Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1304
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / АГРЕССИЯ / БУЛЛИНГ / ЖЕРТВА / ОБИДЧИК / АНТИБУЛЛИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ / SCHOOL ENVIRONMENT / AGGRESSION / BULLYING / VICTIM / OFFENDER / ANTI-BULLYING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимерьянова Лилия Николаевна

В школьной среде нередки случаи некорректного взаимоотношения между учениками. Проявление жестокости и насилия среди детей школьного возраста многообразны. Длительное и систематическое, физическое, психологическое, эмоциональное насилие - буллинг. В ходе исследования был проведен опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц. Применение опросника позволило выделить потенциальных «жертв» и «обидчиков», и их особенности. Были предложены профилактические мероприятия.In the school environment, cases of incorrect relationships between students are not uncommon. The manifestations of cruelty and violence among school children are diverse. Prolonged and systematic, physical, psychological, emotional abuse - bullying. In the course of the study, the questionnaire “The bullying situation at school” V.R. Petrosyants was conducted. The use of the questionnaire made it possible to identify potential “victims” and “offenders”, and their features. Preventive measures have been proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Психология

УДК 159.99

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В школьной среде нередки случаи некорректного взаимоотношения между учениками. Проявление жестокости и насилия среди детей школьного возраста многообразны. Длительное и систематическое, физическое, психологическое, эмоциональное насилие - буллинг. В ходе исследования был проведен опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц. Применение опросника позволило выделить потенциальных «жертв» и «обидчиков», и их особенности. Были предложены профилактические мероприятия.

Ключевые слова: школьная среда, агрессия, буллинг, жертва, обидчик, антибуллинговые программы.

Annоtation. In the school environment, cases of incorrect relationships between students are not uncommon. The manifestations of cruelty and violence among school children are diverse. Prolonged and systematic, physical, psychological, emotional abuse - bullying. In the course of the study, the questionnaire "The bullying situation at school" V.R. Petrosyants was conducted. The use of the questionnaire made it possible to identify potential "victims" and "offenders", and their features. Preventive measures have been proposed.

Keywords: school environment, aggression, bullying, victim, offender, anti-bullying programs.

Введение. В школьном образовательном процессе огромное значение отводится системе взаимоотношений, ввиду того, что она во многом обусловливает личностное, психологическое и социальное развитие школьника. В школьной среде нередки случаи некорректного взаимоотношения между учениками, практически в любой школе и чуть ли не в каждом классе есть ученики, которые подвергаются жестокому обращению со стороны своих сверстников. При этом жестокое обращение не сводится только к избиению, не менее травмирующими могут являться оскорбления и насмешки, необоснованная критика, также это могут быть и холодность, отказ от моральной и психологической поддержки, отвержение.

Проявление жестокости и насилия среди детей школьного возраста многообразно: начиная от безобидных слов и шуток, заканчивая насилием и травлей, последствия которых могут быть ужасны, вплоть до убийств и самоубийств. Подобные действия - травлю, дискриминацию, притеснение, называют буллингом.

На форуме школьного образования «Взлетай!», прошедшем в Уфе 1 февраля 2019 г., глава республики Радий Хабиров в своем выступлении акцентировал следующее: «Мы живём в очень бурном, довольно агрессивном мире. И отголоски этого агрессивного мира попадают к нам сюда, в республику, в наши школы, сёла и города. О чём идёт речь? Никогда не думал, как, наверное, и вы, когда мы были школьниками, что сейчас, когда мы уже выросли и являемся руководителями, появятся такие термины, как буллинг, скулшутинг, кибербуллинг и т.д. По сути, речь идёт о нравственной атмосфере и психологическом климате в школе. Мы должны давать себе отчёт, что такие факты в республике тоже имеют место. В то же время полагаю, что общими усилиями мы можем сделать так, чтобы пресечь это зло, которое действительно наносит вред нашим детям и всей системе образования в целом. Порой буллинг возникает в силу незрелости некоторых детей. Нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны стать для нас из разряда ЧП. Мы вместе с вами должны продумать, как с этим бороться и что для этого нужно сделать.

Чего на самом деле боится так называемый буллинг? Он боится огласки, прозрачности. Он, знаете, как тёмный зверь, которого вытаскивают на свет, и он сразу съёживается. Поэтому нам очень важно продумать меры борьбы с этим злом».

