Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

57
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ / ПЕДИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / KABARDINO-BALKARIA / PEDAGOGICAL INSTITUTE / UNIVERSITY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING / SOCIAL MOBILITY / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошроев Р.Г.

Статья посвящена решению задачи обзорной реконструкции исторической динамики и тенденций складывания и развития высшей профессиональной образовательной системы Кабардино-Балкарии как ключевого фактора формирования и воспроизводства человеческого капитала в регионе. Обращение к экономической категории в контексте заявленной темы оправдано тремя моментами: природой самого понятия, вбирающего в себя ключевые критерии оценки развития современного общества во времени и пространстве, а не в статике; возможностью выявления закономерностей трансформации структурообразующего звена в формировании человеческого капитала; основными трендами развития фундаментальной науки в формате междисциплинарных исследований. Выявление роли и значения высшего профессионального образования Кабардино-Балкарии в формировании человеческого капитала на разных исторических отрезках поможет расширить и углубить границы имеющихся представлений относительно проблем и перспектив устойчивого развития современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL TRENDS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF KABARDINO-BALKARIA AS A KEY FACTOR FOR FORMING HUMAN CAPITAL

The article is devoted to solving the problem of review reconstruction of historical dynamics and tendencies of folding and development of the highest professional educational system of Kabardino-Balkaria as a key factor of formation and reproduction of human capital in the region. The reference to the economic category in the context of the stated topic is justified by three points: the nature of the concept itself, which includes the key criteria for assessing the development of modern society in time and space, and not in static; the possibility of revealing the regularities of the transformation of the structural element in the formation of human capital; the main trends in the development of fundamental science in the format of interdisciplinary research. Identifying the role and importance of Kabardino-Balkaria's professional education in the formation of human capital at different historical intervals will help to expand and deepen the boundaries of existing ideas about the problems and prospects for the sustainable development of modern society.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (92) 2019

СОЦИОЛОГИЯ

УДК (470.64); 378

DOI: 10.35330/1991-6639-2019-6-92-203-213

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Р.Г. ОШРОЕВ

Институт гуманитарных исследований -филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина,18 E-mail: kbigi@mail.ru

Статья посвящена решению задачи обзорной реконструкции исторической динамики и тенденций складывания и развития высшей профессиональной образовательной системы Кабардино-Балкарии как ключевого фактора формирования и воспроизводства человеческого капитала в регионе. Обращение к экономической категории в контексте заявленной темы оправдано тремя моментами: природой самого понятия, вбирающего в себя ключевые критерии оценки развития современного общества во времени и пространстве, а не в статике; возможностью выявления закономерностей трансформации структурообразующего звена в формировании человеческого капитала; основными трендами развития фундаментальной науки в формате междисциплинарных исследований. Выявление роли и значения высшего профессионального образования Кабардино-Балкарии в формировании человеческого капитала на разных исторических отрезках поможет расширить и углубить границы имеющихся представлений относительно проблем и перспектив устойчивого развития современного общества.

Ключевые слова: Кабардино-Балкария, пединститут, университет, высшее профессиональное образование, подготовка кадров, социальная мобильность, человеческий капитал.

Высшая профессиональная образовательная система Кабардино-Балкарии в своем становлении и развитии прошла долгий и нелегкий путь, прежде чем обрести те классические черты и формы, которые присущи ей на современном этапе. Содержание и тенденции ее становления были обусловлены динамикой исторического развития Советской России и историко-культурным своеобразием рассматриваемого региона. Главным фактором, определившим ее контуры, стало претворение в жизнь советской и постсоветской модернизации.

Различные аспекты заявленной темы стали предметом и объектом в советской и постсоветской историографии [2; 3; 7; 11; 13; 15]. Тем не менее в историческом кавказоведении проблема подготовки кадров высшей квалификации не стала предметом специального (монографического) исследования с применением теоретических достижений концепции человеческого капитала. Общее состояние изученности затрагиваемой темы характеризуется «разрозненностью» и «фрагментарностью». Уровень исследования различных аспектов истории подготовки кадров высшей квалификации крайне неравномерен. Также отсутствует комплексное (междисциплинарное) и системное рассмотрение связанных с заявленной темой вопросов. В основном освещение истории подготовки кадров высшей квалификации реализовано в контексте «культурной революции», «культурного строительства», «культурных преобразований» и «народного образования». Многие работы (в основном посвященные юбилейным датам) дублируют друг друга как по структуре изложения, так и в мыслительно-смысловых «ходах». Большинство работ ограничено такими отдельными временными рамками, как: «Период реконструкции народного хозяйства»,

