Научная статья на тему 'Швейцарская демократия и мультикультурализм'

Швейцарская демократия и мультикультурализм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Швейцарская демократия и мультикультурализм»

МИРОВОЙ ОПЫТ

Владимир БлизнЕков

ШвЕЙЦАрСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

и мультикультурализм

реальную, а не фиктивную возможность непосредственно управлять государством путем прямого народного волеизъявления на референдумах, проводящихся с периодичностью не реже одного раза в месяц. Поэтому швейцарская демократия является реальным средством осуществления народовластия, политической свободы и гражданского общества. Швейцарская прямая демократия — это народная демократия во всех отношениях.

Государство Швейцария или, употребляя официальное название данной страны, — Швейцарская Конфедерация представляет собой в историческом, политическом и даже го су дарственно-правовом отношении чрезвычайно интересный прецедент. Эта европейская страна, с одной стороны, имплицитно содержит в себе многообразие разных культур, а с другой — является в настоящее время одним из самых мощных консервативных бастионов на пути глобализации и мультикультурализма.

Национально-государственная иден тичность Швейцарии состоит в идее единства нации, состоящей из четырех различных культур. Швейцарская национальная идея осуществляется посредством двух основных инструментов. Это, во-первых, формально конфедеративное, а фактически федеративное государственное устройство страны, состоящее из трех уровней реальной политической власти — федерального союза, кантона и общины. Во-вторых, это концепт прямой демократии, когда любые более или менее значимые политические решения выносятся на всенародный референдум, а не принимаются законодательной или исполнительной властью.

Оба этих инструмента предоставляют любому гражданину Швейцарии максимальные возможности для гражданской активности и политического творчества. При этом политическая свобода швейцарцев практически ничем не ограничена, а прямая демократия предоставляет всем гражданам

Исторические условия рождения швейцарского народа и его демократии

Швейцарская прямая демократия возникла в уникальных исторических условиях. Вплоть до даты подписания федеративной хартии 1 августа 1291 г. представителями трех альпийских «лесных» кантонов на карте Европы никогда не существовало никакого единого предшественника швейцарской государственности, не было и речи ни о каком политическом концепте объединения различных этносов в рамках единого государственного проекта. Но в то же время имелись имплицитные предпосылки для фактически первой в истории средневековой Европы успешной попытки создания государства «снизу», на основе объединения мелких крестьянских общин в военно-политический союз с целью отстаивания собственных политических свобод и гражданско-правовых интересов.

Предшественником швейцарской народной демократии являлась племенная крестьянская демократия,

84

родственница военной демократии германских варваров, которые на протяжении всей поздней античности и раннего Средневековья постоянно вели жестокие войны с Римской империей.

В античный период территорию современной Швейцарии населяли кельтские и ретороманские племена, сильнейшим из которых было кельтское племя гельветов, населявшее северозападную часть современной Швейцарии. Римляне называли эту территорию Гельвецией (лат. Helvetia). Гельветы — одно из самых многочисленных кельтских племен на территории Галлии — были завоеваны римлянами во время галльских войн Юлия Цезаря в 58 г. до н.э. Побежденные в течение более трехсот лет римского владычества практически полностью были ассимилированы римлянами. Их языком стала народная латынь, а по культуре и обычаям галло-римское население перестало существенно отличаться от самих римлян.

Римское владычество на территории современной Швейцарии впервые утратило абсолютный характер в середине III в. н.э., когда Римская империя не смогла более сдерживать нападения германских племен на свои северные границы. В 259 году в результате мощного вторжения германского племени алеманнов на Рейне, в районе современного швейцарского Базеля был впервые прорван знаменитый римский лимес, что имело трагические последствие для галло-римского населения Гельвеции. Германцам открылся путь в Римскую империю, и они начали постепенно все более массово расселяться на территории римской Гельвеции. Германцы поселялись обычно в сельской местности, так что галло-римскому населению оставалось бежать в города и на запад Гельвеции под защиту родственного населения римской Галлии. Но уже к середине VII в. германские племена полностью доминируют на территории современной Швейцарии.

