Научная статья на тему 'Школьный музей как площадка дружелюбия и созидания'

Школьный музей как площадка дружелюбия и созидания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
школьный музей / оптимизация жизнедеятельности личности / социализация / музей ДМ. Карбышева и его времени / музей в Зеленограде / игровая аутотренинговая площадка / Сергей Рачи некий / Владимир Зотов / Софья Доброва / воспитательная работа / личные архивы / личные коллекции / музей-лаборатория истории образования и духовной культуры / зеленоградское краеведение / school museum / optimization of life activity of personality / socialization / Museum of D.M. Karbyshev and his time / museum in Zelenograd / game autotraining platform / Sergey Rachinsky / Vladimir Zotov / Sofya Dobrova / educational work / personal archives / personal collections / Museum-laboratory of the history of education and spiritual culture / Zelenogradlocal studies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Снегуров Александр Викторович

Автор представляет собственный опыт общественного деятеля, педагога и создателя музея в деле воспитания и социализации, рассказывает о некоторых страницах жизни и характеристиках музея-лаборатории истории образования и духовной культуры, расположенного в одном из корпусов школы № 2045 им. Героя России Дмитрия Разумовского в Зеленоградском административном округе Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School museum as a platform of friendliness and creation

The author presents his own experience as a public figure, teacher and museum creator in education and socialization, tells about some pages of life and characteristics of the Museum-Laboratory of the History of Education and Spiritual Culture, located in one of the buildings of the school № 2045 named after Hero of Russia Dmitry Razumovsky, in Zelenograd administrative district of Moscow.

Текст научной работы на тему «Школьный музей как площадка дружелюбия и созидания»

Александр Снегуров

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.012

Школьный музей как площадка дружелюбия и созидания

Автор представляет собственный опыт общественного деятеля, педагога и создателя музея в деле воспитания и социализации, рассказывает о некоторых страницах жизни и характеристиках музея-лаборатории истории образования и духовной культуры, расположенного в одном из корпусов школы № 2045 им. Героя России Дмитрия Разумовского в Зеленоградском административном округе Москвы.

Ключевые слова: школьный музей; оптимизация жизнедеятельности личности; социализация; музей Д. М. Карбышева и его времени; музей в Зеленограде; игровая ауто-тренинговая площадка; Сергей Рачинский; Владимир Зотов; Софья Доброва; воспитательная работа; личные архивы; личные коллекции; музей-лаборатория истории образования и духовной культуры; зеленоградское краеведение.

Пятнадцать лет назад была публично заявлена разработанная мною технология оптимизации жизнедеятельности личности как способ психолого-педагогического освоения бытия и опыт целостного присутствия в нем (книга с таким названием издана в Шуе в 2009 г.). Элементы технологии я использовал, по сути, на протяжении всей своей педагогической деятельности, кое-что добавив, протестировав, видоизменив, замерив, обобщив, структурировав в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП) на базе школы № 223 (ныне -школа № 201 им. героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских) г. Москвы с этнокультурным (грузинским) компонентом образования, где я семь лет трудился заместителем директора по ГЭП.

Снегуров

Александр Викторович,

историк, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, четырежды лауреат гранта Москвы, писатель (Москва), aleksandr-snegurov@yandex.ru

Это была эпоха реализации глобального столичного проекта по созданию школ с этнокомпонентом (русским, армянским, азербайджанским, литовским, татарским, еврейским и т. д.), где обучались дети разных национальностей, а ядром была какая-то одна, что позволяло сделать школу как бы домом для представителей данной национальности, но гостеприимным домом, где и детям других народов было бы комфортно и свободно. В подобных школах велась большая работа по социализации детей разных национальностей, развитию межкультурного диалога, укоренению ценностей гуманизма, толерантности, конструктивного партнерства, справедливости.

Тогда же, в 2008 г., мною был создан при содействии директора школы Д .Г. Макацария музей Д .М. Карбышева и его времени, где акцент делался не только на мужестве и инженерных заслугах Карбышева, но и на его интернационализме. Недаром в фашистских лагерях к генералу тянулись военнопленные разных национальностей, и о последних минутах жизни героя рассказал канадский офицер Сент-Клер. Кстати, в музее имелись модули, посвященные русско-грузинским и русско-сербским культурным взаимосвязям. Успех начинания позволил мне одним из векторов своей деятельности считать создание музеев, консультации по их организации (так, с моим участием основаны музеи в школе № 1251 им. генерала Шарля де Голля г. Москвы, в селе Рождествено на базе православной школы «Рождество» Московской области, в школе № 3 г. Южи Ивановской области).

