Швейцарская система банковского обслуживания в современных условиях
Ниязбекова Шакизада Утеулиевна,
к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В данном исследовании рассматривается банковская система Швейцарии, которая основана на модели универсального банковского обслуживания. Банки могут предоставлять все основные и вспомогательные банковские услуги, такие как: прием депозитов, кредитование, управление активами, советы по инвестициям и платежные операции.
Автором отмечено, что в случае их объединения, участие в них обычно требует от универсальных банков получения двух лицензий, а именно банковской лицензии и лицензии фирмы по ценным бумагам.
Автором раскрыто то, что швейцарское законодательство не признает концепцию инвестиционного банка или любой связанной с ней категории лицензирования. Когда инвестиционные банки осуществляют деятельность по торговле ценными бумагами, то им необходима лицензия фирмы, занимающейся ценными бумагами. А вот, если их бизнес ограничен нерегулируемой деятельностью, например, консультационными услугами, им не нужна лицензия. Инвестиционные банки, не имеющие банковской лицензии, не должны использовать термин «банк» в своем корпоративном или маркетинговом названии.
Ключевые слова: банковская лицензия, банковская услуга, финансовые технологии, финансовые конгломераты, финансовые институты, инвестиционный банк.
Введение
Швейцария не является членом ЕС и не принимает никаких паспортов или иностранных лицензий на въезд в Швейцарию. Таким образом, все иностранные банки, желающие открыть физическое присутствие в Швейцарии либо через дочернюю компанию, филиал или представительство, должны сначала получить лицензию FINMA в соответствии со швейцарскими законами и нормативными актами.
В Швейцарии действует государственный банк федерального уровня (почтовый банк, выделившийся из бывшей швейцарской почтовой организации).
Кантоны могут владеть банками или управлять ими для своих собственных политических или экономических целей. Кантональные банки - это банки, созданные на основании кантонального законодательства в форме учреждения или корпорации. Для того, чтобы банк мог квалифицироваться как кантональный банк, кантон должен владеть более чем одной третью капитала и обладать более чем одной третью прав голоса в банке. Кроме того, кантон может гарантировать обязательства банка полностью или частично.
Из 24 существующих кантональных банков, 21 пользуется полной гарантией. Кантональные банки, как правило, подпадают под действие Закона о банковской деятельности, как и все другие банки (но иногда применяются некоторые специальные кантональные нормативные акты).
Методология
В работе использовались: метод дедукции использовался в целях изучения основ швейцарского законодательства. Метод анализа применялся при раскрытии процесса подачи заявления на получение банковских лицензий, а также в целях рассмотрения теоретических и практических положений. Метод систематизации применялся при рассмотрении определении ряда показателей.
Результаты исследования
В Швейцарии банковские лицензии требуются для оказания банковских услуг, поэтому коммерческие банки обычно получают разрешение Р1ЫМА, прежде чем приступать к коммерческим операциям.
Существует три типа лицензий на услуги, которые банки предлагают или намереваются предложить в Швейцарии (табл. 1).
Таблица 1. Типы лицензий на услуги коммерческих банков Швейцарии
Типы Услуги
Банковская лицензия Швейцарский банк должен подать заявку на получение банковской лицензии для получения разрешения принимать депозиты на сумму более 100 млн швейцарских франков от населения на профессиональной основе (то есть от более чем 20 человек)
Лицензия на финансовые технологии (также известная как банковская лицензия «лайт») Лицензии на финтех выдаются компаниям, в основном работающим в финансовом секторе, которые намерены принимать государственные депозиты на коммерческой основе на сумму до 100 млн швейцарских франков (или крипто-активы) или публично предлагать такие депозиты
Лицензия фирмы, торгующей ценными бумагами Лицензия дилера ценных бумаг требуется, если банк также намерен заниматься торговлей ценными бумагами или андеррайтингом ценных бумаг
а. в
см см
Источник: разработано по материалам [1-10].
Выданная банковская лицензия после ее получения включает лицензию охранной фирмы, если об этом говорится в заявлении на получение лицензии.
В 2020 году FINMA внедрила «режим малых банков», который освобождает небольшие, особенно ликвидные банки от определенных нормативных требований, в первую очередь в отношении требований к минимальному капиталу и ликвидности. Кроме того, небольшие банки снизили прозрачность и, в некоторых областях, требования к управлению.
Швейцарский закон о банковской деятельности или Федеральный закон о банках и сберегательных кассах1 раскрывает то, что предприятия, действующие главным образом в сфере финансов и выполняющие любое из следующих действий.
