Научная статья на тему 'Швейцарская народная партия: опыт политического успеха'

Швейцарская народная партия: опыт политического успеха Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
318
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Швейцарская народная партия: опыт политического успеха»

НАЦИОНАЛИЗМ В ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ

ВлАдимир БлизнЕков

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА 2013 № 4 (16)

ШВЕЙЦАРСКАЯ НАРОДНАЯ партия: опыт политического успеха

118

Краткая история ШНП

Швейцарская народная партия (ШНП) (нем. Schweizerische Volkspartei — SVP, франц. L'Union démocratique du centre —UDC) официально была основана в 1971 г. путем слияния общешвейцарской партии Крестьян-Ремесленников и Горожан (нем. BGB), сокращенно называвшейся в Швейцарии просто Крестьянской партией, и двух региональных демократических партий кантонов Гла-рус и Граубюнден. В Швейцарии издавна существует традиция зарождения новых политических партий сначала на региональном уровне одного кантона с дальнейшим ростом данной политической организации до общенационального, т.е. в случае Швейцарии — федерального уровня. Также и Крестьянская партия, трансформировавшаяся впоследствии в ШНП, возникла вначале в 1918 г. в качестве «кантональной» партии столичного кантона Берна, а затем «выросла» в 1936 г. до уровня общешвейцарской.

Уже всамомначалесвоего пути бернская Крестьянская партия имела большой политический успех, поскольку стала позиционировать себя в качестве политического полюса по отношению к Либерально-демократической партии (ШЛДП) (нем. Freisinnig-Demokratische Partei der Schweiz — FDP, франц. Parti radical-démocratique suisse — PRD), безраздельно господствовавшей в стране более ста лет со времени окончания наполеоновской оккупации. ШЛДП традиционно являлась и является до сих пор классической либеральной пар-

тией политического центра, позиция которой на политическом ландшафте Швейцарии даже сдвинута немного вправо. ШНП же, по мнению швейцарских политологов, — радикальная правая партия, позиционирующая себя на самом краю легального политического спектра страны. Это проявляется как в ее опоре на политический традиционализм и консерватизм, в отличие от идеологии «интегративного и открытого общества», в разной степени разделяемой швейцарскими либералами и левыми, так и в опоре на ценность частного капитала и рынка в противовес ориентации на государственное регулирование и социальную солидарность левых партий.

ШНП изначально отстаивала приоритет национальных ценностей, в чем и заключалось ее концептуальное отличие от ШЛДП, признававшей национальные ценности в лучшем случае только в качестве инструмента для осуществления политических и экономических свобод индивидуума. Поэтому целью образования ШНП было объединение всех демократических партий страны, ориентированных на национальные, а не на либеральные ценности, в единую демократическую партию на основе национальной идеологии.

Политический успех партии в условиях кризиса правого лагеря Европы

Образование Крестьянской партии — предшественницы ШНП — уже в самые первые годы ее существования

уничтожило политическую монополию власти ШЛДП в стране. Популярность ШЛДП неуклонно падала в период с 1918 г. вплоть до конца Второй мировой войны. Реально это выглядело так, что несколько мелких национально ориентированных демократических партий, функционирующих на региональном уровне, во главе с Крестьянской партией отрывали для себя у ШЛДП все большие куски электората по мере роста недовольства населения страны неспособностью либералов решить их экономические и социальные проблемы в кризисные годы между концом Первой и концом Второй мировых войн.

После же окончания Второй мировой войны и особенно в период экономического расцвета страны в 50-70-е гг. прошлого века мелкие региональные политические структуры швейцарских националистов, не имея единого руководства и управления, становились все менее конкурентоспособными по отношению к функционально центра-лизированным и структурно хорошо организованным партиям швейцарских либералов, левых и христианских демократов. Такая ситуация вынудила национально ориентированных швейцарских политиков приложить все усилия к созданию единой партии швейцарских националистов. Причем даже будущее название данной партии не должно было больше содержать в себе признаков социальной стратификации общества типа бывшей партии Крестьян-Ремесленников и Горожан, поскольку дифференцация народа по социальному признаку противоречит идеологии национализма.

Процесс слияния национально-демократических партий страны длился почти тридцать лет и привел к рождению 22 сентября 1971 г. Швейцарской народной партии. Далеко не все бывшие избиратели мелких кантональных национально-демократических партий приняли новую партию в качестве своей. Поэтому в 70-е и 80-е гг. ШНП

имела хотя и стабильную, но не слишком высокую долю общешвейцарского политического электората, в среднем от 10 до 12%, но это позволяло ей путем создания политических коалиций в парламенте не допустить доминирования в политике страны ее политических конкурентов, в первую очередь ШЛДП.

