Научная статья на тему 'Влияние социальной компетентности на социализацию личности несовершеннолетних'

Влияние социальной компетентности на социализацию личности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / SOCIAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIALIZATION OF MINORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхозина Ольга Александровна

Статья посвящена изучению влияния социальной компетентности на социализацию личности несовершеннолетних. Формируясь в процессе социализации, социальная компетентность оказывает влияние и на сам процесс социализации личности. Эмоциональная и социальная компетентность взаимосвязаны. Точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность взаимодействовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. Прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость социальной и эмоциональной компетентности и их роли в эффективном социальном взаимодействии. Результаты исследования социальной компетентности и эмоциональной сферы несовершеннолетних позволяют выявить взаимосвязи между ними и предполагаемые трудности в процессе социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Social Competence on Socialization of the Identity of Minors

Article is devoted to studying of influence of social competence on socialization of the identity of minors. Being formed in the course of socialization, social competence has impact and on process of socialization of the personality. Emotional and social competence are interconnected. Exact emotional communication with people around strengthens ability to work both with other people, and with the feelings and desires. The interrelation and interdependence of social and emotional competence and their role in effective social interaction is traced. Results of research of social competence and the emotional sphere of minors allow to reveal interrelations between them and estimated difficulties in the course of socialization of the personality.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной компетентности на социализацию личности несовершеннолетних»

УДК 343.915

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ на социализацию личности несовершеннолетних

© Верхозина О. А., 2013

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена изучению влияния социальной компетентности на социализацию личности несовершеннолетних. Формируясь в процессе социализации, социальная компетентность оказывает влияние и на сам процесс социализации личности. Эмоциональная и социальная компетентность взаимосвязаны. Точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность взаимодействовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. Прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость социальной и эмоциональной компетентности и их роли в эффективном социальном взаимодействии. Результаты исследования социальной компетентности и эмоциональной сферы несовершеннолетних позволяют выявить взаимосвязи между ними и предполагаемые трудности в процессе социализации личности.

Ключевые слова: социальная компетентность; эмоциональный интеллект; социализация несовершеннолетних; компетентность.

При неблагоприятном социальном развитии, нарушениях социализации несовершеннолетних возникают явления социально-психологической дезадаптации, различные формы девиантного, асоциального поведения, в которых находят свое выражение отклонения от социальных норм.

При успешной социализации предполагается, что индивид усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе. Можно выделить две стороны процесса социализации. Процесс социализации, с одной стороны, характеризуется адаптацией к обществу, его требованиям, правилам и нормам, а с другой стороны, его характеризует самоопределение личности в обществе, выбор и принятие решений на основе имеющихся ценностей, личностных качеств, компетентностей.

Понятие компетентности включает не только когнитивную операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно включает как интеллектуальную, так и личностную компоненты: результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Компетентность — это присвоенная компетенция, включающая личностное отношение

человека к ней и к предмету деятельности. Представляется обоснованным утверждение А. В. Хуторского о том, что компетенция — это некоторое заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность — уже состоявшееся его личностное качество. Компетентностный подход как новая образовательная парадигма позволяет определить меру той готовности к жизни человека, которая, в лучшем случае, определяет его успешность в обществе.

Обращение к социальной компетентности обусловлено проблемами взаимодействия человека с обществом, социального становления, социального развития, социализации. Характеризуя концепцию социального интеллекта, являющегося основой социальной компетентности, А. Савенков [1] выделяет три группы описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

Когнитивные: социальные знания (о

людях, их понимание, знание правил); социальная память (имена, лица); социальная интуиция (оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступка, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста); социальное прогнозирование (формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей).

Эмоциональные: социальная вырази-

тельность (эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль); сопереживание (способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевая коммуникативный и моральный эгоизм); способность к саморегуляции (умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

Поведенческие: социальное восприятие (умение слушать собеседника, понимание юмора); социальное взаимодействие (способность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству); социальная адаптация (умение объяснять и убеждать других, способность ужиться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими).

Р. Хинтч и У. Пфингстен определяют социальную компетентность как наличие и применение когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочно выгодному соотношению негативных и позитивных последствий [2].

К. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности определяют четыре свойства или черты личности: 1) коммуникабельность — коммуникативный потенциал личности; 2) решимость на создание отношений — готовность к общению; 3) влиятельность — свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния); 4) «Я-концепция» — познавательно-эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение [3].

