Научная статья на тему 'Школьники-убийцы: анализ факторов формирования девиации и возможность ее преодоления'

Школьники-убийцы: анализ факторов формирования девиации и возможность ее преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MALADJUSTMENT / PERSONALITY CHARACTERISTICS OF TEENAGERS / DEVIANT BEHAVIOR / EMOTIONAL INTELLECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонова Любовь Борисовна

В статье анализируются социально-психологические факторы формирования дезадаптации несовершеннолетних. Рассматривается проблема эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора социальной дезадаптации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KILLER SCHOOL CHILDREN: ANALYSIS OF THE FACTORS DEVELOPING DEVIATION AND POSSIBILITIES OF ITS ELIMINATION

The article contains the analysis of the socio-psychological factors of forming under-aged children maladjustment. The study addresses the problem of emotional intellect as individual psychological factor of social maladjustment of teenagers.

Текст научной работы на тему «Школьники-убийцы: анализ факторов формирования девиации и возможность ее преодоления»

Использование элементов арттерапии (создание коллажей, рисунков) - этот метод способствует продвижению с символического уровня на конкретный, и с подсознательного на сознательный, за счет поощрения членов группы к повторному переживанию прошлых событий, которые были заблокированы и препятствовали развитию нравственного поведения.

Например, предлагаем на листе бумаги нарисовать: «Носителя нравственности», после чего необходимо составить рассказ, почему он нравственный человек. Какое поведение характерно для этого человека. Какие у него нравственные качества и т.д. Далее проводится коллективное обсуждение, в ходе которого выясняется, чем изображенные герои оказались схожи, чем отличались, какие качества в себе носят, если были названы новые качества, то нужно использовать метод разъяснения для закрепления нового морального качества или формы нравственного поведения, а также для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку.

Для формирования нравственного поведения используются элементы кинотерапии, так как это вызывает повышенный интерес и становится предметом обсуждения среди молодых людей. Этот метод оказывает влияние на формирование собственной нравственной позиции участников и формирует уважение к позиции другого человека.

Фрагменты фильма оказывают влияние на юношей и девушек за счет выразительности и обращенности к нравственным поступкам и переживаниям. Например, предлагаем видеоролик фильма «Розыгрыш», режиссера А. Кудиненко. Фрагмент этого фильма заставляет задуматься молодых людей, о ценностях, о взаимоотношениях, о поведении и поступках, которые они совершают.

Второй фрагмент их фильма «Чучело», режиссера Р. Быкова. В этом фильме показано, что человечность выше принципиальности, и мы видим, как подростками осознается жестокость и дикость своего поведения. Третий фрагмент из фильма «Географ глобус пропил», режиссера А. Валединского. Идея этого фильма в том, что в любой ситуации надо оставаться человеком. Предлагаем обсудить героя фильма Виктора Служкина, хорошего друга, любящего отца, нравственного, порядочного человека, способного к компромиссу, который может иногда решать сложные педагогические задачи непедагогическими методами.

Метод убеждения позволяет оказывать влияние на знания юношей и девушек о нравственных формах поведения, формировать их дальнейшее мировоззрение. Этот метод мы можем использовать в комплексе с ранее рассмотренными методами. Метод убеждения позволяет достичь конкретной цели.

Метод поощрения и наказания позволяет молодым людям осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное нравственное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки. Они направлены на развитие у молодых людей саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков.

Выводы. При применении методов необходимо выбрать приемлемые формы работы с юношами и девушками и наполнить их содержанием, по возможности включать в работу общественные организации, учреждения культуры, спорта и семью.

Таким образом, используя представленные методы и создавая определенные условия, мы можем формировать устойчивые формы нравственного поведения в юношеском возрасте. Применение представленных методов позволяет глубже изучить и рассмотреть любую проблему, которая возникает у молодых людей, позволяет понять и принять позицию другого, осознать, почему он так поступил и при желании изменить его поведение в будущем. Каждый представленный метод является средством достижения поставленной цели на пути нравственного совершенствования молодых людей.

Литература:

1. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка [Текст] / Л. А. Григорович. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 240 с.

2. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Развитие нравственной сферы личности подростка [Текст] / Р. В. Овчарова. - Курган: Из-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.

3. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст]: монография / Е. В. Чекина. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 119 с.

4. Ширшов, В. Д. Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность» [Электронный ресурс] / В. Д. Ширшов // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2014. - Т. 20. - С. 951-955. - Режим доступа. -http://e-koncept.ru/2014/54454.htm. - 10.01.2017.

Психология

УДК:316.622

кандидат педагогических наук, доцент Симонова Любовь Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ШКОЛЬНИКИ-УБИЙЦЫ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются социально-психологические факторы формирования дезадаптации несовершеннолетних. Рассматривается проблема эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора социальной дезадаптации подростков.

