Научная статья на тему 'Возниновение и развитие студенческой периодики в России'

Возниновение и развитие студенческой периодики в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3861
730
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА / МОЛОДЕЖНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИЗДАНИЯ / САМИЗДАТ / УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болкунов А. Н.

В статье представлена история зарождения и становления российской студенческой периодики. Первые проявления жизни студенческой прессы России автор рассматривает в неофициальной «самиздатовской» периодике, выходившей в учебных заведениях; в стенгазетах, одобряемых администрацией высших, средних и среднеспециальных учебных заведений; в вузовских периодических изданиях; в общественно-политической прессе, уделяющей внимание студенческой тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возниновение и развитие студенческой периодики в России»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2

11 Иностранная хроника // Правда. 1938. 19 окт.

12 Фашистское гнездо на территории турецкого посольства в Мадриде // Правда. 1938. 2 февр.

13 Нэджибе. Александреттский санджак // Правда. 1938.

3 февр.

14 Поцхверия Б.М. Указ. соч. С. 5.

15 Правда. 1938.22 февр.

16 Иностранная хроника // Правда. 1938. 8 авг.

17 Турецкая газета о японских происках на Ближнем Востоке // Правда. 1938. 11 авг.

18 Турецкая нота японскому посольству в Анкаре // Правда. 1938. 8 авг.

19 Международная выставка в Измире большой интерес к павильону СССР // Правда. 1938. 23 авг.

20 Речь президента Турции Кемаля Ататюрка // Правда. 1938. 3 нояб.

21 Советская делегация на похоронах Ататюрка // Правда. 1938. 23 нояб.

22 Исмет Иненю - президент Турецкой Республики // Правда. 1938. 12 нояб.

23 К избранию Исмета Иненю президентом Турецкой республики // Правда. 1938. 15 нояб.

24 Подробнее см.: Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

25 Шюкрю Сараджоглу о турецко-советских отношениях // Правда. 1938. 30 нояб.

26 Подробнее см.: Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1980.

УДК 050-057.875 (470+571)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ В РОССИИ

А.Н. Болкунов

Саратовский государственный университет, кафедра общего литературоведения и журналистики E-mail: bolkunov@sgu.ru

В статье представлена история зарождения и становления российской студенческой периодики. Первые проявления жизни студенческой прессы России автор рассматривает в неофициальной «самиздатовской» периодике, выходившей в учебных заведениях; в стенгазетах, одобряемых администрацией высших, средних и среднеспециальных учебных заведений; в вузовских периодических изданиях; в общественно-политической прессе, уделяющей внимание студенческой тематике.

Ключевые слова: история журналистики, студенческая пресса, молодежная проблематика, научно-просветительские издания, самиздат, учебная газета.

The Rise and Formation of Students’ Periodicals in Russia A.N. Bolkunov

The article describes the rise and formation of student periodical press in Russia. The author traces it back to unofficial “samizdat”-like publications within educational institutions: to stand-papers, approved by administrations of colleges, institutes and universities, to HE periodicals, to the national and regional press covering student problems.

Key words: journalism history, student periodicals, youth problems, popular science publications, «samizdat», student newspaper.

Периодика в России всегда была так или иначе связана со студенчеством. Рождение российской журналистики (выпуск первой русской печатной газеты «Ведомости») в январе 1703 г. состоялось благодаря идеям просвещения, образования. Именно в просветительских целях по велению Петра Первого в марте 1703 г. «Ведомости» вышли небывалым тиражом в 4000 экземпляров,

что было сопоставимо с общим количеством грамотных людей в России того времени.

Всего через четверть века после своего появления - в 1727 г. - «Ведомости» были переданы в управление главному научно-образовательному центру страны - Академии наук (и переименованы в «Санкт-Петербургские ведомости»). Редактором главной газеты страны стал студент Академии немец Герхард Фридрих Миллер, в то время преподававший в академической гимназии и ставший впоследствии ректором Санкт-Петербургского университета.

Российской академии наук указом Петра Первого было предписано решать три задачи: «1) науки производить и совершить, однакож-де тако, чтоб они тем наукам 2) молодых людей публично обучали и чтоб они 3) некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундамент всех наук паки обучать могли»1. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» и появившееся в 1728 г. бесплатное приложение к ней «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (считающееся первым российским журналом) своей главной целью ставили просвещение.

Сам по себе выпуск печатных изданий не мог решить просветительские задачи, грамотных людей в России было немного. Петр Первый ввел обязательное обучение. По свидетельству историка В.О. Ключевского, «по указам 20 января и 28 февраля 1714 г. дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих должны обучиться цифири, т.е. арифметике, и некоторой части геометрии,

© А.Н. Болкунов, 2QQS

А.Н. Болкунов. Возникновение и становление студенческой периодики в России

и полагался “штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится”»2.

С.М. Соловьёв указывает, что печатные издания использовались как просветительский инструмент: «Для распространения образования, налагавшегося как обязанность, требовались учебные книги; на русском языке их не было, надобно было переводить, и потому начались переводы книг инженерных, артиллерийских, механических, исторических; вместо прежних курантов, назначаемых только для правительства, начали для всего народа издаваться ведомости с изложением современных событий»3.

