13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.4 ЛИ ФУГУЙ
аспирантка 3 года обучения 44.06.01 образование и педагогические наука художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected] ЗУБРИЛИН К.М.
кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.4 LI FUGUI
Postgraduate Student 3-years of Study 44.06.01 Education and Pedagogical Science art and Graphic Faculty Institute of Fine arts Moscow State Pedagogical University E-mail: [email protected] ZUBRILIN K.M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Painting art and graphic Faculty Institute of Fine arts Moscow State Pedagogical
University E-mail: [email protected]
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ
И АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
SIMILARITIES AND DIFFERENCES IN TEACHING METHODS OF TRADITIONAL CHINESE
AND WATERCOLOR PAINTING
В статье приведен сравнительный анализ методик и технологий рисования традиционной китайской живописи и реалистической школой акварельной живописи России. Существует сходство и различия между традиционно китайской и акварельной живописью: применение воды в качестве основы для красок, технические и цветовые характеристики.
Ключевые слова: традиционная китайская живопись, акварельная живопись, акварельные краски, Гохуа, методика обучения изобразительному искусству, изобразительное искусство, реалистическая живопись, живопись.
The article presents a comparative analysis of methods and technologies of drawing traditional Chinese painting and realistic school of watercolor painting in Russia. There are similarities and differences between traditional Chinese and watercolor painting: the use of water as the basis for paints, technical and color characteristics.
Keywords: traditional Chinese painting, watercolor painting, watercolor paints, gohua, methods of teaching fine art, fine art, realistic painting, painting.
В ходе международного проекта по реализация совместной образовательной программы направления 44.03.01 Педагогическое образование «Изобразительное искусство» в Московском институте искусств (город Вэйнань, провинция Шанси, Китай), который создан на базе двух крупных педагогических ВУЗов -Вэйнаньского педагогического университета (Китай) и Московского педагогического государственного университета (Россия) проводятся различные научные исследования по совершенствованию методик обучения и преподавания изобразительного искусства.
Одним из проводимых исследований, является изучение влияния Западного искусства на Китайское искусство. Для выявления факторов, было проведено сравнение методики и технологии рисования традиционной китайской живописи Гохуа и реалистической школы акварельной живописи России.
Традиционная китайская живопись - бесконтурная, основана на глубоко укоренившейся форме выражения и художественных правилах с использованием китайских
кистей, рисовой бумаги, чернил и красок. Акварельная живопись пришла в Китай с Запада и выполняется на специальной плотной акварельной бумаге, при помощи растворенной в воде краски. Эти живописные техники имеют определенное сходство.
Вода применяется в качестве основы для смешивания красок. Стремление к художественной концепции и очарованию воды - обычное стремление в китайской и акварельной живописи. В процессе рисования вода делает краску податливой, увлажняет бумагу, создает цветные разводы. Вода - это активная жидкость, при помощи которой пигменты смешиваются друг с другом, проявляя многообразие оттенков и порождая искусство смешивания воды и цвета. Функция воды заключается в растворении, смешении, проникновении, растекании и размытии. Она делает картину естественной, легкой и живой. В акварельной живописи вода почти не оставляет следов, краски очень сдержанные и практически не растекаются. В этом заключается сходство с бесконтурной живописью, где воды применяется еще меньше.
© Ли Фугуй, Зубрилин К.М. © Li Fugui, Zubrilin K.M.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
В бесконтурной живописи картины создаются при помощи воды, которая смешивает краски или чернила. Впитываясь в бумагу, пигментные частицы сталкиваются друг с другом, создавая эффект текстуры кожи. Сухие, влажные, густые, легкие и т. д. мазки создаются на бумаге благодаря воде. Известный китайский художник Хуан Бинхун говорил: «Основой творчества хорошего художника является кисть, а подвиг он совершает при помощи чернил. Он может создать бесконечное разнообразие кистью и чернилами, обмакнув кончик кисти в воду».
«Акварель» имеет латинский корень «aqua» - вода. Поэтому главный принцип в акварельной живопись -это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги. Вода для акварелистов всего лишь регулятор.
