УДК 327.7
ШОС: «глобальный профиль»
в архитектуре международных отношений
Рашид АЛИМОВ
Путеводной звездой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с первых дней её создания (2001 г.) было стремление шаг за шагом двигаться вперёд, последовательно расширяя сферы сотрудничества.
Открытый характер Организации, зафиксированный в Хартии ШОС, говорил о расширении её ареала тогда, когда для такого шага созреют условия. 10 июня 2017 г. в Астане главы государств - учредителей ШОС приняли решение о приёме Индии и Пакистана в качестве полноправных членов [1], которые 12 лет были наблюдателями в Организации.
Через неделю на флагштоках пекинской штаб-квартиры ШОС взвились государственные флаги двух мощных государств Южной Азии [2]. На политической карте мира появилась «Большая евразийская восьмёрка».
АЛИМОВ Рашид - доктор политических наук, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: ШОС, Россия, Китай, Центральная Азия, Индия, Пакистан, партнёрство, консенсус.
1 Астанинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 9 июня 2017 г., Астана // URL: http://rus.sectsco.org/load/292548/
2 Генеральный секретарь ШОС: «С сегодняшнего дня вокруг изумрудно-голубого флага ШОС развеваются государственные флаги восьми государств - членов Организации». В штаб-квартире ШОС подняты флаги Индии и Пакистана // URL: http://rus.sectsco.org/news/20170615/ 298064.html
Шанхайская организация сотрудничества представляет собой крупнейшее трансрегиональное объединение, создание которого стало естественной и закономерной реакцией на радикальные геополитические изменения в мире на перекрёстке двух тысячелетий. К числу их ключевых составляющих относились такие, как:
- распад СССР и образование, в том числе в Центральной Азии, новых независимых государств;
- выход на глобальный мировой уровень Китая;
- набирающие обороты тенденции к многополярности и много-укладности международных отношений и др.
С геостратегической точки зрения государства - члены ШОС объединяет общее стремление к самостоятельному поступательному развитию в условиях специфики современных международных реалий. Активное участие в Организации двух крупнейших мировых держав -Китая и России, постоянных членов Совета Безопасности ООН *, реализующих в своей внешней политике глобальную повестку дня, объективно выводит ШОС на передовые рубежи международных отношений.
Помимо различных аспектов геополитического, геоэкономического и цивилизационного факторов осо-
бый вес Организации придаёт и тот факт, что из девяти существующих в мире де-юре и де-факто ядерных держав четыре: Россия, Китай, Индия и Пакистан являются членами «Шанхайской восьмёрки». Такие её влиятельные члены, как Россия, Китай и Индия, успешно развивают и долговременные космические программы, а центральноазиатские -Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, а также не входящая в ШОС Туркмения являются участниками Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии [3] - первом такого рода документе в Северном полушарии.
Всё это придаёт дополнительный вес и значимость подходам, оценкам и решениям «Евразийской восьмёрки» по всему спектру мировых проблем, особенно в современных условиях усугубляющейся турбулентности в мировых делах.
Важнейшей предпосылкой для успешной реализации задач ШОС как на внутренней, так и на внешней арене является внеблоковая основа подходов её участников к выстраиванию сотрудничества в интересах обеспечения рациональных и взаимовыгодных связей в различных областях без какого-либо ущемления интересов каждой из сторон. При этом членство некоторых из них
3 8 сентября 2006 г. министры иностранных дел Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и посол Туркмении подписали в г. Семипалатинске (Казахстан) Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии // URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902100530
* Совет Безопасности ООН - постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который в соответствии с ст. 24 Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести главных органов ООН. Правом вето, блокирующим любую резолюцию Совбеза ООН, обладают Великобритания, КНР, Россия, США и Франция // URL: http://www.un.org/ru/sc/
в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) * никак не входит в противоречие с таким подходом, ведь безусловным приоритетом деятельности ОДКБ является достижение своих целей политическими средствами. С таким подходом полностью перекликается и доктрина ШОС, краеугольным камнем которой является безальтер-нативность политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций в различных регионах мира.
