Научная статья на тему 'Модернизация системы общего образования Кабардино-Балкарской республики на современном этапе'

Модернизация системы общего образования Кабардино-Балкарской республики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / REFORMING / MODERNIZATION / EDUCATIONAL SYSTEM / DEVELOPMENT STAGES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусмамбетова Л. А.

Материалы статьи являются частью исследования, осуществляемого по истории общего образования республики конца XX начала XXI века. Анализ историко-педагогической литературы показал, что данный период времени мало изучен и мало исследован, что актуализирует данную статью. В статье дан анализ развития системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 2007 по 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусмамбетова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы общего образования Кабардино-Балкарской республики на современном этапе»

тей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности; людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации [3].

Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование процесса [7].

Типы кластеров могут различаться механизмом взаимодействия. Формой взаимодействия могут быть проекты, программы, стажировки.

Кластеры первого типа - взаимодействие кафедры, преподавателей и студентов соответствующей специальности. Кластеры второго типа - взаимодействие на уровне образовательных областей (гуманитарный блок, естественнонаучный блок, математический блок, специальный блок). Кластеры третьего типа - взаимодействие в проекте различных специальностей (вариантом могут быть комплексные дипломные проекты студентов разных специальностей, междисциплинарные проекты разных преподавателей и кафедр). Четвертый тип кластеров - кафедра и внешние партнеры. Основанием для взаимодействия является договор о совместных действиях по подготовке специалистов. Взаимодействие построено на формировании заданий на выполнение проектов в интересах внешних партнеров и с их участием. Взаимодействие с руководителями практик от предприятий помогает преподавателям отслеживать формирование и развитие компетенций. Руководители практик от предприятий могут показать «красную зону», в которой происходит «выпадение» компетенций. В последнее время чаще появляются именно такого рода кластеры. Так, будущие студенты-менеджеры принимаются на практику под конкретные инновационные проекты и исследовательские задачи. В настоящее время они чаще всего связаны с организацией труда, с построением бизнес-процессов, с мониторингом рабочего времени, с разработкой туристических проектов и региональных программ.

Констатирующий эксперимент по теме исследования включал в себя: анализ карт компетенций и аннотированных программ по 13 специальностям вуза, проведение опроса (50 преподавателей девяти кафедр), собеседование с экспертами-руководителями и специалистами предприятий и фирм (8 экспертов).

Результаты анализа показали, что во-первых, от-

сутствует единый подход к пониманию категории «компетенция», во-вторых, как положительное следует определить, что большинство преподавателей видят необходимость реализации в своей дисциплине как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Среднее отклонение по результатам анализа карт компетенций составляет 20 %. В результате анализа пришли к следующим выводам: 76 % преподавателей не видят разницы между зна-ниевым и компететностным подходом; 84 % преподавателей не могут назвать отличия в содержании и методах подготовки студентов на основе модели компетенций; до 50 % преподавателей слабо представляют сущность интегративных методов и новых образовательных технологий.

Работодатели готовы рассматривать программы взаимодействия с кафедрой. Задача кафедр - научиться формировать спрос у внешних партнеров на проекты, программы. Для этого необходимо проработать весь механизм данного взаимодействия по всем типам кластеров.

Литература

1. Давыденко, Т.М. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций у выпускников вузов / Т.М. Давыденко, Е.Г. Жиляков // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 69-76.

2. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский. - Псков, 1996.

3. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М., 1993.

4. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. - М., 1974.

5. Спенсер, Лайл М. Компетенции на работе / Лайл М. Спенсер, Сайн М. Спенсер; пер. с англ. - М., 2005.

6. Хуторской, А.В. Роль дидактики и методик в конструировании компетентностного обучения / А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. — С. 110-118.

7. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. -2003. - № 5. - С. 120.

8. Шамова, Т.И. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления / Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский. - М., 1983.

УДК 37(091); 37(092)

Л.А. Урусмамбетова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Емузова

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Материалы статьи являются частью исследования, осуществляемого по истории общего образования республики конца XX - начала XXI века. Анализ историко-педагогической литературы показал, что данный период времени мало изучен и мало исследован, что актуализирует данную статью. В статье дан анализ развития системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 2007 по 2011 г.

Реформирование, модернизация, система образования, этапы развития образовательной системы.

ТИе article is the part of the research carried out on the history of general education of the late 20th and early 21st century. Analysis of historical and educational literature has shown that this period of time is badly researched that actualizes the paper. The article analyses the development of general education of Kabardino-Balkaria in the period from 2007 to 2011.

