Научная статья на тему 'Школьная пресса: историко-типологический аспект'

Школьная пресса: историко-типологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
838
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА / СМИ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ / ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шишкина Надежда Игоревна, Хваленя Светлана Вадимовна

В настоящее время умение работать с информационными ресурсами является одним из главных условий формирования общественно активной личности. Важно, чтобы развитию соответствующих качеств уделялось особое внимание уже в школе. Одним из способов считается школьная пресса, которая не только включает в себя как чисто журналистскую, редакционную деятельность, но и выполняет образовательную, воспитательную, коммуникативную функции. Сегодня школьные издания находятся в стадии возрождения. В такое время крайне необходимо иметь точные и полные сведения об истории развития данного явления, чтобы иметь возможность повысить качество школьной периодики. Важность изучения истории, в данном случае истории развития школьной прессы, зачастую недооценивается. Этот факт определяет актуальность настоящей публикации. В статье авторами выделен массив научных исследований по различным направлениям, в которых так или иначе затронута тема истории развития школьной прессы. Рассмотрены основные тенденции и особенности различных хронологических этапов в двухвековой истории ученических изданий. Также авторами статьи с учетом соответствующей методологической и теоретической базы выявлены и проанализированы варианты периодизации истории становления и развития школьных газет и журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL PRINT MEDIA: HISTORICAL AND TYPOLOGICAL ASPECT

Nowadays, the ability to work with information resources is one of the main conditions for the formation of a socially active person. It is important to give special attention to the development of relevant qualities already at school. One of the ways is the school media, which not only includes a purely journalistic, editorial activity, but also performs educational, educational, communicative functions. Today, school publications are in the process of rebirth. At such times, it is imperative to have accurate and complete information about the history of the development of this phenomenon in order to be able to improve the quality of school periodicals. The importance of studying history, in this case the history of the development of the school print media is often underestimated. This fact determines the relevance of this publication. In the article, the authors highlighted an array of scientific research in various areas, which in one way or another touched upon the history of the development of the school media. The main trends and features of various chronological stages in the two-century history of student publications are considered. Also, the authors of the article, taking into account the appropriate methodological and theoretical base, identified and analyzed the variants of periodization of the history of the formation and development of school newspapers and magazines.

Текст научной работы на тему «Школьная пресса: историко-типологический аспект»

УДК 070(054):374.3:930.25

Н. И. Шишкина, С. В. Хваленя

Белорусский государственный технологический университет

ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В настоящее время умение работать с информационными ресурсами является одним из главных условий формирования общественно активной личности. Важно, чтобы развитию соответствующих качеств уделялось особое внимание уже в школе. Одним из способов считается школьная пресса, которая не только включает в себя как чисто журналистскую, редакционную деятельность, но и выполняет образовательную, воспитательную, коммуникативную функции.

Сегодня школьные издания находятся в стадии возрождения. В такое время крайне необходимо иметь точные и полные сведения об истории развития данного явления, чтобы иметь возможность повысить качество школьной периодики. Важность изучения истории, в данном случае истории развития школьной прессы, зачастую недооценивается. Этот факт определяет актуальность настоящей публикации.

В статье авторами выделен массив научных исследований по различным направлениям, в которых так или иначе затронута тема истории развития школьной прессы. Рассмотрены основные тенденции и особенности различных хронологических этапов в двухвековой истории ученических изданий. Также авторами статьи с учетом соответствующей методологической и теоретической базы выявлены и проанализированы варианты периодизации истории становления и развития школьных газет и журналов.

Ключевые слова: школьная пресса, СМИ, история развития школьной периодики, хронологические этапы, виды школьных изданий, типологические особенности.

N. I. Shishkina, S. V. Khvalenya

Belarusian State Technological University

SCHOOL PRINT MEDIA: HISTORICAL AND TYPOLOGICAL ASPECT

Nowadays, the ability to work with information resources is one of the main conditions for the formation of a socially active person. It is important to give special attention to the development of relevant qualities already at school. One of the ways is the school media, which not only includes a purely journalistic, editorial activity, but also performs educational, educational, communicative functions.