«Годы ВОВ», «Годы развитого социализма», «Годы пятилеток» и т.д. В более или менее обобщающих работах слабое освещение получила историческая реконструкция заявленной темы в динамике. В ряде случаев имеют место «оборванность» или же «провалы» динамики в освещении различных вопросов. В результате наблюдаются фрагментарность и проблемно-тематические «нестыковки» в динамико-хронологическом контексте. Относительно всесторонние исследования истории вузовского образования Кабардино-Балкарии в основном, как сказано, приурочены к различным юбилейным датам, имеют символическую направленность. Поскольку главное назначение подобных работ состояло все же в суммарном обзоре конкретных фактических сведений, различные вопросы вузовского образования Кабардино-Балкарии в них получили поверхностное освещение. Несмотря на определенные недостатки, имеющиеся наработки по теме имеют значимый и важный информационный потенциал. Большинство из них удачно выполнены как с учетом времени их написания, так и в плане разрешения тех целей и задач, которые ставили перед собой их авторы. Несомненным достижением является комплекс выявленных фактов, которые не потеряли своего значения и по сей день. На современном этапе центр тяжести в изучении вопросов, связанных с подготовкой кадров высшей квалификации, переместился с исторического к социологическому, философскому, культурологическому, этнологическому, педагогическому и психологическому подходам. Важной отличительной особенностью стало обновление и обогащение категориального и тематического аппаратов научных исследований.

Ко времени революционных потрясений (начало XX в.) народы Кабардино-Балкарии, как и всего Северного Кавказа, все еще продолжали оставаться в традиционной парадигме их развития. Системные сдвиги в общей динамике развития региона, в фокусе обозначенных последствиями революций, гражданской войны и установлением советской властью новых горизонтов будущего, определили на целые десятилетия форму и содержание складывающейся системы высшего профессионального образования как ключевого фактора накопления и воспроизводства человеческого капитала.

Необходимость освоения непрерывного потока политических, экономических, социальных и культурных инноваций, привносимых советской властью, требовала подготовки соответствующих кадров. Этот процесс сопровождался последовательным вытеснением с общественной сферы светской и духовной просветительской интеллигенции, сформировавшейся в дореволюционный период.

До 1932 года подготовка кадров высшей квалификации в основном осуществлялась за пределами Кабардино-Балкарии. Например, в 1924-1925 годах в столице и других городах училось 318 человек, в 1925/1926 учебном году 685 кабардинцев и балкарцев были приняты в различные учебные заведения страны, в том числе в Донской политехнический институт (Новочеркасск) - 129, в Горский педагогический институт (Владикавказ) - 75 человек. В 1927 году 1200 посланцев Кабардино-Балкарии обучались в 19 учебных заведениях СССР, а в 1928 году - в 34. В 1931/1932 учебном году в высших и средних учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Краснодара, Орджоникидзе и других городов обучалось свыше 2 тыс. человек из Кабардино-Балкарии. Только в 1932 году по линии областного отдела народного образования на учебу из области было направлено 1395 человек, в том числе 1250 кабардинцев и балкарцев [17, с. 53-54].

Однако эта форма подготовки специалистов не могла и далее удовлетворять растущие потребности Кабардино-Балкарии в педагогических кадрах. Поэтому в конце 1931 года Кабардино-Балкарский обком ВКП(б) обратился в Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР с просьбой открыть в КБАО самостоятельный педагогический институт. 7 июня 1932 года СНК РСФСР принял решение о разделении Горского педагогического института, функционировавшего во Владикавказе с 1920 года [1, с. 228], на Кабардино-

Балкарский и Северо-Осетинский пединституты. Ввиду того, что в Нальчике отсутствовало помещение для размещения института (КБГПИ), Северо-Кавказский крайком ВКП(б) разрешил ему начать работу в г. Пятигорске. Одновременно были приняты эффективные меры по укомплектованию института профессорско-преподавательскими кадрами. За КБГПИ было закреплено здание Пятигорской (межрайонной) совпартшколы, выделены квартиры для преподавателей и общежитие для студентов. 15 сентября 1932 года 120 студентов приступили к занятиям на физико-математическом, биологическом и филологическом факультетах КБГПИ, где работали 13 преподавателей. Позже был открыт и исторический факультет [12, с. 142; 17, с. 53-55; 3, с. 394]. Открытие первого вуза в Кабардино-Балкарии стало знаковым событием в ее жизни. Здесь готовились специалисты и для нужд других областей страны.

В ходе выполнения постановления о повсеместном введении начального и семилетнего обучения в городах и селах Кабардино-Балкарии открывались десятки начальных и средних школ. Они стали испытывать острую нужду в учительских кадрах, в связи с чем в Нальчике (1934) был открыт учительский институт с двухлетним сроком обучения.

Весной 1934 года состоялся первый выпуск КБГПИ группы естественников (20 человек), переведенной в 1933 году из Северо-Кавказского педагогического института. Первый же массовый выпуск в пединституте (около 80 человек) преподавателей естествознания, русского языка и литературы и кабардинского языка и литературы состоялся в 1936 году [9, с. 11; 3, с. 395].

