Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «СБЕРКЛАСС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Е. А.

Актуализированная практика применения цифровых образовательных платформ в условиях цифровой трансформации образования. На данном этапе развития цифровой экономики неизбежно изменение целей, задач, содержания образовательного процесса и переход к персонализированному образованию, направленному на развитие личностного потенциала учащихся. Планомерный переход к индивидуальным траекториям обучения позволяет выстраивать основу для трансформации школы в условиях быстро развивающегося информационного общества. Представлено описание этапов апробации цифровых платформ в рамках образовательной организации, рассмотрены основные трудности внедрения со стороны педагогов и учащихся. Подведены первые итоги внедрения школьной цифровой платформы «Сберкласс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL DIGITAL PLATFORM AS AN INSTRUMENT OF PERSONALIZED EDUCATION ORGANIZATION

Up-to-date practice of digital educational platforms appliance under the conditions of education transformation. On the level of digital economy development there is inescapable targets, tasks, educational process content and shift to personalized education that is directed to students personal potential development. Systematic shift to individual education trajectory allows to built the base for school transformation under the conditions of fasr developing informational community. Levels description of digital platforms approbation in the framework of educational institution are presented, main di culties of implementation from the side of teachers and students are considered. First results of school digital platform implementation «Sberclass» are made.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371:004

ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Сальникова

Актуализированная практика применения цифровых образовательных платформ в условиях цифровой трансформации образования. На данном этапе развития цифровой экономики неизбежно изменение целей, задач, содержания образовательного процесса и переход к персонализированному образованию, направленному на развитие личностного потенциала учащихся. Планомерный переход к индивидуальным траекториям обучения позволяет выстраивать основу для трансформации школы в условиях быстро развивающегося информационного общества.

Представлено описание этапов апробации цифровых платформ в рамках образовательной организации, рассмотрены основные трудности внедрения со стороны педагогов и учащихся.

Подведены первые итоги внедрения школьной цифровой платформы «Сберкласс».

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровая платформа, персонализированная модель образования, индивидуальная образовательная траектория, школьная цифровая платформа «Сберкласс».

В условиях цифровой трансформации образования для эффективного функционирования школы и решения вопросов совершенствования учебного процесса, образовательные организации постепенно внедряют цифровые платформы, что позволяет дополнять качественные традиционные методы обучения и вытеснять неэффективные. При этом каждая школа получает уникальную возможность удобно и продуктивно организовывать учебный процесс.

Одним из мета предметных требований к освоению образовательной программы согласно ФГОС является готовность к самостоятельному планированию, осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траекто-

рии [5]. Для этого необходимо учитывать особенности каждого ребенка и мотивировать его быть активным участником обучения через самостоятельную постановку задач, выбор форм, способа и времени выполнения работ. Учителю необходимо перестроить учебный процесс с использованием цифровых инструментов таким образом, чтобы обучение превратилось в увлекательный и мотивирующий процесс для всех учащихся. Для индивидуализации работы обучающихся в условиях обычного класса, необходимы современные методические средства и инструменты, которые позволили бы педагогу осуществлять организацию и контроль такой работы, а также оценивать разно уровневые образовательные результаты обучающихся [4]. Здесь на помощь приходит комплексное решение - цифровая платформа персонализированного обучения. Но для того чтобы на компьютерах появился «правильный» контент, а не оцифрованный бумажный учебник, необходимо по-новому построить образовательный процесс и задать новое содержание образования [1].

Большинство педагогов нашей школы давно используют в работе различные образовательные платформы в качестве вспомогательных инструментов. В 2017 году мы участвовали в апробации платформы «ЯКласс», позже, по мере их создания, осваивали «Учи.ру», «Яндекс. Класс», сервисы для поддержки обучения и процесса преподавания «LearningApps» и «Согеарр», использовали возможности порталов Российской электронной школы и Московской электронной школы.

Поэтому, когда весной 2020 года был введен режим повышенной готовности и обучающиеся не могли посещать школу в обычном режиме, опыт использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения помог нам организовать учебный процесс и реализовать образовательные программы. Такой формат взаимодействия предъявляет новые требования ко всем участникам образовательных

отношений. В ходе работы выявились определенные трудности реализации данного формата обучения.

