5.2.4. Финансы 5.2.4. Finance
EDN: OUVPPL
Г.Л. Авагян - д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
G.L. Avagyan - doctor of economics, professor of the Department of Finance and Credit, Krasnodar branch of the PRUE. G.V. Plekhanov;
ДА. Чирков - магистрант факультета экономики, менеджмента и торговли, Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
D.A. Chirkov - Master student of the Faculty of Economics, Management and Trade, Krasnodar branch of the PRUE. G.V. Plekhanov.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ БАНКА РОССИИ FOREIGN EXPERIENCE OF BANKING SUPERVISION AND CONTROL AND ITS USE IN THE PRACTICE OF THE BANK OF RUSSIA
Аннотация. Динамичное развитие банковского сектора России, применение инновационных технологий и изменение особенностей бизнес - моделей российских банков требуют от Банка России совершенствования действующих подходов к регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций. Широкое применение императивных норм и требований в регуляторной и надзорной деятельности Банка России не всегда позволяют регулятору и кредитным организациям учитывать изменяющиеся условия. Для повышения эффективности надзорной деятельности Банка России целесообразно изучение зарубежного опыта. В статье приведены основные принципы и методы надзорной деятельности в Швейцарии, США, Эстонии и Латвии, представлена регуляторно-надзорная деятельность Европейского центрального банка. Рассмотрены возможности использования зарубежного опыта в надзорной практике Банка России.
Abstract. The dynamic development of the Russian banking sector, the use of innovative technologies and the changing features of the business models of Russian banks require the Bank of Russia to improve existing approaches to regulation and supervision of the activities of credit institutions. The wide application of mandatory norms and requirements in the regulatory and supervisory activities of the Bank of Russia does not always allow the regulator and credit institutions to take into account changing conditions. To improve the effectiveness of the supervisory activities of the Bank of Russia, it is advisable to study foreign experience. The article presents the basic principles and methods of supervisory activities in Switzerland, the USA, Estonia and Latvia, presents the regulatory and supervisory activities of the European Central Bank. The possibilities of using foreign experience in the supervisory practice of the Bank of Russia are considered.
Ключевые слова: центральный банк, банковский надзор, банковская система, кредитная организация, Базельский комитет, Европейский центральный банк, зарубежный опыт.
Keywords: central bank, banking supervision, banking system, credit institution, Basel Committee, European Central Bank, foreign experience.
Кредитные организации как финансовые посредники обслуживают сферу денежно-кредитных отношений, и от их финансовой устойчивости и ликвидности зависит макроэкономическое равновесие в финансово-экономической сфере. Задачей центрального банка является не только использование необходимых инструментов воздействия на функционирование кредитных организаций, но и реализация эффективного банковского надзора.
Рассмотрим положительный опыт осуществления банковского регулирования в ведущих странах мира со стабильно развивающейся экономикой. В таблице 1 обобщена информация о банковском регулировании и надзоре в странах с разными моделями контроля и представлен сравнительный анализ ее с системой, действующей в России (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика российской и зарубежных систем банковского регулирования и надзора
Страна Модель контроля Орган, выполняющий функцию банковского регулирования и надзора Подотчетность органа, выполняющего функцию банковского регулирования и надзора Финансирование деятельности органа, выполняющего функцию банковского регулирования и надзора Привлечение внешних проверяющих структур
Россия Законодательное закрепление надзора центральными банками Банк России Подотчетность Банка России Государственной Думе Бесплатная основа Ежегодные аудиторские проверки независимыми аудиторскими компаниями
Швейцария Косвенная (двойная) модель контроля Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (ПЫМА) Подотчетность Федеральному Совету Налоги, которые платят проверяемые организации, штрафные санкции финансовых учреждений, нарушающие законодательство Внешние аудиторы, осуществляющие прямое наблюдение и выездные проверки
США «Смешанная» модель контроля Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС); Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД); Управление контроля денежного обращения -бюро Министерства финансов; Управление по надзору за сберегательными учреждениями; Национальная ассоциация кредитных союзов. Подотчетность Спикеру Палаты представителей США. Дважды в год сообщение о своей деятельности комитету по вопросам банков в Конгрессе. Проверка ФРС Генеральным контролером США. Финансирование за счет части сень-оража в виде процентных выплат по облигациям казначейства. Доход ФРС составляют доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД и находящиеся под контролем властей штатов.