Практически всю территорию современной немецкоязычной Швейцарии заселило уже упомянутое северогерманское племя алеманнов, отличавшееся особой воинственностью и нежеланием интеграции в социальные структуры галло-римского населения. Алеманны сохранили свой древнегерманский язык и свою народную культуру, ассимилировав немногочисленное галло-римское население, оставшееся на завоеванной ими территории. Современные французско- и итальяноязычные части Швейцарии к началу VII в. были заселены также германским племенами бургун-дов и лангобардов, которые в отличие от алеманнов приняли «культурную» ассимиляцию от местного населения и, оставив свой родной язык, заговорили на народной латыни. Интересное исключение составили ретороманские племена, проживавшие на территории современного швейцарского кантона Граубюнден. По одной из современных этнологических теорий, они были родственны римским этрускам и подверглись абсолютной ассимиляции со стороны латинской культуры. В их честь римляне назвали Рецией провинцию, которая в период ранней Империи включала в себя всю территорию современной Швейцарии. Ретороманские племена вплоть до начала Нового времени в наименьшей степени подверглись ассимиляции и культурному влиянию германских племен на территории Швейцарии, хотя и попали при этом в политическую зависимость от алеманнской аристократии1.

Таким образом сформировались все четыре культуры современной Швейцарии на основе четырех пра-этносов, населявших ее территорию в период раннего Средневековья. Но абсолютный приоритет и значение в формировании будущей националь-

1 Geschichte der Schweiz und der Schweizer. Helbling&Lichtenhahn, Basel-Frankfurt am Main. 2. Auflage 1983. S. 107-118.

ной идентичности швейцарского народа имел только алеманнский праэт-нос.

Германцы-алеманны осуществили захват римской земли и оказались в феодальном, хотя также этнически германском, сначала франкском, позднее швабском государстве, где свободные воины постепенно теряли права и свободы времен племенной военной демократии и становились полузависимыми от феодалов крестьянами. В этой феодальной зависимости состоял средневековый сословный порядок, где каждому сословию было определено свое место под солнцем в придачу с внушительным списком сословных прав и обязанностей. Потомки свободных воинов-германцев, хотя и не превратившись в средневековый период в крепостных крестьян, тем не менее должны были сносить унижения королевских и имперских чиновников и наместников-фогтов. Такого рода оскорбления и уничижения были, вероятно, вполне естественны для менее свободолюбивых народов, но абсолютно непереносимы для потомков победителей римлян.

Швейцарские хроники описывают эти «страшные» унижения алеманн-ских крестьян со стороны королевских наместников. Так, один из фогтов по собственному произволу приказал снести каменный дом, принадлежащий чем-то не угодившему ему богатому алеманнскому крестьянину (нем. — бауэру) из «лесного» кантона Швиц. Другой фогт, воспользовавшись отлучкой в лес мужа одной смазливой крестьянки, потребовал от нее помыть его в бане, что согласно средневековой морали означало сексуальное домогательство. Возвратившийся из леса бауэр, не снеся оскорбления, на месте забил до смерти нагого королевского чиновника, при этом все целомудренные швейцарские хроники единодушно подчеркивают тот факт, что сама жена крестьянина оставалась при этом одетой, а значит, не нарушила супру-

жескую верность2. В этот же период из подобного рода сказаний родилась легенда о первом швейцарском герое Вильгельме Телле, наказанном местным фогтом за отказ раболепно поклониться ему и в качестве мести за унижение меткой стрелой поразившем тирана насмерть. Возмущение але-маннских крестьян произволом фогтов приводит к знаменитой клятве в «вечном союзе» жителей трех лесных швейцарских кантонов на лугу Рютли в 1291 г. Крестьяне разрушают замки правящей династии Габсбургов и изгоняют фогтов из своей земли.

Клятва на лугу Рютли — момент рождения нового швейцарского этноса. Новорожденный швейцарский народ стремится сохранить ценности родового строя древних германцев. Клятва на лугу Рютли — символ возвращения германцами-алеманнами своей личной и племенной свободы.