Today, school publications are in the process of rebirth. At such times, it is imperative to have accurate and complete information about the history of the development of this phenomenon in order to be able to improve the quality of school periodicals. The importance of studying history, in this case the history of the development of the school print media is often underestimated. This fact determines the relevance of this publication.

In the article, the authors highlighted an array of scientific research in various areas, which in one way or another touched upon the history of the development of the school media. The main trends and features of various chronological stages in the two-century history of student publications are considered. Also, the authors of the article, taking into account the appropriate methodological and theoretical base, identified and analyzed the variants of periodization of the history of the formation and development of school newspapers and magazines.

Key words: school press, mass-media, history of the development of school periodicals, chronological stages, types of school publications, typological features.

Введение. В настоящее время информация проникает во все сферы жизни, становится определяющим фактором социально-экономического развития. Умение работать с информацией сегодня становится одним из главных условий формирования личности, ее активного вовлечения в жизнь общества. Поэтому крайне важно, чтобы развитию этого умения уделялось особое внимание в школе. Одним из инструментов может стать школьная пресса. Создание газеты, журнала нацеливает школьников на исследовательскую работу, способствует разви-

тию теоретического мышления, навыков применения современных компьютерных технологий, формированию собственной социальной позиции.

Однако важность школьной прессы зачастую недооценивается. Актуальность данной работы обусловлена постоянно возрастающей ролью школьной прессы в жизни образовательного сообщества и социума в целом.

Целью проводимого нами исследования является обобщение исторического опыта формирования и развития школьной прессы.

Тематика становления и развития школьных изданий достаточно освещена в монографиях, диссертациях, а также многочисленных публикациях. Хотя в сравнении со степенью изученности периодических изданий для детей, подростков самостоятельная школьная пресса все еще не имеет всестороннего комплексного анализа.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы Ю. Б. Балашовой «Школьная журналистика серебряного века» (2007), Л. А. Вяткиной «Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации» (1997), Ю. А. Носовой «Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект» (2007), М. И. Холмова «Становление советской журналистики для детей» (1983), С. В. Лебедевой «Школьные издания как фактор развития ме-диаобразования в современной России» (2014), А. А. Данилиной «Корпоративные школьные издания: специфика, содержание, структура» (2015)и др.

Объект исследования — школьная пресса. Предметом исследования являются принципы и закономерности развития школьной прессы с середины XVIII в. до 1991 г. Соответственно, хронологические рамки данного исследования ограничиваются именно этим периодом.

Основная часть. В настоящее время существует лишь одна периодизация, охватывающая всю историю создания и становления школьной прессы, выделенная исследователем Лебедевой С. В. Согласно ей, развитие ученических изданий можно условно разделить на три этапа:

- первый — с конца XVIII в. до 1917 г.;

- второй — с 1917 г. до конца 1980-х гг.;

- третий — с начала 1990-х гг. по настоящее время [1].

Отдельно предлагается разделение на этапы конкретно дореволюционного периода развития школьных газет, журналов и альманахов. Данные временные рамки выделены исследователем Холмовым М. И. Он полагает, что в истории детской журналистики периодизация прослеживается довольно четко. «Первый период — 1785-1860 гг. — начался журналом выдающегося русского просветителя Новикова Н. И. «Детское чтение для сердца и разума». Второй период — 1861-1894 гг. — буржуазно-демократический, характеризуется появлением разночинца «как главного, массового деятеля»; третий период — 1895-октябрь 1917 г. — пролетарский период» [2]. На предложенную периодизацию, на наш взгляд, сильное влияние оказало время проведения исследований (197080-е гг.), а именно господствовавшая в советское время идеология.

Считается, что в истории научных исследований, связанных со школьной прессой, выделена одна периодизация всего времени существования ученических газет и еще одна — конкретно дореволюционного периода. Однако это не означает, что другие исследователи не обращались так или иначе к вопросу периодизации развития школьных газет. Так, Л. А. Вят-кина в своей работе «Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации» выделяет три временных всплеска ученической самодеятельной прессы: 18601880 гг., 1906-1908 гг., 1913-1917 гг. Появление самодеятельной подростковой прессы, согласно ее оценке, совпадает с переломными моментами в жизни общества; причинами этого явления можно считать зачатки демократии, проявление свободомыслия, крушение прежних идеалов и поиски новых [3].