Показательно, что не только «Примечания к Ведомостям», но и следующие журналы также были связаны со студенчеством: «Вторым по времени появления был еженедельный чисто литературный журнал “Праздное время, в пользу употребленное” (1759-1760), составлявшийся и издававшийся в Петербурге воспитанниками привилегированного дворянского учебного заведения - Шляхетного кадетского корпуса, - первое в России частное периодическое издание»4.

В 1755-1764 гг. по инициативе М.В. Ломоносова Академия берётся выпускать новый журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», решив: «Журналу быть ежемесячным... допустить к сотрудничеству. лиц, хотя бы и не принадлежащих к Академии»5. Главенствующее положение в «Сочинениях» занимали статьи на научные темы. Художественная литература публиковалась не в каждом номере. Бессменным редактором журнала был Г.Ф. Миллер, ему помогали студенты и адъюнкты Академии. «По свидетельству П.П. Пекарского, ни одна статья не печаталась без разрешительной подписи редактора. Были у него помощники. Менялись они довольно часто. Ушёл в монахи адъюнкт Олег Шестаковский. В распоряжении редактора остались два студента, и он жаловался, что ему приходится поправлять переводы, исполнять должность корректора. В разное время в подготовке журнала принимали участие студенты И.И. Голубцов, В.И. Лебедев, академик Н.И. Попов (“поправки штиля”), студенты С.И. Волков и А.М. Разумов, адъюнкт Н.Н. Мотонис»6.

М.В. Ломоносов стал инициатором появления на свет и ещё одного периодического издания, в котором студенты играли важную роль. Вторая русская печатная газета «Московские ведомости» издавалась при Московском университете, добившемся привилегии держать свою собственную типографию и выпускать свою собственную газету. Её первый номер вышел 26 апреля 1756 г.

- всего через год после образования университета. В газете сотрудничало большое количество преподавателей и студентов. Первым редактором «Московских ведомостей» был профессор словесности А.А. Барсов. До середины XIX в. «Московские ведомости» были самой крупной газетой в России, обгоняя по тиражу другие периодические издания.

Конечно, и московские, и тем более санкт-петербургские «Ведомости» нельзя считать студенческими изданиями - они были предназначены не для студентов, а для всех образованных россиян. И всё же студенчество составляло достаточно большую часть от постоянной читательской аудитории первых русских печатных газет.

Являясь единственными общенациональными газетами в России XVIII в., «Ведомости» в силу своей теснейшей связи с образовательными учреждениями (Академией наук и Московским университетом) много внимания уделяли студенческой жизни, авторами значительной части газетных материалов были студенты.

Первые сто с небольшим лет российской журналистики большинство газет и журналов создавалось именно при университетах и Академии наук, являвшихся тогда не только очагами образования, но и очагами культуры. Среди них можно назвать такие издания, как «Полезное увеселение» М.М. Хераскова, «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Невинное упражнение» И.Ф. Богдановича, «Утренний свет» и «Вечерняя заря» Н.И. Новикова.

Именно студенты как люди, особенно заинтересованные в получении знаний, были в то время наиболее многочисленной и соответственно главной аудиторной группой, за внимание которой боролось каждое СМИ.

Интересно, что со студенчеством оказалась крепко связана история не только первых российских газет и журналов, но и история первых литературных альманахов. Обычно возникновение альманахов в России связывают с Н.М. Карамзиным, издавшим в 1794-1795 гг. две книжки альманаха «Аглая». Но за несколько лет до этого вышел другой сборник, структурно напоминающий альманах - «Распускающийся цветок», в котором были опубликованы литературные опыты питомцев Благородного пансиона при Московском университете.

Сборник «Распускающийся цветок, или Собрание разных сочинений и переводов, изданное питомцами учрежденного при Московском университете Благородного пансиона» был издан в 1787 г. под руководством пансионских наставников В.С. Подшивалова и М.М. Снегирёва. Этот сборник, посвящённый кураторам университета И.И. Шувалову, И.И. Мелиссино и М.М. Хераскову, имел большой успех. Через два года той же редакцией был выпущен сборник под названием «Полезное упражнение юношества, состоящее в разных сочинениях и переводах, изданных питомцами Вольного благородного пансиона, учреждённого при Императорском Московском университете».

В 1806 г. вышел в свет сборник «Сочинения студентов Санкт-Петербургского педагогического института, по части эстетики»7, один из экземпляров которого был подарен Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств,

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2

основанному выпускниками Петербургской академической гимназии. В 1817 г. были выпущены «Сочинения студентов и вольнослушателей Императорского Харьковского университета».

Первые российские журналы были по направлению учёно-литературными, научнопопулярными, просветительскими, поэтому студенчество не могло не оказаться и среди читателей, и среди авторов таких изданий. Студенты активно сотрудничали с различными журналами и газетами - как в то время, так и позже. Многие русские литераторы начинали публиковаться, ещё будучи студентами: Фёдор Тютчев в «Трудах Общества любителей российской словесности» (1819), Виссарион Белинский в газете «Листок»

(1831), Иван Гончаров в журнале «Телескоп»

(1832), Пётр Ершов в журнале «Библиотека для чтения» (1834), Иван Тургенев в «Журнале Министерства народного просвещения» (1836), Николай Некрасов в журнале «Сын Отечества» (1838), Александр Пыпин в «Сборнике Академии наук» (1852), Николай Добролюбов в журнале «Современник» (1856), Анатолий Кони в «Приложении к Московским университетским известиям» (1865), Антон Чехов в журнале «Стрекоза» (1879), Викентий Вересаев в журнале «Модный свет и модный магазин» (1885).