Новый этнос создает национальное государство

Таким образом, из конфликта але-маннских крестьян с правящей династией Габсбургов возникает принципиально новая для Средневековья политическая форма, немецкое название которой «Eidgenossenschaft» буквально означает «клятвенный союз», но на русский язык это слово традиционно переводится как «конфедерация». «Schweizerische Eidgenossenschaft», т.е. «Швейцарская конфедерация» до сих пор остается официальным названием швейцарского государства.

Конфедерация — это ярко выраженная демократическая форма политического устройства, в основу которой положен договор между членами данного политического союза об общих целях, правах и обязанностях сторон, заключивших этот договор. После заключения договора о союзе между собой, конфедераты (нем. «Eidgenossen»)

2 См.: Chronik der Schweiz. Ex Libris Verlag, Zürich, 1987. S. 117 ff.

выступают уже в качестве общего коллективного партнера по отношению к любому внешнему субъекту, в том числе и к монарху, претендующему на абсолютную юрисдикцию своей власти на территории проживания конфедератов. Но швейцарцы не были при этом революционерами, стремящимися низложить существующий режим и добиться независимости. Они были, на оборот, типичными консерваторами, боровшимися за сохранение своих традиций, прав и свобод от покушений на них властей предержащих.

Конфедераты вступили в политический конфликт только с Габсбургами, но были при этом не против какой-либо другой «хорошей» королевской династии, желающей уважать их «естественные» права и традиционный уклад жизни. Они требовали, в конечном счете, равноправного политического договора между сувереном и народом, на основе которого была бы легитимизирована власть суверена. Но династия Габсбургов не желала диалога с конфедератами, за что была сурово наказана историей.

Габсбурги попытались с помощью военной силы подавить мятежных конфедератов. Австрийское рыцарское войско в ноябре 1315 г. вторглось в Швейцарию. Состоялось знаменитое сражение при Моргартене, в ходе которого швейцарские крестьяне, применив партизанскую тактику, практически не понеся собственных потерь, истребили 1500 рыцарей — внушительное войско для того времени. В следующей крупной битве при Зем-пахе в 1386 г. бауэры-алеманны наголову разбили войско эрцгерцога Леопольда III, также павшего в этом сражении. Швейцарские конфедераты выиграли все без исключения сражения против Габсбургов. Перманентные победы крестьян над рыцарями — неслыханное дело для Европы того време-

_ ни. Пешее войско, вооруженное при-

86 митивными алебардами, без всяких доспехов, оказалось сильнее тяжелово-

оруженной рыцарской конницы. Алебарды «дикарей»-швейцарцев против габсбургский рыцарей — параллель победоносных сражений их предков — древних германцев — с римскими воинами напрашивается сама собой.

Швейцарская конфедерация стала первой территорией, добившейся независимости от Священной Римской империи германской нации. А швейцарцы увидели в своем неизменном военном успехе Божие благословение своему демократическому политическому проекту и объявили себя ни много ни мало как «Богоизбранным народом»3.

Рождение швейцарского этнического национализма

Габсбурги были не единственными политическими врагами конфедератов. Вскоре швейцарцы-алеманны столкнулись с внешними угрозами. В XV в. политическая враждебность исходила для них в первую очередь от герцогства Бургундского. Изначально германское племя бургундов в V в. переселилось на территорию Римской империи, приняв латинские язык и культуру, и было ассимилировано местным населением. Для алеманнов-конфедератов это был уже не «родной германский» враг — Габсбурги, но чужой народ, говорящий на чужом языке, для которого у швейцарских алеманнов было в ходу только одно презрительное слово «welsch» (нем. — чужой, иностранный), или на алеманнском диалекте немецкого языка «walch». Этим пренебрежительным выражением швейцарцы называли всё негерманское, говорящее на французском, итальянском или ретороманском языках. По иронии судьбы именно эти три соседних для алеманнов языка наряду с немецким являются сегодня официальными государственными языками Швейцарской конфедерации.

