Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как ресурс развития системы образования региона'

Инновационная деятельность как ресурс развития системы образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2233
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емузова Нина Гузеровна

В статье анализируются основные направления инновационного развития региональной системы, раскрывается опыт организации инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской республике, рассматриваются результаты конкурса инновационных продуктов, формулируются предложения, позволяющие совершенствовать инновационную деятельность в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AS THE DEVELOPMENT RESOURCE OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

An analysis is made of the main directions of innovative development of a regional system. The author discusses the experience in organization of innovative activity in the Kabardino-Balkarian Republic, examines results of competition of innovative products (projects) and formulates the proposals allowing the improvement of innovative activity in the region.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как ресурс развития системы образования региона»

УДК 371 (470.64) ББК 74.2 (2Рос.Каб) Е 60

Н.Г. Емузова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного

педагогического образования Кабардино-Балкарского государственного университета им.

Х.М. Бербекова; E-mail:emuz@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются основные направления инновационного развития региональной системы, раскрывается опыт организации инновационной деятельности в КабардиноБалкарской республике, рассматриваются результаты конкурса инновационных продуктов, формулируются предложения, позволяющие совершенствовать инновационную деятельность в регионе.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная система,

инновационная деятельность, профессиональная инновация.

N.G. Emuzova

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Complementary

Pedagogical Education, the Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov; E-

mail:emuz@mail. ru

INNOVATIVE ACTIVITY AS THE DEVELOPMENT RESOURCE OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

Abstract. An analysis is made of the main directions of innovative development of a regional system. The author discusses the experience in organization of innovative activity in the Kabardino-Balkarian Republic, examines results of competition of innovative products (projects) and formulates the proposals allowing the improvement of innovative activity in the region.

Keywords: innovations, innovative development, innovative system, innovative activity, professional innovation.

Модернизация российского образования представляет собой масштабный инновационный процесс, предусматривающий кардинальные преобразования самой системы образования и ее отдельных элементов.

Развитие образования - это часть социально-экономического развития России в целом, что дает возможность рассматривать инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства.

Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию. Однако рассмотрение инновационного развития в концептуальной схеме «традиции - инновации - институции» позволяет понимать происходящие процессы в контексте традиции, существующих в культуре, обществе и, конечно, образовании.

Понятийный ряд - «инновация, инновационный процесс, инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационное поле» прочно входит в профессиональный словарь работников системы образования. Важно понимание смысловых точек, которые в дальнейшем определяют специфику протекания процесса. Инновации или нововведения как процесс качественных изменений, и новшество - как результат изменений.

В.И. Слободчиков подчеркивает, что «инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям» [1]. Так же, как было отмечено выше, он выделяет еще одну составляющую - организационно-управленческое оформление инновации и их нормативное закрепление в реальной практической деятельности.

Нельзя не согласиться с Н.И. Запрудским, который отмечает, что внедряемые многочисленные инновации различаются как по целям, содержанию, источникам инновационных инициатив, необходимым ресурсам, так и масштабам применения и степени воспроизводства.

«При этом инновационные процессы не всегда оказываются результативными, что объясняется многими причинами: недостаточной концептуализацией перемен,

игнорированием сформировавшихся ментальных моделей учителей, несвоевременностью нововведения, излишней рациональностью директора, преувеличением роли административного ресурса, приписывание неудач недостаткам отдельных людей и т.п.» [2, с. 307-308].

Нововведения в системе общего образования предполагают долгосрочные прогнозы и кратко- и среднесрочные прогнозы. К долгосрочным прогнозам можно отнести разработку и введение новых образовательных стандартов общего образования, которые по целевым, содержательным, технологическим и результативным установкам приведут к изменению образовательной парадигмы; формирование новой технологической среды, которая приведет к изменению образовательных технологий; возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии, ведущее к появлению новых кадров и их повышению квалификации. Каждый прогноз имеет и свои риски - возможность исчерпания источников инновационной деятельности.

На среднесрочном и краткосрочном уровнях возможности реализации достижения определенных результатов инновационной деятельности связаны с рядом условий, выступающих в качестве препятствий в реализации - наличие экономического кризиса, ограничивающего финансовые источники для поддержки инновационной деятельности; недостаточность единого информационного пространства инновационной деятельности; размытость критериев инновационной деятельности и, конечно, инновационная «перегрузка», инноваций много, и иногда они реализуются по принципу «инновация ради инновации»; а также фрагментарность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в области образования - процесс, предусматривающий внедрение нового как в целом в системе, так и в практику работы образовательного учреждения и, конечно, педагога.

