Научная статья на тему 'Школьные праздники как эффективное средство духовного воспитания учащихся начальных классов'

Школьные праздники как эффективное средство духовного воспитания учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ФУНКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРАЗДНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошапкина Л.А.

Автор, рассматривая особенности духовного, эстетического, интеллектуального воспитания младших школьников в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам, в качестве эффективного средства предлагает организацию школьных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривошапкина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьные праздники как эффективное средство духовного воспитания учащихся начальных классов»

Теория и методика обучения и воспитания

91

В каждом модуле присутствуют базовая и вариативная части. В базовую часть включаются задачи, которые должен решить каждый учащийся, а в вариативную часть включаются задачи по выбору. При этом в обе части должны входить все предусмотренные классы задач. За выполнение только базовой части учащийся может получить оценку не выше «тройки». На каждого учащего заполняется такая таблица (табл. 1).

Каждый учащийся, таким образом, может самостоятельно выбрать те задачи, которые он предпочитает решать.

Портфолио включает в себя результаты выступления на различных конференциях, публикации в журналах, участие в конкурсах и олимпиадах, исследовательскую деятельность и т.п.

Процесс развития математического мышления должен развивать у обучающихся способность к овладению общими приемами и обнаружению новых связей.

Список литературы:

1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь. 2000.

2. Терёшин Д.А. Развитие математического мышления учащихся в процессе обучения курсу стереометрии в классах физико-математического профиля // Вестн. Том. пед. ун-та. - 2013. - № 4. - С. 51-55.

3. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. - Флинта, 2012.

4. Романко В.К. Курс дифференциальных уравнений и вариационного исчисления. - 2-е изд. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

5. Романко В.К. Сборник задач по дифференциальным уравнениям и вариационному исчислению.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

6. Филиппов А.Ф. Сборник задач по дифференциальным уравнениям. -Ижевск: НИЦ, 2009.

7. Терёшин Д.А. Особенности организации обучения стереометрии в классах физико-математического профиля // Вестн. Том. пед. ун-та. - 2013. -№ 8. - С. 195-197.

ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© Кривошапкина Л.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

Автор, рассматривая особенности духовного, эстетического, интеллектуального воспитания младших школьников в условиях перехода к

Учитель начальных классов.

92

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

федеральным государственным образовательным стандартам, в качестве эффективного средства предлагает организацию школьных праздников.

Ключевые слова: духовное, эстетическое, интеллектуальное воспитание младших школьников, функции и технология праздника, педагогическое взаимодействие, межличностные отношения.

Как подчеркивается в документах ФГОС, начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Важным условием формирования активного, любознательного, воспитанного школьника является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные способы познания, устойчивые навыки нравственного поведения. То есть необходимы поиски оптимальных средств, способствующих максимальному развитию личности ребенка. Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи: умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей.

Праздник есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» - справедливо писал К.Д. Ушинский [3]. Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами, и нужно, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и т.д. Ребёнок как губка впитывает в себя всё, и от того, каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге - это немаловажная задача родителей и педагогов. Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений.

Теория и методика обучения и воспитания

93

В широком диапазоне праздников, находящих отражение в школьной жизни, можно выделить следующие виды:

1. Общенародные: международный женский день «8 Марта».

2. Официальные: «День знаний», «День защитника Отечества».

3. Православные: «Святки», «Масленица».

4. Народно-фольклорные: «Посиделки».

5. Тематические: «Посвящение в первоклассники».

6. Спортивные: «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».

7. Интеллектуальные: «Счастливый случай».

8. Праздники искусств: «В мире сказок и мелодий».

9. Экологические: «Праздник цветов».

10. Литературные: «Времена года в творчестве разных писателей». Каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную, информационную, развивающую, эстетическую, межличностную.

Функции праздников

Таблица 1

Функция Определение

1. Воспитательная Процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности

2. Информационная Сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг

3. Развивающая Направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности

4. Эстетическая Проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей

5. Межличностная Отношения, возникающие в результате общения между людьми

Указанные функции взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих задач:

- объединение педагогических усилий;

- формирование межличностных отношений;

- тематическая направленность праздника;

- отслеживание творческого роста ребёнка.

Объединение педагогических усилий при подготовке праздника обеспечивается через максимальное привлечение потенциала родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей, вносятся коррективы и дополнения. Родители по желанию делятся на творческие группы от 3 до 5 человек, которые будут отвечать за организацию и проведение того или иного праздника. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе знакомятся друг с другом, с коллективом детей, с педагогами. Подобные

94

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнёрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями на равных.

Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Это обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров. Подготовка праздника - это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности. При этом важная задача учителя заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений.

Тематическая направленность праздника выражается в органическом вхождении проводимого праздничного мероприятия с изучаемой темой по школьной программе («Прощание с букварём»; «Мой друг светофор»; в соответствии с установленными календарными датами («День матери», «День Победы»); с исторически сложившимися в культурной жизни народа традициями («Масленица», «Ысыах»).

Отслеживание творческого роста ребёнка осуществляется путём сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определённые периоды времени - полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны.

Всё вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе. В разработанной нами модели мы выделили основные этапы технологии подготовки и проведения праздников: 1) выбор темы праздника; 2) организационный; 3) разработка сценария; 4) подведение итогов.

Первый этап - выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы, возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рождённых сегодняшним днём, духовной жизнью народа. Необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная программа проведения праздника.

Теория и методика обучения и воспитания

95

На втором этапе осуществляется организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.

Третий этап - важная часть подготовки к празднику, это разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника. При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, родители вместе с ребятами изготовляют костюмы или их элементы.

На четвёртом этапе происходит подведение итогов. После праздника дети обмениваются мнениями, выражают свои эмоции, чувства. Такие обсуждения проводятся после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника.

Таким образом, каждый праздник - это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации: 1) повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей; 2) повышение общего кругозора ребят и познавательной активности учащихся; 3) стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности и духовности младших школьников.

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Георгиевский А.В., Шишкова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 263 с.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Академии Наук РСФСР, 1945. - Т. 6.

4. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. - М.: АСТ-АТД, 1998. - 256 с.

5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ КАДЕТ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ

© Мартынова Т.Н.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье представлен опыт работы по повышению мотивации слабоуспевающих кадет в изучении математики, проанализированы возможные причины неуспеваемости обучающихся. Рекомендованы методы, приемы, способы и подходы к преподаванию предмета, позволяющие ребенку почувствовать себя успешным на уроке.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 % до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы [1].

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

Для меня, как преподавателя, эта проблема является одной из важных.

В ходе многолетней работы и изучения соответствующей литературы, выделяю две основные группы слабо успевающих обучающихся: 1) те, кто

Преподаватель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.