Внимание студентов к прессе не могло не привести к появлению собственно студенческих (созданных самими студентами и направленных на студенческую аудиторию) журналов, альманахов, литературных сборников. Обычно они выходили в рукописном виде. Среди таких изданий можно назвать журналы «Смесь»8 (1812) и «Северное созвездие»9 (1830-40-е гг.) Казанского университета, газету «Слухи»10 Петербургского главного педагогического института (1855), сборник «Светоч»11 Петербургского университета (1858).

Большинство из них выходило нерегулярно (многие закрывались после первого или второго номера), сверхмалым тиражом и в самодельном рукописном виде, что не позволяет рассматривать их как полноценные СМИ.

Появление собственно студенческих изданий выделило российское студенчество как особую социальную группу, имеющую необходимость в собственной прессе. Прессе, отвечающей информационным, эстетическим и политическим запросам учащихся высших учебных заведений.

В неофициальной «самиздатовской» периодике, выходившей в учебных заведениях, практически всегда было заметно стремление походить на обычную «взрослую» прессу. Создателями «самиздатовских» (как правило, рукописных) журналов, сборников, альманахов и газет обычно копируются черты наиболее популярных в их среде периодических изданий. Копируются (осознанно или неосознанно) не только элементы дизайна, но тематика, логика построения номера, его рубрикальное членение, жанровая палитра, методы работы редакции.

Лицейские рукописные журналы, с которыми сотрудничал А.С. Пушкин, были, по сути, пробными литературно-журналистскими СМИ, предназначенными для распространения в студенческой аудитории. В Царскосельском Лицее выходили рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и другие. «Поэтические опыты и всякого рода литературные упражнения лицеистов, регулировались, литературными предприятиями самих воспитанников, например, образовавшимся в первые же годы лицейским “литературным обществом” или кружком, к которому примкнули все юные литературные силы Лицея и которое имело задачей путем соревнования и “издания” (в своем кругу) сочинений своих членов, а также журналов, поощрять занятия поэзией и литературой»12.

Чаще всего выпуск таких журналов был делом полулегальным, скрываемым от преподавателей и администрации. М.Ю. Лотман, описывая лицейские литературно-художественные журналы, альманахи, антологии и сборники, отмечает, что «сохранившийся небольшой и отрывочный материал. может быть подразделен на следующие категории: 1) упражнения в стихах и прозе.; 2) плоды свободного творчества, стихотворства или у иных просто стихоплетства, ходившие среди товарищей.; 3) плоды коллективного (анонимного) сочинительства чисто школьного - сатирического, шутовского и не всегда цензурного характера.; 4) наконец, издававшиеся воспитанниками - членами литературного сообщества - рукописные журналы с самым разнообразным содержанием, куда отчасти попадали иногда и произведения 2-х предыдущих категорий»13.

Самодеятельным периодическим изданиям, выпускаемым учащимися, при всём их стремлении походить на обычную «взрослую» прессу, свойственно некоторое противопоставление всему официальному, общепринятому. «Школьные и лицейские газеты, в основной своей массе, существуют полулегально (то есть почти никогда не регистрируются). Их тираж (всего несколько сот экземпляров) и распространение (на очень небольшой территории и в короткое время) свидетельствуют об их неустойчивом, эфемерном характере, то есть их как бы и нет вовсе»14, -свидетельствует один из наиболее известных исследователей самиздатовской лицейской прессы французский педагог Жак Гонне.

«Самиздат существовал всегда»15, - утверждает Д.С. Лихачёв, - «Самиздат имеет в общественной жизни большое значение - особенно в пору неправильных ужесточений: цензурных, редакторских»16. В парижском журнале «Синтаксис» (правопреемнике московского самиздатского) в 1979 г. публикуется статья «В защиту русской цензуры. По случаю её первого тысячелетия»17, в которой история цензуры ведётся со времён «Слова о полку Игореве» и «Новгородской летописи».

А.Н. Болкунов. Возникновение и становление студенческой периодики в России

Прослеживая историю развития самизда-товской периодики, выходившей в учебных заведениях России, можно заметить, что особое значение неформальная пресса получала в периоды ужесточения цензуры. Учебные заведения же всегда были и будут местом, где молодёжь получает знания и учится думать самостоятельно, где учащиеся активно откликаются на общественные процессы - в том числе и посредством выпуска неформальных «полуподпольных» изданий.

Первый всплеск активности самиздата приходится на первую половину XIX в. - «в 1820-1850-х годах в связи с усилением реакции после восстания декабристов и ужесточением правительственных мер к выпуску печатных периодических изданий»18. Выпускник Московского университета А.И. Герцен в «Былом и думах» вспоминает: «Мы и наши товарищи говорили в аудитории открыто всё, что приходило в голову; тетрадки запрещённых стихов ходили из рук в руки, запрещённые книги читались с комментариями, и при всём том я не помню ни одного доноса из аудитории, ни одного предательства»19.

