Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / РАЗВИТИЕ / АГРЕССИЯ / ОТНОШЕНИЯ / SCHOOL BULLYING / SOCIAL DEVELOPMENT / BULLYING / DEVELOPMENT / AGGRESSION / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельминова Александра Валерьевна

В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мысль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, а также предупреждающие признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL BULLYING AS A SOCIAL PHENOMENON

This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. This article discusses the causes of bullying and warning signs.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

UDC 33.502.338

Telminova A.V. School bullying as a social phenomenon

Школьный буллинг как социальное явление

Telminova Aleksandra V.

graduate student, Nosov Magnitogorsk State Technical University Тельминова Александра Валерьевна

аспирант,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Abstract. This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. This article discusses the causes of bullying and warning signs.

Keywords: school bullying, social development, bullying, bullying, development, aggression, relationships.

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мысль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, а также предупреждающие признаки.

Ключевые слова: школьный буллинг, социальное развитие, буллинг, травля, развитие, агрессия, отношения.

Рецензент: Кузьменко Наталья Ивановна, к.п.н., доцент, преподаватель ГБПОУ "Магнитогорский

педагогический колледж"

В ситуации социального развития школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон,А. Миллер, и др.).

Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [2]. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения человека), буллинг. В настоящее время издевательства определяются в научной литературе как длительный процесс осознанного жестокого отношения, физического и (или) психического, причиненого одним ребенком или группой детей другому ребенку (детям). Это явление содержит три важных компонента: буллинг - это агрессивное поведение, которое включает нежелательные негативные действия; буллинг охватывает модель поведения, многократно повторяющуюся с течением времени, а издевательства - это дисбаланс силы и авторитета [7].

Явление буллинга часто проявляется в детстве, и последствия для жертв могут длиться всю жизнь. Специалисты из Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и студентов первых-вторых курсов и пришли к выводу, что с буллингом в школах сталкивается около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составила 27,5%. Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки [4].

Причины буллинга сложны и разнообразны.

В поведении ребенка всегда имеются предупреждающие признаки, что ребенок подвергается издевательствам или является хулиганом. Во всем мире существует множество программ и организаций, которые предоставляют услуги по предотвращению издевательств и информацию о том, как дети могут справиться, если они подвергаются издевательствам [1].

Как отмечает И.С. Кон, буллинг- это подкатегория агрессивного поведения, характеризующаяся следующими тремя минимальными критериями:

1) враждебное намерение (то есть вред, причиненный издевательствами, является умышленным);

2) дисбаланс власти (то есть, жестокое обращение может включать в себя абсолютное неравенство между проявляющим агрессию и жертвой);

3) неоднократное повторение негативного воздействия в определенных промежутках времени [5].

Далее И.С. Кон предлагает еще два дополнительных критерия в дополнение к вышеупомянутым критериям:

- дистресс жертвы (жертва страдает от легкой до тяжелой психологической, социальной или физической травмы);

- провокация (издевательства мотивированы предполагаемыми преимуществами их агрессивного поведения) [5].

Р. Торнберг и Э. Кнудсен приписывают часть причин издевательств социуму, в котором это происходит. Р. Торнберг и Э. Кнудсен заявляют в своем исследовании: «Атрибуция в школе означает приписывание причины запугивания школьной обстановке». Они говорят, что атрибуция в школе имеет две подкатегории: «скука в школе» и «плохая профилактика противозаконных действий». Скука в школе вовлекает ученика, которому больше нечего делать, кроме хулиганства. Плохая профилактика противозаконных действий может включать учителей и персонал, не проявляющих достаточной заботы для вмешательства, или школы, в которой не хватает учителей для учащихся. Это может привести к тому, что ученики будут чувствовать себя нежеланными или неважными из-за отсутствия ухода со стороны персонала школы [8].

Буллинг может угрожать физической и эмоциональной безопасности учащихся в школе и может негативно повлиять на их способность к обучению. Лучший способ решить проблему буллинга - это остановить его до его начала. Есть много разных групп, которые могут вмешаться, чтобы решить проблему буллинга (и кибербуллинга) в школах: родители, учителя и руководство школы [6]. Наиболее часто используемые учителями стратегии по предотвращению этого - общение, посредничество и обращение за помощью [4]. Обучение школьного персонала и учеников профилактике и устранению буллинга может значительно улучшить ситуацию в школах. Нет федеральных мандатов на программы по профилактике булинга или обучения персонала профилактике буллинга в школьной среде. В дополнение к решению проблемы запугивания, прежде чем оно произойдет, отличной стратегией профилактики является обучение студентов приёмам профилактики буллинга [3].

Таким образом, профилактика буллинга в образовательной среде может осуществляться различными способами. Профилактика буллинга - это комплексная психолого-педагогическая и социальная работа. Она не может осуществляться без таких специалистов, как психолог, педагог, социальный педагог, родитель. В данной проблеме требуется целенаправленная работа с привлечением в нее всех специалистов.

References

1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: 2016. 180.

2. Буллинг как форма проявлении агрессии в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bspu.by/blog/korzun/article/publish/bulling-kak-forma-proyavlenii-agressii-v-podrostkovom-vozraste.буллинг - 3

3. Гаффни Х. Оценка эффективности программ профилактики издевательств в школе: обновленный мета-аналитический обзор. М.: 2019. ill-133

4. Джексон Д. Б. Хулиганская виктимизация и здоровье детей и подростков: новые данные NSCH. М.: 2016. 60-66.

5. Кон, И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rumagic.c0m/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html

6. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». М.: Прогресс. 2016 .198.

7. От травли в школе до унижений в соцсетях. Буллинг, который растет и тупеет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://360tv.ш/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/.

8. Торнберг Р. Подростковый буллинг. М.: 2016. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.