Reforming, modernization, educational system, development stages of the educational system.

В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Основным документом, определяющим концептуальные подходы к совершенствованию образования на современном этапе, является «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [1] (далее - Концепция), в которой выделены и четко сформулированы закономерности и характерные особенности процесса модернизации, направленные на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ1 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Согласно положению Концепции, под модернизацией образования понимается целостная система мер нормативно-правового, организационно-управленческого и социально-педагогического характера, направленных на взаимосвязанное изменение всех компонентов системы образования в соответствии с современными потребностями человека, общества и государства. При этом важно подчеркнуть, что по своей сути процесс модернизации образования может быть перманентным, поскольку потребности человека, общества и государства постоянно изменяются в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий существования и развития человечества в целом и каждой его отдельно взятой общности - нации, народности, страны, региона, города и др.

Изучение процесса модернизации системы образования Кабардино-Балкарской республики выявило, что малоисследованным остается период с 2007 по 2010 гг., несмотря на то, что именно в обозначенное время были запущены механизмы современных мо-дернизационных процессов. Поэтому целью данного исследования является анализ общего образования Кабардино-Балкарии с 2007 по 2011 г., развитию которого способствовало участие республики в федеральных проектах «Образование», в Комплексном проекте модернизации образования (далее - КПМО), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также реализация республиканских программ «Развитие образования Кабардино-Балкарской республики на 2007-2011 гг.» и «Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011 гг.».

Основным методологическим и теоретическим ориентиром настоящего исследования послужил системный подход, который позволил рассмотреть систему образования не изолированно, а во взаимосвязи, в развитии и движении всех ее элементов. В изучении проблемы модернизации образования также

применялся политологический подход, под углом зрения которого реформы образования рассматривались как ключевой момент в процессе общественного преобразования и политической перестройки, что предполагало изучение политики государства в сфере образования, определение целей и задач реформ образования в соответствии с политикой государства. В исследовании использовались также культурологический, сравнительный, прогностический подходы, статистический метод и метод контент-анализа, историко-логический и сравнительно-сопоставитель-ный анализ и обобщение использованных источников, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве.

Применение данных методологических подходов к изучению проблемы модернизации образования в Кабардино-Балкарской республике подвело к выводу о том, что в результате реформирования системы общего образования республики, ее участия в реализации национального проекта «Образование», в системе образования региона наблюдались значительные положительные эффекты, наиболее значимым из которых стало участие в 2008 г. Кабардино-Балкарской республики (КБР) на конкурсной основе в Комплексном проекте модернизации образования (далее - КПМО), в который она вошла в качестве одного из 31 участника РКПМО.

Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. Общей целью модернизации образования КБР является создание механизма устойчивого развития системы образования. В данной связи участие республики в реализации комплексных проектов модернизации образования являлось серьезным фактором успешного решения задач, способствующих модернизации образования.

Основными направлениями комплексного проекта модернизации образования являлись: введение новой системы оплаты труда работников общего образования (далее - НСОТ); переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (далее - НПФ); создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающее соответствие условий обучения современным требованиям; обеспечение общественного участия в управлении образованием; организационное обеспечение проекта.

Одним из важных элементов в становлении мо-дернизационных процессов в образовании являлось формирование эффективных экономических меха-

низмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли - введение нормативного бюджетного финансирования. Введение данного механизма в образовательные учреждения Кабардино-Балкарской республики имело следующие преимущества: школы рассчитывали собственные доходы и, исходя из них, формировали расходы; ресурсное обеспечение учреждения стало зависеть от количества обучающихся, выбравших данное учреждение, а значит - от качества и результативности предоставляемых образовательных услуг; происходило неадминистративное регулирование сети школ, разнообразия и качества образовательных услуг в соответствии с реальными запросами.

В результате реализации стратегии внедрения эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования повысилась финансово-хозяйственная самостоятельность школ и их заинтересованность в привлечении большего количества учащихся, средняя наполняемость классов в Кабардино-Балкарской республике в городской местности по состоянию на сентябрь 2009 года составила 22,3 человек (до запуска КПМО - 20,6 человека), в сельской местности она выросла до 16,9 человека (в 2006 году - до 16,1).

