Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА БАНКА РОССИИ'

ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА БАНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авагян Г.Л., Чирков Д.А.

Надзорная деятельность Банка России является сегодня областью острых дискуссий от оценки эффективности функции банковского надзора до недостаточной работы в области раннего выявления проблемных кредитных организаций. Для Банка России в современных условиях особое значение приобретает внедрение в контрольно-надзорную деятельность риск - ориентированного подхода, использование комплекса мероприятий по реализации пропорционального банковского надзора. Поиск наиболее эффективных инструментов реализации банковского надзора свидетельствует о неудовлетворяющей результативности надзорной функции Банка России. Указанное в полной мере можно отнести и к такой важной разновидности банковского надзора, как дистанционный надзор за деятельностью кредитных организаций. Таким образом, рассматриваемая проблема дистанционного банковского надзора актуализируется в связи с выполнением надзорных функций Банком России в условиях пандемии и ограниченных возможностей по осуществлению контактного банковского надзора, а также недостаточной эффективностью механизма его практической реализации. Предметом рассмотрения в данной статье являются вопросы совершенствования и повышения эффективности дистанционного банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Выявлены особенности его проведения, принципы организации и основные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE SUPERVISION AS ONE OF THE ELEMENTS OF PRUDENTIAL SUPERVISION OF THE BANK OF RUSSIA

The supervisory activity of the Bank of Russia is an area of acute debate today, from assessing the effectiveness of the banking supervision function to insufficient work in the field of early detection of problematic credit institutions. Today, the Bank of Russia is developing and consistently implementing a whole range of measures reflecting a risk-oriented approach, reorientation to the introduction of the concept of proportional banking supervision. The search for the most effective tools for the implementation of banking supervision testifies to the unsatisfactory effectiveness of the supervisory function of the Bank of Russia. This can be fully attributed to such an important type of banking supervision as remote supervision of the activities of credit institutions. Thus, the problem under consideration is actualized by the continuing ambiguous understanding of remote banking supervision, its place and role in the system of banking regulation, as well as the insufficient effectiveness of the mechanism of its practical implementation. The subject of consideration in this article is the issues of improving and increasing the effectiveness of remote banking supervision over the activities of credit institutions. The features of its implementation, the principles of organization and the main directions of development are revealed.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА БАНКА РОССИИ»

5.2.4. Финансы (экономические науки)

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-381-389

Г.Л. Авагян - д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет», 9882423862@mail.ru,

G.L. Avagyan - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit, Krasnodar Branch of the Russian University of Economics;

Д.Л. Чирков - магистрант программы магистратуры Финансовая экономика, Краснодарский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет», chirkovden@mail.ru,

D.A. Chirkov - master's student of the Master's degree program in Financial Economics, Krasnodar branch of the Russian University of Economics.

ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА БАНКА РОССИИ REMOTE SUPERVISION AS ONE OF THE ELEMENTS OF PRUDENTIAL SUPERVISION OF THE BANK OF RUSSIA

Аннотация. Надзорная деятельность Банка России является сегодня областью острых дискуссий от оценки эффективности функции банковского надзора до недостаточной работы в области раннего выявления проблемных кредитных организаций. Для Банка России в современных условиях особое значение приобретает внедрение в контрольно-надзорную деятельность риск - ориентированного подхода, использование комплекса мероприятий по реализации пропорционального банковского надзора. Поиск наиболее эффективных инструментов реализации банковского надзора свидетельствует о неудовлетворяющей результативности надзорной функции Банка России. Указанное в полной мере можно отнести и к такой важной разновидности банковского надзора, как дистанционный надзор за деятельностью кредитных организаций.

Таким образом, рассматриваемая проблема дистанционного банковского надзора актуализируется в связи с выполнением надзорных функций Банком России в условиях пандемии и ограниченных возможностей по осуществлению контактного банковского надзора, а также недостаточной эффективностью механизма его практической реализации.

