Образование и наука. 2012. № 9 (98)
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
УДК 37.01
А. Б. Суслов
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация. В статье рассматривается европейский опыт развития гражданского образования - важной составляющей внутренней политики большинства государств. Данное образование понимается как воспитание демократической гражданственности: формирование у населения лояльного отношения к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальной ответственности и активной гражданской позиции, знания своих демократических прав, умения реализовывать и защищать их.
Продемонстрированы изменения, которые претерпела концепция воспитания гражданственности за последние три десятилетия. Если ранее она представляла собой обществоведческое образование (Civics education), т. е. обретение сведений в сфере истории, политологии, права и т. п., то в настоящее время в центре ее находится прежде всего формирование гражданских качеств (Citizenship education).
С использованием методов сравнительного и структурно-функционального анализа показаны различные подходы к воспитанию демократической гражданственности в ряде государств, в том числе некоторых постсоветских. Констатируется, что в странах как Западной, так и Восточной Европы для распространения и поддержки гражданского образования, с которым связывается дальнейшее устойчивое демократическое развитие, прилагается много усилий. Изучение зарубежного опыта по включению и прочному закреплению гражданского образования в государственных программах начальной, средней и высшей школы весьма полезно как для исследователей системы образования, так и для практиков (преподавателей вузов, учителей, руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления), тем более что данные программы постоянно модернизируются с учетом вызовов современности.
Ключевые слова: гражданское образование, демократическая гражданственность, образование.
Abstract. The paper considers the European experience of the citizenship education development - an important aspect of internal policy in the
most countries. The education in question is considered to be the democratic citizenship training aimed at developing the loyal attitude to different value priorities in society, social responsibility, active citizenship position, awareness of democratic rights, capability of using and protecting them.
The author looks at the transformation of citizenship education concept in the last three decades from the civics education (i.e. history, political science, law, etc.) to the democratic citizen education. The paper analyzes different approaches to citizenship education in several European countries including the post-soviet ones. It is emphasized that both in western and eastern Europe a lot of effort is made for spreading and supporting the education in question. The author recommends considering the foreign experience of integrating the democratic citizenship education into the state academic curricula at the primary, secondary and higher school levels.
Keywords: citizenship education, democratic citizenship, education.
Особенности современного мира делают развитие гражданского образования важной составляющей внутренней политики большинства государств. В РФ ведомства, занимающиеся управлением образования на федеральном и региональном уровнях, в последнее время стали также обращать более пристальное внимание на проблемы, связанные со становлением подобного вида просвещения, поэтому изучение зарубежного опыта в данном направлении представляется весьма своевременным и актуальным.Гражданское образование в большинстве европейских стран рассматривается в тесной связи с демократическими процессами. Воспитание демократической гражданственности (Education for democratic citizenship) - это различные формы обучения (проведение тренингов, распространение информации, организация практической деятельности), имеющие цель сформировать у населения лояльное отношение к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальную ответственность и активную гражданскую позицию, понимание своих демократических прав, умение реализовывать и защищать их [9].
По мнению Дэвида Керра (David Kerr), руководителя одного из долгосрочных проектов Национального фонда исследований образования (Великобритания), повышенный интерес к гражданскому образованию в Европе обусловлен такими разнородными факторами, как дефицит демократии, падение социалистических режимов, рост экстремизма, противоречие между мультикультурно-
стью и безопасностью, экономический спад и нарастающая скорость миграции людей, расширение Евросоюза, а также революция средств связи и создание социальных сетей [7].
Карлхайнц Дьюэр (Dr. Karlheinz Duerr), в свою очередь, в качестве причин активной популяризации и увеличивающейся популярности гражданского образования выделяет процессы европеизации и глобализации, растворение национальных государств, переход к информационному обществу, быстрые технологические (в том числе медийные) и глубокие социальные изменения, кризис рынка труда, усиление политических взаимозависимостей, концепцию долгосрочного (непрерывного) образования, увлечение развлекательностью в ущерб знаниям [6].
Показателем понимания важности проблем является разворачивание в начале XXI в. Советом Европы широкомасштабной программы по обучению демократической гражданственности и правам человека (Education for Democratic Citizenship and Human Rights). Руководящими органами Совета Европы принимается ряд документов, в числе которых наиболее значимые: Рекомендация по образованию в сфере прав человека (№ 1346, 1997 г.), Рекомендации по формированию персональной ответственности (№ 1401, 1999 г.), Рекомендации «Европа 2000 - молодежное участие: роль молодых людей как граждан» (№ 59, 1999 г.), Резолюция по образованию в школах для взрослых (№ 1193, 1999 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы по воспитанию демократической гражданственности (№ 12, 2002 г.), Декларация европейских министров образования по интеллектуальному образованию в новом европейском контексте (2003 г.), Рекомендации по продвижению культуры демократии и прав человека через образование учителей (№ 1849, 2008 г.) и др.1
1 Recommendation 1346 (1997) on human rights education; Recommendation 1401 (1999) on Education in the responsibilities of the individual; Recommendation 59 (1999) 1 on «Europe 2000 - Youth participation: the role of young people as citizens»; Resolution 1193 (1999) on Second-chance schools - or how to combat unemployment and exclusion by means of education and training; Recommendation (2002) 12 of the Committee of Ministers to member states on education for democratic citizenship; Declaration by the European Ministers of Education on intercultural education in the new European context (2003); Recommendation 1849 (2008) For the promotion of a culture of democracy and human rights through teacher education: официальный сайт Совета Европы [Электрон. ресурс]. URL: http://www.coe.int.