В этот период ШНП в своей внешнеполитической конъюнктуре всецело ориентировалась на идеологию холодной войны Запада против «коммунистического блока» и пропагандировала усиление милитаризации страны и постоянное увеличение расходов на оборону перед лицом реальной угрозы войны со стороны «BöFei» (аббре-виатуара швейцарских военных от немецкого «Böser Feind», что в переводе означает «злой враг», под котором подразумевались в первую очередь СССР и ГДР). Основной внешнеполитической «заслугой» ШНП в этот период стало массовое строительство почти в каждой швейцарской деревне добротных и весьма дорогостоящих бункеров с целью спасения всего населения страны от последствий ядерного удара со стороны государств — членов Варшавского договора, и в первую очередь СССР. Пиар ШНП представлял советских коммунистов из Москвы и Восточного Берлина в качестве пропагандистского жупела «злого врага» швейцарского народа.

Причем этот пропагандистский трюк использовался ШНП не только для завоевания швейцарского электората, но и для подавления оппозиции к руководству ШНП внутри собственной партии. Перед лицом «благородной миссии» ШНП, состоявшей как в глобальном, так и в региональном противостоянии абсолютному злу мирового коммунизма, в швейцарском обществе должны были быть сняты все сомнения в целесообразности резкого увеличения военных расходов государства и следования внешней политике страны в фарватере ценностей

119

англосаксонского неоконсервантиз-ма, а внутри партии должны были прекратиться все междоусобные стычки и интриги, ослаблявшие ее изнутри. Несмотря на свою демократическую ориентацию во внутрипартийной политике в 70-80-е гг., ШНП являлась скорее авторитарной структурой, требовавшей безусловной лояльности своих рядовых членов как к руководству партии, так и друг к другу. Объектом издевательств и насмешек для членов ШНП не должны были быть их коллеги и единомышленники, поскольку имелся прекрасный внешнеполитический объект для остракизма: политический аппарат власти злых коммунистов из стран советского блока. «Езжай в Москву, если тебе не нравится в Швейцарии» — этим слоганом руководство ШНП отбивало любые сомнения и скепсис своих рядовых членов в правильности партийной политической стратегии и тактики.

Но неожиданно в конце 80-х — начале 90-х гг. на политическом ландшафте Европы возникают две радикальные новации, существенно трансформировавшие всю европейскую политическую конъюнктуру того времени: окончание холодной войны и подписание Маастрихтского договора, положившего начало созданию Европейского союза (ЕС) как нового политического союза европейских государств. Эйфория от этих двух событий, охватившая тогдашних европейцев, нанесла серьезный удар по позициям европейских правых, поскольку, с одной стороны, исчез образ внешнего врага в лице советского блока, к противостоянию с которым призывали в первую очередь представители правых партий Европы, в том числе и ШНП, а с другой стороны, либерально-глобалистский и антинациональный проект ЕС соблазнил огромное количество европейского электората, в том числе и бывших сторонников европейских правых, поверивших в новое «светлое» глобалист-ское будущее европейского континета

и новую супранациональную идентичность: европейцы.

В подобных условиях ШНП должна была дать достойный политический ответ на оба этих вызова и в первую очередь определиться со своим отношением к проекту Европейского союза и производных от него политических и экономических проектов, направленных на глобальную интеграцию бывших суверенных государств европейского континента. Часть правых политических партий и движений Европы смирилось с проектом ЕС, а некоторые, как Австрийская партия Свободы Хай-дера, даже попытались поиметь от европейской глобализации собственную политическую выгоду, пропагандируя антитезу европейскость—неевропей-скость в качестве новой национально-культурной идентичности бывших европейских народов в противовес нашествию на европейский континент мусульманских, азиатских, африканских, а также южно- и восточнославянских мигрантов, борьбу с которыми ЕС, по мысли Хайдера, мог бы вести гораздо эффективнее, чем, например, маломощная Австрийская республика.

Но ШНП с самого начала 90-х гг. прошлого века узрела смертельную опасность для Швейцарии и собственного будущего в хайдеровском «национал-глобализме» и стратегически сделала все, чтобы, выражаясь языком знаменитого психолога Дейла Карнеги, «превратить лимон в лимонад».

Когда в 1992 г. политическое лобби ЕС попыталось поймать Швейцарию в сеть структур Европейского союза, предложив швейцарским политикам вступление в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ) (нем. Europäische Wirtschaftsraum — EWR) — один из важных субсидиарных интеграционных проектов в рамках Европейского союза, в том числе и для нечленов ЕС, — ШНП приложила все усилия, чтобы воспрепятствовать вступлению Швейцарии в ЕЭЗ.

С этой целью ШНП пошла на трансформацию собственной внешнеполитической доктрины, причем идеологически эта трансформация носила достаточно радикальный характер, сразу же превратив ШНП в политического маргинала и недруга в глазах архитекторов и лоббистов Европейского союза. Суть этой радикальной идеологической трансформации ШНП состояла в том, что образ врага для швейцарского народа был перенесен с жупела злых советских коммунистов из Москвы на интернациональную орду «паразитов-иностранцев», собираемую и политически организуемую вокруг Швейцарии глобалистами из ЕС, цель которой состоит в политическом порабощении суверенитета Швейцарии и экономическом грабеже ее финансовых ресурсов. Таким образом, ШНП объявила соседей глобалистов-европейцев из ЕС своим новым внешнеполитическим врагом номер один.

