Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубынина Т. В.

В статье рассматриваются методологические аспекты участия педагога в формировании быстро развивающейся информационно- цифровой среды со встроенными элементами технологии обучения. Такая среда обеспечивает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также методов оценивания достигнутых результатов. Рассмотрены примеры реализации информационных цифровых ресурсов и технологий, создающих условия для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубынина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING EDUCATIONAL PLATFORMS AND SERVICES BY A TEACHER FOR AN OBJECTIVE SYSTEM FOR ASSESSING EDUCATIONAL RESULTS

This study aims to investigate the role of a teacher`s practical participation of the fastdeveloping information and digital sphere, which included teaching methods. This environment ensures renewal of planned educational results, content of education, methods and organizational forms of educational work, methods of evaluating results. Given the examples of realization of information digital resources and technologies which create conditions for improving planning and organization of the educational process. Also extensive use of active teaching methods and transition to personalize, e ective organization of study.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Актуальные аспекты обновления концепции регионального сетевого экспертного сообщества в условиях развития единой системы оценки качества образования

ekspertnogo soobshchestva как ейекйупу] геэиге razvitiya regюnaГnoJ sistemy otsenki kachestva obrazovaniya/ М. Yu. Shkol'nikova, V. V. Nikolaeva, О. V. Vostryakova, Е. I. Sokolova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya, 2019 N° 1 (6). - S. 7-9.

Сведения об авторах

Школьникова Марина Юрьевна - заместитель директора ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Соколова Екатерина Игоревна - методист

отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки каче ства и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Shkolnikova M.Yu. - Deputy Director of Regional State Budget Institution « Chelyabinsk Center of Professional Mastery Assessment and Teachers Qualification», Chelyabinsk

Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.263

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ И СЕРВИСОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Т.В. Дубынина

В статье рассматриваются методологические аспекты участия педагога в формировании быстро развивающейся информационно-цифровой среды со встроенными элементами технологии обучения. Такая среда обеспечивает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также методов оценивания достигнутых результатов. Рассмотрены примеры реализации информационных цифровых ресурсов и технологий, создающих условия для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации обучения.

Ключевые слова: цифровые технологии,

цифровые ресурсы, оценка образовательных результатов, цифровая образовательная среда.

В настоящее время термин «цифровые технологии» (ЦТ) приобрел особое звучание в связи с программами цифровой трансформации экономики и образования [1,2]. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил задачу формирования у каждого обучающегося способности управлять собственным учением. Формирование информационно-предметной среды со встроенными цифровыми технологиями обучения призвано решить эту задачу. Оно включает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразви-

вающейся цифровой образовательной среде. несмотря на их привлекательность, мало

Для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося необходимо гармонизировать в едином образовательном процессе поддержку и развитие способности обучающихся к учению, формирование их учебной самостоятельности, развитие личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием [5]. Цифровые информационные ресурсы создают условия для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации образования.

Изменения форм образовательной деятельности затрагивают все уровни образования и невозможны без деятельного участия обучающихся, педагогов, администрации образовательной организации, всех заинтересованных сторон, включая родителей (законных представителей) и возможных социальных партнёров. Это требует качественного обновления существующей педагогической практики, совершенствования научно-методического обеспечения и поддержки процессов информатизации образования.

Одним их главных показателей активности информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области является большое число ее пользователей. Так, в основной информационной системе Министерства образования и науки Челябинской области (ГИС «Образование Челябинской области») число пользователей: обучающихся, родителей, педагогов - составляет более двух миллионов человек, что соответствует почти 60% населения Челябинской области. Одновременно в системе работают до 40 000 пользователей [3]. За прошедшие полвека цифровые информационные технологии качественно преобразились, потенциал цифровых технологий, обеспечивающий совершенствование образовательного процесса, значительно вырос и превратил их в повседневный инструмент, доступный массовой школе.

Однако новые технические возможности,

сказываются на образовательных достижениях школьников. Так, по данным международного исследования PISA, уровень оснащенности школ компьютерами слабо связан с результативностью учебной работы [5]. Использование информатизации ведет к повышению успеваемости обучающихся лишь в определенных контекстах, в сочетании с инновационной деятельностью педагогов, а цифровые информационные технологии являются хорошим инструментом для поддержки новых высокоэффективных методов обучения и воспитания. Именно поэтому приоритетным становится применение моделей смешанного обучения, в которых непосредственное живое общение дополнено цифровыми ресурсами. Правовой основой для системного внедрения моделей смешанного обучения являются: Федеральный закон N° 273-Ф3 от 29.09.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Изменение форм и методов образовательного процесса, внедрение инновационных моделей смешанного обучения предполагает формирование цифровой образовательной среды организации. Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации обучения. Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей, но не все они одинаково эффективны. В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого обучающегося к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная прак-тико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная) [4].

Основные проблемы, которые возникают

13

перед каждым учителем - это обеспечение обучающихся качественным учебным материалом, организация обратной связи и оценивание образовательных результатов обучающихся. Представим опыт нивелирования этих проблем, путём демонстрации на примерах использования некоторых образовательных платформ и сервисов.

