Научная статья на тему 'Медиаобразовательный контекст вузовской газеты (на примере газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин»)'

Медиаобразовательный контекст вузовской газеты (на примере газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАНАВЫКИ / XXI ВЕК / ЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГАЗЕТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинникова Мария Михайловна

Обучение корреспондентов студенческих редакций основам журналистики должно решать развивать профессиональные и личностные качества, необходимые для успешной карьеры в будущем. В статье анализируется, какие навыки необходимы в современном информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательный контекст вузовской газеты (на примере газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин»)»

Телевидение - 1 школа и 3 вуза

4. На факультете журналистики в ЧелГУ на 2 курсе студенты выбирают специализацию, по которой они будут обучаться. Специализации в 2010-2011 учебном году были выбраны студентами следующим образом. Из 43 человек:

Телевидение - 19 человек

Периодическая печать - 14 человек

Радиовещание- 10 человек.

Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:

1. Классификация медиаобразовательных проектов по виду СМК совпадает с современной классификацией СМИ.

2. Каждый вид СМК имеет свои особенности и специфику, при этом сохраняет свою общую основную цель - обучить теории и практическим основам создания журналистского продукта.

3. Теория и практика (см. критерии в таблице) медиаобразовательных проектов во многом соответствуют теории и практике создания журналистского продукта в обычных СМИ (плюсы и минусы вида СМИ, техническое обеспечение, особенности работы в СМИ), но при этом имеют свои различия: имена исследова-

телей, определение проекта, год начала изучения данной темы в научной литературе и так далее.

Список литературы

1. Классификация (систематизация) [Электронный ресурс]. - http://slovari.yandex.ru / классификация/БСЭ/ Классификация (систематизация)/.

2. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учеб. для вузов / С. Г. Корконо-сенко. - М. : Аспект Пресс, 2002. 287 с.

3. Морозова, А. А. Радиопроекты в медиао-бразовательном пространстве ЧелГУ [Текст] / А. А. Морозова // Инновации в системе высшего образования : материалы первой всероссийской научно-методологической конференции. - Челябинск, НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. - С. 199-201.

4. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации [Текст] : монография / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007. - 270 с.

5. Федоров, А. В. Медиаобразование и ме-диаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Кучма, 2004. - 340 с.

М. М. Овчинникова

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВУЗОВСКОЙ ГАЗЕТЫ (на примере газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин»)

Обучение корреспондентов студенческих редакций основам журналистики должно решать развивать профессиональные и личностные качества, необходимые для успешной карьеры в будущем. В статье анализируется, какие навыки необходимы в современном информационном пространстве.

Ключевые слова: медиаобразование, медианавыки, XXI век, журналистика, студенческие газеты.

Проблема обучения корреспондентов стоит перед многими коллективами студенческих редакций, в том числе перед редакцией газеты Русско-Британского Института Управления «Апельсин» (г. Челябинск). Сменяются поколения студентов, занимающихся выпуском газеты. Каждый год в издание приходит новая волна талантливых и жаждущих открытий первокурсников. Чтобы не погасить в каждом из студентов, интересующихся журналистской

деятельностью, это любопытство и желание, в редакции студенческой газеты постоянно необходимо реализовывать интересные инновационные проекты, подчиняя их задаче формирования необходимых для жизни в медиатизи-рованном обществе медианавыков.

Студенческая газета как творческий коллектив должна предоставлять студенту возможность раскрыть себя, раскрепоститься, научиться общаться. И прежде всего в редакции

студент должен иметь возможность получить новые знания и профессиональные навыки практической журналистики. Ведь иначе он не сможет полноценно проявить себя на страницах вузовских СМИ.

Для работы редакции вузовской газеты важно определить, какие медианавыки будут востребованы в ближайшем будущем и каким образом «навыки XXI века» могут быть развиты в редакции студенческого СМИ. Сначала отметим, какие навыки будут актуальны в будущем, на что должны делать упор школа, вуз, учреждения дополнительного образования, какие компетенции необходимо развивать для успешной карьеры и жизни.