По отношению к швейцарскому электорату такой стратегический выбор был обоснован при помощи нового идеологического понятия — «Особый случай Швейцарии» (нем. Sonderfall Schweiz). Речь идет об особости швейцарского народа и «особом швейцарском пути».

Исторически идеология особого пути Швейцарии восходит к перманентным военным победам швейцарских крестьян над габсбургскими и бургундскими рыцарями XIV-XV вв. и осуществлению первого европейского политического проекта создания нового государства демократическим путем и «снизу». Уже в XV в. на основе такого политического базиса стала распространяться квазирелигиозная идея «богоизбранности» швейцарского народа, усиленная впоследствии религиозно-политическими проектами швейцарских реформаторов Кальвина и Цвинги. Дело в том, что швейцарский буржуазно-демократический проект прямой народной демократии

как в политическом, так и в экономическом отношении неизменно оказывался прогрессивнее среднеевропейского политического процесса и экономического развития и не знал таких европейских политических и экономических потрясений, как войны, революции и экономические кризисы. К тому же швейцарский проект был всегда имманентно направлен, он, в отличие от крупных европейских идеологических политических проектов Нового и Новейшего времени, таких как английский либерализм, французский социализм, немецкий национал-социализм, итальянский фашизм или советский коммунизм, никогда не претендовал на «экспортное» применение.

В результате швейцарский проект прямой демократии с точки зрения политического и экономического процветания государства оказался наиболее успешным в сравнении практически со всеми континентальными европейскими государствами ко времени начала европейской интеграции в рамках ЕС. Данный результат и был назван с подачи ШНП «Особым случаем Швейцарии».

По сути, ШНП объявила в 1992 г. своему электорату, что общеевропейский глобалистский проект ЕС призван уничтожить не только швейцарскую национальную идентичность, но и свести на нет результат швейцарского национального политического проекта, на протяжении нескольких столетий неизменно демонстрировавшего свою политическую успешность и экономическую эффективность.

ШНП довела тогда до народа следующее идеологическое послание: «Мы, швейцарцы, должны быть умнее остальных европейцев, радующихся глобализации на континенте в эйфории от падения коммунизма и не понимающих при этом, что европейская глобализация несет смерть европейским нациям и их политическое и экономическое порабоще-

ние структурами мирового глобализма. Пусть проект ЕС будет уделом наших соседей-европейцев, мы не хотим в этом участвовать и посмотрим, кто окажется прав. Но более того, мы не ощущаем духовной близости с остальными европейцами и не видим политической целесообразности в процессе интеграции с нашими соседями. Они для нас остаются такими же иностранцами, как и все неевропейцы. Мы не хотим терять нашу национальную швейцарскую идентичность ради новой европейской идентичности и не хотим хоронить наш национальный швейцарский проект прямой демократии ради сомнительного в наших глазах неподлинно демократического политического проекта ЕС. Проект Европейского союза не наш, но иностранный проект, и поэтому враждебен нам».

Естественно, что данное идеологическое послание стоило ШНП репутации в глазах функционеров и лоббистов ЕС. Но в Швейцарии ШНП одержала тогда политический триумф, буквально вырвав победу из рук многочисленных сторонников интеграции с ЕС — 50,3% швейцарских избирателей сказали на референдуме 6 декабря 1992 г. «Нет» вступлению Швейцарии в Европейскую экономическую зону.

Для самой ШНП развитие и пропаганда идеологии «Особого случая Швейцарии» начиная с начала 90-х гг. прошлого века неожиданно принесла огромный политический успех. Партия сумела с того времени увеличить свой электорат с 10-12% в конце 80-х гг. прошлого века до 26-30% в начале 10-х гг. нашего столетия, в немалой степени за счет своей ярко выраженной «антиеэсовской» политики и полному замораживанию процесса интеграции Швейцарии в структуры Евросоюза. Так ШНП смогла сделать из «лимона» в виде угрозы со стороны ЕС «лимонад» собственного политического успеха.

Функциональная модель ШНП глазами ее критиков и политических конкурентов

В рамках своей национал-демократической идеологии с ярко выраженным политическим традиционализмом и консерватизмом ШНП остается единственной влиятельной политической силой страны. Ее политические конкуренты являются представителями совер-шенноо других идеологических направлений, основанных на иных ценностях — либеральных, социал-демократических, христианско-демо-кратических (в Швейцарии христианские демократы представлены католическими народниками). Поэтому ШНП практически в одиночку вынуждена отстаивать интересы швейцарского национализма и идеологию «Особого случая Швейцарии». По этим вопросам остальные политические силы страны чаще всего единым фронтом выступают против ШНП, а швейцарские политологи и эксперты по политическому процессу страны, если они не являются сторонниками и симпати-зантами ШНП, представляют политическую ситуацию в стране таким образом, что одна политически чрезвычайно активная, популистская и праворадикальная партия, по сути, борется со всеми остальными «нормальными» и умеренно-активными политическими силами, не гнушаясь откровенно манипулировать своим электоратом.