Литва Модель кон-солидиро-ванного надзора за финансовым рынком Центральный банк Литвы Банк независим от правительства Литвы и других государственных учреждений Финансируется за счет платежей участников финансового рынка и других собственных средств Банка Литвы -
Эстония Модель единого или интегрированного надзора Центральный банк Эстонии и управление по финансовому надзору (ЕЕБА) Подотчетен Государственному Собранию, не находится в подчинении Правительства и других исполнительных учреждений государственной власти Финансируется за счет платежей участников финансового рынка и других собственных средств Банка Эстонии -
Для российского сектора интересным и полезным является рассмотрение надзорной практики Швейцарии. Швейцария относится к странам с развитой экономикой, размер ВВП на душу населения составляет 84,5 тыс. долл. США. Швейцарская банковская система функционирует более 100 лет и является стабильной. Швейцария является центром мировых финансовых потоков. Прежде всего, это связано с высоким уровнем профессионализма и надежности швейцарских банков, развитой и современной нормативно-правовой базой и системой банковского регулирования и надзора.
Регуляторная и надзорная система в Швейцарии представлена единственным органом, контролирующим весь финансовый сектор - Управлением по финансовым рынкам
Швейцарии, а центральный банк не имеет регулирующих и надзорных функций. Центральный банк отвечает за проведение денежно-кредитной политики.
Управление по финансовым рынкам Швейцарии (FINMA), это госучреждение, которое имеет особый статус юридического лица, независимого регулятора. FINMA был образован в 2007 году путем слияния трех регулирующих органов. Основными направлениями FINMA выступают, защита интересов потребителей финансовых услуг, в том числе от несостоятельности финансовых организаций, различного рода злоупотреблений и финансового мошенничества. Основной задачей данного органа является обеспечение функционирования финансовых институтов в соответствии с национальным и международным законодательством, а также содействие стабильности финансового сектора, повышение его независимости и конкурентоспособности. Хотя FINMA работает независимо, она обязана отчитываться перед Федеральным советом, который утверждает ее стратегические цели и годовой отчет перед его обнародованием. Расходы на деятельность службы покрываются за счет налогов, уплачиваемых проверяемыми организациями, а также за счет уплаты штрафных санкций финансовыми учреждениями в случае нарушения законодательства, что, в свою очередь, является стимулом для беспристрастного и качественного надзора. Помимо FINMA, аудит могут проводить и внешние аудиторы, а также саморегулируемые организации. Внешние аудиторы обеспечивают непосредственный надзор и проверки на местах, а Служба отвечает за общий надзор и правоприменение.
Банковская система надзора Швейцарии организована посредством «косвенной» двойной модели контроля. В рамках представленных полномочий, надзорный орган имеет право дать поручение сторонней аудиторской службе провести аудиторские мероприятия в отношении кредитных организаций, филиалов иностранных банков и финансовых групп, непосредственно находящиеся в поле надзорной деятельности Федерального управления по надзору за аудитом. Внешний аудитор, анализирует и изучает годовую финансовую отчетность, проверяет соответствие принципам деятельности организации, заложенным в их учредительных документах, и нормативным стандартам. FINMA требует, чтобы финансовый и нормативный аудиты были концептуально разделены и чтобы они проводились разными аудиторскими фирмами. Результаты этого вида аудита фиксируются в годовом аудиторском отчете, который предоставляется проверяемой организацией. Служба просматривает этот отчет и определяет, соблюдены ли все нормативные требования. В случае несоблюдения законов, правил и других нормативов к нарушителям применяются соответствующие меры воздействия. На практике действуют жёсткие меры воздействия, вводимые Службой по принудительной ликвидации финансовых институтов, а также санкции, которые применяются в случае несоблюдения правила «знай своего клиента».