В этом же смысле особую значимость приобретает и ориентация государств - членов ШОС на наращивание согласованных усилий по предотвращению общих, в том числе новых вызовов и угроз, а также настрой на формирование принципиально обновлённой структуры взаимоотношений в мировом сообществе.
Примером этого может служить зафиксированный в уставных документах Организации «шанхайский дух»**. Являясь своего рода кодексом всей её деятельности, он подразумевает открытость и стремление к постоянному совершенство-
ванию взаимодействия и сотрудничества стран ШОС на принципах взаимного уважения, равноправия, учёта конкретных особенностей и ценностных ориентиров их народов.
Закреплённые в уставных документах ШОС, а также в Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве принципы полного равноправия и консенсуса при достижении общего понимания по всем вопросам жизнедеятельности Организации создают для такой политики дополнительную долговременную основу***.
К характеристике существенных особенностей Шанхайской организации относится участие в ней государств, значительно отличающихся друг от друга по размерам, географическим особенностям и параметрам, природно-климатическим условиям, численности населения, экономическим потенциалом, приоритетами в международной политике и т. д.
Многомерным и не всегда безоблачным был и опыт исторического сосуществования на нынеш-
* Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан являются государствами -членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ основана на базе Договора о коллективной безопасности, который был подписан главами вышеназванных государств 15 мая 1992 г. в Ташкенте // URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php? ELEMENT_ID=126
** Как ключевое интегральное понятие и важнейший принцип деятельности Организации, «шанхайский дух» закреплён в преамбуле основополагающего документа ШОС - Хартии Шанхайской организации сотрудничества, подписанной главами Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана 7 июня 2002 г. в г. Санкт-Петербурге // URL: http://rus. sectsco.org/load/43573/; Алимов Р. К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие и перспективы. М.: Весь мир, 2017.
*** Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества подписан главами государств - членов ШОС в г. Бишкеке, 16 августа 2007 г. и является одним из основных документов Организации // URL: http://rus.sectsco.org/documents/
нем евразийском пространстве. Тем ценнее является подтверждение самим существованием, а также поступательным развитием ШОС того факта, что члены Организации сознательно и со всей ответственностью взяли курс на взаимодействие по ключевым направлениям международной политики, экономики и культуры.
Занимая четвёртую часть суши, регион ШОС омывается тремя из четырёх мировых океанов, обладает уникальными по богатству и разнообразию географией, природными условиями, растительным и животным миром. Здесь расположены высочайшие горные вершины, крупнейшие ледники и пустыни; здесь находятся самое большое море*, а также три из десяти самых глубоких озёр планеты**, пять из десятка самых длинных на планете рек***.
Государства Шанхайской организации, включая наблюдателей и партнёров по диалогу****, располагают крупнейшими запасами энергетических и лесных ресурсов, а также пресной водой (при этом три из них***** входят в первую десятку таких стран).
Производя до 21% общемирового ВВП******, члены Организации в совокупности обладают крупнейшими мировыми потенциалами промышленного производства, в металлургии и машиностроении, энергетике и транспорте и т. д.
Характерной особенностью их развития в последние годы является особое внимание к высокотехнологичным и инновационным производствам, цифровой экономике и т. д.
Страны Шанхайской организации сотрудничества входят также
Справочно
* Каспийское море - крупнейшее на планете озеро, омывает берега России и Казахстана. Его площадь - около 390 тыс. кв. км, а объём - около 8 тыс. кв. км (URL: https:// bigenc.ru/geography/text/2050560).
** Байкал, расположен на территории Российской Федерации, является глубочайшим озером планеты (максимальная глубина 1642 м).
Третьим в мире по глубине озером является Каспийское море (Российская Федерация; Казахстан). Его максимальная глубина 1025 м.
Шестым в мире по глубине озером является Иссык-Куль (на северо-востоке Киргизии). Его максимальная глубина 668 м (URL: https://bigenc.ru/geography/text/2289844).
*** Реки Янцзы и Хуанхэ длиной 6400 км и 5464 км соответственно (КНР);
Речные системы: Енисей - Ангара -Селенга - Идэр общей длиною 5238 км (Россия и Монголия);
Обь - Иртыш протяжённостью 5410 км (Россия, Казахстан, КНР и Монголия);
Амур - Аргунь - Мутная Протока -Керулен протяжённостью 5052 км (Россия, КНР и Монголия) входят в десятку самых длинных в мире (URL: https://scientficrussia. ru/articles/top-10-samyh-dlinnyh-rek).