Начало школьным ученическим изданиям было положено в XVIII в. Согласно исследованиям Ю. Б. Балашовой в 30-х гг. XVIII в. учениками Шляхетного кадетского корпуса в Петербурге был создан литературный кружок, который позднее стал издавать свой собственный журнал — «Праздное время, в пользу употребленное», издававшийся в 1759-1760 гг. [4]. Фактически данное издание является началом всей истории развития школьной прессы как формы деятельности учащихся. Отметим, что школьная пресса началась именно со школьных журналов.

В середине XVIII в. (1756 г.) также была выпущена другая форма школьной прессы — первая ученическая газета (хотя, строго говоря, студенческая) «Московские ведомости» Московского университета.

Ближе к концу XVIII в. и особенно в XIX в. школьная пресса сильно активизируется. Наиболее активно журналистскую деятельность стали осуществлять учащиеся Благородного пансиона при Императорском Московском университете. Здесь выпускались различные литературные заметки, научные размышления, а также был выпущен первый альманах, в котором печаталась поэзия и проза, авторами которой были воспитанники пансиона.

В начале XIX в. выпускать альманахи и журналы могли себе позволить лишь несколько привилегированных учебных заведений. Издания эти имели художественно-поэтический характер. Однако по мере роста количества школ, училищ и гимназий число выпускаемых газет росло. В первой половине XIX в. в образовательных учреждениях появляется все больше литературных кружков, которые выпускали свои литературные альманахи и журналы, чаще всего рукописные. Помимо продолжавшего существо-

вание Благородного пансиона, можно назвать такие учреждения, как Царскосельский лицей, Главное народное училище и др. Для рукописных школьных изданий писали будучи учащимися такие классики русской литературы, как Пушкин А. С., Гоголь Н. В., Лермонтов М. Ю.

В последней трети XIX в. после реформы отечественного образования, проведенной в 1871 г., стало выходить еще большее количество школьных рукописных журналов, в которых ученики осмеливались размышлять на многие темы, подчас касающиеся даже качества преподавания, оторванности программ преподавания от требований времени и т. д. Такая смелость не поощрялась руководством (согласно исследователю Балашовой Ю. Б., оно «смотрело в те времена на такие попытки самостоятельного мышления, как на великую ересь»), и хотя они не имели законного права на закрытие школьных редакций, на деле зачастую ученические журналы издавались тайно.

В начале ХХ в. ситуация изменилась. Исследователь Константинов Н. А. пишет: «...В мае 1904 г. министерство принуждено было уже вплотную подойти к очень сложной для него проблеме — регламентации ученических журналов. Департамент полагал, что дело педагогического совета учебного заведения «разрешать на правах рукописи бесплатных ученических журналов и сборников», что эти издания должны находиться под контролем местного учебного начальства и что оно имеет право в любой момент прекратить выход в свет этого издания» [5]. Таким образом, школьное издательское дело попало под официальный надзор со стороны педагогического состава учебных заведений.

Что касается общего количества школьных изданий того времени, то большинство современных исследователей, в том числе Данилина Л. А., придерживаются точки зрения Лебедевой С. В., которая пишет, что «в России до революции выходило около 175 ученических журналов» [6].

Во времена дореволюционной России широко выпускались тиражные газеты, призывающие учащихся к революционной деятельности, издавались газеты, призывающие гимназистов к защите царской семьи, встречались прообразы современных изданий экологической проблематики. Но все эти издания были короткодействующими, так как держались только лишь на энтузиазме и личных средствах и возможностях юных создателей газет, без поддержки или сопровождения влиятельных организаций.

С конца XVIII в. до 1917 г. в образовательных учреждениях выходили газеты и журналы, различные по своим целям и тематике: легаль-

ные, контролируемые взрослыми, имеющие литературно-художественную и просветительскую направленность, а также нелегальные, «вольнодумские», наполненные критикой существовавшей власти. За этот период сменилась и форма выпуска ученической прессы: от рукописных, ближе к тетрадям газет до отпечатанных в типографии полноценных периодических изданий.

