Научная статья на тему 'БОРЬБА ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ПЛАТФОРМЫ В ИНТЕРНЕТЕ'

БОРЬБА ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ПЛАТФОРМЫ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворянкин Олег Александрович

В статье представлена информация о информационных (цифровых) платформах. Исследованы положительные и отрицательные стороны информационных (цифровых) платформах, а также их формы, виды, особенности и характеристики. Проведено сравнение отечественных и зарубежных цифровых платформ, в разных секторах экономики, а также показаны их преимущества и недостатки. Сделан предварительный прогноз их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворянкин Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUGGLE FOR INFORMATION (DIGITAL) PLATFORMS ON THE INTERNET

The article provides information about information (digital) platforms. The positive and negative aspects of information (digital) platforms, as well as their forms, types, features and characteristics, are studied. A comparison of domestic and foreign digital platforms in different sectors of the economy is made, as well as their advantages and disadvantages are shown. A preliminary forecast of their development is made.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ПЛАТФОРМЫ В ИНТЕРНЕТЕ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

БОРЬБА ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ПЛАТФОРМЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Дворянкин Олег Александрович,

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат юридических наук

THE STRUGGLE FOR INFORMATION (DIGITAL) PLATFORMS ON THE INTERNET

Oleg A. Dvoryankin,

candidate of legal sciences, lecturer at the chair of information security of the Moscow MUR RS Kikot university.

АННОТАЦИЯ

В статье представлена информация о информационных (цифровых) платформах. Исследованы положительные и отрицательные стороны информационных (цифровых) платформах, а также их формы, виды, особенности и характеристики. Проведено сравнение отечественных и зарубежных цифровых платформ, в разных секторах экономики, а также показаны их преимущества и недостатки. Сделан предварительный прогноз их развития.

ABSTARCT

The article provides information about information (digital) platforms. The positive and negative aspects of information (digital) platforms, as well as their forms, types, features and characteristics, are studied. A comparison of domestic and foreign digital platforms in different sectors of the economy is made, as well as their advantages and disadvantages are shown. A preliminary forecast of their development is made.

Ключевые слова: Интернет, информационная безопасность, информационные платформы, цифровые платформы, туризм, образование, учеба, промышленность, управление персоналом

Keywords: Internet, information security, information platforms, digital platforms, tourism, education, study, industry, personnel management

Сегодня мы становимся свидетелями того, как цифровые технологии на наших глазах видоизменяют все традиционные отношения.

Цифровизация в России сделала сверхпопулярным активно использовавшийся в ИТ-сфере термин «платформа». Вычислительная, компьютерная, программная отраслевая, продуктовая... Но платформы сегодня актуальны не только для ИТ-компаний.

Платформенное мышление становится господствующим не только на

телекоммуникационных и высокотехнологичных рынках, но и на потребительских рынках: такси, покупка товаров и продуктов, каршеринг, аренда недвижимости и в других отраслях, которые можно отнести к экономике совместного потребления.

Так в современном мире платформы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они предоставляют множество возможностей как для государства и обычных пользователей, так и для бизнеса.

В последние годы распространенный ранее термин «информационная платформа» стал активно вытесняться синонимом - «цифровая платформа».

Это связано с тем, что ранее термин «информационная платформа» предполагал только предоставление информации (контента) для пользователей и коммерческих структур.

В настоящее время, в действительности, современные платформы являются цифровыми, так как они используют различные новые инновационные технологии, позволившие стать обычным информационным системам цифровыми платформами.

Под цифровой платформой понимается система формальных и неформальных правил и алгоритмов взаимодействия между поставщиками и потребителями товаров (услуг), предназначенная для снижения издержек взаимодействия между ними. [1].

В связи с этим в рамках данной работы предлагается основной упор делать на понятии «цифровые платформы».

Благодаря широкому распространению мобильных устройств, повышению доступа к высокоскоростному Интернету, развитию цифровых технологий (искусственного интеллекта, обработки больших данных, интернета вещей, технологий распределенных реестров, облачных вычислений и т. п.) цифровые платформы находят практическое применение во многих сферах человеческой деятельности.

Так, например, социальные сети (Facebook, Twitter, Instagram и т. п.) и мессенджеры (WhatsApp, Telegram, WeChat и т. п.) трансформируют модели взаимодействия между людьми; платформы электронной коммерции

(Amazon, Alibaba, eBay и т. п.) меняют способы и механизмы осуществления торговли, платформы совместного пользования (AirBnB, Uber, Lyft и т. п.) произвели революцию в сфере обмена товарами и услугами, обеспечив потребителей повсеместным доступом к активам вместо необходимости владения ими, а поисковые системы (Google, Bing, Яндекс и т.п.) предоставляют субъектам мгновенный доступ к огромным базам знаний и информации.

