Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые образовательные технологии / цифровая экономика / электронные ресурсы / образовательная платформа / системы искусственного интеллекта / digital educational technologies / digital economy / electronic resources / educational platform / artificial intelligence systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К А. Киричек, Е В. Потехина

Статья посвящена проблеме цифровых образовательных технологий в систему российского образования. Эта проблема рассматривается через призму внедрения цифровой экономики и подготовки кадров для решения глобальных задач. Авторы предлагают перечень мероприятий для освоения новых практик цифрового обучения и перехода к новой парадигме образования, учитывая уже имеющийся опыт работы с системами, ресурсами и платформами, а также изучение и применение новых технологий в образовании. Авторы делают вывод о том, что подготовка и реализация новой модели работы образовательных организаций в ходе цифровой трансформации предполагает не только оснащение кабинетов компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет, но и синтез новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, а также предусматривает непрерывное профессиональное развитие педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К А. Киричек, Е В. Потехина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION AS A MEANS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF TEACHING STAFF

The article is dedicated to a problem of digital educational technologies in the Russian education system. This problem is considered through the prism of implementing the digital economy and training personnel to solve such global problems. The authors offer a list of activities for the development of new digital learning practices and the transition to a new paradigm of education, taking into account the existing experience of working with systems, resources and platforms, as well as the study and application of new technologies in education. The authors conclude that the preparation and implementation of a new model of work of educational organizations during the digital transformation involves not only equipping classrooms with computer equipment connected to the Internet, but also the synthesis of new digital tools, information sources and services, as well as the continuous professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 378

Kiricek К.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Teachers' Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

Potekhina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Teachers' Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION AS A MEANS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF TEACHING STAFF. The article is dedicated to a problem of digital educational technologies in the Russian education system. This problem is considered through the prism of implementing the digital economy and training personnel to solve such global problems. The authors offer a list of activities for the development of new digital learning practices and the transition to a new paradigm of education, taking into account the existing experience of working with systems, resources and platforms, as well as the study and application of new technologies in education. The authors conclude that the preparation and implementation of a new model of work of educational organizations during the digital transformation involves not only equipping classrooms with computer equipment connected to the Internet, but also the synthesis of new digital tools, information sources and services, as well as the continuous professional development of teachers.

Key words: digital educational technologies, digital economy, electronic resources, educational platform, artificial intelligence systems.

К.А. Киричек, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

Е.В. Потехина, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Статья посвящена проблеме цифровых образовательных технологий в систему российского образования. Эта проблема рассматривается через призму внедрения цифровой экономики и подготовки кадров для решения глобальных задач. Авторы предлагают перечень мероприятий для освоения новых практик цифрового обучения и перехода к новой парадигме образования, учитывая уже имеющийся опыт работы с системами, ресурсами и платформами, а также изучение и применение новых технологий в образовании. Авторы делают вывод о том, что подготовка и реализация новой модели работы образовательных организаций в ходе цифровой трансформации предполагает не только оснащение кабинетов компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет, но и синтез новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, а также предусматривает непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, цифровая экономика, электронные ресурсы, образовательная платформа, системы искусственного интеллекта.

В настоящее время происходит трансформация большинства сфер человеческой деятельности. Внедрение технологий научно-технического прогресса никогда не вызывала одобрения у широких масс населения. Отношение к новому всегда рождает ряд нареканий. Но, как известно, никому не удалось встать на пути индустриальной революции. Мировая цивилизация переступила порог четвертой индустриальной революции. В ее основе лежит синтез сложившегося ранее материального производства и цифровых технологий, который ведет к массовому распространению интернет-вещей (например, такие как «Умные дома», «Умные изделия», «Умные города» и др.) При этом искусственный интеллект, роботы, состоящие из них комплексы и сети приобретают способность к самостоятельному взаимодействию при подготовке и развертывании автоматизированных производственных процессов [1 - 8].

Когда мы пользуемся «личными кабинетами» различных государственных и коммерческих структур, мы не задумываемся, что это первый опыт внедрения как систем искусственного интеллекта, так и элементов «Цифровой экономики» в нашу повседневную жизнь. Естественно, особняком в создавшихся условиях индустриальной революции не может стоять система образования, она также подвергается трансформации - цифровые технологии всё активнее проникают в образовательный процесс, открывая новые, широкие возможности развития личности. В связи с этим возникает проблема появления новых терминов, связанных с цифровизацией образования, порой означающих, по сути, одно и то же.

Тестов В.А. в своей работе «Методологические вопросы цифровой трансформации образования» [5] поднимает важный вопрос потребности разработки единого понимания основных терминов для устранения коллизии в научном общении.

