Научная статья на тему 'Музей электроники как центральный элемент возрождения уникального социокультурного пространства Зеленограда'

Музей электроники как центральный элемент возрождения уникального социокультурного пространства Зеленограда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей электроники / электронная промышленность / наукоград / технополис / социокультурная идентичность / комьюнити / placemaking-проект / electronics museum / science city / technopolis / socio-cultural identity / community / placemaking project

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добрынина Мария Владимировна, Растимешина Татьяна Владимировна

В статье обоснована необходимость создания в Зеленограде Музея электроники. Отмечено противоречие между уникальностью Зеленограда как социокультурного и научно-технического феномена — и отсутствием достойной презентации этой уникальности. Высказана гипотеза о том, что город Зеленоград и его жители нуждаются в музее как в placemaking-проекте для того, чтобы воссоздать сообщество (комьюнити) жителей Зеленограда — «города инженеров» — на базе единой социокультурной идентичности. Представлена версия концепции будущего музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Добрынина Мария Владимировна, Растимешина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of electronics as the central element of the revival of the unique socio-cultural space of Zelenograd

The article presents the rationale for the need to create a Museum of Electronics in Zelenograd. It is noted that there is a contradiction between the uniqueness of Zelenograd as a socio-cultural and scientifi c-technical project and the lack of a decent presentation of this uniqueness. It is hypothesized that the city of Zelenograd and its inhabitants need a museum as a placemaking project to recreate the community of the residents of Zelenograd — the “city of engineers” — on the basis of a common socio-cultural identity. The draft concept of the future museum is presented.

Текст научной работы на тему «Музей электроники как центральный элемент возрождения уникального социокультурного пространства Зеленограда»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 101—110. Economic and Social Research. 2022. No. 4 (36). P. 101—110. Научная статья

УДК 1:316.7 + 621.3:069

doi: 10.24151/2409-1073-2022-4-101-110

Музей электроники как центральный элемент возрождения уникального социокультурного пространства Зеленограда

М. В. Добрынина1, Т. В. Растимешина2

1-2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

2 rast-v2012@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснована необходимость создания в Зеленограде Музея электроники. Отмечено противоречие между уникальностью Зеленограда как социокультурного и научно-технического феномена — и отсутствием достойной презентации этой уникальности. Высказана гипотеза о том, что город Зеленоград и его жители нуждаются в музее как в placemaking-проекте для того, чтобы воссоздать сообщество (комьюнити) жителей Зеленограда — «города инженеров» — на базе единой социокультурной идентичности. Представлена версия концепции будущего музея.

Ключевые слова: музей электроники, электронная промышленность, наукоград, технополис, социокультурная идентичность, комьюнити, placemaking-проект

Для цитирования: Добрынина М. В., Растимешина Т. В. Музей электроники как центральный элемент возрождения уникального социокультурного пространства Зеленограда // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 101—110. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-101-110

Original article

Museum of electronics as the central element of the revival of the unique socio-cultural space of Zelenograd

M. V. Dobrynina1, T. V. Rastimeshina2

1-2 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

2 rast-v2012@yandex.ru

© Добрынина М. В., Растимешина Т. В.

Abstract. The article presents the rationale for the need to create a Museum of Electronics in Zelenograd. It is noted that there is a contradiction between the uniqueness of Zelenograd as a socio-cultural and scientific-technical project and the lack of a decent presentation of this uniqueness. It is hypothesized that the city of Zelenograd and its inhabitants need a museum as a placemaking project to recreate the community of the residents of Zelenograd — the "city of engineers" — on the basis of a common socio-cultural identity. The draft concept of the future museum is presented.

Keywords: electronics museum, science city, technopolis, socio-cultural identity, community, placemaking project

For citation: Dobrynina M. V., Rastimeshina T. V. "Museum of Electronics as the Central Element of the Revival of the Unique Socio-Cultural Space of Zelenograd". Economic and Social Research 4 (36) (2022): 101—110. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-101-110

Введение

В России нет музея электроники. Но он должен быть, и только в Зеленограде!