Предметом рассмотрения в данной статье являются вопросы совершенствования и повышения эффективности дистанционного банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Выявлены особенности его проведения, принципы организации и основные направления развития.

Abstract. The supervisory activity of the Bank of Russia is an area of acute debate today, from assessing the effectiveness of the banking supervision function to insufficient work in the field of early detection of problematic credit institutions. Today, the Bank of Russia is developing and consistently implementing a whole range of measures reflecting a risk-oriented approach, reorientation to the introduction of the concept of proportional banking supervision. The search for the most effective tools for the implementation of banking supervision testifies to the unsatisfactory effectiveness of the supervisory function of the Bank of Russia. This can be fully attributed to such an important type of banking supervision as remote supervision of the activities of credit institutions.

Thus, the problem under consideration is actualized by the continuing ambiguous understanding of remote banking supervision, its place and role in the system of banking regulation, as well as the insufficient effectiveness of the mechanism of its practical implementation.

The subject of consideration in this article is the issues of improving and increasing the effectiveness of remote banking supervision over the activities of credit institutions. The features of its implementation, the principles of organization and the main directions of development are revealed.

Ключевые слова: банковский надзор, дистанционный надзор, банковские риски, мегарегуля-тор, пруденциальный надзор.

Keywords: banking supervision, remote supervision, banking risks, mega-regulator, prudential supervision.

Современные условия развития мировой банковской системы характеризуются глобализацией процессов и определенной нестабильностью.

Глобальные тенденции экономического развития в последние годы продемонстрировали тесную взаимосвязь процессов развития банковского, финансового и реального сектора. Важная роль в процессе финансовой стабилизации отводится банковскому надзору в лице мегарегуляторов детальности коммерческих банков, которые выступают финансовыми посредниками и регулируют активность денежных потоков.

Современное состояние банковского сектора в рыночной экономике России является фактором стабильности всей экономики страны, так как именно кредитные организации являются финансовыми посредниками, аккумулирующими финансовые ресурсы, которые затем распределяются в различные сферы и отрасли экономики. В последние годы усилилась тенденция консолидации банковского сектора, которая согласно политике Правительства Российской Федерации направлена на развитие конкурентоспособности банковской сферы и очищению рынка от недобросовестных участников.

Тенденции развития мировой экономики в последние годы доказывают наличие тесной взаимосвязи процессов развития банковского, финансового и реального секторов. Важную роль в процессе финансовой стабилизации играет банковский надзор. Основными направлениями банковского надзора являются поддержание надлежащего порядка в сфере деятельности кредитных организаций, обеспечение и защита прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (вкладчиков, кредиторов, клиентов), предупреждение и пресечение фиктивных и преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также борьба с легализацией доходов, полученных незаконным (преступным) путем. Развитие банковского надзора характеризуется наличием нерешенных вопросов повышения финансовой безопасности банковских организаций.

В этой связи необходим поиск оптимальных решений по организации стабильного функционирования коммерческих банков и эффективной надзорной деятельности Банка России как основного органа пруденциального банковского надзора. Применение и использование современных форм и методов надзора, разработанных Базельским комитетом, возможно на основе наиболее полного учета особенностей российского банковского сектора и адаптации указанных форм и методов к условиям его современного состояния и перспективного развития.

Основными направлениями банковского надзора являются поддержание надлежащего порядка в сфере деятельности кредитных организаций, обеспечение и защита прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (вкладчиков, кредиторов, клиентов), предупреждение и пресечение фиктивных и преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также борьба с легализацией доходов, полученных незаконным (преступным) путем.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что банковский надзор -залог эффективности функционирования банковской системы страны, а стабильность и эффективность банковского сектора - основное условие стабильного развития российской экономики.

При этом до сих пор не выработан единый подход к определению сущности надзора и контроля, отсутствует методология выявления ключевых показателей, позволяющих диагностировать и характеризовать уровень развития надзора и контроля, что не позволяет наиболее эффективно использовать инструменты банковского надзора для выявления проблем в функционировании поднадзорных организаций в раннем периоде.

