Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / БУДУЩИЙ ДИЗАЙНЕР / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ / FUTURE DESIGNER / ACADEMIC PAINTING / DESIGN PROJECT / PICTORIAL TECHNIQUES OF WATERCOLOR PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна, Андреева Ольга Пименовна, Ахметова Светлана Петровна

В данной статье говорится о задаче дизайн-образования в подготовке специалистов, готовых реализовать творческие идеи в проектировании объектов среды. Дается анализ дисциплины «Академическая живопись», говорится об изучении изобразительных приемов, правил и закономерностей академической живописи, которые необходимы при выполнении творческих заданий. В работе подробно рассмотрены этапы цветового решения дизайн-проекта, при выполнении которых используются различные изобразительные приемы акварельной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна, Андреева Ольга Пименовна, Ахметова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINE RECEPTIONS OF WATER COLORING PAINTING AS A MEANS OF REALIZATION OF CREATIVE IDEAS OF FUTURE DESIGNERS

This article deals with the task of design education in the training of specialists who are ready to implement creative ideas in the design of environmental objects. It gives a detailed analysis discipline of academic painting. It is reported about the study of pictorial techniques, rules and patterns of academic painting, which are necessary when performing creative tasks. The stages of color design of the project are considered in detail, with the implementation of which various graphic techniques of watercolor painting are used.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

Pedagogy

УДК 7.021.42 DOI 10.21661/r-486225

Андреева О.П., Ахметова С.П., Михайлова Э.В.

Изобразительные приемы акварельной живописи как средство реализации творческих идей будущих дизайнеров

Аннотация

В данной статье говорится о задаче дизайн-образования в подготовке специалистов, готовых реализовать творческие идеи в проектировании объектов среды. Дается анализ дисциплины «Академическая живопись», говорится об изучении изобразительных приемов, правил и закономерностей академической живописи, которые необходимы при выполнении творческих заданий. В работе подробно рассмотрены этапы цветового решения дизайн-проекта, при выполнении которых используются различные изобразительные приемы акварельной живописи.

I

Ключевые слова: дизайн-проект, дизайн-образование, будущий дизайнер, академическая живопись, изобразительные приемы акварельной живописи.

Andreeva O. P., Akhmetova S. P., Mikhailova E. V.

Fine receptions of water coloring painting as a means of realization of creative ideas of future designers

Abstract

This article deals with the task of design education in the training of specialists who are ready to implement creative ideas in the design of environmental objects. It gives a detailed analysis discipline of academic painting. It is reported about the study of pictorial techniques, rules and patterns of academic painting, which are necessary when performing creative tasks. The stages of color design of the project are considered in detail, with the implementation of which various graphic techniques of watercolor painting are used.

I

Keywords: design education, future designer, academic painting, design project, pictorial techniques of watercolor painting.

Сегодня дизайн охватывает все сферы человеческой деятельности [1, с. 240]. Востребованность профессии дизайнера растет с каждым годом. В наше время нет такой отрасли, где бы ни работал дизайнер. Дизайнер создает одежду, разрабатывает бытовые и промышленные изделия, организует пространство и среду. Российские компании готовы пополнить свои ряды квалифицированными специалистами в области дизайна.

Одной из задач современного дизайн образования является подготовка специалистов, готовых реализовать творческие идеи в проектировании объектов среды.

Дизайн - это творческая деятельность, а дизайнер - мастер, способный воплотить творческие идеи в жизнь. Будущий дизайнер должен образно воспринимать окружающий мир, в совершенстве владеть основ-

ными изобразительными приемами для выполнения дизайн-проектов.

Академическая живопись изучается студентами на первом и втором курсах направления подготовки 54.03.01 Дизайн. Эта дисциплина относятся к базовой части программы и является обязательной для освоения обучающимся вне зависимости от профиля (направленности) [4]. В процессе обучения студенты изучают изобразительные приемы, правила и закономерности академической живописи, которые необходимы при выполнении творческих заданий.

Через грамотное академическое рисование студент учится выражать свои мысли и чувства, идеи. Акварельная техника наиболее совершенна для передачи художественного изображения дизайн-проекта.

Профессиональный подход к изучению вопросов техники и технологии владения живописными мате-

Педагогика

риалами и средствами повышает качество творческой подготовки дизайнера [3, с. 57].

На первых этапах студенты выполняют простые взаимосвязанные практические задания, которые постепенно усложняясь способствуют развитию цветового восприятия, практическому овладению профессиональными навыками, развивают умение использовать изобразительные средства при выполнении практических заданий дизайн-проектирования.

В процессе обучения студенты будущие дизайнеры изучают ряд профильных дисциплин: «Проектирование в дизайне среды», «Предметное и пространственное проектирование жилых помещений», «Ландшафтное проектирование в дизайне среды» и другие. На практических занятиях студенты выполняют творческие работы, которые имеют много общего с реальным, практическим дизайнерским проектированием.