Следующий этап в истории развития школьной прессы — с 1917 г. до конца 1980-х гг. Внутри названных временных рамок исследователями Садковой Т. А. и Алексеевой М. А. были выделены несколько подэтапов: 19201950-е гг.; 1960-1980-е гг.; вторая половина 1980-х - 1990-е гг. [7, 8].

Период 1920-1950-е гг. характеризуется повсеместной организацией молодежных объединений в школьные редакции, находящиеся под пристальным контролем педагогов, а также государства. Ученическая газета как форма своеобразной журналистики переживает свой расцвет. Развиваются различные ее формы: тиражные газеты, стенные газеты. Большинство школьников так или иначе принимают участие в возникающих движениях юных корреспондентов. Объединения пользуются большой поддержкой советской партии, одним из основных направлений деятельности которой в тот период является распространение идеологии коммунизма и ликвидация безграмотности большей части населения страны.

Однако уже в 20-е гг. XX в. наблюдался очередной подъем ученического издательского дела, ознаменовавшийся официальным возвратом к тематике материалов, не подвергавшейся цензуре. «За два с половиной месяца после завоевания свободы слова в разных городах России увидели свет полторы сотни разнообразных ученических журналов и газет», — пишет историк Балашов Е. М. [9]. Среди примеров можно назвать журнал «Северное сияние», журнал «Красные зори» и др. Школьная газета становилась коллективной организацией, с помощью которой детский «актив» собирал единомышленников.

В 20-е гг. XX в. расцвету самодеятельной ученической прессы способствовали различные факторы, в том числе борьба с безграмотностью, развитие детского общественного движения, самодеятельного творчества детей, новизна самодеятельной прессы для советского человека. В 1922 г. была создана пионерская организация, которая по рекомендации XIII съезда РКП(б) включилась в общую систему коммунистического воспитания подрастающего поколения. С. В. Лебедева отмечает, что «в 20-е годы появилось движение юных корреспондентов —

«деткоры», «пикоры», «школкоры», «сельпико-ры», «домкоры», — которое стало отличительной чертой нового времени». Юнкоры группировались вокруг стенных газет или сотрудничали с официальными детскими журналами, такими как «Пионер» и «Дружные ребята» [1].

Отдельно подчеркнем, что в школах деятельность юных корреспондентов сводилась лишь к выпуску стенных газет. Стенгазеты, хоть и являлись своеобразной формой советской школьной прессы, не позволяли развить таланты и способности учащихся. В стенные газеты дети должны были писать тексты на темы, строго ограниченные администрацией образовательного учреждения либо даже назначенные «сверху». Издавались специальные пособия, в которых было показано, какие тексты там следует публиковать, а какие нет. Примером можно назвать брошюру А. Гусева «Деткоры в школе», изданную в 1935 г. [10]. Все это привело к тому, что начиная с середины 30-х гг. XX в., самостоятельная детская пресса практически перестала выпускаться.

Период Великой отечественной войны «высушил» ученические СМИ, и они, по словам А. А. Грабельникова, «потеряли молодежный задор и живой язык. Они стали более сухими, официальными, выражавшими больше мнение администрации, парткомов и профкомов» [11].

Фактически «возрождение» школьного издательского дела началось лишь в послевоенные годы, а наиболее активно — начиная с 1950-х гг. «Стенгазеты являются средством повышения успеваемости учащихся, ... организованности, коллективизма, любви к труду, — словом, всех тех качеств, которые необходимы каждому советскому молодому человеку» — пишет Е. Долгих [12]. В середине прошлого века стали даже издаваться специальные сборники заметок для школьных стенгазет, материалы из которых можно было взять за основу или напечатать без изменения в своей газете.

Для школьных газет того времени была характерна одна проблема — недолговечность, короткий период выхода. Она была связана с тем, что большинство авторов издания постепенно выпускались из учебного заведения, и издание закрывалось за неимением смены. Как писал еще в 30-х гг. XX в. польский педагог и писатель Корчак Я.: «В очень многих школах молодежь выпускала свои газеты. Их по-разному называли и по-разному начинали. К сожалению, конец всегда был один: после нескольких номеров газета переставала выходить» [13].