При наличии сильных сетевых эффектов цифровые платформы могут достигать за относительно короткое время значительной рыночной власти, становясь монополистами в различных секторах экономики с частичным или полным замещением традиционных рыночных игроков. Таким образом компании, которые пока еще не используют в своей деятельности платформенную модель ведения бизнеса, во многом проигрывают [2].

При этом высокая вероятность появления очередных «подрывных» инноваций создает постоянное конкурентное давление даже на глобальных платформенных лидеров. Таким образом тем отраслям экономики, которые уже используют платформы, не стоит чувствовать себя монополистами рынка, так как активное развитие информационных технологий ведет к необходимости постоянного внедрения их в свою деятельность, в том числе в свои платформы.

В рамках платформенной экономики существует, по крайней мере, три различные модели платформ, которые различаются в зависимости от того, кто владеет активом и, кто устанавливает цены и другие условия.

1. Децентрализованная.

Владелец (поставщик) актива устанавливает условия и предлагает актив непосредственно пользователю. Цифровая платформа сводит между собой агентов и облегчает транзакции в обмен на небольшую комиссию. Первоначальные капитальные затраты низки, но платформа должна привлекать поставщиков для обеспечения адекватного уровня предложения.

2. Централизованная.

Платформа владеет активом и устанавливает цены. Она имеет больший контроль над качеством и стандартизацией, чем децентрализованная платформа, и забирает большую долю от стоимости транзакции, при этом затраты на масштабирование также намного выше. Требуется значительный авансированный капитал и обеспечение высокого уровня эффективности цифровой платформы.

3. Гибридная.

Владельцы активов предлагают услугу с ценой и стандартами, установленными цифровой платформой. Владение и риск децентрализованы, а стандартизация и уровень обслуживания централизованы. Как и в случае с децентрализованной моделью, первоначальные затраты низки и привлечение поставщиков имеет решающее значение. Цифровая платформа также должна тщательно управлять своими отношениями

с поставщиками, поскольку они имеют меньший контроль, чем при децентрализованной модели [3].

Таким образом, все имеющиеся в мире платформы принадлежат одной и представленных выше моделей. При этом стоит отметить, что любая из платформ может стать, к примеру, гибридной, а гибридная - децентрализованной или централизованной.

На сегодняшний день вне зависимости от вида модели платформы, все они сталкиваются с одной и той же проблемой.

Так, ускоренные темпы глобальной цифровой трансформации создают препятствия для развивающихся рынков, где новые возможности и новые риски многократно умножаются. Риск того, что на развивающихся рынках будут доминировать несколько иностранных, в том числе глобальных платформ, способных поглощать национальные платформы и переводить за рубеж долю местного рынка, вызывает озабоченность у надзорных органов, осуществляющих регулирование деятельности финансовых и инвестиционных организаций во всем мире (регуляторов).

В этом контексте российский опыт представляет научный интерес благодаря динамичному развитию национальных

платформенных компаний таких как «Яндекс», группа компаний «Мэйл.ру», «Авито», которые продемонстрировали устойчивый рост выручки и рыночной капитализации в последние годы. Способность этих платформ удерживать значительную, иногда мажоритарную долю рынка по отношению к глобальным платформам также представляет интерес и может служить контрпримером тому, что на развивающихся рынках доминируют только иностранные платформы [4].

Таким образом, значение российских платформ для глобального исследования определяется двумя факторами.

Во-первых, национальные цифровые платформы продемонстрировали стремительный рост за последние годы и могут стать одной из движущих сил, формирующих российскую экономику; их влияние на развитие и состязательность на местных рынках заслуживает внимания.

Во-вторых, национальные платформы эффективно конкурируют с зарубежными платформами, сохраняя значительную долю соответствующих рынков: динамика конкуренции и проявление принципа «победитель получает часть» может стать важным примером для других развивающихся рынков.

В первую очередь необходимо провести исследования мировых тенденций развития цифровых платформ с целью выявления наиболее сильных игроков рынка и определения их конкурентных преимуществ, а также по возможности уязвимых мест.

За последние десять лет список крупнейших мировых компаний серьезно изменился. Если в 2008 г. в Топ-10 самых дорогих публичных

компаний, большинство из которых были компаниями сырьевого сектора, входила единственная платформенная компания «Microsoft», то в настоящее время лидерские позиции в аналогичном рейтинге занимают уже семь таких компаний (Apple, Microsoft, Amazon, Google, Facebook, Alibaba, Tencent), совокупная рыночная капитализация которых составляет около 4,5 трлн долл. США, что более чем в 7 раз превышает объем российского фондового рынка (625,2 млрд. долл. США) [5].

Большинство крупных платформенных компаний базируется преимущественно в США и КНР, при этом имеются они также и в Великобритании, Индии, Японии, Германии, России и в других странах.

