Научная статья на тему 'Новые тенденции в экономическом сотрудничестве в ШОС'

Новые тенденции в экономическом сотрудничестве в ШОС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1463
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / SCO / ДЕЛОВОЙ СОВЕТ ШОС / THE SCO BUSINESS COUNCIL / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE ZONE / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / МЕЖБАНКОВСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШОС / THE SCO INTERBANK ASSOCIATION / ВЗАИМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / MUTUAL INVESTMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузьмина Елена Михайловна

Статья посвящена экономическим процессам, происходящим сегодня в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор приходит к выводу о том, что несмотря на многочисленные трудности, существующие в работе этой организации ШОС несет в себе большой потенциал для дальнейшего экономического развития стран-участниц. Выявлены направления сотрудничества, которые вызывают наибольшую заинтересованность стран членов ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Trends in Economic Cooperation in the SCO

The article is devoted to the economic processes taking place in the framework of the Shanghai cooperation organization (SCO). The author concludes that despite many difficulties existing in the work of this organization, SCO presents the great potential for further economic development of the participating countries and indicates areas of cooperation in which the countries-SCO members are interested much more.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в экономическом сотрудничестве в ШОС»

Е.М. Кузьмина

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ШОС*

Аннотация. Статья посвящена экономическим процессам, происходящим сегодня в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор приходит к выводу о том, что — несмотря на многочисленные трудности, существующие в работе этой организации — ШОС несет в себе большой потенциал для дальнейшего экономического развития стран-участниц. Выявлены направления сотрудничества, которые вызывают наибольшую заинтересованность стран — членов ШОС.

Ключевые слова: ШОС, Деловой совет ШОС, Зона свободной торговли, Евразийский экономический союз, транспорт, Межбанковское объединение ШОС, взаимные инвестиции.

Кузьмина Елена Михайловна - кандидат политических наук, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН (НИ ИМЭМО РАН) им. Е. М. Примакова, Москва. E-mail: e_kuzmina07@mail.ru

E.M. Kuzmina. New Trends in Economic Cooperation in the SCO

Abstract. The article is devoted to the economic processes taking place in the framework of the Shanghai cooperation organization (SCO). The author concludes that despite many difficulties existing in the work oof this organization, SCO presents the great potential for further economic development of the participating countries and indicates areas of cooperation in which the countries-SCO members are interested much more.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Экономическая и социальная трансформация постсоветского пространства в контексте евразийской интеграции» № 15-07-00020.

Keywords: SCO, the SCO Business Council, free trade zone, the Eurasian economic Union, the transport, the SCO Interbank Association, mutual investment.

Kuzmina Elena Mixailovna - candidate of political sciences, the head of the Sector of the Post-Soviet researches Center of Primakov National research institute of World economy and international relations of RAS (IMEMO RAS), Moscow. E-mail: e_kuzmina07@mail.ru

В последние годы Россия расширяет сотрудничество с Восточной Азией, а Китай постепенно продвигается на Запад1 - в первую очередь через возрождение Шёлкового пути (под лозунгом «Один пояс - один путь»). Эти процессы происходят параллельно и во многом вызваны политическими причинами.

Так, поворот Китая на Запад явно продиктован политикой США в регионе, в частности укреплением американского сотрудничества с Тихоокеанским побережьем Азии. Немалую роль сыграли подготовка и подписание договора о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП) с определенным антикитайским подтекстом [31]. Хотя Президент США Д. Трамп поставил необходимость реализации ТТП под вопрос, но, учитывая детальную проработанность документа, а главное - необходимость такого соглашения для экономик стран региона, нельзя не учитывать возможность его возрождения в той или иной форме. Некоторые наблюдатели считают, что в среднесрочной перспективе остальные страны ТТП могут попытаться сохранить его и без участия США [2]. Для КНР же неприемлем сам принцип регулирования международной торговли и инвестиций, представленный в соглашении о ТТП. В документе основной акцент делается на максимальную либерализацию рынков с институциональной унификацией торговой и инвестиционной среды, а также на сокращение роли государства в этих процессах.

Действия России на Востоке хотя и исходят из экономического прагматизма, но, по мнению экспертов, выходят далеко за его рамки: «На сегодняшний день единое евразийское пространство - Китай с Юго-Восточной Азией и Россия с Евразийским союзом, а также Индия, Ближний Восток и Африка, которые во все большей степени ориентированы на Евразию - выдавливает экономику ранее всемогущего трио в составе США, Европы и Японии. Соединенные Штаты отчаянно сопротивляются этому процессу в попытке сохранить свое господство в Евразии и, следовательно, в мировой политике и экономике» [9].

1. Для Китая географически Запад — это в первую очередь сопредельные страны Центральной Азии и только затем классическое понимание Запада — Европа.

