УДК 372.8 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-35-219-223
Науч. спец. 5.8.1
Лаура Адамовна Урусмамбетова
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией социально-гуманитарного образования, Нальчик, Россия
e-mail: [email protected]
Школьное историческое образование Кабардино-Балкарской Республики:
состояние, проблемы, задачи
Аннотация. В статье рассмотрены направления развития школьного исторического образования в Кабардино-Балкарской Республике, выделены его проблемы и дальнейшие перспективы. Впервые комплексно представлены количественные и качественные характеристики направлений развития школьного исторического образования в регионе. Обобщены данные по анализу педагогического состава учителей истории по гендерному, квалификационному и возрастному показателям, по результатам сдачи ЕГЭ в период с 2018 по 2021 г. Выявлены сильные стороны, к которым относится наличие большого количества аттестованных учителей, а также риски, одним из которых является наметившаяся тенденция старения педагогического корпуса учителей истории. Рассмотрены меры, которые принимаются для повышения качества школьного исторического образования.
Ключевые слова: школьное историческое образование, учебный предмет «История», концепция преподавания учебного курса «История России», учителя истории, единый государственный экзамен, квалификационные категории, повышение квалификации.
Laura A. Urusmambetova
Center for Continuous Professional Development of Teaching Staff, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Laboratory of Social and Humanitarian Education, Nalchik, Russia e-mail: [email protected]
School Historical Education in Kabardino-Balkar Republic: State, Problems and Tasks
Abstract. The article considers the development areas of school historical education in the Kabardino-Balkarian Republic, determines its problems and future prospects. For the first time, quantitative and qualitative characteristics of the directions of development of school historical education in the region are comprehensively presented. The data on the analysis of the teaching staff of history teachers by gender, qualification and age indicators, according to the results of passing the Unified State Exam in the period from 2018 to 2021 are summarized. Strengths have been identified, which include the presence of a large number of certified teachers, as well as risks, one of which is the emerging trend of aging of the pedagogical corps of history teachers. The measures that are being taken to improve the quality of school historical education are considered.
Keywords: school historical education, school subject "History", the concept of teaching the course "History of Russia", history teachers, unified state exam, qualification categories, advanced training.
Введение (Introduction)
Изучение региональных особенностей развития исторического образования позволяет увидеть специфические характеристики уровня развития исторического образования РФ и дает возможность взглянуть на его состояние комплексно. Цель статьи — исследование уровня развития школьного исторического образования в Кабардино-Балкарской Республике. Новизна исследования заключается в том, что впервые всесторонне проанализированы количественные и качественные показатели развития исторического образования в регионе, выделены положительные тенденции и риски.
Методы (Methods)
В работе применялись описательный метод; анализ педагогической и научно-методической литературы, правовых актов, сравнительный анализ; обобщение и систематизация данных, структурирование научной информации.
Литературный обзор (Literature Review)
Анализу вопросов школьного исторического образования посвящено большое количество научных работ. Данная проблема изучалась на протяжении долгого времени. В последние годы появляются новые аспекты ее изучения. Так, в работах П. А. Баранова и С. В. Смыслова исследованы современные направления развития и воспитательного
© Урусмамбетова Л. А., 2022
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 2 (35), с. 219-223. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 2 (35), pp. 219-223.
потенциала системы школьного исторического образования [1; 2]. Н. К. Сидорова рассматривает методические вопросы преподавания истории в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов [3]. И. Н. Веревкина исследует метапредметный подход на уроках истории [4]. С позиций краеведения и формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края написана статья А. Д. Иргит [5]. В работах Л. А. Урус-мамбетовой можно проследить уровень развития системы общего образования в целом в Кабардино-Балкарской Республике на примере анализа деятельности республиканских инновационных площадок и школ с низкими образовательными результатами [6; 7]. Новым технологиям, используемым на уроках истории (визуализация, гейми-фикация, музейная практика) посвящены научные работы С. С. Атласовой, Н. В. Ворошиловой, А. В. Толмачевой, Е. Н. Кукса, В. М. Кукса [8; 9; 10; 11]. В то же время остается малоисследованной региональная специфика школьного исторического образования.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Оценка уровня развития исторического образования в регионе возможна посредством анализа ряда факторов, в частности соответствия нормативной базы, состояния педагогического состава и результатов итоговых аттестаций обучающихся. Мониторинговые исследования на региональном уровне показывают, что в Кабардино-Балкарской Республике сформирована нормативная база сопровождения школьного исторического образования. В республике проводится подготовительная работа по переходу на обновленный ФГОС основного общего образования, внедрен линейный принцип обучения истории в соответствии с Концепцией преподавания учебного курса «История России», учителя школ Кабардино-Балкарской Республики активно участвуют в процессе апробации примерных рабочих программ основного общего образования предмета «История» на Федеральном портале единого содержания общего образования.
