Научная статья на тему 'КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / кейс-технология / формальное / неформальное / информальное / непрерывное образование / additional professional education / case-technology / formal / non-formal / informal / continuing education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Пулина

В статье рассматриваются проблемы применения кейс-технологии в процессе повышения квалификации педагогов в условиях изменения личностных и социальных требований к системе дополнительного профессионального образования учителя. Особое внимание автор уделяет структуре непрерывного профессионального образования педагога. Приводится краткий анализ научных исследований по данной проблеме. Обобщается практический опыт применения методов кейс-технологии при реализации программ дополнительного профессионального образования. Обосновывается эффективность применения данной технологии как наиболее практико-ориентированной и способствующей процессу саморазвития учителя в системе непрерывного образования. В качестве иллюстрации автор приводит ситуации для метода инцидентов, реализуемые при проведении учебных занятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей. Обосновывается мысль о том, что данная технология востребована в практике формального и неформального профессионального образования, а также имеет перспективы применения в условиях информального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: EXPERIENCE, RISKS, PROSPECTS

The article deals with problems of using case-technology in the process of professional development of teachers in the context of changing personal and social requirements for the system of additional professional education of teachers. The author pays special attention to the structure of continuing professional education of a teacher. A brief analysis of scientific research on this problem is given. The article summarizes practical experience of using case-technology methods in the implementation of additional professional education programs. The article substantiates the effectiveness of the use of this technology as the most practice-oriented and contributing to the process of self-development of the teacher in the system of continuing education. The author provides situations for the incident method that are implemented during training sessions under the additional professional training program for teachers. The article substantiates the idea that this technology is in demand in the practice of formal and non-formal vocational education, and also has prospects for application in the conditions of informal vocational education.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Цифровая трансформация образования заключается в персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий для достижения необходимых планируемых образовательных результатов. Цифровые технологии благоприятствуют применению в образовательном процессе новых педагогических практик, не занимаемых раньше достойного места в массовом обучении из-за сложности их реализации средствами традиционных (бумажных) технологий коммуникации и работы с информацией.

Немалую роль для перехода к новой парадигме обучения должны играть педагогические вузы. Студенты - выпускники - педагоги должны быть информационно подготовлены к скоротечно изменяющимся информационным потокам для их направления и регулирования в школьной среде [5].

Ставропольский государственный педагогический институт активно осуществляет переход к цифровым методам образования, широко используется виртуальная среда дистанционного обучения - Moodle, платформа вебинаров -eTutorium, платформа для видеоконференцсвязи Zoom, а также цифровые образовательные ресурсы, онлайн-платформы, сервисы в сети Интернет:

- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/);

- Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/, https://oge.sdamgia.ru);

- Учи.ру (https://uchi.ru/);

- Решу ОГЭ, Просвещение (https://digital.prosv.ru);

- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/);

- Яндекс.учебник (https://education.yandex.ru/);

- Портал «Цифровое образование» (http://digital-edu.ru/);

- Онлайн-школа (https://foxford.ru/);

- LECTA (https://lecta.rosuchebnik.ru/);

- Физикон (https://physicon.ru/);

- Мобильное электронное образование (https://mob-edu.ru/);

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) [1].

В условиях цифровой трансформации образования особую роль играет формирование ИКТ-компетентности как составляющей профессионализма педагога [1]. Новая парадигма образования диктует необходимость научить студентов не только «добывать» знания с помощью современных технологий, но и ориентироваться в правильности выбранных ресурсов - вот задача использования цифровых технологий. Она призвана создать благоприятные условия для создания полноценного гражданского общества, в котором знания, товары и услуги станут общедоступными для всех граждан [3]. Чтобы реализовать грандиозные задачи, поставленные программой «Цифровая экономика РФ», необходимо, прежде

Библиографический список

всего, уделить самое пристальное внимание реорганизации образовательной системы. Основной характерной особенностью современной личности является владение навыками цифровых технологий, применение их в каждодневной бытовой и рабочей обстановке.

Цифровая трансформация педагогического образования является необходимостью в настоящее время, однако содержит ряд препятствий, проблем и трудностей для успешного осуществления [7]. Системе образования необходимо пройти ряд мероприятий для цифровой трансформации образования, а именно:

1. Работы по преодолению технологического цифрового разрыва:

1.1. Развитие цифровой инфраструктуры образования:

1.1.1. Подключение образовательных организаций к высокоскоростному Интернету.

1.1.2. Формирование и развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций.