В 1937 году после окончания строительства учебного корпуса и студенческого общежития Кабардино-Балкарский пединститут был переведен из Пятигорска в Нальчик. К тому времени уже состоялись первые выпуски учительских (с двухлетним сроком обучения) и педагогических (с четырехлетним сроком обучения) отделений. В нем учились кабардинцы, балкарцы, русские, адыгейцы, карачаевцы, черкесы, ногайцы и представители многих других народов [17, с. 55].

Вплоть до начала 40-х годов подготовка специалистов высшей квалификации в Кабардино-Балкарии шла по возрастающей линии. С 1932-го по 1942 год только КБГПИ выпустил 1133 педагогов по разным специальностям (русский язык и литература, ботаника, зоология, химия, история, математика, физика и география) [9, с. 12]. К тому времени в Кабардино-Балкарии численность специалистов с высшим и средним образованием достигла 4100 человек [17, с. 57-58].

Дальнейшее развитие системы образования было подорвано начавшейся Великой Отечественной войной. В период гитлеровской оккупации сильно пострадала материально-техническая база пединститута. Несмотря на это, 15 апреля 1943 года в КБГПИ возобновились занятия в институтских группах (127 студентов) [29; 9, с. 15]. В 1944 г. в связи с депортацией балкарцев в Казахстан и Среднюю Азию подготовка специалистов этой национальности прервалась в пединституте вплоть до их реабилитации в 1957 г.

В послевоенные годы наметилось устойчивое развитие системы высшего профессионального образования. Однако по-прежнему для республики подготовка специалистов высшей квалификации в других регионах страны оставалась доминирующей. Учитывая острый недостаток национальных кадров - учителей, агрономов, инженеров, врачей - и то, что их подготовка является одним из решающих условий социально-экономического развития республики, Кабардинский обком ВКП(б) принял решение об организации при пединституте с 1 сентября 1945 года курсов по подготовке для поступления в вузы молодежи коренных национальностей. На их содержание в 1945 году было выделено 527,7 тыс. руб. из средств, ассигнованных на народное образование [25]. Окончившие курсы в последующем пополняли ряды студентов местного пединститута и других вузов страны.

Одной из сложнейших проблем того времени было укомплектование пединститута профессорско-преподавательским составом. По состоянию на 1945/1946 учебный год из 59

преподавателей КГПИ всего 11 человек имели ученую степень кандидата наук [17, с. 224], среди них был лишь один кабардинец - преподаватель кабардинского языка М.Л. Абитов [23]. Такой мизерный удельный вес представителей коренной национальности в профессорско-преподавательском составе, являвшийся характерной чертой всего периода довоенного и послевоенного функционирования пединститута, нельзя объяснить отсутствием у коренных народов тяги к педагогическим профессиям. Такое состояние с педагогическими кадрами в определенной степени было обусловлено репрессиями против кадров национальной интеллигенции, проводившимися мероприятиями «по борьбе с внутренними врагами партии» [32]. Как правило, они осуществлялись «под лозунгом борьбы с замаскированными троцкистами и буржуазными националистами» [33]. В ходе этих мероприятий в 1936 г. с преподавательской работы были сняты 11 чел. В их числе был и директор этого пединститута К.У. Максидов [33; 32, 31; 21; 5].

Существенным недостатком в деятельности КГПИ 40-х - начала 50-х годов являлось также отсутствие специальных отделений по подготовке кадров по родному языку и литературе [23], в то время как в Тбилисском государственном университете с 1947/1948 учебного года в составе филологического факультета функционировало отделение кабардинского языка. Учитывая это обстоятельство, областной комитет партии и дирекция КГПИ в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О работе Кабардинского обкома» (апрель 1948 года) стали уделять больше внимания подготовке национальных кадров из лучших выпускников вуза. Критическую оценку получило руководство пединститута по вопросу приема и обучения молодежи коренной национальности. Из 559 обучавшихся здесь студентов лишь 56 были из числа кабардинцев [22].

В 1950 году ряд выпускников Педагогического института был оставлен для работы на кафедрах института. Кроме того, при пединституте в 1952 году была открыта аспирантура [30], заложившая основы для институционализации системы послевузовского профессионального образования в республике.

КГПИ стал научно-педагогическим центром республики, оказывавшим методическую помощь школам в повышении квалификации учителей, организации различных педагогических лекториев. Вместе с тем при институте начали работать подготовительные курсы, готовившие кандидатов для поступления в вуз. В 1950/1951 учебном году в КГПИ вместе с учительским институтом занимались 2174 студента (без заочников - 963) [17, с. 255].

