Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА '

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL AGE AS A HYGIENIC PROBLEM

The paper deals with problems of the so-called school age. Successful school studies by children, who are not physically and psychically prepared for school, are connected with great strain and bring about considerable fatigue. The school age should be determined on the basis of investigation of only such functions of the central nervous system, that demonstrate the actual readiness of the child for school studies. A special examination of children will reveal the hygienic significance of the school age and the necessary hygienic measures to be taken.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА »

предполагать, что пороги биологического действия низкочастотного ультразвука лежат в пределах 100 дб.

С этими данными согласуются результаты наблюдений клиницистов, которые изучали клинические проявления у лиц, подвергавшихся в производственных условиях воздействию ультразвука разной интенсивности. Оказалось, что если при интенсивностях ультразвука выше 110 дб клиническая картина более выражена, то "при интенсивностях около 110 дб и отсутствии одновременно действующего 'производственного шума она оказалась слабо выраженной.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что в настоящее время найдены и в достаточной мере обоснованы подходы к методике определения допустимой дозы низкочастотного ультразвука в условиях его промышленного применения. Эта методика требует учета главных особенностей распространения ультразвука в производственной среде и особенностей его биологического действия. Проведенные исследования дают возможность оценить роль отдельных факторов, которые должны приниматься во внимание при определении допустимой дозы.

Результаты исследований позволяют предложить на основании объективных научных данных допустимую дозу низкочастотного ультразвука в условиях его промышленного применения для новых санитарных норм и правил на уровне 100 дб.

ЛИТЕРАТУРА

Горшков С. И., Горбунов О. Н., Антропов Г. А. Биологическое действие ультразвука. М., 1965. — Григорьева В. М. Ультразвуковая техника, 1963, № 2, с. 65. — Добросердов В. К- Гиг. и сан., 1967, № 2, с. 17. — Лакеев а И. Ф. Экспериментальное изучение влияния низкочастотного ультразвука на электрическую активность головного мозга кроликов. Дисс. канд. М., 1966. — Рощи н И. В., Мель-кумова А. С., Лиоичкина 3. С. и др. Гишена труда, 1967, № 1, с. 5. — Grog-not L„ J. Aviat. Med., 1953, v. 29, p. 2. — Koelsch F., Handbuch der Bemfskrankhei-ten. Jana, 1962.

Поступила 8/IV 19G8 r.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF LOWFREQUENCY ULTRASOUND

IN INDUSTRY

S. /. Gorshkov, A. V. Roschin

Taking into account the means of spread of ultrasound waves and their biological action on the body the authors study the methods of determining the permissible doses of Iowfrequency ultrasound waves under conditions of their use in industry. On the basis of investigation findings the authors suggest the permissible dose of the ultrasound to be set at a level of 100 db.

УДК 613.96

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проф. С. М. Громбах

Институт гигиены детей и подростков, Москва

Краеугольный камень гигиены детей и подростков — это проблема функциональной готовности организма на каждом возрастном этапе к тем требованиям, которые перед ним ставит жизнь. Проблема эта приобретает особую остроту в моменты резкого перелома в жизни ребенка. Одним из таких переломных моментов является поступление в школу. Переход в новые условия социального существования достаточно труден

для детей, и далеко не все они успешно справляются с ним. В зарубежной литературе раздаются даже голоса о «школьном стрессе», «школьном шоке» (Zdunkiewicz).

Это говорит о необходимости обеспечить ребенку адаптацию к школе. Не случайно указанному вопросу был посвящен специальный симпозиум ВОЗ (Нордвайк-на-Зее, 1963).