1.2. Формирование цифровой компетентности работников образовательных организаций.

2. Развитие цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания:

2.1. Цифровые учебно-методические комплексы, симуляторы и обучающие

игры.

2.2. Развитие общедоступных цифровых коллекций учебно-методических материалов, инструментов и сервисов.

2.3. Разработка и внедрение цифровых оценочных, контрольно-измерительных материалов, инструментов и сервисов.

3. Переход к персонализированной организации образовательного процесса:

3.1. Развертывание национальной сети инновационных площадок цифрового образования.

3.2. Разработка и доводка в полевых условиях обновленной нормативной базы работы образовательных организаций.

3.3. Развертывание системы мониторинга и поддержки распространения процессов цифровой трансформации образовательных организаций [8].

Все эти мероприятия посильны вузам только при поддержке государства. Преподаватели всегда готовы изучать и осваивать новые практики.

Студенты, в руках у которых находятся на сегодняшний день многие аппаратные средства доступа к цифровым образовательным технологиям, с удовольствием изучают новые практики. Им доступны все ресурсы, в их руках будущее нашей страны.

1. Киричек К.А., Оленев А.А., Потехина Е.В. Применение информационных технологий в преподавании математических дисциплин бакалаврам педагогического образования. Антропологические подходы к реализации стратегий и технологий современного педагогического образования: материалы XV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2019: 418 - 423.

2. Макарова Н.С. Педагогический университет в условиях цифровой трансформации образования. Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы I Всероссийской междисциплинарной научной конференции. 2019: 176 - 181.

3. Потехина Е.В. Поддержка курса математической логики средствами информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

4. Потехина Е.В., Артеменко О.Н. Психолого-педагогические и методические аспекты повышение эффективности обучения с использованием информационных и компьютерных технологий. Образование. Наука. Научные кадры. 2017; № 1: 112 - 113.

5. Тестов В.А. Методологические вопросы цифровой трансформации образования. Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей участников V Международной научно-практической конференции. 2019: 31 - 34.

6. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва, 2019.

7. Усамов И.Р Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019; Т. 15, № 3 (17): 80 - 86.

8. Цифровое поколение: какие технологии внедряются в школах. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87

References

1. Kirichek K.A., Olenev A.A., Potehina E.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v prepodavanii matematicheskih disciplin bakalavram pedagogicheskogo obrazovaniya. Antropologicheskie podhody k realizacii strategij i tehnologij sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2019: 418 - 423.

2. Makarova N.S. Pedagogicheskij universitet v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Poznanie i deyatel'nost': ot proshlogo k nastoyaschemu: materialy I Vserossijskoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii. 2019: 176 - 181.

3. Potehina E.V. Podderzhka kursa matematicheskoj logiki sredstvami informacionnyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

4. Potehina E.V., Artemenko O.N. Psihologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty povyshenie 'effektivnosti obucheniya s ispol'zovaniem informacionnyh i komp'yuternyh tehnologij. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2017; № 1: 112 - 113.

5. Testov V.A. Metodologicheskie voprosy cifrovoj transformacii obrazovaniya. Sovremennye Web-tehnologii v cifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizaciya: sbornik statej uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 31 - 34.

6. Uvarov A.Yu., Gejbl 'E., Dvoreckaya I.V. i dr. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya. Moskva, 2019.

7. Usamov I.R. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2019; T. 15, № 3 (17): 80 - 86.

8. Cifrovoe pokolenie: kakie tehnologii vnedryayutsya v shkolah. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87

Статья поступила в редакцию 20.06.21

УДК 371

Pulina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Municipal Budgetary Institution of Additional Professional Education "Information and Methodological CenterJ' (Simferopol, Russia), E-mail: pulina@ukr.net

CASE-TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: EXPERIENCE, RISKS, PROSPECTS. The article deals with problems of using case-technology in the process of professional development of teachers in the context of changing personal and social requirements for the system of additional professional education of teachers. The author pays special attention to the structure of continuing professional education of a teacher. A brief analysis of

scientific research on this problem is given. The article summarizes practical experience of using case-technology methods in the implementation of additional professional education programs. The article substantiates the effectiveness of the use of this technology as the most practice-oriented and contributing to the process of self-development of the teacher in the system of continuing education. The author provides situations for the incident method that are implemented during training sessions under the additional professional training program for teachers. The article substantiates the idea that this technology is in demand in the practice of formal and non-formal vocational education, and also has prospects for application in the conditions of informal vocational education.