Банк при осуществлении надзорной деятельности применяет риск - ориентированные подходы для своевременного выявления, соответствующей оценки и пруденциального снижения рисков, принимаемых кредитными организациями и банковскими группами. Повышенный надзорный интерес вызывают кредитные организации с ухудшающимся финансовым состоянием, а также кредитные организации, выполняющие подозрительные операции в крупных размерах.

На наш взгляд, результативность банковского надзора и контроля необходимо рас-

сматривать через механизм рационализации действий и методов. Одним из таких методов является разработка и внедрение нормативов, определяемых уполномоченным органом, а также контроль их соблюдения с использованием принудительно-властных полномочий.

В настоящее время актуальным является вопрос об адекватном следовании Банком России принципам надзора, которые приняты и используются в современной общемировой практике за кредитными учреждениями, находящимися под мерами регуляторного надзора и контроля.

К международным принципам банковского надзора и контроля следует отнести следующие принципы организации современной системы управления в банковской сфере в целом:

- принцип многоуровневости системы, которая характерна не только для систем управления в кредитной организации, но и для систем мониторинга;

- принцип введения и использования мировых стандартов. В целях результативной реализации данного принципа необходимо взять на вооружение самые передовые международные практики банковского надзора;

- принцип упорядоченного обеспечения органов надзора наиболее совершенными нормативными, инструктивными и методическими базами;

- принцип усовершенствования методологической, технической и материальной базы, а также повышения уровня квалификации работников;

- принцип обеспечения прозрачности финансового состояния кредитных организаций за счет роста публичности банка, что приведет к совершенствованию механизмов самодисциплины.

Процесс банковского надзора предполагает использование двух методов надзора: пруденциального и инспекционного. Пруденциальный надзор состоит из дистанционного надзора, который реализуется через удаленный мониторинг деятельности кредитной организации на непрерывной основе.

Пруденциальный банковский надзор - это важная часть реализации макропруденци-альной политики Банка России, направленная на ограничение системных рисков и способствующая повышению финансовой устойчивости банковского сектора, устранению дисфункций финансовой системы в целом.

Следовательно, в контексте рассматриваемой проблемы эффективность банковского надзора и контроля можно охарактеризовать, как определенное ограничение распространения системного ущерба в реальной экономике посредством эффективной политики, проводимой Банком России, осуществляющим надзорные функции, направленные на выявление системных рисков в банковском секторе.

Дистанционный надзор служит оперативным инструментом для быстрого и оперативного обнаружения банковских рисков. Данный тип надзора в целом зависит от информации и статистики, предоставляемых в надзорный орган банками. Уменьшение объема данной информации и отсутствие точного ее раскрытия о финансово-хозяйственной деятельности, имеют вероятностный характер наступления возможных негативных последствий при осуществлении банковской деятельности.

Банк России строит свою надзорную деятельность на следующих основных подходах:

- применение основных принципов надзора и контроля, рекомендованных Базель-ским комитетом;

- эффективное использование инструментов регулирования банковского сектора на макро - и микроуровне;

- четкое разграничение полномочий надзорных служб и их компетенций.

Для осуществления эффективной дистанционной надзорной деятельности и результативного использования инструментов регулирования Банк России разделил все кредитные организации на четыре группы с учетом особенностей их деятельности, соответствующей виду выданной лицензии.

Первая группа - это кредитные организации с универсальной лицензией, обладающие диверсифицированным составом банковских продуктов, а, следовательно, несущие и боль-

шее количество банковских рисков. Наличие универсальной лицензии позволяет наращивать объемы выполняемых операций. Не ограничиваясь выполнением традиционных банковских операций, указанные банки расширяют операции с ценными бумагами, активизируют свою работу с нерезидентами. Для этой группы банков наиболее характерными являются: рыночный риск, операционный риск и риск потери деловой репутации. «В этой связи дистанционный надзор за банками с универсальной лицензией в отличие от банков с базовой лицензией, направлен на:

- контроль внутренних процедур оценки достаточности капитала,

- контроль за соблюдением большего количества нормативов;

- контроль выполнения надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала),

- контроль раскрытия отчетности для инвесторов и так далее»[9].

