Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The authors investigated the effect produced on students by the educational load carried out during the term and at the time of an examination session. The finding was that a considerable overwork occurred mainly asaresult of irrational arrangement of the daily regimen. The overstrained state of the students was revealed by considerable shifts in the indices of the conditional reflex activity, in the blood oxygenation and vegetative reactivity of the body. Scientifically substantiated recommendations should be elaborated in order to standardize the educational load and the daily regimen of students.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

му установление степени развития этой системы и возможностей ее широкого использования представляет обязательный элемент исследования ребенка при определении степени его готовности к школе («школьной зрелости»). Все это исследование должно происходить, естественно, на фоне определения степени морфологического развития, о которой следует судить, однако, не столько по общепринятому показателю-росту, который в значительной степени генетически обусловлен, сколько по пропорциям тела, соотношения определенных его размеров, отражающих именно достигнутый уровень развития.

Конкретные методические приемы исследования, построенного на сформированных выше предпосылках, могут варьировать, но сами предпосылки должны быть соблюдены. Распределив на основании такого исследования детей, поступающих в школу, на предположительно «зрелых» и предположительно «незрелых», следует проследить на протяжении учебного дня и всего учебного года динамику их состояния, утомляемости, успеваемости, развития. Сравнение обеих групп позволит определить наличие или отсутствие «незрелых» и их количество, а также правомочность трактовки нами понятия школьной зрелости. Это даст возможность также выявить гигиеническое значение школьной зрелости и наметить необходимые гигиенические мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, 1956, с. 252.— Люблинская А. А. Изв. АПН РСФСР, 1953, в. 49, с. 26.— Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1952, с. 264. — Hillebrand М., Zum Problem der Schulreife. München, 1955, S. 9. — Kern А. Цит. M. Hillebrand, S. 15, —Langmeier J„ Csl. Pediatrie, 1966, XXI—4, 347—348.— Schmitz W., Ztschr. f. arztliche Fortbildung, 1960, 3, S. 151. —Wallis H„ Deutsche med. Wochenschrift, 1961, 36, 1710. — Zdunkiewicz L., Wychowanie fiziczne i higie-na szkolna, 1968, 5—6, 57.

Поступила tO/I 1969 r.

SCHOOL AGE AS A HYGIENIC PROBLEM S. M. Grombakh

The paper deals with problems of the so-called school age. Successful school studies by children, who are not physically and psychically prepared for school, are connected with great strain and bring about considerable fatigue. The school age should be determined on the basis of investigation of only such functions of the central nervous system, that demonstrate the actual readiness of the child for school studies. A special examination of children will reveal the hygienic significance of the school age and the necessary hygienic measures to be taken.

УДК 613.865:378.9

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Канд. мед. наук В. П. Стоногина, С. В. Попов

Кафедра общей гигиены Московского медицинского стоматологического института

Бурное развитие высшего образования в нашей стране приводит к ежегодному росту численности студентов, условия труда и быта которых имеют свою специфику. Учитывая важность сохранения здоровья будущих специалистов, ВОЗ в 1964 г. поставила вопрос о создании специальной службы, в задачи которой наряду с медицинским обслуживанием студентов входило бы изучение проблем состояния их здоровья и

физического развития, современной организации учебного процесса в высших учебных заведениях, гигиены внешней среды, психогигиены, социологии и т. д. Однако до настоящего времени далеко не везде уделяется серьезное внимание улучшению состояния здоровья и физического воспитания студентов, гигиенической организации их труда и быта.

Мы ставили своей целью выяснить влияние на организм студентов существующей учебной нагрузки в течение семестра и во время экзаменационной сессии. Проводились наблюдения над студентами естественно-географического и физико-математического факультетов Волгоградского педагогического института им. А. С. Серафимовича. Для изучения сдвигов в процессах жизнедеятельности наблюдаемых применялся комплекс гигиенических и физиологических методик. Физиологические функции определялись в течение весеннего семестра — в начале и в конце занятий, а также в период летней экзаменационной сессии — до и после сдачи экзаменов.