Key words: additional professional education, case-technology, formal, non-formal, informal, continuing education.

А.А. Пулина, канд. пед. наук, директор, МБУДПО «Информационно-методический центр», г. Симферополь, Е-mail: pulina@ukr.net

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются проблемы применения кейс-технологии в процессе повышения квалификации педагогов в условиях изменения личностных и социальных требований к системе дополнительного профессионального образования учителя. Особое внимание автор уделяет структуре непрерывного профессионального образования педагога. Приводится краткий анализ научных исследований по данной проблеме. Обобщается практический опыт применения методов кейс-технологии при реализации программ дополнительного профессионального образования. Обосновывается эффективность применения данной технологии как наиболее практико-ориентированной и способствующей процессу саморазвития учителя в системе непрерывного образования. В качестве иллюстрации автор приводит ситуации для метода инцидентов, реализуемые при проведении учебных занятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей. Обосновывается мысль о том, что данная технология востребована в практике формального и неформального профессионального образования, а также имеет перспективы применения в условиях информального профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, кейс-технология, формальное, неформальное, информальное, непрерывное образование.

Основы современной системы образования закладывались в индустриальную эпоху, когда преобладающими нормами выступали стандартизация и соблюдение требований, эффективным и целесообразным являлось обучение большими группами, а учителям достаточно образования, полученного в вузе. Сейчас скорость изменений в обществе значительно превзошла структурный потенциал реагирования существующих систем образования. Особая потребность возникает в лидерах, которые искренне относятся к социальным изменениям и способны преодолеть косность институциональных структур, построенных вокруг интересов и привычек педагогов и администраторов, а не обучающихся [1 - 6].

Анализ требований, предъявляемых к умениям учителя, выявляет их мно-говекторность, комплексность и сложность в практической реализации. В высших учебных заведениях подготовка к выполнению общих педагогических функций является важнейшим результатом всех дисциплин, однако навыки выполнения конкретных профессиональных действий формируются непосредственно в школе и являются результатом индивидуального процесса непрерывного профессионального развития. К необходимым профессиональным умениям относят владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.; объективное оценивание знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями, а также разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Несоизмеримыми являются объём требований к современному учителю в трёх основных направлениях деятельности - обучении, воспитании и развитии и требований к результатам деятельности, определённым Федеральными государственными образовательными стандартами - предметным, метапредметным и личностным.

По нашему мнению, необходимо объединять в единую систему все элементы, обеспечивающие применение новых знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, решения конкретных педагогических проблем, достижения позитивных результатов в процессе непрерывного профессионального образования.

Представляя концепцию «неформального образования» («non-formal education»), А.М. Митина подчеркивает, что «это образование составляет одну их трех частей триады: «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование», «информальное образование» («informal education») - образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни на человека» [1]. Результатом объединения этих трех частей является непрерывное обновление профессиональных знаний, умений и навыков - непрерывное профессиональное образование как часть непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие - в линейном характере логики дополнительного образования, связанной с линейным развитием технологий, и нелинейном характере непрерывного профессионального образования, связанного с недостаточно быстрой сменой технологий и необходимостью постоянного развития.

Поиск технологии, применение которой было бы эффективным при формальном образовании (повышение квалификации, переподготовка), неформаль-

ном образовании (семинары-практикумы, тренинги и другие различные гибкие по организации формы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых), привел к необходимости пристального изучения кейс-технологии. Метод анализа конкретных ситуаций, разработанный в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США), основывался на изучении студентами прецедентов, имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Кейс-технология, несомненно, интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что является очень важным при организации дополнительного профессионального образования. Слушатели курсов повышения квалификации, выбирая программу обучения, стремятся получить актуальные знания, приобрести практические навыки для дальнейшего применения в своей практической педагогической деятельности.

С.Г Вершловский подчеркивал особенности пространственной характеристики непрерывного образования (информатизация образования, Интернет, онлайн-общение, онлайн-руководство и т.д.), с позиций которого рассматривал неформальное образование, разнообразие средств и источников, во взаимодействие с которыми вступает человек в процессе образования, что позволило говорить о полилоге, множественности источников образования.

«Пространственные возможности неформального образования делают его открытым, что подчеркивает вариативность, мобильность, инновационность, открытость, академическую свободу, близость к потребностям потребителей данной формы организации обучения» [2]. Однако активное применение дистанционных технологий и электронного обучения в процессе формального педагогического образования (повышение квалификации и переподготовку) привело к новому уровню его развития и приобретению признаков неформального и ин-формального образования, а значит, к поиску технологий, эффективных в новых условиях.

