Современное состояние и пути развития контактного надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций
сч сч £
Б
а
2 ©
Шогенова Фатимат Олеговна
аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Shogen.fatima@gmail.com
В статье анализируется современное состояние контактного надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций. Приводится понятие дистанционного надзора и контактного надзора и их существенное различие. Указаны подходы по совершенствованию надзорной деятельности в рамках контактного надзора. Указана основная цель проведения Банком России проверок кредитных организаций.
В работе приводится количество действующих кредитных организаций в России, которые имеют лицензию на осуществление банковских операций. Автором проведен статистический анализ количественных характеристик кредитных организаций России с соответствующими выводами, а именно количество банков, прекративших свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, количество банков результате реорганизации в форме преобразования изменили организационно-правовую форму. Приведено количество вновь созданных небанковских кредитных организаций. Автором проведен статистический анализ количественных характеристик кредитных организаций России с соответствующими выводами, выделены два направления, по которым следует совершенствовать систему надзора за деятельностью кредитных организаций.
Первое направление касается недобросовестной практики банковского аудита. Когда наблюдается в случае отзыва лицензий положительные заключения без всяких оговорок с точки зрения аудита. И, следует соответствующего решения проблем на уровне законодательства. И второе направление, процедура взаимодействия Банка России и аудиторских организаций.
Ключевые слова: контактный надзор, банковский надзор, дистанционный надзор, кредитные организации, надзор и регулирование.
В свете последних событий, когда коммерческие банки проводят сверхрискованную политику, контактный надзор имеет особое значение. Несмотря но то, что оценка качественных аспектов деятельности банков производится на основе профессиональных суждений инспекторов, научное и методологическое обоснование понятия «контактный надзор» является чрезмерно актуальным в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.
Необходимость регулирования банковской деятельности обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Во-первых, банк - это институт, который аккумулирует и размещает денежные средства населения и организаций, затрагивая интересы практически всего общества. Во-вторых, банк в рыночной экономике - коммерческое предприятие, которое получает прибыль, подвергая себя разнообразным рискам.
Учитывая рисковые обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным организациям.
Посредством норм регулирования и требований осуществляется эффективный надзор наиболее существенных сторон функционирования кредитных организаций, не затрагивающих их оперативной самостоятельности и независимости.
Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности [2].
Дистанционный надзор - надзор, осуществляемый на основании отчетности и другой информации, предоставляемой кредитными организациями Банку России как надзорному органу, содержание которого состоит в оценке принимаемых кредитной организацией рисков, выявлении на ранней стадии проблем в их деятельности и принятии мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций [5].
Анализ информации при дистанционном надзоре способствует эффективному контролю деятельности каждого банка и соблюдению им во времени требований, предъявляемых органами надзора, с тем, чтобы можно было обнаружить вытекающие проблемы. Таким образом, данный процесс помогает наиболее эффективно использовать ресурсы, в ходе проведения предпроверочной подготовки и непосредственно при осуществлении проверок с выездом на место. Сравнение данных, предоставленных банком, и результатов его деятельности с такими же показателями других банков также имеет большое значение.
Процедуры проверки, осуществляемые при дистанционном надзоре зависят от своевременного предоставления банками достоверной информации, с отсутствием чего весь процесс будет иметь серьезные недостатки. В силу своей особенности проверки без выезда на место (дистанционный надзор) и анализ данных могут использоваться для работы с вопросами (например, капитал, ликвидность, большие риски), которые могут быть измерены в количественном отношении, однако они в меньшей мере подходят для рассмотрения вопросов качества (таких как компетентность правления и операционные риски).
Контактный надзор - это проверка уполномоченными представителями Банка России деятельности и состояния банка, а также проверка данных, предоставленных в
Таблица 1
Количественные характеристики кредитных организаций России (в единицах).