Для достижения определенного результата необходима стройная система управленческого, организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения инновационного процесса. Региональные модели инновационной деятельности в образовании выстраиваются с учетом требований единого образовательного пространства страны с учетом особенностей региона.

Опыт реализации инновационных проектов в Кабардино-Балкарской республике достаточно богатый. Начало инновационных преобразований в системе образования Кабардино-Балкарской республики связано с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), который выступил в качестве пускового механизма системы модернизации российского образования в целом и региональных систем в частности. С 2007 года в КБР реализуется Комплексный проект модернизации образования (КПМО), в настоящее время осуществляется деятельность по реализации положений Президентской инициативы «Наша новая школа».

В данном контексте региональная модель инновационной деятельности в условиях Кабардино-Балкарской республики представлена сетью различных учреждений и организаций, имеющих свои специфические задачи в решении вопросов инновационного

развития: лаборатории и институты, опытно-экспериментальные площадки, ресурсные центры.

Основным приоритетом институтов и лабораторий является исследовательская деятельность, т.е. решение исследовательских задач в целях создания нового продукта. В республике действует одна лаборатория и один институт, обеспечивающие инновационные задачи общего образования. Лаборатория развития национальных проблем образования создана для реализации задач в рамках республиканской целевой программы и модернизации учебной книги на национальных языках. Основным инновационным продуктом деятельности лаборатории стало издание учебно-методического комплекта для детей, не владеющих родными языками «Изучаем кабардинский язык», «Изучаем балкарский язык»; переработка учебников на национальных языках с 1 по 8 классы; подготовка и издание переводных учебников для учащихся школ, вошедших в эксперимент по билингвальному обучению. Институт структурной методики русского языка Кабардино-Балкарского госуниверситета осуществляет исследовательские задачи в области русского языка.

Экспериментальная деятельность как направление инновационной деятельности осуществляется на базе опытно-экспериментальных площадок. В республике функционирует 35 опытно-экспериментальных площадок, действующих на базе учреждений республики.

Диссеминация опыта обеспечивается как специально созданными для этого ресурсными центрами, так и образовательными учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования. В Кабардино-Балкарской республике - это деятельности Института повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ, Центра дистанционного образования и Центра мониторинга и статистики Министерства образования и науки КБР.

Таким образом, более 50 лабораторий, институтов, опытно-экспериментальных площадок и ресурсных центров выступают в качестве базы для организации инновационного процесса и создания нового продукта в сфере образования.

Созданная модель позволяет четко определить место образовательного учреждения в процессе преобразований, выделив ту часть, которая имеет инновационный статус. Анализ инновационных процессов в Кабардино-Балкарской республике показывает, что в образовательных учреждениях, имеющих инновационный статус, работает 895 педагогов. Их них 356 педагогов участвует с различной степенью активности в инновационной деятельности, что составляет около 40% от общего количества педагогов в ОУ, имеющих инновационный статус.

Опрос руководителей образовательных учреждений, имеющих статус опытноэкспериментальной площадки или ресурсного центра в КБР, показал разное понимание директорами понятия «педагогическая инновация» (ПИ).

42% участников опроса отнесли к «педагогическим инновациям» - «новые технологии обучения, новые формы и методы обучения»; 20% - «новые технологические средства, появившиеся в образовательных учреждениях»; 5% - «ранее не используемое в работе»; 5% - «повышение квалификации педагогов»; 3% - введение ФГОС; 3% -«нововведение в конкретном образовательном учреждении», 2% - «социализация и воспитание»; 1% - «комплексный проект модернизации образования». Как показывают ответы, основное понимание связано с технологическими характеристиками процесса, его прикладным значением. В ходе опроса участникам задавались вопросы на уточнение, подтверждающие наши предположения о разной степени погруженности образовательных учреждений в инновационные процессы и отсутствие теоретико-методологических знаний в осуществляемой деятельности. Данные результаты привели к необходимости разработки обучающего модуля по проблемам инновационного образования, который должным образом позволил бы более глубоко вникнуть в процессы внедрения инновационной деятельности. Модуль предназначен как для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, так и для руководителей образовательных учреждений, развивающихся в инновационном режиме. Содержание модуля может быть реализовано как в системе повышения

квалификации, так и самостоятельно.

