -ственная литература, 1991. Т. 1. С. 57-65.

3. Земцовский И. И. Человек музицирующий — Человек интонирующий — Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация: сб. ст. / сост. Л. Н. Березовчук. СПб.: РИИИ, 1996. С. 97-104.

4. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

5. Шонберг Г. Великие пианисты. М.: Аграф, 2003. 416 с.

6. Butt J. Playing with history: the historical approach to musical performance. Cambridge University Press, 2002. 265 p.

7. Cook N. Beethoven: Symphony No. 9 (Cambridge Music Handbooks). Cambridge University Press, 1993. 133 p.

8. Dolmetsch A. The interpretation of the music of the XVIIth and XVIIIth centuries revealed by comtempo-rary evidence. London: Novello and Company, limited; New York, The H. W. Gray Co., [1915]. 493 p.

9. Goehr L. The Imaginary Museum of Musical Works: An Essay in the Philosophy of Music. Oxford University Press, 1992. 314 p.

10. Kenyon N. (Ed.) Authenticity and early music. Oxford University Press, 1988. 219 p.

11. Taruskin R., Leech-Wilkinson D., Temper ley N., Winter R. The Limits of Authenticity: A Discussion // Early Music. 1984. Vol. XII. Nr. 1. P. 3-25;

12. Taruskin R. Text and Act: Essays on Music and Performance. Oxford University Press, 1995. 392 p.

13. Rosen Ch. The benefits of authenticity // Rosen Ch. Critical entertainments: music old and new. Harvard University Press, 2000. P. 201-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.