В 1952 году при литературном факультете института было открыто двухпрофильное отделение по подготовке учителей кабардинского языка и литературы и русского языка и литературы. На основании решения Министерства просвещения РСФСР (1956) начало работать иностранное отделение для подготовки учителей иностранных языков из кабардинцев. Все это помогло институту стать полноценным высшим учебным заведением, решающим задачу по подготовке квалифицированных педагогических кадров из числа кабардинцев для школ РСФСР [9, с. 16].

В 1955/1956 учебном году в Пединституте (учительский институт, функционировавший в составе пединститута, с расширением последнего был закрыт в 1953 году) обучались 1335 человек, среди которых 482 - кабардинцы. Кроме того, 75 кабардинцев обучались на подкурсах. Выпуск в том же учебном году составил 209 человек против 172 по плану, из них 84 кабардинца [10, с. 4-5].

В целом с момента основания пединститута (1932) по 1957 год выпуск составил около 4 тыс. учителей (вместе с заочным отделением), которые были направлены не только в школы Кабардино-Балкарии, но и в другие регионы РСФСР. К 25-летию своего существования, в 1957 году, институт имел в штате 130 преподавателей, в том числе 55 доцентов и кандидатов наук [9, с. 49].

Со времени открытия КБГПИ стал центром по подготовке учительских, а затем и научных кадров в области, затем в республике. В целом подготовка специалистов высшей ква-

лификации внутри и за пределами республики послужила фактором культурной революции, урбанизации и бума строительства промышленной инфраструктуры региона. Характерной особенностью системы подготовки кадров высшей квалификации стало ее превращение в механизм вертикальной социальной мобильности населения. Между тем пединститут в новых условиях уже не отвечал возраставшим потребностям социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и подготовки высококвалифицированных специалистов [26]. По-прежнему ощущалась проблема подготовки специалистов из числа коренных национальностей. Она решалась, с одной стороны, направлением молодых представителей республики в вузы страны, с другой - приездом в республику инженерно-технических, сельскохозяйственных и прочих специалистов из высших учебных заведений Северо-Кавказского региона, Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других городов. Однако этого было недостаточно. Поэтому в 1957 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на базе педагогического института, Нальчикского сельскохозяйственного техникума и средней сельхозшколы по подготовке председателей колхозов был открыт Кабардино-Балкарский государственный университет с историко-педагогическим, физико-математическим, сельскохозяйственным и инженерно-строительным факультетами [26; 9, с. 226-227].

В первый учебный год в университете на стационаре и на заочном отделении обучалось около 3100 студентов. На 21 кафедре четырех факультетов работали 144 преподавателя, в том числе 3 доктора наук, профессора и около 40 кандидатов наук. В КБГУ учились будущие учителя, агрономы, зоотехники, инженеры и другие специалисты, в которых Кабардино-Балкария испытывала сильную потребность. Расширение номенклатуры специальностей, рост контингента студентов и структурные изменения привели к количественному и качественному росту профессорско-преподавательского состава университета.

Однако открытие КБГУ в Нальчике в 1957 году не решило в полной мере остро стоявшей задачи подготовки кадров. По многим специальностям по-прежнему кадры приходилось готовить за пределами республики. Ежегодно в этих целях (для целевой подготовки специалистов) правительство РСФСР выделяло дополнительные места. Только в 1958 году около 50 кабардинцев и балкарцев были направлены на учебу в аспирантуру при Московском и Ленинградском университетах [18, с. 16]. Такая тенденция, имевшая место до конца 80-х годов ХХ века, наблюдалась в подготовке не только научных кадров, но и специалистов с высшим образованиям по различным специальностям.

Следует отметить, что указанный канал подготовки кадров не был односторонним. КБГУ также готовил специалистов для других областей и республик страны. Только за пять лет (1956-1960) количество специалистов с высшим образованием в республике возросло на 3773 человека. Если в 1955 году количество инженеров с высшим образованием составляло 478 человек, то в 1960 году их было уже 1105. Такая же тенденция (353 и 1102) наблюдалась в сельском хозяйстве республики среди агрономов, зоотехников, ветеринаров. Аналогичным было положение и в других отраслях народного хозяйства республики [17, с. 228].

В 60-70-е гг. происходит интенсивная модернизация социально-экономических структур (урбанизация, индустриализация) и подлинная революция в культуре местных обществ. Изменения социально-экономических структур в этот период определялись как изменениями социально-демографического состава населения в результате механического притока русскоязычного населения извне региона, так и трансформациями самого этнического социума.

КБГУ с момента своего основания развивался быстрыми темпами. В 1960/1961 учебном году на сельскохозяйственном факультете было открыто отделение механизации сельского хозяйства. В рамках того же факультета в 1963 году - химическое отделение, а в следующем году - ветеринарное. В 1966/1967 учебном году в КБГУ образован самостоятельный химико-биологический факультет.

С 1961/1962 учебного года стало функционировать отделение технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов, а инженерно-строительный факультет

преобразован в инженерно-технический. С 1963 года на этом же факультете открылось вечернее отделение, готовящее инженеров-технологов.