Большинство регионов (также и Кабардино-Балкарская республика), осуществляли переход на НПФ одновременно с введением НСОТ. Это позволило обеспечить системную эффективность новых финансово-экономических механизмов. Введение НСОТ с начала 2007/2008 учебного года в пилотных школах субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО, уже в сентябре 2007 года дало позитивный эффект. За счет этого зарплата учителей в школах -участниках проекта повысилась в среднем на 30 %. Но выросла она не у всех одинаково. Существенно повысилась зарплата (более чем на 80 %) у наиболее качественно работающих педагогов. В среднем по всем пилотным регионам доля таких учителей составила около 15 %.

В КБР средняя зарплата учителей возросла с 4344 р. в 2006 г. до 7266 р. в 2008 г. Для сравнения этот же показатель в Северной Осетии увеличился с 3200 до 10 980 р., а в Краснодарском крае - с 5200 до 13 290 р. И хотя к 2009 г. средний размер заработной платы в КБР увеличился и составил 9621 р., все же

он оставался ниже аналогичного показателя в экономике региона (11 037 р.).

Несмотря на это, применение в Кабардино-Балкарской республике модельной методики перехода на НПФ и НСОТ позволило мотивировать образовательные учреждения на повышение качества работы без резкого изменения объема их финансирования, инициировало оптимизацию сети школ, а также внутреннюю оптимизацию штатных расписаний общеобразовательных учреждений, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Переход на новые финансово-экономические механизмы в системе образования создал условия для повышения качества общего образования. Развитию данного направления модернизации образования в республике способствовало следующее направление КПМО -создание региональной системы качества образования, которая стала механизмом распределения ответственности за качество образования между гражданами и системой образования.

Увеличение доли учащихся, проходящих независимую и объективную оценку качества образования в форме ЕГЭ в 11-м классе или в новой форме итоговой аттестации в 9-м классе, позволило расширить возможности граждан получать объективную информацию о качестве услуг, предоставляемых в учреждениях образования. Анализ результатов ЕГЭ в КБР с 2007 по 2010 г. показал, что у выпускников школ Кабардино-Балкарской республики результаты ЕГЭ по предметам в целом соответствуют общероссийским показателям (рис. 1).

В целом в результате реализации мероприятий по формированию региональной системы оценки качества образования были получены следующие эффекты: родители, учащиеся и органы управления стали получать объективную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг; появилась новая система аттестации педагогических и руководящих работников; система оценки качества образования стала основой для управления и финансирования по результатам и др. [6, с. 9].

Для регионов, внедряющих КПМО, характерна взаимосвязь развития региональной системы оценки качества образования с реализацией направления «Расширение общественного участия в управлении образованием»: наряду с интенсивным созданием

Рис. 1. Средние баллы по предметам выпускников России и КБР, сдававших ЕГЭ в период с 2007 по 2010 г.

общественных советов при образовательных учреждениях происходило их вовлечение в оценку деятельности учителей и образовательного учреждения в целом. Участие представителей общественности КБР в оценке качества образования создало основу для успешного формирования внешней независимой системы оценки качества образования на различных уровнях, а развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса способствовало созданию условий для участия общественности в управлении образовательными учреждениями и системами образования, формированию прозрачных для общества механизмов управления образованием и образовательными учреждениями. Для осуществления данных целей в Кабардино-Балкарской республике предпринимались меры по преодолению существовавшего ранее отчуждения школы от общества, привлекались общественные институты в лице управляющих советов школ и общественных органов при органах управления образованием к оценке и стимулированию качества образования; повышалась открытость системы образования [5, с. 5]. Во всех школах (100 %) были созданы органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом полномочий, в том числе по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Обеспечению государственных гарантий доступности и созданию условий для получения качественного образования способствовала реализация направления, связанного с изменением сети общеобразовательных учреждений.

В рамках реализации КПМО созданы и прошли апробацию новые модели общеобразовательных учреждений: базовая школа и ресурсный центр. Информация об

изменении сети образовательных учреждений республики проанализирована в таблице.

Данные анализа подтверждают положительные эффекты от проводимой в республике оптимизации образовательной сети, так как в результате были созданы условия для равного доступа детей к образовательным услугам, для максимального развития и самореализации школьников, проживающих в сельской местности.

Анализ результатов реализации мероприятий по направлению реструктуризации сети КПМО показал, что реорганизовано 57 % образовательных учреждений, имеющих статус «Начальная школа - детский сад». При этом созданы дополнительные места для дошкольников; пять общеобразовательных учреждений стали подразделениями близлежащих, более успешных школ; 10,3 % средних (полных) школ преобразованы в основные школы (это коснулось школ сельской местности). Такое преобразование позволило улучшить условия обучения и организовать профильную подготовку более 450 школьников 1011-х классов в базовых общеобразовательных учреждениях; значительно улучшились условия обучения в 104 муниципальных ОУ, в том числе в 42 городских, 57 сельских и 5 республиканских образовательных учреждениях. В системе образования республики созданы 38 базовых школ и 15 ресурсных центров.