Для художников бесконтурной живописи она несет глубокий культурный и эстетический смысл. Вода связана с атмосферой и несет жизненную силу. Древний мыслитель Лао Цзы считал: «Лучшие люди - подобны воде. Вода существует в гармонии со всем сущим, не борется с ним, и задерживается там, где другие не могут». «Нет ничего в мире более податливого, чем вода, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного». В сознании китайского народа источник воды очень важен. В эпоху династии Цинь Цин Чжанши сказал: «Метод «хэйфа» заключается в применении воды, чернила - это форма, вода - жизненная сила. Жизненная сила и форма - это жизнь. Древняя живопись «шуймо» является непреложной истинной».
Существует такой параметр, как прозрачность цвета. В большинстве случаев в бесконтурной живописи используют краски основанные на растительных пигментах. Акварель - это химические краски.
Растительные пигменты делают из цветов деревьев, они прозрачные, мелкие и легко проникают в бумагу. Такие, как цианин, кадмий лимонный, кармин, эозино-вый и т.д. - это натуральные пигменты растений, яркие цвета, спокойные и естественные, но они не являются светостойкими, и быстро тускнеют. За исключением белого, акварельная краска почти прозрачная, мелкозернистая, хорошо растворяется в воде, кристально чистая. Прозрачность цвета в акварели аналогична по характеристикам свойствам зеленого цвета в китайской живописи.
Существует сходство в методах работы в бесконтурной живописи и акварели. Бесконтурная живопись придает большое значение изображению живой природы и принимает во внимание внешний вид оригинала. Стиль строгий и конкретный, а в изображении заключен глубокий смысл, но при этом сохраняется ощущение свободы и легкости в работе кистью, естественность. Использование цвета для создания элегантного, возвышенного произведения, а также конкретной формы - это то, к чему стремится акварельная живопись.
В бесконтурной живописи есть уникальное стремление к оттенкам и светотени, а в воде заключается ее
духовная сущность. Ей присуще сочетание контрастных цветов, введение цвета в технике «дяньдуо» и использование мягких оттенков и т.д. Вода и цвет сливаются, влияют друг на друга, передавая светотень и отражая реальность.
Цвета в акварели в основном используется для цветового моделирования, с использованием воды для модуляции оттенков, а также для прямого выражения задуманного. Вода помогает выражать мысли художника, что является общей чертой бесконтурной и акварельной живописи.
Ритм рисунка контролируется с помощью водяных отпечатков и штрихов. Для управления акварелью и тушью на бумаге применяется техники «по сухому», «по сырому», смешанная техника, а также специальные приемы живописи, соблюдаются определенные требования к применению воды. Для того чтобы контролировать воду необходимо чувствовать ее и иметь богатый опыт. В бесконтурной живописи часто используются «водяные брызги», «изломанная тушь», «пушуй», «шуйдаймо», «цзышуй» и т.д.
Техники «хуши сяньшэн» и «жуньхань чу-ньюй» можно применять в акварельной живописи. Акварелисты также используют китайские кисти. Технические приемы в бесконтурной живописи, такие как заливка, точечные штрихи, удары кистью, ломаные штрихи, брызги и т.д., и технические приемы в акварельной живописи: заливка, лессировка, разбрызгивание, разводы и т.д. - имеют общую почву.
При сравнение методик обучении рисованию китайской и акварельной живописи выявились следующие противоречия и сходства: в философских основах рисования, материалах и технологиях живописи, цветовой палитре, используемых законах перспективы, заполнения заднего плана и направления творческих работ.
1. Методическая и философская основа рисования
Эстетическая китайская концепция «Небо и человек - единое целое» переходит на межличностный уровень и обращается к обычной жизни человека. Живопись нацелена на душу и тело, обращается к эмоциям и разуму, особое внимание уделяется гармоничному сосуществованию с природой. Нарисованные объекты непосредственно обращаются к человеческим чувствам, эмоциям и воображению. Акцентируются идеи гармонии, очищения души, восхищения природой, следования за чувствами, делая упор на интуитивном восприятии и стремлении к «внутренней трансцендентности».
