УДК 37:093(470.64)
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАБАРДИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДИНСТИТУТЕ В УСЛОВИЯХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАМПАНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО СТАЛИНИЗМА (1946-1953 гг.)
Ю.А. Ортанова
DOI 10.18522/2072-0181-2021-105-1-87-93
Рассмотрение различных вопросов развития высшего образования в Кабардино-Балкарии в советский период уже становилось предметом исследования в современной историографии [1-5]. Однако в последние годы наблюдается интерес исследователей к проблемам становления высшей школы и научно-исследовательских учреждений, при этом большое внимание уделяется анализу идеологических кампаний 1945-1953 гг. в СССР и их влиянию на развитие исторической науки, в том числе в регионах [6; 7]. Вместе с тем изучение исторического образования в Кабардинском государственном пединституте в условиях идеологических кампаний позднего сталинизма как специальная исследовательская проблема еще не рассматривалось в отечественной историографии. Ее рассмотрение позволит расширить наши представления о процессе подготовки профессиональных кадров историков в пединституте, оценить характер и степень воздействия идеологического фактора на формирование научно-педагогических кадров и станет вкладом в комплексное изучение истории исторического образования в Кабардино-Балкарии.
Статья выполнена с использованием методов эмпирического исследования, в ее основу легли ранее не опубликованные документы фондов государственных архивов Кабардино-Балкарии. Микроисторический анализ позволяет отказаться от сложившихся стереотипов и переосмыслить отдельные аспекты проблемы.
Источниками изучения деятельности исторического подразделения Кабардинского пединститута в 1945-1953 гг. послужили справки и решения Кабардинского обкома ВКП(б) по результатам проверки преподавания курса истории СССР в вузе, годовые отчеты деканата
Ортанова Юлия Аслановна - аспирант кафедры истории России Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected], т. 8(8662)42-24-62.
исторического факультета, ежегодные отчеты заведующих историческими кафедрами КГПИ. Также были использованы материалы личных дел сотрудников Кабардинского пединститута. Изучение их биографий в контексте идеологических кампаний, развернувшихся в стране в послевоенный период, позволяет более детально взглянуть на события тех лет. Основные события в жизни пединститута, объявления о приеме студентов, небольшие отчеты о ходе образовательной деятельности находили свое отражение на страницах республиканской газеты «Кабардинская правда». В свою очередь, большую ценность для исследования обозначенной темы приобретают воспоминания непосредственных участников событий на историческом факультете КГПИ в первое послевоенное десятилетие [8]. Эго-источники способствуют наиболее полному исследованию проблемы, поскольку зачастую по-новому преломляют историческую информацию, выявленную в ходе анализа официальных документов и материалов периодической печати.
Цель статьи заключается в исследовании истории исторического образования в Кабардино-Балкарии в условиях идеологического прессинга 1946-1953 гг. Для достижения обозначенной цели возникла необходимость решения следующих задач: определить меры воздействия партийно-государственных органов по ужесточению идеологического контроля содержания исторического образования в вузе; изучить особенности проводимых в вузе мероприятий по осуществлению идеологического контроля; обозначить последствия кампании по борьбе с космополитизмом для исторического образования Кабардино-Балкарии.
Открытие государственного педагогического института в Кабардино-Балкарии состо-
Yuliya Ortanova - Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 173 Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: [email protected], tel. 8(8662)42-24-62.
ялось в 1932 г. Необходимость создания пединститута в Нальчике была связана с введением в стране всеобщего начального образования, для реализации которого требовалась подготовка учительских кадров для школ республики. На начальном этапе становления высшего исторического образования в Кабардино-Балкарии главной целью работы исторических кафедр пединститута была подготовка учителей истории для общеобразовательных школ. Для реализации этой задачи требовалось проведение масштабных мероприятий по привлечению к работе в вузе опытных специалистов, способных наладить научно-педагогическую деятельность в пединституте. В 1930-х - начале 1940-х гг. решение этой проблемы сопровождалось разного рода трудностями. Начало Великой Отечественной войны и оккупация Кабардино-Балкарии немецко-фашистскими захватчиками в 19421943 гг. помешали поступательному развитию исторического образования в республике [9].
