Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243).
Филология. Искусствоведение. Вып. 59 . С. 74-77.
М. М. Овчинникова СВЯЗЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Развитие журналистики неразрывно связано с развитием учебных заведений в России. СМИ вузов исторически давали образцы, сопоставимые с нынешними, в плане локализации журналистских функций, или PR-функций, или медиаобразовательных функций. Цель данной статьи
- подтвердить этот тезис примерами из истории печати.
Ключевые слова: образование, журналистика, история журналистики, студенческие газеты.
Исторически сложилось так, что развитие журналистики, СМИ неразрывно связано с развитием учебных заведений в России.
Воспитательная, просветительская функция была присуща прессе с момента ее возникновения. Создавали газеты грамотные, мыслящие, духовно болеющие за свою страну люди. Часто это были выходцы из преподавательской и академической среды. В роли адресата журналистов тоже во все времена были люди образованные, способные формировать общественное мнение. А такими интеллектуально развитыми, культурно богатыми, мыслящими личностями становятся в учебных заведениях, главная цель которых - передача знаний, накопленных предыдущими поколениями.
Краткий анализ истории вузовских средств массовой информации в контексте общей истории российской журналистики позволил нам сделать вывод о том, что СМИ вузов исторически давали образцы, сопоставимые с нынешними, в плане локализации: 1) журналистских функций, или 2) PR-функций, или 3) медиаобразовательных функций. Цель данной статьи
- подтвердить этот тезис примерами из истории печати.
Итак, вузовское издание является ярким примером того, как реализуются журналистские функции. Специфика журналистских функций в вузовском издании следующая. Во-первых, для издания вуз является учредителем и издателем. Это означает, что при регистрации СМИ (при тираже более 1000 экземпляров) корреспонденты обязаны соблюдать Закон о СМИ.
Во-вторых, издание предназначается для широкой аудитории (не только для студентов, но и для родителей, абитуриентов, партнеров). В-третьих, тематика и проблематика вузовских СМИ выходит за узкие рамки вузовской жизни, хотя некоторая связь с внутривузовскими реалиями сохраняется. Можно отметить, что
вузовская газета становится летописью, она хранит историю вуза и истории людей, тесно связанных с ним.
И, в-четвертых, создавая студенческое издание, авторы используют в работе журналистские методы: жанровые стандарты, способы добычи информации, законы психологии в творческой деятельности, основы коммуникации.
Обратим внимание на то, что в России XVIII века издания очень часто создавались именно в учебных заведениях, в первую очередь высших. Это и «Московские ведомости» Московского императорского университета (1756-1917), и «первое в России частное периодическое издание» (А. Н. Болкунов) - журнал «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-1760), издававшийся группой бывших кадетов и преподавателей Сухопутного Шляхетского корпуса. Тесную связь с Московским университетом имел и Журнал «Полезное Увеселение» (1760-1762), выпускавшийся М. М. Херасковым вместе с И. Ф. Богдановичем. Печатался он в типографии Университета. которой заведовал Херасков.
В Научной библиотеке Казанского государственного университета, а ныне Приволжского федерального университета, хранится газета «Казанские известия» (1811-1820), она считается второй в России провинциальной газетой, и выпускалась она в теснейшей связи с Казанским императорским университетом. Что касается местного материала, то на Урале, как известно, в XVШ-XIX веках университетов не было, но учебные учреждения среднего образования были, и именно на их базе часто функционировали первые местные периодические издания. Например, первые на Урале (наряду с «Пермскими губернскими ведомостями) «Оренбургские губернские ведомости», которые редактировал Иван Прокофьевич Со-сфенов (1804-1864), энергичный, пишущий руководитель Частного Приготовительного
училища для детей мужеского пола, которые планировали поступать в кадетские корпуса и гимназии [9. С. 36].