Так, например, после мирового экономического кризиса 2008 г. требования к системообразующим банкам - UBS AG и Credit Suisse AG - были пересмотрены и усовершенствованы на законодательном уровне, которые подверглись дальнейшему анализу, поскольку размер и сложная организация этих учреждений повышают системный риск.
Швейцарская система регулирования основана исключительно на принципах и требованиях Базеля III. Поскольку рекомендации, установленные Базелем III минимальны, Швейцария традиционно устанавливает более строгие правила. Банки должны иметь дополнительный капитал в зависимости от размера и особенностей бизнеса.
К капиталу кредитных организаций и финансовых групп предъявляются минимальные требования, предполагается кумулятивный коэффициент достаточности равный 8 % активов, взвешенных с учетом риска. К системообразующим банкам предъявляются более жесткие требования к капиталу. Совокупный капитал первого уровня должен быть не менее 4,5 %, вспомогательная защита совокупного капитала первого уровня 8,5 %. В качестве дополнительной гарантированной защиты уставного капитала первого уровня, 7 % в форме уставного капитала, а оставшиеся 3 %, а также дополнительная прогрессивная составляющая может быть покрыта, в том числе конвертируемыми облигациями.
Банки уделяют особое внимание управлению кредитным риском (максимальная разрешенная концентрация риска составляет 25 % от совокупного капитала уровня в соответствии со стандартным подходом (международный стандарт SA-BIS) и подходом, основанным на внутренних рейтингах (IRB в две версии: основная IRB и расширенная IRB).
Регулирование ликвидности банковских учреждений основано на рекомендациях Базельского комитета, который предлагает два коэффициента ликвидности - коэффициент покрытия ликвидности (LCR) и коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR). Установленное значение для этих показателей - более 100 % LCR.
По состоянию на 01.01.2022 г. в Швейцарии функционирует 252 лицензированных банка:
- крупные глобальные системно значимые банки: UBS AG и Credit Suisse AG;
- системно значимые банки: Кантональный банк Цюриха и «Райффайзенбанк»;
- частично государственные банки;
- региональные и сберегательные банки;
- банки, контролируемые иностранными акционерами;
- швейцарские филиалы иностранных банков;
- частные кредитные учреждения, осуществляющие операции на фондовом рынке;
- иные кредитные организации.
Рынок банковских услуг сильно сконцентрирован с большим количеством мелких и средних банков, государственных, частных и кооперативных банков, что дает возможность поддерживать рыночную конкуренцию на высоком уровне и избегать такого негативного явления, как монополизм банковского сектора и финансового рынка.
В Российской Федерации с населением 146,1 млн человек по состоянию на 01.01.2022 г. функционирует 368 действующих кредитных организаций. Это большое количество банков, которое необходимо сокращать путем слияния или отзыва лицензий. На примере Швейцарии мы видим, что 252 банка оптимальны для 8,3 млн человек населения страны ивыполнения функций финансового посредника.
В Швейцарии ставка дисконтирования имеет отрицательное значение (- 0,75 %), в то время как в Российской Федерации это всегда положительное значение и определяется, как ключевая ставка устанавливаемая Банком России. Отрицательное значение ставки дисконтирования (ключевой ставки), прежде всего, связано с проведением политики «дешевых денег», направленной на стабилизацию цен и поддержание экономической активности. Поэтому низкая учетная ставка непосредственным образом действует на процентные ставки по активной и пассивной деятельности кредитных организаций.
Процентная ставка по кредитам в Швейцарии, колеблется от 1,89 % до 2,08 %, по депозитам, номинированным в швейцарских франках, от 0,37 % до 1,37 %. Доверие населения к банкам находится на достаточно высоком уровне. У швейцарских банков отсутствуют проблемы с ликвидностью и использованием средств для активной деятельности. Следует отметить, что безопасность швейцарских банков и их надежность подтверждаются рейтингами международных агентств.