Изменения в геоэкономической структуре мира заставляют Россию и Китай искать новые пути встраивания в формирующийся экономический порядок. Взаимоотношения между ними укрепляются, страны предпринимают попытки скоординировать свои интеграционные программы. В мае 2015 г. была подписана декларация о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шёлкового пути [23]. И сразу встал вопрос, на какой базе построить такое взаимодействие. Одним из вариантов, предложенных Китаем, стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

ШОС, действуя с 2001 г., занималась в основном проблемами безопасности. Экономическое сотрудничество в рамках организации фактически не осуществлялось, хотя был подписан ряд экономических документов. Чаще всего под экономической деятельностью ШОС подразумевались двусторонние проекты государств-членов. Пока нет согласованного многостороннего экономического соглашения. Его подписание тормозят отсутствие возможностей защиты национальных экономик и серьезная разница в национальных экономических законодательствах.

Еще в 2003 г. была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС, рассчитанная до 2020 г. Она предполагала создание «благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий» [17]. В соответствии с Программой были разработаны План мероприятий по ее выполнению (2004) и механизм реализации Плана (2005); согласно этим документам, приоритетными являются энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, кре-дитно-банковская сфера и решение экологических проблем. Особый акцент сделан на развитие сотрудничества между субъектами малого и среднего бизнеса.

Позднее было подписано еще несколько многосторонних соглашений, касающихся отдельных направлений экономического взаимодействия. К ним можно отнести Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 02.11.2007 [24]; Соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства от 11.06.2010 [25]; Соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения от 15.06.2011 [15]; Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок от 28.11.2015 [16]. Работа по подготовке Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций продолжается.

В последние годы все же удалось начать процесс взаимодействия бизнес-структур государств - членов ШОС, чему способствуют основные неправи-

тельственные экономические структуры ШОС - Межбанковское объединение ШОС (МБО)2 и Деловой совет ШОС (ДС)3.

МБО в 2008 г. установил партнерские отношения с Евразийским банком развития (ЕАБР); финансируются совместные проекты и экспортные операции. Вместе с тем МБО пока не имеет значимых многосторонних проектов, так как у него нет финансовых инструментов для их поддержания.

Создание механизма финансирования обсуждается руководством государств - членов ШОС с 2008 г. В 2013 г. главы правительств стран ШОС согласились с необходимостью Банка ШОС, но формат такого банка разные страны видят по-разному. Россия, например, предполагает, что его можно создать на базе действующего ЕАБР, в котором сегодня совокупный контрольный пакет акций принадлежит России (66%) и Казахстану (33%). Китай не принимает такой вариант и считает, что Банк развития ШОС должен иметь пропорциональную систему взносов участников в уставной капитал. В этом случае доля Китая составит 80%. Вступление Индии в ШОС приведет к перераспределению долей и предотвратит одностороннее китайское доминирование в банке.

Ряд экспертов даже высказывает мнение, что «следует отказаться от идеи Банка развития ШОС, поскольку уже и так создаются и действуют различные финансовые институты, такие как Банк БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» [27]. Осуществляются также попытки скоординировать межбанковское взаимодействие и с новыми китайскими финансовыми структурами: Фондом Шёлкового пути4 и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций5 [22].

Положение о Деловом совете ШОС определяет его цель - «содействие расширению экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами госу-

2. Механизм финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, поддерживаемых правительствами государств-членов, созданный в 2005 г., расширяет возможности сотрудничества в финансовой сфере, используя потенциал национальных банковских и финансовых институтов. В 2006 г. на Шанхайском саммите были подписаны первые соглашения о выделении кредита и инвестировании совместных проектов на общую сумму 742 млн долл.

3. Совет создан в 2006 г. Он является неправительственной структурой, объединяющей авторитетных представителей бизнес-сообщества государств — членов ШОС. Формы деятельности ДС разнообразны: рабочие и экспертные группы, бизнес-форумы, выставки, презентации, конференции и симпозиумы.

4. С капиталом в 40 млрд долл., который будет финансировать развитие инфраструктуры так называемого Шёлкового пути с целью стимулирования бизнеса в странах и регионах, которые будет соединять этот путь.

5. С капиталом в 100 млрд долл. Его участниками стали 57 стран, включая Россию.

дарств - членов ШОС, привлечение их к всестороннему деловому сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной областях» [4]. При участии Делового совета ШОС формируются неправительственный венчурный фонд и электронная биржа ШОС. Представители бизнеса государств-членов на полях ШОС создали реестр проектов, наиболее интересных для многостороннего взаимодействия, в сферах возобновляемых источников энергии и агропромышленного комплекса, в инновационной экономике, в транспорте и логистике.

Принятие Индии и Пакистана в Организацию в июне 2017 г. на саммите в Астане привело к тому, что это объединение стало крупнейшим по населению и экономическому потенциалу на большом евроазиатском пространстве. Более того, членами Организации теперь являются четыре ядерные державы. Это может негативно повлиять на позиции США и консолидированного Запада в мировой политике и экономике.