Из интервью с жителями города

Зеленоград — первый и самый известный наукоград СССР и современной России. Это единственный в России и в Европе аналог Кремниевой долины США. Зеленоград и МИЭТ спроектированы и существуют как единый и уникальный в своем роде городской организм, полностью ориентированный на то, чтобы обеспечить СССР (сейчас — России) одно из лидирующих мест в мире в стратегически значимых наукоемких направлениях — электронике и вычислительной технике.

Зеленоград и его сердце — МИЭТ — уникальные по своему замыслу и идеологии проектные решения для создания утопического города-сада, города будущего. Кроме того, МИЭТ — не только один из лучших технических университетов России, но и единственный ведущий вуз страны, готовящий специалистов в области электроники и нано-электроники. Однако, будучи по всем параметром уникальным центром электроники, Зеленоград и МИЭТ тем не менее не имеют современного пространства, в котором посетитель мог бы познакомиться с электроникой как отраслью науки и производства,

с ее историей, становлением, удачами, прорывами, современным состоянием и др. Более того, такого музея нет ни в одном городе России.

Таким образом, налицо противоречие между особенностью и уникальностью города Зеленограда и МИЭТ — и отсутствием достойной презентации этой уникальности.

На наш взгляд, именно МИЭТ при поддержке руководящих ведомств и ведущих предприятий отрасли должен организовать работу по проектированию и созданию Музея электроники в единственной в своем роде точке страны и Европы — в Зеленограде.

Музей электроники как placemaking-проект воссоздания уникального сообщества инженеров

Зеленоград — один из крупнейших административных округов Москвы, уникальный город инженеров, однако его культурное пространство разрежено: в городе относительно немного выставочных и театральных площадок и музеев; Зеленоград удален от Москвы и ее культурных пространств, его жители испытывают культурную изоляцию; город остро нуждается в музее, который можно было бы посоветовать гостям как интересную культурную площадку. Таким образом, потребность в самоидентификации,

в ощущении себя особенными у сообщества жителей Зеленограда существует, но удовлетворена она не в полной мере: горожанам нужна точка социокультурного притяжения и активного соучастия в общественной и культурной жизни.

Термин creative placemaking («творение мест») появился в начале XXI в., он означает нечто большее, чем проектирование особой экономической зоны или оформление благоустроенной территории [15; 16]. Creative placekeeping (базовый элемент placemaking) — это переосмысление общих пространств природной и культурной среды, осуществляемое через конструирование новых культурных смыслов этой среды и направленное на адаптацию пространства к изменяющимся условиям и потребностям жителей местности таким образом, чтобы раскрывать и чтить общие воспоминания, одухотворяющие эту среду, и конструировать новые общие планы и возможности, на воплощение которых вдохновляет среда.

Данное понятие (placekeeping) отражает стремления проектной р1асешак^-группы: создать (воссоздать) сообщество жителей территории (комьюнити граждан) на базе общей социокультурной идентичности общины, а также привлечь внимание к тому, что культура, искусство, общая история играют жизненно важную роль в оформлении социальности, в планировании развития сообщества — и могут помочь местным жителям решить проблемы самоидентификации и построить или укрепить горизонтальные связи в комьюнити. «Идеи самоидентификации в современном муль-тикультурном мире, в рамках дихотомии "глобальное — локальное", важны не только как пространство культурного самоопределения жителей/горожан, но, прежде всего, для формулирования общей идеологии и направлений развития территории и как "рычаг", основная тенденция социально-политического и экономического развития "места". Об актуальности дискурса идентичности для современного города и территории в целом свидетельствуют также получившие широкое распространение в последние годы проекты дизайн-кодов

среды, разработки брендов городов и территориальных образований» [5, с. 180].

Сегодня много говорят о проблеме воссоздания национальной идентичности, однако многие ученые признают, что малая идентичность ничуть не менее, а даже более важна. Потребность сообщества в осознании своей самости и поиски идентичности в современной ситуации развития огромных урбанистических пространств, где спальные районы оказываются «типовыми» и похожими друг на друга, становятся важными направлениями и целью развития городов, сельских и городских сообществ [1; 2; 6; 7; 12] — и даже смысловой «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [7, с. 176].