Кейс-технология применяется нами как основная технология при реализации программ дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации учителей и профессиональной переподготовки. В качестве иллюстрации применения метода инцидентов приведем несколько кейсов:

1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современный урок: принципы, требования, анализ», тема 1 «Стратегические цели системы образования РФ. Закон «Об образовании в РФ» 273-Ф3 как основа модернизации системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

Информационная часть кейса состоит из краткой исторической справки и набора цитат основных постулатов дидактики Яна Амоса Коменского [3].

«Дидактика» 1632 г была написана на чешском языке. Сразу же после её публикации автор занялся дополнением и переводом труда на латынь (язык науки того времени). 4-томная «Великая дидактика» выходила в период с 1633 по 1638 годы и сегодня считается не только одним из величайших произведений Я. Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения. Вряд ли вы знакомы с полным названием этого произведения - «Великая дидактика, содержащая всеобщее искусство всех учить всему, или верный, испытанный способ учреждения во всех общинах, городах и селах каждого христианского государства, таких школ, где бы всё юношество обоего пола, никого не исключая,

просвещалось науками, совершенствовалось в нравах, навыкало благочестию, дабы таким образом все могли достигнуть зрелости и научиться всему, что необходимо для этой и для будущей жизни, обстоятельно, легко, прочно, где для всего, что предлагается, основные начала извлекаются из самого существа дела; частные истины объясняются соответственными примерами из механических искусств; порядок занятий распределяется по годам, месяцам, дням, часам, и путь указывается легкий и верный для благополучного достижения успеха». Дискуссия слушателей организуется по обсуждению следующих вопросов. Предположите, исходя из названия произведения, каковы его основные идеи? Как его можно перевести на язык современной педагогической науки? Почему Яна Амоса Ко-менского считают величайшим инноватором? Насколько его идеи современны сегодня? Слушателям предлагается провести аналогию и найти соответствие образовательным принципам, предложенным Яном Амосом Коменским в современных нормативно-правовых документах об образовании. Предлагается индивидуальная работа или работа в группах и заполнение таблицы, затем обсуждение выявленных фактов и закономерностей, анализ ситуаций. Данное задание носит межпредметный характер, так как объединяет философские, педагогические, психологические, исторические, юридические понятия и позволяет оценить общекультурный уровень слушателей курсов повышения квалификации.

тия. Особое внимание уделяется цели рефлексии в каждой из областей научных знаний.

Работа с информационным кейсом позволит слушателям курсов подготовиться к восприятию классификации, основанной на особенностях деятельности субъекта рефлексии, конструированию вопросов в зависимости от типа рефлексии, знанию алгоритма осуществления рефлексии на уроке, осознанию того, что результатами рефлексии является предметная продукция деятельности - идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы; способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности; гипотезы по отношению к будущей деятельности.

Кейс-технология эффективна при реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов, так как позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы, помогает получить знания по темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, интересен сам процесс обсуждения проблемы и поиска решения, преодолевается классический дефект обучения, связанный с неэмоциональностью изложения материала, творческой конкуренции и борьбы, в результате чего хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать профессиональное педагогическое театральное представление.

Таблица 1

Вариант таблицы для индивидуальной работы с кейсом

Великая дидактика: образовательные принципы Яна Амоса Коменского [3] Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Федеральные государственные стандарты общего образования, Национальный проект «Образование» [4]

«Основоположение первое: природа делает все в свое время. 1. Образование человека должно начинаться в весну жизни, то есть в отроческом возрасте. 2. Утренние часы представляют наиболее пригодное время для занятий. 3. Все подлежащее изучению должно быть так распределяемо, соответственно ступеням возраста, чтобы только то, что предлагалось для изучения, что доступно восприятию ученика» «Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Статья 33. Обучающиеся. ФГОС. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс»

«Основоположение второе: Необходимо в школе: 1. Иметь наготове книги и все другие нужные учебные пособия. 2. Образовывать рассудок прежде языка. 3. Ни один язык не изучать из грамматик, но по избранным писателям. 4. Реальные науки (reales disciplinas) предпосылать формальным (organicis). 5. Примеры предпосылать правилам» «Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования. Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»

Таким образом, рассматривая и обсуждая девять основоположений Яна Амоса Коменского, слушатели проводят параллели и анализируют закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, Федеральные государственные образовательные стандарты, цели, задачи и содержание Национального проекта «Образование». Применение метода инцидентов позволяет слушателям курсов получить информацию, найти необходимую информацию, систематизировать и анализировать, включая творческую обработку информации. Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса решения кейса.