**** Статус партнёра по диалогу при ШОС имеют: Армения,, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия (URL: http://rus.sectsco.org/ about_sco/).
***** По состоянию на 2017 г. Китайская Народная Республика, Российская Федерация и Исламская Республика Иран входят в первую десятку стран по добыче нефти и газа (URL: http://www.opec.org/opec_web/static_ fües_project/media/downloads/publications/ ASB2017_13062017.pdf).
****** По подсчётам автора на основе статистических данных МВФ и Всемирного банка от 2016-2017 гг. // URL: http://www. imf.org/; http://www.imf.org; https://data. worldbank.org/indicator/Ny.GDP.MKTP. CD?year high desc=true_
в число мировых лидеров по производству сельскохозяйственной продукции, в том числе зерновых, кукурузы, подсолнечника, картофеля, сои, чая, хлопка и др.
Исходя из особой значимости согласованных действий в интересах решения глобальных экономических проблем, которые оказывают весьма существенное влияние и на динамику развития всех государств - членов Организации, ШОС выступает за последовательное укрепление открытой и недискриминационной международной торговой системы, а также недопущение торгового протекционизма в любых его проявлениях [4].
Активизирующаяся в последние годы деятельность Организации на экономическом треке направлена на создание благоприятных условий для постепенного осуществления на пространстве Шанхайской организации сотрудничества стратегической задачи по обеспечению свободного передвижения товаров и капиталов, услуг и технологий, на обеспечение постепенного сопряжения различных региональных и национальных экономических инициатив государств-членов. Достижение этой долговременной цели станет новым стратегическим прорывом в деятельности «Шанхайской восьмёрки» и в интересах консолидации всего многопланового евразийского партнёрства.
Принятие на ежегодных саммитах
ШОС консенсусных решений по важнейшим глобальным и региональным проблемам современного мира создаёт прочный политический каркас и для предметного взаимодействия государств - членов Организации на общемировой арене.
Проводя динамичную внешнюю политику, страны ШОС занимают активные позиции во всех крупнейших международных организациях, прежде всего в ООН и её специализированных учреждениях, таких как УНП, ЭСКАТО и др. Их прямое или опосредованное сотрудничество с такими влиятельными объединениями и структурами, как АСЕАН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, РИК, БРИКС, ОИС, СВМДА* и др., является своего рода дополнительным мостом, который связывает ШОС с этими структурами.
Этим создаются и более благоприятные возможности для активного взаимодействия между ними в интересах совместных действий для обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития, включая проведение с зарубежными партнёрами совместных акций и мероприятий высокого уровня на различных мировых площадках.
Охватывая значительный геополитический ареал планеты, ШОС сталкивается со многими, а по существу, со всеми современными формами и проявлениями как традиционных, так и новых вызовов
4 Астанинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 9 июня 2017 г., Астана // URL: http://rus.sectsco.org/load/292548/
* Согласно ст. 14 Хартии ШОС, Организация обладает полномочиями вступать во взаимодействие и диалог с другими международными организациями, разделяющими её принципы и задачи // URL: http://rus.sectsco.org/cooperation/
и угроз. В их числе прежде всего международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная, а также киберпреступ-ность, отмывание денег и т. д.
Расширяющаяся совместная деятельность по решительному противодействию этим проявлениям, накопленный богатый опыт на данном направлении, в том числе по линии Региональной антитеррористической структуры (РАТС) *, вносит существенный вклад в решение принципиально важной задачи по совершенствованию борьбы с «тремя злами» также и на глобальном уровне. Этот опыт может широко использоваться за пределами ШОС другими аналогичными международными и региональными организациями.