В широком смысле социальная компетентность означает инте-гративное личностное свойство, формирующееся в процессе социализации, объединяющее в себе способности, знания, навыки, умения и практические действия и позволяющее личности успешно включаться в усложнившуюся среду современного общества [4].

Формируясь в процессе социализации, социальная компетентность оказывает влияние и на сам процесс социализации личности. Зарубежные и отечественные ученые связывают социальную компетентность с коммуникативными навыками, навыками эффективного межличностного взаимодействия, навыками взаимодействия с социальной средой. Компонентами социальной компетентности являются компетенции эмоциональные, когнитивные, поведенческие, так

или иначе играющие значимую роль во взаимодействии, имеющие отражение в эмоциональной сфере человека. Эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность взаимодействовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. Прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость социальной и эмоциональной компетентности и их роли в эффективном социальном взаимодействии. В структуре социальной компетентности выделяется несколько уровней, так или иначе связанных с эмоциональной составляющей.

Когнитивная социальная компетентность подразумевает эффективную социальную переработку информации, реалистическое восприятие себя и среды. Эмоциональная социальная компетентность включает формирование и выражение чувств, соответствующих ситуации. Конативная социальная компетентность — это вербальные и невербальные способности и их необходимое сочетание [5].

В структуре социальной компетентности отражается формирование и выражение соответствующих чувств, адекватных ситуации, необходимое сочетание вербальных и невербальных способностей, которое определяется анализом социальной ситуации, что соответствует пониманию эмоционального интеллекта.

Таким образом, для успешной социализации личности несовершеннолетнего одним из актуальных подходов представляется становление социальной компетентности через развитие эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора, элемента сознания, который обеспечивает социальное взаимодействие, способствует социальной адаптации [6].

Сензитивным для эмоционального развития является подростковый возраст. Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. В определенные периоды жизни, когда несовершеннолетние не могут удовлетворить свою потребность в эмоциональном контакте, дети ощущают чувство отверженности, обиды, возникают вспышки гнева, трудности с социальной адаптацией, социализацией.

Для изучения социальной компетентности подростков нами была использована шкала социальной компетентности, разработанная А. М. Прихожан. Шкала предназначена для подростков 11—16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях. Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы либо с самим подростком (самооценка), либо с родителями, педагогами (экспертная оценка). Балльная оценка производилась по следующим субшкалам: самостоятельность; уверенность в себе; отношение к своим обязанностям; организованность, развитие произвольности; интерес к социальной жизни, наличие интересов и увлечений.

Диагностика эмоционального интеллекта проводилась с помощью методики Н. Холла. Были выделены субшкалы: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, распознавание своих эмоций, эмоций других людей, эмпатия, самомотивация.

В исследовании приняло участие около 70 обучающихся 9—10-х классов общеобразовательных школ.

Результаты проведенных исследований показали, что количество обучающихся, имеющих уровень социальной компетентности данной выборки в соответствии с возрастом, всего 25 %. У остальных 75 % уровень социальной компетентности ниже возрастных рамок.

Недостаточное развитие таких качеств, как самостоятельность, наблюдается у 30 % подростков, уверенность в себе — у 45 % учеников, отношение к своим обязанностям, организованность и интерес к социальной жизни — у 60 % подростков, по шкале «общение» — 15 % подростков испытывают трудности.

Нарушение самостоятельности у 30 % подростков говорит о том, что данные ученики не могут организовать собственную деятельность, не имеют навыков принятия самостоятельных решений, перекладывают ответственность на других людей.

Отклонения по шкале «уверенность в себе», отмеченные у 45 % учеников, свидетельствуют о наличии стремления опираться на мнение других людей, незнании собственных возможностей, неумении анализировать ситуацию, взглянуть на нее с точки зрения ее позитивных сторон.

Наименьшие показатели отклонений по шкале «общение» — 15 % в совокупности с другими показателями могут говорить об

осознании учениками в большей степени внешней стороны общения.

Отклонения по шкалам «отношение к своим обязанностям», «организованность», «интерес к социальной жизни», отмеченные у 60 % старшеклассников, свидетельствуют об инфантилизации учеников, несформиро-ванности планов, желаний, связанных с будущей жизнью и профессией, самооценкой, о незнании себя самого, недостаточном самоопределении.

Что касается эмоциональной сферы несовершеннолетних, то среди подростков отсутствуют показатели высокого уровня эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект считается высокоразвитым при условии, что все сферы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Со средним уровнем эмоционального интеллекта — 32,7 % учеников. Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень эмоционального интеллекта наблюдается у 67,3 % старшеклассников. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в деятельности, во взаимодействии и общении.