Особенно следует выделить государственную систему страхования вкладов. В случае банкротства кредитной организации вкладчику возмещается 100000 швейцарских франков. Особая ситуация касается кантональных банков, которые по своей природе частично принадлежат государству и представляют отдельные кантональные регионы в Швейцарии. Здесь стоимость гарантийной выплаты несколько выше - 200000 франков: 100000франков от Фонда страхования вкладов и еще 100000 франков от государства. Если клиент сделал вложения в ценные бумаги, то при наступлении страхового случая, вкладчик (инвестор) получит 100% выплату своей инвестиции. Клиент кредитной организации при несостоятельности банка, в полном объеме (100 %) гарантировано получает свой возврат от всей суммы вклада, которые были открыты в банковских металлах или слитках драгоценных металлов.
Следуя политики гарантированных выплат вкладчикам, власти Швейцарии стимулируют население не только размещать свои средства в депозиты, но и в банковские металлы, ценные бумаги и иные производные финансовые инструменты.
На основе сравнительного анализа систем банковского надзора и контроля в Швейцарии и России следует выделить следующие аспекты.
Банк России, как банк первого уровня, на безвозмездной основе осуществляет мероприятия по банковскому контролю и надзору за кредитными организациями в Российской Федерации.
Система страхования вкладов в Российской Федерации также нуждается в совершенствовании.
Во-первых, необходимо рассмотреть возможность увеличения суммы гарантированного возмещения вкладчикам, что поднимет уровень доверия населения к банкам.
Во-вторых, необходимо расширить перечень вкладчиков - юридических лиц, которые гарантировано могли бы получить страховое возмещение.
В-третьих, исходя из опыта Швейцарии, рассмотреть и глубоко изучить возможность возврата вкладчику денежных средств, если он разместил их на специальных счетах, номинированных в банковских металлах.
По состоянию на 01.01.2022 г. в России осталось 368 кредитных организаций, включая с государственным участие, исключительно частные банки и банки с иностранными инвестициями. В целях здоровой конкуренции в банковском секторе немаловажно создать на законодательном уровне условия для выполнения операций, как универсальными, так и специализированными кредитными организациями.
По опыту Швейцарии целесообразно создание кооперативных банков, которые, будут успешно выполнять функции по обслуживанию организаций реального сектора экономики.
Все изложенное в совокупности положительно повлияет на следующие составлящие:
- рост инвестиций в экономику;
- увеличение налоговых отчислений в бюджет;
- рост уровня занятости и благосостояния населения.
При внедрении зарубежного опыта важно учитывать опыт Евросоюза.
Центральный банк Европейского союза (ЕЦБ) использует единую методологию, которая идет в дополнение к Механизму индивидуального мониторинга (MIC) и Процессу мониторинга и оценки (MER). Основой этой общей методологии является непрерывная оценка рисков, уровня капитала и ликвидности валюты баланса кредитных учреждений, необходимые контрольные меры, приняты кредитной организацией.
Данная методология - это результат прошлого опыта из самых лучших методологий, используемых в странах ЕС, которая на постоянной основе лишь только развивается и укрепляется регулирующими органами ЕЦБ в соответствии с событиями и условиями, происходящими в банковской сфере.
Описанная методология включает в себя три ключевых показателя:
- во-первых, система оценки рисков (СОР), которая оценивает уровни всех рисков и осуществляет мониторинг данных рисков в банке;
- во-вторых, оценка достаточности внутреннего капитала (ОДВК) кредитных организаций и достаточности внутренней ликвидности (ОДВЛ);
- в-третьих, оценка уровня капитала, ликвидности, потребности кредитной организации после оценки рисков.
Система оценки рисков, внутренняя оценка достаточности капитала и внутренняя оценка ликвидности применяет несколько этапов для проведения основательной оценки, с точки зрения количественного и качественного анализа деятельности кредитных учреждений.
Сам процесс надзора и контроля требует от регуляторов высокой ответственности за проводимые мероприятия, а именно:
- оценку и основательное изучение всех видов деятельности, механизмов и страте-
гий, реализуемых кредитными организациями;
- проведение оценки текущих и будущих рисков кредитных организаций;
- оценку влияния риска кредитной организации на общее финансовое положение.