Авторы книги «Навыки XXI века. Обучение для жизни в наше время», сопредседатели Комитета по стандартам, оценке и профессиональному развитию организации «Партнерство по поддержке навыков XXI века» Берни Триллинг и Чарльз Фейдл выделяют в качестве ключевых умений будущего навыки обучения и новаторства, грамотность в области цифровых технологий, профессиональные и личностные качества, такие как гибкость, лидерство, коммуникация, критическое мышление, социальное и межкультурное взаимодействие. «Возглавлять список требований по устройству на работу в XXI веке будут два важнейших набора навыков: способность быстро овладевать новыми знаниями и их применять и секреты владения технологией применения важнейших навыков XXI века - принятия решений, коммуникации, работы в команде, использования технологий и прочих» [8. С. 29].

Не менее важно определить особенности поколения ВЕБ, чего хотят представители нового поколения, чем они отличаются от предыдущих поколений. Ч. Фейдл и Б. Триллинг приводят результаты исследований среди 11 тыс. респондентов. Ожидания нового поколения - это «свобода самим выбирать, что для них правильно, и выражать свои личные взгляды и индивидуальность; персонализация и обеспечение соответствия требованиям заказчика, возможность обмена вещей на более удовлетворяющие их нуждам предметы; тщательное рассмотрение - доскональный, негласный анализ всего, для выяснения того, что же, на самом деле, происходит; честность и открытость во взаимодействии с другими людьми, представляющими коммерческие и правительственные организации, и образовательные учреждения; совмещение работы, учёбы и общественной

жизни с развлечениями и играми; сотрудничество и взаимоотношения как важная часть всей деятельности; оперативность коммуникации, получения информации и получения ответов на вопросы и сообщения» [8. С. 47].

В ближайшем будущем в сфере образования должны произойти революционные перемены, считают бизнесмены, которые напрямую зависят от качественно подготовленных специалистов. Август-Вильгельм Шеер, основатель компании IDS Scheer и глава немецкой ассоциации BitKom считает, что образование XXI века будет сосредоточено на «обучении работе с фактами, их поиску и анализу, а также психологической подготовке ученых и бизнесменов» [1].

В современном мире, где количество информации скоро будет удваиваться практически за сутки, очевидно, одним из главных станет умение выделять важную, достоверную, необходимую, точную информацию. «Если раньше основной деятельностью учеников было "потребление знаний" (почерпнутых из книг, полученных от преподавателя), то теперь фокус смещается скорее на "управление знаниями": поиск, редактирование и создание контента» [7].

Одним из условий работы в межнациональных командах является углубленное знание иностранных языков, особенно профессиональной лексики. Причем если раньше стандартными языками были английский и немецкий, то в будущем будет необходимо знание как минимум китайского и еще одного европейского языка. Иностранные языки, прежде всего английский, остро необходимы для освоения Интернет-пространства и профессионального развития.

В качестве главных навыков будущего выделим креативность и новаторство, способность находить самостоятельные инновационные решения и идеи. Причем креативность можно и нужно развивать, подчеркивают специалисты: «Креативность и новаторство можно воспитать в процессе изучения окружающей среды, поощряющей любознательность, терпение, открытость новым идеям, доверие на высшем уровне и обучение путем проб и ошибок. Как и любые другие навыки, их можно постепенно развивать» [8. С. 72]. Один из девизов редакции газеты «Апельсин» - выходить за строгие рамки, не бояться ошибиться, нарушать правила, экспериментировать, «креативить».

Развить необходимые в будущем качества позволяет проектный подход в обучении. Ра-

бота над реальными медиапроектами позволяет научиться работать в команде, дает повышенную мотивацию к обучению, позволяет на практике постичь законы медиадеятельности. Так, например, с сентября 2010 г. студенческая редакция газеты «Апельсин» стала инициатором создания и выпуска газеты детского дома № 14. К 25-летию детского дома журналисты помогли собрать материал, взяли интервью у воспитанников, организовали фотосессию и полностью сверстали номер. Таким образом, были пройдены все этапы рождения медиапро-екта: от идеи до печати тиража и распространения издания. Социальная значимость этого проекта стала одним из стимулов к четкой, слаженной работе и повысила гражданскую ответственность студентов.

