УДК 371.315
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ SKYSMART В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАЗНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Е.Н. Ганич, Н.А. Решетняк
Представлен опыт использования интерактивной тетради Skysmart при реализации основных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и традиционной формы обучения. В статье обращено внимание на наполнение интерактивной тетради традиционным и авторским образовательным контентом. Показаны преимущества использования интерактивной тетради в работе с обучающимися с разными образовательными потребностями и разным уровнем базовых знаний.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, интерактивная рабочая тетрадь, дистанционное обучение, дифференцированные задания.
На современном этапе развития цифровых технологий и цифровой трансформации [2, 6] одним из векторов изменений, происходящих в сфере образования, стала цифровая образовательная среда, компонентами которой являются:
инфраструктура (интернет, компьютерное оснащение, программное обеспечение);
образовательный контент (традиционный, инновационный, авторский);
коммуникация (организация общения в интернете).
Способностью безопасно и надлежащим образом создавать, оценивать, управлять, обмениваться информацией и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий характеризуется цифровая грамотность человека любой профессии. На развитие цифровой грамотности педагогов, выявление уровня знаний путем тестирования в форме международной программы по оценке образовательных достижений PISA, повышение уровня цифрови-зации за счет автоматизации проверок домашних заданий направлена интерактивная образовательная платформа Skysmart (онлайн-школа Skyeng),
которая специализируется на онлайн-курсах по математике и английскому языку, а также подготовке к итоговому экзамену за курс основного и среднего общего образования (ОГЭ и ЕГЭ) [3]. Инструментом образовательной платформы является интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (ИРТ Skysmart), в разработке которой по основным учебным предметам кроме Skysmart (школьное направление компании Skyeng) принял участие издательский дивизион группы компаний «Просвещение». Поэтому, обучающимся и их педагогам доступны рабочие тетради с материалами, входящими в федеральный перечень учебников, рекомендованных для освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, и с автоматизированной проверкой заданий. ИРТ Skysmart работает с любого устройства, например, компьютер, планшет или смартфон, при этом нет необходимости ее скачивания и установки.
Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 42» города Копейска принял решение об использовании ИРТ Skysmart в образовательном процессе в апреле 2020 года, что в значительной мере позволило в период действия ограничительных мер обеспечить стабильность образовательного процесса и применить индивидуально-ориентированный подход к работе с обучающимися с разным уровнем знаний по учебным предметам и с разными образовательными потребностями [4]. При переходе на дистанционную форму обучения преподавание некоторых учебных предметов осуществлялось с применением интерактивной тетради Skysmart. Использование в образовательном процессе ИРТ Skysmart было продолжено в текущем учебном году с включением в апробацию по работе с ней параллели 6 классов МОУ «СОШ № 42» города Копейска. ИТР Skysmart находит применение при выполнении обучающимися домашних заданий по учебным предметам: математика,
русский язык, история, обществознание, информатика, биология, география.
Разработчики ресурса заявляют о наличии заданий по 15 учебным предметам, тренажеров по всероссийским проверочным работам (ВПР), ОГЭ и ЕГЭ, тематических тестов и других заданий. На платформе Skysmart имеются два типа заданий:
1. рабочие тетради АО «Издательство «Просвещение»;
2. авторские материалы Skysmart, которые, в отличие от первых, находятся всегда в открытом доступе для педагогов и обучающихся.
Образовательная платформа Skysmart создана, прежде всего, для обучающихся, которые хотят учиться и получать прочные знания. В начале учебного года разработчики ИРТ Skysmart заявляли о возможности автоматической генерации заданий для каждого обучающегося, что исключило бы возможность передачи ответов друг другу (списывание), но на сегодня этот функционал доступен исключительно по русскому языку и математике, причем не по всем темам, и только для собственных заданий Skysmart.
Необходимо понимать, что использование в образовательном процессе ИРТ Skysmart по каждому учебному предмету должно быть обоснованным, с учетом его специфики.
Приведем примеры применения ИРТ Skysmart на уроках математики, русского языка и истории.