Организационное обеспечение реализации РКПМО - это еще одно направление в рамках комплексных проектов модернизации образования. Цель данного направления - сбор, обработка, анализ информации, разработка инструктивных документов муниципального уровня, выработка рекомендаций для принятия управленческих решений на муниципальном и других уровнях для выполнения обязательств по каждому направлению проекта.

Изменение сети образовательных учреждений

Количество преобразованных образовательных учреждений

Район, город изменивших статус ликвидированных путем присоединения базовых школ ресурсных

СОШ-ОШ НШДС-ДОУ НШДС СОШ центров

г. Нальчик 0 3 11 2 7 3

г. Прохладный 3 0 2 0 3 0

г. Баксан 4 0 4 0 0 2

Терский 1 1 1 2 3 1

Баксанский 3 1 1 1 2 1

Черекский 2 0 3 0 4 1

Лескенский 4 0 6 0 3 0

Майский 1 0 1 0 2 1

Чегемский 0 0 1 0 2 1

Зольский 5 1 2 0 4 0

Урванский 0 0 2 1 3 1

Прохладненский 3 0 4 0 1 3

Эльбрусский 4 0 6 0 4 1

Итого 30 6 44 6 38 15

Организационное обеспечение успешной реализации субъектами Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования предполагало создание прозрачной и эффективной системы управления проектом и всей модернизацией образования в целом. Ключевыми условиями эффективного организационного обеспечения реализации КПМО на региональном уровне являлись:

- наличие и функционирование квалифицированной региональной рабочей группы по реализации проекта, обеспечивающей планирование, организацию исполнения, контроль, координацию работ по каждому направлению КПМО;

- организация и обеспечение бесперебойного функционирования системного регионального мониторинга хода реализации КПМО, интегрированного в федеральную систему мониторинга КПМО.

В Кабардино-Балкарской республике была создана Республиканская стратегическая команда по реализации Комплексного проекта модернизации образования. Общее руководство проектом осуществлялось Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской республики [2, с. 12]. Техническим оператором по реализации КПМО в КБР являлся Кабардино-Балкарский центр дистанционного обучения.

Большинство регионов понимало важность и необходимость обеспечения открытого электронного мониторинга, отражающего ход выполнения основных обязательств регионов по внедрению КПМО. В Кабардино-Балкарской республике получать достаточную, надежную, достоверную информацию о состоянии республиканской и муниципальных систем общего образования, а также отдельных общеобразовательных учреждений для принятия управленческих решений и определения перспектив дальнейшего развития системы образования позволила система электронного мониторинга реализации КПМО. Обновление информации осуществлялось ежедневно по следующим направлениям: текущие показатели функционирования системы; финансирование, включая данные, связанные с изменениями в оплате труда работников; нормативная правовая база по модернизируемым направлениям деятельности системы образования; соответствие благоустройства образовательных учреждений и условий обучения современным требованиям. Внесение данных в систему электронного мониторинга осуществлялось специально обученными операторами как школьного, так и муниципального, республиканского уровней.

В КБР организационное обеспечение мониторинга сочеталось с работой широкой сети квалифицированных операторов на уровне муниципальных образований и образовательных учреждений, обеспечивающих регулярное систематическое обновление сведений об общеобразовательном учреждении, с наличием региональной структуры, координирующей деятельность сети операторов, а также делающей основной упор на аналитическую работу. Наиболее эффективно реализовывалось управление проектом в том случае, если на школьном и муниципальном уровнях не ограничивались лишь функцио-

налом оператора по вводу данных, а развивали свои аналитические службы, осуществлявшие аналитическую работу соответственно на уровне общеобразовательного учреждения и муниципального образования. По данному принципу строилась организация мониторинга КПМО в КБР.

Успешная реализация КПМО сыграла ключевую роль в развитии системы образования республики. В отрасли запущены системные изменения, которые уже сегодня дают положительные результаты и эффекты.

Вектором дальнейшего развития образовательной системы КБР является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ в 2009 г. В ней обозначен перечень ключевых задач, требующих решения в ближайшие годы: переход к новым образовательным стандартам, выявление и поддержка одаренных детей, развитие учительского потенциала, расширение самостоятельности школ, модернизация школьных зданий, укрепление здоровья школьников [3].

