УДК 37(4/9)
00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-128-132
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
А. П. Фахретдинова, О. А. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Рассматриваются развитие и различные подходы гражданского образования в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. На протяжении долгих лет каждое общество стремилось к развитию гражданственности у молодого поколения. Но на сегодняшний день это стремление (в большей степени касающееся воспитания демократической гражданственности) перешло в растущую проблему, тесно связанную с демократическими процессами и требующую немалого внимания. В различных школах Великобритании вводятся предметы, имеющие своей целью развитие гражданских компетенций. Факт придания официального статуса этому предмету в Англии отражает растущую озабоченность британцев отношением молодых людей к гражданскому обществу, их участию в политической жизни страны и воспринимается как важное событие в истории образования Великобритании. Однако понимание гражданственности, воспитания и культурной идентичности разнится в зависимости от региона, что обуславливает различные цели и, соответственно, подходы к обучению. Рассмотрены особенности понимания терминов «гражданское образование» и «гражданственность» в различных странах Великобритании. Сделан вывод о том, что именно понимание данных концептов влияет на содержание, название и методы преподавания дисциплины гражданской направленности в системе школьного образования.
Ключевые слова: гражданское образование, школа, Великобритания, демократия.
Гражданское образование в демократическом аспекте является ничем иным, как образованием в сфере самоуправления. Демократическое самоуправление в данном случае означает то, что граждане принимают активное участие в принятии государственно важных решений, а не просто являются пассивными слушателями официальных заявлений и молча соглашаются на требования других. Участие граждан в демократической жизни общества должно быть основано на осознанном, критическом осмыслении, на понимании и принятии прав и обязанностей, которые идут бок о бок с их членством в этом обществе [1, с. 3].
Согласно Дэвиду Керру (представитель Великобритании в Совете Европы в области образования, демократической гражданственности и прав человека), гражданственность (или гражданское образование) в широком смысле понимается как подготовка молодых людей к их гражданским ролям и обязанностям. В данном подготовительном процессе большое внимание уделяют роли образования (в рамках школьного образования, преподавания и обучения). Сфера воспитания гражданственности охватывает широкий спектр терминов, таких как гражданственность, гражданское право, обществознание, социология, нравственное воспитание, а также включает в себя множество дисциплин, тесно связанных с программой обучения, -граждановедение, история, география, экономика, право, политика, экология, религиоведение, языки и науки. Диапазон терминов и предметов только подчеркивает широту и сложность вопросов, рассматриваемых в этой области.
Воспитание гражданственности является актуальной темой во многих странах. В настоящее время появляются новые подходы к рассмотрению вопроса о том, как лучше подготовить молодых людей к вызовам и неопределенностям, которые бросает им жизнь в таком быстро меняющемся мире. Неслучайно в большинстве стран проводят масштабные реформы школьных и учебных программ, и Великобритания - не исключение, ведь гражданское образование в ней является одной из важных частей этих изменений [2, с. 5].
Образование в Великобритании развивалось на протяжении многих веков, и внедрение гражданского образования сыграло значительную роль в его истории. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что в Великобритании действует две системы образования - одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, другая - в Шотландии. Соответственно, подходы в воспитании демократической гражданственности в четырех странах-учредителях могут существенно отличаться друг от друга.
Правительство Великобритании довольно долгое время не проявляло большого интереса к вопросам воспитания гражданственности населения, опасаясь, что это может подорвать патриотическую лояльность и пробудить радикальное движение [3].
Однако после окончания послевоенного периода (post-war consensus - особый период в истории Великобритании от окончания Второй мировой войны до избрания Маргарет Тэтчер в качестве премьер-министра) беспокойства, вызванные отсутствием официально утвержденных инструкций
в рамках обязательного периода обучения, значительно выросли как в политическом, так и в образовательном контексте, что привело некоторые организации в период 1970-х гг. к поддержке преподавания политических навыков и знаний в средних школах. Происходящие изменения нельзя назвать исконно английскими, так как введенный в Шотландии в 1962 г. современный учебный план уже охватывал рассмотрение текущих событий и развитие политической грамотности, что, в частности, давало учителям широкие возможности для изучения проблем гражданственности [4, с. 528].
Принятый в Северной Ирландии в 1989 г. нормативный учебный план рассматривал гражданское образование, введенное в начальных и средних школах, как междисциплинарную дисциплину. Сектантская раздробленность профсоюзов в североирландском обществе и травмы, нанесенные за последние тридцать лет смутным временем, дали стимул для развития воспитания гражданственности в качестве «образования для взаимопонимания» [5, с. 77].
В Уэльсе основное направление гражданского образования в рамках Национальной учебной программы (National Curriculum) затрагивает междисциплинарную тему «Общественное понимание» (Community Understanding). В этом подходе роль общества и культуры является приоритетным в гражданском обществе.