В 1860-1890-х гг. в России выходит несколько десятков студенческих журналов и сборников: «Свободное слово», «Студенчество», «Союз», «Голос молодёжи», «Объединение», «Студенческий вестник». Большинство из них выпускается небольшими тиражами, некоторые существуют только в рукописном виде.

В 1884 г. в России был введён новый университетский устав, упразднявший былую автономию университетов и запрещавший любые студенческие объединения как «рассадники вольнодумства». Это послужило толчком к развитию нелегальной студенческой периодики, распространению листовок и прокламаций. Российское студенчество начинает осознавать себя серьёзной общественной силой. В 1890 г. в Санкт-Петербурге выходит «Студенческий вестник», в Москве - «Журнал московского студенчества». К 1910 г. в стране насчитывается до 20 общих студенческих периодических изданий и 5 сборников20.

В предреволюционные годы студенческий самиздат в России получил особое значение, активно участвуя в жизни страны. В начале ХХ в. в Санкт-Петербурге выходил «Студенческий листок» и «Студенческая мысль», в Москве - «Студенческая жизнь» и «Студенческое слово». Новые студенческие газеты и журналы появлялись довольно часто, но жизнь их обычно была недолгой вследствие дороговизны производственного процесса и ужесточения цензурных условий.

В советские годы (когда, собственно, и появилось понятие «самиздат») рукописные газеты и журналы в вузах были одним из главных источников свободомыслия для интеллигенции. «В России почти всегда существовала более или менее жёсткая цензура, и поэтому со времен Радищева запрещённые к публикации произведения

ходили по рукам в списках. Но они лишь дополняли литературу и публицистику. Как массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества самиздат - явление уникальное. Оно характерно для послесталинской эпохи в СССР и странах со сходной социальноэкономической системой»21.

Показательно, что первые образцы советского самиздата появились именно в вузах: «Они появились в Ленинграде, в студенческой среде: в Химико-технологическом институте в 1956 г. вышел первый номер газеты “Культура” со стихами Евгения Рейна, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана. Формально кустарная издательская деятельность не противоречила существующему Закону о печати. Но через пару недель грянули венгерские события, и бдительность компетентных органов резко возросла»22.

Следующий всплеск самиздата в учебных заведениях приходится уже на эпоху перестройки

- конец 80-х и начало 90-х гг. Повышенный интерес к выпуску неформальных изданий в средних и высших учебных заведениях в 2000-е гг. обусловлен новым этапом научно-технического прогресса - компьютерная и множительная техника стала доступна практически каждому грамотному человеку.

Ещё одно направление развития студпрессы в России связано со студкоровским стенгазетным движением (движением студенческих корреспондентов).

О выпуске стенгазет в учебных заведениях как массовом российском явлении можно говорить относительно 20-х гг. прошлого века. Тогда по всей стране организовывалась сеть кружков юнкоров (юных корреспондентов). В это время «наблюдается появление десятков газет и журналов, создаваемых разного рода организациями школьников, союзами молодёжи и т.п. Часто “юнкоры” и “деткоры” объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов»23. Бумажные стенгазеты сменялись фанерными, имеющими постоянный заголовок и специальное место для наклейки периодически обновляемых страниц.

Стенная пресса воспринималась властями как мощный инструмент идеологического управления массами - это нашло отражение и в Большой советской энциклопедии: «... Стенгазеты появились одновременно с рабселькоровским движением как его опорные пункты. КПСС рассматривает стенную печать как важный участок своей идеологической и организационной работы. Парткомитеты, бюро непосредственно направляют деятельность редколлегий стенгазет»24.

Учебные заведения живо откликнулись на призыв партии и организовали работу самодеятельных редакций: «Многотиражная пресса, стенгазеты в 20-е годы выпускались коллективами учащихся практически во всех российских городах той эпохи»25. Однако выходили подобные

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2

газеты крайне нерегулярно, не имели постоянных типологических и видовых признаков и лишь в редких случаях идентифицировали себя как студенческие издания.

Некоторые стенгазеты выпускались на довольно высоком журналистском уровне: достаточно регулярно и с большим объёмом. Например, на филологическом факультете МГУ выходила стенгазета «Комсомолия», каждый номер которой был 30-40 метров длиной и занимал стены коридора.

В вузовской прессе - газетах и журналах, официально издающихся и распространяющихся преимущественно в пределах одного вуза, студенческая жизнь всегда была одной из важнейших тем.

Первые десятилетия своего существования «Московские ведомости» были, согласно современной нам классификации СМИ, вузовским изданием - в нём печатались сообщения о новых курсах и лекциях, о научных разработках, о вышедших диссертациях, о прошедших в университете торжественных мероприятиях. В газете публиковались списки студентов, награждённых за успехи в науках и переводимых с курса на курс. Освещали «Московские ведомости» и деятельность Академии наук, регулярно печатая сообщения о её заседаниях. «Нередко к номерам газеты прилагались “Прибавления”, подробно освещавшие различные торжественные мероприятия в Московском университете, содержавшие отчёты о лекциях новых профессоров университета»26.