Параллельно с развитием глобализации на национальном и региональном уровнях наблюдается повышенное внимание к сохранению своеобразия и уникальности духовного наследия отдельных народов и регионов. Все эти тенденции отчётливо прослеживаются также на пространстве Шанхайской организации. При этом конкретная деятельность государств - членов ШОС в целом направлена не на обособление цивилизационно-культурных и национальных особенностей стран ШОС, а на всемерное расширение рамок и наращивание многоплановых форм их культурно-гуманитарного
взаимодействия, на активизацию широкого ознакомления с многообразием, специфическими особенностями и достижениями материальной и духовной культуры народов государств, входящих в «семью ШОС».
Это направление деятельности ШОС приобретает особую актуальность также и с учётом того, что в настоящее время на мировой арене, как никогда ранее, всемерно актуализируется проблема борьбы с распространением терроризма, экстремистской идеологии и подстрекательствами к совершению террористических актов. В этом контексте в государствах - членах ШОС обращается особое внимание на усиление противодействия радикализации общества, профилактике любой формы экстремизма, расовой нетерпимости и ксенофобии. Накапливаемый опыт на этом направлении может быть весьма полезным и для соответствующей деятельности других международных и региональных объединений.
Взаимодействие в этой сфере имеет важное стратегическое значение для перспективного обеспечения стабильности и безопасности не только на евразийском пространстве, но и в мире в связи с тем, что регион ШОС является колыбелью и центром распространения практически всех крупнейших цивилизаций, религий и культур. Все они определяют духовное лицо современного мира, оказывая огромное
* Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС, учреждённый 7 июня 2002 г. в г. Санкт-Петербурге на основе Соглашения между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре. РАТС, штаб-квартира которой расположена в г. Ташкенте, предназначена содействовать координации и взаимодействию компетентных органов государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // URL: http://ecrats.org/upload/iblock/d83Z8.pdf
воздействие на все сферы развития мирового сообщества - политические, экономические и культурно-нравственные.
Геополитический ареал ШОС включает более 40% населения земного шара*. Он насчитывает сотни больших и малых народов и народностей, в числе которых как самые древние, так и самые молодые. Гуманитарное пространство «Шанхайской восьмёрки» связано с именами величайших мыслителей, деятелей науки и культуры, литературы и искусства, путешественников, зодчих, выдающихся учёных-первооткрывателей, вклад которых в мировую цивилизацию поистине неоценим. Все они являются носителями богатых и разнообразных культурных и нравственно-этических традиций, составляющих и сегодня основы общественной жизни планеты.
Из более чем тысячи объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО почти каждый девятый находится на территории государств Шанхайской организации сотрудничества**.
Из 10 древнейших мировых религий четыре возникли на пространстве ШОС. И сегодня здесь активно представлены все три основные религии мира: буддизм, христианство
и ислам. В своё время здесь также возникли и успешно прошли испытание таким беспристрастным судьёй, как время, многие ценностные и нравственно-этические учения, в том числе конфуцианство. На части территории ШОС берёт начало и вся индо-европейская культура, охватывающая ныне значительную территорию земного шара.
Широкий евразийский спектр ШОС и огромный естественный потенциал Организации предопределяют глобальный профиль её деятельности на различных направлениях мировой политики, экономики и культуры. Позитивное поступательное развитие на различных направлениях закладывает, соответственно, фундамент для оказания серьёзного стабилизирующего воздействия ШОС на многие приоритетные сферы общемирового развития.
Однако конкретная степень такого воздействия будет прежде всего зависеть от дальнейшего институционального развития самой ШОС, успешного и сбалансированного решения задач, стоящих перед ней, в том числе по гармонизации отношений внутри Организации, а также между её отдельными членами,
* В соответствии с Докладом ЮНФПА «Народонаселение мира в 2017 году» численность населения мира по состоянию на 2017 г. составляла 7,5 млрд чел. Государства - члены ШОС: Китай (1,5 млрд чел., или 19% от мирового населения) и Индия (1,3 млрд чел., или 18% от мирового населения) являются самыми населёнными на планете // URL: http://www.un.org/ru/ sections/issues-depth/population/
** По состоянию на 6 марта 2018 г. в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 1073, из них 137 объектов находятся в государствах - членах ШОС. В Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества включено 470 объектов, родиной 82 из них являются государства - члены ШОС // URL: http://whc.unesco.org/ru/list; https:// ich.unesco.org/en/lists?text=&multinational=3&display1=countryIDs#tabs
проведению активной, конструктивной и чётко согласованной внешней политики.