ЕЦБ принял новый механизм банковского контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций под названием «Единый надзорный механизм» (ЕСМ). Целью этого механизма является тщательный мониторинг процесса надзора, анализ всех банковских операций и внутренних банковских моделей.
Единый надзорный механизм (ЕСМ) представляет собой совокупность органов банковского надзора, состоящую из Европейского центрального банка и национальных надзорных органов государств - членов Евросоюза (так называемые национальные компетентные органы).
Европейский центральный банк осуществляет прямой контроль над «жизненно важными институтами» еврозоны. Стоимость кредитной организации оценивается на основе нескольких критериев, которыми являются:
- общая стоимость активов кредитной организации (т.е. если она превышает 30 миллиардов евро);
- соотношение активов банка к ВВП (независимо от того, составляет ли эта доля 20 %), независимо от того, получала ли кредитная организация материальную помощь от Европейского Союза.
ЕЦБ обладает окончательными полномочиями по принятию решений в отношении этих процедур надзора и контроля, называемых «общими процедурами», которые применяются как к крупным, так и к мелким учреждениям, включающим в себя выдачу и отзыв банковских лицензий.
Новый механизм (SSM) направлен на проведение углубленного анализа различных рисков посредством систем внутреннего контроля и выездных проверок. Сроки проведения проверок кредитных учреждений различаются в зависимости от требований надзорного органа в каждой стране и необходимости в проведении таких проверок.
Благодаря новому механизму дистанционного надзора (SSM) обеспечивается:
- достоверность данных, предоставляемых банками контролирующим органам;
- доступ к достоверным результатам о финансовом состоянии банка, который возможно получить только посредством дистанционной проверки и анализа статей баланса отчётности;
- соблюдение банками правил и выполнение всех требований законодательства, на основании которых они осуществляют банковскую деятельность;
- проверка и оценка систем контроля управления рисками и представление результатов в надзорные органы, ответственные за принятие необходимых решений.
В целях корректировки опыта Европейского Союза для банковской системы России в части эффективности системы банковского надзора и контроля также может быть создано независимое надзорное ведомство по регулированию банковской надзорной деятельности финансового рынка страны.
Рассмотрим систему банковского надзора и контроля, действующую в США. На протяжении многих лет в США была создана разветвленная система банковского контроля для регулирования деятельности банков на уровне штатов и на федеральном уровне, основанная на двух правилах.
Первое правило направлено на защиту банковского сектора от банкротства и обеспечение его стабильности за счет:
- введения ограничения деятельности банков с высоким риском и низкой ликвидностью за счет установления кредитных лимитов;
- наличия действующей и рабочей схемы с 1934 года по защите банковских депозитов для поддержания ликвидности банков.
Второе правило - поддерживать конкуренцию на финансовом рынке, ограничивая
концентрацию средств в нескольких крупных банках с целью ограничения монополии капитала путем предотвращения открытия Федеральной резервной системой (ФРС) нескольких отделений в одном и том же штате. В результате такой жесткой регламентации системы банковского надзора в США сохранилась децентрализованная и фрагментированная банковская система. В Соединенных Штатах 7 000 из 15 500 банков не имеют отделений.
В связи с тем, что Федеральная резервная система США не является единственным банковским регулятором в США, а в Банке России преобладает тенденция совмещения монетарных и других функций центрального банка с банковским контролем и надзором, полагаем, что принципы функционирования системы США могут быть взяты на вооружение и применены к деятельности Центрального банка Российской Федерации в области банковского контроля и надзора.
Страны Балтии характеризуются высоким уровнем экономического развития, благосостояния и жизни населения и стабильностью банковского сектора. России необходимо детально изучить банковский сектор этих стран с точки зрения возможности адаптации положительного опыта в регуляторной и надзорной практике Банка России.
Как известно, Литва и Эстония имеют двухуровневую банковскую систему, в которой кроме местных банков, есть также филиалы иностранных кредитных организаций, различные дочерние банковские группы и их представительства. Учитывая, что данные страны являются членами ЕС, следовательно, надзорные и регуляторные процедуры выстроены в соответствии с директивами Евросоюза и требованиями Базельского комитета.