1. Принимать или предлагать принимать депозиты от населения на профессиональной основе на сумму более 100 млн швейцарских франков для финансирования любого количества лиц или компаний, с которыми они не образуют экономическую единицу.
2. Принимать или предлагать принимать депозиты от населения на профессиональной основе на сумму до 100 млн швейцарских франков и инвестировать или выплачивать проценты по депозитам населения.
3. Значительно рефинансировать себя с помощью кредитов более чем пяти банков, которые не владеют какими-либо значительными активами в них, для финансирования любого числа физических лиц или компаний, с которыми они не образуют собственной экономической единицы [1-7].
1 https://en.wikipedia.org/wiki/Federal_Act_on_Banks_and_ Savings_Banks
К типам банков, которым требуется разрешение для осуществления своей деятельности, относятся следующие.
• Каждый банк, легально организованный и имеющий домициль в Швейцарии (включая те, коммерческие операции которых осуществляются исключительно за рубежом, но юридическое лицо которых зарегистрировано или управление им осуществляется в Швейцарии).
• Банки, созданные по швейцарскому законодательству и контролируемые иностранными акционерами. Р1ЫМА может поставить предоставление разрешения в зависимость от дополнительных условий, которые в настоящее время являются следующими: гарантирует ли взаимность либо страна проживания иностранного банка, либо страна иностранного контролирующего корпоративного или индивидуального акционера (или обе страны) (не применимо к государствам-членам Генерального соглашения по торговле и услугам (далее - ГАТС) Всемирной торговой организации (далее - ВТО)); и указывает ли фирменное наименование банка, контролируемого за рубежом, никоим образом не на то, что банк контролируется Швейцарией.
• Иностранные банки, которые имеют банковскую лицензию в другой стране или которые используют термин «банк» или «банкир» в названии компании, целях ведения бизнеса или в переписке, считаются корпорациями, организованными в соответствии с иностранным законодательством. Этим банкам требуется лицензия, если они нанимают в Швейцарии лиц, которые работают в банке на постоянной и коммерческой основе, и таким образом открывают филиал, представительство или агентство в Швейцарии. За исключением представительств или агентств иностранных банков, все три типа банков считаются полноценными банками в соответствии со швейцарским законодательством после получения банковской лицензии от Р1ЫМА [1-10].
Физическим и юридическим лицам, на которые не распространяется действие Закона о банковской деятельности, запрещается использовать термины «банк», «банкир» или «сбережения» в названии своей компании и принимать депозиты от населения на профессиональной основе.
Новая лицензия FinTech была введена в январе 2019 г. для содействия инновациям. Это облегчает работу в первую очередь торговых платформ для виртуальных валют, которые предлагают своим клиентам счета и кошельки. Согласно измененному Закону о банковской деятельности, эти компании могут принимать государственные депозиты на сумму до 100 млн швейцарских франков без банковской лицензии, но не могут инвестировать, выплачивать или обещать выплачивать проценты по этим депозитам. Финтех-компания должна хранить средства на депозите отдельно от своих собственных средств. Если порог в 100 млн швей-
царских франков превышен, об этом необходимо сообщить в FINMA в течение 10 дней, а заявление на получение полной банковской лицензии должно быть подано в FINMA в течение 90 дней.
Финтех-компания может быть учреждена только в форме корпорации, товарищества с ограниченной ответственностью или общества с ограниченной ответственностью, а минимальный капитал составляет 300 000 швейцарских франков. Компания соответствует определенным организационным стандартам, стандартам управления рисками и комплаенса.
Лицензированная финтех-компания должна иметь зарегистрированный офис в Швейцарии и осуществлять свою основную деятельность в Швейцарии. FINMA может запросить у заявителя отчет о лицензионном аудите в рамках процедуры лицензирования. Необходимо ли это, решается на индивидуальной основе. Депозиты, предоставляемые лицензированной финтех-компании, по сравнению с депозитами, хранящимися в полноценном банке, не защищены и не пользуются привилегиями в случае банкротства или неплатежеспособности компании. Финтех-компания должна заранее проинформировать кредиторов об этом факте [1-7].
Процесс подачи заявления на получение банковских лицензий
Заявки на получение лицензии должны подаваться в Р^МА на официальном швейцарском языке, содержать общую информацию о планируемой операции и подтверждающую документацию. Руководство Р^МА, открывающееся в новом окне
для подачи заявлений на получение лицензии для банков и дилеров ценных бумаг, содержит полезную информацию о форме, необходимой для подачи заявления, и необходимых документах. Р^МА предоставляет руководство, которое открывается в новом окне для подачи заявления на получение лицензии РтТесК Общий сбор за подачу заявления не взимается, но процедурные расходы оплачивает заявитель. Требования для подачи заявления на получение банковской лицензии (табл. 2).
