Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
УДК 329
Василий ГРИБОВСКИЙ
НАЦИОНАЛ-ИЗОЛЯЦИОНИЗМ НА ПРИМЕРЕ ШВЕЙЦАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПАРТИИ
Аннотация. В рамках партийно-политической системы Швейцарии начало XXI в. можно считать временем Швейцарской народной партии. Она не только преодолела статус малой партии, но смогла стать наиболее влиятельной политической силой в стране. За это время она сформулировала целый ряд основополагающих идей: нейтралитет и суверенитет в международных делах, сопротивление иммиграции и консерватизм в вопросах семьи. В данной статье анализируется программа этой партии.
Ключевые слова: Швейцария, Швейцарская народная партия, евроскептицизм, национал-изоляционизм, иммиграция, Европейский союз.
Евроскептические взгляды в Швейцарии представляет Швейцарская народная партия (ТТТНП) Ей предшествовали несколько небольших организаций, которые возникли в 19601970-е гг. и позже объединились в Движение против чрезмерного иностранного влияния (Volksbewegung gegen Überfremdung). Своё нынешнее название партия получила в 1971 г., когда ранее созданная протестная Партия крестьян, бюргеров и ремесленников решила объединить усилия с Демократической партией кантонов Гларус и Граубюнден. В первые годы своего существования ШНП ориентировалась на зажиточных сельских граждан в немецкоязычной части Швейцарии и не пользовалась значительной поддержкой населения1.
Первые двадцать лет существования партия была незначительной силой в политической системе страны. Поворотным этапом для страны, как и для Европы в целом стали 1990-е гг., которые отмечены появлением большого числа популистских и протестных партий. Умеренная Швейцарская народная партия стала сдвигаться вправо в поисках нового электората, а её взгляды заметно радикализировались. Она делала упор на консервативный и социально недовольный электорат, а также применяла риторику против иммигрантов и элит, комбинируя её с либеральной повесткой дня в экономической сфере. В итоге на выборах 1995 г. Народная партия набрала 14,9%, в 1999 г. - 22,5% голосов и впервые в истории продемонстрировала заметный рост электорального рейтинга2.
Переломными стали парламентские выборы 2003 г., когда швейцарские евроскептики набрали 26,8% голосов. Эти результаты привели к изменениям в раскладе сил в Федеральном Совете. Порядок формирования высшей исполнительной власти в Швейцарии с 1959 г. определяется в соответствии с «магической формулой». Она предполагает, что семь министерских кресел в Федеральном Совете занимают представители четырёх наиболее популярных партий в соотношении 2+2+2+1. Вплоть до начала XXI в. слабейшей в кабинете министров оставалась Швейцарская народная партия, тогда как христианские демократы, социал-демократы и радикал-демократы имели по два представителя в правительстве3. Однако национал-изоля-
© Грибовский Василий Сергеевич - младший научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований, аспирант ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Email: vasü[email protected].
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520188184
1 Grabow K., Hartleb F. Exposing the demagogues. Berlin: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2013. P.237.
2 Там же.
3 Государства Альпийского региона и страны Бенилюкса в меняющейся Европе. Под ред. В.Я. Швейцера. М., Весь мир, 2009. С.139.
ционисты, получив более внушительную электоральную поддержку, провели в правительство второго представителя за счёт ХДПШ, потерявшей одно из двух мест1. 10 декабря 2003 г. на совместном заседании Национального Совета и Совета кантонов избрали «семерых мудрецов» (так в Швейцарии в шутку называют кабинет министров). Впервые в истории в правительство вошли два представителя от Народной партии - К. Блохер и С. Шмидт.
На последующих выборах 2007, 2011 и 2015 гг. тенденция на усиление ШНП сохранилась, и эта партия стала сильнейшей в стране. В этой связи необходимо рассмотреть программные идеи этой организации, обусловившие постоянное увеличение её электоральной поддержки. Идеологии ШНП можно обозначить термином национал-изоляционизм, автором которого является российский историк европейской политики В.Я. Швейцер . Предлагая этот термин, учёный руководствовался тем, что Швейцария, хотя и не состоит в Европейском союзе, однако сталкивается с похожими проблемами. Если протестные партии в ЕС стремятся к выходу из этого объединения, то Швейцарская народная партия во что бы то ни стало жела-ет предупредить участие страны в европейской интеграции.
Идеология Швейцарской народной партии представляет собой целый ряд логических цепочек. Первым звеном является прямая демократия, понимаемая как способ непосредственного влияния населения на внутреннюю и внешнюю политику. Она является залогом сохранения демократического порядка, в котором воля граждан является ориентиром политических действий властей. Национал-изоляционисты, почитающие счастьем пребывание Швейцарии вне ЕС, подчёркивают, что страна по-прежнему не состоит в этом объединении только за счёт прямого волеизъявления народа, и потому выступают за укрепление и углубление практики референдумов3.
Вторым и третьим взаимозависимыми звеньями являются нейтралитет и суверенитет страны. Национал-изоляционисты считают, что одно не может быть обеспечено без другого, а нейтралитет является, по существу, специально швейцарским выражением суверенитета. В партии уверены, что отсутствие войн на территории страны и с участием страны за последние двести лет связано именно с нейтральной позицией на международной арене. По этой причине они критикуют дальше мельчайшие проявления того, что они называют «распродажей суверенитета». Под этим они понимают «ползучее вовлечение» страны в международные организации, особенно в Евросоюз. В то же время они выступают за развитие тесных экономических отношений с крупнейшим объединением Европы, которое полностью окружает Швейцарию. Однако эти связи ни в коем случае не должны привести к вступлению страны в ЕС, что стало бы грубым нарушением системы ценностей альпийской республики. В ШПН считают, что только благодаря суверенитету, основанному на нейтралитете, правительство сможет и далее обеспечивать самоопределение народа4.