I1оказатель 01.01.15 01.01.16 01.10.16 01.11.16 01.12.16
Зарегистрировано кредитных организации Банком России и другими органами 1049 1021 985 985 978
Действующие кредитные организации (кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций) КЗ 4 733 649 643 635
Кредитные организации, зарегистрированные Канком России, но еще не оплатившие уставный камитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) 1 0 0 0 0
Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций 214 288 336 342 343
Кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление операций в иностранной валюте 554 482 420 414 412
Кредичные орта низа 1 до и, имеющие генеральные лицензии 256 232 214 214 209
ходе проведения проверок, с выездом на место. В отличие от полного аудита, используя метод выборки, инспекторы уделяют основное внимание системам учета и контроля в банке и тому, придерживается ли он своей собственной политики и процедур во всех сферах деловой активности, и делают обоснованные заключения.
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала) (в том числе активов кредитной организации (ее филиала), включенных в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, в том числе находящихся в залоге по кредитам Банка России), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации^]. Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24
месяца. Периодичность проведения проверок головной кредитной организации банковской группы определяется также с учетом оценки:
качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля банковской группы;
достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности банковской группы, их соответствия характеру и масштабу совершаемых в банковской группе операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков;
достоверности консолидированной финансовой отчетности банковской группы и раскрытия аудиторского заключения по ней головной кредитной организацией банковской группы [6].
В ходе проведения анализа, автором отмечается, что в 2015 году продолжилась тенденция последних лет к сокращению числа действующих кредитных организации. Проводя контактный надзор Банком России за деятельностью кредитных организаций количество банков за отчетный год снизилось на 101 единиц, с 834 до 733.
В 2015 году кредитные организации продолжали оптимизацию своих внутренних структурных подразделений. Общее их количество уменьшилось на 4 573 единицы (на 10,9%) и на 01.01.2016 составило 37 221 (на 01.01.2015 - 41 794). При этом количество дополнительных офисов уменьшилось с 23 301 до 21 836, кредитно-кассовых офисов - с 2289 до 1853, операционных касс вне кассового узла - с 6735 до 5696, операционных офисов - с 9273 до 7609. Одновременно увеличилось количество передвижных пунктов кассовых операций - с 196 до 227 [4].
Как видно из данных таблицы, количественные характеристики кредитных организации России за период с 01.01.15 по 01.12.16 в разрезе:
- зарегистрированных кредитных организации Банком России и другими органами сократилось на 71 единиц.
Следует отметить, что изменение количества банков в связано в основном с отзывом у коммерческих банков лицензии на осуществление банковских операций Банком России в связи с:
- неудовлетворенностью требованиям кредиторов по денежным обязательствам;
- неисполнением федеральных законов, которые регулируют банковскую деятельность, а также неисполнением нормативных актов Банка России;
- уменьшением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала и т.д.
По результатам проведенного автором анализа в 2015 году количество действующих кредитных организаций, которые имеют лицензию на осуществление банковских операций, сократилось на 101 единиц и по состоянию на 1 января 2016 года составило 733 единиц.
А в результате реорганизации в форме присоединения в 2015 году 8 банков прекратили свою деятельность, 4 банка в результате реорганизации в форме преобразования изменили организационно-правовую форму (в 2014 году - семь кредитных организаций и два банка соответственно) [3].
В связи с невыполнением требований по отношению к минимальному размеру собственных средств (капитала), установленному статьей 112 Федерального закона от 2.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон № 395-1) [1], в 2015 году 5 банков изменили свой статус с банка на небанковскую кредитную организацию.
В 2015 году зарегистрированы 2 вновь созданные небанковские кредитные организации, это - НКО "Перспектива" (ООО) и НКО "Центр международных расчетов" (ООО), а 3 кредитные организации расширили свою деятельность путем получения лицензий на осуществление более широкого круга операций.
Автором отмечается, что в 2015 году Банк России осуществлял реализацию риск-ориентированных подходов к осуществлению банковского надзора, базирующихся на таких основных принципах, как:
- превентивность, выявление проблем в банке на ранней стадии их воз-
© £
Ю
5
2
сч cJ £
Б
никновения, адекватная оценка и пруденциальное ограничение рисков
- приоритет содержательного подхода над формальным;
- постоянное совершенствование диалога с банками по вопросам организации их деятельности и риск-менеджмента;
- эффективность применяемых мер, их соответствие ситуации в кредитной организации с учетом применения равных мер к различным банкам за одинаковые нарушения.
С учетом этих подходов автор отмечает, что Банк России продолжил деятельность, ведущую к оздоровлению банковской системы, направленную на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.