Пример 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ - https://sdamgia.ru/. Пользоваться ресурсом можно с регистрацией и без нее. Но, если вы планируете регулярно пользоваться сайтом, лучше зарегистрироваться. Это позволит системе вести статистику решенных вами и вашими учениками заданий и давать рекомендации по подготовке к экзамену. На портале представлен материал для подготовки к ВПР (4 - 8 класс), ОГЭ, ЕГЭ по всем предметам учебного плана, включая дополнительный иностранный язык. Данный портал предоставляет следующие сервисы: классификатор экзаменационных заданий; возможность включения в тренировочные варианты произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа; генератор вариантов ОГЭ и ЕГЭ (по демоверсии текущего года); статистические отчёты; критерии оценивания заданий с открытым ответом; прогноз тестового экзаменационного балла. Классификатор экзаменационных заданий очень удобен при организации тематического повторения, с помощью него можно создавать проверочные работы, позволяющие последовательно повторять небольшие темы и проверять их усвоение. Возможность варьировать тематику и количество заданий по выбранной тематике очень удобна для организации текущего контроля знаний. Для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ОГЭ и ЕГЭ текущего года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту. Для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных заданий. Имеется возможность узнать критерии проверки

заданий с развернутым ответом и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями. Диагностика удобна только в процессе отработки решения заданий базового уровня ОГЭ, ЕГЭ, первой части ЕГЭ профильного уровня -в этом случае она осуществляется автоматически. После того как ученики решат созданные учителем задания, в своём личном кабинете учитель может увидеть отчёт о том, как ученики прошли тестирование. Проверка решений задач с развёрнутым ответом, связана с объёмом и форматом подгружаемых файлов (фотография или документ), в частности, для предмета «Математика» неудобно и предполагает использование других средств и методов.

Пример 2. Российская электронная школа (РЭШ) - https://resh.edu.ru/. Для работы в РЭШ необходима регистрация. Для регистрации на портале РЭШ обязательно нужно указать Вашу роль (ученик/родитель/учитель), фамилию и имя, адрес электронной почты, принять условия Соглашения об обработке персональных данных. «Российская электронная школа» - это информационно-образовательная среда,

объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. Организация обучения, интерактивные уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. В РЭШ представлены уроки, созданные по темам. После регистрации в РЭШ учитель получает возможность приступить к организации образовательного пространства: создавать группы (классы), назначать задания, рекомендовать уроки, отслеживать качество выполнения заданий, создавать индивидуальные траектории обучения. Ученик получает возможность прикрепиться к учителю, продолжить работу в привычном

режиме или по индивидуальной траектории, добавить и просто текст, т.е. включить инфор-

которую может выбрать сам (в случае успешного обучения) или при помощи учителя (в случае выявленных затруднений). Таким образом, РЭШ позволяет сформировать план обучения для учеников в соответствии с их запросами. При работе был выявлен и ряд минусов, одним из которых является то, что приходится просматривать дневник каждого ученика, выставляя затем итоговую оценку: при наличии 102 учеников, этот процесс становится затруднительным. Отсутствует статистика прохождения назначенного урока по группам. Во-вторых, сбой в работе системы может происходить во время контрольного тестирования, что приводит к неудовлетворительным результатам. В-третьих, в отличие от портала СДАМ ГИА отсутствует разбор решения после контрольного тестирования.

Пример 3. Для качественной организации обратной связи, безусловно, следует использовать сервисы онлайн-тестирования. К таким сервисам относятся Google-формы, Microsoft-формы, Мастер-тест. Очень просты и удобны в использовании Google-формы https://docs. google.com/form, но только на этапе рефлексии, разминки (простой рациональный счёт), теоретического опроса без формул или установления обратной связи. Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Google предложит учителю создать таблицу, в которой будут собираться все ответы и позволит создать ссылку на тест. Настройки Google-форм дают возможность ученику после ответа на тест сразу увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а где допустил ошибки. Учитель, просматривая таблицу, видит период и время выполнения заданий, какие задания вызвали затруднения, какие неправильные ответы чаще всего выбирались, как справился каждый из учеников. В формате автопроверки можно создавать вопросы с единичным и множественным выбором, с кратким ответом. Можно добавить задания с развернутым ответом, ответы также попадут при этом к учителю, но вот ученик сможет получить ответ, правильно ли он размышлял, только после проверки педагогом. В формах Google можно

мационные блоки.

Пример 4. Огромную роль в организации единого информационного образовательного пространства играет комплексная автоматизированная информационная система «Сетевой Город. Образование». В этой системе организуется эффективное общение учителя, ребёнка, родителей и администрации школы. Очень перспективным направлением, на наш взгляд, является возможность конструировать уроки в системе. Фактически происходит визуализация текстовых методических указаний в интерактивной форме, кроме того, это интересно, ярко и больше понравится детям. Для учителя предоставляется возможность автоматического выставления оценок, трансформация урока под конкретные цели, создание собственной методической копилки с последующей возможностью модификации или использование имеющихся в библиотеке «Образовариум» современных разработок. При создании уроков в Конструкторе имеется возможность импортировать задания из РЭШ, создавать собственные задания в различных формах и на различном уровне - базовом, профильном, творческом. Особенно значимо это при организации внеурочной и проектной деятельности, продуктивного инклюзивного обучения. Использование ресурсов библиотеки «Образовариум» позволяет разнообразить не только дистанционные уроки, но и традиционный урок.