Естественно, что адаптация протекает тем легче, чем в большей степени организм обладает готовностью, функциональной зрелостью к новым условиям. Вот почему вопрос о готовности к школе, о так называемой школьной зрелости (Schulreife), привлекает внимание врачей и педагогов многих стран. Разные авторы дают различные толкования понятию «школьная зрелость», но все они в общем сводятся к тому, что под ним следует подразумевать «уровень физического и психического развития, • при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения» (Hillebrand). Казалось бы, что этот уровень целиком определяется возрастом, установленным для поступления в школу, и соответствием учебных планов и программ 1-го класса возможностям детей данного возраста. На самом деле это не совсем так. Как правило, для большинства детей в том возрасте, который установлен для поступления © школу, вполне приемлемы программа и режим 1-го класса. Но на этом фоне имеется определенное число детей, для которых те же программа и режим чрезмерно трудны, порою даже непосильны. По данным разных авторов, количество таких учащихся варьирует от 5 до 20%. Речь идет вовсе 'не об умственно отсталых детях. Ученики, которые в 1-м классе не справляются с программой и вынуждены оставаться на второй год, как правило, обладают совершенно нормальными умственными способностями, а иногда даже слегка превосходят норму (Abbadie).

Вопрос о школьной зрелости в педагогической и психологической, а отчасти медицинской зарубежной литературе трактуется почти исключительно с позиций ее влияния на успеваемость учащихся. И, действительно, по данным многих авторов, именно из среды детей, не созревших для школы к моменту поступления в нее, вырастают неуспевающие и второгодники. По данным Kern, например, через полгода после прихода в 1-й класс дети с отличной и хорошей успеваемостью составляли в группе достигших школьной зрелости к моменту поступления в школу 71,9%, в группе незрелых только 6,2%, а дети с неудовлетворительной и плохой успеваемостью соответственно 0,4 и 33,9%. Через I1 /2 года соотношение несколько изменилось, но осталось достаточно ярким: неуспевающие в 1-й группе составляли только 1,26%, а во 2-й — 33%.

Как указывают многие исследователи, бремя школьной незрелости отражается на успеваемости достаточно долго — до 3-го и даже 4-го класса (Langmeier). Более того, иногда такая незрелость в момент поступления в школу сказывается на успеваемости не в 1jm, а в последующих классах, Wallis, например, утверждает, что у детей, поступивших в школу, которые не достигли школьной зрелости, затруднения в обучении отчетливо проявляются впервые в 3-м классе, «когда наглядное конкретное обучение сменяется более теоретически абстрактным учебным материалом».

Проблема школьной зрелости, хотя этот термин пока еще у нас не принят, обсуждалась в советской педагогической печати в связи со статьей учительницы Н. Мокрецовой «Как быть с отстающими?», т. е. также в аспекте предупреждения неуспеваемости школьников. С позиций гигиенических нас тревожит, однако, не только и не столько неуспеваемость учащихся. Как это ни парадоксально, нас больше неуспевающих беспокоят «незрелые», но тем не менее успевающие дети, так как есть основания предполагать, что успешное овладение программой и соблюдение предъявляемых школой требований достигаются им очень дорогой фи-

зиологической ценой, большим физическим и психическим напряжением, которое влечет за собой большое утомление. Утомление же, накапливаясь, может в конечном счете привести к заболеваниям и прежде всего к неврозам. Как отмечает Schmitz, неврозы у школьников чаще проявляются позже (особенно в 4-м классе!), но причины их кроются в перенапряжении, которое они испытывают в 1-м классе из-за неготовности к школе.

Таким образом, школьная зрелость — это проблема не только педагогическая, но в равной степени и врачебная, гигиеническая. Но что же такое школьная незрелость? В чем она проявляется, если признать возможность ее у детей с нормальным психическим развитием? По-видимому, корни школьной незрелости в недостаточной функциональной готовности отдельных органов, а может, даже и отдельных функций. При этом мы исходим из двух положений, в известной мере гипотетических. Во-первых, в растущем организме при общем нормальном его развитии возможно замедленное развитие (отставание) отдельных функций. Подобное предположение основано на общеизвестных фактах асинхронности в развитии отдельных систем организма и даже отдельных функций внутри одной и той же системы. Достаточно убедительные факты в этом отношении собраны Б. Г. Ананьевым. Но если эта асинхронность, т. е. разный уровень различных функций, характерна для всех детей, то логически можно допустить и возможность неодинакового уровня одной и той же функции у различных детей. Это подтверждается существованием разных типов роста детей. Если имеются различные типы размеров тела, то возможно и определение типа развития отдельных функций.