Значительная часть принятой на саммите в Уфе в 2015 г. «Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г.» [28] посвящена вопросам расширения и укрепления экономического взаимодействия стран -членов ШОС. Экономическое сотрудничество сегодня приобретает приоритетное развитие, так как оно является не только важным для укрепления национальных экономик, но и способствует обеспечению стабильности на пространстве Организации, одним из инструментов достижения ее устойчивости на длительную перспективу. ШОС должна способствовать обеспечению гармоничного развития всех государств-членов в интересах сбалансированного экономического роста в регионе. Государства предполагают принять согласованные меры, направленные на дальнейшее расширение торгово-экономического взаимодействия, в том числе путем формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, поддержки деловых инициатив, реализации проектов в приоритетных направлениях сотрудничества и развития инфраструктуры.

В документе особо отмечено, что государства-члены будут оказывать взаимное содействие в деле интеграции в мировую экономику, способствовать минимизации для национальных экономик негативных последствий глобализации и кризисных явлений в международных экономических процессах.

В Стратегии зафиксировано, что в рамках ШОС будет продолжена работа по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС6. 15 декабря 2015 г. было принято Решение Совета глав правительств государств - членов ШОС «О дальнейшей работе по созданию Банка развития Шанхайской организации сотрудничества и Фонда развития (Специального

6. Создать Фонд развития ШОС предложил в 2013 г. Президент РФ В. Путин.

счета) Шанхайской организации сотрудничества» и подходах по созданию этих финансовых механизмов [8]. Однако в настоящее время идет обсуждение формата этих структур, разногласия сторон, о которых говорилось выше, не преодолены.

В приоритеты вынесено активное участие Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в отборе и реализации проектов торгово-экономического сотрудничества, прежде всего в инновационных сферах экономики. Для укрепления взаимовыгодного сотрудничества в банковско-финансовой сфере предполагается не только обмен опытом и информацией, но и формирование благоприятных условий для развития рынка финансовых услуг и привлечения инвестиций, совершенствования платежно-расчетных и иных финансово-экономических отношений.

Государства-члены предполагают содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества в инновационной сфере, в том числе по линии малого и среднего бизнеса, осуществлению приграничных и межрегиональных проектов, созданию совместных производств.

Будут приняты меры по реализации транзитного потенциала ШОС, формированию региональных транспортных и транзитных коридоров. Важным направлением совместной работы должно стать взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики, в том числе путем расширения сети международных логистических центров и формирования сети индустриальных кластеров вдоль транспортных коммуникаций. Этот вопрос становится особо актуальным в свете принятия Китаем концепции создания «Экономического пояса Шёлкового пути», включающую серьезную транспортную составляющую, и его сопряжения с транспортной системой ЕАЭС. В рамках данной инициативы предусматривается строительство трех железнодорожных коридоров (северного, проходящего через территорию России, центрального и южного через Центральную Азию). Для государств - членов ЕАЭС общий объем грузовых перевозок к 2020 г. может достигнуть 490 млн т, что в 4 раза выше показателей 2000 г. [3, с. 8].

Развитие транспортной инфраструктуры является ключевой сферой, обусловливающей углубление экономической интеграции. Однако транспортный аспект взаимодействия в ЕАЭС является проблемным, что вызвано отсутствием общей транспортной стратегии и плана развития инфраструктуры, основанной на соблюдении интересов всех участников Союза [6, с. 11].

В ШОС приоритет отдан железнодорожному и автомобильному транспорту. Железнодорожная инфраструктура формируется на основе двусторонних соглашений, разрабатываемых при поддержке Делового совета ШОС. На сегодняшний день реализуются такие перспективные многосторонние проекты,

как «Москва - Казань» [21], которая включена в проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва - Пекин»7, Приморье-18, Приморье-29. Большое внимание уделяется развитию Транссиба и БАМа как альтернативы маршруту по Евразийскому трансконтинентальному пути (Ляньюньган - Алашанькоу - Роттердам), однако в современных условиях эффективность российских проектов проблематична.

Следует обратить внимание и на тот факт, что для Китая центрально-азиатское направление транспортных коммуникаций является соединительным звеном с другими континентальными направлениями: кавказским и иранским. Развитие кавказской транспортной инфраструктуры необходимо для более быстрого выхода на европейский рынок, иранской - на собственно иранский и южноазиатский рынки. В этой связи важным направлением является соединение транспортных систем Кавказа и Центральной Азии [11].