Период 1960-1980-е гг. сопряжен с явлением второй волны детского самиздата, отражающей ситуацию в стране, характеризующуюся постепенной демократизацией различ-

ных сфер жизни общества. Центром движения этого времени становится центральная газета «Пионерская правда», которая начинает проводить целенаправленную работу с юнкорами. Также в это время возникает множество детских объединений вне школ, основной деятельностью которых является журналистика [14].

Несмотря на крайне неровное развитие и функционирование школьных изданий в СССР, нельзя недооценивать значение данного периода в истории школьного издательского дела. Стенные газеты в школах советского периода, при всех их недостатках с точки зрения развития творческих способностей у юных журналистов, стали связующим звеном между ученическими изданиями XIX-начала XX вв. и газетами и журналами образовательных учреждений постсоветской эпохи.

Во второй половине 1980-х-1990-е гг. наблюдалась третья волна детских самиздатов-ских газет и журналов, появившихся в период «перестройки». Они вполне соответствовали духу времени, его нестабильности. Школьные издания того времени характеризуются демократичностью содержания, связанной с отсутствием учительского надзора и, конечно же, государственной цензуры. Если после 1917 г. школьных газет (даже рукописных) практически не существовало, издания для школьников в основном выпускали взрослые, то второй половине 1980-х гг. возникает новая, идеологически выдержанная, официально признанная детская пресса [15].

Произошел очередной так называемый издательский «бум». По мнению С. В. Лебедевой, «среди его причин можно назвать, прежде всего, отмену идеологических штампов и тематических запретов [1].

Заключение. Из вышесказанного видно, что школьная пресса — это не новое, возникшее лишь в результате глобальной информатизации современного общества, а четко сформированное и имеющее более чем двухвековую историю явление.

Школьные издания существуют с середины XVIII в., когда при поддержке руководства гимназий и семинарий начали выходить официальные ученические издания, которые чаще всего носили литературно-художественный или просветительский характер. Однако уже в конце XVIII в. школьные газеты были площадкой не только для творческой самореализации подростков, но и прежде всего для отражения ими своего видения проблем и общественно-политических движений в обществе, распространения прогрессивных, на взгляд авторов, идей. Эти идеи порой были противоположного политике государства характера, что нашло от-

ражение в различных ученических изданиях, официальных и «вольнодумских». В данный период произошел переход от рукописных газет, имевших большую схожесть с обычными тетрадями, до полноценных печатных изданий.

В советскую эпоху в школах выпускались только стенные газеты, имевшие достаточно широкую аудиторию, зачастую их читала вся школа. Исследователи сходятся во мнении, что стенгазеты можно считать определенным видом школьных изданий, хотя они и отличались по форме от принятого до этого понятия ученической газеты. В связи с сильным государственным контролем всех областей обществен-

ной жизни, особенно образования, самостоятельная школьная пресса была запрещена. Однако объединения юных корреспондентов (юнкоров) существовали при пионерских газетах и журналах, которые находились под контролем кого-либо из взрослых, в основном преподавателей. При резко ограниченных возможностях работы с информацией они давали школьникам возможность увидеть свои слова опубликованными хотя бы в такой форме, что способствовало социализации подростков.

К концу XX в. с постепенным ослаблением государства советская школьная пресса стала терять свои позиции и влияние.

Литература

1. Лебедева С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Екатеринбург, 2014. 177 с.

2. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1983. 209 с.

3. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 1997. 200 с.

4. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. 114 с.

5. Константинов Н. А. Очерки истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца века до февральской революции 1917 года). 2-е изд., М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1956. 85 с.

6. Данилина А. А. Корпоративные школьные издания: специфика, содержание, структура: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2015. 342 с.

7. Садкова Т. А. Феномен школьных СМИ в современной культуре // Человек в мире культуры. 2017. №. 2-3. С. 257-261.

8. Алексеева М. И. Советские детские журналы 20-х годов / под ред. А. В. Западова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 132 с.

9. Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: становление «нового человека». СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003. 238 с.

10. Гусев А. Деткоры в школе. Библиотека вожатого. М.: Молодая гвардия, 1935. 48 с.

11. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: монография. М.: РУДН, 2008. 341 с.

12. Долгих Е. М. Стенгазета в школе. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1955. 40 с.