Вторая группа кредитных организаций - это системно значимые банки и банковские группы, возглавляемые системно значимыми кредитными организациями. Поскольку эта группа банков оказывает наибольшее влияние на стабильность банковской системы страны Банк России устанавливает по отношению к ней повышенные регулятивные требования в части системы управления рисками, капиталом и внутреннего контроля, что требует углубленного анализа установленных в банке процедур и процессов. «С 2013 года надзор за системно значимыми банками осуществляет исключительно Центральный аппарат Банка России. Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп на территориях (за исключением системно значимых кредитных организаций)»[9].

Чаще всего в процессе надзора и контроля этой группы банков используются элементы консолидированного надзора за банковскими группами и меры ограничения риска кредитных организаций.

Третья группа кредитных организаций - это коммерческие банки, обладающие базовой лицензией. Специфика надзора за указанными банками включает контроль проводимых операций с целью недопущения нарушения ими статьи 5 Федерального закона № 395-1, ограничивающей список операций, разрешенных к проведению банкам с базовыми лицензиями.

Четвертая группа кредитных организаций - это небанковские кредитные организации, так как бизнес-модель большинства небанковских кредитных организаций ориентирована на переводы денежных средств и, в частности, электронных денежных средств.

Прежде всего, в поле зрения Банка России попадают банки, осуществляющие операции, вызывающие подозрения, например, вывод денежных средств за рубеж, инкассация денежных средств, агрессивная кредитная политика и другие. По отношению к этим банкам Банк России предпринимает меры по классификации подозрительных операций и идентификации клиентов указанных банков. При условии повторения нарушений законодательства в течение года у кредитных организаций отзываются лицензии с последующим полным прекращением деятельности. Тщательной проверке подвергаются банки, не являющиеся системообразующими и испытывающими финансовые трудности; банки, не имеющие перспективы восстановления финансовой устойчивости; банки, проводящие агрессивную депозитную политику, с предложениями несравнимо высоких процентных ставок. Эти банки и их собственники подвергаются интенсивному надзору со стороны Банка России.

Организация надзора и управление надзорной деятельностью осуществляется по вертикальному принципу от центрального аппарата до главных управлений. Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за кредитными организациями, расположенными во всех Федеральных округах Российской Федерации, что позволяет обеспечить единый подход и стандарты надзорной деятельности на всей территории страны, повышая ее эффективность и результативность.

Особое внимание Банк России уделяет консолидированному надзору за банковскими группами, при оценке рисков координирует работу, взаимодействие, обмен информацией всех структурных подразделений надзорного органа. Из всех банковских рисков наиболее

основательно оценивается кредитный риск, так как кредитование является базовой операцией кредитных организаций.

Если кредитная организация активно, высокими темпами наращивает кредитный портфель, то дополнительно изучается фактическая деятельность заемщика, качество и достаточность обеспечения, размер создаваемых резервов. Поэтому важной составляющей мониторинговой деятельности Банка России, ее качества является сбор актуальной информации и оценка рисков самих заемщиков и, прежде всего, крупных корпоративных клиентов банков.

Таким образом, в процессе дистанционного надзора Банка России ориентирован, в первую очередь, на выявление на ранних этапах негативных процессов в деятельности кредитных организаций и применение адекватных мер с целью предупреждения развития этих процессов.

Сводные данные по дистанционным проверкам Банка России в 2018-2020гг. приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика дистанционных проверок кредитных организаций Банка России в 2018-2020 гг.*

Отклонение (+; -) Темп изменения, %

Показатель 2018г 2019г 2020г 2019- 2020- 2019- 2020-

2018 гг. 2019 гг. 2018 гг. 2019 гг.

