Научная статья на тему 'Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников в рамках ФГОС второго поколения'

Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников в рамках ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ / ПРАЗДНИЧНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева О.И., Ретюнская С.И.

В целях развития и стимулирования познавательного интереса учащихся к тому или иному предмету, а также формирования ключевых компетенций, в начальной школе систематически проводятся предметные недели. В наше время, когда книги ребёнку заменяет компьютер, когда утрачен интерес к чтению, и поэтому столь высока безграмотность учащихся, цели, поставленные учителями перед проведением предметной недели литературного чтения, очень актуальны. Цели проведения недели: повышение интереса к изучаемому предмету; воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников; способствовать гармоничному развитию личности обучающихся; совершенствование профессионального мастерства педагогов; обмен опытом. Предметная неделя позволила младшим школьникам раскрыть свой творческий потенциал, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу. Обучающиеся показали хорошие знания, умение применять их в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева О.И., Ретюнская С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников в рамках ФГОС второго поколения»

Г ригорьева О.И.

Учитель начальных классов,

ГБОУ «Школа №1747», г.Москва Ретюнская С.И.

Заместитель директора по начальной школе,

ГБОУ «Школа №1747», г.Москва

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

Школа должна готовить своего воспитанника к жизни, должна вооружить его в такой мере, чтобы, войдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия,

какое дает современная действительность, и сумел верно, с полным самообладанием реагировать

на предъявляемые жизнью запросы.

П. Знаменский.

В целях развития и стимулирования познавательного интереса учащихся к тому или иному предмету, а также формирования ключевых компетенций, в начальной школе систематически проводятся предметные недели.

В наше время, когда книги ребёнку заменяет компьютер, когда утрачен интерес к чтению, и поэтому столь высока безграмотность учащихся, цели, поставленные учителями перед проведением предметной недели литературного чтения, очень актуальны.

Цели проведения недели: повышение интереса к изучаемому

предмету;воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

1

развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников; способствовать гармоничному развитию личности обучающихся; совершенствование профессионального мастерства педагогов; обмен опытом.

Предметная неделя позволила младшим школьникам раскрыть свой творческий потенциал, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали

творческую атмосферу. Обучающиеся показали хорошие знания, умение применять их в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.

Ключевые слова: качество образования, развивающая образовательная среда, предметная неделя, интеллектуальные способности, мастерство педагогов, ценностные ориентиры, коммуникативная система, мотивация, праздничная творческая атмосфера.

Главная цель введения ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Сегодня необходимо образование, максимально приближенное к жизни, обеспечивающее знание жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,

2

владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Важным условием развития детской одаренности, любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.

Одной из форм развития одаренности, познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И, как раз через эти предметные недели, мы можем вовлечь всех детей. Созданы условия, при которых вся школа от мала до велика буквально погрузилась в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех: педагогов, учащихся и родителей, администрацию.

Неделя показывает не только возможности учащихся, но и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Предметная неделя для педагогов стала возможностью показать новые технологии, новые формы организации урока. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению.

Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п.

Предметная неделя:

- является массовым и увлекательным ученическим соревнованием;

3

- позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка;

- рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения;

- связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор;

- даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры;

- показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.

В соответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня с 24 февраля по 27 февраля 2015 года в нашем комплексе прошла неделя литературного

4

чтения в начальных классах, посвящённая году литературы. Она прошла под девизом «Кто много читает, тот много знает!». В предметной неделе приняли участие педагоги, воспитатели ГПД, учащиеся 1 - 4 классов и их родители.

Цели проведения недели: повышение интереса к изучаемому предмету; воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников; способствовать гармоничному развитию личности обучающихся;

совершенствование профессионального мастерства педагогов; обмен опытом.

Конечная цель: создание условий для творческого, познавательно -развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное, интеллектуальное, эмоциональное оздоровление детей.

Принципы проведения недели: каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.

План проведения

предметной недели литературного чтения.

№ Дата Мероприятия. Класс.

1 24.02 1. Торжественная линейка. Открытие недели литературного чтения. Спортивный зал, 2 перемена -1 классы, 2-В, 4 классы, 3-З, 3-Ж

Спортивный зал, 3 перемена -2 классы, 3 классы

2. Конкурс стенгазет «В стране Читалия». 1-4

5

Творческий конкурс для всех желающих ребят.