Будучи по сути вузовским изданием, «Московские ведомости» в то же время имели российское значение, выходя дважды в неделю и распространяясь далеко за пределами вуза. В издании «чётко прослеживается “университетский” уклон в отборе материала. Это был своеобразный симбиоз вузовской многотиражки и общественнополитической общенациональной газеты»27. На страницах «Московских ведомостей» рассматривались вопросы внешней и внутренней политики, публиковалась официальная государственная информация. Особое место занимали сообщения

о книжных новинках и других существенных литературных событиях.

Проводимая в то время реформа образования, вследствие которой в России и появились университеты, нуждалась в информационной поддержке и нашла эту поддержку на страницах газеты. Университеты того времени представляли собой основные национальные центры просвещения и играли определяющую роль в развитии культуры.

Особую популярность «Московские ведомости» получили в 1779-1789 гг. под руководством Н.И. Новикова - тираж газеты возрос с 600 до 4000 экземпляров, её стали читать не только в просвещённых кругах общества, но и в народе (тогда стали популярны своеобразные «читки вслух», когда один грамотный человек зачитывал статьи вслух для нескольких неграмотных). Но-

виков, арендовавший типографию Московского университета, развернул широкую издательскую деятельность и наладил выпуск нескольких журналов, привлекая к этой работе студентов, многие из которых впоследствии возглавили свои собственные печатные СМИ.

Например, студенты активно сотрудничали с журналом Новикова «Покоящийся трудолюбец»: «Он издавался не помесячно, а частями, причём две части вышли в 1784 г. и две - в 1785-м. Журнал этот называл себя продолжением «Вечерней зари», но по сравнению с ней был гораздо меньше связан с мистикой и отличался литературным оформлением. Участвовали в нём студенты Московского университета: Антон и Михаил Антонские, Подшивалов, Сохацкий, Благодаров, Голубовский и др.»28.

В изданиях принимали участие не только студенты, но и преподаватели - например, ставший впоследствии ректором Московского университета А.А. Антонский-Прокопович «принимал участие в издававшихся Н.И. Новиковым при университете студенческих журналах “Вечерняя заря”, “Покоящийся трудолюбец”»29.

В 1857 г. необходимость существования в российском высшем образовании студенческих СМИ была осознана на правительственном уровне. 30 января 1857 г. министр народного просвещения России разрешил студентам Санкт-Петербургского университета официально издавать свой сборник учебно-литературных трудов. Издание вышло три раза - под заглавием «Труды студентов Императорского санкт-петербургского университета»30 - в 1857, 1860 и 1866 г. Главным редактором был адъюнкт Санкт-Петербургского университета по кафедре русской литературы М.И. Сухомлинов, ему помогали редакторы-студенты.

Первым в России периодическим изданием, которое самим своим названием претендовало на статус студенческого, стала газета Санкт-Петербургского университета «Студенческий мир»31. Её первый номер вышел 16 ноября 1857 г. «Газета внутренней жизни университета» была рукописной, её век оказался недолгим - всего вышло шесть номеров. Эту газету с некоторыми оговорками (тематика издания была чересчур широка) можно считать первым студенческим периодическим изданием России.

Расцвет официальной вузовской прессы в России приходится на 1920-е. Это было связано с политикой советского государства, усилением роли партийно-государственной пропаганды в обществе. Студкоровское движение было ответвлением рабселькоровского - с соответствующими указаниями от различных партийных и комсомольских органов и чётким контролем соблюдения этих указаний.

Почти в каждом университете и институте издавалась своя газета или журнал. По большей части это были стенные газеты, но были и печатные. На-

А.Н. Болкунов. Возникновение и становление студенческой периодики в России

пример, в Саратове выпускался журнал «Студенческая мысль», в Перми - «Студент-пролетарий», в Томске - «Рабочий-студент», в Казани - «Голос пролетарского студенчества»32.

Студенчество первых лет советской эпохи отличалось от дореволюционного и требовало новых СМИ. Центральный журнал «Красная новь» приветствовал появление новой студенческой периодики: «Перевернувшая всё вверх дном революция перевернула также и студенчество. Она создала среди него новую формацию, новый тип студента. Поэтому нужно приветствовать появление в Москве нового небольшого журнала “Пролетарское студенчество”, являющегося “органом Московского Бюро студенческой фракции Р. К.П. и революционного студенчества”»33. В феврале 1922 г. в Москве вышел первый номер журнала «Пролетарское студенчество», рассчитанного на охват всей страны. Вскоре начинают выходить «Вестник рабочих факультетов» и «Рабфаковец».

Выпускать газету тогда было проще и дешевле, чем журнал, поэтому большую часть вузовской прессы послереволюционных лет в России составляли именно газеты. Часто свою собственную газету выпускали отдельные факультеты, отделения и даже курсы. Так, в Московском университете в 1926/27 учебном году выходило около 30 факультетских и курсовых стенгазет, усилия которых в мае 1927 г. было решено объединить для выпуска одной общей печатной газеты - «Первый университет» (затем «Московский университет»).