По мнению оппозиционных ШНП швейцарских политиков и политологов, популизм ШНП приносит хорошие политические дивиденды, поскольку строится на особой функциональной модели, которую одни называют бизнес-моделью, а другие — сектантской моделью. Данная модель состоит, по мнению скептиков ШНП, из четырех основных составляющих: эсхатологический сценарий, образ врага, обещание спасения, лидер-гуру. Первые два компонента данной модели несут ярко выраженную негативную

интенцию, в то время как два последних ее компонента являются залогом будущего «хеппи-энда» для электората ШНП.

Цель эсхатологического сценария в пиаре ШНП, по мнению ее критиков, — психологическое воздействие на сферу подсознательных страхов электората, в первую очередь на сферу страхов потери чего-либо — например работы, имущества, безопасности и т.д. По утверждению психологов и психотерапевтов, чувство страха — мощнейший фактор в мотивации принятия важных личных решений. Европейцам же вообще и швейцарцам в частности особенно присущи страхи потери, поскольку им есть что терять. Швейцария, согласно мировому рейтингу процветания этого года, занимает второе место в мире после Норвегии, которая также не является членом ЕС. В этом государстве подавляющее большинство граждан имеет высокооплачиваемую работу, обладает значительным по европейским меркам имуществом, для населения обеспечен чрезвычайно высокий уровень безопасности, общество достигло высоких социальных стандартов качества жизни, в частности в сферах здравоохранения и экологии, гражданское общество страны также высоко развито, уровень политической свободы граждан и реального народовластия, пожалуй, самый высокий в мире. Все это было достигнуто исключительно благодарю швейцарскому проекту прямой народной демократии, результатом которого стала идеология «Особого случая Швейцарии». При этом даже самые развитые европейские государства — соседи Швейцарии из ЕС далеко отстали от ее уровня, не говоря уже о слаборазвитых странах Европы.

Понятно, что большинство швейцарского электората боится потерять достигнутое и понизить уровень своего развития. Опасность этого может исходить только от иностранцев, которые не могут быть раз и навсегда разде-

лены на хороших и плохих. Вернее, такое разделение, с точки зрения ШНП, имеет место, но не должно строиться на каком-либо идеологическом фундаменте, а может обосновываться только текущей политической конъюнктурой. Сегодня одни иностранцы — это наш враг номер один, а завтра — другие. Вчера мы должны были сотрудничать с США и Европой против злых коммунистов с Востока, а сегодня должны обратиться против самой Европы, потому что стратеги из ЕС представляют для нас сейчас главную опасность. Так или иначе, но все иностранцы хотят только одного — устроить для нас, швейцарцев, апокалипсис в том или ином отношении по мере их сил и возможностей. Поэтому ШНП в диалоге со своим электоратом всегда имеет под рукой готовый эсхатологический сценарий, который естественно корректируется в зависимости от текущей политической конъюнктуры, но в черновом варианте содержит примерно следующее послание к своему электорату: «Швейцария стоит на краю пропасти, Особый случай Швейцарии находится в сильнейшей опасности. Это касается всех вас прямо и непосредственно. Вы будете невообразимо страдать, и все уже поставлено на карту: наша Родина, наш суверенитет, наши традиции, наши рабочие места и наша безопасность, ваша личная свобода и т.д.».

Естественно, что критики ШНП существенно преувеличивают пропагандистское значение эсхатологического сценария в функциональной модели ШНП, но в целом такой подход в работе партии со своим электоратом безусловно имеет место. Для ШНП весьма характерна разоблачительная конспиративная риторика как в отношении «иностранных врагов» швейцарского народа, так и в отношении собственных политических конкурентов из швейцарского политического бомонда.

ШНП также уделяет в своем пиаре большое внимание созданию и поддержке актуальности образа врага

124

швейцарского народа. Идеологи ШНП представляют Швейцарию в качестве некоего благодатного острова в океане мирового зла, со всех сторон окруженного врагами. Этот океан мирового зла, «аки зверь рыкающий», ищет только одного — как бы поглотить все ее достижения, созданные трудом десятков поколений предков швейцарцев, и уничтожить успешный швейцарский политический проект под названием «Особый случай Швейцарии». В этом отношении ШНП уделяет примерно равное внимание популяризации как безличного внешнего врага страны под названием «заграница и иностранцы», так и личных внутренних врагов из пятой колонны швейцарского народа, ранее иронически именовавшихся оптом «левые и милые», а теперь называемых уже лично по именам и фамилиям. ШНП открыто признает, что понимает политическую деятельность в качестве функциональной разновидности ведения войны, а на войне народ должен знать своих как внешних, так и внутренних врагов в лицо.

