Научная статья на тему 'ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ УЧАСТИЯ В ПРОТЕСТНО-АГИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ УЧАСТИЯ В ПРОТЕСТНО-АГИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ США / ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Евгеньевна

Отталкиваясь от реалий протестных выступлений в Америке 2020 г., автор задается вопросом о причинах высокой социальной активности современных американских граждан. В статье рассматривается влияние на это явление школьного образования в США с его методами, приемами и средствами, специфичными для формирования граждански активной личности. Взяв за основу такие необходимые для протестно-агитационной деятельности критерии, как критическое мышление, активную гражданскую позицию и опыт участия в общественной жизни, автор выявляет и анализирует ряд методов и приемов обучения в школах США, которые в наибольшей степени способствуют реализации этих критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION AS FACTOR OF THE AMERICAN SOCIAL TREND OF PARTICIPATION IN PROTEST AND OUTREACH ACTIVITIES

Based on the reality of protests in America in 2020, the author asks about the reasons for the high social activity of modern American citizens. The article examines the impact on this phenomenon of school education in the United States with its methods, techniques and means specific to the formation of a civilly active personality. Taking as a basis such criteria as critical thinking, active citizenship and experience of participation in public life, the author identifies and analyses a number of teaching methods and techniques in US schools that are most conducive to the implementation of these criteria.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ УЧАСТИЯ В ПРОТЕСТНО-АГИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.017.4 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-188-191

Науч. спец. 13.00.01

Ольга Евгеньевна савельева

Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка,

Смоленск, Россия e-mail: oe.savelyeva@gmail.com

Школьное образование как фактор американской социальной тенденции участия

в протестно-агитационной деятельности

Аннотация. Отталкиваясь от реалий протестных выступлений в Америке 2020 г., автор задается вопросом о причинах высокой социальной активности современных американских граждан. В статье рассматривается влияние на это явление школьного образования в США с его методами, приемами и средствами, специфичными для формирования граждански активной личности. Взяв за основу такие необходимые для протестно-агитационной деятельности критерии, как критическое мышление, активную гражданскую позицию и опыт участия в общественной жизни, автор выявляет и анализирует ряд методов и приемов обучения в школах США, которые в наибольшей степени способствуют реализации этих критериев.

Ключевые слова: воспитание в школах США, формирование активной гражданской позиции, методы гражданского воспитания, граждановедение в американских школах.

olga E. savelyeva

Smolensk State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English Language, Smolensk, Russia e-mail: oe.savelyeva@gmail.com

School Education As Factor of the American Social Trend of Participation in Protest and Outreach Activities

Abstract. Based on the reality of protests in America in 2020, the author asks about the reasons for the high social activity of modern American citizens. The article examines the impact on this phenomenon of school education in the United States with its methods, techniques and means specific to the formation of a civilly active personality. Taking as a basis such criteria as critical thinking, active citizenship and experience of participation in public life, the author identifies and analyses a number of teaching methods and techniques in US schools that are most conducive to the implementation of these criteria.

Keywords: education in US schools, fostering active citizenship, methods of civic education, civic studies in American schools.

Введение (introduction)

Начало 2020-х гг. ознаменовано в США крупными резонансными протестными событиями на почве расовых взаимоотношений в современном американском обществе. Миллионы граждан разной этнической принадлежности приняли участие в демонстрациях, шествиях и других протестных мероприятиях по всей стране. Однако это далеко не единственные проявления гражданской активности в Америке за последние годы. Уже с начала XXI в. в США зарегистрировано несколько десятков более или менее крупных событий, связанных с разного рода протестами (против войны в Ираке, «Захвати Уоллстрит», против расовой дискриминации в Окленде, в Балтиморе, в городе Шарлотт, против Дональда Трампа, в поддержку Дональда Трампа, за экологию, против ракетного удара США по Сирии, против депортации иммигрантов, против режима самоизоляции и т. п.). Несмотря на тот факт, что протестные акции не являются прерогативой только Соединенных Штатов

Америки и что люди многих стран отстаивают свои политические, экономические и социальные интересы на митингах, пикетах и прочих мероприятиях, именно в США последних десятилетий протестную и агитационную активность можно определить как одну из магистральных социальных тенденций. Граждане Америки всё более охотно объединяются для выражения и защиты своих самых различных убеждений, от культурных и религиозных до политических. «Общественные движения, акции протеста и, в более широком обозрении, политические организации, не связанные с основными политическими партиями или профсоюзами, стали постоянным компонентом западных демократий. Уже невозможно описать протестную политику, активность народных масс и символическое повстанчество как "нетрадиционное явление"» (здесь и далее перевод наш. — О. С.) [1, с. 1].