Несмотря на длительный процесс реформирования системы образования, именно учитель остается главным действующим лицом и проводником идей гуманизма в школьной среде [1]. Статистические характеристики педагогического состава учителей истории Кабардино-Балкарской Республики (КБР) представлены следующими показателями. Общее количество учителей истории в КБР составляет 435 человек. На рисунке 1 изображено распределение учителей по квалификационным категориям.
Данные рисунке 1 показывают, что в 2021 г. 168 учителей истории в КБР (39 % от общего количества) имеют высшую квалификационную категорию. Наблюдается небольшое сокращение количества педагогов с высшей категорией в сравнении с показателями предыдущего года. При этом проявляется тенденция увеличении количества историков, аттестованных на первую квалификационную категорию.
На рисунке 2 представлено гендерное распределение учителей истории.
200 150 100 50
о
176
168
77 83
2020 год
2021 год
I высшая категория первая категория Линейная (высшая категория) Линейная (первая категория)
Рис. 1. Распределение учителей истории по квалификационным категориям (2020/21 учебный год)
Рис. 2. Гендерное распределение учителей истории (2021/22 учебный год)
Данные рисунка 2 показывают, что в Кабардино-Балкарской Республике преподавание истории осуществляют 65 педагогов-мужчин, что составляет 15 % от общего количества. Данный показатель является позитивным для профессии педагога в целом.
Количественные показатели по педагогическому стажу учителей-историков представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Количественные показатели по педагогическому стажу учителей-историков (2021/22 учебный год)
Данные рисунка 3 показывают, что большая часть учителей (233 педагога) имеют стаж от 20 лет и более. При этом научные исследования показывают, что наибольшая эффективность педагогической работы — у учителей со стажем 5-18 лет. В процентном соотношении таких педагогов среди историков 34 %. Анализ данных рисунка 3 показывает, что в Кабардино-Балкарской Республике наблюдается старение педагогического корпуса учителей истории, которая влечет за собой целый ряд рисков, таких как пониженная работоспособность, профессиональное выгорание и др. Присутствуют и положительные моменты — из 435 учителей истории 36 педагогов имеют стаж до трех лет, что является положительной тенденцией, свидетельствующей о том, что в профессию идут молодые специалисты.
В целях реализации стратегии непрерывного обучения учитель обязан систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить курсы повышения квалификации для педагогов не менее одного раза в три года. Повышение квалификации проходит по двум программам повышения квалификации: «Организация деятельности учителя истории и обществознания с учетом изменений ФГОС ОО, ФГОС СОО и введения ФГОС ОВЗ» и «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях циф-ровизации образовательной среды» — количеством 108 ч. Данные программы вошли в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования. Количественные данные за четыре года по учителям истории, прошедшим курсы повышения квалификации, представлены на рисунке 4.
Рис. 5. Количество участников ЕГЭ по истории с 2018 по 2021 г.
Данные рисунка 5 показывают тенденцию уменьшения количества выпускников, сдающих учебный предмет «История» на ЕГЭ. Динамика средних результатов ЕГЭ по истории с 2018 по 2021 г. отображена на рисунке 6.
400 -зее
1
200 1 210
132 1
1
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Рис. 4. Количественные данные за четыре года по учителям истории, прошедшим курсы повышения квалификации с 2018 по 2021 г.
Данные рисунка 4 свидетельствуют о том, что за 2019-2021 гг. общее количество обучившихся составило 776 человек. Очевидно, что некоторые педагоги проходят курсы повышения квалификации чаще, чем раз в три года. Кроме того, за последние три года 30 историков прошли профессиональную переподготовку.
Анализ результатов итоговых аттестаций — наглядный показатель уровня качества образования. В последние годы историю как предмет по выбору в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдают около 1/5 части выпускников школ КБР. Количественные данные по участникам ЕГЭ с 2018 по 2021 г. представлены на рисунке 5.
Рис. 6. Динамика средних результатов ЕГЭ по истории с 2018 по 2021 гг.