В концепции р1асетакщ город рассматривается «...как своеобразная лаборатория идентичности, где происходят непрерывные процессы порождения, сохранения, мутаций и "собирания" идентичностей. Будучи сложным организмом, погруженным в муль-тикультурное взаимодействие и транскультурные тренды, а также в региональные традиции и современные инновационные процессы, город служит объектом исследования идентичности и представляет собой многослойную и неоднородную реальность изысканий и опытов с проявлением существующих идентичностей, созданием новых идеалов и превращением их в дизайн-коды места» [5, с. 181].

Творческое созидание культурного пространства подразумевает многие аспекты развития территории и комьюнити: различные проекты или направления проектов могут быть нацелены на воплощение, материализацию в культурных объектах различных целей и ценностей (включая реставрацию исторического центра города, создание новой туристической или экономической инфраструктуры, краеведение и возрождение памяти о людях и событиях, охрану окружающей среды, предпринимательство, продвижение территории как экономического проекта, общественную безопасность, жилищное строительство, расширение транспортного сообщения и (или) поддержку

существующего, сохранение исторического наследия, образование, социальную инклюзию, акцентирование самобытности сообщества и т. д.), а также любой их комбинации при любых приоритетах. Разнообразие целей и направлений placemaking заложено в идейных предпосылках этой концепции: каждое местное сообщество уникально, как и его история, возможности, мечты, ресурсы, решения и стратегии.

Таким образом, создание музея может стать центральным направлением усилий по воссозданию и возрождению на новой основе Зеленограда как специфического культурного сообщества — уникального города-сада, население которого также уникально и являет собой комьюнити ученых, инженеров и студентов. В этом отношении социокультурную роль будущего городского Музея электроники как placemaking-проекта сложно переоценить.

Концепция Музея электроники в Зеленограде

Цель и задачи создания музея

Музей должен стать элементом проводимой Правительством РФ работы по оформлению национальной и местной иден-тичностей, частью системы просвещения, образования и развития науки, центром хранения и популяризации целостной совокупности знаний об электронике, МИЭТ и Зеленограде. Его особенностью будет наглядное представление путей развития российской электроники в контексте мирового научно-технического и социального прогресса.

Техническая оснащенность объекта должна соответствовать новейшим достижениям и требованиям мировой музейной практики. Учитывая научно-технический профиль будущего музея и возможность комплектования фондов новыми стендами, интерактивными экспонатами, образцами техники, в пространственное решение музея следует заложить возможности для того,

чтобы в будущем совершенствовать экспозицию и само музейное пространство.

Перспективная же задача развития проекта — создание современного музейного центра, способного привлечь все категории посетителей не только уникальной коллекцией, но и яркими событиями: фестивалями, конференциями, семинарами и др.

Принципы создания музея

Руководящие принципы р1асешак1^-проекта музея направлены на достижение баланса между сохранением памяти о прошлом и созданием социокультурного пространства для адаптации и конструирования изменяющегося будущего. Первый принцип: Зеленоград и МИЭТ — уникальное единство, своего рода социокультурная экосистема, в которой и сама целостность, и многие составляющие ее объекты требуют бережного сохранения в качестве исторического и культурного наследия. Второе: в городе должны быть места, предназначенные для творчества и проектирования будущего. Музей может стать пространством, сочленяющим первое и второе.

Задачи музея

• Организация информационно-коммуникационного и культурного пространства, позволяющего вовлекать широкую аудиторию разных возрастных категорий в коммуникативные процессы различной интенсивности и направленности.

• Создание культурной площадки для проведения профориентационной, просветительской и воспитательной работы с применением наглядных, а также других новейших технических средств.

• Консолидация и хранение информации и данных об истории МИЭТ, Зеленограда, о развитии электроники и вычислительной техники как отраслей науки и производства.

• Формирование публичного современного многопрофильного (научного, культурного, образовательного центра) технической направленности.

Целевые аудитории музея

Экспозиция музея рассчитана на различные целевые аудитории, среди которых есть:

1. Жители и гости города. В настоящее время в крупных городах России (в первую очередь, в столицах) растет запрос образованного населения разных возрастных категорий (среди которых молодежь, семейные пары с детьми, пожилые люди) на формирование и освоение культурных кодов и идентичностей, на участие в культурных событиях (выставках, творческих встречах) и проектах. Сегодня еще многие жители технополиса инженеров в силах откликнуться на призыв сформировать фонды музея — и могут поделиться фото- и видеоматериалами, книгами, воспоминаниями. Они готовы активно воспринять идею создания музея и с энтузиазмом поучаствуют в проекте.