Наблюдающийся в последние годы быстрый рост доминирования платформенных гигантов обусловлен, в том числе, увеличением размера их экосистем (набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании). К примеру, среднемесячное количество активных пользователей «Facebook» по всему миру выросло за последние 10 лет почти в 12 раз со 197 млн. чел. в 2010 г. до 2,3 млрд. чел. в 2020 г. (совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составил 28 %).

Более активный рост показали социальная сеть «Instagram» - в 11 раз, с 90 млн чел. в 2015 г. до 1 млрд чел. в 2020 г. (CAGR - 62 %), и мессенджер «WhatsApp» - почти в 8 раз, с 200 млн. чел. в 2013 г. до 1,5 млрд чел. к 2018 г. (CAGR - 66 %).

Впечатляющий пример роста среди неамериканских цифровых платфор показала китайская платформа «WeChat» (Tencent Holdings) - в 22 раза, с 50 млн чел. в 2013 г. до 1,1 млрд чел. в 2020 г. (CAGR -56 %) [6].

Монополизация платформ и замещение ими традиционных рыночных игроков в силу использования платформами сетевых эффектов и нестандартных ценовых политик вызывают серьезную озабоченность у правительств и научно-экспертных сообществ разных стран.

При этом, как показывает практика, между платформами зачастую складывается активная олигополистическая конкуренция, подогреваемая быстрым технологическим прогрессом.

Многие платформенные гиганты прошлого десятилетия (Windows, MySpace, Nokia, Blackberry) были за короткое время смещены с лидерских позиций платформами-новичками (Apple, Google, Facebook).

Таким образом, несмотря на отсутствие в настоящее время явных рисков смещения с лидерских позиций действующих мировых платформенных гигантов, постоянное рыночное доминирование не гарантировано ни одной платформе в силу быстрых и непредсказуемых технологических изменений [7].

Теперь перейдем к рассмотрению тенденций развития цифровых платформ в России.

В России цифровые платформы получили широкое распространение во многом благодаря значительному числу пользователей Интернета: месячная интернет-аудитория - 84 миллиона человек, недельная интернет-аудитория - 82 миллиона, дневная интернет-аудитория - 75 миллионов, что составляет 72%, 70% и 64% населения России в 2020 г. соответственно. Россия продемонстрировала устойчивый рост проникновения Интернета в месяц с 20% населения в 2003 году до 72 процентов в 2020 году [7].

Несмотря на то, что большинство российских цифровых платформ функционируют в масштабах всей страны, существует лишь несколько успешных российских платформ, работающих по всему миру.

Цифровые платформы распространены в России в формате социальных сетей, мессенджеров, поисковых систем, платежных систем, платформ в сфере электронной торговли, финансов, туризма, занятости, образования, пассажирских перевозок и т.д.

В табл. 1 представлены примеры зарубежных и российских платформ в разрезе форматов и направлений их деятельности.

Табл. 1

Примеры цифровых платформ в мире и в России [8]

Формат/ Направление Примеры зарубежных ЦП* Примеры российских ЦП

Социальные сети Facebook.com, Twitter.com, Instagram.com, LinkedIn.com Vk.com, Odnoklassniki.ru

Мессенджеры WhatsApp, Telegram, WeChat, Skype TamTam, Avirton, Mail.Ru Агент, Fireсhat

Поисковые системы Google.com, Bing.com, Baidu.com, Yahoo.com Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Sputnik.ru

Интернет-браузеры Chrome, Firefox, Microsoft Edge, Safari, Opera Яндекс.Браузер, Спутник, Амиго, Рамблер, Orbitum

Видеоплатформы Youtube.com, Vimeo.com, MetaCafe.com Rutube.ru, Яндекс.Видео, Ivi.ru, Видео Mail.Ru

Операционные системы для ПК Windows, Unix/Linux, MacOS МАКС, Фантом, ЯАГОК, KasperskyOS

Мобильные ОС Apple iOS, Android, Windows Phone Sailfish OS

Онлайн платежные системы Amazon Pay, WePay, PayPal, Apple Pay Яндекс.Деньги, Robokassa, QIWI

Краудфандинг Kickstarter.com, IndieGoGo.com, Crowdfunder.com Boomstarter.ru, Planeta.ru, Starttrack.ru

Образование Edx.org, Coursera.org, Udacity.com Universarium.org, Stepik.org, Eduson.tv

Поиск работы Job.com, CareerBuilder.com, Indeed.com, Upwork.com Hh.ru, Superjob.ru, Career.ru, YouDo.ru, Fl.ru

Электронная торговля Amazon.com, Aliexpress.com, eBay.com, Etsy.com Ozon.ru, Яндекс.Маркет, Auto.ru, Ticketland.ru

Пассажирские перевозки Uber.com, Lyft.com, Blablacar.com Яндекс.Такси, City-mobil.ru, Rentmania.com

Аренда жилья AirBnB.com, HomeAway.com, Hostelworld.com Cian.ru, Domofond.ru, Яндекс.Недвижимость

Туризм и путешествия Tripadvisor.com, Skyscanner.net, Kayak.com Travelata.ru, Tourvisor.ru, Aviasales.ru, Trip.ru

Купоны и скидки Groupon.com Biglion.ru

Госуслуги Gov.uk, Dta.gov.au Gosuslugi.ru, Mos.ru

*ЦП- цифровая платформа

Глобальные цифровые платформы занимают достаточно сильные рыночные позиции на российских рынках. На их долю в общем объеме рынка цифровых платформ в России приходится около 30 % (или 8 млрд. долларов США).