Общее количество проверок, из них: 1647 585 460 -1062 -125 64,5 78,6

- плановые проверки 840 409 340 -431 -69 48,7 83,1

- внеплановые проверки 807 176 120 -631 -56 21,8 68,1

*Составлено авторами на основании годовых отчетов Банка России [9] по результатам анализа и сопоставления выявленных нарушений и назначенных наказаний.

Как видно из приведенных данных, общее количество проверок имеет отрицательный тренд. Если в 2018 г. было проведено 1647 проверок, то в 2019г. на 1062 проверки или на 35,5 % меньше. В 2020 г. проведено 460 проверок, что меньше 2019г. на 125 проверок или на 21,4 % меньше.

Аналогичная тенденция характерна как для плановых, так и внеплановых проверок. Так, количество плановых проверок в 2019 г. сократилось на 431 проверку или на 51,3 %. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. - на 69 проверок или на 16,9 %. Количество внеплановых проверок в 2019 г. по сравнению с 2018 г. уменьшилось на 631 проверку или на 78,2 %, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. - на 56 проверок или на 31,9 %. Основной объем проверок приходится на головные офисы кредитных организаций.

Характеристика структуры дистанционных проверок приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура проверок кредитных организаций банка России в 2018-2020 гг.

В структуре дистанционных проверок Банка России имеет место тенденция нарастания доминирования плановых проверок. Так, в 2018г. на долю плановых проверок приходился 51,0 %, а внеплановых проверок - 49,0 %. В 2019г. структура проверок кардинально изменяется. Предпочтения Банка России явно на стороне плановых проверок, на долю которых приходится 69,9 % всех проверок, а внеплановых - 30,1%. В 2020 г. данный тренд нарастает. На долю плановых проверок уже приходится 73,9 % всех проверок, на долю внеплановых проверок соответственно - 26,1 %.

Инициирование внеплановых проверок, в основном, было связано с увеличением уставного капитала и необходимостью проверки операций, которые, по мнению Банка России, могут генерировать высокий уровень риска.

В 2020 г. в контуре проверок мегарегулятора доминировали поднадзорные организации, находящиеся под контролем бенефициарного собственника. Это 31 проверка кредитных организаций в составе 16 банковских групп.

Основной причиной сокращения количества проверок являются институциональные изменения в банковском секторе России, связанные со значительным уменьшением, как самостоятельных банков, так и филиалов коммерческих банков, что наглядно демонстрируют данные рисунка 2.

890

900

Рисунок 2 - Динамика численности кредитных организаций, банков и филиалов кредитных организаций в России в 2017-2021 гг. [9]

Как видно из приведенных данных, количество кредитных организаций за последние 5 лет сократилось на 191 единицу или на 34,0%, количество банков на 184 единицы или на 35,6 %, количество филиалов кредитных организаций соответственно на 420 единиц или на 47,2 %.

По мнению Рукавишникова Д.С.: «Тенденция к консолидации банковского сектора сформировалась в силу как естественных внутриотраслевых причин - склонности банков к укрупнению, так и внешних - государственных директив. ЦБ РФ напрямую участвует в процессах консолидации. Начиная с 2015 г. в среднем по 7 банков в месяц лишались лицензии на осуществление банковской деятельности» [4]. Поэтому тенденция сокращения проверок кредитных организаций в ближайшей перспективе сохранится.

Анализ структуры основных правонарушений в 2020 г. показал, что 77 % всех правонарушений составляют правонарушения по занижению кредитного риска. Банками также были допущены правонарушения в области:

- перекладывания и сокрытия сроков погашения просроченной задолженности по кредитам;

- фальсификации документов для сокрытия реальных убытков банка по неэффективным и рискованным кредитным операциям;

- рисков, связанных с кредитованием банками юридических лиц, не осуществляющих реальную деятельность;

- агрессивной политики банков по привлечению средств населения за счет операций «стратегического характера».