Следует отметить, что за последние три десятилетия европейская концепция гражданственности претерпела изменения, о которых можно судить хотя бы по обновлению ключевых понятий (таблица).
Ключевые понятия европейских концепций гражданственности
Начальный вариант: Концепция гражданского образования (Civics education) Новый вариант: Концепция образования в сфере гражданственности (Citizenship education)
Определенность в границах Широта
Личный статус как цель Гражданская активность
Пассивные практики Активные практики
Правительство (Government) Управление (Governance)
Представительная демократия Демократия участия
Гражданское общество Общество граждан
Если гражданское образование (Civics education) трактуется как обществоведческое образование, т. е. предоставление знаний в сфере истории, политологии, права и т. п., то образование в сфере гражданственности (Citizenship education) понимается как формирование гражданских качеств.
В качестве характерного примера можно взять ориентиры, заданные Британской национальной программой обучения гражданственности, принятой в 2007 г.: «Гражданственность дает учащимся знания и умения, необходимые для эффективного и демократического участия в общественной жизни. Она помогает ученикам становиться информированными, критически мыслящими, активными гражданами, которые имеют веру и убеждения, чтобы работать совместно, действовать и пытаться видеть различия в своих сообществах и в более широком мире» [5].
При этом права человека трактуются европейскими авторами как одна из основополагающих ценностей обучения гражданственности [8, p. 6]. Так, в требованиях к программам гражданского образования в Северной Ирландии минимальное содержание концепта «права человека и социальная ответственность» описывается следующим образом: «Учащиеся должны иметь возможности для изучения
1) причин важности поддержки стандартов прав человека в современных демократических обществах, включая удовлетворение базовых потребностей людей, защиту отдельных лиц и групп людей;
2) основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции прав человека и основных свобод, Конвенции о правах ребенка ООН;
3) поводов ограничения различных прав человека в обществе (например, свободы выражения мнения, передвижения, способов протеста и т. д.);
4) местных и глобальных примеров серьезных нарушений прав человека (например, использование детского труда, наличие узников совести, ситуаций, в которых действия государства были оспорены или изменены);
5) принципов социальной ответственности и роли индивидов, общества и правительства в их продвижении.
Такое изучение открывает возможности для понимания, что существующие общепризнанные ценности отражаются в правах и как общий контур международных инструментов прав человека, и как ответственность индивидов и групп в демократическом обществе» [8, р. 96].
Принятая в Шотландии в 1993 г. программа для начальной школы, кроме обучения детей грамоте, счету, наукам, предусматривает развитие способностей общаться, выражать чувства и идеи, критически мыслить, решать проблемы, вести здоровый образ жизни. Английская программа для начальной школы, действующая с 1999 г., также сориентирована не только на овладение учащимися грамотностью, счетом, основами наук, но и на духовный, нравственный, культурный, общественный и физический рост, а также на подготовку к практической жизни, с учетом всех ее возможностей, и на формирование ответственности [4, р. 8].
С конца 1990-х гг. воспитание гражданственности включается в школьные образовательные программы в европейских странах повсеместно. Рассмотрим, как этот процесс организован в Германии, пользуясь описанием Карлхайнца Дьюэра О том, что находящаяся в центре нашего внимания тема вызывает живой интерес внутри государства, говорят хотя бы непрекращающиеся дебаты по поводу приоритетности использования терминов: политическое образование (этот термин, в сущности, включает в себя все, что присуще для гражданского образования) или обучение демократии. Систему институтов гражданского образования ученый представил в виде схемы (рисунок).