Количественные данные, отображенные на рисунке 6, показывают, что в Кабардино-Балкарской Республике наблюдается тенденция значительного увеличения средних результатов ЕГЭ по истории в 2020 г. по сравнению с предыдущими годами. Причиной, скорее всего, оказался тот факт, что сдача ЕГЭ была перенесена на более позднее время из-за пандемии, что дало возможность выпускникам лучше подготовиться к экзамену. К сожалению, в 2021 г. результаты сдачи единого государственного экзамена были ниже, чем в 2019 г. Средний балл сдачи ЕГЭ в КБР в 2021 г. составил 50,1 балл, тогда как в среднем по России данный показатель составил 54,3 балла.
При сдаче ЕГЭ обучающиеся продемонстрировали недостаточные знания исторических фактов и отсутствие умения выстраивать причинно-следственные связи между событиями исторического прошлого. У обучающихся вызывает сложности решение заданий на подбор аргументации своей позиции применительно к историческому процессу. Особые затруднения у учеников вызывают задания повышенного уровня на работу с картой и письменными источниками. Выявленный дефицит компетенций обучающихся показывает необходимость усиления качественной составляющей преподавания истории в школе и определяет конкретные направления для последующей работы.
Заключение (Conclusion)
Анализ уровня развития исторического образования в Кабардино-Балкарской Республике отображает как положительные тенденции, так и риски, к которым относятся старение педагогического состава учителей истории, снижение среднего тестового балла по итогам сдачи ЕГЭ в регионе, отсутствие победителей Всероссийской олимпиады школьников по истории и др.
Социальные ожидания выдвигают высокие требования к системе школьного исторического образования, поэтому необходимо усилить его качество и результативность. В данном направлении в Кабардино-Балкарской Республике проводится комплексная работа со стороны органа исполнительной власти, организаций дополнительного профессионального обучения, методических служб муниципалитетов и школ. Создаются сетевые пары организаций для обмена опытом, наполняется база видеоуроков, проводится диагностика профессиональных дефицитов и др. [6, с. 20]. В целом нормативно-правовая база процесса обучения соответствует предъявляемым требованиям, рабочие программы учителей истории размещены в открытом доступе на сайтах образовательных организаций. Учителя истории активно участвуют в профессиональных конкур-
сах, в том числе федерального уровня, на уроках истории активно внедряются инновационные подходы, проектный метод, практикуются уроки в музеях, используются технологии визуализации и геймификации [10]. Посредством уроков истории активно формируется патриотическая культура школьников [8].
Кроме этого, в регионе обновлены старые и разработаны новые программы повышения квалификации по истории в соответствии с новыми вызовами общества. При прохождении входной и выходной диагностики на курсах повышения квалификации выявляется категория педагогов с низким уровнем предметных компетенций, с которыми проводится дальнейшая работа по посткурсовому сопровождению. В регионе систематически проводятся обучающие семинары, вебинары, мониторинговые исследования достижений педагогов и обучающихся и др. Таким образом, комплекс мер по улучшению качества образовательных результатов исторического образования в Кабардино-Балкарской Республике, включающих концептуальные, методологические, дидактические, психолого-педагогические, организационные направления, способствует устранению дефицитов и решению актуальных вопросов школьного исторического образования в регионе.
Библиографический список
1. Баранов П. А. Некоторые аспекты развития системы российского школьного исторического образования // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 14-18.
2. Смыслов С. В. О некоторых методах раскрытия воспитательного потенциала уроков истории и обществознания // Universum: психология и образование. 2020. № 3 (69). С. 15-18.
3. Сидорова Н. К. Методические аспекты преподавания истории в условиях реализации ФГОС // Вестник науки и образования. 2021. № 8-2 (111). С. 86-89.
4. Веревкина И. Н. Апробация метапредметного подхода в образовании на уроках обществознания и истории // Вестник науки и образования. 2018. № 18-2 (54). С. 55-58.
5. Иргит А. Д. Обучение гуманитарным дисциплинам как условие формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 277-279.
6. Урусмамбетова Л. А. Сопровождение школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Гуманитарные науки. 2021. № 2 (54). С. 17-21.
7. Урусмамбетова Л. А. Деятельность республиканских инновационных площадок как условие перехода системы образования на опережающий уровень развития (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Вестн. Гос. гуманитар.-тех-нол. ун-та. 2021. № 3. С. 49-55.
8. Атласова С. С., Владимирова В. А. Уроки истории и обществознания в музеях // Научные междисциплинарные исследования. 2020. № 7. С. 157-159.
9. Ворошилова Н. В., Толмачева А. В., Кукса Е. Н. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 2 (155). С. 43-50.