В Программе торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС зафиксированы и совместные автотранспортные проекты - строительство, реконструкция и реабилитация автомобильных дорог «Волгоград - Шо - Са-рыташ - Иркештам - Кашгар» и «Братство - Душанбе - Джиргиталь - Кара-мык - Иркештам - Кашгар», а также строительство международных центров логистики вдоль маршрута Е-4010. В соответствии с решением пятого Совещания министров транспорта государств - членов ШОС 28 октября 2011 г. началась разработка проекта Программы (основных направлений) скоординированного развития автомобильных дорог. Концепция Программы, подготовленной Минтрансом России, была обсуждена на седьмом заседании Специальной рабочей группы транзитного потенциала государств - членов ШОС 13 ноября 2013 г. Но документ до сих пор не принят.

7. Министерство транспорта России, РЖД, Госкомитет КНР по развитию и реформе, а также корпорация «Китайские железные дороги» в октябре 2014 г. подписали Меморандум о взаимопомощи в области высокоскоростного железнодорожного сообщения.

8. От станции Суйфэньхэ до терминала в порту Восточный. Длина маршрута — 500 км, в то время как альтернативный маршрут через китайский порт Далянь составил бы 1300 км. Кроме того, в рамках коридора работает автотрасса Уссурийск — Пограничный — госграница. Коридор имеет выходы также на порты Владивосток и Находку.

9. «Приморье-1» (Харбин — Муданьцзян — Суйфэньхе — Пограничный (Дунино-Полтавка) — Уссурийск — порты Владивосток, Восточный, Находка и далее морские линии) является сегментом транспортного коридора Суйфеньхэ, а «Приморье-2» (Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь — порт Зарубино и далее морские линии) входит в Ту-манганский коридор.

10. E-40 — около 8000 км, соединяющий французский г. Кале через Бельгию, Германию, Польшу, Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению и Кыргызстан с казахстанским городом Риддер на казахстанско-российской границе.

Таким образом, активное взаимодействие государств ШОС в транспортно-логистической сфере сегодня идет в разных направлениях: международно-правовое регулирование, строительство транспортных коридоров, трансграничные перевозки по железным дорогам и автомобильным трассам.

Особый интерес для государств - членов ШОС представляет сотрудничество в сфере энергетики, в том числе в области использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. Для продвижения такого сотрудничества в 2013 г., по инициативе России, был создан Энергетический клуб ШОС11. Большое значение для развития взаимодействия в сфере ТЭК играют попытки перейти в расчетах за нефть и газ от доллара к валютам стран -членов ШОС. По словам российского премьер-министра Д. Медведева, еще в 2015 г. «на Московской бирже запустили пилотный проект, пилотную платформу по торговле валютными парами рубль - юань и рубль - тенге, без участия доллара, без посредничества доллара» [8].

В вопросах развития сферы информационно-коммуникационных технологий в регионе государства-члены будут руководствоваться общепринятыми и одобренными Международным союзом электросвязи телекоммуникационными стандартами, а также принципами совместимости и универсальности телекоммуникационных услуг.

Одним из приоритетных направлений сотрудничества признано сельское хозяйство, где особое внимание будет уделяться совместным высокотехнологичным проектам по производству и переработке аграрной продукции, внедрению инновационных технологий в области сельского хозяйства и продовольственном секторе.

Важным направлением сотрудничества будет оставаться таможенная сфера. Это касается защиты прав интеллектуальной собственности; обмена информацией о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах, взаимодействия в области развития и применения системы управления рисками; борьбы с таможенными правонарушениями; подготовки специалистов таможенных служб по программам профессионального образования, переподготовки кадров и повышения квалификации.

Таким образом, ШОС может постепенно развиться в полномасштабный экономический союз. Хотя процессы экономического взаимодействия в Организации развивались не столь эффективно, как хотелось бы, но база для расширения и углубления сотрудничества существует. Этому могут способствовать как экономические интересы стран-членов, так и значительная работа

11. Меморандум о создании этой организации наряду с Россией и Китаем подписали Афганистан, Белоруссия, Монголия, Индия, Казахстан, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка.

по созданию законодательной базы многостороннего сотрудничества в формате ШОС.

Большую роль в создании более широкого евразийского торгово-экономического пространства может сыграть коадаптации двух проектов -Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. В ШОС входит большинство государств, которые непосредственно или косвенно участвуют в обеих структурах. За счет государств-наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан) и партнеров по диалогу с ШОС (Шри-Ланка, Турция, Азербайджан, Камбоджа, Непал) расширяются экономические возможности всех участников процесса.

Кроме того, изменившаяся ситуация в мировой экономике и предельно быстро меняющиеся геоэкономические реалии заставляют евразийские страны рассматривать новые возможности региональных группировок и их переформатирование под меняющиеся условия. Именно поэтому была изменена парадигма экономического взаимодействия: получено согласие стран - членов ШОС на создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках Организации. Такую инициативу выдвинул в декабре 2015 г. президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Она была поддержана и Россией, и Китаем. Президент России В.В. Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2015 г. выступил за создание экономического партнерства стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН [16]. Глава Госсовета КНР Ли Кэцян на заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС в декабре 2015 г. также призвал разработать конкретные меры по созданию Зоны свободной торговли в рамках ШОС и ускорить к 2020 г. обмен товарами и услугами [10].