«Швейцария нуждается в нас», — провозгласил президент ШНП Тони Бруннер на партийном съезде ШНП в 2008 г. Этот лозунг был, естественно, прежде всего адресован швейцарскому электорату в качесте важного политического сигнала, а по своей сути он представляет собой сердцевину концепта «обещание спасения», являющегося, по мнению критиков ШНП, третьим компонентом функциональной модели данной партии. В концентрированном виде в устах идеологов ШНП, обращающихся к своему электорату, он звучит приблизительно так: «ШНП — это единственная политическая сила страны, способная воспрепятствовать эсхатологическому сценарию будущего Швейцарии и спасти народ». При этом ШНП не требует от народа многого, например, финансирование партии осуществляется практически без участия большинства членов партии и ее электората, почти исклю-

чительно на добровольные пожертвования крупного бизнеса из числа руководства и активных членов ШНП. Посылая народу мессидж «обещания спасения», идеологи ШНП ожидают прежде всего увеличения электората партии, что возможно только на основе доверия к ее программе и методам осуществления последней. Этот компонент функциональной модели ШНП носит квазирелигиозный характер и затрагивает сердце и душу избирателя, поскольку нельзя спасти никого, кому не нужно спасение, равно как и никого, кто не верит в собственное спасение.

Последний компонент функциональной модели ШНП, также имеющий квазирелигиозный характер, по мнению ее оппонентов, — личность неформального лидера партии, называемого ее противниками «гуру». Бессменным гуру ШНП с момента ее официального основания в 1971 г.вплоть до конца 2007-го был Кристоф Блохер. В 2007 г. 67-летний Блохер не был переизбран членом Федерального совета Швейцарии — федерального правительства страны, являющегося коллективным главой государства, из членов которого на один год избирается президент этой страны. Членство в Федеральном совете Швейцарии — высший политический Олимп страны, хотя Блохер никогда не был избран собственно президентом Швейцарии. Этот политик являлся одним из основателей партии и на протяжении почти четырех десятилетий — также ее основным идеологом, стратегом и даже личным олицетворением самой ШНП в глазах избирателей, хотя при этом он никогда не был официальным президентом ШНП. С 1977 г. он занимал важный пост регионального председателя ШНП во влиятельнейшем кантоне Цюрих, в 1979 г. стал депутатом Национального совета (нижней палаты парламента Швейцарии), в 2003 г. был избран членом Федерального совета страны.

В качестве «гуру» ШНП Блохер яв-

лялся центром или харизматической головой всей функциональной модели ШНП. Свое особое положение в ШНП Блохер подкреплял солидным финансированием партии из собственного кармана, поскольку был одновременно успешным бизнесменом-миллиардером в сфере химической промышленности. Харизматический гуру Блохер неустанно позиционировал себя как неустрашимого героя, борца против образов врага швейцарского народа, абсолютно убежденного, что все проблемы страны, особенно в отношении миграции и международных отношений, можно и нужно решать исключительно политическим путем, опираясь на инструмент прямой демократии граждан стран в форме референдума. По убеждению Блохера, никакие юридические ограничения, международные договоры Швейцарии, конвенции по правам человека, концепты гуманизма и т.п. не могут иметь приоритета над прямым и свободным политическим волеизъявлением швейцарского народа. Демократия по Блохеру направлена только на политическое решение проблем народа большинством, имеющим право голоса. При этом сам Блохер в качестве «гуру» имеет полное право как угодно пиарить инициативы своей партии в отношении электората, но в конечном счете склоняется перед выбором народа.

Несмотря на то что данная функциональная модель ШНП раскручивается ее критиками и конкурентами и поэтому не может во всех отношениях являться объективным фактом, все-таки такого рода политологический анализ позволяет многое понять в функциональной стороне деятельности ШНП.

Неофициальная идеологическая программа ШНП, или Десять заповедей швейцарского националиста

Интересным является вопрос об официальной идеологии ШНП. Несомненно, что столь радикальная партия националистов может успешно

функционировать только при условии идеологического единства, принятого путем консенсуса. Но оказывается, что официальная идеология партии содержит только рамочные понятия, такие как отстаивание национальных интересов государства, отрицание приоритета международного права над государственным правом страны, борьба с ее интеграцией в глобальные политические структуры и т.д. Содержание данных понятий обычно не расшифровывается и поэтому малопонятно простому обывателю, имеющему право голосовать.

Но критики ШНП утвердают, что швейцарские националисты имеют также неофициальную идеологическую программу партии, иронически называемую «десять заповедей ШНП».

Разумеется, эти «заповеди» нигде письменно не зафиксированы, а транслируются только в рамках «устной традиции» ШНП. Но любой политик от ШНП, а также большинство ее членов твердо знают или интуитивно чувствуют, что именно данные ценности и нормы поведения образуют идеологию и менталитет представителей этой партии. Данные «заповеди» — это своеобразная идеологическая визитная карточка швейцарского националиста из ШНП. Они могут быть приблизительно реконструированы следующим образом.

1. Мы не позволим иностранцам, проживающим в нашей стране, экономически паразировать на нас, а тем более политически нами управлять.

2. Любой иностранец для нас чужой, он нужен нашей стране только в той степени, в какой приносит для нее пользу.