В сентябре 2002 г. гражданское образование стало обязательным предметом во всех английских средних школах (для учащихся 11-16 лет). В начальной школе (4-11 лет) гражданское образование преподается как межпредметная тема в рамках предмета «личное и общественное воспитание и здоровье» (Personal, Social and Health Education).
Факт придания официального статуса этому предмету в Англии отражает растущую озабоченность британцев отношением молодых людей к гражданскому обществу, их участию в политической жизни страны и воспринимается как важное событие в истории образования Великобритании [6, с. 75].
Гражданское образование в английских школах является настоящей необходимостью в процессе развития и укрепления «британских» ценностей. Также по мере своего развития оно становится все более важной частью установления общности не только в конституции и законах, но и в культуре и истории [7]. Тем не менее в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе гражданское образование как предмет не был узаконен в рамках обязательной учебной программы, но, безусловно, придание официального статуса этому предмету в Англии повлияло на дальнейшее развитие гражданского воспитания в сфере образования в этих странах.
В 2003 г. в Северной Ирландии был проведен обзор учебной программы, результатом которого, согласно Совету по учебным программам, экзаменам и проверке знаний Северной Ирландии (CCEA), стало внедрение официальных наименований предметов, связанных с гражданским образованием. С сентября 2007 г. положение начальных школ было внедрено в учебный план личностного развития и названо: «Взаимопонимание в локальном и глобальном сообществе» (Mutual Understanding in the Local and Global Community). В то время как в средних школах предмет «Локальное и глобальное гражданство» (Local and Global Citizenship) разработан с целью помогать молодым людям развивать морально и этически обоснованную систему ценностей, в основе которой лежат международно признанные принципы равенства, прав человека, справедливости и демократии. Эти изменения показывают, что Северную Ирландию действительно волнует проблема прав человека и интернационализма, воспитание гражданственности в данном случае поможет уменьшить ряд спорных вопросов, касающихся национальной идентичности [3].
Бдительность современных исследований в вопросах, связанных с учебной программой, привела к тому, что внедрение гражданского образования в Шотландии прошло почти безболезненно. В 2002 г. группой экспертов по изучению состояния образования Шотландии под председательством профессора Памелы Манн из Университета Эдинбурга (Advisory Council for Leaning and Teaching Scotland) было проведено исследование по состоянию гражданского воспитания (Education for Citizenship in Schotland). После него и широкого общественного обсуждения была признана необходимость усиления роли гражданского воспитания. Направлено оно было на такие предметы, как «Личностное и социальное развитие» (Personal and Social Education - PSE), английский язык, религиозное и этическое обучение. Воспитание демократической гражданственности должно плавно вливаться в события школьной жизни и пересекаться с учебными действиями, более того, оно должно быть связано с внеурочной общественной деятельностью. «Инициатива школ и местных властей в области гражданского воспитания стимулируется развитием школьного вовлечения в общественные дела. Ценностное и гражданское (Values and Citizenship) воспитание является одним из пяти национальных приоритетных направлений образования Шотландии» [8].
В Уэльсе гражданское образование было рассмотрено в общественном аспекте личностного и социального развития (PSE) как одна из составляющих «базисной» учебной программы. Однако
оно не являлось профильным предметом Национального учебного плана и, соответственно, не сопровождалось рядом постановлений. Созданная в процессе деволюции Национальная ассамблея Уэльса не стремилась законно утвердить гражданское образование, так как оно было сфокусировано на развитии социальных институтов и выстраивании дружеских отношений с местными властями [9, с. 2]. Воспитание гражданственности в Уэльсе было основным ключом в учебной программе (Curriculum Cymreig - уэльский). Ее целью было показать английскую и валлийскую культуры в стране, весь спектр исторических, социальных и экологических воздействий, которые сформировали современный Уэльс [10].
Неудивительно, что в течение последних двух десятилетий в Великобритании не затихают дебаты о том, что же такое гражданское образование в английских школах. Существенные разногласия возникли в основных определяющих принципах. В Англии гражданственность включает в себя три основных понятия: поощрение социальной и моральной ответственности, участие в общественной жизни и политическая грамотность. В Северной Ирландии предмет «Локальное и глобальное гражданство» охватывает четыре ключевых аспекта: 1) многообразие и интеграция (Diversity and Inclusion); 2) права человека и социальная ответственность (Human rights and social responsibility); 3) равенство и социальная справедливость (Equality and social justice); 4) демократия и активное участие (Democracy and active participation).
В Шотландском подходе повышается осведомленность о вопросах гражданственности, таких как права и обязанности в рамках местного, национального и мирового сообщества и принятие нравственных решений [11].