В дальнейшем мною при создании музея в Зеленограде (ЗелАО г. Москвы) и руководстве им на протяжении 12 лет был использован педагогической арсенал вышеназванной технологии, доказавшей свою жизнеспособность и эффективность. Музей стал истинной площад-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

кой историко-культурного диалога человека с миром и с самим собой. Позвольте кратко поведать о некоторых страницах жизни и характеристиках нашего музея-лаборатории истории образования и духовной культуры, расположенного в одном из корпусов огромной школы № 2045 им. Героя России Дмитрия Разумовского, языком экскурсии, которую проводят у нас юные экскурсоводы.

История образования тесно связана с духовными свершениями и терзаниями. Мы пытаемся обратить внимание на эту взаимосвязь, понимая под образованием поиск человеком своего образа - внутреннего и внешнего, индивидуального и общественного. Через судьбы двух цельных людей - Владимира Зотова и Софьи Добровой, живших поистине духовной жизнью, мы задумали очертить некоторые контуры духовности и культуры как таковых, показать, что духовная культура - при всем тяготении к чему-то высшему, интеллектуальному - отражается и в массе материальных вещей и обыденных явлений.

Мы благодарны дочери Владимира Зотова и Софьи Добровой - Елене Владимировне Зотовой, проживающей ныне в Калуге, за передачу нам ценной и значительной части архива своих родителей. Е.В. Зотова - человек больших дарований, доброго сердца и богатого воображения. Также мы признательны кандидату филологических наук Екатерине Сергеевне Залекер, познакомившей нас с Е.В. Зотовой.

Наши герои родились в начале XX века в Москве в интеллигентной среде. В первой витрине представлены материалы, связанные с жизнью детей и взрослых в культурных семьях. Предметам, демонстрируемым в витрине, 100-120 лет. Здесь нашлось место детским рисункам, записям Володи Зотова и Сонечки Добровой. Среди них - сказка девятилетней Сони Добровой

(«Сказка про зайчика, который хотел все настоять на своем и что из этого вышло»), придуманная в декабре 1916 г. Девочка проиллюстрировала текст рисунками. Хороши и рисунки Володи - он рос наблюдательным, разносторонним ребенком.

В культурных семьях читали книги, журналы, вели беседы, принимали гостей, уделяли время рассматриванию альбомов, увлекались путешествиями, прогулками. Популярным 110-120 лет назад был журнал «Нива». В поездки отправлялись с большими круглыми коробками - в них дамы возили свои шляпы. Важное место в досуге семьи занимали игры (например, лото). Конечно же, посещались театры. Мы видим программку московского кружка любителей сценического искусства (начало XX века) на матерчатой салфетке. Для гостей и в праздники для членов семьи богато сервировали стол. В нашей коллекции представлены уникальные экспонаты - вазочки из сервиза Владимира 1ерье, основателя женского образования в России. В создании образа человека принимала участие масса вещей - от зубного порошка (у нас имеется коробочка знаменитой парфюмерной фирмы «Брокар и компания»), визитной карточки (это карточка деда Володи - бухгалтера) до духовной литературы («народная» Псалтырь в деревянной обложке).

Шли годы. Российская империя участвовала в войнах, в стране шли реформы, свершались революции. Еще при царе в России ширится движение скаутов - молодежной общественной организации, из которой потом выросла пионерия. В скауты записался даже сын царя Николая II Алексей. Володя Зотов и Сонечка Доброва как раз и познакомились во время летнего слета скаутов: «В светлый месяц земляники ты пришел ко мне, любимый», - писала Софья Доброва, повторяя слова поэта. Вскоре после революции 1917 года скаут-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ское движение было свернуто. Какоето время Володя работал в скаутском подполье. В стране бушевала Гражданская война. У нас в витрине представлены редкие экспонаты - детская продовольственная карточка

1918 г., а также карточка на фураж для легковой лошади

1919 года.