Авторские задания Skysmart используются педагогами при изучении темы «Десятичные дроби» по учебному предмету математика (5 класс). Для лучшего запоминания названий разрядов, обучающимся предлагается посмотреть видеоурок, а затем потренироваться в чтении дробей. После выполнения задания обучающимся становится доступен для прослушивания правильный вариант ответа с пояснением. Следующее упражнение помогает закрепить теоретический материал. Ученик должен вставить в текст по смыслу пропущенные слова, выбрав их из предустановленного списка. Это задание не требует значительных временных затрат на выполнение, так как не надо формулировать ответ и набирать текст с клавиатуры. При
выполнении упражнений по переводу обыкновенных дробей в десятичные идет отработка навыков записи десятичных дробей. Кроме того, представленные в ИТР Skysmart задания и упражнения разнообразнее, чем задания в учебнике.
При изучении учебного предмета «История» важное место занимает работа с терминами, знание которых проверяется как при сдаче ЕГЭ, так и во время написания диагностических работ. В рамках выполнения заданий по каждой теме в интерактивной тетради имеются упражнения на закрепление знаний исторических понятий и терминов.
Для обучающихся с более высокими образовательными потребностями рекомендуется выбирать задания повышенного уровня, требующие аналитического подхода к решению конкретной учебной задачи, работу с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами. ИРТ Skysmart содержит широкий спектр заданий, позволяющих в процессе обучения вести подготовку к государственной итоговой аттестации. Задания весьма разнообразны и могут использоваться обучающимися, которые сдают ЕГЭ по истории, участвуют в олимпиадах [5].
Разноуровневые задания представлены и по учебному предмету «Русский язык». Заслуживает внимания предлагаемый ИРТ Skysmart авторский контент. Так, например, в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные» разработаны упражнения, которые можно использовать, начиная с введения в урок и заканчивая проверкой знаний (итоговый тест). По этой теме представлены задания репродуктивного характера, направленные на отработку теоретического материала по учебному предмету. На более глубокое понимание учебного материала нацелены задания по сопоставлению наречий и кратких прилагательных (подобный материал не представлен в учебнике). А творческий подход обучающимся нужно применить при решении языковой головоломки. Следует отметить и то, что задания по теме содержат качественный иллюстративный материал, а наглядность, как известно, повышает уровень понимания и
Е.Н. Ганич, Н.А. Решетняк
запоминания учебного материала («Правописание окончаний прилагательных», «Шипящие на конце кратких прилагательных»).
Самый ожидаемый эффект от применения ИРТ Skysmart в образовательном процессе -достижение обучающимися с разным уровнем базовых знаний положительных результатов при выполнении ими дифференцированных заданий. Дифференциация выражается в уровне сложности выполнения заданий, предлагаемых обучающимся:
1 уровень репродуктивный - воспроизведение изучаемого материала в том виде, в котором он изложен в учебнике;
2 уровень продуктивный - обучающиеся применяют знания и умения по аналогии и в сходных ситуациях;
3 уровень частично-поисковый и исследовательский - обучающиеся применяют освоенные компетенции в новой учебной ситуации.
Анализируя сегодняшнее состояние ресурса ИРТ Skysmart, нельзя не заметить ориентированность его на изначальные цели создания онлайн-школы Skyeng. Это ресурс для организации дистанционных индивидуальных занятий по предметам или занятий в малых группах. Причем он удобен именно в онлайн-формате, в условиях ограниченного времени. Поэтому достаточно удобно использовать интерактивную тетрадь Skysmart при организации дополнительных занятий с обучающимися в малых группах. В личном кабинете педагога практически в реальном времени отображается процесс выполнения заданий, видны ответы обучающихся. Педагог может проконсультировать по выполнению задания, вызвавшего затруднение в процессе работы.
Индивидуальный подход и развитие одаренности обучающихся, наверно, самый главный аргумент в пользу использования онлайн-ресурсов, в частности ИРТ Skysmart. При всем стремлении педагога уделить внимание на уроке каждому обучающемуся, в реальности, это вряд ли возможно, особенно если наблюдается сильная уровневая дифференциация в их базовых знаниях [1]. На данный момент в личном кабинете ученика в разделе «Помощник» доступны материалы только по предмету «Математика»,
которые позволяют выстроить самостоятельную образовательную траекторию, что способствует индивидуализации учебной деятельности. Представленные материалы содержат не только задания, но и пошаговые инструкции по их выполнению.