Отчуждение конфедератов от

3 Marschal G.P. Schweizer Gebrauchsgeschichte. Schwabe AG Verlag; Basel, 2007. S. 32 ff.

бургундцев было гораздо большим, в сравнении с Габсбургами, бывшими для алеманнов только германскими суверенами-тиранами. В противостоянии с чужим внешним этносом у конфедератов впервые возникло национальное самосознание, строившееся на примитивной антитезе «deutsch — welsch» (германское — негерманское или, в данном контексте, — добро и зло). Швейцарцы в пассионарном порыве ринулись воевать с бургундским герцогом Карлом Смелым, войско которого считалось тогда одним из самых сильных в Европе. Военный успех неизменно сопутствовал конфедератам. В жестоких битвах при Грандсоне (1476), Муртене (1476) и Нанси (1477) конфедераты полностью разгромили и уничтожили бургундское войско. Из бургундских воинов не выжил практически никто. Бургундский герцог Карл Смелый потерял в результате не только все свое богатство и армию, но и собственную жизнь.

Рождение национального самосознания конфедератов сопровождалось чудовищной жестокостью по отношению к военному противнику. Конфедераты не брали пленных. В захваченных бургундских городах (ныне принадлежащих к французскоговоря-щей части Швейцарии) они устраивали чудовищную резню гражданского населения, убивая практически всех жителей мужского пола и развлекаясь отрубанием голов у раненых бургундских солдат. По свидетельству швейцарских хроник: «Все рвы и канавы бургундских городов и деревень были заполнены трупами врагов, именуемых "welsch"». Швейцарцы собирали в качестве трофеев черепа и кости убитых врагов, чтобы передать их своим потомкам по наследству. Даже в XIX в. их потомки продавали любопытным туристам кости бургундцев в качестве сувениров!4

4 Büchi C. Röstigraben. NZZ Verlag; Zürich, 2. Auflage, 2001. S. 49-55.

Генезис мультикультурного государства

Таковым было рождение современной швейцарской нации, образующей единство немецкой, французской, итальянской и ретороманской культур. После победы над бургундцами и присоединения побежденных франкоязычных земель швейцарцы сначала даже не заметили, что их политический союз не включает более исключительно немецкоязычные территории. С течением времени вплоть до конца XVIII в. Швейцария все более романизируется за счет включения в конфедерацию договорным или силовым путем не только франкоговорящих, но и итальяно- и ретороманоязычных соседей.

В конце XVIII в. Наполеон захватывает Швейцарию, и по его воле ранее беспорядочно и традиционно организованное государство становится централизованным государством по французскому образцу. Французские либеральные лозунги свободы, равенства и братства предполагают отмену любых форм неравноправия и дискриминации по языковому, этническому или социальному признакам, традиционно имевших место в швейцарском государстве до наполеоновского вторжения.

После поражения Наполеона и подтверждения Венским конгрессом 1815 г. суверенитета Швейцарии в этой стране приходит время либералов. Представители этой партии, происходящие в основном из самых различных слоев городских жителей, так или иначе выражают свое пренебрежение национальными чаяниями сельского населения. Швейцарские либералы-интернационалисты часто открыто презирают «отсталых» национально мыслящих крестьян и бесправных швейцарских рабочих, а политика их партии попадает во всю большую зависимость от интересов иностранных государств.

Политический курс либералов доводит страну до гражданской войны

1847-1848 гг. между либеральной буржуазией крупных городов и крестьянством из консервативных католических «лесных» кантонов внутренней Швейцарии, прямых потомков швейцарских конфедератов. Либералы выигрывают гражданскую войну и добиваются принятия радикально либеральной конституции 1848 г., закрепившей основы швейцарского мульти-культурного государства и рождение политической идентичности по принципу гражданства, а не этнического, сословного или регионального происхождения.

Господство либералов в Швейцарии продолжается до начала XX в., а точнее до 1918 г., когда общая европейская напряженность в результате Первой мировой войны и революционное движение вследствие воздействия на массы левацкой пропаганды обрушивают власть либералов в Швейцарии. Но левым в Швейцарии не удается достичь никаких серьезных успехов. Власть у либералов начиная с 1919 г. фактически перехватывает Швейцарская народная партия (ШНП) (нем. Schweizerische Volkspartei — SVP) — партия радикальных швейцарских националистов, правящая партия Швейцарии с 1959 г.