13. Корчак Я. О школьной газете (1921 г.) // Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮН-ПРЕСС, 2000. С. 165-167.

14. Носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 28 с.

15. Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Тамбов, 2014. 212 с.

References

1. Lebedeva S. V. Shkol'nyye izdaniya kak faktor razvitiya mediaobrazovaniya v sovremennoy Rossii. Dis. dokt. filol. nauk [School publications as a factor in the development of media education in modern Russia. Doct. Diss.]. Ekaterinburg, 2014. 177 p.

2. Holmov M. I. Stanovleniye sovetskoy zhurnalistiki dlya detey [Formation of Soviet journalism for children]. Leningrad, Isd-vo Leningrad. un-ta Publ., 1983. 209 p.

3. Vyatkina L. A. Samodeyatel'naya podrostkovaya pressa v sisteme sredstv massovoy informatsii. Dis. dokt. filol. nauk [Amateur teenage press in the mass media system. Doct. Diss.]. Moscow, 1997. 200 p.

4. Balashova J. B. Shkol'naya zhurnalistika Serebryanogo veka [Schooling Silver Age Journalism]. St. Petersburg, Izd-vo SPb. un-ta Publ., 2007. 114 p.

5. Konstantinov N. A. Ocherki istorii sredney shkoly (gimnazii i real'nyye uchilishcha s kontsa veka do fevral'skoy revolyutsii 1917 goda) [Essays on the history of secondary schools (gymnasiums

and real schools from the end of the century until the February revolution of 1917)]. Moscow, GUPI Publ., 1956. 85 p.

6. Danilina A. A. Korporativnyye shkol 'nyye izdaniya: spetsifika, soderzhaniye, struktura. Dis. dokt. filol. nauk [Corporate school publications: specificity, content, structure. Doct. Diss.]. Moscow, 2015. 342 p.

7. Sadkova T. A. The Phenomenon of School Media in Modern Culture. Chelovek v mire kul'tury [Man in the World of Culture], 2017, no. 2-3, pp. 257-261 (In Russian).

8. Alekseeva M. I. Sovetskiye detskiye zhurnaly 20-kh godov [Soviet children's magazines of the 20s]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta Publ., 1982. 132 p.

9. Balashov E. M. Shkola v rossiyskom obshhestve 1917-1927 gg. : stanovleniye «novogo cheloveka» [School in the Russian society of 1917-1927.: the formation of «the new man»]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2003. 238 p.

10. Gusev A. Detkory v shkole. Biblioteka vozhatogo [Children correspondents in the school. Counselor's library]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1935. 48 p.

11. Grabel'nikov A. A. Sredstva massovoy informatsii postsovetskoy Rossii: pyatnadtsat' let spustya [Mass media of post-Soviet Russia: fifteen years later]. Moscow, RUDN Publ., 2008. 341 p.

12. Dolgih E. M. Stengazeta v shkole [Wall newspaper in the school]. Kemerovo, Kemerovskoye knizhnoye izd-vo, 1955. 40 p.

13. Korchak Ja. O shkol'noy gazete [About the school newspaper]. Moscow, YUNPRESS Publ., 2000, pp.165-167.

14. Nosova J. A. Otechestvennaya pressa dlya studencheskoy molodezhi: istoriko-tipologicheskiy aspect: Avtoreferat dis. kand. filol. nauk [Domestic press for students: the historical-typological aspect. Abstract of thesis cand. of philol. sci]. Rostov-on-Don, 2007. 28 p.

15. Kapustina G. L. Sovremennaya detskaya gazeta kak tip izdaniya. Dis. dokt. filol. nauk [Modern children's newspaper as a type of publication. Doct. Diss.]. Tambov, 2014. 212 p.

Информация об авторах

Шишкина Надежда Игоревна - кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: shishkina-@mail.ru

Хваленя Светлана Вадимовна - студентка факультета принттехнологий и медиакоммуника-ций. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Information about the authors

Shishkina Nadezhda Igorevna - PhD (Philolology), Assistant Professor, the Department of Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: shishkina-@mail.ru

Khvalenya Svetlana Vadimovna - student, the Faculty of Printing Technologies and Media Communication. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Поступила 05.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.