Это и обусловило наш интерес к данной проблеме. В силу сложности феномена, было решено исследовать особенности буллинга в практике массовой школы.

Изложение основного материала статьи. Проблема школьной травли или буллинга является актуальной для психолого-педагогической практики. Случаи школьной травли периодически обсуждаются в средствах массовой информации, особенно в случае реальных ситуаций физического и психологического насилия.

Проблема насилия - это обширная область, исследуемая в мировой психологии, социологии, криминологии, медицине, педагогике, философии и других областях научного знания. Первые работы, посвященные проблеме насилия, стали появляться в печати с 1905 года. Первые исследования проводились скандинавскими учеными Д. Олвеусом, Е. Роландом, П. Хайнеманном, и затем учеными из Великобритании Д. Лэйном, В. Ортоа и др.

Большое внимание данной проблеме уделяется за рубежом, где существует множество хорошо зарекомендовавших себя эффективных программы предотвращения буллинга. В отечественной психологии до недавнего времени буллинг вообще не рассматривался как специфический феномен.

Проблема издевательств в школах, в отечественной науке, долгое время относились к категории проблем принятых замалчивать. В некоторых регионах до сих пор используется такой подход, так как в ходе проведения данной научно- исследовательской работы возникали трудности, связанные с этой проблемой. Однако последнее время растет интерес к проблеме буллинга в отечественной психологии и приобретает всё более устойчивый характер.

К отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: И.А. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга), Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга в подростковой среде), Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова, И.А. Регуш, Р.И. Стетишина (способы профилактики и предотвращения буллинга в подростковой среде).

Для исследования этого феномена существует ряд сложностей, как теоретического, так и практического характера:

- пока еще недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым

возрастом, так как эта проблема не только возрастная - она носит характер социальной, поскольку является общества крайне нежелательным образцом поведения у подрастающего поколения;

- нет четкого понимания - что есть агрессия, что есть конфликт, что есть жертва и обидчик, и т.п., в каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он, как правило, ограничен только рамками какого-то одного подхода;

- не учитывается возрастной аспект, так как буллинг не является обязательно возникающим в подростковом возрасте именно как устойчивое явление - это явление часто возникает в закрытых от влияния взрослого группах (класс, сверстники), и не всегда его можно увидеть явно со стороны;

- буллинг сложно определить и отделить от обычных подростковых конфликтов, которые могут быть яркими по проявлению, но короткими по своей природе;

- проблема профилактики буллинга.

Нами было выявлено, что буллинг как агрессивное явление является одним из факторов деструктивного поведения и сопровождает различные формы девиаций. Исходя из этого, мы рассмотрели буллинг как целенаправленное агрессивное поведение в образовательной организации.

В психологической науке буллинг - это форма межличностного взаимодействия, при которой один человек или группа осознанно выступает обидчиком, а другой - жертвой, который заведомо слабее психологически либо физически, длительно и систематично, подвергающейся физическому, психологическому, эмоциональному насилию, агрессии.

Как отмечает Тимерьянова Л.Н. [5], насилие в подростковом возрасте в виде буллинга приводит к негативным последствиям, отражающимся на всех участниках процесса. Наиболее неблагоприятным является такое влияние на жертв буллинга, которое в последствие может привести ребенка к суициду.

В качестве инструмента для нашего исследования был выбран опросник В.Р. Петросянц «Ситуация буллинга в школе» [2]. Он позволил разделить исследуемых подростков на две группы:

- группа «жертвы» - ученики, которые в большей степени ассоциируют себя с жертвой травли и не проявляют агрессивных действий в отношении других учеников;

- группа «обидчики» - ученики, которые представили себя как активных участников буллинга.

В эти же группы вошли ученики, которые ответили, что не чувствуют себя «жертвами» (не подвергались преследованию или подвергались только один раз) и не проявили агрессивного характера по отношению к сверстникам (не выступали на стороне «обидчиков»). Мы не стали их отделять для большей наглядности разницы между «жертвой» и «обидчиком».

Применение опросника «Ситуация буллинга в школе» позволило выделить потенциальных «жертв» и «обидчиков». Из 58 учащихся были выделены 30 человек: 18 потенциальных «жертв» и 12 потенциальных «обидчиков».