Таблица 2. Информация для подачи заявления на получение банковской лицензии
№ Информация о банке
1 Цель
2 Планируемая функциональная и географическая область деятельности банка в Швейцарии
3 Место деятельности
4 Существующая история
5 Деятельность материнской компании и группы
6 Описание предыдущей истории (для преобразования фирмы по ценным бумагам в банк)
Источник: разработано по материалам [1-10].
Также в таблице 3 необходимо представить информацию о планируемой капитализации и о прямом и косвенном владении акциями, информацию о лицах, ответственных за администрирование, включая подробную информацию о совете директоров и руководстве, информацию о коммерческой деятельности и внутренней организации.
Таблица 3. Информация о планируемой капитализации и о прямом и косвенном владении акциями, информация о лицах, ответственных за администрирование, включая подробную информацию о совете директоров и руководстве, информация о коммерческой деятельности и внутренней организации
Информация о планируемой капитализации и о прямом и косвенном владении акциями Информация о лицах, ответственных за администрирование, включая подробную информацию о совете директоров и руководстве Информация о коммерческой деятельности и внутренней организации
Список лиц, владеющих всеми прямыми и косвенными долями участия в размере 5% и более Резюме Подробное описание планируемой предпринимательской деятельности и процедуры
Информация о любых соглашениях и владельцах квалифицированных или решающих долей участия Рекомендации Учредительный договор. Устав ассоциации
Предписанные заявления квалифицированных акционеров Выдержки из судимостей Регулирование предпринимательской деятельности. Бизнес-план, включающий бюджеты на первые три финансовых года после выдачи лицензии. Отчет специально назначенных аудиторов об организации банка. Риски банка в отношении банков, контролируемых иностранными банками. Доказательства гарантии взаимности (если не существует отказа в соответствии с международным соглашением). Доказательства надлежащего консолидированного надзора
Окончание
Информация о планируемой капитализации и о прямом и косвенном владении акциями Информация о лицах, ответственных за администрирование, включая подробную информацию о совете директоров и руководстве Информация о коммерческой деятельности и внутренней организации
Активы в финансовых учреждениях Для заявителей, принадлежащих к группе, работающей в финансовом секторе бизнеса, информация, включающая: список консолидированных участников
Описание нормативно-правовой базы финансового сектора иностранного государства, ответственного за консолидированный надзор
Названия и адреса иностранных органов, которым поручено осуществлять надзор за группой на консолидированной основе
Текущий отчет руководства материнской компании и квалифицированных или решающих участников капитала заявителя, рекомендательные письма и оригинал доверенности
Q. в
СМ
см
Источник: разработано по материалам [1-10].
FINMA может запросить дополнительные данные или документы, которые сочтет необходимыми для принятия решения.
Заявитель имеет право на получение разрешения, если оно соответствует всем условиям. Если все требования соблюдены, FINMA издает соответствующий указ, предусматривающий получение запрашиваемой лицензии. Лицензированный банк всегда обязан уведомлять FINMA обо всех последующих поправках к бизнес-цели, сферы деятельности, капитала, а также внутренней организации банка [1-7].
Информация, которую необходимо предоставить FINMA для получения лицензии на финтех, может быть взята из Руководства FINMA по подаче заявок на получение лицензии на финтех. FINMA может запросить дополнительные данные или документы, которые сочтет необходимыми для принятия решения. Заинтересованные стороны могут представить свой проект FINMA на встрече до подачи заявки. Рассмотрение заявки FINMA обычно оплачивается.
Небольшие банки, подающие заявки на получение лицензии в режиме малого банка, должны доказать, что они соответствуют конкретным требованиям: минимальный капитал, эквивалентный коэффициенту кредитного плеча 8%, минимальный коэффициент покрытия ликвидностью (LCR) составляет 110%, коэффициент рефинансирования не менее 100%.
Иностранные заявители должны соответствовать тем же требованиям, что и швейцарские заявители. Для банков, контролируемых иностранцами, требуется дополнительная информация, в том числе:
• доказательства гарантии взаимности или существования противоречащего международного обязательства;
• согласие иностранного регулирующего органа на создание банковского представительства в Швейцарии;
• возможно, описание банковского законодательства и системы надзора в юрисдикции заявителя.
