Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2093
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА / ШКОЛА / ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / BULLYING / SCHOOL / REASONS FOR BULLYING / TEACHER / PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тельминова Александра Валерьевна

В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга.This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society . This article discusses the causes of bullying and warning signs. Based on the material of the article, examples of bullying prevention classes are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

В контексте изучаемой проблемы эффективным является метод анализа художественных произведений. Его сущность заключается в том, что будущий специалист самостоятельно делает выводы о художественном содержании рассматриваемых произведений, а преподаватель наблюдает и направляет суждения студентов. Внедрение данного метода следует начинать со знакомых студентам художественных произведений, и последовательно переходить к более сложным, незнакомых обучающимся. Использование метода анализа художественных произведений позволяет преподавателю развивать у будущих специалистов художественно-творческие навыки и умения.

Концентрация внимания студентов, повышение уровня запоминания ими художественных произведений с целью их сопоставления могут быть достигнуты при обращении к методу сравнительного анализа. Изучение произведений посредством данного метода позволяет не только интерпретировать художественные произведения, но и свободно анализировать их содержание.

К методам диагностирования, наблюдения и контроля за формированием художественного вкуса будущего специалиста относятся:

- система количественных и качественных уровней показателей сформированности художественного вкуса;

- анкетирование;

- проективное тестирование;

- экспертные опросы.

Выводы. Таким образом, при реализации профессионального образования будущих специалистов в условиях культурного нигилизма молодежи и ценностной дезориентации представителей молодого поколения важным условием является реализация направлений эстетического воспитания студентов с целью формирования их художественного вкуса и повышения уровня личностной и профессиональной культуры.

Эффективная педагогическая деятельность, направленная на решение указанных задач, требует обеспечения соответствующей методологии. По нашему мнению, указанные в данном исследовании методы, позволят обеспечить гармоничность и результативность процесса формирования художественного вкуса студенческой молодежи и осуществлять своевременную диагностику его эффективности.

Литература:

1. Воронина Н.И. Воспитание искусством // Инженерные технологии и системы. - 1990. - № 1. -С. 56-60.

2. Светлов Б.В. Эстетическое воспитание личности в межкультурном пространстве мультимедиа // Межкультурное взаимодействие в современной образовательной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции // Национальный институт образования; отв. ред.: А.С. Лаптенок, А.А. Павильч. - Минск: НИО, 2012. - С. 112-119.

3. Черникова Н.В. Эстетическое воспитание студенческой молодежи в практике работы вузов Республики Беларусь // Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции / под общ. ред. А.Н. Сендер. - Брест: БрГУ, 2009. - С. 250-253.

4. Чудина Е.Ю. Эстетическое воспитание будущих инженеров-строителей в высших технических учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Донецк, 2006. - 27 с.

5. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960-1962) // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 9-22.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Тельминова Александра Валерьевна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (г. Магнитогорск) ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга.

Ключевые слова: буллинг, издевательства, школа, причины буллинга, педагог, педагогическая проблема.

Annоtation. This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society . This article discusses the causes of bullying and warning signs. Based on the material of the article, examples of bullying prevention classes are considered.

Keywords: bullying, bullying, school, reasons for bullying, teacher, pedagogical problem.

Введение. В ситуации социального развития школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон, А. Миллер, и др.).

Проблему буллинга в образовательной среде на современном этапе разрабатывают такие исследователи как JI.C. Алексеева, И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.В. Гребенкин и др.

Изложение основного материала статьи. В рамках зарубежной педагогики и психологии в образовательной среде дано определение буллингу - ситуация насилия над личностью (школьные издевательства). Практически в каждом классе есть ученики, которых отличают некоторые особенности, в следствие которых они становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. Издевательство над жертвой неразрывно связано с проявлением различных форм агрессии. Чрезмерная агрессивность современных детей способствует распространению издевательств в образовательной среде.

Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [25]. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения

человека), буллинг. В настоящее время в научной литературе буллинг определяется как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям). Данное явление содержит три важных компонента: буллинг - это агрессивное поведение, включающее нежелательные, негативные действия; буллинг включает модель поведения неоднократно повторяющегося во времени, и буллинг- это дисбаланс власти и силы [14].

Причиной буллинга также является не привитие детям моральных и этических норм. Полноценное развитие и реализация индивида как личности возможны в особых условиях. Данные условия состоят из качественной социализации личности и психологической сохранности здоровья в образовательной среде. Также, помимо личностных качеств, появлению буллинга способствует проблема социального развития. В семьях жертв травли систематически происходит домашнее насилие, гиперопека. Дети, инициирующие травлю, часто жертвы, подвергающиеся жестокому обращению в семье.