Отдельного внимания заслуживают практико-ориентированные задания, которые раскрывают применение предметных компетенций, полученных в процессе изучения предмета в других областях знаний, а также показывают межпредметные связи («Межпредметная олимпиада»).
Таким образом, использование интерактивной тетради Skysmart открывает как перед педагогами, так и перед обучающимися новые возможности для повышения эффективности процесса обучения. Использование интерактивной тетради на уроках по различным учебным предметам способствует не только успешному усвоению большого объема информации, что проецируется в повышении успеваемости, но и влияет на отношение учеников как процессу обучения в целом, так и к предмету в частности.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. — Москва : НексПринт, 2010. -84 с. - ISBN 978-5-904731-03-8.
2. Готовность школ к цифровой трансформации / Ю. Е. Храмо, П. Д. Рабинович, М. Э. Кушнир, К. Е. Заведенский, А. Р. Мелик-Парсаданов // Информатика и образование. -2019.- № 10. - C.13-20.
3. Как работать с интерактивными тетрадями Skysmart? — URL: http://didaktor.ru/kak-rabotat-s-interaktivnymi-tetradyami-skysmart/ (дата обращения: 31.03.2021).
4. Минина, Е. В. Опыт использования интерактивной рабочей тетради Skysmart в дистанционном обучении на разных этапах урока // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - J№ 3(11) - С.80-84.
5. Назаренко, Т. Г. Применение интерактивных тетрадей «скайсмарт» по предметам области «Обществознание» // Молодой ученый. Международный научный журнал. - 2020. - N° 25(315).
- С. 402-406.
6. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения : инструктивно-методические материалы. Ч. 1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [ и др.]. - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 148 с. - ISBN 978-5906934-39-0.
References
1. Asmolov, A. G. Rossiyskaya shkola i novye informatsionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie / A. G. Asmolov, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov. — Moskva : NeksPrint, 2010. - 84 s. - ISBN 978-5-904731-03-8.
2. Gotovnost' shkol k tsifrovoy transformatsii / Yu. E. Khramo, P. D. Rabinovich, M. E. Kushnir, K. E. Zavedenskiy, A. R. Melik-Parsadanov // Informatika i obrazovanie. - 2019.- J№ 10. - C.13-20.
3. Kak rabotat' s interaktivnymi tetradyami Skysmart? — URL: http://didaktor.ru/kak-rabotat-s-interaktivnymi-tetradyami-skysmart/ (data obrashcheniya: 31.03.2021).
4. Minina, E. V. Opyt ispol'zovaniya interaktivnoy rabochey tetradi Skysmart v distantsionnom obuchenii na raznykh etapakh uroka // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2020. - № 3(11) -S.80-84.
5. Nazarenko, T. G. Primenenie interaktivnykh tetradey «skaysmart» po predmetam oblasti «Obshchestvoznanie» // Molodoy uchenyy. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2020. -№ 25(315). - S. 402-406.
6. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya : instruktivno-metodicheskie materialy. Ch. 1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [ i dr.]. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019. - 148 s. - ISBN 9785-906934-39-0.
Сведения об авторах
Решетняк Наталия Андреевна - учитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42», г. Копейск
Ганич Елена Николаевна - учитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42», г. Копейск
Information about authors
Reshetnyak N.A. - Teacher of «Secondary general education school № 42», Kopeysk
Ganich E.N. - Teacher of «Secondary general education school № 42», Kopeysk
УДК 372.851
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
М.М. Кудрякова
В статье представлен опыт использования тетрадь Skysmart. дистанционных технологий в образовательном процессе. Описаны возможности интерактивной образовательной платформы Skysmart (интерактивные тетради Skysmart) и представлена практика внедрения и использования данного контента.
Ключевые слова: интерактивное обучение, информационные ресурсы, интерактивная
В последнее время современное образование смещает траекторию обучения в сторону цифровых технологий (электронное и дистанционное обучение), также в процессе обучения используется смешанный формат обучения с фрагментарным применением каких-либо электронных ресурсов [3, 5]. В большей степени это связано с