Западная классическая философия говорит о «единстве Бога и человека». Это значит, что люди переходят от эстетики к религии и к Богу. Произведения западной живописи почитают духовное начало, презирают плоть и надеются искупить вину перед Богом, стремясь к лучшей загробной жизни.
Акварельная живопись и бесконтурная живопись происходят из разных этнических культур, социальных форм и идеологических концепций.
Бесконтурная живопись является носителем китай-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ской мысли. Инклюзивная и всеобъемлющая, она основана на синтезе конфуцианства, даосизма и буддизма, противостоянии «инь» и «янь», взаимодействии бытия и небытия, гармонии между человеком и природой, принципе «Небо и человек - единое целое» и «живости в манере исполнения».
Китайская живопись сосредоточена на внутреннем беззвучном мире: «Творить можно лишь, когда учишься у природы и найдена связь с внутренним миром» и «в каждой душе есть уединенная обитель», на осознании, что все сущее постоянно развивается и меняется, на проявлении внутренних законов и темпераменте вещей. Здесь не нужно придавать большого значения свету, объему и другим внешним факторам.
Акварельная живопись делает акцент на изображении реализма, порядка, точности формы, цвета и яркости. Западная «рациональная» культура, следующая «теории имитации», основана на перспективе, светотени и анатомии. Она исследует объективный мир с научным и рациональным отношением, ценит чувство порядка в картине и преследует точность композиции, насыщенности оттенков, точное описание объективного мира, следует натуральному свету и оттенкам, изображает и формирует изображение под фиксированным источником света.
2. Материалы для живописи
Для производства красок китайской традиционной живописи используются два основных типа пигментов: минеральные пигменты и растительные пигменты. Порошок из минеральных пигментов имеет плохую проницаемость, укрывистый, светостойкий, яркий. Растительные пигменты получают из цветов деревьев. Они имеют мелкие зерна, хорошую растворимость в воде, насыщенный цвет, прозрачность.
Акварельные краски производят из пигментов извлеченных из животных, растений и минералов пигментов, также краски содержат коллоиды и глицерин. Цветные частицы очень мелкие, водорастворимые, нерастворимые в масле, относительно не светостойкие, хорошо впитываются и прозрачны. За исключением белого цвета, акварельная краска почти прозрачна, хорошо пропускает свет.
Самая большая разница между акварельными и китайскими красками, заключается в том, что в состав акварельных красок входит больше глицерина, немного более крупные частицы, хуже растворяется в воде, пигменты более тяжелые и хуже впитывается.
Бумага. Бумага, используемая в бесконтурной живописи, представляет собой специальную рисовую бумагу китайского производства. В зависимости от степени растекания чернил она делится на шенсюань, баньшу сюань и шусюань. (Шенсюань - чернила растекаются сразу же. Шусюань - чернила не растекаются. Баньшу сюань - чернила растекаются постепенно). Из-за того, что бумага хорошо впитывает влагу, для произведений бесконтурной живописи характерен эффект расслоения.
Акварельную бумагу в основном изготавливают из двух видов волокон: натуральный хлопок и конопля.
Поверхность бывает гладкой, мелкозернистой и крупнозернистой. В соответствии с производственным процессом она делится на бумагу ручного и машинного производства. Бумага ручной работы хорошо впитывает влагу и имеет высокую плотность. На такую бумагу можно положить много слоев, она не скатывается катышками и не коробится.
Кисти. В бесконтурной живописи используют ма-оби. Жесткие кисти обычно изготавливают из шерсти волка, уса крысы, шерсти горных кроликов и шерсти оленя. Мягкие - из шерсти козы и перьев птиц. Кисти смешанного типа изготавливают из мягкого и твердого ворса, чтобы совместить в кисти твердость и мягкость, их изготавливают из смешанного ворса овец, овцы и волка и т.д.