В то же время очевидно, что в ближайшей и отдалённой перспективе, подтверждая практическими делами жизненную приверженность миру, совместному развитию и равноправному сотрудничеству, расширяя диалог и взаимодействие с международным сообществом, ШОС продолжит вносить существенный вклад в обеспечение мира, безопасности и устойчивого развития региона и мира.
Всевозрастающий потенциал ШОС, влияние Организации на региональные и мировые дела привлекает всё больше стран обширного региона к взаимодействию с Организацией в том или ином формате.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества уже много лет существует институт наблюдателей. Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия «стоят в шаге» от полноценного членства в Организации. Государства - учредители ШОС заявили о создании института наблюдателей при Шанхайской организации сотрудничества в 2002 г. при принятии основного международного документа Организации - Хартии
ШОС. Через два года, т. е. в 2004 г., Совет глав государств - членов ШОС утвердил Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, который определяет специальный порядок и процедуру предоставления такого статуса [5].
В том же году статус наблюдателя впервые был предоставлен Монголии, а через год Организация пошла навстречу пожеланиям уже трёх государств - Индии, Ирана и Пакистана. По решению Совета глав государств - членов ШОС этим странам был предоставлен статус наблюдателей при Организации [6].
С ростом авторитета ШОС на международной арене и достижения ею значительных результатов также увеличивалось и количество наблюдателей: в 2012 г. - за счёт Афганистана [7], а в 2015 г. - Белоруссии [8].
Таким образом, к 2016 г. общее число наблюдателей при ШОС достигло шести государств, а в 2017 г., как упоминалось выше, двум наблюдателям, Индии и Пакистану, был предоставлен статус государства -члена ШОС.
Несмотря на статус наблюдателя, государства принимают самое действенное участие в работе ШОС.
5 Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/load/44365/; Ташкентская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 17 июня 2004 г., г. Ташкент // URL: http://rus. sectsco.org/load/44279/
6 Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 5 июля 2005 г., г. Астана // URL: http://rus.sectsco.org/load/44670/
7 Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. 7 июня 2012 г., г. Пекин // URL: http://rus.sectsco.org/load/47415/
8 Уфимская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 10 июля 2015 г., г. Уфа // URL: http://rus.sectsco.org/load/49097/
В частности, главы государств и правительств стран-наблюдателей ежегодно принимают участие в заседаниях основных органов Организации - Совета глав государств - членов ШОС и Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов ШОС. Представители государств-наблюдателей на соответствующем уровне приглашаются на заседания Совета министров иностранных дел и совещания отраслевых министерств и ведомств государств-членов, а также конференции, симпозиумы, круглые столы и различные встречи, проводимые в рамках Организации.
В качестве примера можно привести:
- 16-е заседание Совета глав правительств (1 декабря 2017 г., г. Сочи) [9, 10];
- 16-е Совещание министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (15 ноября 2017 г., г. Москва) [11];
5-е Совещание министров юстиции (20 октября 2017 г., г. Ташкент) [12] и ещё ряд других мероприятий, в которых участвовали высокопоставленные должностные лица стран-наблюдателей.
Представители государств-наблюдателей, как правило, выступают на мероприятиях ШОС и могут распространять письменные заявления, подробно обсуждать вопросы, касающиеся как своих государств, так и актуальных проблем международной повестки дня. Они также имеют доступ к открытым документам, принимаемым в рамках Организации.
Кроме того, деловые круги и финансовые институты государств-наблюдателей активно взаимодействуют со своими партнёрами из государств - членов Организации по линии Межбанковского объединения ШОС* и Делового совета ШОС**.
