ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
Рукосуева Александра Андреевна
помощник конкурсного управляющего, г. Владивосток E-mail: a l exan d ra rukosu e va @m a il. ru Пономарев Олег Владимирович
преподаватель Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
E-mail: o. v.ponomarev@mail. ru
THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ORGAN OF BANKING REGULATIONS AND BANKING SUPERVISION
Rukosueva Aleksandra
Assistant of bankruptcy manager, Vladivostok
Ponomarev Oleg
Teacher of Far Eastern Federal University, Vladivostok АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются важные функции Центрального банка Российской Федерации: банковское регулирование и банковский надзор. Путем анализа научной литературы и источников финансового права выявлено отсутствие единого понимания изучаемых понятий. На основе проведенного исследования в статье представлены и раскрыты элементы банковского регулирования и надзора. В заключение приводится информация о том, какие перспективы развития ожидают банковский сектор в области регулирования и надзора деятельности кредитных организаций.
ABSTRACT
In this article there are examined such important functions of the Central Bank of the Russian Federation as banking regulations and banking supervision. By means of analyzing scientifical literature and financial law sources there is elicited the absence of a uniform understanding of studying notions. On the basis of the undertaken study elements of banking regulations and supervision are highlighted and releasedin the article. In conclusion there is given information about development prospects that are to be waited for banking sector in the field of regulations and supervision of credit institutions’ inspections.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации; банковское регулирование; банковский надзор; проверки кредитных организаций; дистанционный (пруденциальный) надзор; инспекционная деятельность Банка России.
Keywords: the Central Bank of the Russian Federation; banking regulation; banking supervision; checks of crediting organizations; documentary (prudential) supervision; inspection by the Bank of Russia.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 г. одной из функций главного банка страны является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор) [4]. Ни один нормативно -правовой акт Российской Федерации не содержит конкретного определения термина «банковский надзор». Вдобавок, анализируя нормы действующего российского законодательства и научную литературу, можно столкнуться с отождествлением «надзора» с такими понятиями, как «регулирование» и «контроль» [7].
Путем систематизации различных подходов А.В. Аксеничев пришел к выводу, что банковский надзор и контроль являются частью более широкого понятия «банковское регулирование». По его мнению, банковский надзор и контроль, в целом, представляют собой совокупность мер, позволяющих осуществлять банковское регулирование [1].
При изучении вопроса о понятии банковского надзора А.А. Пономарева отметила, что рассматриваемый термин является разновидностью государственного финансового контроля, и определила банковский надзор как «обязательное звено в замкнутой системе управления государственными финансами», которое позволяет достичь стабильности банковской системы «посредством активных упорядочивающих действий Банка России», направленных на соблюдение кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими
обязательных нормативов [8].
Заслуживает внимания определение банковского надзора, сформулированное Т.Э. Рождественской. Банковский надзор — это вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов [10]. В статье 56 Федерального закона «О Центральном Банке РФ» вышеназванные цели относятся не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье, Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора [4]. Таким образом, отсутствие единой трактовки рассматриваемых понятий, в особенности, на уровне банковского законодательства, существенно затрудняет их понимание и практическое применение.
Следует согласиться с мнением С.Л. Ермакова, который рассматривает банковское регулирование как систему мер, с помощью которых государство через Банк России или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы. Под системой мер подразумевается разработка и издание конкретных правил или инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела в стране [3].
В соответствии со ст. 57 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:
• проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;
• организации внутреннего контроля;
• составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
• составления и представления другой информации, предусмотренной федеральными законами Российской Федерации [4].
В свою очередь, банковский надзор С.Л. Ермаков представляет как
систему норм государственно-властного характера, имеющую целью обеспечение стабильного функционирования банковской системы в целом, а также защиту интересов вкладчиков с помощью государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, юридического установления экономических нормативов функционирования банков и осуществления иных мер банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия от имени государства [3].
Регулирующие и надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора [4], в состав которого входят:
• Председатель Комитета и его заместители;
• Департамент банковского надзора;
• Департамент банковского регулирования;
• Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
• Главная инспекция кредитных организаций;
• Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;
• Департамент финансовой стабильности;
• Юридический департамент;
• Главное управление безопасности и защиты информации;
• Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации [6].