В 1925-м за участие в скаутской организации Зотов был заключен в Бутырскую тюрьму. Его невеста Софья пыталась прорваться к нему, но молодых разлучили. Владимир Зотов был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. На Соловецкие острова прибыла Софья, и они с Володей обменялись освященными кольцами, с этого момента считая себя мужем и женой. Мы обладаем уникальным экспонатом - номером журнала «Соловецкие острова» за 1926 г. Журнал издавался среди заключенных, в нем есть исследовательские работы по экономике Крайнего Севера, краеведению, даже беллетристика - «Путешествие из Москвы в Соловки», к примеру. Софья пишет письма своему возлюбленному, активно учится, посещает курсы, библиотеки. После освобождения Владимира из лагеря Зотовы обвенчались, жили в сибирской ссылке, а затем поселились в Калуге.

Образ людей продолжали формировать испытания, споры, книги, фильмы, занятия в разных кружках, студиях - общественные события и личные свершения, переживания.

Грянула Великая Отечественная война. Сколько потерь и расставаний принесла она! Владимир Зотов ушел на фронт. У нас имеется подлинный репродуктор 1930-1940-х годов. Из радиосообщений люди услышали о начале войны, узнавали об отступлении наших войск, тяжелых боях, а затем - о разгроме врага! Тысячи преподавателей и студентов ушли на фронт. Многие из них не вернулись... Но и во время войны по радио

передавали музыку, стихи. В стране проводились художественные выставки, издавались книги, работали школы. Духовная жизнь и в эти суровые годы не замирала, приобретая черты мужественности, особой ответственности. К нашему репродуктору прикреплен синий платочек - символ знаменитой песни времен войны и в целом - символ надежды, любви. Ждала с фронта своего супруга и Софья Зотова.

После войны Владимир Семенович работал художником-оформителем в калужском краеведческом музее, затем - научным сотрудником дома-музея исследователя космоса философа Константина Эдуардовича Циолковского. Владимир Зотов познакомился с Циолковским в первые годы своего пребывания в Калуге и позже написал книгу «У истоков космической эры» о Циолковском. Софья Зотова родила пятерых детей. У нас имеется одна из самых почетных наград на земле -медаль материнства. Несмотря на массу хозяйственных дел, Софья продолжает помогать своему супругу и в творческой деятельности. Из разных концов страны приходили письма Владимиру Семеновичу. По конвертам мы можем судить, чем жила страна, какими идеями вдохновлялась. Одним из популярнейших журналов того времени был журнал «Огонек». Подборку номеров журнала 1940-1960-х гг. передала в коллекцию музея семья Фроловых. Из номера в номер видно, как развивалась советская наука, культура, какое внимание уделялось среднему и высшему образованию. Тогда начался знаменитый спор «физиков» с «лириками»: что важнее - техника, точные науки или поэзия, искусство? Люди мечтали, верили, что их усилиями будет построено справедливое общество, радовались освоению космоса, целины, строили города, в частности, такие как город науки и производства Зеленоград.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Основные пути формирования, пополнения музейной коллекции - это находки, приобретение, дарение экспонатов и обмен предметами. Чтобы дать представление о прошлом, порой нужно прибегать к реконструкции - воссозданию чего-то прежнего, ушедшего с помощью образов, отчасти старых, отчасти новых вещей, выполненных под старину или воспринимаемых таковыми. Этот стол попал к нам с Кутузовского проспекта. Мы реконструировали «рабочее место» ученого 1950-1970-х годов. Владимир Зотов мог сидеть за таким столом. За ним могли трудиться художники, писатели, педагоги, библиотекари и др. Представленные материалы демонстрируют широту интересов настоящего российского интеллигента - человека, стремящегося познавать мир, делиться радостью познания с другими, неравнодушному к тому, что происходит вокруг, слышащего голос собственной совести. Владимиру Зотову и людям его склада были интересны и дальние страны, и тайны биологии, и иностранные языки, и механика, и психология, и рисунок, общение людей, их нравы, стремления, опыт. Владимир Семенович Зотов умер 14 мая 1978 г., Софья Матвеевна пережила мужа на 19 лет. «Жизнь жила - как песню пела», - говорит о ней дочь. Супруги Зотовы похоронены рядом на старом калужском (Пятницком) кладбище.