В Уэльсе взаимодействие учебного предмета «Личностное и социальное развитие» (PSE) и Национального учебного плана Cymreig направлено на вопрос культурного разнообразия.
Таким образом, каждая автономная система образования определяет различные подходы к воспитанию гражданственности, в большинстве своем отличные от подходов Англии: разрешение противоречий и права человека в Северной Ирландии; независимая гражданская культура в Шотландии; культурная идентичность в Уэльсе. Однако концепт общности (community) получил значительное внимание от каждой страны-учредителя.
Лишь тщательно изучая уникальное взаимодействие культуры, общественности и демократии в каждой стране Великобритании, можно выявить некую модель гражданского образования, основанную на национальной и международной принад-
лежности, товариществе, солидарности и многообразии. Чтобы выявить такое чувство общности в рамках школьного занятия, необходимо, чтобы предмет, связанный с воспитанием гражданственности, имел крепкую позицию в школьных учебных программах.
Для более структурированного понимания информация о целях гражданского образования в каждой из стран Великобритании была размещена в таблице.
Цели гражданского образования в странах
Великобритании
Страна-учредитель Наименование учебной дисциплины Основные цели
Англия «Воспитание гражданственности» (Education for Citizenship) Поощрение социальной и моральной ответственности, участие в общественной жизни и политическая грамотность
Шотландия «Личностное и социальное развитие» (PSE) Развитие независимой гражданской культуры
Северная Ирландия «Местная и мировая гражданская ответственность» (Local and Global Citizenship) Разрешение конфликтов и права человека
Уэльс «Личностное и социальное развитие» (PSE) Вопросы культурного разнообразия
Отличающиеся друг от друга подходы к гражданскому образованию указывают на многообразие национальных принадлежностей в Соединенном Королевстве. Основной характеристикой эффективности гражданского образования можно считать уровень сформированной компетенции в компонентах гражданской компетентности: социальная и моральная ответственность, участие в общественной жизни и политическая грамотность, развитие культуры и культурного разнообразия, разрешение конфликтов и права человека.
Опираясь на анализ содержания гражданского образования в каждой из стран Великобритании, можно сделать вывод о том, что как наполнение курса по развитию гражданской компетенции, так практическая эффективность разнятся на различных территориях Соединенного Королевства. Соответственно, по проведенному мониторингу сформированных компетенций гражданского обучения, изложенного в нормативном документе [12, р. 16], авторы делают вывод о том, что различия и наполнение гражданского образования в различных частях Великобритании и с учетом национальных особенностей помогают осознавать и принимать себя не только в качестве гражданина «малой Родины», но и являться частью большой Родины. Также данные особенности позволяют на
практике пользоваться полученными компетенциями в социализации в современном поликультурном обществе Королевства [12, р. 14].
В странах Европы для модернизации и поддержки гражданского образования прилагается много усилий. Упор в основном делается на формирование и развитие демократической гражданственности, что привносит существенный вклад в дальнейшее устойчивое демократическое развитие стран европейского сообщества. Аспекты гражданского образования прочно закрепились в государ-
ственных программах начального, среднего и высшего образования, которые постоянно трансформируются с учетом изменений на разных ступенях общества [13, с. 126]. Великобритания также не отличилась данным свойством и внутри содружества, подходы, названия и методы гражданского образования разнятся.
Различия обуславливаются лишь территориальным фактором и фактором опыта, однако в общем концепт гражданского образования остается комплексным и многогранным.
Список литературы
1. Branson M. S. The Role of Civic Education: A Forthcoming Education Policy Task Force Position Paper, 1998. 3 p. URL: http://www.civiced.org/ papers/articles_role.html (дата обращения: 20.04.2016).
2. Kerr D. Citizenship Education in the curriculum: an international review. The UK: The School Field, X (3/4), 1999. 5 p.
3. Mycock A. Restricted Access: a history of national political education in Britain. The UK: unpublished paper, presented at the PSA Annual Conference, 2004.
4. Maitles H. Modern studies education. In: Scottish education: beyond devolution. The third ed. Edinburgh: University Press, 2008. P. 528-533.
5. Andrews R., Mycock A. Citizenship Education in the UK: Divergence Within a MultiNational State. The UK: Citizenship Teaching and Learning, 2007. P. 77-88.
6. Свиридова Е. А. Гражданское образование в Великобритании // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 13. С. 75-82.
7. Brown G. Brown Seeks Out 'British Values': BBC News, 2005. URL: www.bbc.co.uk/news (the 14th March 2005) (дата обращения 24.04.2016).
8. Фахрутдинова А. В. Новый этап в развитии гражданского воспитания в Великобритании (конец XX - начало XXI века) / под общ. ред. А. А. Хохлова. Орел: Образование и общество, 2010. С. 90-95. URL: http://www.jeducation.ru/2_2010/90.html (дата обращения 25.04.2016).