Сроки и основа для принятия решения. Процесс лицензирования обычно занимает от шести до 12 месяцев, в зависимости от качества, полноты и сложности заявки. Лицензия выдается после выполнения требований. Банки и фирмы, занимающиеся ценными бумагами (а также филиалы и представительства иностранных банков и фирм, занимающихся ценными бумагами, которые контролируются FINMA), могут запросить у FINMA сертификат, подтверждающий их лицензионный статус, за который с них взимается комиссия [1-7].
Стоимость и продолжительность. В процессе лицензирования с банка или фирмы, занимающейся ценными бумагами, взимается единовременная выплата в размере от 10 000 до 100 000 швейцарских франков на основе фактических затрат. За любые изменения FINMA взимает комиссию в размере от 3000 до 30 000 швейцарских франков. В сложных случаях FINMA может выставлять счета за процедурные расходы на почасовой основе.
Существует фундаментальная разница между частными банкирами и частными банками.
1. Частные банкиры. Согласно швейцарскому статутному праву, это лица, которые управляют банками в юридической форме индивидуальных предприятий или товариществ с ограниченной ответственностью. Отличительной чертой частных банкиров является то, что один или несколько членов компании несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам банка.
2. Частные банки обычно организованы как корпорации. Как и частные банкиры, они фокусируют свою деловую активность на управлении активами и консультировании по инвестициям состоятельных частных клиентов, причем термин «частный» описывает услуги или клиентов, на которых они сосредоточены. Кроме этого, частные банки ничем не отличаются от других банков.
Основное различие между частными банками и частными банкирами заключается в вопросе ответственности: ответственность частных банков ограничена выбранной юридической формой, в то время как частные банкиры несут неограниченную личную ответственность.
В Законе о банковской деятельности также упоминаются сберегательные банки, но использование термина «сбережения» не имеет отношения ни к организационной форме, ни к ответственности соответствующего банка [1-7].
Регулирование системно значимых финансовых институтов (SIFI)
После финансового кризиса 2007-2008 гг. швейцарские законодатели начали интенсивно работать над пересмотром банковского регулирования, и в частности Закона о банковской деятельности, с целью включения правовых положений о SIFI. Эта всеобъемлющая реформа известна под названием «Слишком масштабная, чтобы потерпеть неудачу» (TBTF). Поправка TBTF к Закону о банковской деятельности вступила в силу 01 марта 2012 г., и впоследствии структура TBTF была значительно усилена за счет нескольких поправок к Постановлению о банковской деятельности и Постановлению об достаточности капитала. Считается, что банки, финансовые группы и финансовые конгломераты, в которых доминируют банки, банкротство которых нанесло бы значительный ущерб экономике и финансовой системе Швейцарии, квалифицируются как системно значимые финансовые учреждения (SIFI), часто также называемые системно значимыми банками (SIBS), согласно пересмотренной системе. К SIFI, которые Швейцарский национальный банк (SNB) относит в качестве SIFI, предъявляются особые требования в отношении следующих: капитал, ликвидность, крупные риски и организация.
На сегодняшний день ШНБ присвоил статус SIFI двум международным банкам (G-SIBS) и трем местным банкам (D-SIBS) [1-7].
Организация банков. Юридические лица
Все виды юридических лиц (за исключением обществ с ограниченной ответственностью (GmbH)) могут действовать как банки в Швейцарии согласно Закона о банковской деятельности. Однако большинство банков Швейцарии являются корпорациями, а несколько банков - кооперативами. Большинство кантональных банков действуют в соответствии с кантональным публичным правом.
Требования FINMA к структуре банковских групп FINMA может потребовать, чтобы банк, являющийся частью финансовой группы или финансового конгломерата, подвергался надзору на консолидированном уровне, если либо: банк зарегистрирован в Швейцарии или организован в соответствии со швейцарским законодательством; де-факто эффективное управление группой осуществляется из Швейцарии. Это требование может применяться ко всем финансовым группам или конгломератам, к которым принадлежит хотя бы один банк или агентство ценных бумаг, при условии, что группа преимущественно активна в финансовом секторе и формирует экономическую/коммерческую группу.
Если Р^МА требует такого консолидированного надзора, она может установить особые требования к капиталу, ликвидности и крупным рискам на консолидированном уровне, в дополнение к индивидуальным требованиям к отдельному банку (банкам) и специальным правилам для внутренних рисков группы и по вопросам бухгалтерского учета [1-7].