- занижения реальной стоимости обязательств банка перед вкладчиками за счет перевода части обязательств на внесистемный учет и многочисленных операций, направленных на зачисление средств вкладчиков на счета подконтрольных небанковских кредитно-финансовых организаций. Полученные средства использовались для выдачи микрозаймов физическим лицам и в ряде случаев составляли единственную ресурсную базу организаций, что создавало значительный риск для кредиторов и вкладчиков банков.

- использования нецелевых источников, состоящих из процентных и комиссионных доходов, а также вознаграждений связанных страховых организаций, сформированных за счет собственных средств банка;

- потери ликвидности и несвоевременного исполнения распоряжений клиентов кредитными организациями;

- привлечения к сделкам клиентов с различными признаками «сомнительности».

Основные виды нарушений в деятельности банков связаны с такими рисками как:

- кредитный риск;

- риски, связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами;

- консолидированные риски;

- операционный риск;

- правовой риск и т. д.

Меры, примененные к кредитным организациям Банком России в рамках дистанционного надзора в 2017-2020 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Меры, примененные к кредитным организациям Банком России в рамках дистанционного надзора в 2017-2020 гг.*

Меры Количество кредитных организаций

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 2 3 4 5

Меры, примененные в рамках консультативного надзора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Письменная информация руководству и (или) совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации о недостатках в ее деятельности и рекомендации по их исправлению 601 549 474 428

2. Совещание1 443 427 421 262

3. Прочие (рекомендации о разработке плана мероприятий по устранению выявленных нарушений, об усилении контроля за представляемой отчетностью, об адекватной оценке кредитных рисков, о недопущении искажений в отчетности и другое) 59 35 24

Меры, примененные на основании ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ2

Штрафы3, в том числе 247 288 254 147

- за несоблюдение резервных требований 42 29 27 21

- за нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации 233 275 241 130

4. Ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций3, в том числе: 135 109 44 29

- на привлечение денежных средств физических лиц во вклады 92 75 28 21

- на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды 5 3

- на открытие банковских счетов юридических и физических лиц 82 74 27 21

- на величину процентной ставки по договорам банковского вклада, заключаемым (пролонгируемым) в период действия ограничения 8 2

5. Запреты на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций3 28 17 - -

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

6. Требования3, в том числе 484 480 359 220

- о приведении к установленному Банком России уровню значений обязательных нормативов 1 5 1 1

- о замене лиц, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона № 86-ФЗ в связи с их несоответствием квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным законодательством РФ 37 37 18 9

- о реклассификации ссудной задолженности 342 300 187 75

- о доформировании резервов на возможные потери по ссудам 356 314 210 91

7. Запрет на открытие филиалов 41 19 7 3

8. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией без одновременного отзыва лицензии 12 8 2 1

9. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций 51 60 28 16

* Составлено авторами на основании годовых отчетов Банка России за 2017,2018,2019,2020 гг. [9]

1. Не включает совещания, проведенные по инициативе кредитных организаций.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. По пунктам 3-6 указанное количество кредитных организаций меньше, чем сумма по подпунктам, из-за применения в некоторых случаях к банкам мер одновременно по нескольким подпунктам.

Как отмечается в Годовом отчете Банка России за 2020 г. в течение 2020 г. надзорными подразделениями предпочтение отдано мерам, примененным в рамках консультативного надзора. В условиях пандемии совещания проводились преимущественно посредством видео - и аудио-конференц-связи.

В 2020 г. дистанционную надзорную функцию за кредитными организациями централизованно осуществляли 2 департамента Банка России:

- Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями;

- Служба текущего банковского надзора.

Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями в 2020 г. осуществлял надзор за деятельностью 12 системно значимых банка и 18 кредитных организаций, входящих в состав банковских групп, головными организациями которых являются системно значимые банки, а также Банка «ТРАСТ» ПАО, выполняющего функцию Банка непрофильных активов. Поднадзорные указанному Департаменту кредитные организации являются участниками 13 банковских групп.