Автором выделяется два направления по оздоровлению банковской системы: первое касается недобросовестной практики банковского аудита. Когда наблюдается в случае отзыва лицензий положительные заключения без всяких оговорок с точки зрения аудита. И, следует соответствующего решения проблем на уровне законодательства.
Во-первых, следует определить процедуры взаимодействия и обмена информацией между аудиторскими организациями и Банком России, как это есть во множестве стран. И второе - наделить Банк России полномочиями по ведению реестра аудиторских организаций, которым разрешено проводить обязательный аудит отчетности финансовых организаций, а также право устанавливать к ним повышенные требования. И это является важным аспектом для защиты интересов прав вкладчиков и кредиторов для того, чтобы аудиторы несли повышенную ответственность.
Литература
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 02.03.2017).
2. Алымов Ю.М Банковский надзор: каким ему быть? Банковский надзор и его роль в обеспечении финансовой стабильности //Деньги и кредит. - 2007. - №4. -С.7-19
3. Годовой отчет Банка России за 2015 год // М.: ЗАО "АЭИ "ПРАЙМ". -2016. - 257 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ ar_2015.pdf (дата обращения: 02.03.2017).
4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году/ М.: ООО «Типография Парадиз». - 2016.-122с. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cbr.ru/publ/archive/ root_get_blob.aspx?doc_id=9883 (дата обращения: 02.03.2017).
5. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» / сост. В. В. Бле-кус. - Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. -52 с.
6. Инструкция России от N 147-И от 07.07.2015) «О проведения проверок организаций (их уполномоченными представителями Центрального Российской Федерации России)» (Зарегистрировано в России 21.02.2014 N .
Current state and ways of development of contact supervision of the Bank of Russia of activities of credit institutions Shogenova F.O.
Financial University under the Government of the Russian Federation The article analyzes the current state of the contact of the Bank of Russia supervision over the activities of credit organizations. The notion of remote supervision and supervision of contact and their essential difference. Provided approaches to improve the Supervisory activities in the framework of the contact supervision. Indicates the main purpose of the Bank of Russia inspections of credit institutions. The paper presents the number of operating credit institutions in Russia that are licensed to conduct banking operations. The author conducted a statistical analysis of the quantitative characteristics of Russia's credit institutions with the relevant conclusions, namely the number of banks that ceased operations as a result of
reorganization through merger, the number of banks the reorganization in the form of transformation have changed legal form. Given the number of newly created non-Bank credit organizations.
The author conducted a statistical analysis of the quantitative characteristics of credit institutions in Russia with relevant findings highlighted two areas in which to improve the system of supervision of credit organizations.
The first concerns the unfair practice of Bank audit. When observed in the case of the revocation of the licences of a positive opinion without any reservations from the point of view of auditing. And, should the relevant decision problems in law. And the second direction, the procedure of interaction between Bank of Russia and audit organizations.
Keywords: contact supervision, banking supervision, remote supervision, credit institutions, supervision and regulation.
References
1. Federal law «About Banks and Banking Activity» of 02.12.1990 N 395-1-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5842/ (date of the address: 02.03.2017).
2. Alymov Yu. M Banking supervision:
what to it to be? Banking supervision and its role in ensuring financial stability//Money and the credit. -2007. - No. 4. - Page 7-19
3. The annual statement of the Bank of
Russia for 2015//M.: CJSC AEI PRIME. - 2016. - 257 pages [An electronic resource]. uRL: http:// www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf (date of the address: 02.03.2017).
4. The report on development of the
banking sector and banking supervision in 2015 / M.: LLC Paradise Typography. - 2016. - 122 pages [An electronic resource]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ archive/ root_get_blob.aspx?doc_id=9883 (date of the address: 02.03.2017).
5. Dictionary of terms at the rate «Finance, money and credit» / сост. V. V. Blekus. - Electroinsulator: GGHPI, 2011. - 52 pages.
6. The instruction of the Bank of Russia
of 05.12.2013 N 147-I (an edition of 07.07.2015) «About an order of conducting checks of credit institutions (their branches) by authorized representatives of the Central bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 21.02.2014 N 31391).
2 о