Профессиональные акварельные кисти бывают плоскими и круглыми. Большинство акварельных кистей изготавливают из натуральных и синтетических материалов. Акварельная кисть должна обладать определенной эластичностью и хорошо удерживать влагу. Также используют кисти из волчьего ворса, плоские кисти, гохуа байюньби и кисти для пейзажной живописи. Большие кисти создают большие мазки, для детальных рисунков применяются кисти среднего или маленького размера. Они бывают из овечьего, волчьего и смешанного ворса. Кисти из шерсти волка плохо впитывают влагу, а кисти их шерсти овцы - очень хорошо.
3. Техники живописи
Китайская живопись «посредством формы изображает сущность», и стремится к красоте, которая находится между «сходством и различием». Она придает большое значение оригинальной структуре объекта, выражает характеристики самого объекта и старается передать субъективный образ.
Передача «смысла», а не «формы» - это наивысший метод выражения и духовное наслаждение, «передача субъективного» - высшее мастерство, которое пренебрегает внешними факторами и светотенью. Не нужно слишком усердствовать в изображении деталей, нужно стремиться к образному описанию объективного мира.
В бесконтурной живописи обозначенный контур называет «костью», а «чернила» и «цвет» называют «мясом». В ней используются полупрозрачные линии, а форма заливается черной или цветной тушью. Сочетание цветной и черной туши имеет разные формы и размеры, а плотность и светотень придают форме объем.
В бесконтурной живописи сочетание техники гун-би (цветовая градация, феньжань, чжаожань) и техники сие и (гоу, цунь, ца, дянь и т.д.) - высшая степень сочетания объективного и субъективного. Нет необходимости обозначать контур, объект сразу вырисовывается при помощи цветной и черной туши, но при этом в рисунке присутствует сильная энергетика, передана вся суть - «кость».
Акварельная живопись фокусируется на структуре и внешнем виде, а светотень - ее основной язык. Свет, тени и многослойность, затенённый участок или объект
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
в тени, создают ощущение объема и пространства, которое является стабильным и глубоким, и увеличивает насыщенность цвета. Текстура, пространство и внешний вид в акварели стремятся к оригинальной текстуре, пространству и внешнему виду объекта. Ритмичная светотень является формой для выражения прекрасного.
Акварельная живопись стремится к реализму, ощущению трёхмерности, ритмичности, свету и тени. На основе наблюдения, анализа и понимании естественных цветов нужно прочувствовать палитру и эмоции, вызываемые объектом. Затем передаются оттенки, при этом особое внимание уделяется светотени и оттенкам, которые придают произведению глубокий смысл. Акцент сделан на поведении света и изменениях оттенков в природе, которые передают отношение к объекту.
4. Цветовая палитра
Цветовая палитра китайской живописи следует принципу «соответствие цвета классу», она не соответствует палитре объективного предмета, и фокусируется на абстрактном сочетании цветовых тонов. Цветовая палитра и заливка цветом не ограничиваются конкретной временной, световой и теневой средой. За основу берется собственный цвет объектов, но он изображается более изысканным, преувеличенным и приукрашенным [1, с. 17].
При использовании туши и заливки подчеркивается, что «если в рисунке комбинируется и разноцветная и черная тушь, нужно от светлых оттенков переходить к темным, каждый цвет должен варьироваться и гармонично сочетаться с черной тушью.
Чтобы цветная тушь сочеталась с черной, а черная тушь сочеталась с цветной, нужно, чтобы рядом с черной тушью была цветная, а рядом с цветной тушью была черная». «Цвет нужен не для обозначения цвета объектов, он нужен для того, чтобы показать всю глубину произведения».
Широко используются следующие виды заливки: монохромный пинту, гоулэ тяньсэ и монохромная меняющаяся заливка.
На основе «реализма», «изображение самой сущности» бесконтурная живопись стремится подчеркнуть изящество, элегантность, в незначительном увидеть важное, передать великолепные художественные эффекты. Ее оттенки просты, а цветовая палитра небогата, ей присущи комбинации цвета и воды, идеальное слияние цвета и материала, красивые контрасты, прозрачность и легкость, естественность, обилие туши, техника резерважа, простота и сложность, стремление к трем составляющим: цвету, воде и глубокому смыслу. Она оставляет зрителям большой простор для воображения.