2. Дети школьного и дошкольного возраста, студенты, потенциальные абитуриенты. Музей может стать центром профориентации и реализации дополнительных образовательных программ, популяризации науки и научно-технического просвещения. На этом уровне интересны будут коллаборации с другими вузами, научными центрами и предприятиями Москвы, Санкт-Петербурга, иных городов, просвещающими детей и молодежь и популяризирующими науку среди них.

3. Специалисты, выпускники МИЭТ. Музей может стать центром организации научных и научно-практических конференций, встреч выпускников, коллег, местом проведения брифингов и пресс-конференций для специалистов.

4. Представители прессы.

5. \ГР-персоны: руководители отрасли, высокопоставленные гости, иностранные делегации.

Использование музейного пространства

Многоуровневая ориентированность музея предполагает: в нем не только будет обустроено музейное хранилище, не только будет представлена на обозрение основная музейная экспозиция, но одновременно с этим будет организовано многофункциональное пространство — живое, подвижное, интерактивное, в котором также могут проводиться:

• Конференции для специалистов, в том числе международного уровня.

• Образовательные мероприятия для школьников и других целевых аудиторий — лекции, мастер-классы, экскурсии, семинары, вебинары и др.

• Выставки и фестивали.

• Конкурсные мероприятия НТТМ (Творчество Юных, РИТМ МИЭТ), а также олимпиады школьников и др.

• Научные и научно-практические конференции, встречи специалистов, симпозиумы.

• Переговоры.

• Пресс-конференции, брифинги и др.

Организация музейного пространства

Наиболее выигрышным с эстетической точки зрения и логически оправданным представляется тематико-хронологический принцип построения экспозиции. Этот принцип должен быть учтен в пространственно-художественном решении музейного комплекса: различные помещения могут иметь различные дизайн-стилистические решения — в частности, пространство кафе может быть оформлено в стиле конструкторской лаборатории 60-х. Экспонаты, отображающие достижения и события указанных периодов, должны быть размещены таким образом, чтобы посетители легко угадывали, на какие тематические зоны разграничена экспозиция. Дизайн-решения кафе, открытых площадок, входной зоны должны быть частью общей концепции.

Для создания музейного пространства необходимо разработать архитектурно-художественный проект, учитывающий объемы, специфику и идеологию нового музейного пространства, выполнить про-ектно-изыскательские работы и составить проектно-сметную документацию.

Поскольку характер музея предполагает его многоцелевое использование (для реализации профориентационной, образовательной, просветительской, представительской функций учреждения), требуется спроектировать специализированные помещения:

• лекционный зал (подходящий, в том числе, для кинопоказа);

• научно-технический архив-библиотеку;

• конференц-зал;

• экспериментальные лаборатории (допускающие занятия проектной деятельностью, проведение мастер-классов);

• помещения, имитирующие производственные пространства (с дополненной реальностью);

• \ГР-комнаты.

Экспозиция должна быть интегрирована с устройствами дополненной реальности, которые позволят с помощью адаптированной компьютерной графики представлять экспонаты в динамике. Навигационная система музея должна включать как традиционные визуальные элементы, так и дополнительные (такие возможности предоставляют современные мультимедийные технологии).

При создании проекта музея предлагается учитывать типовые решения, реализованные в Музее гидроэнергетики (Углич) и Музее металлургии (Череповец).

Основные кластеры экспозиционного пространства

1. История развития электроники

Мне приснился страшный сон: что нет Зеленограда и нет его гермозоны.

Жорес Алферов

Блок 1. История электроники как отрасли науки и промышленного производства.

1) 40-е—50-е гг. ХХ в. — Вторая мировая война (радары, магнетроны); транзисторы; исследования в области физики полупроводников.

2) 60-е гг. — период появления первых компьютеров и новых технологий, примененных в создании сложных вычислительных машин. Особое внимание следует уделить глобальной «гонке» мировых супердержав и военных блоков в области физики полупроводников:

► исследования полупроводниковых кристаллов и приборов на их основе;

► первые транзисторы и силовые приборы на германии;

► интегральная схема;

► изучение свойств и возможностей получения кристаллов с заданными свойствами и др.