Швейцария, однако, не требует создания швейцарской холдинговой компании в отношении швейцарских частей финансовой группы или конгломерата. Это соответствует общему подходу швейцарского банковского законодательства, согласно которому компании и группы компаний могут самостоятельно организовываться до тех пор, пока:
• квалифицированные акционеры, члены совета директоров и топ-менеджеры гарантируют надлежащее ведение бизнеса (проверка на соответствие требованиям);
• компании, а также группа отвечают всем требованиям в отношении капитала, ликвидности, крупных рисков и управления рисками.
Корпоративное управление
Изучим законодательные и незаконодательные правила корпоративного управления для швейцарских банков. Надлежащая внутренняя организация банка является одним из требований для выдачи и поддержания в силе банковской лицензии. В швейцарском банке должно быть функциональное и персональное разделение между надзором и управлением, это означает, что совет директоров и руководство банка должны быть двумя отдельными корпоративными органами без личного дублирования (то есть ни один член правления не может принимать активного участия в управлении, и наоборот). Совет директоров должен состоять как минимум из трех членов и несет ответственность за: основные решения, надзор и контроль.
Решения по повседневной деятельности должны приниматься исключительно руководством. Совету директоров вообще не разрешается вмешиваться в повседневную деятельность. Директора и старшие менеджеры швейцарского банка должны иметь хорошую репутацию и предоставлять все гарантии надлежащего ведения бизнеса.
Новое законодательство о корпорациях, которое вступило в силу 01 января 2023 г., где потребовало, чтобы не менее 30% членов совета директоров и 20% исполнительного совета состояли из представителей каждого пола. Несоблюдение требований не влечет за собой санкций, но причины должны быть указаны в отчете о компенсации. Для соблюдения надлежащего корпоративного управления банки с общим балансом более 100 млн швейцарских франков должны создать как минимум два комитета: комитет по аудиту и комитет по рискам. Банки с общим балансом от 15 до 100 млн швейцарских франков могут иметь один объединенный комитет. SIРI также должны создать комитет по назначениям и комитет по вознаграждениям.
сз о со от m Р от
от А
=Е
Исполнительный совет состоит из главного исполнительного директора, финансового директора. SIFI должны назначить главного специалиста по рискам в исполнительный совет [8-10].
FINMA может предъявлять дополнительные требования к управлению к SIFI, но только в объеме, необходимом для обеспечения надлежащего функционирования банка в периоды финансового или операционного стресса.
Организационные требования к банкам Банк должен точно описать сферу своей деятельности в отношении целей и географического охвата своей деятельности в своем уставе и правилах ведения бизнеса. Более конкретно, обязанности различных органов банка, включая руководство банка, также должны быть надлежащим образом определены в учредительном договоре и правилах ведения бизнеса. В этих двух корпоративных документах должны быть указаны все обязанности и компетенция директоров и менеджеров, включая их ответственность и полномочия подписывать (совместно двумя лицами). Необходимо быть уверенным, что ответственность внутри банка может быть оценена в любое время на основе этих документов (для обеспечения надлежащего надзора за руководством). Банк также должен обеспечить эффективное внутреннее разделение функций между торговлей, управлением активами и бэк-офи-сом, а также создать систему внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Учредительный договор и бизнес-правила (и любые поправки к ним) должны быть представлены и одобрены FINMA. Внешняя аудиторская фирма также должна ежегодно пересматривать эти обязательные организационные требования и сообщать о своих выводах FINMA.
FINMA может предъявлять определенные дополнительные организационные требования к SIFI, но только в объеме, необходимом для обеспечения надлежащего функционирования банка в периоды финансового или операционного стресса [8-10].
Режим надзора за управлением банками
Надзор и контроль за руководством банка обеспечивается с помощью следующих уровней или функций: совета директоров и службы комплаен-са, ответственная за урегулирование конфликтов интересов и соблюдение этического поведения, а также за обеспечение соблюдения банком: законодательные, нормативные и внутренние положения; и коммерчески доступные стандарты и кодексы поведения; система внутреннего контроля, которая контролирует повседневную деловую активность на предмет соответствия требованиям и корректности; функция внутреннего аудита и функция внешен него аудита [1-10].
^ FINMA может потребовать от службы внутрен-~ него или внешнего аудита проведения специальна ных расследований поведения руководства банка ^ или может поручить такие расследования третьим z лицам.
На основании результатов этих расследований FINMA может наказать отдельных руководителей банков выговорами, лишением соответствующей квалификации или запретить им занимать руководящие должности в поставщике финансовых услуг на срок до пяти лет.
Требования к вознаграждению означают то, что за исключением SIFI, швейцарское банковское законодательство не содержит конкретных положений о вознаграждении банковских служащих и органов. Однако с 2011 года конкретные требования и процедуры были изложены в циркуляре FINMA, озаглавленном «Минимальные стандарты для систем вознаграждения финансовых учреждений».