На сельскохозяйственном и физико-математическом факультетах были открыты вечернее и заочное отделения. В 1968 году начал функционировать медицинский факультет [19]. На его базе открылось отделение физической культуры. С 1968 года стали работать вечернее медицинское и биологическое отделения.

В 1967/1968 учебном году, когда университету исполнилось 10 лет, вуз располагал 36 кафедрами, которые объединялись в шесть факультетов. Вырос профессорско-преподавательский состав со 130 человек (1957) до 300 (1967). Из них 10 докторов-профессоров и около 130 кандидатов наук. За 10 лет (1957-1967) КБГУ выпустил более 4 тыс. специалистов. В 1977 году в КБГУ работало уже 11 факультетов: историко-филологический, математический, физический, инженерно-технический, сельскохозяйственный, химико-биологический, медицинский, механизации сельского хозяйства, рома-но-германской филологии, физического воспитания, учетно-экономический и 58 кафедр. Происходили изменения также в планах набора. Если в 1974 году было принято на стационар 975 студентов, то в 1977 году прием составил 1100 человек. К тому времени удельный вес преподавателей, имеющих ученые звания, достиг 69,4% (из 562 преподавателей 33 имели ученую степень доктора наук, 332 - кандидата наук) [27].

К своему 20-летию (1977) университет выпустил 17 тыс. специалистов. Из них в школы было направлено 10 тыс. человек. Многое сделал КБГУ и в подготовке технической интеллигенции. Здесь получили дипломы 3582 молодых инженера, защищено около 300 кандидатских и 32 докторские диссертации. В 1982 году численность студентов высших учебных заведений Кабардино-Балкарии составила 8,9 тыс. человек [16].

Развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарии, вызвавшее возраставшую потребность в квалифицированных кадрах в этой сфере как в качественном, так и в количественном измерениях, предопределило организацию второго высшего учебного заведения в республике. Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1981 года за № 585 в г. Нальчике на базе двух факультетов сельскохозяйственного профиля КБГУ организован Агромелиоративный институт. На этих факультетах университет готовил кадры по следующим специальностям: агрономия, зоотехния, ветеринария, механизация сельского хозяйства, механизация гидромелиоративных работ, гидромелиорация [28].

В момент открытия в 1981/1982 учебном году в институте функционировало четыре факультета, включая заочный. Численность студентов дневной и заочной форм обучения составляла 1073 человека. На 15 кафедрах факультетов работали 108 преподавателей, из них 4 доктора наук, профессора и 80 кандидатов наук, доцентов.

В 1983 году по ходатайству руководства Кабардино-Балкарии приказом Министерства сельского хозяйства СССР при Агромелиоративном институте был организован факультет повышения квалификации руководящих кадров агропромышленного комплекса республик, расширивший функциональное значение учебного заведения.

Вплоть до середины 80-х годов ХХ века советская образовательная система с ее известным идеологическим фундаментом развивалась в соответствии с тенденциями государственно-политического, социального и экономического развития Советской России в целом и ее субъектов в частности. К тому времени (в 1985/1986 учебном году) в вузах Кабардино-Балкарии обучалось 9,8 тыс. студентов [16, с. 228].

Начавшиеся в стране широкомасштабные преобразования в середине 80-х годов ХХ века не обошли стороной систему образования, где стали происходить глубокие структурно-функциональные изменения. Направления этих преобразований были отражены в постановлении ЦК КПСС от 30 мая 1986 года «Об основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране», а также в других нормативно-правовых

документах, в которых обозначились задачи по тесной интеграции высшей школы с производством и наукой, с параллельным осуществлением в стране системы непрерывного образования [25].

Системные кардинальные преобразования во второй половине 80-х годов ХХ в. затронули идеологическую сферу, которая с момента установления советской власти непоколебимо занимала одну из ведущих позиций в функционировании государственно-политической системы и во многом определяла деятельность всей образовательной системы. Ее высокая идеологизированность поддерживала в устойчивом состоянии всю мощь государственно-политической системы, приводила к известной унификации и нивелировке национальных различий. При этом гуманитарные дисциплины, занимавшие ведущие позиции в идейно-политическом воспитании масс и скованные тотальным контролем, не получили должного развития.

С 1959 по 1989 г. число лиц со средним общим образованием у кабардинцев увеличилось почти в 12, а с высшим - более чем в 24 раза. Заметные изменения произошли в уровне образования балкарцев. Почти в 19 раз выросло число лиц со средним и в 55 раз - с высшим образованием. В итоге, если в среднем по РСФСР в 1989 г. на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 806 человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием, то в Кабардино-Балкарии этот показатель составлял 817 человек [4, с. 159].