Швейцарская народная партия и глобальный мультикультурализм

Швейцарская народная партия — это партия крестьянской демократии, борющаяся против либерального глобализма и левого интернационализма. Потомки воинственных алеманнов-конфедератов остаются такими же убежденными демократами, как и их средневековые предки. В период гражданской войны 1847-1848 гг. эту консервативную роль приняли на себя католические народники из «лесных» кантонов центральной Швейцарии. ШНП перенимает теперь эстафету у средневековых конфедератов и католических народников в своей демо-88 кратической борьбе против либералов и левых.

Но Швейцарская народная партия — это партия абсолютно секу-лярных националистов. Религиозный фактор трансформируется в политический, что типично именно для народов германской культуры и германской языковой семьи, где религиозность, начиная с Реформации, вытесняется на периферию культуры и поддерживается властью только из политических соображений. Религия ни в коей мере не подавляется и социально часто поддерживается властями предержащими, но в реальности просто используется германскими политиками в качестве политического фактора или идейного базиса для поддержки национальной идентичности.

Швейцарские националисты из ШНП, несмотря на свое доминирующее германоязычное происхождение, исходят из политического консенсуса мультикультурного государства, закрепленного Конституцией 1848 г., и поддерживают не этнический, а гражданский национализм. Поэтому иностранец, получивший швейцарское гражданство, по идее, попадает под защиту партии швейцарских националистов. Таким образом, внутренний мультикультурализм швейцарских граждан различного этнического происхождения выступает против глобального внешнего мультикультура-лизма.

Этнический национализм потерпел политическое поражение, но остался социальным фактором. Социально-культурная граница между германо-язычными и франкоязычными кантонами имеет в Швейцарии даже специальное выражение «ИбБ^гаЬеп» и до сих пор ментально присутствует в сознании людей. Так, заказчик из немецкоязычного кантона никогда не даст крупный заказ франкоговоряще-му подрядчику, и наоборот. Экономическая солидарность со своим «этносом» до сих пор не изгнана из глубин подсознания, но в политическом отношении все граждане страны равны

и имеют равные шансы стать членами Швейцарской народной партии.

Политика правого популизма ШНП сосредоточена на борьбе с внешним мультикультурализмом, и ее основными приоритетами являются: ограничение миграции, затруднение процедуры получения иностранцами швейцарского гражданства и защита политических и экономических интересов Швейцарии на международной арене. По мнению швейцарских националистов, целью швейцарской демократии является национальное государство, основанное на гражданским обществе. ШНП говорит: нет миграции, нет политической интеграции Швейцарии с Европой и потере суверенитета государства, нет — внедрению чуждых ду-

ховных идей и культурных ценностей глобального мультикультурализма.

Максимальная свобода народа от всех форм фальшивой политкор-ректности, от любого рода «измов» и единственно верных идеологических учений — основа политического процветания Швейцарии. Швейцарская прямая демократия — это форма настоящего, а не фальшивого народовластия. Швейцария, а не США в политическом отношении — одна из самых свободных стран мира. Но это политическая свобода и самая демократическая политическая система общества относится только к гражданам, остальным гражданство страны надо еще заслужить.

Издательская группа «Скименъ» выпустила в свет книгу великого русского мыслителя Василия Розанова «Мимолётное. 1915 год»

Впервые вниманию читателя будет представлен полный текст книги, выверенный по авторской рукописи и содержащий более 1500 разночтений с её первым изданием.

«Мимолётное. 1915 год» — книга, составленная из уникальных записей в знаменитом розановском жанре «опавших листьев». Перед вами пронесётся подлинный «вихрь чувств» великого мистика русского слова, вбирающий в себя все его излюбленные темы: христианство, пол, еврейство, русская литература, философия и политика. Одной из важнейших линий книги является страстное изобличение антирусских сил в политике и литературе. Только с высоты XXI века стала понятна пророческая боль писателя за грядущие муки и судьбу русского народа.

По вопросам распространения и приобретения:

8-964-580-19-12; lasido@mail.ru (Надежда Шалимова). 89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.