3. Любой бедный и плохой швейцарец для нас лучше любого богатого и хорошего иностранца, поскольку первый является частью нашего народа и мы должны о нем заботиться, а по отношению ко второму мы не имеем никаких обязательств. Зато каждый иностранец имеет обязательства перед

126

нашим народом, если желает проживать в нашей стране.

4. Дискриминация иностранцев допустима в той мере, в какой она служит интересам швейцарского народа и выражена в швейцарском законодательстве. Мы, как законопослушные граждане и цивилизованные европейцы, не поддерживаем произвольную дискриминацию иностранцев, особенно унижение их человеческого достоинства, а тем более преступления в их отношении на расовой и национальной почве. В то же время, если такие случаи в нашей стране имеют место, защита прав и интересов иностранцев не являются целями и задачами нашей партии. Это дело партий с другой политической ориентацией — поддерживать иностранцев и защищать их права и свободы.

5. Любой швейцарец в любом конфликте или споре с иностранцем для нас априори прав — по той причине, что он является представителем нашего народа.

6. Любой швейцарец — владелец или менеджер предприятия, разделяющий ценности нашей партии, имея в своем распоряжении подчиненных как швейцарцев, так и иностранцев, должен из национальной солидарности в первую очередь поддерживать своих подчиненных-швейцарцев. В частности, первоочередно брать их на работу, продвигать их по службе при общих равных условиях с иностранцами, меньше загружать их работой и увольнять их с работы в последнюю очередь, если имеется возможность вместо швейцарца уволить иностранца. То же касается требования для всех швейцарских граждан покупать товары только у швейцарских производителей и продавцов.

7. Члены нашей партии должны публично делать пиар всему, что относится к Швейцарии, и скорее критически отзываться обо всем иностранном.

8. Мы должны оказывать сопротивление влиянию в нашей стране любым

иностранным идеологическим, духовным и культурным ценностям, поскольку они во всех без исключения случаях представляют собой попытку духовной диверсии со стороны иностранцев с целью нашего порабощения или какого-то ущемления наших прав. Наши предки раз и навсегда определили духовные ценности для нашего народа. Нас волнует не проблема их «истинности» по сравнению с иностранными ценностями, а то, что эти ценности наши, а потому мы будем любой ценой их отстаивать.

9. Мы поддерживаем борьбу нашего государства с криминалом и ужесточение нашего уголовного законодательства за все неэкономические преступления, а особенно преступления против личности, поскольку такого рода преступления преимущественно совершаются иностранцами. Они, а не мы априори предрасположены к криминалу, и поэтому они не должны в случае их осуждения нашими судами за тяжкие преступления пользоваться нашим гуманным законодательством, которое было предусмотрено для нашего в целом законопослушного народа, а не для иностранных преступников, поселившихся на нашей территории, или иностранных бандитов-гастролеров.

10. Мы всегда и при любых обстоятельствах поддерживаем ужесточения миграционного законодательства и любые законодательные инициативы, направленные на сокращение числа иностранцев в нашей стране. То же самое касается и создания любых правовых и таможенных барьеров, направленных для сдерживания экспансии иностранных товаров и услуг в нашу страну.

Сильные стороны ШНП

ШНП в Швейцарии — немаргинальная партия

В отличие от немецких, английских и большинства других европейских радикальных правых партий, ШНП и его

электорат имеют огромное влияние на принятие политических решений руководством страны.

Политическая борьба исключительно правовыми и легальными методами

ШНП уже имеет достаточно власти в стране, поэтому ей не нужно действовать неправовыми методами. К тому же, учитывая законопослушный менталитет швейцарцев, такого рода методы только скомпрометировали бы партию в глазах электората. Естественно, ШНП не может этого допустить. Пропаганда и пиар ШНП часто осуществляются популистскими методами, но только на вербальном уровне. Никаких потасовок, разборок и мордобоя депутатов от ШНП в парламенте даже теоретически не может быть. Но на вербальном уровне партия действует агрессивно, постоянно провоцируя население слоганами своей пропаганды. Плакаты, уличная реклама партии направлены на эмоциальный ответ электората. Многим швейцарским интеллигентам претит ее агрессивный стиль, для них это «рабоче-крестьянский» пиар некультурных низов. Образованные либералы не могут принять ШНП в силу своего воспитания.

ШНП не наживается на труде мигрантов

ШНП делает все, чтобы ограничить миграцию в страну. Таким образом, предприниматели из ШНП не идут по легкому пути наживы на труде мигрантов. В настоящее время ни в одной европейской стране нет проблемы нехватки рабочей силы. Как раз наоборот, есть проблема массовой безработицы. Лево- и либерально ориентированные предприниматели, массово ввозя мигрантов в страну, тем самым не только лишают работы своих граждан, но и с точки зрения рыночной экономики воруют у своих граждан — потенциальных работников — разницу между рыночной зарплатой своего гражданина и мигранта. Таким

образом, зарплата на неквалифицированной должности рыночным путем опускается до мигрантского уровня, и целые социальные группы собственных граждан остаются без работы или для выживания довольствуются нищенской зарплатой, в то время как мигранты получают доступ к финансовым ресурсам чужого для них государства. В этом заключаются экономические аспекты современного глобалистского интернационала.