Задачи учебного проекта схожи с задачами профессиональных дизайн-проектов. Выполнение учебных проектов позволяет студентам реализовать творческие идеи и научиться применять их в дальнейшей деятельности. Студенты выполняют учебные дизайн-проекты, используя различные графические материалы. Одним из материалов является акварель.

На начальном этапе обучения практические задания выполняются от руки с использованием акварельных красок, поэтому для получения хорошего результата студентам необходимо знание изобразительных приемов акварельной живописи.

Акварельная живопись - это способ создания художественных работ водяными красками. При работе акварельными красками сквозь их слои просвечивает тон и фактура основы. Акварель совмещает особенности живописи и графики, поэтому владение изобразительные приемами акварельной живописи поможет студентам в дальнейшем обучении.

Выполнение проекта - это всегда творческий процесс, где студент имеет возможность реализовать свои творческие идеи. Цветовое решение дизайн-проекта состоит из нескольких этапов, при выполнении которых используются различные изобразительные приемы акварельной живописи.

Начальная стадия исполнения проекта - нанесение контура и цветного грунта. Для этого на белый лист бумаги наносят контур и цветной грунт. Для нанесения цветного грунта в зависимости от поставленных задач используют несколько изобразительных приемов.

Если необходимо закрасить максимально большую площадь проекта, сделать равномерный фон с плавными переходами от одного цвета к другому применяют заливку цветом. Лист бумаги смачивают водой, располагают под наклоном, набирают на мягкую кисть краску и проводят мазок от начала листа до его конца. За-

тем на кисть вновь набирается краска другого цвета и проводится следующий мазок, частично перекрывающий предыдущих. Этот прием используют при изображении заднего фона, пейзажа. Если идея проекта состоит в плавном переходе от темного участка к светлому или наоборот, то применяют растяжку цветом. Этот прием похож на предыдущий отличие лишь в том, что используется один цвет колера. Растяжка цветом применяется при изображении заднего фона дизайн-проекта.

Следующий этап - нанесение краски первых двух наиболее ярких ступеней светлоты на этом этапе применяется живописный прием - вытягивание [2, с. 194]. Это прием для осветления участков работы. До того, как высох проект кисть отжимают и прикладывают на то место, где нужно осветлить участок -, это могут быть освещенные участки или блики. Если краска высохла, то применяют - вымывание. Для этого необходимо намочить участок бумаги, предварительно нанести воду, которая разбавит засохшую краску и собрать сухой кистью.

Конечная стадия исполнения проекта - детализация. На этом этапе наносятся тени, рефлексы. Для придания проекту выразительности, динамики используют мазки. Мазки являются одним из приемов акварельной живописи, и делаются в свободной технике. Мазки могут быть размытыми, линейными, фигурными, прерывистыми и сплошными, в зависимости от поставленной задачи. При выполнении мазков берут пигмент кисть ставят в нужную точку и совершают движение в нужную сторону с нужным нажимом, после чего кисть отрывают от бумаги.

Цветовое решение проекта - важная составляющая проекта. Оформление дизайн-проекта в цвете дает общее представление об идее дизайнера, цветовая среда влияет на человека создает настроение. Цветовое решение выполняет эстетические и практические функции.

Мир дизайна богат и разнообразен. Цветовые гармонии в дизайне дарят людям возможность наслаждаться цветом. Гете писал, что цвет вызывает в людях большую радость. С помощью цвета дизайнер передает настроение, расширяет представление о пространстве придает ему прозрачность и массивность, замкнутость и раскрытость. Грамотная передача цветового решения проекта позволит дизайнеру донести свою творческую идею, и в последствии реализовать проект. Знание изобразительных приемов акварельной живописи позволит студентам будущим дизайнерам воплощать задуманные идеи в жизнь, стать квалифицированными специалистами в сфере дизайна, реализовать свои творческие идеи.

Литература

1. Андреева О.П. Рисунок - основа практической подготовки студента будущего дизайнера / О.П. Андреева, С.П. Ахметова // Научный альманах. - 2015.- №7 (9). - С. 240-243.

2. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи: учеб. пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2015. - 248.

48

Интерактивная наука | 3 (37) • 2019

Pedagogy

3. Удалова А.А. Техника живописи в практике подготовки дизайнера / А.А. Уцалова, А.С. Чачок // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — М.: МЦНО, 2017. - №9 (11). - С. 56-60.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата). - М., 2016.

References

1. Andreeva, O. P., & Akhmetova, S. P. (2015). Risunok. Nauchnyi al'manakh, 7 (9), 240-243.

2. Reviakin, P. P. (2015). Tekhnika akvarel'noi zhivopisi. M.: Arkhitektura-S.

3. Udalova, A. A., & Chachok, A. S. (2017). Tekhnika zhivopisi v praktike podgotovki dizainera. Nauchnyi forum: Pedagogika i psikhologiia, 9(11), 56-60. M.: MTsNO.

4. (2016). Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 54.03.01 Dizain (uroven' bakalavriata). M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.