Далее рассмотрим результаты изучения представлений учеников о ситуации буллинга в школе по данным анкеты В.Р. Петросянц «Ситуация буллинга в школе».

На вопрос анкеты «Существует ли проблема насилия в школе?» чуть более 60% учеников ответили утвердительно, отрицательно около 40%.

Агрессорами, по мнению подростков, являются: «старшие ученики» - 20,6%, «ровесники» - 53,4%, «учителя» - около 7%.

Среди форм насилия в школе преобладают: «унижения» - 34%, «сплетни и интриги» - 18%, «угрозы (запугивания)» - 16%, «изолирование» - 12%, «физические воздействия (побои, сталкивание с лестницы, притеснения)» - 12%, «другие формы (насмешки, порча имущества, вымогательства)» - 8%.

Чаще всего насилие в школе, по мнению учащихся, совершается: «во время перемены» - 50%, «перед уроками или после уроков» - 18%, «во время уроков» - 8%, «по пути в школу или из школы» - 10%.

Изучение эмоциональных переживаний респондентов по отношению к насилию показывает, что 22% -«желают ответить тем же», 21% - «испытывают страх», 19% - «подавленность», 18% - «испытают ненависть и злобу», 13% - «вину и стыд», 7% - «безразличие».

«Никогда не подвергались буллингу», так ответили 60,3% подростков, «иногда» - 17,3%, «регулярно» - 22,4%.

Исходя из этих данных, можно определить группу «жертв», в которую вошли ученики, переживающие ситуацию травли регулярно - 22,4% от общей выборки, то есть 13 человек.

Проанализировав ответы опроса «жертв», можно констатировать следующее:

- более 23% жертв не осознают причин буллинга в отношении себя;

- особенности своей внешности, как причину буллинга назвали - 15,4%;

- игнорирование обидчиков, как причину буллинга - 15,4%;

- прочие причины были выбраны в меньшем количестве случаев.

«Жертва» в ситуации буллинга выбирает следующие стратегии поведения:

- преобладающей стратегией поведения «жертвы» в ситуации буллинга является стремление сделать вид, что ничего не произошло - 16%;

- стратегия игнорирования «обидчиков» на втором месте стоит - 11%;

- на третьем месте - пропуск школы - 8%,

- на четвертом - «жертва» пытается объясниться с «обидчиком» - 6%,

- на пятом и шестом месте в 1% случаев «жертва» чувствует себя слабой и беспомощной или старается избегать места, где произошла травля.

Обратимся к описанию методов борьбы «жертв» с буллингом.

Жертвы насилия ориентированы на пассивную позицию (14%), то есть они предпочитают не предпринимать никаких мер по предотвращению травли.

12 % исследуемых подростков выбрали пропуск школы. Особо стоит отметить, что о своих проблемах склонны рассказать учителю 9% , а родителям и того меньше лишь 6% детей.

Опрос «обидчиков» позволил выявить их особенности, рассмотрим их.

«Обидчики» высмеивают своих «жертв» в 30% случаев, распространяют сплетни и ложные слухи о «жертвах» - 28%, исключают «жертву» из совместной деятельности - 26%, применяют физическую силу или насмехаются над особенностями других учеников - 24% подростков, портят собственность других учеников - 12%.

Результаты опроса показали, что «обидчики» предпочитают действовать за компанию - 20%, когда отдельный участник может скрыть своё участие в травле, в то время, как при личной травле - 8% подростков идентифицировать «обидчика» не составит труда.

Понимание причин буллинга у «обидчиков», согласно опросу, распределилось следующим образом: 12% - «доносы» учителю о других учениках; 11% - рассказ другим о ссорах или игнорирование других учеников; 9% - конфликтные отношения с другими; высокомерное поведение - 8%; подчинение учителю - 7%; внешняя специфичность - 6%; больше нравится учителю - 5%; социальный статус - 3%.

Исходя из полученных данных, нами были даны рекомендации по работе явлениями буллинга в образовательной организации.

Профилактика буллинга в общеобразовательной среде может реализоваться на таких уровнях: социальном, групповом, общешкольном и личностном. При проведении классным руководителем профилактики буллинга, индивидуальная работа с учащимися или групповая работа с коллективом класса занимает главное место.

