Вопросы уголовного права
УДК 343.85
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
© Верхозина О. А., 2012
Статья посвящена изучению психологических факторов социальной дезадаптации несовершеннолетних. Рассматривается проблема эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора социальной дезадаптации несовершеннолетних. Результаты исследования подчеркивают связь между характеристиками эмоциональной сферы и проявлениями дезадаптации у несовершеннолетних.
Ключевые слова: социальная дезадаптация несовершеннолетних; эмоциональный интеллект.
Вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации несовершеннолетних, выражающиеся в социально-психологической дезадаптации индивида, неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.
Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности. Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может.
Социальная дезадаптация может проявляться в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социальнопассивного типа как на докриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно-наказуемых действиях. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом — когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом уровне.
Значительная часть несовершеннолетних правонарушителей, по мнению Г. М. Минь-ковского [1], явно не проявляют дефектов правосознания, и их асоциальное поведение связано с дефектами эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости, преобладании негативных эмоций, негативизме, неэффективной саморегуляции, неуверенности, подверженности и слабой сопротивляемости чужому влиянию, оказываемому со стороны, и т. д. То есть причинами отклоняющего поведения могут являться индивидуально-психологические факторы, способствующие развитию социальной дезадаптации несовершеннолетних.
В качестве психологических особенностей несовершеннолетних с отклоняющимся поведением многие исследователи отмечают множественные деформации эмоциональной сферы (В. А. Аверин, Б. Н. Алмазов, С. Н. Беличева Ю. В. Клейберг и др.), обусловленные неудовлетворением базовых потребностей личности в материнском тепле, принятии, любви в раннем детстве, школьной дезадаптацией и т. д. Это затрудняет развитие личностных сфер, нарушает процесс адаптации ребенка, открывает путь поведенческим отклонениям. Наличие у личности способностей к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний, эмоциональных проявлений других людей, управления эмоциями, т. е. наличие определенного уровня эмоциональ-
ного интеллекта, рассматривается как одно из условий успешной адаптации в современном мире.
Сензитивным для эмоционального развития является подростковый возраст. Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. В определенные периоды жизни, когда несовершеннолетние не могут удовлетворить свою потребность в эмоциональном контакте, дети ощущают чувство отверженности, обиды, возникают вспышки гнева, трудности с социальной адаптацией.
Таким образом, можно определить эмоциональный интеллект как индивидуальнопсихологический фактор, как элемент сознания, который обеспечивает социальное взаимодействие, облегчает адаптацию, либо (при недостаточном развитии) способствует дезадаптации несовершеннолетних.
Современная наука сегодня признает наличие сложных, опосредованных взаимосвязей между интеллектом, поведением и эмоциями и их значимой ролью в процессе познания мира и в процессе взаимодействия с миром.
В основу понимания эмоционального интеллекта нами положено определение Д. Го-улмана — «...способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию» [2]. Эмоциональный интеллект означает умение понимать чувства и эмоции свои и других людей, управлять ими и контролировать их.
К. Изард выдвигает положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека, одной из основных функций эмоций является мотивирующая [3]. Н. В. Яковлева подчеркивает, что мотивация и эмоция — это две стороны одного и того же процесса — первичных мотивационно-эмоциональных систем [4].
Отношения с социумом у несовершеннолетних имеет ряд характерных отличий: постоянное осуществление выбора и принятие жизненно важных решений; развитие рефлексивных способностей и осознание собст-
венной индивидуальности; появление нацеленности на отдаленную перспективу и установка на сознательное построение своей жизни, обострение самовосприятия и восприятие себя взрослыми, появление тенденции отделения себя от взрослых, актуализация стремления получить определенный статус и расширение диапазона выполняемых ролей [5; 6].
С. Эпштейн вскрывает механизм влияния эмоций на мышление и доказывает необходимость регулирования эмоциональных состояний для успешного функционирования интеллекта и личности в целом. Управление эмоциями и управление поведением — это два важнейших компонента конструктивного мышления, представляющего собой эффективное взаимодействие чувственного и рационального, обеспечивающее приспособление, адаптацию к окружающему миру [7].
В настоящее время возрастает значимость исследований, связанных с изучением и развитием эмоционального интеллекта у несовершеннолетних. В. С. Юркевич отмечает, что речь идет об «эмоциональном постижении мира и эмоциональных способах приспособления к нему (или его изменения)» [8].
Г. Бреслав выделяет новый аспект понимания эмоциональной сферы человека в исследованиях конца XX в., который проявляется в том, что люди различаются не только эмоциональными проявлениями, но и тем, как они умеют управлять своей эмоциональной сферой. Формируется новый взгляд на содержание эмоциональной сферы как сочетание двух аспектов:
1) эмоциональные явления и черты, т. е. содержание и динамика эмоциональной сферы;
2) эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность — это способности и умения по управлению этими явлениями и свойствами [9].
Р. Бар-Он [10] определил эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями, включающие такие характеристики, как: познание собственной личности, коммуникативные навыки, управление стрессовыми ситуациями, саморегуляция, преобладание позитивного настроения, способность к адаптации.
Эмоциональный интеллект позволяет личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением, между эмоциональной сферой и когнитивными процессами человека. При этом эмоциональный интеллект детерминирован адекватной интегральной оценкой человеком своего взаимодействия со средой. Эмоциональный интеллект координирует, в том числе, взаимодействие, адаптацию между человеком и средой.
Целью проведенного нами исследования являлось изучение эмоционального интеллекта как одного из факторов социальной дезадаптации несовершеннолетних. Респондентами были учащиеся подросткового возраста школ, детских домов. Объем выборки составил 50 человек.