Любовь американцев к пикетам и публичным выступлениям даже превратилась в некоторого рода социальную про-

© Савельева О. Е., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 2 (31), с. 188-191. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 2 (31), pp. 188-191.

блему. Так, к примеру, многие студенты американских университетов выражают свое недовольство по поводу обилия самых разнообразных протестных акций на территории вузов. «В кампусе ежегодно могут иметь место по несколько сотен разных протестов и выступлений, и некоторые из них могут быть неприятными и навязчивыми. С личной точки зрения, я не хочу, чтобы меня беспокоил какой-либо фанатичный протестующий, пока я обедаю. Хок [университет] должен быть безопасным местом, где студенты могут расслабиться и наверстать упущенное по таким-то предметам. Протестующие, заглядывающие в лица студентов, когда те пытаются отдохнуть, вызывают неприятные чувства. Я не хочу вступать в конфликт с непонятно откуда взявшимся придурком по вопросам контроля оружия в свое личное время между занятиями» [2].

На этой почве возникает присущая Америке дилемма. С одной стороны, вузы пытаются оградить своих резидентов от навязчивости и опасности митингующих. К примеру, в университете Южного Орегона создаются специальные зоны свободного слова (free speech zones), и только в их рамках активистам разрешается озвучивать свои идеи. С другой стороны, такие ограничения вызывают противодействия некоторых членов общественности, усматривающих в них нарушение Конституции в части прав граждан на открытое выражение своего мнения.

методы и литературный обзор (Methods and Literature Review)

Существует множество факторов, способных объяснить такую социальную тенденцию: недовольство граждан существующим порядком вещей, эмоции как моральное вознаграждение (чувство общности и идентичности, товарищеские отношения и связи, общение), свое видение мира и справедливости, влияние медийных персон и др. Однако данная статья имеет целью выявить только те предпосылки формирования протестного сознания у американских граждан, которые связаны со школьным обучением. Задача нашего исследования — глубже изучить вопрос о том, как влияет американская система школьного образования на те социально-политические процессы, которые происходят сейчас в американском обществе, и в частности, на современные протестные проявления в США.

Для решения этой задачи, прежде всего, определим:

1. От чего именно (в своей основе) зависит то или иное социальное поведение индивида? Для этого возьмем за основу фундаментальные факторы, влияющие на формирование личности: среда, наследственность, воспитание и собственная активность человека. Для своей работы мы сконцентрируемся только на тех факторах, которые связаны с жизнью в обществе (и в частности, с деятельностью в школе): среда, воспитание и собственная активность. Любая школа создает для учащихся среду, выполняет воспитательную функцию и предоставляет поле для собственной активности ученика;

2. Какими итоговыми качествами и опытом должна обладать личность, проявляющая гражданскую активность посредством участия в протестной и агитационной деятельности? Среди базовых определителей выделим следующие: критическое мышление (так как оно связано с выработкой и защитой собственных убеждений и ценностей), активная

гражданская позиция (рассмотрение себя как активного члена общества, неравнодушие и смелость в отстаивании своего мнения), опыт участия в жизни общества.

Преобладающую методологическую роль в нашем исследовании играет анализ американских первоисточников, связанных со школьным образованием: учебная литература по обществознанию [3], нормативные акты [4], отзывы родителей о школьном обучении в США [5], а также анализ энциклопедической литературы по педагогическим вопросам [6; 7].

результаты и обсуждение (Results and Discussions)

Рассмотрим далее каждый из выделенных нами определителей, а также то, как учебно-воспитательный процесс в американских школах способствует их формированию у современных юных граждан.