Эффективным способом активизации инновационной деятельности образовательных учреждений выступают конкурсы инновационных продуктов, которые с определенной периодичностью проводятся в регионе. Результаты конкурса инновационных продуктов позволили выделить те направления деятельности, которые наиболее активно реализуются в образовательных учреждениях. Это инновации в направлениях:

- методы оценивания образовательного результата;

- разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий;

- создание вариантов школы полного дня;

- создание системы дополнительного образования внутри школы;

- обеспечение качества образовательных услуг;

- эффективность управления образовательными организациями;

- обеспечение доступности образования высокого качества: система эксклюзивного образования;

- обеспечение доступности образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья: система инклюзивного образования;

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

- маркетинговые исследования в практике школ;

- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

- создание сетевого взаимодействия школ;

- сельская школа как социокультурный центр;

- дистанционное обучение в системе повышения квалификации;

- тьюторство в системе повышения квалификации.

Анализ инновационных разработок нами проводился с использованием классификации инноваций, предложенных К.Е. Сумнительным и М.В. Богуславским, предусматривающих две шкалы измерения инноваций - с точки зрения новизны и области распространения [3].

Анализ новизны выставленного продукта показал, что только 41% новшеств рассматривают идею, которая ранее не была известна, 41% конкурсных проектов представляют идею известную, но не реализовавшуюся ранее в данном образовательном учреждении; 55% проектов воспроизводят известный продукт.

Показатель технологичности, возможности внедрения продукта в деятельность других образовательных учреждений предусматривает качество проработанности продукта. Результаты показывают, что только 5% инновационных продуктов можно отнести к детально проработанным, 30% - недостаточно проработанным, 35% - слабо проработанным, у 30% -механизм отсутствует.

Важный показатель - подтвержденная эффективность использования продукта. Большая часть инновационных продуктов (60%) подтверждает эффективность использования внутри образовательного учреждения заявителя, 23% - среди образовательных учреждений муниципального образования, 9% - среди образовательных учреждений КабардиноБалкарской республики; в 7% - обоснование эффективности не представлено.

Не менее важным являлся показатель востребованности. В 47% - доказательства востребованности продукта не представлены, 39% - доказательства востребованности продукта основаны на предположениях заявителя, в 14% продукта имеется обоснованный анализ на авторитарные подтверждения потребительского спроса на продукт.

Возможность использования инновационного продукта в массовой практике предусматривает различные уровни использования: 15% - в любом образовательном учреждении; 25% - в образовательном учреждении аналогичного с заявителем типа и вида; 41% - в образовательном учреждении, ресурсная база которого аналогична ресурсной базе заявителя; 13% - в образовательном учреждении, ресурсную базу которого необходимо незначительно модернизировать; 6% - только в образовательном учреждении заявителя.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов:

- инновационная деятельность должна носить системный характер, предусматривающий формирование единых подходов к методике проведения инновационной деятельности, оценке и результатов; создание экспертного сообщества, в том числе общественных экспертов; оптимизацию механизмов контроля и современной коррекции инновационной деятельности; создание условий для диссеминации положительного инновационного опыта образовательных учреждений республики;

- необходимость создания единого информационного пространства о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательного учреждения в регионе. Создание единой базы данных позволил учитывать имеющийся опыт при выборе направления деятельности, использовании опыта для обеспечения развития ОУ;

- следует продумать механизм взаимодействия между педагогами-практиками и представителями науки в осуществлении инновационной деятельности;

- выбор тематики инновационной деятельности должен соотноситься с основными направлениями модернизации образования в едином образовательном пространстве страны с учетом региональных особенностей региона;

- востребованы программы повышения квалификации, которые позволят различным категориям педагогических работников совершенствовать исследовательскую деятельность;

- необходим мониторинг инновационных процессов в регионе, который позволит корректировать инновационную деятельность.

Таким образом, для осуществления эффективной инновационной деятельности требуется создание инновационного поля, в котором обязательно наличие самой инновации; институтов, способных осуществлять инновационную деятельность; инвестиции, которые позволят поддержать начинания; а также креативных людей, способных осуществлять ИД.

Примечания:

1. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4-28.

2. Эффективный школьный менеджмент / под ред. О.И. Тавгеня, Н.И. Запрудского, Н.Н. Кошель. Минск, 2006.

3. Сумнительный К.Е. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. URL: http://mos.cons.ru/file.php.1/innov_v_...

4. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации: учеб. пособие / А.И. Рытов [и др.]. М.: АПК и ППРО, 2009. С.6-14.

References:

1. Slobodchikov V.I. Problems of innovative education formation and development // Innovations in education. 2003. No. 2. P. 4-28.

2. Effective school management / ed. by O.I. Tavgen, N.I. Zaprudsky, N.N. Koshel. Minsk, 2006.

3. Sumnitelny K.I. Innovations in education. The vector of development and essential real practice. URL: http: //mos. cons.ru/file .php. 1/innov_v_...

4. State policy in the system of general education of the Russian Federation: a manual / A.I. Rytov [etc.]. M.: APK and PPRO, 2009. P. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.