2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современный урок: принципы, требования, анализ», тема «Рефлексивные процедуры на уроке».

Первой точкой осмысления в кейсах для педагогов почти всегда являются афоризмы, крылатые выражения, выполняющие мотивационную функцию. В кейсе по данной теме это слова Льюиса Кэрролла из книги «Алиса в стране чудес»: «Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто».

После краткой вступительной беседы слушатели работают с приведенной далее информацией. Особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является опора на самообразование, само-деятельность, где ученик - субъект образовательного процесса, способный превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы, что относится к рефлексивным умениям.

Урок в соответствии с требованиями ФГОС обязательно должен содержать рефлексию как отдельный этап, а одним из типов урока является урок отработки умений и рефлексии. Предполагается, что именно на этом уроке происходит формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, вырабатываются умения находить причины своих затруднений, самостоятельно составлять алгоритм действий по устранению затруднений и осуществлять самоанализ действий и способов нахождения разрешения конфликта.

Педагогам предлагается провести анализ понятия рефлексия и обобщить полученные знания в виде таблицы, схемы, в которых отразить область научных знаний (философия, педагогика, психология) и определение рефлексии, принятое в данной области, а также общепринятое определение данного поня-

«Важнейшей часть непрерывного педагогического образования является информальное образование. Данное понятие включает образование, находящееся вне какой-то формы, обучение, «встроенное» спонтанно и самостоятельно в течение жизни: осуществляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других» [5]. Выбор информации обусловливается интересами педагога, его желанием познать, стремлением к личностному и профессиональному росту. Объем, качество, объективный характер информации, её достоверность зависят от личности педагога. Однако необходимо отметить, что, рассматривая ситуацию, чаще всего анализируются уже имеющиеся в литературе или в интернет-источниках решения, прецеденты. Данные решения рассматриваются, оцениваются, выбор наиболее оптимального определяется исходя из личностного и профессионального опыта педагога. Следовательно, осознанно или неосознанно применяются методы кейс-технологии, что позволяет сделать вывод о её ведущей роли в области инфор-мального образования.

Анализ результатов исследований и социокультурной ситуации позволил выявить ряд тенденций развития профессионального педагогического образования и перспективы применения кейс-технологии: уменьшение роли формального образования и увеличение значения неформального и информального (внеин-ституционального), то есть образовательного воздействия жизненного окружения с большим количеством разнообразных вариантов решения проблемы и повышением уровня самостоятельности в выборе оптимального варианта; изменение характера формального образования, увеличение в нем доли дистанционного, онлайн-обучения, использование разнообразных методических приёмов неформального образования в том числе методов кейс-технологии, привлечение специалистов, обладающих различным уровнем профессиональной подготовки; переход от линейного процесса обучения к нелинейному, характеризующемуся совершенно иной стилистикой и методикой, основанной на решении практических задач, анализе кейсов; введение в структуру образовательного процесса непрерывного профессионального образования процедур разъяснения, понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии; значительное увеличение доли самостоятельной работы, заочной части программы повышения квалификации или переподготовки, самообразования педагога; изменение мотивации учителя к непрерывному профессиональному образованию на протяжении его

профессиональной деятельности, через практикоориентированность содержания, личную заинтересованность [6].

Применение кейс-технологии в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования явилось деятельностной основой с упором на рефлексию, предъявление и интердисциплинарный, полипрофессиональный анализ образцов педагогической деятельности.

Библиографический список

Данная технология ориентирована на результат, на формирование устойчивой мотивации к профессиональному и личностному развитию педагога и обучающегося, на адаптацию к глобальным вызовам современности, на готовность и объективную возможность применить профессиональные знания, умения и навыки в разработке совместных глобальных и региональных проектов.

1. Митина А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: концептуальное становление и развитие. Москва: Наука, 2004.

2. Вершловский С.Г Непрерывное образование. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

5. Ройтблат О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. Тюмень: ТОГИРРО, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пулина А.А. Особенности непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации его деятельности. Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019: 157 - 162.

References

1. Mitina A.M. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh zarubezhom: konceptual'noe stanovlenie irazvitie. Moskva: Nauka, 2004.