В отдельных направлениях отечественные цифровые платформы могут составить

конкуренцию мировым платформенным лидерам. В качестве примера можно привести конкуренцию зарубежных и российских платформ на российских рынках социальных сетей, мессенджеров и поисковых систем (рис. 1).

Рис. 1 - Характеристики различных российских платформенных рынков [8]

Лидером проникновения в России среди соцсетей и мессенджеров является американская платформа «Youtube» (63 %), далее идут российские социальные сети «Вконтакте» (61 %) и «Одноклассники» (42 %).

Среди мессенджеров лидируют американские «Skype» (38%) и «WhatsApp» (38 %). Глобальный лидер Facebook расположился на пятом месте (35 %).

На российском рынке поисковых систем наблюдается олигополистическая конкуренция двух явных платформенных лидеров: американского поисковика «Google» и российского «Яндекса».

Основным источником доходов

платформенных компаний в России являются доходы от рекламы. В частности, доходы «Яндекса» за 2017 г. составили 94,1 млрд. руб., вдвое превысив объемы выручки российской дочки «Google» (45,2 млрд руб.). Основной источник

доходов Яндекса - выручка от контекстной и медийной (графические, видео-, звуковые и текстовые объявления) рекламы (93 % или 87,4 млрд. руб.)

Доходы зарубежных социальных сетей в России также гораздо ниже доходов российских цифровых платформ «Вконтакте» и «Одноклассники».

В целях сравнительного анализа стоит отметить, что совокупный объем доходов головной компании «Google» по итогам 2020 г. составил 110 млрд. долларов США, 95,4 из которых - рекламные доходы (87 %). [9].

Таким образом, на отдельных российских платформенных рынках наблюдается сравнительно небольшое количество отечественных игроков, которые могут составить конкуренцию глобальным цифровым платформам на этих рынках. При этом необходимо подчеркнуть крайне слабые позиции

российских компаний на мировых платформенных рынках.

Необходимость господдержки развития отечественных цифровых платформ отражена в качестве стратегической задачи на ближайшие годы и в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно положениям которого необходимо обеспечить внедрение платформенных решений в ряде отраслей экономики, социальной сферы, госуправления и сферы оказания госуслуг, в том числе в интересах населения, индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства [10].

Стоит отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации активно исполняется. В настоящее время многие отрасли ведут разработки платформенных решений, а другие же - их внедряют.

В связи с этим предлагаю рассмотреть несколько наиболее интересных платформенных решений, разработки и опытная эксплуатация которых началась совсем недавно.

События 2020 г. привели к ускоренной цифровизации всех сфер нашей жизни, включая образование - школьникам и учителям пришлось в крайне сжатые сроки переходить на дистанционный формат обучения. В процессе стали очевидны технические и организационные сложности при использовании непрофильных сервисов, в том числе зарубежных.

31 марта 2021 г. в г. Москве на площадке государственного информационного агентства «ТАСС» презентовали информационно-коммуникационную платформу «Сферум».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сферум» - это бесплатная платформа, доступная и открытая для педагогов страны. Она дает педагогам широкий набор инструментов для общения с учениками, родителями и проведения уроков. Платформа включает в себя: видеосервис, мессенджер, сообщества, чаты, ленту школьных новостей.

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в целях реализации национального проекта «Образование» [11].

Платформу разработало и запустило совместное предприятие «Mail.ru Group» и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование» (предприятие в сфере цифрового школьного образования). Платформа «Сферум» призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.

Так, во время презентации Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул: «Мы уходим от зарубежных аналогов и переходим к отечественным разработкам».

На данный момент платформа прошла тестирование в более одной тысячи школ 15 субъектов Российской Федерации, ее возможностями успешно пользуется более 28 тысяч человек. Пилотными регионами стали Алтайский и Пермский края, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ближайшее время на платформе появится возможность регистрации родителей, что позволит проводить дистанционные родительские собрания, расширит возможности общения родителей с педагогами и поможет быть в курсе успеваемости ребенка [12].

В дальнейшем в «Сферуме» можно будет проводить большие онлайн-мероприятия - до 10 тысяч участников одновременно получат возможность смотреть прямые трансляции школьных мероприятий. Также будет обеспечена синхронизация расписания с электронными дневниками.