По заявлению первого замминистра экономического развития А.Е. Лихачева, в марте 2016 г. началась интенсивная работа в этом направлении: «Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС» [5]. К июлю 2016 г. предполагалось разработать концепцию этого партнерства и «дорожную карту» для представления на рассмотрение странам ШОС, -«чтобы дать нашим политическим руководителям возможность принять соответствующие решения» [7]. Соглашение предполагалось подписать на встрече глав государств ШОС в октябре 2016 г. в Ташкенте. Оно должно было включать вопросы свободы движения товаров, капиталов и инвестиций. Однако этот документ не только не был вынесен на подписание, но и не обсуждался на встрече. В результате решение этого вопроса в 2017 г. было ограничено разработкой договора о преференциальной торговле между Китаем и Евразийским союзом.

Безусловно, ЕАЭС заинтересован в расширении экономических связей, но они должны быть взаимовыгодными. По мнению аналитиков, создание ЗСТ может дать экономический эффект, равный примерно 20% общего ВВП

ЕАЭС. Это очень существенно, учитывая, что рост экономики объединения в последние три года составлял менее 1%. Общий торговый оборот между ШОС и ЕАЭС составляет менее 150 млрд долл. в год, тогда как потенциально он может составить свыше 600 млрд долл. [26].

Как уже отмечалось ранее, такое сотрудничество необходимо всем странам - участникам ШОС и ЕАЭС. Китаю сейчас нужны интеграционные связи с крупными экономиками, так как полагаться только на дешевую рабочую силу и большой профицит внешней торговли уже невозможно. Для Казахстана и России создание Зоны свободной торговли может привести к снижению цен на импортные товары и сокращению инфляционного давления, что особенно актуально на фоне серьезной девальвации их национальных валют. От ЗСТ явно выиграют производители сырья и продовольствия, она может простимулировать приход китайских инвесторов [12].

Вместе с тем существуют и опасения, что ЗСТ ЕАЭС-ШОС может негативно повлиять на более слабые национальные рынки. Обычно ЗСТ наиболее выгодна для экономик с сильными производящими секторами. Китай в этом плане является абсолютным мировым лидером. А вот Россия диверсифицировать свою экономику стала лишь в последние годы. Уже сегодня на мировом рынке востребованы не только российские энергоносители, но и промышленные микропроцессоры, протезы суставов и даже стиральные машины. Доля несырьевых доходов в общей выручке России от внешнеторговых операций за 2015 г. увеличилась на 3%. Однако на фоне китайских показателей эти успехи - не более чем первые шаги.

Расширение континентального экономического партнерства и создание Зоны свободной торговли несут странам как позитивные, так и негативные последствия. Поэтому страны, с одной стороны, заинтересованы в углублении сотрудничества и подписании договора о Зоне свободной торговли в рамках ШОС, а с другой - они будут пытаться еще на уровне переговорного процесса максимально защитить свои внутренние рынки. Это может привести как к подписанию подобного договора, так и к торможению создания реально работающей ЗСТ.

Для России ШОС важна как площадка для координации отношений с Китаем в Центральной Азии. Кроме того, членство в этой организации должно расширить российские возможности сотрудничества с Азиатским регионом. В апреле 2016 г. тогдашний председатель Госдумы С.Е. Нарышкин заявил: «В перспективе мы хотели бы создать Зону свободной торговли как со странами Шанхайской организации сотрудничества, так и со странами АСЕАН, другими странами Азии. И на этой базе - максимально развить производственную кооперацию, в том числе высокотехнологичную» [14]. В конце 2015 г. глава российского правительства Д. Медведев предложил начать консультации Евразийского экономического союза и Шанхайской орга-172

низации сотрудничества со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по формированию возможных экономических партнерств.

Большое влияние на экономическое сотрудничество в рамках ШОС оказывают и политические противоречия между странами. Вместе с тем углубление экономического сотрудничества в рамках ШОС может способствовать не только улучшению условий взаимной торговли, но и расширению взаимодействия во многих отраслях экономики. Эта работа на достаточно длительную перспективу. Возможно, что углубление сотрудничества в рамках ШОС позволит России более эффективно воплощать и свои предложения по координации сотрудничества ЕАЭС, ШОС с АСЕАН [19] и созданию Большого Евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и других государств [18].

Библиография

1. Бектасова А. Водный транспорт Казахстана: Тенденции и перспективны // BNews. 2013. 11 марта. URL: http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/vodnii_transport_kazahstana_ tendentsii_i_perspektivi-2013_03_11-683755 (Дата обращения: 17.05.2016.)