Нестандартный подход является одним из главных трендов 2010 года [3]. Умение посмотреть на рассматриваемую проблему с совершенно другой стороны дает в итоге уникальные, креативные, подлинно новаторские решения, отвечающие вызовам современности. Журналистская деятельность является творческой по своей сути. Поиск решения проблем, умение понимать и принимать разные точки зрения, нестандартный подход и умение взглянуть на мир со стороны - всему этому необходимо учить начинающих журналистов.

Именно критическое мышление и принятие решений, коммуникация и сотрудничество, креативность и новаторство считают самыми важными среди навыков для обучения, работы и жизни в XXI веке Ч. Фейдл и и Б. Триллинг [8. С. 72]. Развитию критического мышления способствуют медиаобразовательные технологии, которые актуальны в современном образовании.

Профессиональная культура журналиста, по мнению Л. П. Шестеркиной, включает в себя социологическую, правовую, нравственно-этическую, психологическую и логическую составляющие. Другой важнейшей составляющей профессионализма журналиста является информационная культура, которая включает в себя волевую, познавательную, эстетическую, эмоциональную и нравственную сферы журналистики; проявляется в высокой культуре мышления и познания и соединяется с мировоззренческой и политической культурой [5].

Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ был проведен экспертный опрос руководителей различных СМИ. Современному журналисту, по мнению

работодателей, должны быть присущи, в первую очередь, грамотность и широкий кругозор (19,0 %), универсализм (14,5 %), настойчивость и умение в поиске информации (13,7 %). Среди необходимых навыков профессионалы отметили также талант, коммуникабельность, профессиональную этику, интуицию. Большая часть (73,3 %) редакторов склоняется к тому, что журналисту в современных условиях необходимы деловые, менеджерские качества [6].

Исследователь В. Д. Фатымина особо выделяет компетентность в сфере социальных отношений, под которой понимает способность работать в команде, кооперироваться с коллегами, преодолевать конфликты; и компетентность в сфере новых информационных средств [4]. Журналисты поколения ВЕБ должны освоить азы программирования, познакомиться с тонкостями мульмедийного контента, освоиться в социальных сетях, обладать бизнес-навыками и при этом не утратить основных качеств профессии «журналист». Будущее журналистики - это мульмедийный формат. Профессионал должен уметь дополнить свою историю видео, графикой, аудио и фотографиями. Такие полноценные материалы вызывают больший отклик от читателей. Задача новых журналистов - готовность к экспериментам, желание учиться работе с новыми инструментами, открытость и прямые коммуникации с аудиторией. Журналист должен быть в курсе всех новых трендов, и уметь использовать свои знания для реальных выгод своих материалов.

Проектный подход реализуется в сочетании с другими инновационными технологиями обучения. Это мастер-классы молодых журналистов, выпускников факультетов журналистики Алены Щавлевой, Маргариты Альшиной, фотографа Михаила Пискунова. В апреле стартовали совместные творческие встречи редакций студенческих газет «Апельсин» РБИУ и «Академгородок» ЧГАКИ. На встречах студенты получают много полезных советов из первых рук и объективное мнение профессионалов об издании.

Активно проявили себя студенты РБИУ и во время проведения Чемпионата мира по кер-лингу в Челябинске в апреле 2010 г. Студентка Ксения Мифтахова работала волонтером в пресс-службе в качестве фотографа. Это был новый международный опыт работы и для редактора газеты. Секреты спортивной журналистики, организации репортажа в условиях события мирового масштаба, работа в режиме

on-line в течение месяца - этот опыт не получить нигде, кроме как прожить его в нужное время в нужном месте. Это и есть журналистская интуиция и эффект глобального общения между людьми. И чем больше опыта общения, особенно международного, тем интереснее, объективнее и насыщеннее язык, мышление журналиста. Он становится более свободным, открытым, глобальным. Еще одной интерактивной формой обучения в редакции обещает стать коллективный просмотр фильмов о журналистике и журналистах в рамках новой образовательной технологии «Watch&Learn» в РБИУ. Первыми фильмами будут «Сентябрьский номер», «Доброй ночи и удачи», «Вся королевская рать», «Хвост виляет собакой» и другие.