Разработки цифровых платформ для сферы образования ведет и крупнейший транснациональный и универсальный банк России ПАО «Сбербанк».

ПАО «Сбербанк» создает новые возможности для каждого ребенка, его родителей и учителей. Школьная цифровая платформа «СберКласс» является удобным инструментом для педагогов, повышает мотивацию учеников, делает процесс обучения более интересным и позволяет создавать персонализированные траекторий развития детей. Сегодня платформа «СберКласс» работает уже в 65 регионах России [13]. Проект реализуется при поддержке глав субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России и направлен на повышение качества образования, внедрение современных методик и технологий обучения и развитие кадрового потенциала страны [14].

Также учащиеся «СберКласса» смогут воспользоваться и возможностями платформы агентства стратегических инициатив (АСИ) «Конструкториум».

Платформа-навигатор «Конструкториум» помогает познакомиться с новыми перспективными направлениями в бизнесе, познакомиться с основами финансовой, правовой, цифровой грамотности, найти наставников в лице успешных руководителей бизнесов, организаций, которые могут передать опыт и подсказать молодым ребятам, куда идти дальше [15].

Всероссийская государственная

телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) в 2020 году также занялась разработкой и запуском собственной платформы.

2 ноября 2020 года ВГТРК запустила цифровую медиаплатформу «Смотрим». «Смотрим» - это практически безграничный мир аудио и видео контента. Пользователю открывается доступ ко всему эфирному разнообразию ВГТРК.

Зрителям «Смотрим» доступен в виде мобильных предложений или сайта. Платформа включает в себя онлайн-кинотеатр, цифровой приемник для телевизионного и радиоэфира, а также информационный портал. Для полного доступа достаточно бесплатной регистрации. «Смотрим» - это целый спектр различного рода информации (контента) [16]. Здесь исторические драмы и политические ток-шоу, репортажи со всего мира и музыкальные радиопрограммы. Благодаря сервису пользователи смогут, не переключаясь между различными приложениями и сайтами, узнать последние новости, послушать аналитику или оценить новый сериал.

Кроме того, по словам заместителя генерального директора ВГТРК по цифровому развитию Андрея Класса, одна из основных особенностей цифровых платформ -персонификация контента и подстраивание его под пользователя. В ВГТРК также используют эту возможность благодаря специальному алгоритму на основе искусственного интеллекта, который будет обучаться и совершенствоваться на основе данных, получаемых от пользователей платформы [17]. В дальнейшем алгоритм будет предлагать пользователю видео, подходящие ему, основываясь на его основных запросах.

Кроме того, Союз отечественных товаропроизводителей 2 сентября 2020 года сообщил о том, что в России стартовало масштабное развертывание платформы для цифровизации промышленности [18].

Платформа, получившая название «ИНКОНА», объединяет в одну информационную среду задачи управления знаниями персонала, управления технической информацией, вопросы управления качеством, функции интегрированной логистической поддержки.

В России элементы платформы уже используют АО «Вертолеты России», на ряде предприятий «Объединенной авиастроительной корпорации» и «Объединенной судостроительной корпорации».

По оценкам Союза отечественных товаропроизводителей, внедрение платформы «ИНКОНА» только к внутреннему валовому продукту (ВВП) промышленного сектора может давать ежегодный прирост 3,7% [19].

Внедрение цифровых платформ происходит и в сфере туризма, которая в 2020 году потерпела колоссальные убытки вследствие введения режима самоизоляции как в нашей стране, так и во всем мире, а также по причине закрытия границ между странами.

В конце декабря 2019 года руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова заявила о том, что в России будет создана полноценная цифровая платформа по организации путешествий для туристов со всего мира - Russpass, при этом самым простым способом привлечения в страну путешественников является электронная виза [20].

20 июля 2020 года Правительство г. Москвы объявило о запуске цифровой туристической платформы «RussPass». Разработало новую цифровую платформу Правительство г. Москвы совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Платформа позволяет самостоятельно создать на одном портале индивидуальный тур - от бронирования билетов и проживания до формирования экскурсионно-развлекательной программы.

Председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Инна Святенко отмечает, что цифровая платформа должна дать положительные результаты по развитию внутреннего туризма [21].

С помощью уникального функционала платформы туристы смогут настроить персональные параметры. Они будут учитываться при отображении дополнительных сервисов на карте маршрута. К примеру, можно будет настроить предпочитаемые виды туризма: музеи, современное искусство, достопримечательности и т.п.

На данный момент платформа запущена в тестовом режиме и пользователям доступны не все функции платформы.

В данный момент работа над созданием данной цифровой платформы продолжается.

Стоит также отметить и разработку новой платформы для государственных сервисов «Гостех», работу над которой ведет ПАО «Сбербанк». Проектировать и тестировать единую цифровую платформу ПАО «Сбербанк» и государственные органы будут с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года.