о оо О
ё
то £
£ <§
?? р
ю о
I—I
ю &
V©
ТВ -Оо
Сл £
Система гражданского образования в Германии
К. Дьюэр выделяет целый ряд проблем в развитии гражданского образования в современном немецком обществе: его неопределенный статус в школьной программе при тенденции детального урегулирования программ, чрезмерный академизм обучения, стремление системы образования к самоизоляции, а также наличие особых проблем в Восточной Германии. К этому перечню можно добавить и другие проблемы, присущие для всех европейских стран: недостаток ресурсов, некорректное поведение политических элит, снижение активности избирателей, дефицит инновационных подходов, разрыв образования с повседневной жизнью и т. д. К положительным факторам исследователь относит хорошую систему организации образования, участие в гражданском образовании широкого круга неправительственных организаций (НПО). Несмотря на имеющиеся трудности, культивируемые в Германии методологические принципы гражданского образования можно признать вполне состоятельными для формирования ответственных граждан. Обучение строится на примерах, обсуждении противоречивых данных с опорой на гуманистические ценности, на преимущества «зрелой» демократии (Democractic «maturity»), используются ориентированные на учащихся (Learner-oriented approach), деятельностный и проблемный подходы.
Любопытен опыт развития гражданского образования и образования в сфере прав человека некоторых постсоветских государств.
В Литве с начала 1990-х гг. поэтапно модернизировалась концепция гражданского воспитания. В течение двух последних десятилетий проводилась целенаправленная политика гражданского образования, закрепленная на государственном уровне политическими актами, выделялось адекватное, по экспертным оценкам, финансирование. Сейчас важность гражданского воспитания и образования в сфере прав человека подчеркивается во всех основных документах, регламентирующих политику образования (Законе об образовании, Стратегии образования, Долгосрочной программе национального и гражданского воспитания, Программе правового образования, Программе социализации детей и молодежи и т. д.).
Если первоначально гражданское воспитание в литовских учебных заведениях было в большей степени ориентировано на
формальное обучение, то после утверждения в 2006 г. новой долгосрочной программы гражданского и национального воспитания -одного из важнейших инструментов развития этой системы - акцент был перенесен в область внеклассной деятельности в различных организациях. Программа предусматривала конкретные меры на период 2007-2011 гг. Министерство образования и науки на реализацию различных проектов в 2007 г. выделило 5 млн литов (1,448 млн евро). Было осуществлено около 800 проектов, в которых участвовали 132 289 детей и 39 283 взрослых. В 2008 г. финансирование программы составило 5,5 млн литов (1,593 млн евро), количество проектов приблизилось к 1000, в них приняли участие уже 361 748 детей и 76 052 взрослых [2, с. 5].
Примечательно, что гражданское воспитание в Литве теперь понимается и как формирование навыков гражданских действий при сохранении традиций, и как развитие «гражданского мышления». В настоящее время такое воспитание является основной образовательной платформой в области просвещения относительно прав человека и осуществляется в разнообразных формах. В 9-х и 10-х классах общеобразовательной школы преподается обязательный предмет «Основы гражданского воспитания». Кроме того, гражданское воспитание и освоение прав человека интегрируется в содержание других общеобразовательных дисциплин, например истории, правовой грамотности, этики. Издается соответствующая методическая литература, организовано обучение для учителей, в частности специальные курсы повышения квалификации для педагогов. Успешно адаптирована к процессу обучения детей и взрослых программа Street Law, для реализации которой разработано и опубликовано учебное пособие «Право для каждого». Активно используются преподавателями подготовленный в сотрудничестве с UNESCO «Путеводитель обучения правам человека», пособие Л. Дявейкис и Н. Лятукене «Обучение правам человека в школе» и издание Совета Европы «Задачи обучения в сфере прав человека». Кроме того, осуществляется широкомасштабная неформальная образовательная деятельность, которой охвачены как дети, так и взрослые. Она включает участие в школьном самоуправлении, общественных движениях, работу кружков, занятия спортом и т. д. Для педагогов проводятся семинары и предоставляется
возможность проявить себя в различных видах проектной деятельности совместно с неправительственными организациями. Развитие системы гражданского воспитания и образования в области прав человека, несомненно, служит укреплению демократических ценностей и усилению демократической системы управления государством в Литве [2, с. 5].
В Польше просвещение детей и молодежи в сфере прав и свобод человека началось в 90-е гг. XX в. одновременно с общественно-политическими изменениями. Прежде всего это были инициативы организаций и отдельных людей, пытающихся ускорить процессы структурных перемен в стране и строительства гражданского общества. Не оставалась в стороне и государственная администрация, которая тогда была монополистом в польской системе образования. Однако пальма первенства в области гражданского образования осталась у объединений так называемого «третьего сектора», которые всевозможными способами пытались распространять знания о правах и свободах человека в молодежной среде, готовили для этого преподавателей. Значительная часть школьного сообщества была вовлечена в дебаты по данной проблематике. Проводились конкурсы на лучшую школьную конституцию и мероприятия на тему защиты прав учащихся, создавались разнообразные проекты развития школьного самоуправления и т. д. К 1995 г. Центр гражданского образования в Варшаве разработал курс для учащихся начальных школ (ныне гимназий). Программа курса содержала вопросы, касающиеся функционирования различных сфер правового демократического государства, проблем конституционализма, прав и свобод человека, механизмов их защиты, а также практики их использования. Для обучения предлагались интерактивные и вовлекающие в работу методы. В последующие пять лет было подготовлено более 1500 учителей для работы по этой программе, издана учебная и методическая литература. В конце 1990-х гг. к курсу для начальной ступени добавились учебники и программа правового и гражданского образования для учащихся средней школы. Их автором выступил коллектив того же варшавского Центра [1].