3) 60-е—70-е гг. — становление электроники как стратегически значимой отрасли промышленности и производства. Блок 2. Основные стратегические задачи, которые государство ставило перед новой отраслью — электронной промышленностью. История создания научных центров и научных лабораторий, производственных мощностей. Министерство электронной промышленности СССР и его деятельность. Ученые и политики, внесшие заметный вклад в развитие отрасли.

Блок 3. Основные качественные итоги развития науки и электронной промышленности в стране: рост количества и качества разработок и их роль в народном хозяйстве страны и в глобальной науке и производстве. Зеленоград и МИЭТ как центры, длительное время обеспечивающие конкурентоспособность страны в области электроники. Современное состояние российской электроники.

2. «Город — будет!

Саду — цвесть!»

История проектирования, строительства и развития Зеленограда как уникального экспериментального проекта целостного пространства технического наукограда, его

конструктивные, технологические, архитектурные особенности [11; 13; 8; 3; 4; 10; 9; 14].

Еще на стадии проектирования Зеленоград был инновационным проектом технопарка будущего. Его особенности заключались:

• в крупном престижном университете государственного значения (он служил центром притяжения талантливой молодежи со всей страны);

• в широкой парковой зеленой зоне;

• в организации городского пространства вокруг постоянного «ядра технополиса», инновационного по своей форме и содержанию;

• в комфортных сервисных и жилых зонах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в уникальных архитектурно-пространственных решениях.

В настоящее время «ядро» города определяется в пространстве МИЭТ — архитектурный комплекс НИИМП и Научного центра (так называемые «Клюшки и шайба») — пруд Ангстрем — архитектурный комплекс дворца культуры и мэрии — Парк Победы: все объекты образуют единое пространство, при этом каждый являет собой уникальный архитектурно-ландшафтный проект.

В экспозиции должны быть отражены и другие аспекты уникальности замысла и воплощения экспериментального города-технополиса:

• Политическая концепция, идея и идеология наукограда — первого в СССР и единственного в стране города электроники. Идеи Филиппа Староса, Иосифа Берга, руководителей советского государства, концепция советской Кремниевой долины и ее преломление в проекте «Зеленоград».

• Художественная концепция. Отражения заслуживает уникальность Зеленограда и МИЭТ как единой городской экосистемы, которая является частичным воплощением архитектурного ланд-шафного проекта утопического города-сада.

• Социальный проект коммунистической утопии «города инженеров» как зоны особого социального комфорта.

• Особенности проектирования, строительства и развития МИЭТ как единственного в стране вуза в области электроники и ядра научно-производственного кластера.

3. Люди, судьбы: пантеон отечественной электроники.

История отечественной электроники в лицах

Судьбы основоположников отрасли, ученых, руководителей государства, строителей Зеленограда, архитекторов, скульпторов, первых абитуриентов и выпускников МИЭТ и др.

В этой части экспозиции уместным будет использовать фонды фото- и видеоматериалов, рассказов, воспоминаний, мемуаров. Одним из первых социальных инициатив в рамках проекта «творения места» должен стать сбор историй тех, кто жил, работал и учился в Зеленограде — и чья жизнь связана с электроникой и вычислительной техникой. Совместное конструирование воспоминаний крайне важно для того, чтобы взрастить и культивировать существующий дух места.

4. Электронные технологии и оборудование.

Производственные циклы

В этой части экспозиции необходимо наглядно представить посетителям суть электроники как особой отрасли науки и техники, создающей и эксплуатирующей электронные приборы.

Блок 1. Технология получения элементов электроники. Эта часть экспозиции может быть реализована в стереозале как виртуальная экскурсия по современным лабораториям и производственным площадкам.

Блок 2. Основные отрасли электроники. Блок 3. Основные электронные приборы.

Блок 4. Электронные приборы в современном мире.