3.Анкета для учащихся 1-4

«Книги и чтение в моей жизни»

4. Конкурс чтецов. 1-4

2 25.02 1. «Умники и Умницы». Литературная олимпиада. 1-4

2. Конкурс чтецов. 1-4

3. Акция «Книжка заболела» (ремонт книг, учебников). 1-4

3 26.02 1.Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка». Выставка. 1-4

2.Выставка творческих поделок. 1-4

3. Литературная викторина по сказкам «В гостях у сказки» . 1-2

4.Брейн - ринг « Что за чудо эти сказки». 3-4

4 27.02 Линейка. Подведение итогов. День сюрпризов! 1-4

Новые информационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни; компьютерная грамотность становится атрибутом

современного человека. В последние десятилетия возникают опасения по поводу того, что дети читают меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время у такого ребенка всегда находится. Да, сегодня подростки находятся в море визуальной информации: видео, интерактивное

мультимедиа позволяют учиться или получать информацию более комфортно и увлекательно. Вот почему для приобщения детей и подростков к чтению необходимы аудиовизуальные и мультимедийные материалы. В настоящее время современные библиотеки, педагоги в школах используют новые средства, методы и формы работы с детьми, компьютерные и Интернет - технологии, формируют культуру работы с информацией. Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период

6

наиболее интенсивного становления личности - в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.

Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению.

Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.

Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо: показать в знакомом незнакомое, в обычном - необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.

При обучении младших школьников чтению стоит задача вооружить их механизмом чтения и затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью.

Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями формировать читательский интерес у учащихся начальной школы.

Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам необходимо соблюдать и некоторые педагогические условия:

- поощрять ребенка за любой видимый успех;

- создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;

- вести разъяснительную работу с родителями, которым даю рекомендации, как они могут формировать интерес к чтению у детей.

Распространенной формой работы учителя активно используется игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний.

7

Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.

Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым

стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.

Литературные праздники занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей. Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности: чтение, рассказывание, пение, танцы, игры, инсценировки.

Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Книга призвана раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе. Иначе говоря, для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.

Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и

8

находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений - все это одна из важнейших целей воспитания. Ведь у человека, который с детства приучен к чтению, любит книгу, просто не может быть в жизни пустот, когда некуда себя деть. Задача подлинного искусства пробуждать добрые чувства, и оно это делает.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом - задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

У каждого из нас есть любимая сказка. С самого рождения мы знакомимся с различными персонажами и сюжетами. Мы перечитали их огромное множество и продолжаем читать с огромным удовольствием. 26 февраля дети с радостью приняли участие в конкурсе детских рисунков и поделок "Моя любимая сказка", где ребята, проявив свою фантазию, талант и творческие способности, нарисовали иллюстрацию к любимой сказке, выполнили поделки. Они с большим интересом готовили свои работы. Такие мероприятия раскрывают творческий потенциал учащихся, способствуют развитию художественных навыков.

Дети любят поэзию. Поэзия учит их сопереживать, поднимает ребёнка на высоту гениальности произведения. Воспитывает то, что мы называем хорошим вкусом, который позволяет человеку проникать в глубокую суть прекрасного. Поэзия позволяет ребёнку с малых лет воспринимать добро, справедливость, дружбу, человечность. Она призвана охранять нравственную чистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед

9

ними мир. Участники пробовали свои силы в конкурсе чтецов. Такие мероприятия помогают формировать личность человека.

Ученики 2-4 классов приняли активное участие в школьной олимпиаде по литературному чтению. Надо отметить тот факт, что впервые участие принимали все ребята, каждый попробовал проявить себя. Они достойно выдержали испытание и показали хорошие знания в области литературного чтения.

В 1-2 классах была проведена литературная викторина по сказкам «В гостях у сказки»; в 3-4 классах - брейн - ринг « Что за чудо эти сказки». Цель мероприятия: обобщить знания о сказках, умение узнавать героев сказок, сочувствовать, сопереживать, развивать творческое воображение, ассоциативную память, воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству. Литературная викторина и брейн-ринг вызвали большой интерес у детей.

Предметная неделя литературного чтения предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.

Проведение предметных недель в начальных классах, содействует повышению методического мастерства педагогов и в то же время расширяет кругозор учащихся, способствует повышению мотивации, развивает их психо-эмоциональную сферу. Дети учатся радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаются поиском материала для общего дела - в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и

10

навыки, полученные на уроках. Через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций развивается личность каждого ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, уроки с применением ИКТ. Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня.

Проведенная Неделя по литературному чтению является одним из способов повышения мотивации и качества образования младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.

Литература:

1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. -Волгоград: Учитель, 2012.

2. Белова И.С. Школа педагогического мастерства. - Волгоград: Учитель, 2011.

3. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. - М.: Планета, 2014. - (Качество обучения).

4. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе -Волгоград: Учитель,2009.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.