Об одном из перечисленных изданий хотелось бы рассказать подробнее. Вторая русская газета «Московские ведомости» была создана по инициативе Михаила Ломоносова в Московском университете, открывшемся в 1755 году. При университете была открыта типография, в которой через год был напечатан первый номер газеты. Оказавшись в Москве конца XVIII века, мы смогли бы приобрести газету в «книжной лавке, помещавшейся в доме Шаблыкина, выходившем углом в переулок, получивший название Газетного» [8. С. 17].
Возглавляли «Московские ведомости» в XVIII-XIX веках профессора Московского университета - Н. Н. Поповский, магистр Московского университета А. А. Барсов, П. Д. Вениаминов, Х. А. Чеботарев, М. Н. Катков. Помогали им один-два студента, которых назначала Конференция университета.
Содержание газеты было универсальным, оно выходило за рамки университетского. Здесь публиковались тексты императорских указов, академические конкурсы, статистические сведения о «восприявших веру православную», «родившихся и умерших», любопытные известия. Но была здесь, разумеется, и информация о жизни университета, она подавалась в двух разделах: внутренних известий и объявлений. Заметки об открытии глазной больницы и Клинического института при университете, о передаче в дар Музею университета князем А. А. Урусовым собрания драгоценных камней. Ежегодные публикации отчетов о торжественных актах по случаю завершения учебного года. Печатались списки отличившихся учеников, расписания и темы лекционных занятий, информация о тех, кто отчислился по причине «лености и нехож-дения в классы» [8. С. 16].
Несмотря на сдачу газеты в аренду с 1779 года, тесная связь между университетом и газетой объяснялась юридической принадлежностью издания вузу с момента основания. В то же время «Ведомости» издавались под руководством профессоров, университет влиял на кадровые вопросы и чисто технические. Не случаен тот факт, что издатели газеты всегда были связаны с университетом, подчеркивает Л. Д. Дергачева, начиная от воспитанника университетской гимназии Н. И. Новикова и заканчивая книготорговцем Х. Ридигером. Это облегчало контроль за работой типографии и
газеты и было залогом того, что издателю будет интересна информация об университетской жизни [4. С. 96].
Таким образом, «МВ» могут служить для нас примером газеты, организационно связанной с университетом, но - в силу истинного понимания ее руководителями роли журналистики в обществе - расширительно освещавшей всю московскую жизнь до революции.
Посмотрим, как вузовское издание могло быть примером реализации PR-функций. Как известно, в советское время, начиная с 20-х годов ХХ века, вузовские издания развивались в традиции так называемых многотиражных газет (наряду с изданиями заводов, фабрик и других советских «корпораций»). Для вуза издание тогда являлось и сейчас является средством решения внутренних задач. Вузовские издания выполняют все функции, свойственные корпоративным изданиям: информационную (информируют сотрудников о событиях жизни вуза), идеологическую (укрепляют корпоративный дух), организационную (решают проблему удаленности факультетов, реализуют обратную связь между администрацией вуза и студентами). Обычно издание предназначено или для внутренней аудитории (внутрикорпоративные издания являются средством управления вузом), или для внешней аудитории (имиджевая функция); или и то, и другое вместе. Имиджевая функция реализуется в том, что вузовские СМИ являются мощным инструментом поддержания имиджа вуза в глазах абитуриентов, студентов, преподавателей, родителей, выпускников.
Тематика и проблематика СМИ вуза сосредоточена вокруг реалий вузовской жизни. Как отмечает Б. Киршин, глобализация приводит к обратному эффекту, люди начинают интересоваться информацией о том, что происходит в их городе, районе, вузе. Поэтому вузовским изданиям следует стремиться развивать собственное жанровое и тематическое разнообразие.
Среди вузовских изданий, решавших корпоративные задачи, отметим издания Уральского государственного университета, старейшего на Урале университета: это журнал «Студент-рабочий», газета «За научные кадры», газета «Сталинец», учебная газета «Советский журналист» и журнал «Факс».