Выводы

На наш взгляд, партнерство МИЭТ, предприятий отрасли, государственных ведомств, общественных организаций, студенческого актива МИЭТ, активистов из числа жителей Зеленограда, ассоциаций архитекторов, дизайнеров, художников, историков-краеведов, искусствоведов, нацеленное на проектирование и создание Музея электроники, может дать синергетический социокультурный placemaking-эффект, проявляющий себя в следующем:

• Музейное пространство станет одним из культурных центров, пространством, где воспроизводится групповая идентичность комьюнити инженеров, ученых и студентов.

• Научные, образовательные и культурные мероприятия будут способствовать формированию нового имиджа Зеленограда и укрепят его позиции как крупнейшего в Европе наукограда, центра развития электроники.

• Музей сыграет важную роль в социокультурном благоустройстве и повысит привлекательность города и МИЭТ для жизни, для проведения досуга, для получения высшего образования.

• Идея музея образует в социокультурном сотрудничестве МИЭТ, предприятий, городского сообщества новые подуровни:

► организационно-административный;

► развлекательно-просветительский;

► научный;

► архитектурно-художественный;

► маркетинговый;

► экономический.

• Привлечение краеведов, художников, архитекторов к развитию проекта реализует концепцию «вовлечения» и образует основу для оформления музея как нового центра общественной солидарности.

• Для различных категорий потребителей музей может стать новой точкой потребления услуг, среди которых: развлечения, общественное питание, досуг.

Список литературы и источников

1. Анисимова А. А., Ечевская О. Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации: монография. Новосибирск: НГУ, 2012. 176 с. // Сибирская Заимка: история Сибири в научных публикациях [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaimka.ru/anisimova-echevskaya-identity/ (дата обращения: 20.10.2022.).

2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.

3. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с.

4. Глазычев В. Л. Социология архитектуры — какая и для чего? // Зодчество: сборник / Союз архитекторов СССР. 1978. № 2 (21). С. 25—29.

5. Город — лаборатория идентичности / О. Е. Железняк, М. В. Корелина, С. В. Мурашова, Э. Эрдур // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3 (26). С. 179—197. http://dx.doi. org/10.21285/2227-2917-2018-3-179-197

6. Железняк О. Е. Идентичность: парадигма культуры и профессиональное пространство // Проект Байкал. 2014. № 42. С. 112— 119.

7. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2011. 399 с.

8. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1998. 361 с.

9. Понукалина О. В. Социальная экология городского пространства // Города региона: культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего: Материалы межд. науч.-практ. конф. (15—17 апреля 2003 г., Саратов) / под ред. Т. П. Фокиной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. С. 59—63.

10. Соняк Е. В. Факторы формирования современной жилой среды // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна : [материалы Всерос. студен. науч. конф. (Екатеринбург, 2008) : прил. к № 22 журн. «Архи-тектон», 2008]. 2008. URL: http://book.uraic. ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/42/ template_article-ar=K41-60-k58.htm (дата обращения: 24.10.2022).

11. Социокультурное проектирование: учеб.-метод. пособие / сост. Е. М. Берестова. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 51 с.

12. Суховская Д. Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке // Молодой ученый: международный научный журнал [Электронный ресурс]. 2015. № 7 (87). С. 713—717. URL: https://www.moluch.ru/archive/87/pdf/ (дата обращения: 21.10.2022).

13. Ярмош Т. С., Михайлова И. Д. Социокультурное ландшафтное проектирование // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. 2018. Т. 9. № 4. С. 5—16.

14. Ярмош Т. С., Михина О. В. Социокультурные принципы проектирования жилой среды // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова: научно-теоретический журнал. 2014. № 5. С. 254—258.

15. Placemaking Leadership Council Inaugural Meeting // Project for Public Spaces: website. URL: https://www.pps.org/article/ placemaking-leadership-council-inaugural-meeting (дата обращения: 20.10.2022).

16. Places in The Making: How Placemaking Builds Places and Communities / S. Silberberg, K. Lorah, R. Disbrow, A. Muessig. Boston, MA: Massachusetts Institute of Technology, 2013. 72 р.

References

1. Anisimova A. A., Echevskaya O. G. Siberian identity: Preconditions of Formation, Contexts of Actualization, monograph. Novosibirsk: NSU Publ., 2012. 176 p. (In Russian). Available at: http://www.zaimka.ru/anisimova-echevskaya-identity/ (accessed: 20 Oct. 2022).