На базе этой платформы будут работать все сервисы, например, сделки с недвижимостью, оформления полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) и аренды госимущества и другие, которые затрагивают отношения государства с бизнесом и гражданами [22].

В рамках выполнения задачи по созданию «Гостеха» ПАО «Сбербанку», потребуется реализовать платформу, которая должна будет поддерживать работу не менее 100 млн. пользователей [23].

Представленные выше примеры внедрения цифровых платформ в различных сферах жизнедеятельности человека демонстрируют нам то, что в нашей стране идет активная разработка и внедрение российских цифровых платформ.

Безусловно, такой подход позволяет свести к минимуму использование зарубежных платформ и вывести российские разработки на мировой уровень.

Достигнутый к началу эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) уровень цифрового развития органов власти Российской Федерации позволил достаточно оперативно разрабатывать и предлагать платформенные

решения, которые были особенно востребованы в тот момент. В нашей стране появилась целая линейка цифровых сервисов, которые решают сложности, вызванные распространением коронавирусной инфекции, и отвечают запросам современного человека.

Сегодня цифровые платформы становятся уникальным механизмом и существенным фактором развития цифровой экономики.

Подавляющее большинство российских платформенных компаний ведут свой бизнес в сфере услуг, в то время как трансформация основных отраслей экономики, таких как промышленность и сельское хозяйство, остается недостаточно развитой или же сведений для оценки уровня трансформации пока недостаточно.

Сегодня цифровые платформы широко применяются в телекоммуникациях, электронной торговле, финансовых технологиях, цифровой промышленности. В дополнение к ним, Россия может развиваться дальше в сельском хозяйстве, здравоохранении, строительстве и других отраслях, которые могут принести ощутимые цифровые дивиденды, повысить общую экономическую производительность и преодолеть цифровое неравенство в стране.

Но в то же время стоит задать себе вопросы: «Так ли хороши цифровые платформы, чтобы их использовать? Стоит ли за них бороться?»

По мнению экспертов, одним из основных преимуществ платформенной бизнес-модели является снижение роли института традиционного посредничества и, соответственно,

транзакционных, операционных, временных и иных издержек для субъектов.

Так, согласно результатам опроса международной компании

«PricewaterhouseCoopers», 56% пользователей платформ пассажирских перевозок (Uber, Lyft, Zipcar, RelayRides, Car2Go и др.) выбирают их по причине лучшей цены, 32 % - более широкого выбора на рынке и 28 % - более удобного доступа к услугам [24].

Вместе с тем цифровые платформы предоставляют субъектам относительно недорогой доступ к глобальным рынкам и цепочкам формирования стоимости. К примеру, размещая мобильное приложение на платформах «App Store» или «Google Play» либо предоставляя различные продукты и услуги посредством платформ «Amazon», «eBay», «Taobao», предприниматели получают мгновенный доступ к сотням миллионов потенциальных потребителей по всему миру.

Снижение входных барьеров на рынки стимулирует, помимо прочего, рост индивидуального, малого и среднего предпринимательства.

Так, например, около 43% британских продавцов платформы электронной коммерции «Etsy», специализирующейся на торговле изделиями ручной работы и винтажных предметов (вещи, которым не менее 20, но не более 60 лет), заявили, что «Etsy» стала первой торговой

площадкой, на которой они начали осуществлять свою предпринимательскую деятельность, а 36 % опрошенных отметили, что без данной цифровой платформы они вряд ли начали бы заниматься подобной деятельностью.

Используемые в рамках платформенных бизнес-моделей сервисные подходы «все-как услуга» (everything-as-a-service) и удобные формы оплаты по мере потребления (pay-as-you-go) способствуют расширению ассортимента и повышению качества предоставляемых потребителям продуктов и услуг. При этом снижение трансакционных издержек и накладных расходов у поставщиков может приводить к снижению цен для потребителей.

Собираемые цифровыми платформами персональные данные позволяют им индивидуализировать взаимодействие с участниками платформы, в том числе путем персонализации и повышения качества продуктов и услуг.

Кроме того, платформы вовлекают в экономическую деятельность неиспользуемые или недоиспользуемые активы.

Но в то же время существует ряд рисков и угроз, связанных с цифровыми платформами.

Одной из главных угроз, связанных с деятельностью цифровых платформ, является проблема конфиденциальности персональных данных. Цифровые платформы собирают и обрабатывают большие данные об участниках, отслеживая все их действия и личную информацию, и могут использовать их, например, для продажи в целях рекламы, недобросовестной конкуренции, манипулирования участниками, рынками и даже государствами [25].