При этом распределение отдельных компонентов эмоционального интеллекта следующее. Только 25 % старшеклассников показали высокий уровень эмоциональной осведомленности, т. е. развитие когнитивной сферы эмоционального интеллекта.

Средний уровень развития эмоциональной осведомленности — у 45 % подростков, низкий — у 30 %. Только 25 % старшеклассников легко могут распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению, они способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека. У этих учеников достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека. У 45 % учеников недостаточно развито умение распознавать эмоции других людей, называть их и характеризовать. 30 % подростков испытывают затруднения

при распознавании эмоциональных состояний других людей, неспособны охарактеризовать эмоции других людей, знают небольшое количество эмоций человека.

У подростков отсутствуют показатели высокого уровня управления эмоциями, у 15 % обучающихся — средний уровень, 85 % подростков имеют низкий уровень управления эмоциональным состоянием. Подростки не могут использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Отсутствует самоконтроль и глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент. У 15 % учеников средний уровень: развито умение управлять собой,

наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению. У 85 % обучающихся имеются низкие показатели, т. е. у них присутствует низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели, низкий самоконтроль. Отмечаются нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образу жизни, низкая наблюдательность в общении, отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

По шкале «самомотивация» высокий уровень отмечен у 15 % подростков, 60 % учеников имеет средний уровень и 25 % — низкий уровень. Высокий уровень эмпатии зафиксирован у 10 % подростков, 63 % имеют средний уровень, 27 % — низкий. Распознавание эмоций: у 20 % высокий уровень, 45 % учеников имеет средний уровень, 35 % — низкий.

Результаты исследования социальной компетентности и эмоциональной сферы несовершеннолетних позволяют выявить взаимосвязи между ними и предполагаемые трудности в процессе социализации личности.

Отклонения по шкалам «организованность, развитие произвольности», «самостоятельность», отмеченные у 60 % и 30 % школьников соответственно, связаны с таким качеством эмоциональной сферы, как «управление эмоциями», низкий уровень которого выявлен у 85 % подростков обследуемой группы. Шкала «отношение к своим обязанностям», отклонения по которой имеют 45 % учеников, связана с таким качеством эмоционального интеллекта, как «самомотивация», недостаточно выраженным у 25 % обучающихся. «Интерес к социальной жизни», к общению присутствует у большинства подростков (85 %), связан с

возрастными особенностями, поверхностность и трудности в общении могут быть обусловлены недостаточной выраженностью умения распознавать эмоции другого, понимать чувства партнера по общению (75 %), низкой эмоциональной осведомленностью (30 %). Трудности в общении в подростковом возрасте, закономерные механизмы формирования самооценки нередко приводят к неуверенности в себе, низкой самооценке (45 % подростков).

Полученные результаты могут быть использованы в образовательной практике для проведения психолого-педагогиче-ской работы с педагогами и обучающимися по развитию социальной, эмоциональной компетентности несовершеннолетних как условия успешной социализации несовершеннолетних. №

1. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикаты жизненного успеха // Вопр. психологии. 2006. № 1 (6). С. 30—38.

2. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim : Psychologie Verlag Union, 1991.

3. Shroder H., Vorwerg M. Soziale Kompetenz als Zielgrosse fur Personlichkeitstruktur und Verhaltensmodifikation. Zur psychologishen Personlichkeitsforschung. Berlin, 1978. P. 48—63.

4. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность и технологии реформирования в современной России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2010. Сер. 12, вып. 3. С. 356-365.

5. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining sozialer Kompetenzen.

6. Верхозина О. А. Эмоциональный интеллект как индивидуально-психологический фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2012. № 3. С. 67-70.

Influence of Social Competence on Socialization of the Identity of Minors

© Verkhozina O., 2013

Article is devoted to studying of influence of social competence on socialization of the identity of minors. Being formed in the course of socialization, social competence has impact and on process of socialization of the personality. Emotional and social competence are interconnected. Exact emotional communication with people around strengthens ability to work both with other people, and with the feelings and desires. The interrelation and interdependence of social and emotional competence and their role in effective social interaction is traced. Results of research of social competence and the emotional sphere of minors allow to reveal interrelations between them and estimated difficulties in the course of socialization of the personality.

Key words: social competence; emotional intelligence; socialization of minors; competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.