Для проведения диагностики эмоционального интеллекта нами были выделены следующие компоненты:
• умение понимать собственные эмоции и чувства;
• умение выражать эмоции;
• уровень стрессочувствительности.
При проведении исследования нами использовались методы наблюдения, психодиагностические методы. Методом наблюдения фиксировались следующие проявления социальной дезадаптации, наиболее отчетливо проявляющиеся у несовершеннолетних:
• раздражительность, угрюмость, упрямство в сочетании с грубостью и драчливостью;
• неуверенность в себе, застенчивость, болезненность, вялость;
• равнодушие, безразличие, безэмоциональность, нелюбознательность, склонность действовать и мыслить по шаблону;
• конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;
• неэффективность саморегуляции.
По результатам психологической диагностики (проективные тесты, опросники, методика Ю. Щербатых) определилось три группы респондентов, имеющих высокий, средний и низкий уровень эмоционального интеллекта. Принадлежность к группе означала способность осознавать и выражать, понимать испытываемые чувства, уровень стрессочувствительности либо возникновение трудностей при осознании собственных чувств, затруднений при определении положительных эмоций и чувств, их выражении, низкий уровень стрессоустой-чивости.
Таблица 1 Результаты изучения показателей социальной дезадаптации и умения выражать эмоции, %
Умение выра- жать эмоции Негати- визм Неуве- ренность Равно- душие Кон- фликт- ность Неэф- фектив- ность саморе- гуляции
хорошо выраже- но 11 17 18 12 11
не выражено 81 83 82 88 89
Из табл. 1 видно, что чем в меньшей степени развито умение несовершеннолетнего выражать, понимать чувства и эмоции, тем в большей степени проявляются явления дезадаптации, такие как негативизм, неуверенность, конфликтность, равнодушие, неэффективность саморегуляции.
В табл. 2 представлены результаты изучения уровня стрессоустойчивости подростков и показателей социальной дезадаптации. При высоком уровне стрессоустойчи-вости показатели дезадаптации менее выражены, при низком уровне стрессо-устойчивости показатели дезадаптации более выражены. Выраженность показателей дезадаптации зависит от уровня стрессо-устойчивости несовершеннолетнего, умения управлять эмоциями, контролировать их.
Таблица 2 Результаты изучения показателей сциальной дезадаптации и уровня стрессоустойчивости, %
Уровень стрессо- устойчи- вости Негати- визм Неуве- ренность Равно- душие Кон- фликт- ность Неэф- фектив- ность саморе- гуляции
высокий 23 22 23 25 24
низкий 77 78 77 75 76
Результаты исследований, представленные в табл. 3, свидетельствуют о зависимости проявлений дезадаптации и уровня эмоционального интеллекта в целом, т. е. умений интеллектуально использовать эмоции и чувства, выражать их социально приемлемыми способами, управлять эмоциями (преобладание позитивных эмоций), строить продуктивные взаимоотношения с людьми.
У несовершеннолетних с высоким эмоциональным интеллектом явления дезадаптации не превышают 10 %. У респондентов
со средним уровнем эмоционального интеллекта они выражены значительно больше и находятся в диапазоне 13—30 %. У детей с низким уровнем эмоционального интеллекта, повышенной стрессочувствительностью явления социальной дезадаптации фиксируются в диапазоне 67—85 %.
Таблица 3 Результаты изучения показателей социальной дезадаптации и уровня эмоционального интеллекта, %
Уровень ЭИ Нега- ти- визм Неуве- рен- ность Рав- ноду- шие Кон- фликт- ность Неэффективность саморегуляции
высокий 1,7 - 7,5 3,5 -
средний 13,2 25,9 25 28,6 29,4
низкий 85,1 74,4 67,5 67,9 70,6
На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Явления социальной дезадаптации зависят от уровня эмоционального интеллекта: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем в меньшей степени проявляются социальная дезадаптация, сопутствующие индивидуально-психологические свойства.
2. Существует зависимость между умением выражать и понимать эмоции, стрессо-чувствительностью ребенка и проявлениями социальной дезадаптации. Дезадаптация в поведении, трудности в социализации несовершеннолетних проявляются в большей степени при неумении ребенка выражать и понимать эмоции и чувства, при его стрес-сочувствительности, т. е. повышенной реакции на обстоятельства, склонности все усложнять.
Таким образом, развитие эмоциональной сферы подростков, эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора является условием успешной социальной адаптации, профилактикой явлений дезадаптации, отклоняющегося, асоциального поведения. И
1. Миньковский Г. М., Брускин Г. З. Общая характеристика вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение / / Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение : сб. науч. тр. М., 1981. С. 6.
2. Цит. по: Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / / Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29-39.
3. Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 480 с.
4. Яковлева Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1994. 277 с.
5. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование юности // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. Зацепин. М., 2003. 368 с.
6. Мухина В. С. Юность // Там же.
7. Gardner H. Multiple intelligence. N. Y., 1993.
8. Юркевич В. Проблема эмоционального интеллекта // Вестн. практ. психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4-10.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М. : Смысл ; Издат. центр «Академия», 2004.
10. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto : MultiHealth Systems, 1997.
Emotional Intelligence as an Individually-Psychological Factor to Social Exclusion of Minors
© Verkhozina O., 2012
The article is devoted to the study of psychological factors of social exclusion of minors. Addresses the problem of emotional intelligence as an individually-psychological factors of social exclusion of minors. The results of the study emphasize the relationship between the characteristics of the emotional sphere and the manifestations of exclusion from minors.
Key words: social disadaptation of minors; emotional intelligence.