Профилактика травли может реализовываться за счет коррекции социальных отклонений уже имеющихся в коллективе и воспитании в подростках таких черт как: умение выстраивать взаимовыгодных отношений в группе, формирование правильного видения учащимися здорового и безопасного образа жизни, формирование коммуникативных навыков при реализации общественно значимой деятельности.

С целью профилактики буллинга следует использовать урочную и внеурочную деятельность. Существует опыт зарубежных стран, где в качестве профилактики подросткам целенаправленно показывают документальные и художественные фильмы, телепередачи с одновременным обсуждением сюжетов. Антибуллинговая профилактическая работа может включать в себя чтение литературы, просмотр фильмов, спектаклей, ролевые игры, сочинения и беседы о буллинге.

При работе с литературой и фильмами для проявления сопереживания и понимания следует использовать тексты, в которых затронута проблематика буллинга. Ученики могут самостоятельно могут организовать спектакль как внутриклассное мероприятие, так и внутришкольное, представления актеры могут взаимодействовать с учениками, обсуждать происходившее на сцене.

Ролевые игры в качестве еще одного инструмента дают возможность на себе прочувствовать, что такое травля. Особенность ролевых игр состоит в том, что преследователи должны испытать большую агрессию, чем могут испытать, проигрывая ту же ситуацию в спектакле. После подобной игры проводится рефлексия со всеми наблюдателями за игрой. Творческие задания, сочинения на тему о буллинге, беседы должны включать такие вопросы, которые дадут возможность проговаривать и обсуждать тему.

Частые беседы более эффективны, чем редкие, но продолжительные. Еженедельно стоит затрагивать вопросы о буллинге и толерантности. Дети постоянно ощущают, что школьная администрация, учителя не потерпят буллинга, а активная позиция и хорошие поступки всегда буду вознаграждены по достоинству. Но, важно, что бы данное воспитательное мероприятие ни превратилось в формальный ритуал. Тогда они приведут к обратному результату.

Антибуллинговая программа, созданная в образовательной организации, должна действовать как на школьном и классном, так и на индивидуальном уровне, ее главная цель - изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг.

Программа реализуется в школе. Данная программа основывается на использовании различных психотерапевтических техник. Занятия могут проводиться учителями предметниками, классными руководителями, воспитателями, психологами, социальными педагогами, прошедшими специальную подготовку. Программа может реализоваться в форме упражнений по межличностной коммуникации во время классных часов. Большинство занятий проводится в классе, остальные - в нестандартной обстановке (актовый зал, спортивный зал, комната школьника, школьный двор, на природе и т.д.).

В профилактике буллинга большое значение отводится родителям, их включению в программу. Программа включает в себя: выявление детей группы социального риска, изучение их индивидуальных особенностей и социального окружения, проведение с ними индивидуальных и групповых форм работы, вовлечение их в позитивную социально-значимую деятельность через спортивные секции, общественные объединения, волонтерское и добровольческое движение и т.д.

Общим положением является создание и поддержание трёх уровней системы вмешательств: общешкольного, адресного и индивидуального.

Программа первичного уровня вмешательств (общешкольного) является образовательным ресурсом, созданным для образовательных учреждений с целью продвижения и закрепления позитивных перемен в поведении детей, закрепление навыков межличностного общения и разрешения конфликтов для профилактики насилия. Целью данного этапа является снизить частоту случаев насилия среди учеников.

На втором уровне (адресном) рекомендуется раннее вмешательство для работы с детьми из группы риска. Основной целью этого этапа является обеспечение целевого вмешательства, способствующее изменению поведения детей с проблемным поведением для прекращения агрессивного поведения и профилактики его перехода в более тяжелые формы. На этом уровне вмешательства школе необходимо сотрудничать с необразовательным сектором для лучшей эффективности.

На третьем уровне вмешательства используется индивидуализированная система. Используются интенсивные индивидуализированные вмешательства для детей из группы повышенного риска, характеризующихся крайне деструктивным поведением, не реагирующих на вторичное вмешательство. Целью является снизить интенсивность и тяжесть агрессивного поведения, способствовать его изменению. На данном этапе к работе привлекаются межведомственные подразделения.

Участников образовательного процесса можно условно разделить на несколько групп людей: административный персонал, педагогические работники, вспомогательный персонал (медицинские работники, работники столовой, психолог, социальные работники, школьный инспектор полиции), учащиеся и их родители. Каждый участник из группы имеет свою ключевую роль в предотвращении школьной травли, поэтому общешкольная программа профилактики и предотвращения случаев буллинга требует участия каждой из этих групп людей.