В плане решения управленческих вопросов и влияния вузовских СМИ интересен опыт газеты «Медицинский факультет». Хотя вышел только один номер этой газеты, она стала зна-
чимым явлением в жизни университета. Когда в начале 20-х годов советское правительство строило планы ради экономии средств перевести медицинский факультет УрГУ в Пермь и включить в состав Пермского университета. преподаватели и студенты дружно выступили против этого, и 25 мая 1922 года выпустили упомянутую газету с целью объяснить общественности необходимость медфака на Среднем Урале и отстоять факультет. Аргументы студентов в прессе были услышаны, общими усилиями факультет удалось отстоять [11].
Из челябинских изданий выделим газету «Молодой учитель», издание Челябинского педвуза, «Университетскую набережную» Челябинского госуниверситета, газету ЮжноУральского государственного университета «Технополис», газету РБИУ «Апельсин».
Корпоративная газета «Университетская набережная» Челябинского государственного университета отмечает в этом году 35-летие. Главная цель вузовского издания ЧелГУ - обеспечить доступность полной информации об университете, его деятельности, перспективах для вузовской аудитории и широкого круга читателей. Являясь корпоративным изданием, «Университетская набережная» снимает проблему территориальной разобщенности факультетов, а также их информационной изолированности друг от друга. Были даже такие периоды, когда каждый факультет ЧелГУ имел в газете свою страничку, где размещал информацию о людях и событиях своего структурного подразделения. «Университетская набережная» - инициатор неформального внеучебного общения студентов и профессорско-преподавательского состава: на страницах газеты они встречаются в рамках дискуссионного клуба «Pro et contra», рубрики «Кто есть кто в Чел-ГУ», обмениваются мнениями по актуальным вопросам университетской жизни. Публикации о сегодняшней жизни университета соседствуют с воспоминаниями выпускников о годах учебы, рассказами преподавателей об истории становления вуза. «Университетская набережная» имеет достаточно большую редакционную коллегию, состоящую из студентов различных специальностей. Ежегодно в редакции пробуют себя в качестве журналистов более 100 студентов.
Что касается задач, близких к корпоративным, в отношении досоветских вузовских изданий, мы можем вновь обратиться к опыту газеты «Московские ведомости». В ней часто
авторы выдвигали официальную составляющую газеты, ведь университет «был создан для целей государственных» (В. Ф. Корш), а высшая государственная власть регламентировала содержание официального отдела [4. С. 94]. Газета была каналом между образованной частью общества и властью. Государство использовало газету для распространения информации о своей политике, деятельности органов власти. Даже оформление газеты с заставкой в виде двуглавого орла свидетельствовало о государственном характере издания. В то же время власть старалась дистанцироваться от издания газеты, чтобы создать впечатление, что газета
- чисто университетский орган [4. С. 96].
Вузовское издание также активно реализует медиаобразовательные функции. Специфика медиаобразовательных функций в вузовском СМИ проявляется, во-первых, в том, что для вуза издание - это средство решения учебных задач. В первую очередь это задача подготовки грамотных потребителей СМИ, способных вычитывать из них релевантную информацию, в том числе учебную. Если рассматривать меди-аобразовательный потенциал газеты «Московские ведомости», то, как отмечает исследователь И. Л. Карпова, газета использовалась в XVIII-XIX веках и в учебном процессе: в исторический и географические классы необходимы «Московские ведомости» по 2 экземпляра каждого номера [8. С. 18]. В эпоху Интернета газета перестала быть монополией знания и информации, а вот в начале XVIII века только из газет можно было узнать о том, что происходит в другом городе, стране.
Во-вторых, вузовское издание предназначено для тех, кто заинтересован в освоении навыков работы журналиста. В редакцию вузовского издания часто приходят студенты, которые в будущем свяжут свою жизнь с профессией журналиста.