ШНП отлично понимает данную угрозу и делает все для ее устранения. Миграция — это единственное исключение, когда ШНП не идет ни на какие политические компромиссы в угоду желанию швейцарских предпринимателей увеличить собственные прибыли и желанию государства решить социально-экономические проблемы страны легким путем завоза в страну иностранной рабочей силы. В шкале ценностей ШНП социальный мир и безопасность своей страны стоят неизмеримо выше конъюктурной экономической прибыли.

ШНП против насаждения новой европейской идентичности

Сначала европейское гражданство для граждан государств — членов ЕС, а затем и принятие европейцами европейской идентичности вместо утраченной национальной означает смерть национальной идентичности европейских народов и является мечтой современных глобализаторов.

Например, большинство немцев в настоящее время не против смены своей идентичности на европейскую. Звание «европеец» для немцев звучит гордо, а «немец» ассоцируется с чувством вины за холокост и другие преступления национал-социализма.

Пока еще для большинства швейцарцев такой подход — безумие. Бренд «швейцарец» в их глазах ничем плохим себя не скомпрометировал. Они понимают опасность глобализма для их национальной идентичности. Естествен-

127

128

но, что основную пропагандистскую работу в этом направлении взяла на себя ШНП. И эта деятельность ШНП по защите национальной идентичности швейцарцев от духовной и циви-лизационной агрессии глобалистов в настоящее время еще находит полное понимание у большинства швейцарцев.

Слабые стороны ШНП

Пренебрежение экологией ради экономической выгоды. Поддержка эксплуатации старых и опасных АЭС

Борьба за экологию — не тема для швейцарских правых. Ибо для них эта тематика направлена на ослабление государства и его экономической мощи. Истинный националист, по мнению ШНП, стремится к богатству для своей нации. Мировые экологические проблемы не должны его волновать. Пусть другие народы инвестируют в экологию и оплачивают риски выработавших свой ресурс швейцарских АЭС (большинство из них по настоянию ШНП построены на границе с Германией).

Отсутствие связи с транцендентными духовными ценностями, ярко выраженный секуляризм и имманентизм швейцарского политического проекта

Швейцарская национальная идентичность для идеологов из ШНП имеет приоритетом только политические и экономические ценности, более глубокий пласт религиозных и духовных ценностей задвинут на задний план. Духовное воспринимается как ценность лишь в смысле традиционности своего народа и его утилитарного характера для развития культуры швейцарского народа без привязки к идее истинности или духовной миссии народа по отношению к другим народам.

Успешный политический проект «Особый случай Швейцарии» создан только для внутреннего употребления. Отсутствует желание его распростра-

нять и получать от идеологической экспансии политическое влияние и экономическую выгоду. В этом состоит имманентизм и почвенничество швейцарского политического проекта, получившего свое идеологическое оформление при активном влиянии идеологии ШНП. Швейцарцы создали свой политический проект, чтобы политически и экономически конкурировать с другими народами, а не идеологически и культурно миссионировать их. При таком имманентистском подходе ШНП не ощущает солидарности с правыми политическими силами других стран, они, как и все иностранцы, скорее потенциальные политические враги, чем друзья ШНП.

ШНП и иностранцы

Проблема ассимиляции иностранцев и разрыва между национальной и гражданской идентичностью швейцарцев

ШНП выступает за «тотальную ассимиляцию» иностранцев в случае, если нет возможности воспрепятствовать получению ими швейцарского гражданства или их жесткого отказа от добровольного возвращения на родину. Швейцарское законодательстве о принятии в гражданство иностранцев — самое жесткое в Европе. «Новые швейцарцы» должны впитать в себя ценности швейцарского патриотизма и швейцарской культуры, в противном случае, приняв швейцарское гражданство, они останутся в глазах ШНП легализованными врагами швейцарского народа. Таким образом, ШНП верит в то, что «тотальная ассимиляция» обезвреживает «врага народа» и превращает новоиспеченного швейцарца по паспорту если и не в настоящего швейцарца, то по крайней мере в «друга швейцарского народа». Некоторые идеи «тотальной ассимиляции» вызывают улыбку.

Претендент на швейцарское гражданство должен потерять интерес к

общению со своими сородичами и общаться только с его новыми согражданами. Дома он должен иметь швейцарскую, а не свою национальную еду, оставить свою веру и принять веру одной из швейцарских церквей. В идеале он должен мечтать о том, чтобы быть похороненным не на своей исконной родине, а в Швейцарии.