9. Phillips R. Education policy, comprehensive schooling and devolution in the United Kingdom: an historical 'home international' analysis. The UK: Journal of Education Policy, 2003. P. 1-17.
10. Curriculum Council for Wales. Community understanding. Cardiff: advisory Paper 11, 1991.
11. Advisory Council for Learning and Teaching in Scotland. Education for Citizenship in Scotland. Edinburgh, 2002.
12. Sturman L., Rowe N., Sainsbury M., Wheater R., Kerr D. (2012). Citizens in Transition in England, Wales and Scotland: Young citizens at 18-25.
13. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 4. С. 126-130.
Фахретдинова Александра Павловна, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). Е-mail: [email protected]
Абакумова Ольга Андреевна, студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.06.2016.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-128-132
DIFFERENT APPROACHES TO CIVIC EDUCATION IN GREAT BRITAIN
A P. Fakhretdinova, O. A. Abakumova
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
The article deals with the development and different approaches to civic education in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. During all the human history every society aimed at development of civic competences, knowledge among young generations. Nowadays these intensions (more about democratic citizenship) changed into increasing problem, demanding more attention, tightly connected with democratic processes. In different schools of Great Britain there is a program of introduction to the subjects connected with the development of civic competences. The fact of formalizing the subject in England reflects the growing concern among British young people's attitudes to the civil society, their participation in the political life of the country, and is perceived as an important event in the history of education in the UK. However, the understanding of citizenship, education and cultural identity changes in accordance with the region, and that becomes the reason for different aims and approaches
to civic education in Britain. The article presents the peculiarities in understanding of the terms "civic education" and "citizenship" in different countries of the UK. It is concluded that the understanding of these concepts affects the contents, the denomination and methods of teaching the subject of civic orientation in the school system. Aspects of civic education are firmly entrenched in government programs of primary, secondary and higher education, which constantly transform with the changes at different levels of the society. The UK has also these peculiarities and inside the Commonwealth approaches, the names and methods of civic education vary.
The differences are due only to the territorial factor and the factor of experience, but, in general, the concept of civic education is a complex and versatile.
Key words: civic education, school, Great Britain, democracy.
References
1. Branson M. S. The Role of Civic Education: A Forthcoming Education Policy Task Force Position Paper, 1998. P. 3. [Electronic resource]. URL: http://www.civiced.org/papers/articles_role.html. (accessed 20.04.2016).
2. Kerr D. Citizenship Education in the curriculum: an international review. The UK: The School Field, X (3/4), 1999. P. 5.
2. Mycock A. Restricted Access: a history of national political education in Britain. The UK: unpublished paper, presented at the PSA Annual Conference, 2004.
4. Maitles H. Modern studies education. In: Scottish education: beyond devolution. Edinburgh: University Press, 2008. Pp. 528-533.
5. Andrews R., Mycock A. Citizenship Education in the UK: Divergence Within a MultiNational State. The UK: Citizenship Teaching and Learning, 2007. Pp. 77-88.
6. Sviridova E. A. Grazhdanskoye obrazovaniye v Velikobritanii [Civil education in Great Britain]. Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal -Siberian trade and economic magazine, 2011, no. 13, pp. 75-82 (in Russian).
7. Brown G. Brown Seeks Out'British Values': BBC News, 2005. [Electronic resource]. URL:www.bbc.co.uk/news. (the 14th March 2005) (accessed 24.04.2016).
8. Fakhrutdinova A. V. Novyy etap v razvitii grazhdanskogo vospitaniya v Velikobritanii (konets XX - nachalo XXI veka) [The new stage of development of civil education in Great Britain (the end of XX century - the begging of XXI)]. Under the editorship of A. A. Khokhlov. Orel, Obrazovaniye i obshchestvo Publ., 2010. pp. 90-95 (in Russian). URL:http://www.jeducation.ru/2_2010/90.html. (accessed 20.04.16).
9. Phillips R. Education policy, comprehensive schooling and devolution in the United Kingdom: an historical 'home international' analysis. The UK: Journal of Education Policy, 2003. Pp. 1-17.
10. Curriculum Council for Wales. Community understanding. Cardiff: advisory Paper 11, 1991.
11. Advisory Council for Learning and Teaching in Scotland. Education for Citizenship in Scotland. Edinburgh, 2002.
12. Sturman L., Rowe N., Sainsbury M., Wheater R., Kerr D. (2012). Citizens in Transition in England, Wales and Scotland: Young citizens at 18-25.
13. Malkova I. Y., Fakhretdinova A. P. Osobennosti grazhdanskogo obrazovaniya v Evrope [The features of civil education in Europe]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 4, pp. 126-130 (in Russian).
Fakhretdinova A. P., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]
Abakumova O. A., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]