И третья особенность медиаобразователь-ного потенциала вузовских СМИ связана с тем, что тематика и проблематика издания может быть разная, может быть связана с вузом и не связана с ним. Можно отметить медиаобра-зовательный контекст газеты «Технополис» ЮУрГУ (в прошлом ЧПИ и ЧГТУ): с 1962 года при редакции газеты плодотворно работала школа репортера. На встречи со студентами приглашались известные журналисты, поэты, писатели, актеры, творческая и научная элита Челябинска и области. Неформальная обстановка, искренность, атмосфера дружелюбия
и здоровой профессиональной конкуренции привлекала на эти вечера все новых студентов, становившихся затем постоянными корреспондентами «Политехнических кадров». Через школу репортера прошло десять поколений студкоров, выпускников вуза, среди которых кинодраматург Виктор Петров, прозаики, поэты и публицисты Алексей Бершадский, Сергей Борисов, Анатолий Коломейский, Владлен Феркель, Давид Константиновский, Владимир Короткий, Нина Пикулева, Кирилл Шишов, Михаил Богуславский, журналист-краевед Александр Моисеев, корреспондент ИТАР-ТАСС Евгений Ткаченко и другие. Многие из них и теперь не потеряли связи с редакцией. Очень славилась своей медиаобразовательной компонентой и газета «Молодой учитель»: она стала стартовой площадкой для многих профессиональных челябинских журналистов, особенно во времена редакторства Игоря Николаевича Табашникова.
Подведем итог: история отечественной
журналистики предоставляет нам примеры умелого сочетания журналистских функций, реализации РЯ-задач и медиаобразовательного потенциала в таких изданиях, как «Московские ведомости», «Оренбургские губернские ведомости», издания УрГУ, издания челябинских вузов. Как считает Б. Есин, задача XXI века
- правильно использовать опыт трех веков отечественной журналистики и формировать газеты, отражающие интересы определенных групп населения. Студенчество представляет самую активную, образованную часть страны. Считаем, что развитие студенческой прессы напрямую приведет к развитию гражданского общества, созданию поколения мыслящих, созидающих, творческих личностей.
Список литературы
1. Болкунов, А. Н. Возникновение и развитие студенческой периодики в России.
иКЬ : http://www.sgu.ru/files/nodes/41616/13_ bolkunov.pdf.
2. Бушков, Р. Найден «прадедушка» «Казанских ведомостей». иКЬ : http://www.kazved. ги/агйс1е/31354^рх.
3. Дергачева, Л. Д. Московский университет и газета «Московские ведомости» в 1880-х годах. иКЬ : http://www.hist.msu.ru/Science/ Conf/01_2007/Dergacheva.pdf.
4. Дергачева, Л. Д. Московский университет и газета «Московские ведомости» в начале XIX века // Вестн. Моск. ун-та. 2002. № 6. Сер. 8. История. С. 86-100.
5. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703-1917) : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2000. 464 с.
6. Есин, Б. И. Три века московской журналистики / Б. И. Есин, И. В. Кузнецов. М. : Флинта : Наука, 2005. 248 с.
7. Загоскин, Н. П. Спутник по Казани. Ил-
люстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. иЯ1 : http://www.a11kazan.ru/1ibrary/history_kazan/
Ьоок-23/114.
8. Карпова, И. Л. Газета Императорского Московского университета в XVIII в. «Московские ведомости» // Университет. кн. 2006. № 5.С. 16-18.
9. Роднов, М. И. У истоков уфимской прессы, вкупе с прогулками по старинной Уфе и просторам Башкирии. Уфа, 2009. 172 с.
10. Селезнев, Ф. А. «Московские ведомости» и их редактор в 1863 г. // Моск. журн. История государства Российского. 2004. № 4. С.13-15.
11. Чемякин, Ю. В. Периодика университета : вехи истории. иКЬ : http://proceed-ings.usu.ru/?base=mag/0078(03_$03-2010) &xs1n=showArtic1e .xs1t&id=a03&doc=../content.