Анализ данных хронометража и анкетного материала (358 наблюдений) показал, что ежедневная учебная нагрузка в институте составляет 6 часов, но нередко бывают 8- и 10-часовые занятия. На учебную работу дома основная масса (65,8%) студентов расходует 3—4 часа. Общая продолжительность ежедневной учебной работы во время семестра колеблется от 7 до 10—12 часов, в период сессии — от 9 до 15 часов. Пребывание на свежем воздухе ограничено у 67,4% студентов 1 — 1'/г часами, а у 19,2% не превышает 1 часа. Продолжительность сна составляет 6—7 часов у 43,5% обследованных и менее 6 часов у 38,9%. Во время сессии, особенно накануне сдачи экзаменов, некоторые студенты спят лишь 2—3 часа.

У многих наблюдаемых имеются субъективные признаки утомления: усталость, головная боль, сонливость, потеря аппетита, пониженный интерес к работе, особенно в конце семестра, конце учебного года и после сдачи экзаменов. Следовательно, у студентов отмечается значительная перегрузка учебной работой в сочетании с нерациональным режимом дня. На это указывают и материалы И. И. Беляева.

Результаты исследований условнорефлекторной деятельности, работоспособности и вегетативной реактивности организма студентов при умственной работе различной интенсивности представлены в табл. 1. Как видно из табл. 1, после учебных занятий во время семестра латентный период реакции на свет и звук статистически достоверно увеличен. Удлинение латентного периода установлено и после сдачи экзаменов.

. При сравнении латентных периодов видно, что наиболее длительное время реакции наблюдается, когда проходит экзаменационная сессия. Если показатели латентных периодов реакции на оба сигнала до начала учебных занятий принять за 100%, то после учебных занятий латентные периоды реакции на свет и звук составят соответственно 110,1 и 103,8%, перед экзаменами—108,3 и 110% и после сдачи экзаменов—120,3 и 119%. Таким образом, интенсивная умственная нагрузка в сочетании с насыщенным эмоциональным фоном на экзаменах приводят к значительному удлинению времени условнорефлекторных реакций. Эти данные указывают на снижение процессов возбуждения в коре головного мозга, что служит признаком истощения или усталости корковых клеток. О том же свидетельствует и увеличение нарушений дифференциро-вок от 2,4—2,9 в течение семестра до 3,3—5,1 во время экзаменационной сессии.

Об изменении вегетативных функций организма мы судили по изменениям основных гемодинамических показателей. Пульс у студентов в течение семестра становился реже в среднем на 7 ударов в минуту к концу учебного дня. При сдаче экзаменов он значительно учащался (на 45,1—53,6% по сравнению с соответствующими данными во время учебного года). Учащение сердечной деятельности при значительной

умственной нагрузке наблюдали и другие авторы (В. Г. Крыжановский, и др.).

Как видно из табл. 1, у студентов заметна тенденция к гипотонии, если судить по систолическому давлению. В результате выполнения учебной работы отмечается незначительное повышение систолического давления, снижение диасто-лического и возрастание пульсового. Следовательно, выявляется так называемый нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку.

В период сессии изменения артериального давления носят иной характер — повышается систолическое и пульсовое давление и снижается диастолическое. После сдачи экзаменов систолическое и пульсовое давление снижается на фоне почти неизмененного диасто-лического давления. Снижение артериального давления свидетельствует чаще всего об уменьшении сосудистого тонуса.

Данные корректурных проб указывают на то, что в процессе учебных занятий скорость работы практически не меняется и количество ошибок несколько возрастает, тогда как после сдачи экзаменов скорость работы снижается с одновременным увеличением количества ошибок.