Пересмотренный циркуляр, вступивший в силу в июле 2017 года и с тех пор существенно не изменявшийся, должен применяться в полном объеме крупнейшими банками, дилерами ценных бумаг и страховыми компаниями. Циркуляр является ключевым руководством для всех банков и страховых компаний. Оно требует, чтобы совет директоров разрабатывал и внедрял политику вознаграждения и издавал относящиеся к ней правила. Схема вознаграждения должна иметь долгосрочную направленность и быть простой, прозрачной и подлежать исполнению.
Контрольные функции в банке должны оплачиваться таким образом, чтобы избежать конфликта интересов. Структура и уровень общего вознаграждения должны соответствовать политике банка в области управления рисками, повысить осведомленность о рисках. Переменное вознаграждение должно финансироваться за счет долгосрочных экономических показателей банка, быть выдано в соответствии с устойчивыми критериями.
Совет директоров должен включить в годовой отчет банка раздел о реализации политики вознаграждения. Для МФО Закон о банковской деятельности налагает обязательство предусмотреть в компенсационных схемах основу для возврата определенного переменного вознаграждения в случаях, когда они могут получать государственную помощь. Кроме того, вполне вероятно, что МФО попросят больше не выплачивать переменные бонусы и пересмотреть свои системы вознаграждения на будущее [5-10].
Правила управления рисками для банков
Банк должен внедрять и поддерживать адекватные и эффективные процедуры управления рисками, чтобы он мог оценивать, ограничивать и контролировать все возможные операционные и юридические риски, включая, в частности, следующие риски: рыночные, кредитные, дефолта, расчетов, ликвидности и репутационные риски.
Подразделение по управлению рисками должно быть независимым от любого ориентированного на прибыль бизнес-подразделения банка и должно отчитываться непосредственно перед исполнительным советом.
Ликвидность и достаточность капитала
Роль международных стандартов. Применение рамок достаточности капитала к швейцарским банкам.
Рамочная программа «Базель III» в целом была внедрена с 01 января 2013 г. с учетом сроков поэтапного внедрения и калибровок, предусмотренных в рамочной программе «Базель III». В целом, рамочная программа «Базель III» была внедрена без существенных изменений, но для SIFI были введены более высокие требования к капиталу.
Банк должен поддерживать адекватное соотношение между своими капитальными ресурсами и совокупными активами, взвешенными с учетом риска, в соответствии с Законом о банковской деятельности и Постановлением о достаточности капитала (CAO). Это требование применяется к банкам как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.
Несистемные банки должны иметь капитал не менее 10,5% (то есть минимальный регулятивный капитал в размере 8% плюс буфер не менее 2,5%) взвешенных по риску позиций; более крупные банки должны иметь общий капитал не менее 12,86% [5-10].
Швейцария и другие юрисдикции-участницы Базельского соглашения также могут ввести антициклический буфер капитала в диапазоне от 0% до 2,5% активов, взвешенных по риску, к январю 2019 г. Для банков с балансовой суммой не менее 250 млн швейцарских франков буфер установлен на уровне 2,5%. Швейцарский национальный банк имеет право ввести дополнительный антициклический буфер для устранения тенденций перегрева в секторе недвижимости. Первоначально введенный в 2013 г., этот буфер установлен на уровне 2%.
Для МФО применяются более высокие требования к капиталу.
• Согласно поправке 2016 г. к CAO, две швейцарские G-SIBS должны владеть нормативным капиталом для обеспечения непрерывности деятельности в размере не менее 12,86% по отношению к активам, взвешенным по риску, плюс дополнительный буфер (откалиброванный в соответствии с долей рынка и размером) до общего требования к капиталу в размере 14,3%.
• Из этого общего требования не менее 10% должно храниться в форме обыкновенного акционерного капитала уровня 1, в то время как остальная часть может храниться в форме дополнительных инструментов уровня 1 с высокой активностью, каждый в соответствии со стандартами Базеля III.
С 01 января 2019 года эти требования были распространены на швейцарские D-SIBS при условии поэтапного внедрения до 2025 г. кроме того, с 01 июня 2016 г. Швейцария ввела требование к действующим на международном уровне SIFI о создании резерва ликвидности в виде инструментов общей способности поглощать убытки (TLAC) до 2019 г. в соответствии с Регламентом TLAC Совета по финансовой стабильности (FSB) от 2015 г.