Критическое мышление

Критическое мышление (critical thinking) — одно из фундаментальных качеств, которое высоко ценится современными западными демократическими системами. Умение критически мыслить входит в базовый список популярного термина «гибкие навыки» (soft skills), разработанного изначально для подготовки кадров американской армии и впоследствии начавшего играть важную роль в сфере рекру-тинга при отборе персонала в самых различных сферах деятельности.

В качестве примера классических трактовок термина «критическое мышление» приведем следующее определение: «Критическое мышление — это, по сути, такой подход к знаниям и постулатам, который предполагает постановку их под вопрос. Он включает в себя объективные идеи и информацию, которые впоследствии подвергаются оценке с точки зрения нашего собственного отношения, ценностей и личной философии» [7, с. 9].

Более современные определения расширяют понятие критического мышления: «Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценивания информации, собранной или сгенерированной из опыта либо путем наблюдения, рефлексии, рассуждения или общения, служащий ориентиром для убеждений и действий» [6].

Итак, другими словами, критическое мышление определяет то, как мы относимся к полученной нами информации исходя из наших ценностных установок, а также то, как эта информация, в свою очередь, влияет на наши убеждения и действия. Ключевой момент — это взаимовлияние разного рода получаемых знаний и наших собственных убеждений и ценностей. Рассмотрим, как американские школы способствуют ценностной и личностной переработке получаемых школьниками академических знаний.

В данной связи обращают на себя внимание формулировки практических заданий в учебниках по обществознанию (Civics). Многие из них направлены не только на самостоятельное получение знаний путем, к примеру, опросов, анализа информации в Интернете и т. п., но и на формирование собственного мнения по широкому ряду общественных вопросов:

Найдите в Интернете в школе или общественной библиотеке информацию о какой-либо поправке к Конституции, которую планирует внести Конгресс или штаты... Используйте текстовый редактор, чтобы написать письмо в издательство вашей местной газеты о своей поддержке либо несогласии с поправкой, аргументируя свое мнение.

Либо:

Поищите в Интернете адрес электронной почты президента. Для поиска вам, вероятно, понадобятся следующие ключевые слова: правительство США, президент, e-mail. Затем найдите в своем журнале по граждановеде-нию действия и тактику президента. Определите, как какое-либо из этих действий влияет на вас как гражданина. Подумайте, как бы вы поступили. Напишите и пошлите электронное письмо президенту. Ясно объясните свое отношение к любому из недавних поступков и предложите свой вариант действий [3].

Еще одна широко применяемая форма работы, направленная на формирование критического мышления, — это популярные в школах общественные дебаты. Каждый выступающий на них ученик не только приобретает полезный опыт исследовательской и ораторской деятельности, но и формирует у себя ряд ценностных ориентаций и мнений по той или иной проблеме, а также учится формулировать, защищать и продвигать свою точку зрения.

Активная гражданская позиция

Для быстрого принятия решения о своем участии в общественном движении, в митинге, демонстрации, пикете и т. п. индивид должен обладать рядом качеств и личностных установок, формирующих его как социально активную личность. Рассмотрим, какие средства, формы и методы, применяемые в современной американской школе, могут способствовать формированию у учеников активной гражданской позиции.

Снова в первую очередь обратимся к содержанию школьных учебников. Так, в уже упомянутом нами учебнике по обществознанию большое количество заданий носит прагматический характер и направлено на активное вовлечение ученика в исследовательскую и практическую деятельность. Интересны задания под заголовком «Работа в своем районе» («Working in Your Community»), а также «Обрати внимание на свой район» («Focusing on Your Community»). Они предлагают ученикам выявить основные политические предпочтения местной общественности, насущные проблемы района, налоговую политику местного правительства, основные производства района, предлагаемые рабочие места и т. п. Формируется привычка обращать внимание на социальное, экономическое, политическое положение вокруг себя, привычка задумываться и анализировать. Также в учебник входит большое количество статей прагматического характера, которые призваны обучить будущих дееспособных граждан способам взаимодействия с политико-социальными процессами и структурами, а также способам собственного влияния на эти процессы и структуры. Учеников обучают, как интерпретировать политическую карикатуру или, например, как получить максимально полную информацию о кандидатах перед теми или иными выборами. Много статей начинаются вопросом «Как?»: «Как провести митинг?», «Как

написать представителю Парламента?», «Как защитить свои права потребителя?», «Как обращаться в государственные учреждения?» и т. п.