В Литве надзор за банками и всем финансовым сектором осуществляет непосредственно Центральный банк Литвы. Это независимый центральный государственный орган, который выдает лицензии и разрешения на деятельность на финансовом рынке, анализирует и контролирует состояние и функционирование кредитных организаций, соблюдение ими пруденциальных требований и нормативов.
Надзор состоит из выездного надзора (его принципы и инструменты такие же, как и в России) и дистанционного надзора, который направлен на контроль тех операций, которые характеризуются высокой степенью кредитного риска, риска ликвидности, рыночного и операционного риска. При обнаружении незначительных ошибок применяются профилактические меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а в иных случаях - меры воздействия, соответствующие нарушению.
Под применением санкций понимается использование контролирующим органом таких мер, как: штраф, временное отстранение отдельных должностных лиц, временное ограничение доступа и использования средств, размещенных на корреспондентских счетах, отзыв лицензии.
Центральный банк Эстонии и Финансовая инспекция выполняют надзорную и регулирующую деятельность в стране. Финансовая инспекция является лицензирующим органом в Эстонии, банки имеют лицензии Финансовой инспекции. Для получения разрешения (лицензии) необходимо пройти необходимую процедуру. Далее Финансовая инспекция принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии в течение 6-12 месяцев.
Закон «О кредитных организациях» предусматривает исчерпывающий перечень условий, при которых банковская лицензия прекращается или признается недействительной. Основаниями для отзыва банковской лицензии и лиц из органов управления банка, является нарушение требований законодательства Земель (в том числе размер капитала), неуплата паевого взноса в гарантийный фонд, неплатежеспособность банка, нарушение условий предоставления лицензии, недостоверная информация, а также отсутствия реального ведения бизнеса банком в течение 12 месяцев с даты регистрации кредитного учреждения.
Для учреждения банка необходимо формирование уставного капитала в размере 5 млн евро. Банк Эстонии установил ряд абсолютных (в миллионах евро) и относительных (в процентах от капитала) ограничений на кредитные и инвестиционные операции банков для кредитных учреждений. Основными видами ограничений кредитной деятельности являются концентрации риска кредитной организации на одного клиента или группу связанных лиц в
размере не более 20 % капитала и уровень выдачи крупных кредитов (не должен превышать 80 % в целом).
По законодательству страны кредит считается крупным, если он превышает 10 % от основного долга. Капитал для покрытия кредитного риска должен составлять 8-12 % активов, взвешенных с учетом риска. В случае выявления нарушений Финансовая инспекция может применить к банкам следующие меры: срок давности, наложение санкций, лишение лицензии.
Проанализировав регулятивную и надзорную практику стран Балтии, необходимо выделить следующие аспекты.
Во-первых, система банковского регулирования и надзора Литвы и Эстонии очень схожи с российской за исключением функционирования мегарегулятора. Отечественной банковской системе по примеру Эстонии целесообразно принять на вооружение инструмент в виде специального перечня (реестра) наказаний в Банке России при содействии органов государственной власти. В данный реестр подлежат включению сведения и данные о высших должностных лицах кредитных организаций, а также о бенефициарных владельцах и номинальных собственниках в случае доказанного в их действиях/бездействиях умышленного доведения банковских учреждений до банкротства, мошенничества, злоупотреблений, причинивших материальный ущерб банку и его клиентам.
Грамотно выстроенная система надзорного блока и система управления банковскими рисками выступают одним из важнейших систем во всех странах с развитой экономикой. В большинстве случаев банковское регулирование и надзор осуществляют центральные банки (например, в России, Литве и Эстонии). Надзорный орган в США представлен Центральным банком и государственными органами, в Швейцарии существует самостоятельный независимый надзорный орган.
Центральному банку Российской Федерации необходимо использовать положительный опыт развитых стран в практике надзора и контроля за банками. По примеру Швейцарии в России необходимо совершенствовать систему страхования вкладов -необходимо увеличить размер гарантии и рассмотреть предложение по возврату средств при вложении в драгоценные металлы.