Особенное развитие получила учебная составляющая деятельности вузовской периодики в профильных вузах, преподающих журналистику. Здесь история студенческой периодики смыкается с историей журналистского образования. В России первые опыты преподавания журналистики были связаны с «Научными и практическими курсами по журналистике», открывшимися в Москве

1 февраля 1905 г. и просуществовавшими всего 10 месяцев. «Интенсивная подготовка кадров началась лишь после октября 1917 г.: 15 сентября 1919 г. открылась Школа журнализма при Московском отделении Российского телеграфного агентства, а 20 декабря 1920 г. - Институт журнализма при Петроградском отделении РОСТа. 15 октября 1921 г. создаётся Институт красных журналистов с годичным сроком обучения, преобразованный в 1924 году в Государственный институт журналистики (трёхгодичный, он просуществовал до 1938 г.)»34.

В 1930 г. в стране началось формирование сети «коммунистических институтов журналистики» (КИЖ). В сентябре 1947 г. на филологическом факультете Московского государственного университета было создано отделение журналистики, преобразованное в 1952 г. в факультет журналистики. Отделение журналистики Санкт-Петербургского государственного университета начало свою работу в апреле 1946 г. и преобразовалось в факультет журналистики в 1961 г.

Практически во всех этих учебных заведениях выпускались свои периодические издания, выполнявшие роль не только органа вуза, факультета, отделения или курса, но и роль учебного полигона для студентов, изучающих журналистику. Обычно эти газеты и журналы были посвящены вузовской жизни, в том числе и студенческой.

Однако главным, базовым назначением газет, выпускавшихся в вузах, было назначение корпоративное. В первую очередь это были вузовские СМИ и лишь отчасти - студенческие. В случае внутреннего «конфликта интересов» (ситуации противоречия студенческой и «вузовской» составляющих концепции издания) приоритет всегда отдавался главной - вузовской.

С 1924 г. ведёт свою историю редакция наиболее известного студенческого СМИ России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- журнала «Студенческий меридиан», всесоюзного печатного органа ЦК ВЛКСМ. Первые пять номеров вышли под заглавием «Красная молодёжь», редактором был В.М. Молотов. С шестого номера название журнала изменилось на «Красное студенчество». Современный нам главный редактор «Студенческого меридиана» рассказывает, что первые номера были изъяты решением ЦК ВКП (б) и до наших дней не дошли: «Товарищ Сталин лично почтил редакцию своим вниманием, провёл заседание редакционного совета “Красного студенчества” и заодно просветил коллектив в политграмоте и остроте момента, о чём имеется соответствующая стенограмма в его ПСС. Видимо, следствием столь необычного разговора по душам и стала смена руководства. У штурвала беспокойного коллектива встала первая леди революции Крупская Надежда Константиновна»35. В 1936 г. у издания появилось новое название - «Советское студенчество». Во время Великой Отечественной войны журнал не издавался.

В период с 1967 по 1973 г. «Студенческий меридиан» выходит в формате ежегодного общественно-политического и литературнохудожественного альманаха, выпускающегося один раз в год. С 1974 г. «Студенческий меридиан» начинает выходить как ежемесячный журнал: «Новая жизнь редакции всколыхнулась вместе с возникновением и развитием в стране стройотрядовского движения. “Студенческий меридиан” (новое имя пошло от Валерия Евсеева, ныне гл. редактор газеты “Вечерняя Москва”) в 70-е гг. набирает стремительные обороты и в середине 80-х имеет свой рекордный тираж - почти полтора миллиона экземпляров»36.

При рассмотрении становления студпрессы в России нельзя не отметить постоянный интерес к студенческой тематике, проявляемый нестуденческими газетами и журналами. Многие общественно-политические периодические издания внесли свой вклад в развитие студпрессы, обращаясь к соответствующей тематике. Ведь студенческое периодическое издание - это изда-

ние, главная тема которого - студенческая жизнь, а главная целевая аудитория - студенты.

Студенческая жизнь как тема присутствует в российской журналистике с самого начала - с выхода первого печатного номера «Ведомостей» в 1703 г. Первое сообщение номера посвящено военной мощи государства, второе - образованию: «Повелением Его Величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют»37. Такое расположение (всего в номере опубликовано одиннадцать новостных сообщений) показывает важность, приоритетность темы образования над другими.

В газетах и журналах общественнополитической направленности студенческая тематика встречается довольно часто. Редкое периодическое издание обходит вниманием темы, волнующие учащихся высших и среднеспециальных учебных заведений. Это обусловлено тем, что студенты всегда были и будут одной из самых активных, информационно-восприимчивых, интересующихся новостями текущей жизни социальных групп.

Таким образом, история студенческих периодических изданий (т.е. история газет и журналов, ставящих своей главной целью освещение студенческой жизни и направленных преимущественно на студенческую аудиторию) уходит своими корнями в четыре смежных области. Первые проявления жизни российской студенческой периодики можно увидеть:

• в неофициальной «самиздатовской» периодике, выходившей в учебных заведениях (обычно рукописные «самодеятельные» газеты, журналы, альманахи и сборники полулегально или нелегально выходили в студенческих кружках, объединениях и группах);

• в одобряемых администрацией стенгазетах высших, средних и среднеспециальных учебных заведений (пресса вузов, школ и училищ, обычно выпускаемая в формате стенных газет, помогала руководству учебных заведений в воспитательной работе со студентами);

• в вузовских периодических изданиях (каждый российский университет и большинство институтов по сей день старается выпускать как минимум одну свою газету, освещающую жизнь вуза);

• в общественно-политической прессе, уделяющей внимание студенческой тематике («взрослые» газеты и журналы, заинтересованные в студенческой аудитории, публикуют материалы соответствующей тематики на своих страницах).