2. Bauman Zygmunt. The Individualized Society. Polity, 2001. 272 p.

3. Vil'kovskiy M. B. Sociology of Architecture. Moscow: Fond "Russkiy Avangard", 2010. 592 p. (In Russian).

4. Glazychev V. L. "Sociology of Architecture — what is it and for what purpose does it exist?" Architecture: collection, by Union of Architects of the USSR. Moscow: Stroyizdat, 2 (21) 1978: 25—29. (In Russian).

5. Zheleznyak O. E., Korelina M. V., Murashova S. V., Erdur Emre. "The City as the Laboratory of Identity". Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate 8.3 (2018): 179—197. (In Russian). http://dx.doi. org/10.21285/2227-2917-2018-3-179-197

6. Zheleznyak O. E. "Identity: Cultural Paradigm and Professional Space". Proyekt Baykal = Project Baikal 42 (2014): 112—119. (In Russian).

7. Landry Charles. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. Earthscan Publications Ltd., 2000. 300 p.

8. Markov A. P., Birzhenyuk G. M. Fundamentals of SocioculturalDesign, textbook. Saint-Petersburg: SPBUHSS Publ., 1998. 361 p. (In Russian).

9. Ponukalina O. V. "Social Ecology of Urban Space". Fokina T. P., ed. Goroda regiona: kul'turno-simvolicheskoye naslediye kak gumanitarnyy resurs budushchego: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (15—17 aprelya 2003 g., Saratov). Saratov: Saratov State University Publ., 2003. 229 p. (In Russian).

10. Sonyak E. V. "Factors of Formation of Modern Residential Environment". Suppl. issue of Arkhitekton: izvestiya vuzov: setevoy nauchno-teoreticheskiy zhurnal = Architecton: Proceedings of Higher Education: web-based electronic journal 22 (2008). (In Russian). Available at: http://book.uraic.ru/proj ect/conf/txt/005/ archvuz22_pril/42/template_article-ar=K41-60-k58.htm (accessed: 24 Oct. 2022).

11. Berestova E. M., comp. Sociocultural Design: Educational and Methodological Manual. Izhevsk: Udmurt State University Publ., 2012. 51 p. (In Russian).

12. Sukhovskaya D. N. "Philosophical Problems of Functioning of Settlements and their Creative Spaces in an Urbanized Society in the 21st Century". Molodoy uchenyy: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal 7 (87) (2015): 713—717. (In Russian). Available at: https://www.moluch.ru/ archive/87/pdf/ (accessed: 21 Oct. 2022).

13. Yarmosh T. S., Mikhailova I. D. "The Socio-Cultural Landscape Design". Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Stroitel'stvo i arkhitektura = Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Construction and Architecture 9.4 (2018): 5—16. (In Russian).

14. Yarmosh T. S., Mikhina O. V. "Socio-Cultural Principles of Designing the Living Environment". Vestnik BGTU im. V. G. Shukhova: nauchno-teoreticheskiy zhurnal = Bulletin of BSTU named after V G. Shukhov 5 (2014): 254—258. (In Russian).

15. "Placemaking Leadership Council Inaugural Meeting". Project for Public Spaces. 20 Oct. 2022. <https://www.pps.org/article/placemaking-leadership-council-inaugural-meeting>.

16. Silberberg S., Lorah K., Disbrow R., Muessig A. Places in The Making: How Placemaking Builds Places and Communities. Boston, MA: Massachusetts Institute of Technology, 2013. 72 p.

Информация об авторах

Добрынина Мария Владимировна — кандидат политических наук, проректор по молодежной политике и воспитательной работе, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, д. 1).

Растимешина Татьяна Владимировна —

доктор политических наук, доцент, главный редактор журнала «Экономические и социально-гуманитарные исследования», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шоки-на, д. 1).

Information about the authors

Maria V. Dobrynina—Cand. Sci. (Polit.), Vice-Rector for Youth Policy and Educational Work, Assoc. Prof. at the Department of Economics, Management and Finance, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Tatiana V. Rastimeshina — Dr. Sci. (Polit.),

Assoc. Prof., editor-in-chief at the academic journal "Economic and Social Research", National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow,

Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию 30.09.2022. The article was submitted 30.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.