9 Совместное коммюнике по итогам шестнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, 1 декабря 2017 года, г. Сочи // URL: http://rus.sectsco.org/load/366379/
10 Алимов Р.: «Локомотив ШОС получил новое ускорение». В Сочи состоялось заседание глав правительств государств - членов ШОС // URL: http://rus.sectsco.org/news/20171201/359281. html
11 ШОС укрепляет сотрудничество в сферах торговли и экономики // URL: http://rus.sectsco. org/news/20171115/351271.html
12 Министры юстиции стран ШОС собрались в Ташкенте // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20171020/339147.html
* Межбанковское объединение ШОС (МБО ШОС) является неправительственной структурой Организации и сформировано на базе Соглашения о межбанковском сотрудничестве (объединении) в рамках ШОС, подписанного 26 октября 2005 г. в г. Москве. Оно служит в качестве механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, поддержанных правительствами государств - членов ШОС // Алимов Р. К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие и перспективы. М.: Весь мир, 2017; http://rus.sectsco. org/structure/#13
** Деловой совет (ДС) ШОС является неправительственной организацией, сформированной в соответствии с решением СГГ ШОС 14 июня 2006 г. в г. Шанхае национальными частями совета государств - членов Организации. Основные цели данной структуры: расширение экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживание прямых контактов и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов, а также содействие продвижению совместных инвестиционных проектов // URL: http://rus.sectsco.org/structure/#13
Вовлечённость государств-наблюдателей в дела ШОС во многом, конечно, зависит и от самих наблюдателей.
Республика Беларусь, к примеру, ранее имела статус партнёра по диалогу ШОС, но, энергично взаимодействуя со странами Организации, получила статус наблюдателя при ШОС. С Исламской Республикой Афганистан в 2005 г. была создана контактная группа «ШОС - Афганистан» [13], деятельность которой в 2017 г. получила новый импульс.
В целом можно отметить, что с 2004 г. и по настоящее время в рамках ШОС накопился огромный опыт работы с наблюдателями, и углублённое с ними взаимодействие в полной мере соответствует ряду основных принципов и задач ШОС - её открытости, ненаправленности против других государств и развития равноправных отношений со всеми странами и международными организациями.
В последнее время расширение состава государств - членов ШОС является одной из наиболее обсуждаемых тем в международной политике в свете принятия Индии и Пакистана в ШОС на Астанинском саммите Организации (июнь 2017 г.).
В этой связи нередко возникает вопрос, на каком уровне и в каком порядке принимается решение о предоставлении членства в ШОС и какие для этого должны быть предпосылки?
Как уже было отмечено, ШОС последовательно придерживается принципа открытости при сотрудничестве со всеми заинтересованными странами и международными организациями. Практическая реализация данного принципа отражается и при расширении Организации. ШОС как международная организация открыта для приёма в её члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы, а также международные договоры и документы Организации. Это положение, зафиксированное в ст. 13 Хартии ШОС и в Стратегии развития Организации до 2025 г. [14], является краеугольным принципом в вопросе расширения.
При создании ШОС, естественно, не стоял вопрос о расширении состава, но в процессе её успешного становления и развития, повышения её роли в формировании новой глобальной архитектуры многие страны начали проявлять интерес к участию в ней. С 2006 г. государства-члены, столкнувшись с большим международным интересом к деятельности ШОС, приступили к подготовке нормативно-правовой основы регулирования вопросов предоставления членства в Организации.
В течение последующих лет специалисты внешнеполитических ведомств стран ШОС проводили консультации для обсуждения каждого аспекта расширения. В результате
13 ШОС и Афганистан создали контактную группу // РИА «Новости». 2005. 4 ноября // URL: https://ria.ru/world/20051104/41991970.html
14 Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // URL: http:// rus.sectsco.org/load/205938/
длительных и сложных переговоров экспертами были подготовлены и вынесены на подписание Совета глав государств - членов ШОС следующие документы:
- Положение о приёме новых членов в ШОС (утверждено в 2010 г.) [15];
- Порядок предоставления статуса государства - члена ШОС (утверждён в 2014 г.);
- Типовой меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС (утверждён в 2014 г.) [16].
Эти документы определяют критерии, условия и механизм вступления в ШОС заинтересованного государства, устанавливают юридические, финансовые и административные процедуры приёма новых членов.
В соответствии с данными правовыми актами государству, желающему вступить в ШОС, необходимо
провести серьёзную и большую работу у себя в стране, в том числе по присоединению ко всем многосторонним договорам Организации. Успешное завершение данного процесса зависит от строгого соблюдения и исполнения государствами-заявителями договорно-правовых обязательств по ШОС.