Следующий способ воспитания у молодого поколения чувства ответственности и причастности к своему сообществу — это так называемое «обучение служению обществу» (service learning). Это метод, согласно которому процесс получения знаний по предмету сопряжен с решением какой-либо общественной проблемы. К примеру, класс объединяется или, наоборот, делится на группы, чтобы починить скамейки в местном парке либо устроить благотворительный обед и т. п. Такой метод учит кооперироваться, распределять и выполнять свои роли, нести ответственность за коллективное дело, обращать внимание на общественные проблемы и нужды, которые требуют внимания, проявлять интерес к заботе о своем сообществе и спрашивать себя, как лично я могу способствовать решению той или иной проблемы.

С этим методом в определенном отношении связана еще одна практика, широко применяемая в государственных школах США, — организация учеников и их родителей на проведение какого-либо мероприятия с целью зарабатывания денег на школьные нужды. Это чаще всего ярмарки выпечки или прочей продукции, но могут быть и другие варианты: «Вот мы недавно мыли машины в пользу школьного хора. Это всё устраивается как праздник. Недалеко от школы выбирается площадка, вывешиваются яркие объявления, играет музыка, и дети весело, играя, но вместе с тем по-настоящему моют машины и зарабатывают» [5]. Таким способом ученики приучаются решать проблемы своими силами, не ожидая, что кто-то другой найдет эффективное решение за них, а также учатся основам экономического и социального взаимодействия.

Есть и другие методы и приемы формирования у школьников ряда качеств, которые необходимы активному члену гражданского общества для отстаивания и продвижения своих взглядов и интересов. Локальные акты многих штатов диктуют обязательное присутствие в школьных программах стратегии нравственного воспитания (character education). К примеру, закон «Школьники — граждане» (the Student Citizen Act of 2001) в Северной Каролине избрал восемь ключевых качеств, подлежащих формированию у школьников: смелость, способность принимать правильные решения, честность, доброта, настойчивость, уважение, ответственность, самодисциплина. Смелость, возглавляющая список, трактуется следующим образом: «решимость поступать правильно, даже когда другие так не поступают, способность следовать своей совести, а не толпе, стремление делать трудные, но стоящие усилий дела» [4]. Таким образом, бросить вызов трудностям и следовать своим идеалам и взглядам даже вопреки общественному мнению и устоям — такие ценности декларируются к воспитанию у юных американских граждан в школе. Среди приемов реализации воспитания нравственных качеств широко, к примеру, распространено чтение и обсуждение на нравственные темы. В особенности материалом для таких чтений могут служить биографии знаменитых людей, героев важных исторических или культурных событий.

Опыт участия в политических процессах

У американских юных граждан помимо приобретения знаний и ряда нравственных качеств, необходимых для формирования активной гражданской позиции, есть довольно уникальная возможность еще будучи школьниками увидеть изнутри реальные политические и судебные институты своего государства, а также в определенной степени принять участие в политических процессах. К примеру, уже упомянутый нами закон «Школьники — граждане» постулирует необходимость следующих видов работы в рамках обучения общес-твознанию: письменное обращение учащихся к выборному должностному лицу по важным для них вопросам; посещение правительственных заведений, таких как местная тюрьма, здание суда или муниципалитета; анализ проблем местной общественности и стратегические рекомендации местным должностным лицам и т. п. Большую роль играет собственная исследовательская деятельность учащихся:

Изучите политические предпочтения своего района. Большинство голосующих зарегистрированы как демократы или как республиканцы? Как последние три года голосовало большинство в вашей местности — за республиканцев или демократов? На уровне местного правительства, за какую партию ваша местность наиболее стабильно голосует? Сообщите в классе полученные сведения [3].