В первые послевоенные годы сложности в развитии исторической науки и образования обусловлены объективными экономическими и политическими факторами. Весной 1944 г. в связи с депортацией балкарцев Кабардино-Балкарский государственный пединститут переименовывают в Кабардинский государственный пединститут, с этого момента прекращаются и исследования по истории балкарского народа. Содержательная сторона исторических исследований все больше привлекает внимание партийно-государственных органов, в связи с чем историки по всей стране подвергаются политическим репрессиям. По мнению исследователей, действия И.В. Сталина и партийной номенклатуры были направлены на мобилизацию населения в условиях новой международной обстановки и все нарастающего уровня свободомыслия, вызванного победой в Великой Отечественной войне [10].
Уже в конце войны четко обозначается тенденция усиления контроля за представителями педагогического сообщества института, а также за содержанием учебно-методической базы. Партия стремится регулировать не только вопросы политики и идеологии, но и научные проблемы, главным образом их философскую составляющую. Согласно справке от 25 января 1945 г. «О состоянии преподавания курса истории народов СССР в Кабардинском Госпединституте», которая была подготовлена школьным отделом Кабардинского областного комитета, в работе кафедры истории СССР были обнаружены серьезные недостатки. Замечания касались
концепции преподавания истории, в которой, как считает автор документа, мало места уделялось изучению достижений советской исторической науки, что уже являлось «низкопоклонничеством перед Западом» и «умалением заслуг деятелей отечественной науки» [11, л. 1-2]. После обсуждения выявленных на кафедре нарушений 1 января 1945 г. на собрании парторганизации института члены бюро обкома ВКП(б) объявили, что заведующая кафедрой Е.О. Таксар допустила «политические ошибки» [11, л. 2]. В том же году она была освобождена от занимаемой должности и уехала из республики, а на место заведующего кафедрой истории СССР был назначен А.И. Гельдман [12, л. 12]. Следует отметить, что к концу 1947/1948 учебного года, несмотря на проблемы с недостатком научно-педагогических кадров, в Кабардинском пединституте было освобождено от работы 12 преподавателей, в основном это были лица, не внушавшие политического доверия [13, л. 4]. После жесткого прессинга профессорско-преподавательский состав активно взялся за «исправление» указанных недостатков. На историческом факультете были заслушаны доклады на актуальные темы - «Пропаганда мировоззрения марксизма-ленинизма в процессе преподавания исторических наук» (докладчик - старший преподаватель М.А. Алек-берли) и «Влияние русской исторической науки на историческую мысль Западной Европы» (докладчик - доцент Б.Б. Сомах). Обнаруженные у отдельных научных работников «случаи проявления низкопоклонства перед буржуазной наукой и культурой (доцент В.И. Самаркин, старший преподаватель А.И. Гельдман)» стали предметом обсуждения на партсобрании и на ученом совете института [13, л. 7].
Вся работа в Кабардинском педагогическом институте велась согласно постановлению СНК СССР «Об улучшении дела подготовки учителей». В связи с этим особое внимание уделялось воспитанию советского патриотизма у педагогических работников, где фундаментальными принципами провозглашались любовь и верность вождю советского народа товарищу Сталину и демонстрация в своих лекциях преимущества социалистической науки перед капиталистической [13, л. 1].
Кампания по борьбе с буржуазным объективизмом, развернувшаяся с 1947 г., достигла своего пика в 1948-1949 гг., после того как в журнале «Вопросы истории» была опубликована редакторская статья «Против объективизма в исторической науке» [14]. Буржуазный объек-
тивизм в Кабардинском пединституте был выявлен и стал объектом всесторонней критики. Подробному анализу была подвергнута лекция доцента кафедры всеобщей истории Б.Б. Сомаха на тему «Нидерландская революция». По результатам проверки заключили, что лекции товарища Сомаха переполнены второстепенными фактами и страдают объективизмом [13, л. 36-37].