10. Овчинников В. М. Геймификация и визуализированный контент на уроках истории // Калининградский вестник образования. 2021. № 2 (10). С. 29-40.
11. Верещагина Н. И. Содержание процесса формирования патриотической культуры школьников // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20, № 2. С. 35-42.
References
Atlasova S. S., Vladimirova V. A. (2020) Uroki istorii i obshchestvoznaniya v muzeyakh [Lessons of History and Social Science in Museums]*, Nauchnye mezhdistsiplinarnye issledovaniya [Scientific Interdisciplinary Research], no. 7, pp. 157-159. (in Russian)
Baranov P. A. (2021) Nekotorye aspekty razvitiya sistemy rossiiskogo shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya [Some Aspects of the Development of the Russian School History Education System], Pedagogicheskaya nauka i praktika [Pedagogical Science and Practice]*, no. 3 (33), pp. 14-18. (in Russian)
Irgit A. D. (2018) Obuchenie gumanitarnym distsiplinam kak uslovie formirovaniya u starsheklassnikov tsennostnogo otnosheniya k kul'turnomu naslediyu rodnogo kraya [Teaching Humanitarian Disciplines As a Condition of High School Pupils' Formation of Their
Moral Attitude to the Native Land Cultural Heritage], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya ¡The World of Science, Culture and Education], no. 1 (68), pp. 277-279. (in Russian)
Ovchinnikov V. M. (2021) Geimifikatsiya i vizualizirovannyi kontent na urokakh istorii [Gamification and Visualized Content in History Lessons], Kaliningradskii vestnik obrazovaniya ¡Kaliningrad Bulletin of Education]*, no. 2 (10), pp. 29-40. (in Russian)
Sidorova N. K. (2021) Metodicheskie aspekty prepodavaniya istorii v usloviyakh realizatsii FGOS [Methodological Aspects of Teaching History under the Conditions of the FGOS implementation], Vestnik nauki i obrazovaniya ¡Bulletin of Science and Education]*, no. 8-2 (111), pp. 86-89. (in Russian)
Smyslov S. V. (2020) O nekotorykh metodakh raskrytiya vospitatel'nogo potentsiala urokov istorii i obshchestvoznaniya [On Some Methods of Revealing the Didactic Potential of History and Social Studies Lessons], Universum: psikhologiya i obrazovanie ¡Universum: Psychology and Education]*, no. 3 (69), pp. 15-18. (in Russian)
Urusmambetova L. A. (2021) Deyatel'nost' respublikanskikh innovatsionnykh ploshchadok kak uslovie perekhoda sistemy obrazovaniya na operezhayushchii uroven' razvitiya (na primere Kabardino-Balkarskoi Respubliki) [Activities of the Republican innovation Sites As a Condition for the Transition of the Education System to the Advanced Level of Development (On the Example of Kabardino-Balkarian Republic)], Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta ¡Bulletin of State University of Humanities and Technology]*, no. 3, pp. 49-55. (in Russian)
Urusmambetova L. A. (2021) Soprovozhdenie shkol, funktsioniruyushchikh v neblagopriyatnykh sotsial'nykh usloviyakh (na primere Kabardino-Balkarskoi Respubliki) [Support of Schools in Unfavorable Social Conditions (On the Example of the Kabardino-Balkarian republic)], Gumanitarnye nauki ¡The Humanities], no. 2 (54), pp. 17-21. (in Russian)
Vereshchagina N. I. (2018) Soderzhanie protsessa formirovaniya patrioticheskoi kul'tury shkol'nikov [The Contents of the Process of Formation of Patriotic Culture of Students], Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki ¡News of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Medicobiological Sciences], vol. 20, no. 2, pp. 35-42. (in Russian)
Verevkina I. N. (2018) Aprobatsiya metapredmetnogo podkhoda v obrazovanii na urokakh obshchestvoznaniya i istorii [Testing interdisciplinary Approach to Education at the Lessons of Social Studies and History], Vestnik nauki i obrazovaniya ¡Bulletin of Science and Education]*, no. 18-2 (54), pp. 55-58. (in Russian)
Voroshilova N. V., Tolmacheva A. V., Kuksa E. N. (2021) Tekhnologii vizualizatsii v prepodavanii istorii i obshchestvoznaniya [Visualization Technologies in Teaching History and Social Studies], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta ¡News of the Volgograd State Pedagogical University]*, no. 2 (155), pp. 43-50. (in Russian)
"Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.