Для определения окси-генации крови мы применяли функциональную пробу с задержкой дыхания на вдохе в течение 30 сек. Записано 166 оксигемограмм. Расшифровка показателей проводилась по общепринятой методике с учетом длительности фазы устойчивой оксигенации, длительности восстановительного периода и градиента падения окси-гемоглобина. Результаты

я к

ч

ю я

ь

I

ее О.

IX

о

X

ю

О»

а-

>>

X X

с с 3

X

о. с

£

н ^

и V 2

X X §«

<о V

II

а с* |

а а.

.-х х Я" ж

к

X X

и

о ч о

X 09 X

•е-

X

ч

я ж о

с

00

со**"

СО

со — — сч ь-."о"ю" со"

++

ю

т

сч

ю^-со — О Г- сч

00 1П тг'сч" +1 +1

О.О. 1П — сч о ю !М СЧ

СО_

сч"

СЧ_1Л СЧ_ —

+1 +1 +¡+10

оо — оо о сч

о сч_

ю" со"

+1 +1 о о

Ю—*

-ч* л СЧ сч

со сч

СО +| СО

о

СО — СП о —* —Г о" ю"

+1 +1 +1 +1 СЧ О СТ> £0

ТГ* — СО* ~ СЧ С- СО ^

со сч_ со"-г"

I

1 СО

Ю 00 00 Сч"ю* ао"о"

СО 00

сч —

++

ю

СО -З- — -Ч-

++++

ю" со

+1 +1 оо

С> со" ■ч- сч сч сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч +' сч СО

о оо о —

+1 +1 +1 +1 № со ю ю сч _Г

сч"(-.*сч"3

— г^ со ^

— о СО

тг со" —Г

+1 +1 м +1

о о а>

СО о сч — сч сч

со

о_г-_оо_со —Г о" о" со" +1 +1 +1 +1 00 ЮООИо

- -гч

оо сч сч й! о 00 сч ^

о

X а. о н о 2 о

X

л

5

ь X

£ § *

а. в> — с А

-я = Ю | §о

£ х я

2 и я е-

щ

п

я я

X о о

X

3 о

ч —

о

Ч

>1 н «

>>5

х х

X «

3 « а

. Я о

« ч *

3 X ¥

ао» я * *

4 л ч

— Я Ъ и 5х

01 о.

о *

о 'Е

9/ о

3 •ё'х

х о с о

о 8 § § § Ч в в

00 О) о> ¡г а*

за ¡¡г» С

• Э- Э-

5 К §§

Й

СО-"Г о_сч 1С 00 со --сооо 1

сч а> оо оо га— 1

о о о о о_о о о о* о" о" о" — о — о ООО о ООО о

2,3± 0,32 0,17± 0,02 6,2± 0,73 0,35± 0,04 2,42± 0,57 0,14±0,02 5,0± 1,0 0,23±0,03

со_га_ <м_еч сч" со" ечт" тГ ^ Ю СО © СО о* со" о* со" 1С СО 1С со

СТ5 О} 1С сч сч га сч ьоьо

0,001 0,001 0,001 0,001 3 * 3 ц г о о о о о" о* о* о"

Е *

2,1 ±0,34 0,22± 0,02 4,6±0,64 0,32±0,04 Б о 1,7±0,25 0,22± 0,02 3,5±0,27 0,3± 0,07

ор_га_оо_со_ 05 со" ю" сч" СО со -ч- 1С СО Г- -Ч" оо со"—"га сч сч -ч- га

О -Ч- сс сч сч сч сч -Ч- -ф со 1С

00 Г- 1--- СО СО СО СО •Ч* 1С "Ч* ю

О) . =

и О!

== • 3

а 1

О

.X • =

2 • к

= • 5

к

X X

6

ч «§

а

3 ч

яз . ^ ™ и

О Эс о

I- 2 ш

о я С га

3 х х о 2 га ^ о х <5 ^ си >, о. 2 ч 11 О ДиС

СО X о

' В! X X

о

эХ

о а

X ГР

О &

>.