В 1948/1949 учебном году особенности преподавания на историческом факультете также регулировались специальными постановлениями ЦК ВКП(б) по вопросам идеологии и приказами Министерства просвещения РСФСР. В соответствии с новыми указаниями концепция преподавания исторических дисциплин в институте должна отвечать большевистскому пониманию истории. Материалы ежегодных отчетов по историческому факультету содержат примеры строгого идеологического контроля за качеством преподавания исторических дисциплин. В основном замечания касались принципиальных положений партии по идеологическим вопросам (соблюдение принципа партийности науки, осознание необходимости борьбы с буржуазным космополитизмом, введение в лекционный курс материала, разоблачающего реакционный характер буржуазных стран). Также требовалось уделять большое внимание работе по популяризации работ советских историков, ставших лауреатами Сталинской премии [15, л. 2-15].
В процессе идейно-политической работы в преподавательском лектории были заслушаны доклады «О положении на историческом фронте» (доцент В.В. Рюмин) и «Борьба с реакционной идеологией космополитизма в исторической науке» (к.и.н. А.И. Першиц) [16, л. 59-59 об.]. Примечательно, что сам Абрам Исакович Першиц работал в Кабардинском пединституте только год и оказался в Нальчике, поскольку «в обстановке развернувшейся против "космополитизма" борьбы в Москве его никуда на работу не брали, и он вынужден был искать ее в провинции» [17, с. 185]. Преподаватель кафедры истории СССР Е.П. Вихорева подготовила доклад «Борьба против космополитизма и буржуазного объективизма в преподавании истории СССР в школе», который был заслушан и утвержден на кафедре, а затем прочитан на республиканских «Педагогических чтениях» [18, л. 4].
Большое внимание уделялось налаживанию связей со школой, поскольку «правильное» преподавание истории в школе было ответственной задачей в работе исторических кафедр пединститута. Историки вели все обществен-
но-политические дисциплины, такие как политэкономия, научный коммунизм, исторический и диалектический материализм. Отмечалось, что именно уроки истории способствуют формированию у молодежи коммунистических убеждений [19]. Партийные и комсомольские организации вуза проводили различные мероприятия по идеологическому воспитанию студентов исторического факультета. Наряду с молодежным лекторием эффективным средством идейного воздействия на студентов был признан выпуск стенгазеты «Историк» с 1948 г., в которой освещались актуальные общественно-политические темы [15, л. 8-9].
Исследователи отмечают, что кульминацией идеологических кампаний позднего сталинизма стала борьба с космополитизмом, при которой соответствующие органы уже не ограничивались формальной критикой образовательного процесса и научных исследований, а перешли к реальным репрессиям [7, с. 89]. Политическим преследованиям подверглись и историки Кабардинского пединститута. В 1949 г. был арестован профессор Г.А. Кокиев, с 1944 г. занимавший должность заведующего кафедрой истории СССР Кабардинского государственного пединститута. Главному управлению по делам литературы и издательств Кабардинской АССР было дано указание об изъятии всех книг и статей Г.А. Кокиева из библиотек общественного пользования и торговой сети [20, л. 57].
В ноябре 1949 г. было организовано заседание научных работников исторического факультета КГПИ, посвященное актуальным вопросам исследования истории Кабардинской АССР. На этом заседании историки пединститута приняли постановление, в котором отметили, что осознают свою вину в том, что вовремя не выявили «грубые фальсификации Кокиева» [18, л. 4]. Позже была даже организована специальная научная командировка доцента В.В. Рюмина в крупнейшие архивы страны, в ходе которой предполагалось «подвергнуть разгрому извращения Кокиева», но эта работа, как сообщается в документе, не была им завершена [18, л. 12].
Лекции Г.А. Кокиева оставили заметный след среди московского студенчества и, вероятно, повлияли на формирование новой послевоенной свободномыслящей генерации студенчества. Так, один из молодых историков, кандидат исторических наук, ассистент исторического факультета МГУ Н.Г. Обушенков, в 1957 г. проходивший по так называемому «университетскому делу» и привлеченный за свои убеждения к уго-
ловной ответственности, с горечью вспоминал о политических преследованиях на историческом факультете МГУ, в частности об аресте своего «руководителя семинара по крестьянской реформе в Балкарии и Кабарде профессора Кокиева» [21, с. 117]. Известный кавказовед, профессор Г.А. Кокиев умер в 1955 г., полная реабилитация его доброго имени и научных трудов состоялась только после его смерти [22, с. 149].