Национал-изоляционисты критически восприняли присоединение Швейцарии к Шен-генской зоне, поскольку страна теперь оказалась открыта для иммигрантов из внешнего ми-
1 Der Aufstieg der SVP. Acht Kantone im Vergleich. Zürich: Verlag Neue Zürcher Zeitung, 2005. S. 1.
2 Таршин А. Истоки евроскептицизма. Современная Европа, №5, 2015. С. 159.
3 Parteiprogramm der Schweizerischen Volkspartei 2015-2019. Bern, 2015. S. 8-14.
4 Ibid. S. 4-15.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
Национал-изоляционизм на примере Швейцарской народной партии
83
ра. Кроме того, ШНП не согласна с тем, что международное право постепенно вытесняет национальное в законодательстве страны, т.к. это ведёт к неправильному претворению в жизнь гражданских инициатив. В этой связи партия поддерживает инициативу с характерным на -званием: «Швейцарское право вместо чужих судей». Тем не менее, в партии уверены, что полная международная изоляция будет только вредить стране. Ведь Швейцария должна использовать ресурсы нейтралитета на международной арене - например, оказывать как гуманитарную помощь другим странам, так и услуги доброй воли с целью поиска решения во всевозможных международных конфликтах1.
Тема иммиграции в повестке Швейцарской народной партии занимает важное место. Как и протестные партии в странах - членах ЕС, швейцарские национал-изоляционисты упирают на сохранение текущего конституционного порядка, основанного на разделении церкви и государства. Они считают, что Конституция должна действовать для всех религиозных сообществ на территории Конфедерации в равной мере и ни в коем случае не должна меняться в сторону того или иного религиозного права. По их мнению, корень проблем с адаптацией иммигрантов кроется в том, что большинство мигрантов-мусульман происходят из стран без демократической культуры, в которых религия играет главенствующую общественную роль. Они «привозят» свои убеждения в Швейцарию, чья система ценностей и чьи законы не имеют ничего общего с исламом и традиционным обществом. Эта разность в мировоззрении коренных жителей и иммигрантов ведёт к тому, что образуются закрытые и параллельные общества. Другим следствием является радикализация настроений среди тех и других2.
Национал-изоляционисты подчёркивают, что долгое время Швейцария была одной из самых безопасных стран мира, однако в последнее время этот показатель заметно снижается. Они связывают это с тем, что вступление в Шенгенскую зону криминальных элементов в экономическим преуспевающей Швейцарии. К тому же избиратели много раз показывали в ходе социологических опросов, что иммиграция должна регулироваться чётко прописанными правилами. По этой причине ШНП призывает вернуть контроль над границами, положить конец нелегальному въезду в страну, последовательно высылать иммигрантов, совершивших преступления, а также ставить интересы потерпевших выше интересов обвиняемых. Кроме того, в партии требуют принимать решительные меры по борьбе с преступлениями среди туристов3.
Программа Швейцарской народной партии в этих вопросах тоже носит ярко выраженный консервативный характер. Брак и семья признаются фундаментом общества, который необходимо сохранять в неизменном виде в будущем. Национал-изоляционисты призывают защищать институт материнства и детства и выступают против активной роли государства в деле воспитания детей. В частности, они призывают отменить уроки сексуального воспитания и политической корректности. Кроме того, важное значение имеет сохранение семьи, которое предполагает недопущение размывания традиционного брака между мужчиной и женщиной, а также признание гомосексуализма общественной нормой4.
1 Parteiprogramm der Schweizerischen Volkspartei 2015-2019. Bern, 2015. S. 4-15.
2 Ibid. S. 91-92.
3 Ibid. S. 4-5.
4 Ibid. S. 94-97.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
В ШНП считают, что мужчины и женщины равны от природы. Поэтому ни тендерные комиссии, ни особые бюрократические регулирования в виде контроля заработной платы или квот на должности не содействуют защите женщины, а вместо этого искусственно противопоставляют два пола. По этой причине национал-изоляционисты призывают отказаться от специальной тендерной политики и потому предоставлять должности наиболее подходящим в профессиональном отношении гражданам, а не по половому признаку. По их мнению, следует также вывести государство из сферы воспитания, освободить школу от тендерных мероприятий и запретить гомосексуальным парам усыновлять и удочерять детей1.
Список литературы
Der Aufstieg der SVP. Acht Kantone im Vergleich. Zürich: Verlag Neue Zürcher Zeitung, 2005.
Grabow K., Hartleb F. Exposing the demagogues. Berlin: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2013.
Parteiprogramm der Schweizerischen Volkspartei 2015-2019. Bern, 2015.
Государства Альпийского региона и страны Бенилюкса в меняющейся Европе. Под ред. В.Я. Швейцера. М., Весь мир, 2009.
Таршин А. Истоки евроскептицизма. Современная Европа, №5, 2015.
National-isolationism on the example of the Swiss People's party
Author. Vasily Gribovsky, Master of Political Sciences, Junior Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The beginning of the XXI century has become the time of the Swiss People's Party within Switzerland's political system. It has overcome the status of a small party and has become the most influential political force in the country. During this time the party formulated a number of fundamental ideas: neutrality and sovereignty in international affairs, resistance to immigration and conservatism regarding family issues. This article analyzes the program of this party.
Key words: Switzerland, Swiss People's Party, euroscepticism, national-isolationism, immigration, European Union.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520188184
1 Parteiprogramm der Schweizerischen Volkspartei 2015-2019. Bern, 2015. S. 94-97.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5