Подготовка кадров является стратегическим направлением системы российского образования, т.к. проведенный анализ компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт» показал недостаток 1 миллиона рабочих мест в сфере цифровых технологий. Предполагается, что внедрение разработанной программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу должно быть обеспечено за счет подготовки кадров для высокотехнологичных производств. Однако владеть цифровыми навыками должны не только специалисты высокотехнологичных производств: согласно плану направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ», к 2021 году 40% населения освоят данный навык, к 2024 году для увеличения доли цифровой экономики в ВВП с 2 до 6% потребуется 6,5 миллиона человек. Поэтому обучением кадров необходимо начинать заниматься уже на ступенях начальной и средней школы. По оценке внешних экспертов, потенциал Российской Федерации оценивается положительно в силу того, что страна входит в двадцать государств с высоким уровнем развития человеческого капитала и ступеней образования с начальной до высшей (четвертое место) [8]. При этом российскими учеными подчеркивается необходимость в разработке программ развития педагогического

образования, т.к. педагоги являются проводниками изменений, от профессионализма, активности и вовлеченности которых во многом зависит успех цифровиза-ции всех сфер деятельности [2].

Цифровизация школы - одно из ведущих направлений национального проекта «Образование» Российской Федерации, принятого в 2018 году для реализации в течение последующих пяти лет - с 2019 года по 2024 год. Он рассчитан на выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному образованию, свободный доступ к электронному образовательному контенту, индивидуализацию учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Это влечет за собой оцифровку учебников, появление электронных интерактивных версий учебников, разработку онлайн-курсов. Для работодателей в цифровой экономике важно, чтобы сотрудники могли легко и свободно ориентироваться в постоянно увеличивающихся объемах информации, занимались самообразованием. Уже на ступени школьного образования применение учителями электронного образовательного контента цифровой школы позволит развить у абитуриентов - будущих специалистов необходимые качества. Но для этого роль учителя в подготовке детей должна измениться с транслятора знаний на организатора открытия знаний. Качественно изменить роль учителя, выстроить в новом формате уроки помогут мультимедийные гаджеты: смартфоны, шлемы виртуальной реальности, интерактивные классные доски [8].

Происходящие в экономике изменения диктуют необходимость изменения парадигмы обучения на «lifelong learning» - обучение в течение всей жизни. Обеспечить это представляется возможным, в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий. В силу чего во всём мире, в том числе и в Российской Федерации, активно модернизируется нормативно-правовая база электронного образования, а также снабжается денежными средствами онлайн-обучение. В нашей стране к 2025 году будет подготовлено 3 500 он-лайн-курсов и 10 000 преподавателей должны научиться преподавать онлайн [7].

Подготовка и реализация новой модели работы образовательных организаций в ходе цифровой трансформации предполагает не только оснащение кабинетов компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет, но и синтез:

- новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

- условий (инфраструктурных и организационных) для осуществления изменений, в том числе включающих поддержку образовательной организации, умонастроения педагогического коллектива, поддержку педагогов в процессе постижения ими новых ролей, средств, методов и технологий работы;

- новых действенных, плодотворных, эффективных педагогических практик (моделей организации и проведения учебной работы), опирающихся на применение цифровых технологий и реализующихся в цифровой образовательной среде;

- непрерывного профессионального развития педагогов [6].

Цифровая трансформация образования заключается в персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий для достижения необходимых планируемых образовательных результатов. Цифровые технологии благоприятствуют применению в образовательном процессе новых педагогических практик, не занимаемых раньше достойного места в массовом обучении из-за сложности их реализации средствами традиционных (бумажных) технологий коммуникации и работы с информацией.

Немалую роль для перехода к новой парадигме обучения должны играть педагогические вузы. Студенты - выпускники - педагоги должны быть информационно подготовлены к скоротечно изменяющимся информационным потокам для их направления и регулирования в школьной среде [5].

Ставропольский государственный педагогический институт активно осуществляет переход к цифровым методам образования, широко используется виртуальная среда дистанционного обучения - Moodle, платформа вебинаров -eTutorium, платформа для видеоконференцсвязи Zoom, а также цифровые образовательные ресурсы, онлайн-платформы, сервисы в сети Интернет:

- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/);

- Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/, https://oge.sdamgia.ru);

- Учи.ру (https://uchi.ru/);

- Решу ОГЭ, Просвещение (https://digital.prosv.ru);

- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/);

- Яндекс.учебник (https://education.yandex.ru/);

- Портал «Цифровое образование» (http://digital-edu.ru/);

- Онлайн-школа (https://foxford.ru/);

- LECTA (https://lecta.rosuchebnik.ru/);

- Физикон (https://physicon.ru/);

- Мобильное электронное образование (https://mob-edu.ru/);

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) [1].