В данном контексте необходимо отметить еще одно знаковое имя, это - Евгения Джамур-зовна Налоева, педагог, ученый, специалист по истории России феодального периода, в 19481950 гг. занимавшая должность ассистента кафедры истории СССР Кабардинского пединститута [23, л. 2 об.]. В 1950 г. Е.Д. Налоева была арестована по политической статье «антисоветская агитация», в 1958 г. вышла на свободу, а своей полной реабилитации добилась только в 1963 г. Это позволило ей продолжить научно-педагогическую работу в вузе, и в 1969 г. Е.Д. Налоева была восстановлена в должности ассистента кафедры истории СССР [24].
Данные архивных источников в совокупности с личными воспоминаниями Е.Д. Нало-евой способствуют более глубокому понимаю особенностей повседневной жизни преподавательской корпорации исторического факультета в указанное время. В своих воспоминаниях Евгения Джамурзовна подробно рассказывает о деталях ареста и предшествовавших этому событиях. Это главным образом слежка, вплоть до подслушивания лекций у двери «специалистами» доноса. Известно, что в июле 1949 г. Е.Д. Налоева обращалась в обком с заявлением, в котором сообщала о предвзятом отношении к себе со стороны дирекции исторического факультета. По данному заявлению была проведена проверка, в результате которой сама же Е.Д. На-лоева получила предупреждение о необходимости «изменить свое поведение дома, на службе и в обществе», а также о важности «систематической работы над повышением своего идейно-теоретического уровня и деловой квалификации» [25, л. 19-21].
Воспоминания Е.Д. Налоевой о трудовых буднях в пединституте поразительно точно совпадают со сведениями из отчетной документации. Некоторые имена ускользают из ее памяти, однако общие сведения позволяют определить конкретную личность. Так, вспоминая о К.Э. Гриневиче, она говорила: «...меня спрашивают за профессора. Боже мой, добрый такой, хороший профессор... Как же была его фамилия?
Древнюю историю читал. Я никогда не слышала, чтобы он вел антисоветчину. Разве со мной можно было вести антисоветскую пропаганду?» [8]. Константин Эдуардович Гриневич, как видно из его биографии, еще в 1933 г. постановлением Особого совещания при ГПУ был выслан в Новосибирск, а в 1935-1940 гг. за знакомство со ссыльным сослуживцем по музею был заключен в Карагандинский лагерь [26]. Можно предположить, что развернувшаяся в пединституте кампания по борьбе с космополитизмом и усиление контроля за благонадежностью преподавательского состава в конце 1940-х гг. вызвали у органов МГБ КАССР подозрения в адрес К.Э. Гриневича. Однако о деталях его увольнения из Кабардинского пединститута пока ничего неизвестно.
На этих примерах можно убедиться, что проблему с педагогическими кадрами в пединституте решить было крайне сложно, поскольку руководством рассматривались только кандидаты с безупречной политической репутацией. При этом отсутствие преподавателей по ряду важнейших дисциплин было причиной невыполнения учебного плана и в целом негативно сказывалось на процессе становления исторического образования в вузе.
Большое влияние на структуру и направление профессиональной деятельности историков пединститута оказала работа И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». В связи с этим интересно на конкретных примерах рассмотреть, как в то время в Кабардинском пединституте выстраивалось изучение отдельных исторических проблем. Так, преподавателям отечественной истории было поставлено на вид, что они «недостаточное внимание уделяли важнейшим высказываниям классиков марксизма-ленинизма по отдельным историческим событиям. Например, в лекции "Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV веке" упущена была прямая характеристика Ивана Калиты Карлом Марксом, не учтены указания Сталина по данной теме» [18, л. 6-7].