В настоящее время в Польше и государственные учреждения, и неправительственные организации выпускают большое количе-
ство учебной и методической литературы по гражданской тематике и правам человека. Обучение преподавателей производится как в Главном центре усовершенствования учителей, так и в общественных структурах. Причем первый часто реализует программы вторых и совместно с ними. На республиканском и местном уровнях постоянно организуются разнообразные конкурсы, фестивали, олимпиады по правам человека.
Государством поддерживается ряд широкомасштабных акций гражданского воспитания. Так, в рамках выполнения Всемирной программы образования в сфере прав человека Министерство народного образования инициировало разработку проекта глобального просвещения в этой области для разных типов школ; систему занятий и курсов, посвященных правовым проблемам для разных адресатов; организовало тренинги для инспекторов в области защиты прав, анализ уставов школ, мониторинг соблюдения прав детей и молодежи в школах; создало комиссию правового вмешательства для разрешения конфликтов. Были сформулированы принципы исследования прав учеников в школе, которые апробировались в 320 школах (в частности, были определены четыре категории чаще всего нарушаемых прав: на получение информации, на частную жизнь, свободу высказывания и на свободу самовыражения) . Осуществлен цикл тренингов для учителей с целью повышения их знаний в области защиты прав детей и мониторинга этой проблемы.
Сегодня в польских гимназиях и послегимназических школах уроки, посвященные правам человека, являются частью курса обществоведения, программа которого содержит широкий круг вопросов, объединенных в тематические блоки. Каждый учитель самостоятельно определяет объем времени для изучения той или иной проблемы либо блока тем. Общественный контроль и анализ преподавания показали, что обычно преподаватели обществоведения на занятия, где учащиеся разбирают и осваивают права человека, выделяют от десяти до двадцати часов. Это было воспринято как серьезная угроза для качества гражданского воспитания.
Эксперты указывают и ряд других актуальных для Польши проблем в рассматриваемой области. Однако очевидно, что гражданское воспитание и образование в сфере прав и свобод человека
уже стало неотъемлемой составляющей работы с молодыми людьми как в формальном учебном процессе школ, так и при неформальном просвещении, организуемом чаще вне школьных стен [1].
Таким образом, можно констатировать, что в странах как Западной, так и Восточной Европы для распространения и поддержки гражданского образования прилагается много усилий. С формированием демократической гражданственности всерьез связывается дальнейшее устойчивое демократическое развитие. Аспекты гражданского образования прочно закрепились в государственных программах начального, среднего и высшего образования, которые постоянно модернизируются с учетом вызовов современности.
В контексте представленного европейского опыта российская практика развития гражданского образования заслуживает особого, отдельного анализа.
Литература
1. Образование детей и молодежи правам человека в Польше: достижения, выводы и перспективы. Краткий обзор и анализ отдельных проблем / сост. З. Колодзей. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.
2. Образование в сфере прав человека в Литве: краткий обзор / сост. Т. Тамошюнас, И. Тарасевич. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.
3. Суслов А. Б. Европейский опыт развития гражданского образования // Науч. вестн. Урал. академии гос. службы. 2011. Вып. 17.
4. Aims and Values in Primary Education: England and Other Countries. Primary Review Research Survey 1/2. The University of Cambridge. 2008.
5. Citizenship: Programme of study for key stage 3 and attainment target (extract from National Curriculum 2007) / / Сайт начального и среднего образования Великобритании [Электрон. ресурс]. URL: http: / / curriculum.qcda.gov.uk/uploads/QCA-07-3329-pCitizenship3_ tcm8-396.pdf.
6. Duerr K. Concepts of Citizenship Education in // Официальный сайт университета Биелефелда (Bielefeld University) Europe.
[Электрон. ресурс]. URL: http://www.uni-bielefeld.de/soz/ag/hedtke/ pdf/Concepts-of-CE-in-Europe_Karlheinz-Duerr.pdf.
7. Kerr D. Education for Active Citizenship / / Образовательный сайт «education2010.be». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education 2010.be/wp-content/uploads/Dawd-KerT_Education-for-Active-Citizenship-Defi-nitions-Developments-and.pdf.
8. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project. NFER/CIDREE. 2009.
9. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? / / Официальный сайт Совета Европы. [Электрон. ресурс]. URL: http: //www.coe.int/t/dg4/education/edc/ 1_What_is_EDC_HRE/ What_%20is_EDC_en.asp.