Но окончательное решение о предоставлении статуса государства -члена ШОС принимается Советом глав государств - членов ШОС на основе консенсуса, который обеспечивает учёт мнения каждого действующего члена Организации. При этом следует отметить, что в настоящее время ШОС не преследует цель ежегодного механического расширения своего состава. Решение по заявке каждого заинтересованного государства будет приниматься после всесторонних и глубоких консультаций между государствами - членами ШОС.
Предстоящий в июне текущего года саммит ШОС в г. Циньдао (КНР) годовщины Организации Объединённых Наций, как ожидается, впервые определит новый вектор её развития в рамках «Шанхайской восьмёрки», на основе консенсуса укрепит коллективную решимость внести больший практический вклад в решение вопросов поддержания мира, безопасности и совместного развития на обширном пространстве ШОС.
Созидательная повестка дня Организации, Стратегия развития ШОС до 2025 года направлены на решение самых насущных проблем, с которыми сталкиваются граждане государств, входящих в её ареал. Эти проблемы, а также современные вызовы и угрозы не знают границ и требуют комплексных решений. Историческое решение Астанинского саммита ШОС о приёме Индии и Пакистана не только усилило Организацию, но и открыло новые возможности для достижения её целей. По мере расширения ШОС и дальнейшего углубления сотрудничества с государствами-наблюдателями
15 Положение о порядке приёма новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/load/204187/
16 Душанбинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 12 сентября, 2014 г., г. Душанбе // URL: http://rus.sectsco.org/load/48221/
и партнёрами по диалогу потенциал Организации будет неизменно расти и повышаться.
Очевидно, что при новом формате «Шанхайская восьмёрка» будет эффективнее отвечать на вызовы и угрозы современности, успешнее преодолевать общие проблемы и коллективно использовать открывающиеся возможности для решения социальных и экономических проблем.
В ШОС нет больших и малых, богатых и бедных стран. Преимуществом Организации является то, что в Шанхайской организации сотрудничества не только одинаково слышен голос каждого из государств-членов, но и к каждому голосу прислушиваются.
Мир стремительно меняется, роль региональных объединений в решении самых насущных задач людей неуклонно растёт. ШОС, выступая в качестве организации нового типа, стремится к тому, чтобы практическими делами подтверждать свой высокий статус общепризнанного и авторитетного многостороннего объединения, деятельность которого направлена на поддержание безопасности и стабильности на пространстве, объединяющем государств-участников, на совместное противостояние новым вызовам и угрозам, укрепление торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, раскрытие огромного потенциала добрососедства и взаимодействия между государствами ШОС и их народами.
Библиография • References
Алимов Р.: «Локомотив ШОС получил новое ускорение». В Сочи состоялось заседание глав правительств государств - членов ШОС // URL: http://rus.sectsco. org/news/20171201/359281.html [Alimov R.: «Lokomotiv ShOS poluchil novoe uskorenie». V Sochi sostojalos' zasedanie glav pravitel'stv gosudarstv - chlenov ShOS // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20171201/359281.html] Алимов Р. К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие
и перспективы. М.: Весь мир, 2017. - 336 с. [Alimov R. K. Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva: stanovlenie, razvitie
i perspektivy. M.: Ves' mir, 2017. - 336 s.] Астанинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 9 июня 2017 г., Астана // URL: http://rus.sectsco.org/ load/292548/
[Astaninskaja deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 9 ijunja 2017 g., Astana // URL: http://rus.sectsco.org/ load/292548/]
Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. 7 июня 2012 г., г. Пекин // URL: http://rus.sectsco.org/load/47415/ [Deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva o postroenii regiona dolgosrochnogo mira i sovmestnogo procvetanija. 7 ijunja 2012 g., g. Pekin // URL: http://rus.sectsco.org/load/47415/] Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.