Вместе с тем в заслугу членам кафедры истории СССР ставилось то, что они на своих лекциях указывали недостатки учебника, например, М.Н. Тихомирова и С.С. Дмитриева «История СССР. Т. 1. С древнейших времен до 1861 года» (М., 1948), а также учебников, в которых не показана коренная, принципиальная разница между воззрениями революционных демократов (В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского) и за-
падников, стоявших на умеренно-либеральных позициях [18, л. 6-7].
Борьба с буржуазным объективизмом и иностранщиной находила воплощение в ходе регулярных проверок. Доценту В.В. Рюмину ставили в вину, что он «излишне увлекался цитированием иностранных источников, иногда сомнительного качества, и недостаточно уделял внимания более ценным русским материалам». По мнению руководства, «все преподаватели без исключения не приковывали внимание студентов к трудам по отечественной истории, удостоенным Сталинской премии (работы академика Б.Д. Грекова, проф. Н.М. Дружинина, Б.А. Рыбакова, Е.В. Тарле и др.)». Преподаватель А.И. Щеголев в курсе лекций, прочитанных на литературном факультете, в отдельных случаях перегружал лекции династическими и географическими подробностями (как записано в протоколе ученого совета: «Вплоть до перечисления любовников Елизаветы Петровны и ее гардеробных деталей») и вместе с тем «недостаточно делал акцент на истории русской культуры» [18, л. 8].
Опираясь в своих решениях на постановление ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и итоги философской дискуссии, кафедра истории СССР указала преподавателям «на необходимость вскрывать принципиальные ошибки, допущенные некоторыми советскими историками в оценке эпохи и деятельности Петра Первого (С.А. Фейгиной, А.И. Андреевым и др.)»; подвергать критике «ошибочные попытки некоторых авторов (М.Н. Тихомирова, С.С. Дмитриева) трактовать русско-турецкие войны времени Екатерины II как "освободительные"», в то время как согласно новым веяниям в лекциях необходимо указывать на их «захватнический характер, хотя результаты и имели объективно прогрессивное значение для России» [18, л. 9]. При изучении вопросов истории культуры и идеологии предписывалось на конкретных исторических примерах показывать «принципиальное отличие социалистической культуры от растленной буржуазной»; а также «борьбу передовых и реакционных тенденций в развитии национальной культуры» [18, л. 10]. В деятельности кафедры всеобщей истории важное место занимали лекции по истории США, где необходимо было показывать реакционную сущность идеологии американского империализма. Большое внимание уделялось разоблачению реакционной теории «исключительности американского империализма», легенды об американском образе жиз-
ни, космополитических теорий как «идеологического прикрытия американских претендентов на мировое господство» [27, л. 16].
Привлечение широкого круга источников позволило осветить одну из наименее изученных страниц в истории становления высшего исторического образования в Кабардино-Балкарии. Идеологические кампании позднего сталинизма в значительной степени изменили ход научно-образовательного процесса в СССР, в частности на историческом отделении КГПИ в 19461953 гг. Властные предписания в области исторических исследований нанесли серьезный ущерб развитию исторического образования и формированию исследовательской базы в регионе. В условиях жесткого контроля со стороны партийных органов все содержание научных исследований и лекций необходимо было согласовывать с идеологическими постулатами. Наиболее распространенной формой контроля было посещение лекций представителями власти с дальнейшим публичным обсуждением на партсобраниях и ученом совете пединститута. Строгие требования к научно-педагогической деятельности историков пединститута становились причиной массовых увольнений, более того, часть преподавателей-историков в указанное время стали жертвами политических репрессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муратова Е.Г., Ортанова Ю.А. Вузовское историческое образование в Кабардино-Балкарии: начальный этап становления (1934-1953) // Кав-казология. 2017. № 3. С. 97-119. DOI: https://doi. о^10.31143/2542-212Х-2017-3-97-119.
2. Ошроев Р.Г. Исторические тенденции развития высшего профессионального образования Кабардино-Балкарии как ключевого фактора формирования человеческого капитала // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2019. № 6. С. 203-213.
3. Кузьминов П.А. Х.М. Бербеков и становление университетского образования на Северном Кавказе // Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Чеченского государственного университета. Грозный: Чеченск. гос. ун-т; Махачкала: АЛЕФ, 2018. С. 24-30.