Это требование определяется в размере, равном капиталу текущей деятельности, который в настоящее время составляет 14,3% активов, взвешенных по риску. Первоначально применявшиеся только к G-SIBS, эти требования были также распространены на D-SIBs в 2019 и 2020 гг. с некоторыми изменениями и поэтапным внедрением до 2026 года [5-10].
Основные пруденциальные требования. Применение требований к ликвидности швейцарских банков. Швейцарские банки должны поддерживать определенный уровень минимальной ликвидности и резервов. Требования к ликвидности должны соблюдаться как на уровне отдельного банка, так и на уровне группы.
Качественные и количественные требования к ликвидности, которой должны обладать швейцарские банки, изложены в Федеральном постановлении Швейцарии от 30 ноября 2012 г. о ликвидности для банков с последующими поправками (Постановление о ликвидности), которое вступило в силу 01 января 2013 г. Постановление о ликвидности внедряет требования Базеля III к ликвидности в швейцарское законодательство (частично с учетом дальнейшего нормотворчества). Оно применяется ко всем швейцарским банкам и в целом требует надлежащего управления рисками ликвидности и мониторинга. Требования распределены по уровням в зависимости от типа, сложности и степени риска деятельности банка.
Банки должны поддерживать определенный уровень минимальной ликвидности и резервов. Минимальные резервные требования измеряются путем сравнения краткосрочных обязательств банка с определенными приемлемыми ликвидными активами, такими как монеты, банкноты, депозиты до востребования в Швейцарском национальном банке (SNB).
Приемлемые ликвидные активы банка должны поддерживаться на уровне не менее 33% от краткосрочных обязательств. Банки, которые держат депозиты, на которые распространяются преференции вкладчиков («привилегированные требования»), должны поддерживать более высокий уровень ликвидности по отношению к этим требованиям. Кроме того, швейцарские банки должны хранить минимальные резервы, которые состоят из монет, банкнот, деноминированных в швейцарских франках, и депозитных счетов банка до востребования в ШНБ. Это требование к резервированию изложено в Постановлении о Национальном банке и в настоящее время составляет 2,5% от средней суммы обязательств, деноминированных в швейцарских франках, на конец соответствующего трехмесячного отчетного периода. Эти требования к ликвидности должны выполняться на индивидуальной и консолидированной основе. Банки должны ежеквартально сообщать об уровне своей ликвидности аудиторам банковского надзора [5-10].
СИБ должны соответствовать более высоким стандартам капитала и обладать достаточной лик-
сз о со от m Р от
от А
=Е
видностью, чтобы иметь возможность справиться с шоком ликвидности, всегда выполняют свои платежные обязательства.
Таким образом, для SIFI применяется специальная нормативная база ликвидности в соответствии с Коэффициентом ликвидности. В соответствии с соответствующими правилами Базеля III Швейцария ввела 100%-ный коэффициент покрытия ликвидности (LCR) для SIFI в 2015 г., но на основе своего регулятивного надзора FINMA постоянно требовала от SIFI поддерживать более высокие уровни LCR. Поправка к Постановлению о ликвидности, вступившая в силу 01 июля 2022 года, подтвердила такие более высокие уровни LCR для SIFI и ввела более строгие стандартные процедуры установления и поддержания соответствия новым требованиям LCR.
Для всех остальных банков LCR был введен в 2018 году. После задержки с внедрением в ЕС и США Швейцария ввела коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR) по состоянию на 01 июля 2021 г. для всех банков, чтобы обеспечить стабильность финансирования банков в долгосрочной перспективе.
Применение требований к кредитному плечу. Требования к коэффициенту левереджа были первоначально введены для SIFI с 01 января 2015 г. и были распространены на не-SIFI с 01 января 2018 г. В настоящее время коэффициент кредитного плеча составляет 3% от общего капитала для не-SIFI и 4,5% для SIFI, плюс потенциальная надбавка. Для SIFI CAO требует, чтобы максимум 1,5% от требования могло быть выполнено за счет дополнительного капитала 1-го уровня, а не капитала CET1.
Литература
1. Буневич К.Г., Половинкина Е.С. К вопросу о финансовых и денежно-кредитных методах регулирования, применяемых ЦБ РФ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. -№ 4 (19). - С. 35-43. DOI: 10.21777/2307-61352016-4-35-43
2. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Особенности кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России» // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 3 (42). - С. 101-109. DOI: 10.21777/2587-554X-2022-3-101-109
3. Гаврилова Э.Н., Данаева К.Л. Банковский сектор России: современное состояние и тенденции развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2021. - № 1 (36). - С. 7-14. DOI:
Е 10.21777/2587-554X-2021-1-7-14 оь 4. Ковальчук В.М. Проблемы оценки банковских ~ рисков на современном этапе // Вестник Мо-сэ сковского университета им. С.Ю. Витте. Серия ~ 1: Экономика и управление. - 2013. - № 2 (4). -i С. 4-10.