Из опыта работы по профилактике буллинга хорошо зарекомендовала себя программа по созданию в образовательной организации «Команды связей» из самых позитивных, улыбчивых, активных с лидерскими

чертами учеников школы с целью стать «шефами» ребят из классов помладше. Особое внимание - тем, кто переходит на новую образовательную ступень (1 класс, 5 класс, 9 класс) и всем новеньким. Старшеклассники лучше адаптированы к школе и, конечно, смогут помочь почти во всех проблемах. И о возможной травле они узнают первыми. В школах, где есть шефство, затяжной травли практически не бывает. Курирует «Команду связей» школьный психолог, который организует обучение и работу членов команды.

Скрытая методика Фарста - следующий эффективный инструмент профилактики травли. Для работы с этой методикой нужна подготовка. Особенно нужен опыт работы с сопротивлениями, иначе легко угодить в сети буллера, который будет постоянно пытаться оправдаться, т.е. сопротивляться и стараться нас запутать. Фарст предлагает 4 этапа работы со случаем буллинга. Первый - информационный - сбор информации от очевидцев и жертвы; второй подготовительный - готовим коллег, с кем будем работать со случаем, подготавливаем место для встречи; третий - сама встреча, где беседуем с буллером по методике Фарста. Данная технология работы рекомендована только обученным педагогам и психологам.

Выводы. Таким образом, в современных условиях образовательной среды возникла необходимость разработки психокоррекционных и профилактических программ, направленных на предотвращение буллинга в классе или его профилактику. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, направленные на профилактику факторов возникновения буллинга, будут способствовать качественному и долгосрочному результату. Следовательно, основными принципами деятельности администрации школы, классного руководителя по профилактике буллинга являются:

• опора на личные силы и потенциальные возможности личности ребенка;

• ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

• совместность, сотрудничество, содействие;

• безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

• принцип движения коллектива;

• принцип параллельного действия.

Конечная цель: содействие подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, в предупреждении и преодолении групповых факторов появления и проявления буллинга путем создания условий, которые способствуют формированию и укреплению гуманистических ценностей; развитие толерантности; развитие умений конструктивного мышления.

Литература:

1. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Текст] / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 59. - 1-6 с.

2. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Текст] / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - 151-154 с.

3. Пономарева Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. - 2014. - 254 с.

4. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М., 2012. - 264 с.

5. Тимерьянова Л.Н. Буллинг: понятие, причины, алгоритм действия.// Основные направления профилактики буллинга в образовательной среде, аутоагрессивное поведение и жестокое обращение с несовершеннолетними в семье: Методические рекомендации / Сост. Ижбулатова Э.А., Казбан Н.В. - Уфа, Изд-во ИРО РБ, 2017. - С. 59-68.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук Усцева Мария Николаевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ И НЕАДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены условия подростковой аддикции. Представлен анализ стресс-совладающего поведения подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением (в том числе, в зависимости от типа семьи и характеристик отцовского образа).

Ключевые слова: аддиктивное поведение, личностные особенности, копинг-поведение. Annotation. The article considers the conditions of teenage addiction. An analysis of stress-controlling behavior of teenagers with addictive and non-addictive behavior (including, depending on the type of family and characteristics of the paternal image) is presented.

Keywords: addictive behavior, personality features, copying behavior.

Введение. Причины деструктивного поведения, к которым относится и аддиктивное (addiction -зависимость, пагубная привычка) поведение, многообразны; чаще всего аддикция детерминируется совместным действием различных факторов и условий. Существенную роль в появлении, развитии и закреплении зависимости от психоактивных веществ принадлежит психологическим особенностям. Зависимое поведение рассматривается как результат малоэффективного или неэффективного использования стресс-совладающих копингов [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного содержания статьи. Известно, что у каждого человека формируются определенные копинг-стратегии или стратегии поведения, используемые в ситуациях совладания со стрессом. Данные копинги основываются на личностных или средовых копинг- ресурсах [7]. Личностные копинг ресурсы характеризуются Я-концепцией, локусом контроля и эмпатией. Средовые социальные копинги представлены потенциально необходимым ресурсом - социальной поддержкой, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.