альной общности. Духовный уровень включает ценностно-смысловые основания существования человека,
Таким образом, медиаобразование будет нацелено на уважение к культуре, здоровые нормы поведения, рациональное представление о политике СМИ для детей. Но для этого надо готовить педагогические кадры на факультете журналистики.
Список литературы
1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. I : Телевизионные и рекламные коммуникации [Текст] / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. - М. : Аспект Пресс, 2002. - С. 9.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 300 с.
А. Е. Гусенкова
УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
В статье рассматриваются актуальные проблемы, сопровождающие выпуск учебных СМИ на факультетах журналистики, трудности организации бесперебойного выхода издания с учетом технологического процесса и необходимых навыков, получаемых студентами. В качестве примера указан один из медиаобразовательных проектов Челябинского госуниверситета - газета «ЖУРfix».
Ключевые слова: СМИ, учебная газета, медиаобразование, медиаобразовательный проект, мотивация студентов.
Выпуск учебной газеты на факультетах журналистики является неотъемлемой частью образовательного процесса в области массмедиа: это предусмотрено государственным образовательным стандартом [2. С. 40]. Так что каждый вуз, ведущий подготовку профессиональных кадров в сфере журналистики, сталкивается с необходимостью подготовить своеобразный полигон для студентов, на котором они могли бы вырабатывать навыки по созданию полноценного информационного продукта.
Однако для того, чтобы этот продукт получился качественным, необходимо иметь представление о цели и задачах учебной газеты, предусмотреть базовые потребности редакционного коллектива и обеспечить его членов знаниями и умениями. В процессе работы немаловажно выявить возможные причины, по которым учебное СМИ не выполняет стоящие перед ним задачи или выполняет их не в полном объеме. Именно эти аспекты мы попытались рассмотреть в настоящей статье.
Учебные средства массовой информации (газеты, теле- и радиопередачи, интернет-издания) мало изучены специалистами-теоретиками. Функционирование СМИ этого
типа направлено на профессиональную подготовку будущих журналистов в соответствии с современными медиастандартами [4]. Достигается это путем освоения студентами профессиональных компетенций, заложенных в образовательной программе, реализуемой курсом выпуска учебных СМИ.
Последний предусматривает несколько категорий навыков. Во-первых, это непосредственно журналистское, литературное мастерство, связанное с написанием востребованных аудиторией текстов и их редактированием. Во-вторых, создавая собственную газету, студенты учатся технологическим азам профессии: сбору информации, работе с ее источниками, проверке их надежности и достоверности фактов. Важным моментом является умение грамотно сопроводить публикацию иллюстрациями и инфографикой.
Кроме того, в рамках курса «Выпуск учебных СМИ», подразумевающего работу в команде, ребята объединяются и на практике понимают основы функционирования редакции как целостного организма, что неизбежно пригодится им в будущей работе. Ведь редакция любого печатного периодического издания
представляет собой трудовой коллектив, созданный для подготовки и выпуска печатного периодического издания - газеты - и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей.
Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как малую социальную группу - коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система, она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности. Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, каждый из которых выполняет свою функцию. Но они решают общую задачу - выпускать коллективное журналистское произведение - номер газеты [1. С. 86]. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии, поэтому умение действовать в команде очень важно для каждого журналиста.
Планирование номера, обсуждение тематики материалов, процесс подготовки номера, а также последующие анализ и оценка работы -все это работает на воспитание необходимых молодому специалисту качеств. Молодежь учится вырабатывать самостоятельность мышления путем сравнения различных источников информации, фактов и мнений, им прививается культура диалога, способность услышать аргументы оппонента [3].
Модели выпуска учебной газеты могут быть самыми разнообразными и складываются исторически. В зависимости от задач, которые ставит руководство того или иного вуза, издания имеют разную периодичность, объем, средство воплощения и авторский состав.
Учебная газета факультета журналистики ЧелГУ называется «ЖУРАх». Этот медиаобра-зовательный проект был запущен 14 февраля 2001 года прежде всего для обеспечения нормативного курса «Выпуск учебного СМИ», входящего в учебный план 3-4 семестров по специальности «Журналистика».
«ЖУРАх» выпускается студентами, обучающимися по специальности «Периодическая печать» под руководством редактора - профессионального журналиста. Точнее, двух: для
удобства исполнения и более плодотворной работы курс поделен на две полноценные редакции, обеспечивающие выход газеты два раза в месяц объемом 4 полосы формата А3 тиражом 200 экземпляров в течение всего года. На выпуск учебной газеты замкнуты некоторые учебные курсы и две обязательные практики.
Студенты должны создать на базе учебного СМИ собственный журналистский проект: тематическую рубрику, колонку и т. д. К концу года в качестве реализованного проекта ребята представляют циклы публикаций, включающие больше десятка работ, по которым легко проследить их творческую эволюцию. За реализацию этого цикла студент получает сразу две оценки: зачет по «Выпуску учебных СМИ» и оценку за учебно-производительный практикум.