Служба текущего банковского надзора осуществляла надзор за деятельностью 371 кредитной организации, в том числе за 221 банком с универсальной лицензией, 118 банками с базовой лицензией и 32 небанковскими кредитными организациями. Среди указанных организаций часть являлись участниками 65 банковских групп, 22 банковских холдингов и 58 неформальных групп» [9].

На фоне усложнения условий функционирования банковской системы, связанных с геополитическими факторами, пандемией новой коронавирусной инфекции, активными слияниями и поглощениями банков особенно важно усиление позиций Банка России как основного регулятора стабильности и развития банковского сектора страны. Именно сегодня назрела необходимость в формировании оптимальных решений по организации стабильной деятельности коммерческих банков и надзорных эффективных рычагов и полномочий Банка России как основного органа пруденциального банковского надзора. Поэтому организация дистанционного банковского надзора является важным инструментом стабилизации российского банковского сектора.

Таким образом, Банк России периодически осуществляет множество различных действий, которые ориентированы на совершенствование пруденциального банковского надзора. Следует подчеркнуть, что данные действия весьма положительно сказываются на всей деятельности банковской системы. Необходимо подчеркнуть, что в целом система банковского пруденциального надзора функционирует достаточно эффективно, даже в условиях

современного экономического кризиса, который вызван короновирусной инфекцией, однако, она нуждается в постоянном анализе и совершенствовании.

Источники:

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон № 86-ФЗ: (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2022) // «СПС Консультант Плюс»: - URL: http://www.consultant.ru.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон № 395-1 (ред. от 30.12.2021 № 471-ФЗ): // «СПС Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф.: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru.

3. О Службе текущего банковского надзора: Положение Банка России от 7 апреля 2017 г. № 36-201. // Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: http://www.cbr.ru.

4. Рукавишников, Д. С Прогноз динамики численности российских банков до 2025 г. - Управленческое консультирование № 8, 2018 г. С.129-136.

5. Пересецкий, А. А. Эконометрические методы в дистанционном анализе деятельности российских банков / А. А. Пересецкий. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 235 с.

6. Хасянова, С. Ю. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов: монография / С. Ю. Хасянова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 234 с.

7. Шогенова, Ф. О. Совершенствование контактного банковского надзора в условиях реализации концепции пропорционального банковского регулирования / Ф. О. Шогенова. —// Modern Economic success. - 2019. - № 3. - С. 23-29.

8. Информационно-аналитические материалы // Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: http://www.cbr.ru/analytics.

9. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: www.cbr.ru References:

1. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Federal Law No. 86-FZ: (as amended and supplemented, effective from 01/11/2022) // "SPS Consultant Plus":- URL: http:/ / www.consultant.ru.

2. On banks and banking activities: Federal Law No. 395-1 (as amended on December 30, 2021 N 471-FZ): // "SPS Consultant Plus": Legislation: Prof. Version: [website]. - URL: http://www.consultant.ru.

3. On the Service for Current Banking Supervision: Bank of Russia Regulation No. 36-201 dated April 7, 2017. // Central Bank of the Russian Federation: official site. - Moscow. - URL: http://www.cbr.ru.

4. Rukavishnikov, D. S. Forecast of the dynamics of the number of Russian banks until 2025 - Management Consulting No. 8, 2018. pp.129-136.

5. Peresetsky, A. A. Econometric methods in remote analysis of the activities of Russian banks / A. A. Peresetsky. - Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2012. - 235 p.

6. Khasyanova, S. Yu. Improving banking regulation and supervision in Russia based on international principles: monograph / S. Yu. Khasyanova. - Moscow: INFRA-M, 2016. - 234 p.

7. Shogenova, F. O. Improving contact banking supervision in the context of implementing the concept of proportional banking regulation / F. O. Shogenova. - // Modern Economic success. - 2019. - No. 3. - S. 23-29.

8. Information and analytical materials // Central Bank of the Russian Federation: official site. - Moscow. - URL: http://www.cbr.ru/analytics.

9. Central Bank of the Russian Federation: official site. - Moscow. - URL: www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.