2. Бордачев Т. Россия в Азии и Евразии: Успехи и новые вызовы // Клуб «Валдай». 2017. 4 янв. URL: http://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/rossiya-v-azii-i-evrazii-uspekhi-vyzovy/ (Дата обращения: 04.03.2017.)

3. Винокуров Е.Ю., Джадралиев М.А., Щербанин Ю.А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: Быстрее, дешевле, больше // Евразийский банк развития: Отраслевой обзор. М.: Европейский банк развития, 2009.

4. Деловой совет ШОС. Официальный сайт. URL: http://bc-sco.org/?level=28&lng=ru (Дата обращения: 22.11.2016.)

5. ЕАЭС и ШОС объединяются против США // Утро.ру. 2016. 3 апр. URL: http://www. utro.ru/articles/2016/03/04/1273289.shtml (Дата обращения: 12.04.2016.)

6. Евстафьев Д., Привалов К. Евразия: Новые горизонты интеграции. Экономический очерк. М: Первая образцовая типография, 2015. 127 с.

7. Жандарова И. «Дорожную карту» Зоны свободной торговли ШОС разработают к лету // Российская газета. 2016. 17 марта. URL: https://rg.ru/2016/03/17/dorozhnuiu-kartu-zony-svobodnoj-torgovli-shos-razrabotaiut-k-letu.html (Дата обращения: 12.04.2016.)

8. Заседание Совета глав правительств государств - членов ШОС от 15 декбря 2015 г. Стенограмма // ГосМенеджмент: Электронный журнал. 2015. 16 дек. URL: http://gosman.ru/? news=42921 (Дата обращения: 14.05.2016.)

9. Ивашенцов Г. Путь к мирной Евразии // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/put-k-mirnoy-evrazii/?sphrase_id= 1016229 (Дата обращения: 14.05.2015.)

10. Китайский премьер призвал создать Зону свободной торговли в ШОС // ТВЦ. 2015. 15 дек. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/82796/?utm_source=news.yandex.ru&utm_content= RSS&utm_campaign=yandex (Дата обращения: 12.04.2016.)

11. Кузьмина Е. Пекин развивает маршруты в Европу и Иран // Спутник Казахстана. 2016. 13 окт. URL: http://ru.sputniknews.kz/analytics/20161013/827790/pekin-razvivaet-marshruty-v-evropu-i-iran.html (Дата обращения: 13.10.2016.)

12. Кузьмина Е. Возможные перспективы по соглашению о сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом // Российский совет по международным делам. 2016. 26 июня. URL: http://russiancouncil.rn/analytics-and-comments/analytics/vozmozhnye-perspektivy-po-soglasheniyu-o-sotrudnichestve-mezh/ (Дата обращения: 13.10.2016.)

13. Можарова В. Транспорт в Казахстане: Современная ситуация, проблемы и перспективы развития. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. 216 с.

14. Нарышкин заявил о планах России создать Зону свободной торговли с ШОС и АСЕАН // Взгляд: Деловая газета. 2016. 19 апр. URL: http://www.vz.ru/news/2016/4/19/ 806146.html (Дата обращения: 07.05.2016.)

15. О подписании Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в сфере здравоохранения. Распоряжение правительства РФ от 14 июня 2011 года № 1036-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902284437 (Дата обращения: 25.11.2016.)

16. О подписании Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок // Информационное агентство «Тенгри ньюс» (Казахстан). URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/mejdunapodnyie_o tnosheniya_respubliki_kazahstan/id-P1300001283/ (Дата обращения: 25.11.2016.)

17. О Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств -членов Шанхайской организации сотрудничества // Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества. Официальный сайт URL: http://www.sco-ec. gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=721&col_no=67 (Дата обращения: 25.11.2016.)

18. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Сайт президента Российской Федерации. 2016. 17 июля. URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/52178 (Дата обращения: 17.06.2016.)

19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Консультант. 2015. 3 дек. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 189898&fld=134&rnd=211977. 28266351114696586&#0 (Дата обращения: 3.04.2016.)

20. Работы по расширению морского порта Актау (Казахстан) в настоящее время находятся на завершающей стадии // Полпред. 2016. 12 апр. URL: http://polpred.com/?ns= 1&ns_id=1719348 (Дата обращения: 12.04.2016.)

21. Россия и Китай договорились о «состыковке» проектов ЕАЭС и «Шёлковый путь». URL: http://tass.ru/ekonomika/1956881 (Дата обращения: 10.06.2015.)

22. РСК Банк и МБО ШОС: Курс на успешное сотрудничество // РСК Банк. Официальный сайт. 2016. 17 марта. URL: http://www.rsk.kg/ru/news/uz03 (Дата обращения: 25.11.2016.)

23. Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. 2015. 8 мая // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (Дата обращения: 10.06.2015.)

24. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499098676 (Дата обращения: 20.11.2016.)

25. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области сельского хозяйства // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902359645 (Дата обращения: 25.11.2016.)

26. Стоит ли создавать Зону свободной торговли между ШОС и ЕАЭС? // Новости глобальной политики. Ереванский геополитический клуб. 2016. 6 марта. URL: http://geoclub.info/ stoit-li-sozdavat-zonu-svobodnoj-torgovli-mezhdu-shos-i-eaes/ (Дата обращения: 28.06.2016.)

27. Страны ШОС продолжат работу по созданию банка и фонда развития ШОС // РИА Новости. Россия сегодня. Официальный сайт. 2015. 10 июля. URL: http://ria.ru/world/20150710/ 1124784617.html#ixzz4BvB9hbV9 (Дата обращения: 22.11.2016.)

28. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // Официальный сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014—2015 гг. URL: http://sco-russia.ru/documents/ (Дата обращения: 28.06.2016.)

29. Транспортные коридоры на территории Казахстана // Nexttransport. 2016. 25 мая. URL: http://www.nexttransport.ru/neds-734-1.html (Дата обращения: 25.05.2016.)

30. Цурков М. Джавид Гурбанов: Турецкий участок БТК будет готов в середине 2017 года // Тренд. 2016. 25 нояб. URL: http://www.trend.az/business/economy/2689692.html (Дата обращения: 25.11.2016.)

31. McBride J. Building the New Silk Road // Council on foreign relations. 2015. 25 May. URL: www.cfr.org/asia-and-pacific/building-new-silk-road/p36573 (Дата обращения: 28.06.2016.)

References

Bektasova A. Vodnyj transport Kazahstana: tendencii i perspektivny // BNews. 2013. 11 Mar. URL: http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/vodnii_transport_kazahstana_tendentsii_i_perspek-tivi-2013_03_11-683755 (Data obrashhenija: 17.05.2016.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bordachev T. Rossija v Azii i Evrazii: Uspehi i novye vyzovy // Klub «Valdaj». 2017. 4 Jan. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-v-azii-i-evrazii-uspekhi-vyzovy/ (Data obrash-henija: 04.03.2017.)

Curkov M. Dzhavid Gurbanov: Tureckij uchastok BTK budet gotov v seredine 2017 goda // Trend. 2016. 25 Nov. URL: http://www.trend.az/business/economy/2689692.html (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

Delovoj sovet ShOS. Oficial'nyj sajt. URL: http://bc-sco.org/?level=28&lng=ru (Data obrashhenija: 22.11.2016.)

EAJeS i ShOS ob#edinjajutsja protiv SShA // Utro.ru. 2016. 3 Apr. URL: http://www.utro.ru/ articles/2016/03/04/1273289.shtml (Data obrashhenija: 12.04.2016.)

Evstafev D., Privalov K. Evrazija: Novye gorizonty integracii. Jekonomicheskij ocherk. Moscow: Pervaja obrazcovaja tipografija, 2015. 127 p.

Ivashencov G. Put' k mirnoj Evrazii // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/put-k-mirnoy-evrazii/?sphrase_id=1016229 (Data obrashhenija: 14.05.2015.)

Kitajskij prem'er prizval sozdat' zonu svobodnoj torgovli v ShOS // TVC. 2015. 15 Dec. URL: http://www . tvc.ru/news/show/id/82796/?utm_source=news.yandex.ru&utm_c ontent=RSS &utm_c am paign=yandex (Data obrashhenija: 12.04.2016.)

Kuz'mina E. Pekin razvivaet marshruty v Evropu i Iran // Sputnik Kazahstana. 2016. 13 Oct. URL: http://ru.sputniknews.kz/analytics/20161013/827790/pekin-razvivaet-marshruty-v-evropu-i-iran.html (Data obrashhenija: 13.10.2016.)

Kuz'mina E. Vozmozhnye perspektivy po soglasheniju o sotrudnichestve mezhdu Kitaem i Evrazijskim jekonomicheskim sojuzom // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. 2016. 26 Jun. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhnye-perspektivy-po-sogla-sheniyu-o-sotrudnichestve-mezh/ (Data obrashhenija: 13.10.2016.)

McBride J. Building the New Silk Road // Council on foreign relations. 2015. 25 May. URL: www.cfr.org/asia-and-pacific/building-new-silk-road/p36573 (Data obrashhenija: 28.06.2016.)

Mozharova V. Transport v Kazahstane: Sovremennaja situacija, problemy i perspektivy razvitija. Almaty: KISI pri Prezidente RK, 2011. 216 p.

Naryshkin zajavil o planah Rossii sozdat' zonu svobodnoj torgovli s ShOS i ASEAN // Vzgljad: Delovaja gazeta. 2016. 19 Apr. URL: http://www.vz.ru/news/2016/4/19/806146.html (Data obrashhenija: 07.05.2016.)