Духовная линия Зотовых успешно продолжена нашими учениками и их родителями. В музее представлены работы целой семьи Галактионовых - детей и родителей: картины, рисунки, предметы декоративного оформления, дизайна. Семья спортсменов Кряжевых предоставила нам материалы, связанные с Анастасией Кряжевой, ученицей нашей школы, чемпионкой по горным лыжам и водномоторному спорту. Мы дорожим сотрудничеством с коллегами из Мариинской галереи (ос-

нователь - проф. Олег Латышев-Майский), общественным движением «Юные карбышевцы» (наш музей -форпост карбышевского движения в Зеленограде), с газетами «Зеленоград сегодня», «Зеленоград 41», поддерживаем связи с просветительскими учреждениями Москвы и других городов. У музея есть преданные друзья. Это ученицы 3-го класса Софья Дымченко (ассистент руководителя музея) и Вероника Заволодченко, школьники Павел Янчиков и Максим Антифеев, студент МИЭТ Станислав Стеценко. С 2023 г. сподвижником руководителя музея стал даровитый ученик 11-го класса, краевед, историк, журналист, коллекционер Никита Кузнецов.

На базе музея проводятся временные выставки, экскурсии, встречи, занятия, выполняются проекты. На I окружном конкурсе материалов школьных музеев «Хранитель памяти», проходившем в историко-крае-ведческом музее Зеленограда весной 2012 г., с презентацией своего проекта «Как воплотить красоту» выступила ученица 5-го класса (ныне выпускница) Марина Гребенюк. Вдохновившись рассказами учителя о мастерах античности, а также стремлением противопоставить «виртуальности» реальность сделанного собственными руками, из достаточно простых материалов - воздушных шариков, картона, цветной бумаги Марина изготовила модель чернофигурной древнегреческой вазы, одела и причесала куклу по древнегреческой моде. В итоге пятиклассница заняла 1-е место в номинации «Экспонат». В 2011/ 2012 учебном году группа школьников с руководителем музея выяснила судьбу картины Анатолия Горпенко «Бой за станцию Крюково», созданной в 1943-м. На этот поиск нас вдохновил краевед Алексей Гара-шин. Первоначальный вариант картины нам так и не удалось отыскать, а вот авторское повторение мы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

обнаружили в студии военных художников имени Грекова.

В сентябре 2013 г. на базе музея был снят фильм «Река времен все помнит и шумит... » о зеленоградском краеведении и диалоге поколений. Активисты музея вместе с общественностью Зеленограда в лице АН. Васильевой, Р.Д. Волгапкиной (Костровой), А.И. Волкова выступили в поддержку музеефикации «Дома Волгапкина» и территории вокруг него на улице Первого мая. Наш фильм запечатлел видных краеведов города Б.В. Ларина и H.A. Гарашина, которых, увы, уже нет с нами. В 2013 г. активисты музея побывали на слете патриотических сил в Твери, участвовали в семинаре, организованном по случаю 55-летия Зеленограда. Представитель музея выступил на краеведческих и патриотических конференциях в Воронеже, Волжском, Тотьме. Наш музей-лаборатория дважды занимал 3-е место в городском смотре музеев. В феврале 2014 г. музей получил Диплом I степени за победу в номинации «Экспонат» в рамках конкурса, организованного управой Крюково. В музее проводятся семинары федерального уровня, круглые столы, даются комментарии СМИ. В 2015 г. по инициативе музея была высажена Роща Победы (корпус 2011), придан мемориальный характер дубу-вете-рану, растущему у ворот школы (корпус 2031). В 2016 г. проект активиста Станислава Стеценко опубликован в журнале «Юный краевед»; осуществлен межрегиональный проект «Богата Россия народами» (главные участники - члены семьи Дзейтовых; статья о проекте опубликована в ведущей газете Ингушетии «Сердало»). Наш музей первым в округе заключил договор о сотрудничестве с музеем Зеленограда. Активист музея Михаил Гречишкин нашел в фондах музея два интереснейших документа, один из них - письмо ученицы К.Э. Циолковского. На уроках физики в калужской гимназии уче-

ный рассказывал девочкам о своих разработках, восклицая: «Вы все полетите!»

Ежегодно музей посещает три тысячи человек. На свое пятилетие музей получил поздравления из городов и сел России, а также из США, Канады, Италии, Грузии. Летом 2017 г. музей от лица мэра столицы был награжден медалью «75 лет битвы за Москву». Два активиста музея - Арина Федорова и Даниил Чернов награждены памятными медалями «60 лет без войны». Музей выполняет задачи игровой аутотренинговой площадки, клуба: здесь дети имеют шанс поиграть настоящими экспонатами и восстановить психологические силы. Посетителей музея радушно встречают Домовой и «музейные питомцы» - овечка Галина, мишка Фрол. Периодически достижениям музея посвящаются передачи на радио «Зеленоград сегодня».