Эстония создала так называемый санкционный реестр, который может заинтересовать Банк России. В этот реестр могут быть включены данные о руководителях банков, главных бухгалтерах, топ-менеджерах, собственниках в случае наличия признаков преднамеренного банкротства банковских организаций, мошенничества и злоупотреблений в банке.
Также можно использовать положительный опыт Банка Европейского Союза по выявлению системного риска с помощью Совокупного индекса системного риска (индекс ISR), который позволит количественно оценить склонность банковского сектора к системному риску.
Таким образом, использование положительного опыта зарубежных стран в организации банковского надзора и контроля имеет важное значение для процесса совершенствования надзорной деятельности Банка России.
Источники:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 30.12.2021 N 484-ФЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/.
2. Банковский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.
3. Гальпер, М.А. Цифровая трансформация банков: опыт Швейцарии// Экономика и управление. 2020;26(2):199-204. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-199-204.
4. Давыдова, Е.Ю. Особенности организации дистанционного банковского надзора в России // Деньги и кредит. 2021. №5. С.12-19.
5. Лифшиц И.М. Специфика правового регулирования банковской деятельности в ЕС //Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №8. 108-118 С.
6. Регулирование банковских услуг в Швейцарии //https://iqdecision.com/regulirovanie-bankovskih-uslug-v-shvejcarii/.
7. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru. References:
1. Federal Law No. 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (as amended of December 30, 2021 N 484-FZ) // http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_37570/
2. Banking supervision in the Russian Federation: textbook / T. E. Rozhdestvenskaya, A. G. Guznov. M.: Norma: INFRA-M, 2018.
3. Galper, M.A. Digital Transformation of Banks: Swiss Experience// Economics and Management. 2020;26(2):199-204. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-199-204.
4. Davydova, E.Yu. Features of the organization of remote banking supervision in Russia // Money and credit. 2021. №5. pp.12-19.
5. Lifshits I.M. Specificity of legal regulation of banking activities in the EU // Russian Foreign Economic Bulletin. 2018. No. 8. 108-118 C.
6. Regulation of banking services in Switzerland //https://iqdecision.com/regulirovanie-bankovskih-uslug-v-shvejcarii/.
7. Official site of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: www.cbr.ru.
EDN: RJFITE
К.Н. Морозова - обучающаяся факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, [email protected],
K.N. Morozova - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar;
Научный руководитель: А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия,
Scientific supervisor: A.A. Khramchenko - candidate of economics, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar.
ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ EVOLUTION OF FINANCIAL POLICY IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматривается эволюция финансовой политики с времен древней Руси до современной России в лицах политических и экономических деятелей. Данная тема является актуальной, так как, во-первых, каждый человек должен знать историю Отечества и уметь оперировать знаниями, а во -вторых, финансовая политика касается тесно не только государства, но и влияет на обычное население, в том числе, на его доходы и расходы. Чтобы представленная информация для читателя была полезнее, в данной статье приводятся интересные факты, даты, функции различных органов, а также, вклад знаменитых личностей в финансовую систему России. В заключении работы проводится анализ финансовой политики, ее роли в экономике, а также, влияние на нее, в целом, выдающимися политиками и финансистами.
Abstract. The article discusses the evolution of financial policy from the time of ancient Russia to modern Russia in the faces of political and economic figures. This topic is relevant, because, firstly, each person must know the history of the Fatherland and be able to operate with knowledge, and secondly, financial policy is closely related to not only the state, but also affects the ordinary population, including its income and expenses. To make the information presented for the reader more useful, this article provides interesting facts, dates, functions of various bodies, as well as the contribution of famous personalities to the financial system of Russia. At the end of the work, an analysis of financial policy, prominent politicians and financiers in general, carry out its role in the economy, as well as the impact on it.
Ключевые слова: финансовая политика, финансы, министерство, экономика, доходы, расходы, государство, бюджет, управление.
Keywords: financial policy, finance, ministry, economy, income, expenses, state, management.
Финансовая политика берет своё начало из Древней Руси, примерно 9 век. В то время предместниками финансовых органов были княжеские казначеи, а основным доходным источником государства являлась княжеская казна.