Хулиганское поведение часто проявляется в детстве, и последствия для жертв могут длиться всю жизнь. Специалисты из Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и студентов первых-вторых курсов и пришли к выводу, что с буллингом в школах сталкивается около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составила 27,5%. Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки [11].

Трансляция насилия в СМИ, опасность социальной среды имеют влияние, воспроизводящее поведение ребенка. Риск насилия в школе возрастает в ассоциальной среде, где высок уровень алкоголизации, наркомании. Только за последний месяц 33% опрошенных не унижали в школе; 41% людей не выступали инициаторами травли; в среднем дети сталкиваются с буллингом до двух раз в месяц [11].

Травля (жарг. буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива [24].

Школьная травля является достаточно распространенной формой психологического насилия. Причиненный вред психическому здоровью и социализации соответствует определенным критериям. Это включает враждебные намерения, дисбаланс в среде, повторение, бедствие и провокацию. Запугивание может иметь широкий спектр последствий для ученика, включая гнев, депрессию, стресс и самоубийство. Кроме того, у хулигана могут развиться различные социальные расстройства или увеличатся шансы участвовать в преступной деятельности.

В поведении ребенка всегда имеются предупреждающие признаки, что ребенок подвергается издевательствам или является хулиганом. Во всем мире существует множество программ и организаций, которые предоставляют услуги по предотвращению издевательств и информацию о том, как дети могут справиться, если они подвергаются издевательствам [4].

Как отмечает И.С. Кон, буллинг- это подкатегория агрессивного поведения, характеризующаяся следующими тремя минимальными критериями:

1) враждебное намерение (то есть вред, причиненный издевательствами, является преднамеренным, а не случайным);

2) дисбаланс власти (то есть, запугивание включает в себя реальное или предполагаемое неравенство власти между хулиганом и жертвой);

3) повторение в течение определенного периода времени (то есть, более одного раза с возможностью повторения несколько раз) [19].

Далее И.С. Кон предлагает еще два дополнительных критерия в дополнение к вышеупомянутым критериям:

- дистресс жертвы (жертва страдает от легкой до тяжелой психологической, социальной или физической травмы);

- провокация (издевательства мотивированы предполагаемыми преимуществами их агрессивного поведения) [19].

Школьному буллингу сопутствуют причины, послужившие данному поведению ребенка. Основными причинами школьного насилия и издевательств являются гендерные и социальные нормы и более широкие контекстуальные и структурные факторы.

Дискриминационные гендерные нормы, которые определяют доминирование мужчин и подчинение женщин, а также закрепление этих норм с помощью насилия, встречаются в той или иной форме во многих культурах. Гендерное неравенство и распространенность насилия в отношении женщин в обществе усугубляют проблему. Точно так же социальные нормы, поддерживающие авторитет учителей над детьми, могут узаконить применение насилия для поддержания дисциплины и контроля [5].

Психологическое давление со стороны социума, требующее соответствовать доминирующим гендерным нормам, также является высоким [17]. Молодых людей, которые не могут или решают не соблюдать эти нормы, часто наказывают за это насилием и издевательствами в школе [9].

Как пишет А.А. Бочавер, что сами школы могут «учить» детей насилию с помощью дискриминационных практик, учебных программ и учебников. Дискриминация по признаку пола и дисбаланс власти в школах могут поощрять отношение и практику буллинга, которые, в свою очередь, имеют влияние на детей в поддержании неравных гендерных норм, в терпении насилия, включая телесные наказания [2].

Р. Торнберг и Э. Кнудсен приписывают часть причин издевательств социуму, в котором это происходит. Р. Торнберг и Э. Кнудсен заявляют в своем исследовании: «Атрибуция в школе означает приписывание причины запугивания школьной обстановке». Они говорят, что атрибуция в школе имеет две подкатегории: «скука в школе» и «плохая профилактика противозаконных действий». Скука в школе вовлекает ученика, которому больше нечего делать, кроме хулигана. Плохая профилактика противозаконных действий может включать учителей и персонал, не проявляющих достаточной заботы для вмешательства, или школы, в которой не хватает учителей для учащихся. Это может привести к тому, что ученики будут чувствовать себя нежеланными или неважными из-за отсутствия ухода со стороны персонала школы [27, с. 57].

Школы и система образования функционируют в более широких социальных и структурных факторах, они отражают и воспроизводят ту среду, которая не может в полной мере защитить детей и подростков от насилия и издевательств. Например, физическое и сексуальное насилие может быть более распространенным в школах в тех случаях, когда оно распространено как в микросоциуме, так и в обществе в целом [13].