В конце 80-х годов ХХ века перемены в образовательной системе Кабардино-Балкарии были связаны с глубокими системными трансформациями в российском обществе в целом. В соответствии с постановлением сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС «О национальной политике партии в современных условиях» и в целях улучшения патриотического и интернационального воспитания, а также усиления гуманитарной подготовки студенческой молодежи в КБГУв 1989/1990 учебном году была организована кафедра истории и культуры народов Кабардино-Балкарии [20]. В том же году кафедра научного атеизма была преобразована в кафедру культурологии. Из учебных курсов началось исключение таких предметов, как диамат, истмат, научный коммунизм, научный атеизм, история КПСС и др. [20]

В соответствии с требованиями времени появились новые факультеты, отделения и специальности: кабардинская и балкарская филология, системотехника и управление, социальная работа, юриспруденция, сервис и туризм и т. д., в Агромелиоративном институте - финансы и кредит, бухучет и аудит, экономика и управление АПК и т. д.

Подготовка кадров высшей квалификации обрела стихийный характер, ушло в прошлое, когда они готовились в соответствии с народнохозяйственными планами в строгом соответствии с потребностями рынка труда. В условиях системных преобразований в обществе, востребованности кардинально новых знаний, навыков и качеств наряду с появлением новых вызовов накопленный к рубежу 80-х 90-х гг. XX в. человеческий капитал во многом оказался невостребованным. Вектор дальнейшего развития системы подготовки профессиональных кадров определился в русле создания модели образовательной системы длиною в жизнь. При этом перестал функционировать институт распределения выпускников с профессиональным образованием.

Характерной особенностью дальнейшего развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг стало появление негосударственного сектора в этой сфере. Хотя его регулирование регламентировалось как законами рынка, так и государством, тем не менее подготовка кадров высшей квалификации в целом способствовала накоплению отрицательного человеческого капитала - невостребованных рынком труда специалистов. Более того, тенденции развития профессиональной образовательной системы пошло по «наклонной» в том плане, что если в долгие советские времена она была основным механизмом вертикальной социальной мобильности населения, то в новых условиях ее функции дали о себе знать в закреплении наметившейся поляризации общества. Получение качественного образования стало возможным в прямой привязке с семейным материальным благополучием.

Согласно переписи населения 2010 г., численность молодежи Кабардино-Балкарии в возрасте от 15 до 29 лет составляла 227 898 чел. Из общего количества молодежи в возрасте от 20 до 29 лет (161 190 чел.) только 91 031 чел. были заняты трудовой деятельностью, в т. ч. по совместительству [8, с. 8].

Предложение на легальном рынке труда десятикратно превысило спрос. Небывалые масштабы приняли трудовая миграция и безработица, прямым результатом которых стали психологическая депрессия и отчаяние. Данная ситуация неизбежно создала мощную социальную базу и для криминогенных процессов, и для реальной, хорошо структурированной преступности с самыми изощренными видами специализации [6, с. 16]. Никак не абсолютизируя фактор безработицы в эскалации радикальных настроений в обществе, отметим, что данное обстоятельство являлось продолжением десятилетиями наметившейся тенденции в накоплении отрицательного человеческого капитала.

Ситуация осложнилась другой тенденцией, связанной с диверсификацией каналов социальной мобильности, когда центры с социально-экономическим благополучием начали «вытягивать» потенциальный человеческий капитал из республики, чреватой выпадением региона из категории конкурентоспособных субъектов в разработке и реализации инновационных технологий в цифровом обществе знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абилов А.А. Высшая школа и ее влияние на развитие экономики и культуры национальных автономий Северного Кавказа в условиях развитого социализма // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа (XVI в. - 20-e годы ХХ в.): Материалы Всероссийской научной конференции, 2-3 октября, 1979, г. Грозный, 1982.

2. Бербеков Х.М. О высшем образовании в Кабардино-Балкарской АССР // УЗ КБГУ. 1965. Вып.27-й. Серия историко-филологическая. С. 3-21.

3. Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964.

4. Боров А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе (Проблема социально-культурного синтеза). Нальчик, Каб.-Балк. ун-т, 2007.

5. Боров А.Х., ДумановХ.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999.

6. Дегоев В.В. Северный Кавказ: постсоветские итоги как руководство к действию, или Повестка дня на вчера. М., 2006. 82 с.

7. Жакомихов Т.А. Из истории подготовки педагогических кадров в Кабардино-Балкарии (Сообщение) // Ученые записки КБГУ. 1957. Вып. первый (Посвящен 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции). Нальчик, 1957.

8. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 1. Население КБР. Численность и состав населения. Официальное издание. Нальчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КБР, 2013.

9. Кабардино-Балкарскому государственному университету 10 лет. Нальчик, 1967.

10. КБГУ 50 лет. Нальчик, 1982.

11. Квициани Д.Д. Подготовка специалистов в высшей школе в 1960-1980 годы: опыт и проблемы (на материалах Северного Кавказа) / Отв. ред. Х.Т. Медалиев. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. 144 с.