та

со

та ©

. 0> з - а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и • ев

К X

X

о>

= «I

к X 5

X с* О

о) га о 3 с °

ТО д

с га

а- К 55 о

3 О! >> а. 14 йс «

оаСс

оксигемографических исследований представлены в табл. 2.

В основном изменения оксигенации крови у студентов при пробе с задержкой дыхания протекали по типичной кривой. Однако после учебных занятий у всех исследуемых снижалась продолжительность фазы устойчивости оксигенации в 42,6 и 50% случаев, свидетельствуя о повышении окислительных процессов в организме, и наблюдалась меньшая степень ги-поксемии после пробы с задержкой дыхания (градиент падения оксигемо-глобина в 52,2 и 50% случаев снижался). Следовательно, адаптация к ги-поксемии после задержки дыхания происходила по компенсаторному типу: имелась длительная фаза и меньшая степень развития гипоксемии. Следует отметить также, что у студентов-химиков после 4-часовых практических занятий по органическому синтезу резко уменьшалось время задержки дыхания (до 17—20 сек.) при проведении функциональной пробы, круто снижалось насыщение крови кислородом в 66,6% случаев и период восстановления оксигенации крови затягивался до 5—8 мин. Наши данные подтверждают, что на степень оксигенации крови влияют не только интенсивность нагрузки, но и состав вдыхаемого воздуха (Е. М. Крепе; С. Н. Попов) .

Выводы

1. Литературные данные и материалы наших наблюдений свидетельствуют о значительной пе-

регрузке студентов учебной работой, неупорядоченности режима их труда и отдыха, что нередко приводит к нарушению здоровья будущих специалистов и служит причиной снижения их работоспособности.

2. К концу 6-часовой учебной работы у студентов развивается утомление, проявляющееся в изменении показателей условнорефлектор-ной деятельности, оксигемографии и вегетативной реактивности организма. В период подготовки к экзаменам и сдачи их создаются еще более неблагоприятные условия для жизненно важных систем организма.

3. Необходима разработка научно обоснованных гигиенических рекомендаций по нормированию различных видов учебной работы и рациональной организации режима дня студентов.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев И. И. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 91. — Крепе Е. М. Оксигемометрия. Л., 1959. — Крыжано>вск«й В. Г. В кн.: Исследования по физиологии трудовых процессов. М., 1962, с. 192. — Попов С. Н. Оксигемометрия при задержке дыхания во врачебио-ледагогическом контроле за легкоатлетами. Автореф. диос. канд. Л., 1960.

Поступила 2/VII 1968 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

V. P. Stonogina, S. V. Popov

The authors investigated the effect produced on students by the educational load carried out during the term and at the time of an examination session. The finding was that a considerable overwork occurred mainly asaresult of irrational arrangement of the daily regimen. The overstrained state of the students was revealed by considerable shifts in the indices of the conditional reflex activity, in the blood oxygenation and vegetative reactivity of the body. Scientifically substantiated recommendations should be elaborated in order to standardize the educational load and the daily regimen of students.

УДК 613.5:371.62:628.9

ОЦЕНКА ОСВЕЩЕННОСТИ КЛАССА В ПРИСУТСТВИИ

УЧАЩИХСЯ

Канд. техн. наук А. А. Колмовской

Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших

учебных заведений, Москва

В соответствии с существующими нормами минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) рабочих мест в классных комнатах школ принимается равным е^^ = 1,5%.

Для расчета освещенности в проектируемых помещениях применяют различные графики и номограммы; в Советском Союзе отдают предпочтение графикам А. М. Данилюка, построенным с учетом данных, определяемых чертежами плана и разреза помещения. При этом затеняющее влияние людей (в нашем случае учащихся) во внимание не принимается.

Однако для оценки режима зрительной работы важно знать фактическую освещенность рабочих мест в классах, заполненных учениками. Попытки некоторых исследователей определять освещенность классов при наличии учащихся с помощью переносного люксметра не могли дать удовлетворительных результатов по ряду причин и привели к не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.