2. Vershlovskij C.G. Nepreryvnoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2007.

3. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Available at: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

5. Rojtblat O.V. Neformal'noe obrazovaniepedagogicheskih rabotnikov: vchera, segodnya, zavtra. Tyumen': TOGIRRO, 2014.

6. Pulina A.A. Osobennosti nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga v usloviyah standartizacii ego deyatel'nosti. Pedagogika i psihologiya kak osnova razvitiya sovremennogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'eterna, 2019: 157 - 162.

Статья поступила в редакцию 16.06.21

УДК 371

Shostak M.A., senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

ON THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY. The article reveals problems and experience of practice-oriented training of highly qualified personnel in the field of tourism and hotel business. Among the main reasons identified: the lack of readiness of higher educational institutions to implement new forms of educational activities; inconsistency in the activities of some enterprises in the field of tourism and hospitality, dissatisfaction with the level of competence of graduates and at the same time active withdrawal from real participation in the development and implementation of relevant educational programs; the lack of a single term for the designation of positions and qualifications of practitioners in universities and tourism enterprises; the lack of coordinated regulatory and documentation support. The author concludes that the use of innovative and practice-oriented approaches in the classes allows to assess the level of theoretical development of the material studied, the ability of students to work professionally in the field of tourism and hospitality, as well as to identify the emergence of new professional competencies that need to be developed and included in the curriculum.

Key words: talent development, higher education, tourism, hotel business, simulation environment.

М.А. Шостак, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье раскрываются проблемы и опыт практико-ориентированной подготовки кадров высшей квалификации в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Среди основных проблем выявлены следующие: неготовность высших учебных заведений к осуществлению новых форм образовательной деятельности; несогласованность деятельности части предприятий сферы туризма и гостеприимства; неудовлетворенность уровнем компетентности выпускников и одновременно активный уход от реального участия в разработке и реализации соответствующих образовательных программ; отсутствие единого термина для обозначения должностей и квалификаций практиков в вузах и туристских предприятиях; отсутствие согласованного нормативно-документационного обеспечения. Aвтор делает вывод о том, что использование на занятиях инновационного и практико-ориентированного подходов позволяет оценить уровень теоретической разработанности изучаемого материала, способность студентов профессионально работать в сфере туризма и гостеприимства, а также выявить появление новых профессиональных компетенций, которые необходимо развивать и включать в учебный план.

Ключевые слова: развитие талантов, высшее образование, туризм, гостиничный бизнес, имитационная среда.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях индустрия туризма и гостеприимства имеет большое значение для развития экономической и социальной сфер любой страны. Мировая практика показывает, что развитие туризма и гостеприимства играет большую роль, стимулируя рост и развитие таких важных отраслей экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство потребительских товаров [1 - 11].

В последние годы вся образовательная система Российской Федерации претерпела масштабные изменения. Многие филиалы вузов, частные вузы были закрыты, изменились требования к образовательным программам, что также влияет на подготовку специалистов в сфере туризма [5].

В гостиничном бизнесе на сегодняшний день главной проблемой является отсутствие практической подготовки выпускников. Во многих университетах заговорили о создании учебных отелей. Однако покупка собственного отеля для университета - непрактичная роскошь. Многие государственные университеты имеют общежития, а некоторые - собственные гостиницы, поэтому первые шаги в практической подготовке студентов могут быть организованы на базе собственных средств размещения. Также абсолютно нет проблем с организацией практи-

ческих занятий в отелях этого района. Необходимо объяснить студенту, что для того, чтобы стать хорошим специалистом, топ-менеджером, необходимо работать на всех уровнях туристических компаний, отелей. Для этого вся теоретическая и практическая подготовка должна идти от низшего уровня к высшему [6]. Также важно разделить весь цикл обучения на соответствующие уровни, результатом чего является выдача надлежащих сертификатов или дипломов, которые будут свидетельствовать о развитии обучающихся на соответствующем уровне и соблюдении требований профессиональных стандартов на том или ином этапе. Поэтому после окончания вуза студенты должны быть подготовлены к уровню высшего руководства, чего сейчас не происходит. По окончании среднего профессионального училища выпускники должны быть подготовлены к хорошему уровню подготовки специалистов.

При различных и значимых условиях необходимо учитывать процесс формирования качественных профессиональных компетенций различных типов студентов в условиях потребностей организаций работодателей.

Как правило, студенты, направляемые на производственную и выпускную практику, не обладают достаточным уровнем профессиональных способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.