12. Кешева Е.Т. Просвещение и наука Кабардино-Балкарии за годы советской власти // 50 лет Советской автономии Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971.

13. Лебедев П.А. Кабардинский государственный педагогический институт // Ученые записки Кабардинского государственного педагогического института. Вып. V, 1953.

14. Муратова Е.Г., Ортанова Ю.А. Вузовское историческое образование в Кабардино-Балкарии: начальный этап становления (1934-1953) // Кавказология. 2017. № 1. С. 97-119. URL: http://www.kbsu.ru/nauchnye-izdaniya/zhurnal-kavkazologiya/

15. Ошроев Р.Г. Становление и развитие университетского образования Кабардино-Балкарии в XX - нач. XXI в.: дисс. ... канд. истор. наук. Нальчик, 2004. 206 с.

16. Российский статистический ежегодник. М., 2001.

17. Хутуев Х.И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984.

18. Хутуев Х.И., Мамбетов Г.Х. Роль русского и других народов СССР в развитии культуры советской Кабардино-Балкарии // Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981.

19. УЦГА АС КБР. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 1940. Л. 73-150.

20. УЦГА АС КБР. Ф. Р-892. Оп. 5, ед. хр. 21, л. 33-35.

21. УЦГА АС КБР. Ф. Р.-582. Оп.1. Д.3. Л.73.

22. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1814. Л. 5.

23. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1057. Л. 25.

24. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1147. Л. 2.

25. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 18. Ед. хр. 175, 39. Л. 3-4.

26. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 705. Л. 18.

27. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 4. Ед. хр. 1098. Л. 7.

28. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 7. Ед. хр. 37. Л. 10-11; Оп. 8. Ед. хр. 185. Л. 33; Оп. 4. Ед. хр. 239. Л. 30-31; Оп. 4. Ед. хр. 1181. Л. 1-2.

29. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп.1. Ед. хр. 1066. Л. 4.

30. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп.1. Ед. хр. 2971. Л. 1-2.

31. УЦДНИ АС КБР. Ф.1. Оп.1. Д.1328. Л.1.

32. УЦДНИ АС КБР. Ф.1. Оп.1. Д.155. Л. 105.

33. УЦДНИ АС КБР. Ф.1. Оп.1. Д.170. Л. 99.

REFERENCES

1. Abilov A.A. Vysshaya shkola i yeye vliyaniye na razvitiye ekonomiki i kul'tury natsion-al'nykh avtonomiy Severnogo Kavkaza v usloviyakh razvitogo sotsializma [Higher school and its influence on the development of the economy and culture of the national autonomies of the North Caucasus under developed socialism] // Great October and advanced Russia in the historical fate of the peoples of the North Caucasus (XVI - 20s of the XX century): Materials of the All-Russian Scientific Conference, October 2-3, 1979 Grozny, 1982.

2. Berbekov H.M. O vysshem obrazovanii v Kabardino-Balkarskoj ASSR [On higher education in the Kabardino-Balkarian ASSR] // UZ KBSU, 1965. Rev. 27th. Historical and philological series. Pp 3-21.

3. Berbekov H.M. Perekhod k sotsializmu narodov Kabardino-Balkarii [Transition of the peoples of Kabardino-Balkaria to socialism]. Nalchik, 1964.

4. Borov A.Kh. Severnyy Kavkaz v rossiyskom tsivilizatsionnom protsesse (Problema sotsi-al'no-kul'turnogo sinteza) [The North Caucasus in the Russian civilization process (The problem of socio-cultural synthesis)]. Nalchik, KBSU, 2007.

5. Borov A.Kh., Dumanov Kh.M., Kazharov V.Kh. Sovremennaya gosudarstvennost'Kabar-dino-Balkarii: istoki, puti stanovleniya, problemy [Modern statehood of Kabardino-Balkaria: sources, paths of formation, problems]. Nalchik, 1999.

6. Degoev V.V. Severnyy Kavkaz: postsovetskiye itogi kak rukovodstvo k deystviyu, ili Povestka dnya na vchera [North Caucasus: post-Soviet results as a guide to action, or yesterday's agenda]. M., 2006.

7. Zhakomikhov T.A. Iz istorii podgotovki pedagogicheskih kadrov v Kabardino-Balkarii (Soobshhenie) [From the history of training of pedagogical personnel in Kabardino-Balkaria (Information)] // Scientists notes of the KBSU, 1957. First issue (Dedicated to the 40th anniversary of the Great October Socialist Revolution). Nalchik, 1957.

8. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda. T. 1. Naseleniye KBR. Chislennost' i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sostav naseleniya [Results of the 2010 All-Russian Population Census. T. 1. The population of the KBR. The size and composition of the population]. The official publication. Nalchik: Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the KBR, 2013.