Кроме того, на основе выполненного проекта студенты должны написать и защитить курсовую работу - некий прообраз будущего творческого диплома, представляющий собой результат профессиональной рефлексии по поводу собственной творческой деятельности в учебном СМИ).
Создавая свое издание «с нуля» (каждый вновь приходящий курс «печатников» заново продумывает макет газеты, систему рубрик, распределяет обязанности в редакционном коллективе, верстает каждый номер - словом, проходит все стадии рождения газеты), студенты совершенствуют свои профессиональные навыки сразу в нескольких сферах - от компьютерного набора до создания полноценного информационного продукта и его воплощения на страницах СМИ.
Для удачного воплощения этого проекта необходимо несколько слагаемых, отсутствие или недостатки которых могут существенно повлиять на образовательный процесс.
Первое, без чего не обойтись учебной газете - материально-техническая база, позволяющая создавать информационный продукт. Ее качество зависит исключительно от финансирования, однако зачастую достаточно минимальных средств, чтобы наладить бесперебойный выпуск издания.
Факультет журналистики ЧелГУ не испытывает трудностей в обеспечении технической стороны процесса выпуска газеты. В распоряжении редакции находится компьютерный класс с выходом в Интернет и необходимыми для верстки программами и типография, где дважды в месяц выходят в печать свежие номера.
Вторым фактором традиционно является кадровый педагогический состав, задействованный в образовательном процессе. Именно руководитель осуществляет направленную деятельность по формированию коллектива и его слаженной работе, именно он позволяет раскрыться таланту будущих журналистов, их творческим и коммуникативным способностям. От педагога зависит формирование культуры общения с медиа, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки текстов.
Как уже было сказано выше, редакциями «ЖУРАх'а» руководят профессиональные журналисты, имеющие опыт работы в СМИ и представление о том, какие навыки должен получить студент по окончании курса.
Третьей составляющей успеха медиапроек-та становятся элементы учебной программы, направленные на формирование профессиональных навыков с учетом современных тенденций СМИ.
Факультет журналистики ЧелГУ следит за состоянием современной прессы и пытается учитывать ее особенности в рамках образовательного процесса. Однако для курса, занимающегося выпуском учебной газеты, пока это означает только озвучивание студентам этих самых тенденций. Поэтому видится целесообразным привнести в работу редакции «ЖУРАх'а» непосредственное знакомство студентов с изданиями различного типа, наполняющими сегодняшнее медийное пространство, от анализа номеров до экскурсий по редакциям. Это позволит наглядно изучить процесс выхода «взрослой» газеты и усвоить основные тренды в сфере СМИ.
Формально грамотная реализация этих трех аспектов должна удовлетворить требованиям курса «Выпуск учебных СМИ». Однако в процессе работы над ним мы обнаружили еще одну проблему, которая может свести на нет и усилия педагогов, и хорошо написанную программу курса. Этим четвертым фактором успешности медиаобразовательного проекта стало отношение студентов к создаваемому ими медиапродукту.
Зачастую учебная газета воспринимается ими не как стартовая площадка для профессионального будущего, не как уникальное средство для получения навыков и самовыра-
жения, а как обычный обязательный предмет, которым достаточно заниматься только для получения удовлетворительной оценки - то есть обеспечивать выход номеров в срок. Такой подход ожидаемо негативно сказывается на результате: издание (в нашем случае это «ЖУРАх») получается неинтересным не только аудитории (а она пристрастная, так как состоит из студентов - будущих журналистов и преподавателей - журналистов состоявшихся), но самим авторам.
Естественно, в такой атмосфере большинство перечисленных выше необходимых специалисту качеств у студентов просто не вырабатывается. А это, в свою очередь, влияет на дальнейшую судьбу студента как профессионала при поступлении на работу в «настоящее, не игрушечное», по его мнению, издание. Поэтому подобное отношение к такой важной части образовательного процесса, как выпуск учебной газеты, просто недопустимо.
Усиление мотивации студентов к работе, оптимизация отношения к учебной газете ее создателей видится нам основным залогом качественной реализации этого медиаобразова-тельного проекта. А поиск причин подобных трудностей становится серьезной задачей и, на наш взгляд, заслуживает дальнейшего детального педагогического исследования.
Список литературы
1. Гуревич, С. М. Газета : Вчера, сегодня, завтра [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021400 «Журналистика» [Текст]. - М., 2000. - С. 40.
3. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории [Текст] / И. В. Жилав-ская. - Томск : ТИИТ, 2009. - 322 с.
4. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и практика реализации [Текст] : монография / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.
5. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиа-грамотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.