В условиях цифровой трансформации образования особую роль играет формирование ИКТ-компетентности как составляющей профессионализма педагога [1]. Новая парадигма образования диктует необходимость научить студентов не только «добывать» знания с помощью современных технологий, но и ориентироваться в правильности выбранных ресурсов - вот задача использования цифровых технологий. Она призвана создать благоприятные условия для создания полноценного гражданского общества, в котором знания, товары и услуги станут общедоступными для всех граждан [3]. Чтобы реализовать грандиозные задачи, поставленные программой «Цифровая экономика РФ», необходимо, прежде

Библиографический список

всего, уделить самое пристальное внимание реорганизации образовательной системы. Основной характерной особенностью современной личности является владение навыками цифровых технологий, применение их в каждодневной бытовой и рабочей обстановке.

Цифровая трансформация педагогического образования является необходимостью в настоящее время, однако содержит ряд препятствий, проблем и трудностей для успешного осуществления [7]. Системе образования необходимо пройти ряд мероприятий для цифровой трансформации образования, а именно:

1. Работы по преодолению технологического цифрового разрыва:

1.1. Развитие цифровой инфраструктуры образования:

1.1.1. Подключение образовательных организаций к высокоскоростному Интернету.

1.1.2. Формирование и развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций.

1.2. Формирование цифровой компетентности работников образовательных организаций.

2. Развитие цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания:

2.1. Цифровые учебно-методические комплексы, симуляторы и обучающие

игры.

2.2. Развитие общедоступных цифровых коллекций учебно-методических материалов, инструментов и сервисов.

2.3. Разработка и внедрение цифровых оценочных, контрольно-измерительных материалов, инструментов и сервисов.

3. Переход к персонализированной организации образовательного процесса:

3.1. Развертывание национальной сети инновационных площадок цифрового образования.

3.2. Разработка и доводка в полевых условиях обновленной нормативной базы работы образовательных организаций.

3.3. Развертывание системы мониторинга и поддержки распространения процессов цифровой трансформации образовательных организаций [8].

Все эти мероприятия посильны вузам только при поддержке государства. Преподаватели всегда готовы изучать и осваивать новые практики.

Студенты, в руках у которых находятся на сегодняшний день многие аппаратные средства доступа к цифровым образовательным технологиям, с удовольствием изучают новые практики. Им доступны все ресурсы, в их руках будущее нашей страны.

1. Киричек К.А., Оленев А.А., Потехина Е.В. Применение информационных технологий в преподавании математических дисциплин бакалаврам педагогического образования. Антропологические подходы к реализации стратегий и технологий современного педагогического образования: материалы XV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2019: 418 - 423.

2. Макарова Н.С. Педагогический университет в условиях цифровой трансформации образования. Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы I Всероссийской междисциплинарной научной конференции. 2019: 176 - 181.

3. Потехина Е.В. Поддержка курса математической логики средствами информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

4. Потехина Е.В., Артеменко О.Н. Психолого-педагогические и методические аспекты повышение эффективности обучения с использованием информационных и компьютерных технологий. Образование. Наука. Научные кадры. 2017; № 1: 112 - 113.

5. Тестов В.А. Методологические вопросы цифровой трансформации образования. Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей участников V Международной научно-практической конференции. 2019: 31 - 34.

6. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва, 2019.

7. Усамов И.Р Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019; Т. 15, № 3 (17): 80 - 86.

8. Цифровое поколение: какие технологии внедряются в школах. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87

References

1. Kirichek K.A., Olenev A.A., Potehina E.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v prepodavanii matematicheskih disciplin bakalavram pedagogicheskogo obrazovaniya. Antropologicheskie podhody k realizacii strategij i tehnologij sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2019: 418 - 423.

2. Makarova N.S. Pedagogicheskij universitet v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Poznanie i deyatel'nost': ot proshlogo k nastoyaschemu: materialy I Vserossijskoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii. 2019: 176 - 181.

3. Potehina E.V. Podderzhka kursa matematicheskoj logiki sredstvami informacionnyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

4. Potehina E.V., Artemenko O.N. Psihologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty povyshenie 'effektivnosti obucheniya s ispol'zovaniem informacionnyh i komp'yuternyh tehnologij. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2017; № 1: 112 - 113.

5. Testov V.A. Metodologicheskie voprosy cifrovoj transformacii obrazovaniya. Sovremennye Web-tehnologii v cifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizaciya: sbornik statej uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 31 - 34.

6. Uvarov A.Yu., Gejbl 'E., Dvoreckaya I.V. i dr. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya. Moskva, 2019.

7. Usamov I.R. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2019; T. 15, № 3 (17): 80 - 86.

8. Cifrovoe pokolenie: kakie tehnologii vnedryayutsya v shkolah. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87

Статья поступила в редакцию 20.06.21

УДК 371

Pulina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Municipal Budgetary Institution of Additional Professional Education "Information and Methodological CenterJ' (Simferopol, Russia), E-mail: pulina@ukr.net

CASE-TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: EXPERIENCE, RISKS, PROSPECTS. The article deals with problems of using case-technology in the process of professional development of teachers in the context of changing personal and social requirements for the system of additional professional education of teachers. The author pays special attention to the structure of continuing professional education of a teacher. A brief analysis of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.