Сегодня студенческая пресса России переживает расцвет - практически каждую неделю в том или ином городе появляются всё новые и новые газеты и журналы, адресованные учащимся высших и среднеспециальных учебных заведе-

университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2

ний. Предпосылками для современного расцвета российской студпрессы оказались две исторические реалии: распространение общедоступных компьютерных технологий (процесс подготовки, издания и тиражирования газет и журналов стал гораздо доступнее и проще) и улучшение экономической ситуации в стране (многие вузы и факультеты, находясь в условиях конкуренции, могут себе позволить выпускать собственную студенческую периодику, а рекламодатели готовы оплачивать выход к студенческой аудитории).

Процесс становления студенческой прессы в России продолжается - он принципиально бесконечен, ведь остановка в развитии неприемлема для любого СМИ (и особенно связанного с молодой активной аудиторией). И вместе с тем можно утверждать, что к настоящему моменту российская студпресса преодолела начальный этап формирования и вышла на новый этап развития, связанный с осознанием себя как отдельного типа периодики. В XXI в. российские студенческие газеты и журналы впервые в своей истории почувствовали необходимость в объединении и совместном решении проблем современной студпрессы.

В октябре 1999 г. в Москве (в Российском университете дружбы народов) прошла первая Международная научно-практическая конференция «Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы», на которой впервые было заявлено о существовании в России студенческой прессы как отдельного типа СМИ. В итоговом документе - обращении к вузовским, студенческим и молодёжным СМИ с предложением объединиться в Ассоциацию - обозначалась цель этой Ассоциации: «объединение средств массовой информации вузов для обмена опытом работы и информацией, организации межвузовской практики для студентов-журналистов, совместного решения общих проблем и других насущных задач»38. Необходимость объединения была осознана многими сотрудниками студенческих газет и журналов уже тогда, но в тот раз замысел Ассоциации в жизнь не воплотился, что было констатировано на второй конференции РУДН «Вузовские и студенческие СМИ: возможности, задачи, перспективы», прошедшей в 2002 г.

В феврале-марте 2001 г. в Новосибирске (в Новосибирском гостехуниверситете) прошла первая Межрегиональная конференция студенческих, вузовских и учебных СМИ «Актуальные проблемы студенческих, вузовских и учебных СМИ, способы их решения и перспективы». Участники, приехавшие на конференцию из разных регионов России, обменивались опытом по вопросам решения проблем организации эффективной работы студенческой редакции, рекламно-маркетинговой деятельности, новостной политики, интернет-журналистики.

Весной 2001 г. московское движение «Первое свободное поколение» и общественная организа-

А.Н. Болкунов. Возникновение и становление студенческой периодики в России

ция «Медиасоюз» учреждают Гильдию студенческой прессы. В «Меморандуме» о создании Гильдии среди основных целей организации называется «усиление позиций студенческих изданий на информационном рынке»39. В августе того же года в Москве прошел Форум Гильдии студенческой прессы, участие в котором приняли лишь некоторые региональные студСМИ. Гильдией были задействованы студенческие и молодежные СМИ более 40 регионов России, однако процессу объединения всех студенческих СМИ мешало открытое противостояние Медиасоюза и Союза журналистов России.

В Санкт-Петербурге в 2001 г. прошла конференция «Студенческая пресса Санкт-Петербурга», собравшая сотрудников городских и вузовских студенческих газет и журналов. Став ежегодной, с 2002 г. конференция получила статус всероссийской. До 2005 г. под названием «Студенческая пресса: прорыв на рынке традиционных изданий» конференцию проводила газета <ЮаМеаши8» при поддержке Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга. С 2006 г. конференция проходит под названием «NextDayMedia», сохранив в качестве целевой аудитории сотрудников студ-прессы.

В декабре 2004 г. состоялась первая межвузовская конференция студенческой прессы Москвы, в январе 2005 г. открылся портал российских студенческих СМИ www.studsmi.ru.

В июле 2005 г. при поддержке московского комитета по делам семьи и молодежи состоялась встреча главных редакторов студенческих СМИ и было принято решение о создании региональной молодежной общественной организации «Союз студенческих средств массовой информации города Москвы». Показательно, что московская организация, как отмечают ее участники, «имеет принципиальное отличие от всех предыдущих “Пресс-клубов” и “Клубов редакторов”, т.к. была создана не “сверху”, а “изнутри”. Основной целью Союза является развитие студенческих СМИ города»40.

В мае 2006 г. Союз студенческих СМИ Москвы провёл трехдневную Всероссийскую конференцию «СМИ для студентов», показавшую, в том числе, что «в регионах студенческие средства массовой информации часто развиты гораздо лучше, чем в Москве»41.