Пример 5. С появлением отечественного информационного ресурса «ЯКласс» стало возможным реализовать в школе базовые модели смешанного образования, достигая при этом максимального результата. Рассмотрим подробнее две из них: «ротация станций» и «перевёрнутый класс».

Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций» - одна из самых популярных моделей смешанного обучения, позволяющая обучающимся переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. За отведённое учебное время дети успевают поработать с учителем в группе, чтобы изучить и повторить учебный материал вместе с ним; самостоятель-

но выполнить задания онлайн, таким образом изучая или закрепляя учебный материал; заняться проектной деятельностью, применить свои знания на практике и сотрудничать с другими учениками.

При использовании этой модели важно делить класс на группы не по текущей успеваемости, а по усвоению конкретной темы урока. При подготовке занятия в рамках данной модели в первую очередь необходимо определить тип урока и тему, над которой было бы интересно совместно работать по группам. Важно сделать материал для самостоятельного овладения максимально интересным и доступным, этому способствуют игровые технологии и соревновательный момент.

Технология «Перевёрнутый класс» - это модель реализации смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания обучающиеся смотрят короткие видеолекции в Сети (самостоятельно изучают теоретический материал), а всё аудиторное время используется для совместного выполнения практических заданий. Освоение новой темы начинается с того, что ученик получает домашнее задание и изучает теоретический материал. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, или фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для конкретного урока, возможна и видеозапись объяснения у доски. Домашнее задание попадает к обучающемуся через электронный дневник (ссылки или электронный документ с методическими указаниями или на ресурсы). При наличие таких методических указаний всё изученное всегда будет перед глазами и в любой момент можно будет легко вернуться к нужной теме. Преимущества «перевёрнутого класса»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп при освоении теоретического материала; хорошие условия для формирования метапредметных компетенций обучающихся.

Таким образом, представленные цифровые информационные ресурсы создают условия

для совершенствования планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации образования, но в то же время, требуют постоянного совершенствования информационно-коммуникационной культуры педагогов, так как именно профессиональная педагогическая деятельность обеспечит эффективное функционирование информационной среды со встроенными технологиями обучения (цифровой образовательной среды).

Список литературы

1. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) - URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 15.11.2021 г.).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (ред. от 04.10.2018) - URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 15.11.2021 г.).

3. Об утверждении Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18 декабря 2018 г. № 03/3669 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf/ (дата обращения 11.11.2021 г.).

4. Рекомендации по реализации педагогами смешанного обучения на уроках. Авт. сост. А. Мангутова, Н. Кулик - Москва, 2021 -23 стр. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.yaklass.ru. (дата обращения: 03.05.2021)

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343, [1] с. - (Российское

образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). - 400 экз. - ISBN 978-5-7598-1990-5 (в обл.). -ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

References

1. «O natsional'nyh tselyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda»: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) - URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575/ (data obrashcheniya: 15.11.2021 g.).

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovaniya»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 g. № 1642 (red. ot 04.10.2018) - URL: https://base.garant.ru/71848426/ (data obrashcheniya: 15.11.2021 g.).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 18 dekabrya 2018 g. № 03/3669 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf/ (data obrashcheniya 11.11.2021 g.).

4. Rekomendatsii po realizatsii pedagogami smeshannogo obucheniya na urokah. Avt. sost.

A. Mangutova, N. Kulik - Moskva, 2021 -23 str. [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.yaklass.ru. Data obrashcheniya: 03.05.2021.

5. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii obrazovaniya [Tekst] / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoretskaya i dr.; pod red. A. YU. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 343, [1] s. - (Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy / nauch. red. YA. I. Kuz'minov, I. D. Frumin). - 400 ekz. - ISBN 978-5-7598-1990-5 (v obl.). - ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

Сведения об авторе

Дубынина Татьяна Владимировна -

заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», Челябинская обл., г. Кыштым

Information about author

Dubynina T.V. - Deputy Director for Academic Affairs School of General educational J№ 13, Chelyabinsk region, Kyshtym

УДК 378.046.4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА

Н.П. Эпова

В статье представлено описание процесса организации аналитического направления в деятельности учреждения дополнительного профессионального образования в рамках мотивирующего мониторинга и оценки региональных механизмов управления качеством образования.

Автор статьи раскрывает технологию анализа результатов мотивирующего мониторинга на примере управленческого кейса,

последовательно переходя к освещению вопроса роли учреждения ДПО в реализации полного цикла управленческой деятельности по обеспечению качества общего образования, в части разработки концептуальных документов, содержащих цели, показатели, методы сбора и обработки информации, а также подготовки процессуальных документов, адресных методических рекомендаций с учетом кластерного анализа и факторного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.