Во-вторых, не весь организм в целом и даже не все функции различных систем его в равной степени участвуют в деятельности, связанной со школьным обучением. Некоторые функции принимают в ней преимущественное участие, и если именно они отстают в своем развитии, то их деятельность либо недостаточно эффективна, либо протекает с повышенным напряжением, приводящим к утомлению. Выполнение школьных требований на уровне, соответствующем нормальному развитию этих функций (иначе говоря, при хорошей успеваемости), приводит уже к перенапряжению, влекущему за собой переутомление со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями.

Во избежание таких неблагоприятных последствий необходимы мероприятия, которые предотвращали бы задержку развития функций, необходимых на первом этапе школьного обучения, которые следует предпринимать, если к моменту поступления ребенка в школу эти функции— полностью или частично — не достигли еще нужного уровня зрелости. Мероприятия такого рода заключаются прежде всего в дифференцированном подходе к детям, приближающемся к индивидуальному, особенно в начале их обучения. Эта задача сформулирована в программном докладе де Хааса на симпозиуме ВОЗ(Нордвайк-на-Зее, 1963). «Различия в развитии, — сказал проф. де Хаас, — являются такими большими, что каждый ребенок требует индивидуального обследования. Не следует распространять на всех детей единую по трудности и темпам прохождения материала учебную программу...» Далее он говорил: «В настоящее время ребенок должен приспосабливаться к школе, в то время как в действительности школа должна сама приспосабливаться к ребенку... Вопрос контакта с новичками должен быть рассмотрен с медико-биологической точки зрения и должен быть решен в свете проблем, связанных с изучением развития ребенка».

Большинство же авторов настаивает на некоторой отсрочке поступления в школу детей, не достигших полностью школьной зрелости к началу учебного года. Необходимость подобной отсрочки вовсе не предполагает поступления таких детей в школу на следующий год. Иногда достаточно нескольких месяцев, чтобы дети, не готовые в полной мере к школе в начале учебного года, достигли школьной зрелости и стали вро-

вень со своими сверстниками (Hölzer; de Kaal). Поэтому де Хаас, например, 'предлагает, чтобы новичков принимали в начальную школу по крайней мере 2 раза в году, а еще лучше каждый семестр. А на период отсрочки дети должны находиться в специальных группах, где с ними следует проводить специальные занятия с целью обеспечения их готовности к школе. Это так называемые школьные детские сады (ГДР) или классы ожидания (Франция) при детских садах. В Польше с 1960/61 учебного года существуют «дошкольные центры» с программой, рассчитанной на срок от 8 недель до 6 месяцев. Такие классы организованы при некоторых школах в Праге. В СССР, как мне известно, подобный «диагностический» класс организован в Мурманске, но в нем учатся дети с задержкой психического развития. Пребывание в этих классах приносит большой педагогический эффект, снижает неуспеваемость и второгодничество.

Н. Мокрецова рекомендует принимать в школу детей, которые, по ее словам, «не успели вырасти, несмотря на свои 7 лет», на год позже. Большинство ее оппонентов не согласно с нею, но кое-кто ее поддерживает. Некоторые педагоги выдвинули предложение начинать обучение детей с 6 лет, если они «созрели» для школы. Редколлегия журнала «Семья и школа», подводя итоги дискуссии, так сформулировала свою позицию: нужно «раздвинуть возрастные сроки приема детей в школу и обеспечить врачебно-педаготическое определение их готовности к школьному обучению».