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на
безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц. При этом поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Банк России, осуществляя банковское регулирование и банковский надзор, публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.
В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право:
• взыскать штраф;
• ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;
• ограничить открытие кредитной организацией филиалов;
• потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка и др. [4, 9]
Согласно формулировке А.З. Арсланбековой, банковский надзор и банковское регулирование как система состоят из:
• регистрации и лицензирования;
• дистанционного (документарного) надзора;
• инспектирования;
• работы с проблемными банками;
• ликвидационных процедур [2].
Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их [4]. Согласно официальному отчету Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций [5].
Дистанционный или документарный надзор по-другому называют пруденциальным (от англ. «prudential» — осторожный, мягкий, благоразумный). Он подразумевает проверку форм отчетности, которые предоставляет кредитная организация в Центральный Банк РФ, об осуществляемой деятельности за определенный период времени. Если отчеты заполняются достоверно, в полном объеме и своевременно, то пруденциальный надзор может быть использован «как система раннего предупреждения сбоев в работке банковского сектора». При проведении на постоянной основе анализа достаточности уровня капитала и положительных, отрицательных тенденций в деятельности конкретного банка можно заранее выявить проблемы, способные привести к неплатежеспособности и, возможно, к банкротству кредитной организации [3].
Третий элемент системы банковского надзора — проведение инспекционных проверок кредитных организаций — предусматривает оценку общего состояния банков или отдельных направлений их деятельности непосредственно на месте. Контроль над деятельностью банков с выездом на место осуществляется сотрудниками Главной инспекции кредитных организаций. Перед надзорно-инспекционным блоком Центрального Банка России поставлены такие важнейшие задачи как определение фактического финансового состояния банка, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, а также проверка соблюдения кредитной организацией действующего банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ [3]. Проверки осуществляются либо с уведомлением кредитной организации, либо без предварительного уведомления [2]. В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены
1118 проверок в 692 банках: 757 плановых проверок и 361 проверка на внеплановой основе [5].
Работа с проблемными банками в свою очередь подразделяется на: выявление финансовых трудностей, изучение особенностей возникновения проблем, формирование политики их решения, а также применение мер воздействия. Необходимо отметить, что банковский надзор «не должен и не может ставить целью применение карательных мер». Напротив, вследствие своевременного выявления ошибок, допущенных кредитной организацией, выявляются возможности банка в дальнейшем обеспечивать принятые на себя обязательства перед вкладчиками. Если таковые возможности не обнаружены, то применяется крайняя мера — отзыв лицензии и последующая ликвидация [3]. Согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ, в 2012 году Банком России отозваны лицензии на осуществление банковских операций 22 кредитных организаций, причем, половина из них (10 банков и 1 небанковская кредитная организация) зарегистрированы в Московском регионе [5].
Перспективы развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации направлены на повышение «прозрачности» деятельности, т. е. осуществление публикаций финансовых отчетов; разработку и внедрение системы раннего реагирования; разработку действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства [3, 5].
Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации играет ключевую роль в системе регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Список литературы:
1. Аксеничев А.В. Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. к.э.н. / Аксеничев А.В. — СПб., 2010. — 24 с.
2. Арсланбекова А.З. Организация банковского надзора в Российской Федерации // Российский Юридический журнал. — 2008. — № 4. — С. 95—99.
3. Ермаков С.Л. Основные вопросы банковского регулирования и
банковского надзора // Известия Иркутской государственной
экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 3. — С. 30—41.
4. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Парламентская газета. — 2002. — № 131—132. — 13 июля.
5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный Банк Российской Федерации, 2013. — [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL:
http://www.cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=9410 (дата обращения:
27.05.2013).
6. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров Банка России от 10.08.2004, протокол № 21) (ред. от
02.04.2013) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Научн.библ-ка ДВФУ. — СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.05.2013).
7. Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 4. — С. 111—116.
8. Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора (окончание статьи) // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 1. — С. 157—162.
9. Румянцева Е.В. Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 7. — С. 167—170.
10. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2013. — 576 с.