Цветовая палитра акварельной живописи похожа на цветовую палитру масляной живописи: богатая палитра цветов, «стремление к изобилию». Внимание акцентируется на прозрачности, четкости соотношений, легкости и лаконичности, освещении, цвете и воде.
Акварельная живопись стремится к индивидуальности, точности, натурализации и трехмерности. Главное - показать свет и тень при помощи светлых и
темных оттенков. Она может казаться совершенно свободной и непринужденной или строгой и нежной, она также может быть легкой и элегантной, сильной и яркой [3, с. 27].
5. Законы перспективы
Методика обучения китайской живописи использует, как метод фокусной перспективы, так и метод рассеянной перспективы (или многоточечный перспективный метод). Изображение свободно от ограничений в объеме и может быть преобразовано во времени и пространстве. Ей присуще как строгое соблюдение так и трансформация реального пространства и белых участков.
В соответствии с требованиями изобразительного искусства возможно увеличение или уменьшение изображаемого объекта, а также смена его положения. Цветок, который находится ниже уровня глаз, также можно поднять выше уровня глаз для достижения наилучшего эффекта с точки зрения перспективы.
Бесконтурная живопись обращает особое внимание на белые участки, на соотношение белого и черного, каждая часть картины продумана и взвешена.
Закон «три дали» управляет перспективой, в общем распределении и переплетении образов есть взлёты и падения, завуалированное и очевидное, открытое и скрытое, сочетание реальности и вымысла, а также создание образов. Нужно увидеть в пределах плоскости картины бесконечность окружающего мира, отразить эту бесконечность в этих пределах, и раз за разом повторять это, привнося в произведение музыкальный ритм и гармонию, чтобы максимально увеличить границы изображаемого времени и пространства, привнести больше субъективности и свободы [7, с. 15].
При обучении акварельной живописи художники особое внимание уделяют фокусу, как камере, которая наблюдает и передает изображение объектов и пространство вокруг них. Исходя из принципа физики, фиксированный угол зрения используется для представления того же пространства, подчеркивая оптические и визуальные эффекты света и цвета [5, с. 15].
В акварельной живописи ощущается достоверность, которая передает расположение различных объектов во времени и пространстве. Фокусная точка хорошо выровнена, а дальний план размыт, чтобы показать расстояние. Существует только одна фиксированная точка зрения, направление взгляда и поле зрения. Кадрирование также ограничено этой точкой зрения, прицелом, от передела до бесконечности, в одном направлении.
6. Задний план и посвящения
Бесконтурная живопись не обращает внимания и не
изображает изменения в светлоте или цвете объекта из-за влияния света, а также не придает большого значения форме. Она акцентирует внимание на изображении таинственного характера и атмосферы заднего плана. Она изображает живые цветы, и динамичных птиц. Цветки сливы, висящие в воздухе, окруженные белым фоном и пустотой. Длинные знамена, цветок или камень внизу
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
превращаются в картину. Чтобы подчеркнуть смысл, удаляются мелочи, и главный объект выводится на передний план [3, с. 17].
Акварельная живопись уделяет серьезное внимание деталям пейзажа, выстраивает композицию в соответствии с естественным расположением объектов, передавая видимую реальность. В ней можно сфокусироваться на природных материалах, которые могут выступить в качестве самостоятельных образов.
В акварельной живописи очень важно сохранить свет на предмете и изменение его цвета, вызванное воздействием этого света. Предмет должен находиться в среде. Соответственно свет на предмете должен совпадать с цветом освещения. Одной из методики рисования акварельными красками это многослойная живопись, когда весь лист полностью заливают цветом помещения или открытого пространства, не оставляя пробелов, а потом слой за слоем усиливают и уточняют элементы пейзажа или интерьера.
Поэзия, книги, картины и печати - это уникальные художественные формы китайской живописи. Стихи, книги, картины и гравюры бесконтурной живописи гармонично между собой сочетаются, создавая полноценный художественный образ. «В поэмах есть картины, в картинах - поэмы», поэзия помогает выразить эмоции. Надписи на картинах подчеркивают композицию картины и ее потенциал. С другой стороны, они передают чувства, выражают мнение и эмоциональное отношение
художника [2, с. 22].