O podpisanii Soglashenija mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva o sotrudnichestve v sfere zdravoohranenija. Rasporjazhenie pravitel'stva RF ot 14 ijunja 2011 goda N 1036-r // Jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj informacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/902284437 (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

O podpisanii Soglashenija mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva o sozdanii blagoprijatnyh uslovij dlja mezhdunarodnyh avtomobil'nyh perevozok // Informacionnoe agentstvo «Tengri n'jus» (Kazahstan) URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_ respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-P13 00001283/ (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

O Programme mnogostoronnego torgovo-jekonomicheskogo sotrudnichestva gosudarstv -chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva // Regional'noe jekonomicheskoe sotrudnichestvo Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. Oficial'nyj sajt URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/ scor/info/Article.jsp?a_no=721&col_no=67 (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

Plenarnoe zasedanie Peterburgskogo mezhdunarodnogo jekonomicheskogo foruma // Sajt prezidenta Rossijskoj Federacii. 2016. 17 Jul. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ 52178 (Data obrashhenija: 17.06.2016.)

Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniju // Konsul'tant. 2015. 3 Dek. URL: http ://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189898&fld= 134&rnd =211977.28266351114696586&#0 (Data obrashhenija: 3.04.2016.)

Raboty po rasshireniju morskogo porta Aktau (Kazahstan) v nastojashhee vremja nahodjatsja na zavershajushhej stadii // Polpred. 2016. 12 Apr. URL: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=1719348 (Data obrashhenija: 12.04.2016.)

Rossija i Kitaj dogovorilis' o «sostykovke» proektov EAJeS i «Shelkovyj put'». URL: http://tass.ru/ekonomika/1956881 (Data obrashhenija: 10.06.2015).

RSK Bank i MBO ShOS: Kurs na uspeshnoe sotrudnichestvo // RSK Bank. Oficial'nyj sajt. 2016. 17 Mar. URL: http://www.rsk.kg/ru/news/uz03 (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnich-estva o sotrudnichestve i vzaimopomoshhi v tamozhennyh delah // Jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj informacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/499098676 (Data obrash-henija: 20.11.2016.)

Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnich-estva o sotrudnichestve v oblasti sel'skogo hozjajstva // Jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj informacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/902359645 (Data obrashhenija: 25.11.2016.)

Sovmestnoe zajavlenie RF i KNR o sotrudnichestve po soprjazheniju stroitel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i Jekonomicheskogo pojasa Shelkovogo puti. 2015. 8 May // Sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (Data obrashhenija: 10.06.2015.)

Stoit li sozdavat' zonu svobodnoj torgovli mezhdu ShOS i EAJeS? // Novosti global'noj politiki. Erevanskij geopoliticheskij klub. 2016. 6 Mar. URL: http://geoclub.info/stoit-li-sozdavat-zonu-svobodnoj-torgovli-mezhdu-shos-i-eaes/ (Data obrashhenija: 28.06.2016.)

Strany ShOS prodolzhat rabotu po sozdaniju banka i fonda razvitija ShOS // RIA Novosti. Rossija segodnja. Oficial'nyj sajt. 2015. 10 Jul. URL: http://ria.ru/world/20150710/1124784617.html# ixzz4BvB9hbV9 (Data obrashhenija: 22.11.2016.)

Strategija razvitija Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva do 2025 g. // Oficial'nyj sajt predse-datel'stva Rossijskoj Federacii v shanhajskoj organizacii sotrudnichestva v 2014-2015 gg. URL: http://sco-russia.ru/documents/ (Data obrashhenija: 28.06.2016.)

Transportnye koridory na territorii Kazahstana // Nexttransport. 2016. 25 Maja. URL: http://www.nexttransport.ru/neds-734-1.html (Data obrashhenija: 25.05.2016.)

Vinokurov E.Ju., Dzhadraliev M.A., Shherbanin Ju.A. Mezhdunarodnye transportnye koridory EvrAzJeS: Bystree, deshevle, bol'she // Evrazijskij bank razvitija: Otraslevoj obzor. M.: Evropejskij Bank razvitija, 2009.

Zasedanie Soveta glav pravitel'stv gosudarstv - chlenov ShOS ot 15 dekbrja 2015 g. Steno-gramma // GosMenedzhment: Jelektronnyj zhurnal. 2015. 16 dek. URL: http://gosman.ru/?news= 42921 (Data obrashhenija: 14.05.2016.)

Zhandarova I. «Dorozhnuju kartu» zony svobodnoj torgovli ShOS razrabotajut k letu // Rossijskaja gazeta. 2016. 17 Marta. URL: https://rg.ru/2016/03/17/dorozhnuiu-kartu-zony-svobodnoj-torgovli-shos-razrabotaiut-k-letu.html (Data obrashhenija: 12.04.2016.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.