4. Кузьминов П.А. Служение науке. Декан историко-филологического факультета КБГУ Х.Т. Ме-далиев // Традиции университета: от Франциска Скорины до современности: сб. материалов Междунар. науч. конф. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 120-123.
5. Кузьминов П.А., Хафизова М.Г. Жизнь на благо народов КБР. К 100-летию Х.М. Бербекова // Архивы и общество. 2016. № 38. С. 148-156.
6. Тихонов В.В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х - 1953). М.; СПб: Нестор-История, 2016. 424 с.
7. Хаминов Д.В. Историческое образование и историческая наука в Сибири под давлением идеологических кампаний послевоенного сталинизма // Новый исторический вестник. 2017. № 1. С. 82-98.
8. Налоева Е.Д. Наука быть Человеком (Воспоминания, переписка, документы). Нальчик: Печатный двор, 2018. 720 с. С. 169.
9. Ортанова Ю.А. Кабардино-Балкарский государственный педагогический институт: история и историки в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. 2020. № 11. С. 46-52.
10. Костырченко Г.В. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с. С. 117.
11. УЦДНИ АС КБР (Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики) Ф. 1 (Кабардинский областной комитет ВКП(б)). Оп. 1. Д. 1204.
12. УЦГА АС КБР (Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики). Ф. Р-582 (Кабардино-Балкарский государственный педагогический институт). Оп. 1. Д. 31.
13. УЦГА АС КБР. Ф. Р-582. Оп. 1. Д. 45.
14. Против объективизма в исторической науке // Вопросы истории. 1948. № 12. С. 3-12.
15. УЦГА АС КБР. Ф. Р-582. Оп. 1. Д. 50.
16. УЦГА АС КБР. Ф. Р-582. Оп. 1. Д. 52.
17. Семенов Ю.И. Абрам Исакович Першиц // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 185-189.
18. УЦГА АС КБР. Ф. Р-582. Оп. 1. Д. 60.
19. Дмитриева А. Недостатки в преподавании истории // Кабардинская правда. 1945. 17 июня.
20. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2214.
21. Обушенков Н.Г. «Дело» молодых историков // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 106-134.
22. Анчабадзе Ю.Д. Кавказовед Г.А. Кокиев: жизнь, творчество, судьба // Репрессированные этнографы. 2-е изд. М.: Вост. лит., 2002. Вып. 1. С. 134151.
23. Архив Кабардино-Балкарского государственного университета. Личные дела сотрудников (уволенных) «Н».
24. Налоева Е.Дж. Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы политической истории. Нальчик: Печатный двор, 2015. 363 с. С. 4-5.
25. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2267.
26. Гриневич Константин Эдуардович // Электронная энциклопедия ТГУ [Электронный ресурс]. URL:
http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/rpHHeBHH,_KoHC-тантнн_Эgуаpgовнн.
27. yUOHH AC KEP. 1. On. 1. 2810.
REFERENCES
1. Muratova E.G., Ortanova Yu.A. Kavkazologiya, 2017, no. 3, pp. 97-119, available at: https://doi. org/10.31143/2542-212X-2017-3-97-119.
2. Oshroev R.G. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentraRAN, 2019, no. 6, pp. 203- 213.
3. Kuz'minov P.A. Mezhdunarodnaya nauchno-prak-ticheskaya konferentsiya "Kavkazskiy mir: problemy obrazovaniya, yazyka, literatury, istorii i religii" [Int. scientific-practical conference «The Caucasian world: problems of education, language, literature, history and religion»]. Grozny, ChSU; Makhachkala, ALEF, 2018, pp. 24-30.
4. Kuz'minov P.A. Traditsii universiteta: ot Frantsiska Skoriny do sovremennosti: sb. materialov Mezhdu-nar. nauch. konf. [University traditions: from Fran-cysk Skaryna to the present: collection of materials of the Int. Scientific Conference]. Minsk, BSU Publ., 2017, pp. 120-123.