В своей статье «Предсказание издевательств: изучение вклада отрицательного жизненного опыта детей в прогнозирование поведения подростка в запугивании» Коннелл, Моррис и Пикеро выделяют три основных аспекта жизни ребенка - семью, школу и сверстников - в качестве основных показателей того, действительно ли это ребенок проявляет поведение, похожее на издевательства [20]. После рассмотрения данной статьи, можем сделать вывод том, что следование внешним и внутренним факторам может привести к издевательствам. Внешние факторы включают в себя меньшую мобильность в отношениях из-за закрытых учебных программ и среды, давления со стороны сверстников, отсутствия правил запрета издевательств, которые есть у каждого школьника, отсутствия руководителей и так далее. Внутренние факторы включают нетерпимость к гетерогенности и меньшинству, не признание того, что у других одноклассников есть норма, что издевательства неприемлемы, отсутствие когнитивной и эмоциональной эмпатии к тем, кто может подвергаться издевательствам, не рассмотрение агрессивного поведения как издевательства, оправдание издевательств, уверенность в том, что издевательства будут не найдены, и др.

Буллинг может угрожать физической и эмоциональной безопасности учащихся в школе и может негативно повлиять на их способность к обучению. Лучший способ решить проблему буллинга - это остановить его до его начала. Есть много разных групп, которые могут вмешаться, чтобы решить проблему буллинга (и кибербуллинга) в школах: родители, учителя и руководство школы [15]. Наиболее часто используемые учителями стратегии по предотвращению этого - общение, посредничество и обращение за помощью [11]. Обучение школьного персонала и учеников профилактике и устранению буллинга может значительно улучшить ситуацию в школах. Нет федеральных мандатов на программы по профилактике булинга или обучения персонала профилактике буллинга в школьной среде. В дополнение к решению проблемы запугивания, прежде чем оно произойдет, отличной стратегией профилактики является обучение студентов буллингу [24].

Примеры занятий по буллингу могут включать в себя:

- интернет или библиотечные исследования, такие как поиск типов издевательств, как их предотвратить и как дети должны реагировать;

- презентации, такие как речь или ролевая игра о прекращении издевательств;

- обсуждение таких тем, как травля в школе, что такое буллинг и т.д.;

- писательское творчество, такое как стихотворение, выступающее против издевательств, или рассказ или пародия, обучающие свидетелей тому, как помочь;

- художественные произведения, такие как коллаж об уважении или последствиях издевательств;

- встречи в классе, чтобы поговорить о взаимоотношениях со сверстниками [25].

Выводы. Таким образом, профилактика буллинга в образовательной среде может осуществляться различными способами. Профилактика буллинга - это комплексная психолого-педагогическая и социальная работа. Она не может осуществляться без таких специалистов, как психолог, педагог, социальный педагог, родитель. В данной проблеме требуется целенаправленная работа с привлечением в нее всех специалистов.

Литература:

1. Алексеева, Л.С., Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение / Л.С. Алексеева. -М.: 2016 - 180 с.

2. Аршад, С., Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков / С. Аршад, В.Р. Холокомб. - М.: 2016 - 35 с.

3. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. - М.: 2010. №128. С. 27-39

4. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде) / Е.В. Бурмистрова. - М.: МГППУ. 2016. - 96 с.

5. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. - Р-н/Д: Феникс. 2017. - 157 с.

6. Богомолов, В.А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sfЫш/2013/02/Ыogpost_5804.html

7. Бочавер, А.А., Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах / А.А. Бочавер, Е.Д. Женодарова, К.Д. Хломов. М.: центр «Перекресток», 2014. - 96 с.

8. Брэдшоу, К., Преобразование исследований в практику по предотвращению издевательств / К. Бредшоу - М.: 2015 - С. 322-332

9. Буллинг как форма проявлении агрессии в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bspu.by/blog/korzun/article/publish/bulling-kak-forma-proyavlenii-agressii-v-podrostkovom-vozraste

10. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев - СПб.: 2018 - 107 с.

11. Гаффни, Х., Оценка эффективности программ профилактики издевательств в школе: обновленный мета-аналитический обзор / Х. Гаффни, М. Тоффи, Д. Фарингтон - М.: 2019 - С. 111-133

12. Гилберга, К., Психиатрия детского и подросткового возраста / К. Гилберг, Л. Хеллгрена - М.: 2017 - 215 с.

13. Гилинский, Я., Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: уч. пособие / Я. Гилинский, В.А. фанасьев - СПб.: 2018 - 65 с.

14. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия / А. Гуггенбюль - СПб.: 2017 - 95 с.

15. Гусейнова, Е.А., Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку / Е.А. Гусейнова, С.Н. Ениколопов. М.: Психологическая наука и образование, 2014. - С. 246-256

16. Дайер, У. Быть свободным. Введение в психологическое каратэ (философия раскрепощения) / У. Дайер - Киев: 2015 - 203 с.