Кроме того, можно отметить и ряд других немаловажных проблем:

- отсутствие четкого и гибкого международного и национального законодательного регулирования деятельности платформенных компаний и неоднозначность судебной практики;

- использование платформами в целях максимизации своей прибыли как механизмов хищнического ценообразования по отношению к потребителям, так и повышенных комиссионных сборов с поставщиков;

- отсутствие у участников платформы таких же прав, льгот и преференций (пенсии, оплачиваемые отпуска и т. п.), как у наемных работников, в силу того, что участники платформы не являются штатными сотрудниками цифровых платформ и выступают в качестве независимых исполнителей;

- проблема нестабильности доходов поставщиков из-за непредсказуемости и (или) волатильности цен в случаях, когда платформа сама устанавливает тарифы на продукты и услуги поставщиков;

- необходимость осуществления поставщиками расходов на техническое обслуживание и капитальных затрат за счет

собственных средств (например, таксисты «ЦЬег» сами несут ответственность за расходы на эксплуатацию автомобиля, топливо, амортизацию и страховое покрытие);

- проблемы обеспечения безопасности трансакций и многие другие.

Широкое распространение цифровых платформ, ориентированных на сервисные форматы предоставления продуктов и услуг, приводит к тенденциям эксплуатации рабочей силы в качестве сервиса, при этом платформенные участники получают гораздо меньшую юридическую и экономическую защиту своих прав (включая минимальную оплату труда, защиту от несправедливого увольнения, социальное обеспечение и льготы, обучение и т.д.). Подобное концептуальное явление получило название «человек как услуга» (human-as-service).

Таким образом, делая предварительный вывод, можно сказать, что мир вошел в цифровую эпоху -четвертую промышленную революцию. Сегодня именно цифровые платформы являются основой роста экономик стран, которые активно это внедряют.

В ходе встречи с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Зачастую современные информационные платформы все больше и больше начинают управлять сознанием. Просто изучают своего, условно говоря, клиента и подбрасывают ему то, что они считают нужным. И человек начинает принимать решения, даже не осознавая того, что им руководят... Эти платформы, прежде всего, являются бизнесом, их основная задача заключается в извлечении прибыли, при этом зачастую это достигается любой ценой. Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит какой-то ущерб для категории людей, на которую он направлен» [26].

По словам Президента Российской Федерации необходимо реагировать на такие действия, но, в то же время, не принимать решений, которые ограничивали бы свободу человека.

Безусловно, платформы обладают огромным потенциалом для трансформации и развития практически большинства сфер и направлений социально-экономической деятельности человека.

Цифровые платформы могут способствовать созданию заметных положительных дивидендов для общества и государства, однако их деятельность сопровождается также и серьезными рисками и угрозами, что обусловливает необходимость выработки нестандартных решений и механизмов институционального и не институционального характера по

масштабированию положительных эффектов и управлению рисками и угрозами, связанными с деятельностью цифровых платформ.

В настоящее время отдельные российские цифровые платформы могут составить конкуренцию зарубежным платформам лишь на российских платформенных рынках, при этом

уровень их рыночного влияния на глобальных рынках находится на крайне низком уровне.

В целях повышения конкурентоспособности российской экономики, а также снижения рисков преобладания на российских платформенных рынках глобальных платформенных компаний, что может привести к потенциальным рискам получения бесконтрольного доступа к персональным данным граждан и манипулирования отдельными личностями, компаниями, отраслями и даже государством, представляется необходимым обеспечить разработку и внедрение целого ряда системных мер, например, юридического, технического, информационного, финансового, направленных на поддержку отечественных цифровых платформ, в том числе ориентированных на осуществление деятельности в глобальном масштабе.

Таким образом, на сегодняшний день не вызывает сомнения в необходимости разработки, внедрения и активного использования цифровых платформ в современном мире.

Современный мир - цифровой, все мы живем в цифровом обществе.

Цифровизация окружает каждого из нас ежедневно, что бесспорно требует внедрения механизмов, которые бы облегчали нашу жизнь, что позволяют обеспечить цифровые платформы.

Цифровые платформы становятся тем «золотым» механизмом, вокруг которого начинает вращаться все во всех отраслях.

Так цифровая платформа кардинально изменяет систему отношений между участниками взаимодействия, и в первую очередь в сфере информационной безопасности, как в свое время светофор, поставленный на перекрестке, заменил дежурного постового.

Список использованной литературы:

1. Еферин Я.Ю., Россотто К.М., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы в России: конкуренция между национальными и зарубежными многосторонними платформами стимулирует экономический рост и инновации // Информационное общество. №1-2. 2019. С. 16-34.

2. Цифровые платформы и новые компетенции: что спасает мировую и российскую экономику. [Электронный источник]. URL: https://roscongress.org/news/tsifrovye-platformy-i-novye-kompetentsii-chto-spasaet-mirovuju-i-rossijskuju-ekonomiku/. (дата обращения: 20.04.2021).

3. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, № 6, 2018. С. 22-36.

4. Единая цифровая платформа повысит эффективность экономик стран-участниц ЕАЭС. [Электронный источник]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/edinaa-cifrovaa-platforma-povysit-effektivnost-ekonomik-stran-ucastnic-eaes-26833. (дата обращения: 20.04.2021).