Одним из последних мероприятий, связанных с развитием студенческой прессы России, стал «круглый стол» «О проблемах студенческих СМИ. Что можно и что нельзя молодому журналисту», проведённый Медиасоюзом в Общественной палате РФ 16 июня 2008 г. Участники из разных регионов России поддержали решение организаторов о создании сайта сообщества студенческих СМИ. Сейчас ведутся работы по созданию сайта, который будет способен стать корпоративной площадкой для решения сотрудниками студпрессы своих профессиональных задач. В пресс-релизе

Медиасоюза, посвященном этому «круглому столу», отмечается: «Студенческая пресса - важный инструмент информирования, обладающий стабильной целевой аудиторией, - пока не заявила о себе как о значительном сегменте медиарынка»42. Однако можно констатировать, что к настоящему времени российская студпресса сложилась как отдельный тип периодики, преодолев начальный этап формирования и прочно закрепившись в системе современных средств массовой информации России.

Примечания

1 Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885. Т. 1. С. 16.

2 Ключевский В.О. Русская история. М., 2005. С. 586.

3 Соловьёв С.М. Учебная книга по Русской истории. М., 2001. С. 168.

4 Журналы русские // Литературная энциклопедия. М., 1930. Т. 4.С. 219.

5 Пекарский П.П. Редактор, сотрудники и цензура в русском журнале 1755-1764 гг. СПб., 1867. С. 4.

6 Лазаревич Э.А. Как началась российская журналистика // Природа. М., 1974. № 4. vivovoco.rsl.ru/vv/papers/ history/jm/msjm.htm.

7 См.: Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1962. Вып. 1. С. 89.

8 См.: Студенческий рукописный журнал 1812 года «Смесь» // История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования: 1804-1904. Казань, 1902. Ч. 2, т. 2. С. 670-676.

9 См.: Ильенко Е.М. «Северное созвездие» // Описание рукописей Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского. Вып. 11. Неизвестные страницы литературной жизни Казанского студенчества 30-40-х гг. 19 в. Казань, 1962. С. 5-20.

10 См.: Эйдельман Н. Таинственный 19 век // Знание -сила. М., 1970. № 1 // http://www.znanie-sila.ru/projects/ issue_134.html

11 РГАЛИ. Ф. 415. Оп. 1. Ед. хр. 6.

12 Лотман М.Ю. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1982. С. 10.

13 Там же. С. 156-157.

14 Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. М., 2000. С. 18.

15 «Столпы Отечества» - о самиздате // По страницам самиздата. М., 1990. С. 24.

16 Там же.

17 Мартинез Л. В защиту русской цензуры. По случаю её первого тысячелетия // Синтаксис. Париж, 1979. № 4. С. 46-55.

18 Грабельников А.А. Вузовская печать: прошлое, настоящее будущее // Вузовские и студенческие средства массовой информации: Возможности, задачи, перспективы: Материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. 19-20 октября 1999 г. Ч. 1. Доклады и сообщения. М., 1999. С. 10.

Нзвесгпя Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2

19 Герцен А.И. Былое и думы. М., 1958. Ч. 1-3. С. 101.

20 См.: Путь студенчества. Пг., 1916. С. 213-247.

21 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // http:// www.memo.ru/history/diss/books/alekseewa/index.htm

22 Митрохина К. Самиздат: Неподцензурная журналистика в СССР // http://his.1september.ru/2003/11/7.htm

23 Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М., 1990. С. 30.

24 Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 24. С. 483.

25 Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: Учеб. пособие для вузов. Таганрог, 2004. С. 59.

26 Московские ведомости // 300 лет российской печати. М., 2003. С. 19.

27 КозловаМ.М. История отечественных средств массовой информации: Учеб. пособие. Ульяновск, 2000. С. 7.

28 История русской журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. проф. А.В. Западова. М., 1973. С. 22.

29 Андреев А.Ю. Антонский-Прокопович Антон Антонович // История Московского университета: Персоналии // http://museum.guru.ru/personalii/articles/10/article.htm

30 См.: Журнал Министерства народного просвещения. 1857. Ч. 93. Отд. 1. С. 39.

31 См.: Тишкин Г.А. Рукописные издания студентов университета в 1857-1858 годах // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1976. Т. 3. С. 72.

32 См.: Студпресса и студкоровское движение. Харьков, 1927.

33 Мещеряков Н.Л. Новое студенчество // Красная новь. 1922. № 3. С. 241.

34 Ворошилов В.В. История журналистики в России // Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2001. С. 47.

35 Ростовцев Ю.А. Студенческий меридиан (год основания - 1924, май) // http://www.stm.ru/glav_red/glav_red. php? :В1е=1

36 Там же.

37 Русская литература XVIII века. 1700-1775 / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 7.

38 Обращение к вузовским, студенческим и молодёжным СМИ // Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы: Материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. 19-20 октября 1999 г. Доклады и сообщения. М., 1999. Ч. 1. С. 126.

39 Меморандум о создании Гильдии студенческой прессы // http://www.mediasoyuz.ru/texts/index.php? id=674.

40 Пестов М. Студенческие СМИ объединяются // От винта. М., 2005. 13 июля. С. 2.

41 Сидоренко В. В регионах студенческие средства массовой информации часто развиты гораздо лучше, чем в Москве // http://ipim.ru/persons/10.htm1 [Интервью президента Союза студенческих СМИ Москвы Владимира Кумова интернет-порталу ipim.ru]

42 Молодые журналисты обсудят проблему скучных студенческих СМИ в России // РИА Новости. 16.06.08, 03:11. // http://www.rian.ru/society/media/20080616/110581506. Ыш1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.