На практике никто из иностранцев, получивших во взрослом возрасте швейцарский паспорт, не является членом ШНП. Эти люди просто не смогли бы стать своими в данной среде. Но многие из них активно разделяют взгляды ШНП, тем самым доказывая другим иностранцам свою успешную «интеграцию» в швейцарское общество и свой более высокий социальный статус по сравнению с ними. Такое поведение, естественно, поощряется ШНП. В свою очередь уже их дети, на швейцарском диалекте «БесоЫо» {итал. второй, в смысле принадлежности ко второму поколению эмигрантов), получившие с детства воспитание в швейцарской культуре, особенно в случае их европейского происхождения, почти в той же степени, что и дети швейцарских родителей, становятся убежденными сторонниками и даже членами ШНП.

Внутренняя модель взаимоотношения ШНП с иностранцами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешность римского принципа «разделяй и властвуй» в политике пока еще никто не опроверг. ШНП старается не идти на конфронтацию со всеми категориями иностранцев, при условии, если они понимают, «кто в доме хозяин». Настроить против себя всех многочисленных иностранцев и «новых» швейцарцев, объединив их при этом вместе, означало бы политическую глупость и неизбежное политическое поражение. ШНП знает, что их политические конкуренты в лице либералов, левых, христианских демократов, а также более умеренных, чем они, национал-консерваторов не дремлют.

Поэтому делается все, чтобы дифференцировать огромную массу иностранцев в стране, объявив одни их группы, в частности по признакам происхождения и социального статуса, желательными, а другие — нежелательными категориями иностранцев.

Социальная и трудовая политика ШНП

Другим концептом ШНП в обращении с иностранцами является идея, что мигранты должны конкурировать на рынке труда между собой, а не с местным населением. Поэтому проблемы мусорщиков-гастарбайтеров и уличных уборщиков-мигрантов в Швейцарии нет. Данные ниши зарезервированы на 100% для приезжей рабочей силы, причем в первую очередь из бедных стран мира. По мере возрастания социального статуса той или иной профессии работодателями-швейцарцами чаще всего интуитивно, а иногда даже вполне бюрократически определяется, представитель какой категории иностранцев или же швейцарский гражданин должен оптимально претендовать на данную вакансию, чтобы при этом он имел максимально высокую мотивацию для данной работы.

Естестественно, что бывают исключения, и швейцарец из низов, не имеющий образования или квалификации, может занимать место, в принципе, предназначенное для гастарбайте-ров, но такие исключения скорее подтверждают правило. Например, иногда встречаются уборщицы-швейцарки, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей частным образом в домах богатых хозяев, но практически невероятно, чтобы швейцарцы заключали трудовой контракт на уборку производственных помещений или тяжелую неквалифицированную работу на производстве с частной фирмой-посредником, которая в свою очередь перепродает затем их услуги своим клиентам. Такой рабский труд в Швейцарии предназначен только для

мигрантов и в глазах представителей ШНП не может быть уделом швейцарского гражданина.

В этом смысле ШНП внесла большой вклад в формирование менталитета народа. В XIX в. в швейцарском политическом бомонде правили бал либералы, нещадно эксплуатируя на фабриках и заводах своих же соплеменников. Для работодателей-либералов не было никакой моральной проблемой наживаться на униженнном и бесправном положении своего же швейцарского рабочего, пресмыкаясь при этом перед богатыми иностранцами.

Заслугой ШНП по отношению к собственному народу является то, что своей пропагандой величия швейцарского народа и его культурных ценностей, национальной солидарности, а также своими многочисленными политическими кампаниями, направленными на лоббизм и протекционизм всего швейцарского перед иностранным, они смогли добиться определенного социального единства швейцарцев как народа и высокого социального статуса многих швейцарцев по сравнению с большинством проживающих в стране иностранцев.

ШНП хорошо усвоила ключ к политическому успеху в демократической стране: политик должен в первую очередь делать реальные дела для народа, а не инвестировать в самопиар, а тем более использовать властные механизмы для подавления протеста народа, чтобы затем иметь моральное право рассчитывать на реальное доверие электората.

Политическому пиару ШНП, как было показано выше, безусловно, уделяет огромное внимание. Но политическая пропаганда ШНП предполагает веру руководства этой партии в то, что она реально служит народу, а не манипулирует им в своих интересах. Таким образом, пиар ШНП нацелен на убеждение электората в правильности пути ШНП, целью которого является защита интересов народа, а не его обман.

Настоящая политическая демократия — это неизменно власть большинства, осуществляемая в интересах данного большинства, и ни одна самая прекрасная идея или идеология не может отменить данной аксиомы. Любой политический лоббизм в интересах каких-либо «самых замечательных в мире» меньшинств, а также узурпация народного характера власти политиками, любого рода манипуляции и насилие с целью удержания власти является смертью демократии и переходом к иным формам политической системы общества. Власть не может строиться на лжи, мошенничестве и насилии над собственным народом, иначе этой власти грош цена, а для народа она становится не благодетелем, а страшным тираном и бичом, паразитирующим на народном горе и бесправии. Основное моральное достоинство ШНП, при всех ее идеологических и политических недостатках, состоит в том, что эта партия никогда не ставила данную истину под сомнение, а наоборот, всегда исходила в своей политической борьбе за интересы швейцарского народа из ее абсолютной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.