17. Джексон, Д.Б., Хулиганская виктимизация и здоровье детей и подростков: новые данные №СН / М. Дж. Вон, Дж. Майкл, Д.Б. Джексон - М.: 2016 - С. 60-66

18. Как учителя реагируют на издевательства в школе: анализ использования стратегии вмешательства, о которой сообщают сами, влияния модератора и одновременного использования нескольких стратегий / К. Бургер[и др.]. - М.: 2015 - 51 с.

19. Кон, И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rumagic.eom/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html

20. Коннелл, Н.М. Прогнозирование издевательств: изучение вклада детского негативного жизненного опыта в прогнозирование подросткового издевательского поведения / Н.М. Коннелл, Р.Г. Моррис, А.Р. Пикеро, М.: международный журнал психотерапии правонарушителей и сравнительной криминологии № 9. 2016. - 60 с.

21. Кутузова, Д.А. Травля в школе: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

22. Морган, H. Вредоносное использование технологий: что могут сделать школы, родители и учителя для предотвращения кибербулинга. Детское образование / Н. Морган, М.: 2018 - 89 с.

23. Миллер, А., Воспитание, насилие и поколение / А. Миллер, М.: 2010. - 187 с.

24. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html.

25. От травли в школе до унижений в соцсетях. Буллинг, который растет и тупеет [Электронный ресурс].

- Режим доступа:https://360tv.ru/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/.

26. Травля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F.

27. Торнберг, Р. Подростковый буллинг / Р. Торнберг, М.: 2016 - 57 с.

28. Травля в школе: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

29. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. -СПб.: Питер, 2018. - С. 240-274.

30. Школьная травля: перезапуск отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://ps.1september.ru/ view_arti cle.php?ID=201301024.

Педагогика

УДК 377

директор Тимошенко Нелли Александровна

ГБСУСОН «Геронтологический центр «Бештау» (г. Железноводск)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. В статье раскрыты особенности вторичной социализации пожилых граждан. Представлены результаты опроса социальных работников относительно их знаний и представлений о вторичной социализации людей пожилого возраста. Показаны направления последипломной подготовки работников социальной сферы по вторичной социализации пожилых. Изложены формы, методы и средства, используемые на курсах повышения квалификации с социальными работниками при изучении вопросов вторичной социализации пожилых граждан. Выявлены особенности вторичной социализации пожилых граждан к условиям стационарных учреждений. Представлена динамика результатов самооценки социальных работников за время прохождения курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: социальная сфера, социальный работник, вторичная социализация, пожилые граждане, профессиональная подготовка, последипломная подготовка, повышение квалификации.

Annоtation. The article reveals the features of the secondary socialization of senior citizens. The results of a survey of social workers regarding their knowledge and ideas about the secondary socialization of the elderly are presented. The directions of postgraduate training of social workers on the secondary socialization of the elderly are shown. The forms, methods and tools used in continuing education courses with social workers in the study of secondary socialization of senior citizens are described. The features of the secondary socialization of senior citizens to the conditions of stationary institutions are revealed. The dynamics of the results of self-assessment of social workers during the course of continuing education is presented.

Keywords: social sphere, social worker, secondary socialization, senior citizens, vocational training, postgraduate training, advanced training.

Введение. В настоящее время уделяется большое внимание подготовке специалистов социальной сферы. В тоже время, вопросам вторичной социализации пожилых граждан посвящено недостаточное количество исследований. Выпускники, обучающиеся по направлению специальности «Социальная работа», в целом овладели компетенциями взаимодействия с пожилыми гражданами, однако специфики вторичной социализации они знают недостаточно. Следовательно, необходимые знания об особенностях вторичной социализации пожилых граждан для работников социальных учреждений следует рассмотреть на специально организованных курсах последипломной подготовки специалистов.

Изложение основного материала статьи. Пожилые и престарелые граждане - одна из категорий населения, наиболее нуждающаяся в помощи и поддержке. Им необходима определенная опека, забота, поддержка, как материальная и морально-психологическая, так и юридическая и иная социальная помощь. Для качественной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми важна не только апробация уже выработанных технологий социальной работы с данными группами населения, но и последующая разработка инноваций в социальной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние десятилетия наблюдается увеличение численности пожилых людей во всем мире, что приводит к общей тенденции старения населения. По данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году, их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность граждан старше 60 лет достигнет 1млрд. 100 млн. человек [1].

Кроме того, нынешняя социально-экономическая, политическая, культурная, демографическая ситуации в нашей стране приводят к ухудшению материального положения пожилых граждан, их психического здоровья и вызывает необходимость применения новых эффективных способов для решения этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.