Справедливое требование — обеспечить определение готовности детей к школьному обучению— ставит врачей перед необходимостью иметь адекватные, научно обоснованные критерии такой готовности и объективные методы ее определения. Таких методов предложено много. Не вдаваясь в их описание и критический разбор, можно лишь сказать, что большинство тестов на школьную зрелость (морфологических, психологических, психомоторных, физиологических и т. д.) определяет не столько ее саму, сколько уровень общего развития, биологический возраст ребенка, если угодно, и лишь косвенно могут указывать на степень готовности его к школе.

Между тем имеется ряд совершенно конкретных показателей, по которым следовало бы судить о степени школьной зрелости. На них указывают сами педагоги. В выступлении С. Возницкой (Польша) на симпозиуме дошкольных работников социалистических стран в мае 1962 г. перечислены те функции и свойства, которые необходимы для поступления в школу#«Кроме общего хорошего состояния здоровья и невосприимчивости организма к заболеваниям, — указывает автор, — это способность к продолжительному физическому усилию, к сохранению нормальной позы во время длительного сидения, умение управлять своими движениями, в особенности движениями рук, позволяющее ребенку правильно держать карандаш и ручку, рисовать линии в намеченном направлении...». Советский педагог А. А. Люблинская пишет: «Особого внимания требует от дошкольных работников подготовка руки ребенка. Он не только должен научиться правильно держать ручку и действовать ею, но необходимо развивать у детей точную дифференцировку движений пальцами, регулирование нажимов и умение выполнять различные движения. Эти действия требуют развития сложных процессов дифференцированного возбуждения и торможения».

В обоих выступлениях по существу намечена в общих чертах программа гигиенических исследований. Предоставляя педагогам и психологам право определять состояние относительно широких психологических функций, необходимых для школьного обучения, гигиенисты решают более ограниченную и конкретную задачу—устанавливать те основные физиологические (по возможности немногочисленные) функции, которые

являются ведущими на начальном этапе школьного обучения, и регламентировать уровень развития детей к моменту поступления в школу.

Какие же функции участвуют преимущественно в обучении на его начальном этапе и, следовательно, подлежат исследованию? Это прежде всего торможение столь свойственного детскому возрасту двигательного возбуждения. Если даже принять для 1-го класса рекомендованную гигиенистами 30- или 35-минутную длительность урока, сохранять в течение этого срока относительную неподвижность могут лишь те дети, которые в достаточной степени способны подавлять потребность в движении и у которых так называемые позные мышцы способны удержать длительное время голову и туловище в правильном положении. Далее речь идет о достаточной координации и дифференциации движений пальцев рук и достаточном развитии червеобразных мышц кисти, необходимом для правильного выполнения графических задач школьниками с первых же дней обучения.

Чрезвычайно важно было бы, конечно, определить и так называемое общее психическое развитие. Однако несмотря на большой арсенал способов установления степени развития интеллекта, в значительной (если не в главной) мере обусловливающей степень готовности к школе, необходимо полностью отказаться от использования всех предложенных психометрических тестов и шкал, так как подавляющее большинство их отражает не столько способность к обучению («обучаемость»), которая и решает по существу готовность ребенка к школе, сколько наличие уже приобретенных им сведений, понятий. Л. С. Выготский правильно отмечал, что еще ни одному исследователю не удалось разделить интеллектуальные свойства ребенка на возникшие из развития и обязанные своим возникновением обучению.

Необнаружение же у ребенка требуемых тестом предварительных знаний может (чаще всего так и бывает!) означать не отсутствие у него возможности усвоить эти знания, а отсутствие условий их приобретения, связанное чаще всего с воспитанием, социальной средой и т. п. Недоучет этого, в частности, привел в свое время к ошибкам педологии.