5. Kuz'minov P.A., Khafizova M.G. Arkhivy i ob-shchestvo, 2016, no. 38, pp. 148-156.
6. Tikhonov VV Ideologicheskie kampanii «pozdnego stalinizma» i sovetskaya istoricheskaya nauka (se-redina 1940-kh - 1953) [Ideological campaigns of «late Stalinism» and Soviet historical science (mid. 1940s - 1953)]. Moskow; St. Petersburg, Nestor-History, 2016. 424 p.
7. Khaminov D.V Novyy istoricheskiy vestnik, 2017, no. 1, pp. 82-98.
8. Naloeva E.D. Nauka byt'Chelovekom (Vospominani-ya, perepiska, dokumenty) [The Science of Being Human (Memories, Correspondence, Documents)]. Nal'chik, Pechatny dvor, 2018, 720 p., p. 169.
9. Ortanova Yu.A. Manuskript, 2020, no. 11, pp. 46-52.
10. Kostyrchenko G.V. Stalin protiv «kosmopolitov». Vlast' i evreyskaya intelligentsiya v SSSR [Stalin against the «cosmopolitans». Power and Jewish intellectuals in the USSR]. Moskow, ROSSPEN, 2010. 415 p., p. 117.
11. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 1204.
12. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 31.
13. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 45.
14. Voprosy istorii, 1948, no. 12, pp. 3-12.
15. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 50.
16. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 52.
17. Semenov Yu.I. Etnograficheskoe obozrenie, 2008, no. 5, pp. 185-189.
18. Upravlenie Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkh-iva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Re-spubliki [The Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-582 (Kabardino-Balkarian State Pedagogical Institute), inv. 1, case 60.
19. Dmitrieva A. Kabardinskaya pravda, 1945, June 17.
20. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2214.
21. Obushenkov N.G. Voprosy istorii, 1994, no. 4. pp. 106-134.
22. Anchabadze Yu.D. Kavkazoved G.A. Kokiev: zhizn', tvorchestvo, sud'ba [Caucasian expert G.A. Kokiev: life, creativity, destiny]. In: Repressirovannye etno-grafy. 2-c izd. [Repressed ethnographers, 2nd Ed.].
Moskow, Oriental literature, 2002, iss. 1, pp. 134151.
23. Arkhiv Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo universiteta. Lichnyye dela sotrudnikov (uvolennykh) «N» [Archive of Kabardino-Balkar State University. (Persanal files of employees (discharged) «N»)].
24. Naloeva E. Dzh. Kabarda v pervoy polovine XVIII veka: genezis adygskogo feodal'nogo sotsiuma i problemy politicheskoy istorii [Kabarda in the first half of the 18th century: the genesis of the Adyghe feudal society and problems of political history]. Nal'chik, Pechatny dvor, 2015, 363 p., р. 4-5.
25. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2267.
26. Elektronnaya entsiklopediya TGU. (Electronic encyclopedia of TSU), available at: http://wiki.tsu.ru/ wiki/index.php/Grinevich,_Konstantin_Jeduardo-vich.
27. Upravlenie Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respub-liki [Department of the Center for Documentation of Contemporary History of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. 1 (Kabardian regional Committee of CPSU (b)), inv. 1, case 2810.
22 марта 2021 г.
УДК 726:72.03 (470.6)
К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА
В МЮССЕРЕ (АБХАЗИЯ)
В.В. Пищулина, Е.М. Кишкинова
DOI 10.18522/2072-0181-2021-105-1-93-98
Актуальность данной статьи связана с отсутствием на сегодняшний день единого мнения относительно датировки изучаемого памятника архитекту-
Пищулина Виктория Владимировна - доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Донского государственного технического университета, почетный академик Российской академии художеств, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, корп. 24, e-mail: [email protected], т. 8(863)2731472;
Кишкинова Евгения Михайловна - кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Донского государственного технического университета, 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, корп. 24, e-mail: [email protected], т. 8(863)2731472.
ры. Мюссерский храм неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако по его датировке предположения значительно расходятся. Так, Л.Д. Рчеулишвили называет конец
Victoria Pishchulina - Don State Technical University, 162, build. 24 Sotsialisticheskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2731472;
Evgenia Kishkinova - Don State Technical University, 162, build. 24 Sotsialisticheskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2731472.