5. Денисова Н.И., Чиженко И.П., Чижен-ко Л.М. Особенности кредитования малого бизнеса в системе услуг банковского сектора России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 2 (13). - С. 3-8.
6. Самородов Д.А. Основные тенденции развития банковской системы Российской Федерации на современном этапе // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. - 2022. - № 1 (31). - С. 1722. DOI: 10.21777/2587-9472-2022-1-17-22
7. Светличная А.Д. Методы и критерии оценки покупателей организации в целях формирования кредитной политики // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2021. - № 2 (37). -С. 34-41. DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-34-41
8. Овчинников В.В. Глобальная финансовая система Швейцарских банков //Актуальные проблемы Европы. - 2006. - № 2. - С. 146-165.
9. Жуков А. Д., Дворкович А.В. Швейцарскому бизнес-сообществу интересны регионы России // Банковское дело. - 2006. - № 8. - С. 7777.
10. Гютлинг Н. Изменения в области швейцарской банковской тайны и их значение для банковских клиентов // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. - 2015. - С. 312-313.
SWISS BANKING SYSTEM IN MODERN CONDITIONS
Niyazbekova S.U.
Financial University under the Government of the Russian Federation
This study examines the Swiss banking system, which is based on the universal banking service model. Banks can provide all basic and auxiliary banking services, such as: deposit acceptance, lending, asset management, investment advice and payment transactions. The author notes that in the case of their unification, participation in them usually requires universal banks to obtain two licenses, namely a banking license and a securities firm license. The author reveals that Swiss legislation does not recognize the concept of an investment bank or any related licensing category. When investment banks carry out securities trading activities, they need a license from a securities firm. But if their business is limited to unregulated activities, for example, consulting services, they do not need a license. Investment banks that do not have a banking license should not use the term «bank» in their corporate or marketing name.
Keywords: banking license, banking service, financial technologies, financial conglomerates, financial institutions, investment bank.
References
1. Bunevich K.G., Polovinkina E.S. On the issue of financial and monetary methods of regulation applied by the Central Bank of the Russian Federation // Bulletin of the Witte Moscow University. Series 1: Economics and Management. - 2016. - № 4 (19). -Pp. 35-43. DOI: 10.21777/2307-6135-2016-4-35-43
2. Kostrova Yu.B., Shibarshina O. Yu. Features of lending to individuals in PJSC "SBERBANK of RUSSIA" // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2022. - № 3 (42). - Pp. 101-109. DOI: 10.21777/2587-554X-2022-3-101-109
3. Gavrilova E.N., Danaeva K.L. Banking sector of Russia: current state and development trends // Bulletin of the Witte Moscow
University. Series 1: Economics and Management. - 2021. -№ 1 (36). - Pp. 7-14. DOI: 10.21777/2587-554X-2021-1-7-14
4. Kovalchuk V.M. Problems of bank risk assessment at the present stage // Bulletin of the S.Y. Witte Moscow University. Series 1: Economics and Management. - 2013. - № 2 (4). - Pp. 4-10.
5. Denisova N.I., Chizhenko I.P., Chizhenko L.M. Features of small business lending in the system of banking sector services in Russia // Bulletin of the S.Y. Witte Moscow University. Series 1: Economics and Management. - 2015. - № 2 (13). - 3-8.
6. Samorodov D.A. The main trends in the development of the banking system of the Russian Federation at the present stage // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 2: Legal Sciences. - 2022. - № 1 (31). - Pp. 17-22. DOI: 10.21777/2587-9472-2022-1-17-22
7. Svetlichnaya A. D. Methods and criteria for evaluating buyers of an organization in order to form a credit policy // Bulletin of the Witte Moscow University. Series 1: Economics and Management. - 2021. - № 2 (37). - Pp. 34-41. DOI: 10.21777/2587-554X-2021-2-34-41
8. Ovchinnikov V.V. The global financial system of Swiss banks // Current problems of Europe. - 2006. - No. 2. - pp. 146-165.
9. Zhukov A.D., Dvorkovich A.V. The Swiss business community is interested in the regions of Russia // Banking. - 2006. - No. 8. - pp. 77-77.
10. Gyutling N. Changes in the field of Swiss banking secrecy and their significance for banking clients // State sovereignty and the rule of law: international and national dimensions. - 2015. -pp. 312-313.