В 2017-2022 гг. на базе музея проведен ряд семинаров; своими творческими достижениями здесь поделились Владислав Плотников и Михаил Горюнов. Звания «Интеллектуал музея» удостоился Артем Искрин, а звания «Художники музея» - Дарья Манаева и Артем Соколов. Четвертое поколение своих воспитанников привела в музей заслуженный учитель России C.B. Судина. Сформирована новая группа юных экскурсоводов на базе класса М.В. Филипповой. В 2018 г. увидела свет книга друга музея Е.С. Залекер «Горожанки: русская семейная традиция в XX веке», в которой упоминается наш музей. В 2022 г. победительницей городского этапа всероссийской краеведческой викторины стала воспитанница музея Мария Кожукалова. В музее дети конструктивно общаются, играют на музыкальных инструментах, печатают на пишущих машинках, ставят мини-инсценировки, участвуют в викторинах, размышляют о жизни, о добрых делах, получают консультации по разным областям знания. Мы отпраздновали

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

410-летие изгнания польско-литовских интервентов из Москвы, 350-летие со дня рождения Петра Великого, 200-летие открытия русскими мореплавателями Антарктиды, 60-летие и 65-летие Зеленограда, юбилеи выдающихся отечественных педагогов - A.C. Макаренко и В .А. Сухомлинского и даже 100-летие экспоната - будильника из старинного русского города Шуи. В октябре 2018 года несколько артефактов из музея побывали в «командировке» в Шуйском университете. Тогда же были организованы персональные экспозиции, посвященные доценту МИЭТ С.Н. Новикову и его коллекции минералов и крупнейшему специалисту в области рос-сийско-грузинских отношений доктору исторических наук Д.Л. Ватейшвили; мы получили из Сочи одежду, созданную или украшенную вышивкой A.A. Шломенко, дочерью героя войны Александра Белоусова. Руководитель музея участвует в просвещении детей во время автобусных экскурсий. Недавно в музей пришли дети, которым меньше лет, чем музею. Да, ход истории неумолим и лучше с ней не ссориться!

В декабре 2019 г. в нашем музее был оборудован «Уголок Сергея Рачинского» - выдающегося педагога XIX века. Материалы для уголка доставила нам исследовательница творчества С .А. Рачинского - И.В. Ушакова. В течение Года педагога и наставника на платформе музея мы рассказывали о выдающихся отечественных педагогах - Константине Ушинском, Сергее Рачинском, Станиславе Шацком, Антоне Макаренко, Василии Сухомлинском. В 2020 г. на площадке музея мы отпраздновали 265-летие основания Московского университета, в 2022 году - 150-летие МПГУ (МГПИ им. Ленина).

Наш музей - один из центров краеведческой работы округа. Только здесь, за исключением музея Зеленограда, хранятся подлинные экспонаты, которым 5-6 тысяч лет, и только здесь ребята могут их пристально рассмо-

треть и взять в руки. Мы находимся у витрины, где демонстрируются археологические артефакты. Часть из них предоставлена А.Н. Неклюдовым. По инициативе музея в 2021 и 2023 гг. изданы две его книги - «От кремния до кремния» и «Кладоискатели и клады». Здесь фрагменты керамики, найденные Александром Неклюдовым в ходе раскопок в селе Льялове и его окрестностях в 1970-1980-е гг. на месте неолитических стоянок. По наименованию села Льялова названа целая археологическая культура - льяловская. На этих фрагментах посуды - волнообразный узор и ямки. В музее есть и экспонаты Х-Х11 вв., обнаруженные в славянских курганах рядом с Зеленоградом. Медные гривна, браслет и перстень принадлежали женщинам из племени вятичей или кривичей, украшали их, но и оберегали. Именно Александр Неклюдов предположил, что условная граница расселения вятичей и кривичей проходила по территории нынешнего Зеленограда. В 12-м микрорайоне находится славянский курган, который ждет своих исследователей. Наш музей давно выступает с предложением установки мемориальных табличек в Льялове и на месте усадеб участника войны 1812 года декабриста Михаила Фонвизина (его супруга, не исключено, стала прототипом пушкинской Татьяны) и Мит-кова (8-9-й микрорайоны), где были найдены фрагменты изразцов ХУШ-ХГХ вв. Места расположения усадеб застроены новыми домами, старая роща, увы, вырублена. С подачи нашего музея в д/к «Метролог» в Менделееве проходила выставка, посвященная каменному веку, основанная на изысканиях археолога А.Н. Неклюдова.