Поэтому необходимо проводить исследование только тех функций центральной нервной системы, состояние которых отражает именно готовность ребенка к обучению. К таким функциям принадлежит прежде всего замыкательная функция коры головного мозга. И. П. Павлов указывал, что «наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, возможные привычки, представляют собой длинные ряды условных рефлексов». Стало быть, быстрота и легкость образования условных рефлексов, — при этом на раздражители, по возможности не связанные с предыдущим опытом, — бесспорно, отражают степень готовности к обучению. Другой элемент высшей нервной деятельности, другая физиологическая функция, имеющая непосредственное отношение к школьной зрелости, — это дифференцировочное торможение. Как отмечают психологи, ребенку легче устанавливать сходство различных элементов, нежели различия между сходными элементами, в том числе и между сходными элементами разных букв. А всякое различение, и в частности различение букв, имеет в своей основе процесс дифференцировочного торможения.

И, наконец, развитие второй сигнальной системы. Как бы широко ни применялись в начале обучения наглядные методы, в основном процесс его построен на вербальном воздействии, т. е. на преимущественном использовании второй сигнальной системы. Как известно, вторая сигнальная система — «самое последнее приобретение в эволюционном процессе» (И. П. Павлов) —'развивается наиболее поздно не только в филогенетическом, но и в онтогенетическом плане. И хотя к моменту поступления ребенка в школу вторая сигнальная система обычно уже достаточно развита, использование ее представляет известные трудности. Вот поче-

му установление степени развития этой системы и возможностей ее широкого использования представляет обязательный элемент исследования ребенка при определении степени его готовности к школе («школьной зрелости»). Все это исследование должно происходить, естественно, на фоне определения степени морфологического развития, о которой следует судить, однако, не столько по общепринятому показателю-росту, который в значительной степени генетически обусловлен, сколько по пропорциям тела, соотношения определенных его размеров, отражающих именно достигнутый уровень развития.

Конкретные методические приемы исследования, построенного на сформированных выше предпосылках, могут варьировать, но сами предпосылки должны быть соблюдены. Распределив на основании такого исследования детей, поступающих в школу, на предположительно «зрелых» и предположительно «незрелых», следует проследить на протяжении учебного дня и всего учебного года динамику их состояния, утомляемости, успеваемости, развития. Сравнение обеих групп позволит определить наличие или отсутствие «незрелых» и их количество, а также правомочность трактовки нами понятия школьной зрелости. Это даст возможность также выявить гигиеническое значение школьной зрелости и наметить необходимые гигиенические мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, 1956, с. 252.— Люблинская А. А. Изв. АПН РСФСР, 1953, в. 49, с. 26.— Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного '.мозга. М., 1952, с. 264. — Hillebrand М., Zum Problem der Schulreife. München, 1955, S. 9. — Kern А. Цит. M. Hillebrand, S. 15, —Langmeier J„ Csl. Pediatrie, 1966, XXI—4, 347—348.— Schmitz W., Ztschr. f. arztliche Fortbildung, 1960, 3, S. 151. —Wallis H„ Deutsche med. Wochenschrift, 1961, 36, 1710. — Zdunkiewicz L., Wychowanie fiziczne i higie-na szkolna, 1968, 5—6, 57.

Поступила tO/I 1969 r.

SCHOOL AGE AS A HYGIENIC PROBLEM S. M. Grombakh

The paper deals with problems of the so-called school age. Successful school studies by children, who are not physically and psychically prepared for school, are connected with great strain and bring about considerable fatigue. The school age should be determined on the basis of investigation of only such functions of the central nervous system, that demonstrate the actual readiness of the child for school studies. A special examination of children will reveal the hygienic significance of the school age and the necessary hygienic measures to be taken.

УДК 613.865:378.9

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Канд. мед. наук В. П. Стоногина, С. В. Попов

Кафедра общей гигиены Московского медицинского стоматологического института

Бурное развитие высшего образования в нашей стране приводит к ежегодному росту численности студентов, условия труда и быта которых имеют свою специфику. Учитывая важность сохранения здоровья будущих специалистов, ВОЗ в 1964 г. поставила вопрос о создании специальной службы, в задачи которой наряду с медицинским обслуживанием студентов входило бы изучение проблем состояния их здоровья и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.