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация, личностные особенности подростков, девиантное поведение, эмоциональный интеллект.

Annotation. The article contains the analysis of the socio-psychological factors of forming under-aged children maladjustment. The study addresses the problem of emotional intellect as individual psychological factor of social maladjustment of teenagers.

Keywords: socio-psychological maladjustment, personality characteristics of teenagers, deviant behavior, emotional intellect.

Введение. В последние годы новостные ленты с пугающей периодичностью сообщают о случаях проявления подростковой агрессии и жестокости. Крайней степенью жестокости становятся совершаемые

подростками массовые убийства. Начало страшной хроники принято связывать с 20 апреля 1999 года, когда два ученика совершили спланированное нападение на учеников и персонал учебного заведения. Двухтысячные годы регулярно пополняли хронику страшных событий. К сожалению, в список трагедий стали попадать регионы России: с начала 2017 года в России произошло 12 «школьных нападений», только в январе 2018 года случилось несколько подобных инцидентов в школах Улан-Удэ, Перми, Самары. 17 октября 2018 года нас потрясла трагедия в Керченском политехническом колледже. Ученые пытаются найти ответы на причины данных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

В настоящее время возрастает значимость исследований связанных с изучением неблагоприятных обстоятельств и социально-психологических механизмов процессов дезадаптации подростков, неадекватности поведения нормам и требованиям системы общественных отношений. При каких условиях у подростков формируется неадекватное реагирование на ситуацию, выражающееся в преступных, уголовно-наказуемых действиях? Какие условия социальной среды способствуют формированию жестокого поведения подростков?

Изложение основного материала статьи. Анализ различных случаев трагедий в американских школах и в школах России позволил выделить определенные психологические особенности нападавших. Впервые в 1999 году ФБР опубликовало доклад «Школьный мститель», посвященный данной проблеме. В нем были выделены основные черты молодых людей, наиболее склонных совершать подобные преступления. Возраст организатора школьных убийств 16 лет, у него хорошее здоровье, высокий уровень интеллекта. Его семья характеризуется как проблемная, закрытая, имеющая большие внутренние проблемы. Подросток считает себя "волком-одиночкой", часто декларирует свою принадлежность к группировке пропагандирующей ненависть. В его семье были случаи психических заболеваний, алкоголизма или наркомании. Примечательно, что школьные убийцы практически никогда не имели репутации драчунов или хулиганов. Авторы исследования указывают, что их выводы имеют косвенный характер, потому что подобными чертами обладает слишком много подростков.

Что приводит несовершеннолетних к таким крайним вариантам жестокости? Какие процессы, происходящие в современном мире, оказывают наиболее глубокое влияние на развитие детей? Американские ученые выявили пять таких процессов. К ним относится маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация. Усиливается ориентация детей на потребление, создается неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, детям ставят диагнозы, которые раньше ставили взрослым, подростки, имеющие свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых [6].

Необходимо отметить, что острая девиация, делинквентное поведение подростков является также следствием специфических характеристик современной социализации. В трансформирующемся социуме выдвигаются новые требования к личности, размываются и девальвируются системы традиционных ценностей, нарушается преемственность поколений. В традиционном обществе нормы, предъявляемые разными агентами социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации. Российское общество в последние десятилетия помимо этого переживает глубокие социально-экономические и политические перемены, которые отражаются и на молодом поколении. Этот период ознаменован внедрением неприсущих до этого нашему обществу духовных ценностей, вытеснением и забвением отечественных культурных традиций, отвечающих за социокультурный иммунитет общества. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Формируется современная молодежная культура, которая несет насилие и жестокость. Она провоцирует некоторых подростков с неустойчивой психикой на безумные поступки. Л.В. Тарабакина отмечает, что современные подростки «вынуждены взрослеть в атмосфере непредсказуемого мира, переживая страх перед его сложностью, перед угрозами личной безопасности» [7, с. 30].

Разбираясь в причинах совершения несовершеннолетними страшных массовых убийств, стоит обратиться к анализу возрастных особенностей юных преступников. Исследования Л. Ф. Обуховой и А. В. Фокиной выявили особенности личности дезадаптированных подростков. Выделена их главная особенность - повышенный эгоцентризм, который проявляется как «фокализм» - представление об абсолютной исключительности и уникальности собственной личности. Это позволяет подростку думать, что «другие его не понимают». У девиантных подростков выражено рассогласование представлений о себе и том, как о нем думают другие; искажено понимание собственных психологических, физических особенностей -незначимым качествам придается ведущее значение и наоборот, значимые качества игнорируются. У подростков часто формируется эгоцентрическая «картина собственной жизни». Это личный миф, оправдывающий свое поведение, представление о себе как о личности, постоянно находящейся в центре внимания окружающих. Кроме того, искажено понимание социальных норм и правил, все кажется несправедливым, обществу приписывается функция «злой воли», искажена система ценностей [6].