Во-первых, ни одна из имеющихся на тот момент образовательных платформ не подходила для общего использования сразу по всем учебным предметам. Анкетирование обучающихся и родителей показало, что большое разнообразие платформ и сервисов не очень удобно, так как вызывает путаницу у детей. Во-вторых, обнаружилась техническая неготовность многих семей и школ к такому обучению. В-третьих, в ситуации удаленного обучения устанавливать контакт с учениками и контролировать их деятельность стало труднее учителям, а ученикам - сложнее оценить результат своей работы без повседневного контакта с одноклассниками и учителями.

В 2019-2020 учебном году по поручению президента Российской Федерации ПАО «Сбербанк» в рамках проект «Вклад в будущее» приступил к апробации школьной цифровой платформы персонализированного обучения «Сбер-класс», обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов. Персонализированная модель образования на цифровой платформе - это технологический, управленческий проект, внедряющий в практику работы массовой школы лучшего отечественного и зарубежного опыта посредством широкого использования цифровых технологий [2]. Школьная цифровая платформа является инструментом персонализированного образования как способа проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося. Персонализированное обучение обычно рассматривается в качестве альтернативы так называемому традиционному обучению, где все учащиеся данной учебной группы получают один и тот же учебный материал, те же задания и те же оценки [3].

В августе 2020 года наша школа присоединилась к апробации Школьной цифровой платформы «Сберкласс». В течение первого полугодия 11 педагогов проходили индивидуальную подготовку. Обучение проходило с использованием платформы и педагогических технологий, которые впоследствии стали применять входе обучения школьников. В структуру курсов

повышения квалификации входили обязательные и вариативные модули, позволяющие педагогам развить или усилить выбранные компетенции. Проходя образовательные модули, учителя последовательно осваивали новые инструменты, систему мониторинга и сопровождения обучения.

Далее в ноябре 2020 года школьная проектная команда приступила к непосредственному внедрению персонализированной модели в обучение пятиклассников. Первым этапом стало формирование совместно с обучающимися общего видения (личностного смысла обучения) и кодекса взаимодействия, выработанного в коллективе. Персонализированное образование предполагает большую степень самостоятельности учащихся, крепкую дисциплину, умение взаимодействовать, мотивацию к учению. Эти качества не появляются у детей сами собой. Потребовалось приложить немало усилий учителям и классному руководителю, чтобы помочь ребятам. Формируя культуру учения, основополагающий элемент персонализированной модели обучения, педагоги постоянно показывают обучающимся желаемый тип взаимодействия, стимулируют рефлексию, установку на рост, а не на данность [2].

По итогам работы в 2020-2021 учебном году школа вошла в Т0П-300 школ «Сберкласса». Управленческая команда участвовала в сессии стратегического планирования в Москве в апреле 2021 года. В начале текущего учебного года контингент учащих в рамках платформы был расширен за счет добавления еще нескольких классов.

Школьная цифровая платформа является «пультом управления» образовательной деятельностью. Ориентирами в персонализированной модели обучения являются базовые идеи, шкалированные цели и схемы оценивания. Содержание платформы распределено по учебным модулям, задания которых ориентированы на достижение учебных целей разного уровня и реализуются различными способами: онлайн на платформе, офлайн в классе, или смешанно. Работая с платформой, учитель может использовать готовые модули, вносить в них свои изменения или создавать собственные. Схемы оценивания

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

71

Школьная цифровая платформа как инструмент организации персонализированного обучения

(рубрикаторы) позволяют педагогам чаще и эффективнее предлагать школьникам творческие, оригинальные задания [2].

Одним из преимуществ платформы является наличие постоянной обратной связи и оценивания с установкой на рост. Это возможность автопроверки заданий (уровень 2.0), самопроверка по представленным ключам, проверка одноклассником, оценивание учителем заданий (уровень повышенной сложности 3.0 и 4.0), обратная связь в процессе взаимодействия с учителем вне платформы.

Подводя первые итоги внедрения персонализированного образования в школе, можем отметить, что обучающиеся стали более активными и самостоятельными, поскольку им приходится осваивать содержание через активную деятельность, проводя исследования, сравнивая разные источники, отвечая на проблемные вопросы. Учителя отмечают, что на платформе доступно большое количество материалов для эффективного преподавания. Разнообразие интересных, необычных заданий, их геймификация, наличие мотивационных заданий в начале каждого модуля повышают мотивацию учащихся. Платформа помогает раскрыться ребятам, которые в обычной ситуации обучения никак себя не проявляют и не активны во время фронтальной работы. Все это позволяет дать положительную оценку участию нашей школы в данном проекте. Использование Школьной цифровой платформы «Сберкласса» позволяет сделать обучение более эффективным, экономить время участников образовательного процесса, варьировать различные формы его организации, расширить или углубить содержание учебного материала, а также развивать «мягкие» навыки, компетенции XXI века, акцент на которые сделан в новых ФГОС.

Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт открывают новые уникальные возможности, о которых педагоги прошлого не могли даже мечтать. Мир вокруг нас меняется, и первыми улавливают эти изменения дети. Глобальными вызовами современного мира стали цифровиза-ция, открытость, многозадачность, вариативность, неопределенность и ускорение. Современная школа, используя все возможности, должна реализовать такую модель образования, которая

бы обеспечила достижение высоких образовательных результатов и создала все необходимые условия для развития личности ребенка. Гибкая система обучения, воспитания и развития должна мотивировать ребенка к учебе, формировать исследовательское и проектное мышление, «цифровую культуру», развивать способность к командному взаимодействию.

Список литературы

1. Казакова, Е. И. Школу будущего мы построим вместе! / Е. И. Казакова // Учительская газета -2020. - №»7(10816). - С.8.

Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы

2. : презентация / Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина, С. А. Янкевич. - URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C %D0%9E.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - 2019. - 343 с. - ISBN 978-5-75981990-5

4. Уваров, А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы / А. Ю. Уваров. - Москва : Образование и Информатика. - 2018. - 120 с. -ISBN 978-5-906721-12-9. 3

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №°1897 (ред. от 11.12.2020) -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2ee c34b4445cf314/ (дата обращения: 15.09.2021).

References

1. Kazakova, E. I. SHkolu budushchego my postroim vmeste! / E. I. Kazakova // Uchitel'skaya gazeta - 2020. - №°7(10816). - S.8.

2. Personalizirovannaya model' obrazovaniya s ispol'zovaniem tsifrovoj platformy : prezentatsiya / D. S. Ermakov, P. N. Kirillov, N. I. Koryakina, S. A. YAnkevich. - URL: https://vbudushee.ru/uplo ad/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (data obrashcheniya: 1.10.2021).

3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii

obrazovaniya / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]. - Moskva : Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» - 2019. - 343 s. - ISBN 978-5-75981990-5

4. Uvarov, A. YU. Na puti k tsifrovoj transformatsii shkoly / A. YU. Uvarov. - Moskva : Obrazovanie i Informatika. - 2018. - 120 s. - ISBN 978-5-906721-12-9. 3

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 17.12.2010 №1897 (red. ot 11.12.2020) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

_1 1 0255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445c f314/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).

Сведения об авторе

Сальникова Елена Александровна - директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.В. Курчатова», Челябинская обл., г. Сим

Information about author

Salnikova E.A. - Director of Municipal State Educational Institution «Secondary School № 1 named in honor of I.V. Kurchatov», Chelyabinsk region, Sim

УДК 371.12

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.С. Ведерникова, Н.Г. Каримова

Представлены подходы к формированию у мационно-коммуникационной инфраструктуры

педагогов информационно-управленческой региональной системы образования, одним из

культуры, рассмотрен механизм осуществления компонентов которой является информационно-

методической работы в школе с целью развития и управленческая культура педагога [3, 4]. Ее

совершенствования цифровых компетенций формирование и развитие у педагогов общеобра-

педагогических работников. зовательной организации является одной из

В статье сделан акцент на практическую ключевых задач, стоящих перед методической

значимость системной работы по формированию службой школы, осуществляющей свою деятель-

информационно-управленческой культуры ность в условиях цифровой образовательной

педагога на уровне общеобразовательной орга- среды [5].

низации. Описание подходов к выполнению этой

основной задачи - предмет рассмотрения данной

Ключевые слова: информационно- статьи.

управленческая культура, непрерывное педагоги- Учитывая, что для формирования и развития

ческое образование, цифровые компетенции информационно-управленческой культуры

педагога, педагогический опыт. педагогических работников школы в условиях

цифровой образовательной среды на этапе

Достижение качества образования, соотве- цифровой трансформации образования необхо-

тствующего современным требованиям, в димо совершенствовать различные группы

системе образования Челябинской области компетентностей (правовая, психолого-

невозможно без участия всех заинтересованных педагогическая, коммуникативная и методичес-

сторон, но прежде всего, представителей профес- кая), особое место среди которых отводится

сионального педагогического сообщества, ИКТ-компетентности, мы выстроили определен-

осуществляющих свою деятельность в условиях ную систему работы с коллективом [1, 6]. В

функционирования и развития целостной инфор- основе этой работы лежит реализация идеи

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.