5. Цифровые платформы, маркетплейсы и кооперация в интернете: авторы представили идеи для социального предпринимательства. [Электронный источник]. URL: https://asi.ru/news/157336/. (дата обращения: 20.04.2021).

6. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономике России. [Электронный источник]. URL:

https://vest.rea.ru/jour/article/view/642?locale=ru_RU . (дата обращения: 20.04.2021).

7. Программа для Путина: В России появятся 10 цифровых платформ с машиночитаемыми данными. [Электронный источник]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2017-08-28_programma_dlya_putina_v_rossii_poyavyatsya_1 0_tsifrovyh. (дата обращения: 20.04.2021).

8. Цифровые платформы - новая рыночная власть. [Электронный источник]. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=at tachment. (дата обращения: 20.04.2021).

9. Как онлайн меняет бизнес. [Электронный источник]. URL: https://www.kyoceradocumentsolutions.ru/ru/smarter-workspaces/business-challenges/innovation/how-digital-platforms-are-rethinking-their-business-models.html (дата обращения: 20.04.2021).

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный источник]. URL:

http ://www.kremlin. ru/acts/bank/43027/ (дата

обращения: 20.04.2021).

10. В России официально запущена образовательная бесплатная социальная сеть «Сферум». [Электронный источник]. URL: https://edu.gov.ru/press/3558/minprosvescheniya-rossii-prezentovalo-besplatnuyu-informacionno-kommunikacionnuyu-platformu-sferum-dlya-uchenikov-uchiteley-i-roditeley/ (дата обращения: 20.04.2021).

11. Цифровая платформа «Сферум»: отечественная, бесплатная, безопасная? [Электронный источник]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/31/bigdata/16829-tsifrovaya_platforma_sferum_otechestvennaya_bespla tnaya_bezopasnaya. (дата обращения: 20.04.2021).

12. СберКласс. [Электронный источник]. URL: https://sberclass.ru/ (дата обращения: 26.03.2021).

13. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». [Электронный источник]. URL: https://vbudushee.ru/education/programma-tsifrovaya-platforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly/ (дата обращения: 26.03.2021).

14. Цифровая платформа по развитию молодежного предпринимательства «Конструкториум». [Электронный источник]. URL: https://www.uecoll.ru/news/cifrovaa-platforma-po-razvitiu-molodeznogo-predprinimatelstva-

konstruktorium/ (дата обращения: 20.04.2021).

15. ВГТРК представил онлайн-платформу «СМОТРИМ». [Электронный источник]. URL: https://telesputnik.ru/materials/content/news/vgtrk-predstavil-onlayn-platformu-smotrim/ (дата обращения: 20.04.2021).

16. Цифровая платформа «Смотрим» покажет все и сразу. [Электронный источник]. URL: https://vladtv.ru/society/116650/ (дата обращения: 20.04.2021).

17. В России запущена платформа для цифровизации промышленности. [Электронный источник]. URL: https://iz.ru/1055688/2020-09-02/v-rossii-zapushchena-platforma-dlia-teifrovizatcii-promyshlennosti (дата обращения: 20.04.2021).

18. В России запустили платформу по цифровизации промышленности. [Электронный источник]. URL: http://www.epps.ru/news/detail.php?id=1345/ (дата обращения: 20.04.2021).

19. Russpass Цифровая платформа для туристов. [Электронный источник]. URL https://www.tadviser.ru/index.php/ Продукт:Russpass_Цифровая_платформа_для_тури стов/ (дата обращения: 20.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Цифровую платформу для туристов Russpass запустят по всей стране. [Электронный источник]. URL: https://rg.ru/2020/07/17/cifrovuiu-platformu-dlia-turistov-russpass-zapustiat-po-vsej-strane.html/ (дата обращения: 20.04.2021).

21. Сбербанк отвоевал себе контракт на главную ИТ-платформу страны «Гостех». [Электронный источник]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-12-08_sberbank_stal_operatorom (дата обращения: 20.04.2021).

22. Гостех инициативы Сбербанка, Почты, ВТБ и Ростелекома для цифровизации государства. [Электронный источник]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Гостех_(ин ициативы_Сбербанка,_Почты,_ВТБ_и_Ростелеком а_для_цифровизации_государства) (дата обращения: 20.04.2021).

23. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. 2018. №5 (155). С. 22-29.

24. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н. Цифровые платформы: особенности и перспективы развития // Сборник материалов Семьдесят первой Всерос. науч.-техн. конф. студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с междунар. участием. Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, 2018. С. 637-640.

25. Путин обвинил интернет-платформы в управлении сознанием пользователей. [Электронный источник]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2021/02/0 2/856387-putin-obvinil-internet-platformi-v-upravlenii-soznaniem-polzovatelei (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.