По мнению Г.М. Миньковского несовершеннолетние, совершающие правонарушения не проявляют дефектов самосознания, а их противоправное поведение связано с дефектами эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости, преобладании негативных эмоций, негативизме, неэффективной саморегуляции, неуверенности [5].

Этой же точки зрения придерживаются В.А. Аверин, Б.Н. Алмазов, Ю.В.Клейберг, С.Н. Беличева. В своих исследованиях они отмечают множественные деформации и неразвитость эмоциональной сферы дезадаптированных подростков с отклоняющимся поведением. Данные психологические особенности подростков обусловлены неудовлетворенностью базовых потребностей в материнском тепле, принятии, любви в раннем детстве. Это затрудняет развитие личностных сфер, нарушает процесс адаптации ребенка, открывает путь к поведенческим отклонениям. Компенсацию этих потребностей подростки находят в деструктивных, жестоких компьютерных играх.

О.И. Верхозина, анализируя индивидуально-психологические факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних, считает, что асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоциональном, волевом, поведенческом уровне [1]. Дегтярев А.В. делает вывод о том, что «подростки, обладающие высокой склонностью к девиантному поведению, отличаются низкими показателями эмоционального интеллекта по сравнению со своими сверстниками» [2].

Подростки с высоким уровнем агрессии с трудом осознают и понимают собственные эмоции, свое внутреннее состояние, и как следствие, затрудняются произвольно управлять ими. Затруднения в понимании чужих эмоций не позволяют им воздействовать на эмоциональное состояние других людей, что, в свою очередь, может стать серьезным препятствием на пути к установлению межличностных контактов. Это затрудняет развитие личностных сфер, нарушает процесс адаптации ребенка, открывает путь к поведенческим отклонениям. Наличие у подростка способностей к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний, эмоциональных проявлений других людей, управления эмоциями, является условием успешной адаптации в современном обществе. Но сегодняшнее образование и воспитание не предусматривает и не ставит задачу развития и становления эмоциональной близости между подростками и взрослыми.

Таким образом, многие исследователи в области эмоционального развития детей ссылаются на показатели низкого уровня эмоционального интеллекта у дезадаптированных подростков. Сензитивным для эмоционального развития является как раз подростковый возраст. Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. В определенные периоды жизни, когда несовершеннолетние не могут удовлетворить свою потребность в эмоциональном контакте, дети ощущают чувство отверженности, обиды, возникают вспышки гнева, трудности с социальной адаптацией. Эмоциональный интеллект выступает в качестве предиктора возможного агрессивного поведения в подростковом возрасте. Он выступает как индивидуально психологический фактор, как элемент сознания, который обеспечивает социальное взаимодействие, облегчает адаптацию, либо (при недостаточном развитии) способствует дезадаптации несовершеннолетних [1]. Способность понимать свои эмоции и эмоции других тесно связана с общими механизмами взаимодействия человека с миром.

Исследования эмоционального интеллекта подростков не новы для психологической науки. Но, проблема эмоционального интеллекта в подростковом возрасте в современных исследованиях освещена недостаточно, подавляющее большинство исследований освещает проблему эмоционального интеллекта взрослых людей.

Результаты исследований, представленные О.А. Верхозиной, свидетельствуют о зависимости проявлений дезадаптации и уровня эмоционального интеллекта в целом, т. е. умений интеллектуально использовать эмоции и чувства, выражать их социально приемлемыми способами, управлять эмоциями, строить продуктивные взаимоотношения с людьми. Результаты исследований свидетельствуют о том, что у несовершеннолетних с высоким эмоциональным интеллектом явления дезадаптации не превышают 10%. У респондентов со средним уровнем эмоционального интеллекта они выражены значительно больше и находятся в диапазоне 13-30%. У детей с низким уровнем эмоционального интеллекта, повышенной стрессочувствительностью явления социальной дезадаптации фиксируются в диапазоне 67-85 % [1].

Основатели и главные авторы концепции эмоционального интеллекта Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, уверены, что компоненты эмоционального интеллекта тесно связаны со многими конструктами, обусловливающими как социальную успешность индивида, так и различные отклонения в адаптации [3].