Развитие интегрированных редакций и ньюс-румов позволяет студенческим редакциям работать в режиме on-line, приближенно к практике редакций. «Совместная работа в ньюс-рум позволяет каждому студенту в период работы над номером учебной газеты (формированием новостной ленты) включиться в процесс группового взаимодействия. Вступая в межличностные отношения через систему внутренних факторов регуляции - самосознание и самооценку - каждый участник процесса усваивает правила, нормы и принципы работы в творческом коллективе. Создается среда журналиста, обеспечивающая условия для проявления творческой личности, ее профессионально-значимых качеств. Совместный сбор и переработка информации, коллегиальное «формирование замысла» произведения, создание нового текста способствуют сотворчеству, превращая его в осознанную, целенаправленную деятельность в процессе межличностного общения. Коллективно обсуждаются идеи будущих произведений; целевые установки; распределяются творческие задания, пути их реализации; формы предъявления на газетной полосе [2].

Таким образом, среди необходимых для жизни в XXI веке навыков мы - вслед за Б. Триллингом и Ч. Фейдлом - отмечаем такие качества, как лидерство, самостоятельность, умение работать в международных командах, умение мыслить критически, креативно и нестандартно. Важно знание иностранных языков и межкультурной коммуникации для работы в межнациональных командах, за которыми, по мнению специалистов, будущее.

Креативность, универсальность, навыки работы в команде - вот навыки, которые пригодятся в будущем современным молодым людям. Развивать эти навыки необходимо уже во время учебы, в том числе в процессе работы в редакции студенческой газеты. Ведь, по мнению исследователей, «решение всех больших проблем нашего времени - проблемы глобального потепления, излечивания от болезней, борьбы с нищетой и других - не имеет ни малейшего шанса на успех без образования, подготавливающего каждого гражданина к тому, чтобы он принял участие в решении наших общих проблем» [8].

Список литературы

1. Болецкая, К. Вечные студенты [Текст] / К. Болецкая // Smart Money : еженедельник. -2007. - № 42. - С. 62-63.

2. Концепция применения инновационных методов обучения и контроля в рамках бакалаврской и магистерской образовательных программ в области деловой журналистики и бизнес-коммуникации [Электронный ресурс]. - http://www.bj.pu.ru/method/4-5.html.

3. Тренды 2010 года : Поведение людей [Электронный ресурс]. - prinfo.livejournal.com http://www.pr-info.ru/stInternetPR25122009.htm.

4. Фатымина, В. Д. Журналистское образование в Германии в XXI веке: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. Д. Фаты-мова. - http://edu.of.ru/attach/17/1611.doc.

5. Шестёркина, Л. П. Современные подходы к формированию профессиональной культуры студентов-журналистов в условиях университетского телерадиовещания [Электронный ресурс] / Л. П. Шестеркина. - ftp://lib.herzen.spb. ru/text/shesterkina_ 109_p_65_75. pdf.

6. Шишкина, М. А. Образование - журналист [Электронный ресурс] / М. А. Шишкина. - http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s= 200612501.

7. Щуров, И. Образование будущего : в ожидании революции [Электронный ресурс] / И. Щуров. - http://offline.computerra. ru/2005/615/240449/.

8. Fadel, C. 21st Century Skills. Learning for Life in Our Times. Partnership for 21st Century Skills [Text] / C. Fadel, B. Trilling. 2009. 240 p.

9. Future-journalist - каким он будет? [Электронный ресурс]. - http://www.pr.uz/pecheyki-na-lavochka/4810.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.