В 2023 г. мы установили дружеские связи со старожилом Каменки, краеведом Александром Ивановичем Макаровым. Каменка - деревня, где проходили бои в 1941 г., позже вошедшая в черту Зеленограда, но ча-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

стично сохранившая деревенский вид с одноэтажными деревянными домами, в одном из которых с 1916 г. проживают представители рода Макаровых, потомственных столяров. Также в прошедшем году активист музея I ранга Максим Козарев (4-й класс) стал призером окружного тура конкурса «Юный экскурсовод».

Статьи о музейных достижениях можно прочитать в электронной газете Zelao.ru, в рубрике «Народный репортер», в газете «Зеленоград сегодня»; ряд роликов о жизни музея выложен в сеть. Всех наших посетителей мы призываем начать создавать личные архивы, коллекции из вещей самых простых (карандаш, тетрадь, рисунок, билет, пуговица, расческа, игрушка и т. п.), но связанных с событиями, процессами вашей жизни, жизни вашей семьи, ваших знакомых. Конечно, следует ценить и разыскивать старые вещи, накапливать информацию о своих родственниках, местах детства. Ищите, собирайте, храните, рассказывайте - вот наши нехитрые советы вам. И помните: образование дает нам такой образ, который мы хотим иметь. С Годом семьи!

В рамках музейных занятий мы порой ведем разговор о народах России. К сожалению, дети разного возраста называют лишь от 3 до 12 (в лучшем случае) народов. Их же в нашей стране почти 200. Чаще звучат такие наименования: татары, чеченцы, якуты, чуваши, чукчи. О народах Сибири, Поволжья учащиеся информированы крайне слабо. При этом на слуху этносы бывших республик СССР. А ведь в Москве достаточно платформ, где можно было бы приобрести знания о народах России: сразу вспоминаются этнографический зал в Московском музее образования Дома учителя, представительства республик в столице, например, Республики Коми, выставка «Россия» на ВДНХ. Немалые достижения имеет и этнопедагогика, но они все еще слабо интегрированы в практику образовательных учреждений.

Школьный музей - это именно то место, где должно касаться этнокультурной тематики, какого бы профиля он ни был. Естественно, родословные изыскания - отличный способ формирования межэтнических представлений учащихся. Без подобных представлений не будет продуктивным процесс формирования национальной и гражданской идентичности. Масса людей находится в дрейфе между радикальными позициями космополитизма и фанатичного национализма. Такая неустойчивость в сочетании с моральной рыхлостью порождают опасные сценарии поведения, с которыми человечество столкнулось вплотную. И вновь я возвращаюсь к персоне русского интеллигента B.C. Зотова, который, ценя отечественную культуру, бережно относился и к другим («чужой культуры» для него не существовало в принципе!); не посетив ни одной страны, он вел блокноты по Индии, по Ближнему и Дальнему Востоку, интересовался народами доколумбовой Америки, древними и новыми языками, записками путешественников. Так что ориентиры у нас есть, надо только проложить к ним путь в сознании молодого поколения, а борьба за сознание, здоровье и ценности молодежи находится как раз в острой фазе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Фотографии из личного архива автора

es

oo

о

-в-

o

Ш J=

о

к

а

Александр Снегуров. Школьный музей как площадка дружелюбия и созидания

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Alexander Snegurov,

Historian, Honored teacher of the Russian Federation, PhD in Psychology, four times winner of the Moscow Grant, writer (Moscow), ateksandr-snegurov@yandex.ru

School museum as a platform of friendliness and creation

The author presents his own experience as a public figure, teacher and museum creator in education and socialization, tells about some pages of life and characteristics of the Museum-Laboratory of the History of Education and Spiritual Culture, located in one of the buildings of the school N2 2045 named after Hero of Russia Dmitry Razumovsky, in Zelenograd administrative district of Moscow.

Keywords: school museum; optimization of life activity of personality; socialization; Museum of D.M. Karbyshev and his time; museum in Zelenograd; game autotraining platform; Sergey Rachinsky; Vladimir Zotov; Sofya Dobrova; educational work; personal archives; personal collections; Museum-laboratory of the history of education and spiritual culture; Zelenograd local studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.