С учетом этого принято Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2010 г. № 194-ПП «О плане действий по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике, направленном на дальнейшую реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы „Наша новая школа"», в котором разработан план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. В ней обозначен перечень ключевых задач, требующих решения в ближайшие годы: переход к новым образовательным стандартам, выявление и поддержка одаренных детей, развитие учительского потенциала, расширение самостоятельности школ, модернизация школьных зданий, укрепление здоровья школьников. Для развития системы поддержки талантливых детей предполагается обеспечение развития системы их поиска; обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей и введение нормативов подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

В целях развития направления, связанного с модернизацией системы повышения квалификации, планируются обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников; совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов; модернизация системы педагогического образования.

Направление изменения школьной инфраструктуры предполагает развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений и развитие дистанционного образования. Для сохранения и укрепления здоровья школьников планируется совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры и др. Внедрение направления, связанного с развитием самостоятельности школ, предполагает расширение экономической самостоятельности и открытости

деятельности образовательных учреждений и расширение юридической самостоятельности образовательных учреждений.

Успешная реализация данных мероприятий позволит вывести сферу образования КБР на качественно новый уровень с учетом долгосрочных приоритетов образовательной политики республики в неразрывном единстве с общереспубликанскими и общероссийскими стратегическими приоритетами.

Таким образом, в результате развития системы общего образования КБР с 2007 по 2010 г. республиканская система образования была включена в мо-дернизационные процессы всех составляющих системы образования, чему способствовало активное участие республики в национальном проекте «Образование» и КПМО, а также реализация направлений, обозначенных в республиканских целевых программах. Введение новых организационно-экономических механизмов в сферу образования позволило не только повысить среднюю заработную плату педагогов, но и сделать ее механизмом повышения эффективности труда учителя, адресные инвестиции в систему образования позволили увеличить долю школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, до 73,5 % в 2009 г., были сформированы механизмы участия общественности в управлении школой, система образования в целом стала более открытой, а процессы в

ней - более прозрачными [4]. В дальнейшем данные процессы будут реализованы до 2015 г. в направлении развития модернизации образования посредством участия республиканской системы образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - URL: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2002/04/57884.shtml

2. Комплексная модернизация системы образования Кабардино-Балкарской республики 2008-2009 гг. - Нальчик, 2010.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_ no-vaya_shkola/school. php

4. Послание Президента КБР А.Б. Канокова Парламенту КБР в 2010 г. - URL: http://www.president-kbr.ru/ speech/message/ 1588--2010-.html

5. Становление и развитие системы государственно-общественного управления образованием: нормативно-правовые документы и инструктивно-методические материалы. - Нальчик, 2008.

6. Формирование системы оценки качества образования: нормативно-правовые документы и инструктивно-методические материалы. - Нальчик, 2008.

УДК 378.147

Е.В. Яковлева

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ

Статья посвящена анализу толерантности как личностно-профессиональному качеству современного учителя. Толерантность педагога рассматривается автором как сложное интегральное качество личности, выражающее систему ее отношений к окружающему миру, как принцип взаимодействия между людьми, в один из аспектов которого включается взаимодействие с обучающимися, приводятся данные исследования, связанного с изучением проявления толерантности у педагогов с разным стажем работы и студентов - будущих учителей.

Толерантность, толерантность как личностно-профессиональное качество учителя.

The article deals with the analysis of tolerance as an individual as well as professional quality of the modern teacher. The teacher's tolerance is viewed as a complex integral quality of a personality, which reflects the attitude to the world around and the principle of human interaction, one of its aspects is the teacher-pupil interaction. The author gives research information concerning the study of teachers' tolerance with different length of teaching experience and students - future teachers.

Tolerance, tolerance as an individual and professional quality of a teacher.

В концепции стандартов нового поколения делается акцент на задачи гражданского образования и воспитания, которые призваны способствовать формированию личности как члена гражданского общества, гражданина и патриота России. Эти задачи включают в себя: формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества; понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; формирование уважения к себе, другим людям, чувства собственного достоинства, способности к эмпатии и др.

Решать данные стратегические задачи могут педагоги, владеющие теорией и практикой воспитательной работы. При этом принципиальное значение имеет грамотная профессиональная поддержка освоения детьми основ гармоничного, ненасильственного, толерантного взаимодействия как базового принципа человеческих взаимоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии, педагогике. В различных источниках смысл термина «толерантность» объяс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.