Выводы. На основании проведённых исследований, можно сделать следующие выводы: явления социальной дезадаптации находятся в прямой зависимости от уровня развития эмоционального интеллекта, трудности в социализации и поведении подростков проявляются при несформированном умении понимать эмоции и чувства свои и других людей. Способность к агрессии и насилию, прежде всего, имеет место у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это возможность человека понимать эмоции и чувства, распознавать намерения и желания, как личные, так и окружающих, это способность контролировать и управлять эмоциями других и своими собственными. А значит именно на развитие эмоционального интеллекта должна быть направлена работа школы, поскольку зачастую сами родители не всегда хотят и могут содействовать этому процессу. Кроме того, школьная жизнь даёт возможность обеспечить подростку условия для социальной практики: живого общения, самореализации и самооценки. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков должно затрагивать именно эти сферы личности и учитывать психологические механизмы возникновения девиантного поведения.

Литература:

1. Верхозина О. А. Эмоциональный интеллект как индивидуально-психологический фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2012. № 3. С. 67-70

2. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологический адаптации у подростков с девиантным поведением. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. Т.6. №3. С. 149-159

3. Гордиенко В.Н., Солодкова Т.И. — Электрон.текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 178 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru. 2017. С. 232-237.

4. Гоуэлман Д. Эмоциональный интеллект. М.:АСТ, 2009. 478 С.

5. Миньковский Г.М., Брускин Г.З. Общая характеристика вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение // Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение: сб.науч. тр. М., 1981. С. 6

6. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию [Электронный ресурс]: Электрон.текстовые данные. Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. Режим доступа: http://go.mail.ru/redir

7. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности. М.: 2017 с. 30

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры специальной психологии Слюсарская Татьяна Вадимовна

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (г. Тула); студент-магистрант Киселева Елена Евгеньевна

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (г. Тула);

кандидат психологических наук,

заведующий кафедрой дефектологии и специальной психологии Федоренко Юлия Викторовна

Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования (г. Москва)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня адаптации к обучению в школе и адаптивности детей с задержкой психического развития. Основанием явилось предположение о том, что в настоящее время отмечается чрезмерное акцентирование в диагностике и коррекции задержек психического развития на интеллектуальной недостаточности. В то же время основной задачей образования детей данной категории в современном инклюзивном классе признается создание условий для их успешной адаптации и социализации. Данное противоречие свидетельствует о назревшей необходимости смещения акцента с интеллектуального развития детей с задержкой психического развития на личностное развитие, развитие их способностей к адаптации.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, задержка психического развития, младший школьный возраст, инклюзивное образование, социализация.

Annotation. The article presents the results of a research of level of adaptation to training at school and adaptability of children with a delay of mental development. The basis was the assumption that now excessive emphasis in diagnostics and correction of delays of mental development on intellectual insufficiency is noted. At the same time creation of conditions for their successful adaptation and socialization is recognized a modern inclusive class as the main objective of education of children of this category. This contradiction testifies to the imminent need of shift of accent from intellectual development of children with a delay of mental development on personal development, development of their abilities to adaptation.

Keywords: adaptation, adaptability, delay of mental development, younger school age, inclusive education, socialization.

Введение. В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные образовательные организации), атмосфера инклюзивного образовательного процесса, состоящая из набора интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов налагает новые, сложные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллекту, но также и к его полной индивидуальности, и в первую очередь, к ее социально-психологической составляющей. Так или иначе, начало обучения в школе всегда связывается с изменением обычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования [1].

Изложение основного материала статьи. В современной психологии по проблеме адаптации накоплен богатый материал как теоретического, так и прикладного характера. Проблема адаптации к школе рассматривалась Э.М. Александровской, М.М. Безруких, Л.Ф. Бережновой, И.В. Дубровиной, Д.Н. Исаевым, В.М. Зубковой, Р.М. Сапожниковой, Г.Н. Сердюковской, В.В. Тонковой-Ямпольской и многими другими учеными-исследователями.

На успешность адаптации ребенка к школьному обучению оказывают влияние многие факторы. Немаловажное значение в характере адаптационных процессов имеет степень морфофункционального развития и состояние здоровья ребенка. В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза. Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.) [2].

Задержка психического развития у детей связана в значительной степени с социальным фактором и часто временна (на практике имеет место и полная реабилитация). Ритм и качество реабилитации зависят от внешних факторов, в особенности, от влияния общества. Задержка психического развития отличается неспособностью ребенка сотрудничать с окружающим социумом. Поэтому коррекция некой девиантности ребенка с ЗПР должна проводиться через его социализацию. Сегрегация и обособление лишь усугубляют дефект (Л.С. Выготский).

С вступлением в силу ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая данное положение, ребенок, которому поставили диагноз «задержка психического развития», имеет все шансы успешно адаптироваться к школьному обучению и к коллективу сверстников в условиях инклюзивного образования. Необходимо лишь своевременно создать условия для гармоничного психического и личностного развития ребенка. Педагогу необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы учитывались особенности развития каждого первоклассника. Для этого необходимо совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность (инклюзивный класс) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.