5 июля 2005 г., г. Астана // URL: http://rus.sectsco.org/load/44670/ [Deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 5 ijulja 2005 g., g. Astana // URL: http://rus.sectsco.org/load/44670/]
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств -членов Шанхайской организации сотрудничества (подписан главами государств - членов ШОС 16 августа 2007 г., г. Бишкек) // URL: http://rus.sectsco. org/documents/
[Dogovor o dolgosrochnom dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve gosudarstv -chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva (podpisan glavami gosudarstv -chlenov ShOS 16 avgusta 2007 g., g. Bishkek) // URL: http://rus.sectsco.org/ documents/]
Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, 2006 г. //
URL: http://docs.cntd.ru/document/902100530 [Dogovor o zone, svobodnoj ot jadernogo oruzhija, v Central'noj Azii, 2006 g. // URL:
http://docs.cntd.ru/document/902100530] Душанбинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 12 сентября, 2014 г., г. Душанбе // URL: http://rus.sectsco. org/load/48221/
[Dushanbinskaja deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 12 sentjabrja, 2014 g., g. Dushanbe // URL: http://rus.sectsco. org/load/48221/]
Министры юстиции стран ШОС собрались в Ташкенте // URL: http://rus.sectsco.
org/news/20171020/339147.html [Ministry justicii stran ShOS sobralis' v Tashkente // URL: http://rus.sectsco.org/
news/20171020/339147.html] Положение о порядке приёма новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/load/204187/ [Polozhenie o porjadke prijoma novyh chlenov v Shanhajskuju organizaciju
sotrudnichestva // URL: http://rus.sectsco.org/load/204187/] Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/load/44365/ [Polozhenie o statuse nabljudatelja pri Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva //
URL: http://rus.sectsco.org/load/44365/] Совместное коммюнике по итогам шестнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 1 декабря 2017 г., г. Сочи // URL: http://rus.sectsco.org/ load/366379/
[Sovmestnoe kommjunike po itogam shestnadcatogo zasedanija Soveta glav pravitel'stv (prem'er-ministrov) gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 1 dekabrja 2017 g., g. Sochi // URL: http://rus.sectsco.org/load/366379/] Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // URL:
http://rus.sectsco.org/load/205938/ [Strategija razvitija Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva do 2025 g. // URL:
http://rus.sectsco.org/load/205938/] Ташкентская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 17 июня 2004 г., г. Ташкент // URL: http://rus.sectsco.org/ load/44279/
[Tashkentskaja deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 17 ijunja 2004 g., g. Tashkent // URL: http://rus.sectsco.org/ load/44279/]
Уфимская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 10 июля 2015 г., г. Уфа // URL: http://rus.sectsco.org/load/ 49097/
[Ufimskaja deklaracija glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. 10 ijulja 2015 g., g. Ufa // URL: http://rus.sectsco.org/load/ 49097/]
ШОС и Афганистан создали контактную группу // РИА «Новости». 2005.
4 ноября // URL: https://ria.ru/world/20051104/41991970.html [ShOS i Afganistan sozdali kontaktnuju gruppu // RIA «Novosti». 2005. 4 nojabrja //
URL: https://ria.ru/world/20051104/41991970.html] ШОС укрепляет сотрудничество в сферах торговли и экономики // URL: http://
rus.sectsco.org/news/20171115/351271.html [ShOS ukrepljaet sotrudnichestvo v sferah torgovli i jekonomiki // URL: http://rus.
sectsco.org/news/20171115/351271.html] http://docs.cntd.ru/document/902100530 http://ecrats.org/upload/iblock/d83/8.pdf http://rus.sectsco.org/about_sco/ http://rus.sectsco.org/cooperation/ http://rus.sectsco.org/documents/ http://rus.sectsco.org/load/43573/ http://rus.sectsco.org/news/20170615/298064.html http://rus.sectsco.org/structure/#13 http://whc.unesco.org/ru/list http://www.imf.org
http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php? ELEMENT_ID=126 http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/
ASB2017_13062017.pdf http://www.un.org/ru/sc/
http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/
https://bigenc.ru/geography/text/2050560
https://bigenc.ru/geography/text/2289844
https://data.worldbank.org/indicator/Ny.GDP.MKTP.CD?year_high_desc=true
https://ich.unesco.org/en/lists?text=&multinational=3&display1=countryIDs#tabs
https://scientificrussia.ru/articles/top-10-samyh-dlinnyh-rek
Статья поступила в редакцию 2 апреля 2018 г.