Помимо этого, практикуется проведение на уроках и внеурочно различных инсценированных процессов, таких как суд, общественные слушания или выборы, в ходе чего осваивается алгоритм действий в тех или иных социальных и политических ситуациях, а также осваиваются способы влияния на социально-политические процессы.

Заключение (conclusion)

Итак, в ходе обзора и анализа современных форм, методов и средств обучения и воспитания граждан в школах США выявлены те из них, которые в наибольшей степени способствуют формированию граждански активной и критически мыслящей личности, а также с наибольшей вероятностью детерминируют процессы, связанные с участием в протестной и агитационной активности. Среди них:

- практико-ориентированное содержание учебников по социальным дисциплинам;

- практико-ориентированные задания по социальным дисциплинам, стимулирующие исследовательскую деятельность, формирование и выражение своего мнения и коммуникацию с общественностью и административными органами;

- школьные дебаты;

- посещение правительственных инстанций;

- инсценированные процессы в классе и школе (выборы, суд, общественные слушания);

- опыт участия в общественно полезной деятельности как метод получения знаний по предмету (service learning);

- целенаправленное формирование качеств социальной активности (смелость, ответственность, настойчивость и др.) посредством чтения, дискуссий и упражнений.

В статье мы выдвинули версию о том, что именно этот ряд школьных педагогических приемов отчасти обосновывает высокий процент граждан, активно участвующих в общественных движениях, митингах, демонстрациях и пикетах в США. Своим исследованием мы даем поле для дальнейших более детальных изысканий в направлении изучения высокой социальной активности граждан США и ее корней в школьном образовании.

Библиографический список

1. Delia Porta D., Diani M. Social Movements: An Introduction. 2nd ed. Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2006. 345 p.

2. Degan R. Free Speech Zones at SOU // Ryan Degan : [сайт]. 2014. Nov. 27. URL: https://medium.com/@RyanDegan1/free-speech-zones-at-sou-ff90b320f362 (дата обращения: 20.03.2021).

3. Saffell J. Civics: Responsibilities and Citizenship. Lake Forest : Glencoe, 2000. 617 p.

4. Student Citizen Act of 2001 (SL 2001-363). URL: https://www.ncleg.net/Sessions/2001/Bills/House/HTML/H195v7.html (дата обращения: 20.03.2021).

5. Лазарева Е. Примите меры! // Газета «Первое сентября». 2003. № 76. URL: https://ps.1sept.ru/article. php?ID=200307611 (дата обращения: 20.03.2021).

6. The Palgrave Handbook of Critical Thinking in Higher Education / M. Davies, R. Barnett (eds). London : Palgrave Macmillan, 2015. 648 p. DOI: 10.1057/9781137378057

7. Judge B., McCreery E., Jones P. Critical Thinking Skills for Education Students. New York : SAGE, 2009. 128 p.

References

Davies M., Barnett R. (eds) (2015) The Palgrave Handbook of Critical Thinking in Higher Education. London, Palgrave Macmillan, 648 p., doi: 10.1057/9781137378057 (in English)

Degan R. (2014) Free Speech Zones at SOU, Ryan Degan, nov. 27. Available at: https://medium.com/@RyanDegan1/free-speech-zones-at-sou-ff90b320f362 (accessed: 20.03.2021). (in English)

Della Porta D., Diani M. (2006) Social Movements: An Introduction. 2nd ed. Oxford, Blackwell Publishing Ltd, 345 p. (in English)

Judge B., McCreery E., Jones P. (2009) Critical Thinking Skills for Education Students. New York, SAGE, 128 p. (in English)

Lazareva E. (2003) Primite mery! [Take measures!]*, Gazeta "Pervoe sentyabrya" [Newspaper First of September], no. 76. Available at: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200307611 (accessed: 20.03.2021). (in Russian)

Saffell J. (2000) Civics: Responsibilities and Citizenship. Lake Forest, Glencoe, 617 p. (in English)

Student Citizen Act of 2001 (SL 2001-363). Available at: https://www.ncleg.net/Sessions/2001/Bills/House/HTML/H195v7.html (accessed: 20.03.2021). (in English)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.