9. Kabardino-Balkarskomu gosudarstvennomu universitetu 10 let [10 years to the Kabardino-Balkarian State University]. Nalchik, 1967.

10. KBGU50 let [KBSU is 50 years old]. Nalchik, 1982.

11. Kviciani D.D. Podgotovka specialistov v vysshej shkole v 1960-1980 gody: opyt i prob-lemy (na materialah Severnogo Kavkaza) [Training of specialists in higher education establishments in 1960-1980: Experience and problems (on materials of the North Caucasus)] / R/Ed. H.T. Medaliyev. Rostov-on-Don: RSU, 1990. 144 p.

12. Kesheva E.T. Prosveshcheniye i nauka Kabardino-Balkarii za gody sovetskoy vlasti [Education and science of Kabardino-Balkaria during the years of Soviet power] // 50 years of Soviet autonomy of Kabardino-Balkaria. Nalchik, 1971.

13. Lebedev P.A. Kabardinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institute [Kabardin State Pedagogical Institute] // Scientists Notes of the Kabardin State Pedagogical Institute. Run V, 1953.

14. Muratova E.G., Ortanova Ju.A. Vuzovskoe istoricheskoe obrazovanie v Kabardino-Balkarii: nachal'nyj jetap stanovlenija (1934-1953). [University historical education in Kabardino-Balkaria: The initial stage of formation (1934-1953)] // Caucasus, 2017. № 1. Pp. 97-119.

15. Oshroev R.G. Stanovlenie i razvitie universitetskogo obrazovanija Kabardino-Balkarii v XX - nach. XXI v. [The formation and development of the university education of Kabardino-Balkaria in XX - beginning. XXI century]. Thesis for the degree of Candidate of Historical sciences: Nalchik, 2004. 206 p.

16. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik [Russian statistical yearbook]. M., 2001.

17. Khutuev H.I. Stanovleniye i razvitiye sotsialisticheskoy kul'tury sovetskoy Kabardino-Balkarii [The formation and development of the socialist culture of Soviet Kabardino-Balkaria]. Nalchik, 1984.

18. Khutuev H.I., Mambetov G.Kh. Rol' russkogo i drugikh narodov SSSR v razvitii kul'tury sovetskoy Kabardino-Balkarii [The role of the Russian and other peoples of the USSR in the development of the culture of Soviet Kabardino-Balkaria] // Iz istorii razvitiya sotsialisticheskoy kul'tury Kabardino-Balkarii [From the history of the development of the socialist culture of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, 1981.

19. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 2. Units hr 1940. L. 73-150.

20. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. R-892. Op. 5. Units hr 21. L. 33-35.

21. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. R-582. Op. 1. Units hr. D.3. L. 73.

22. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. D. 1814. L. 5.

23. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. Units hr.1057. L. 25.

24. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. Units hr.1147. L. 2.

25. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 18. Units hr.175, 39. L. 3-4.

26. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 2. Units hr.705. L. 18.

27. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 4. Units hr.1098. L. 7.

28. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 7. Units hr 37. L. 10-11; Op. 8. Units hr 185. L. 33; Op. 4. Units hr 239. L. 3031; Op. 4. Units hr 1181. L. 1-2.

29. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. Unit hr 1066. L. 4.

30. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. Unit hr 2971. L. 1-2.

31. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. D. 1328. L. 1.

32. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. D. 155. L. 105.

33. Upravlenie Central'nogo Gosudarstvennogo arhiva Arhivnoj sluzhby Kabardino-Balkarskoj respubliki [Department of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian republic] F. 1. Op. 1. D. 170. L. 99.

HISTORICAL TRENDS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF KABARDINO-BALKARIA AS A KEY FACTOR FOR FORMING HUMAN CAPITAL

R.G. OSHROYEV

Institute of Humanitarian Researches -branch of the FSBSE "Federal Scientific Center "Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" 360000, KBR, Nalchik, 18, Pushkin street E-mail: kbigi@mail.ru

The article is devoted to solving the problem of review reconstruction of historical dynamics and tendencies of folding and development of the highest professional educational system of Kabardino-Balkaria as a key factor offormation and reproduction of human capital in the region. The reference to the economic category in the context of the stated topic is justified by three points: the nature of the concept itself, which includes the key criteria for assessing the development of modern society in time and space, and not in static; the possibility of revealing the regularities of the transformation of the structural element in the formation of human capital; the main trends in the development offundamental science in the format of interdisciplinary research. Identifying the role and importance of Kabardino-Balkaria's professional education in the formation of human capital at different historical intervals will help to expand and deepen the boundaries of existing ideas about the problems and prospects for the sustainable development of modern society.

Keywords: Kabardino-Balkaria, Pedagogical Institute, University, higher professional education, personnel training, social mobility, human capital.

Работа поступила 03.12.2019 г. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (92) 2019 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.