При написании картин в китайской живописи используют надписи, каллиграфию, штампы и это выглядит очень гармонично. На свободном пространстве картины выписывают посвящения, благодаря которым каллиграфия становится ее неотъемлемой частью. Это создает ритм композиции, линий; следы кисти и туши становятся еще более звучными, богатыми, сочетая в себе поэзию и живопись. Эмоции выражаются в поэзии и живописи, в то же время естественно смешиваясь и взаимодействуя друг с другом, и содержат бесконечные вариации в ограниченном образе [1, с. 25].
Посвящения и стихи могут усиливать или дополнять оценку и понимание произведений, обогащать композицию и отражаться друг в друге. В акварельной живописи нет стихов, книг, картин, гравюр и посвящений.
Вывод.
Проведенный анализ выявляет конкретные сходства и противоречия методик и технологий рисования традиционной китайской живописи и реалистической школой акварельной живописи России. Полученные результаты необходимо учесть при совершенствовании методики обучения изобразительному искусству и организации учебного процесса в Московском институте искусств (Китай).
Проведенное исследование дает предпосылки для дальнейшего научного исследования интеграции традиционных методик обучения живописи России и Китая.
Библиографический список
1. ХэЮнлинь. «Использование элементов китайской живописи в акварельной живописи»^]. 2014-04-01.
2. УЮхуа. «Значение воды в китайской бесконтурной живописи и акварельной живописи» [J]. Ишу Кэцзи. 2016-03-15.
3. Чжан Синь. «Исследование различий в выразительности китайской бесконтурной живописи гунби и западной акварельной живописи» [D]. 2017-04-05.
4. ДиЮбан. «Различия бесконтурной живописи и акварельной живописи» [J]. Сяньдай Чжуанши (Теория). 2013-09-15.
5. ЦаоЦинюнь. «Анализ различий бесконтурной и акварельной живописи» [J] .Мэйшу Дагуань. 2011-08-15.
6. Зубрилин К.М. Роль Российско-Китайского сотрудничества в становлении художественно-педагогического образования Китая /К.М. Зубрилин, Ван Мэй/ Право и практика. 2016 №3: С. 166-169.
7. Зубрилин К.М. Художественно-творческий потенциал школьников / Иванова Н.С., Зубрилин К.М., Скворцов К.А.; Научно-исследовательский институт истории, экономики и права. - Москва : Издательство НИИ ИЭП, 2018. 148 с. : ил. ; 21 см. Библиогр.: С 139-145. 500 экз. - ISBN 978-5-906724-41-0.
References
1. He Yunlin. "Using elements of Chinese painting in watercolor painting"[D]. 2014-04-01.
2. Wu Yuhua. "The meaning of water in Chinese sculpture and watercolor painting" [J]. Ishu Keji. 2016-03-15.
3. ZhangXin. "Investigation of differences in the expressiveness of Chinese gongbi sculpture painting and Western watercolor painting" [D]. 2017-04-05.
4. Di Ubun. "Differences between sculpture painting and watercolor painting" [J]. Xiandai Zhuangshi (Theory). 2013-09-15.
5. Cao Qingyun. "Analysis of differences between sculpture and watercolor painting" [J] .Meishu Daguan. 2011-08-15.
6. ZubrilinK.M. the Role of Russian-Chinese cooperation in the development of artistic and pedagogical education in China /K. M. Zubrilin, Wang Mei/ Law and practice. 2016 no. 3: Pp. 166-169.
7. Zubrilin K. M. Artistic and creative potential of schoolchildren / Ivanova N. S., Zubrilin K. M., Skvortsov K. A.; Research Institute of history, Economics and law. - Moscow: publishing house of the IEP research Institute, 2018. 148 p.: Il. ; 21 cm. - bibliography.: Pp. 139-145. 500 copies - ISBN 978-5-906724-41-0.