Сестринское дело в психиатрии
УДК: 616.24/002.5+616.89
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ С СОПУТСТВУЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Гирфанова Е.П., Чеперин А.И., Одарченко С.С.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова
Аннотация. В психиатрическом туберкулезном отделении Омской областной психиатрической больницы внедрена и активно используется работа «Школы здоровья» как элемент модели реабилитации в едином комплексе лечебных мероприятий. Проводятся также групповые и индивидуальные занятия. пациентам разъясняются причины болезни, ее проявления, это позволяет повысить комплайенс с медицинскими работниками, формируется настрой на совместное решение проблем, возникающих в ходе лечения, на длительный прием препаратов. Это позволяет повысить уровень социальной адаптации и качества жизни больных.
Ключевые слова. Коморбидные расстройства, психические расстройства, туберкулез, школа здоровья.
«Школа здоровья» является эффективным видом помощи для больных туберкулезом с сопутствующими психическими расстройствами.
В 15 психиатрическом туберкулезном отделении Омской областной психиатрической больницы внедрена и активно используется работа «Школы здоровья», как элемент модели реабилитации в едином комплексе лечебных мероприятий, что позволяет повысить уровень социальной адаптации и качества жизни больных.
Актуальность проблемы для создания Школы здоровья для больных туберкулезом в психиатрической больнице связана с высокой социальной значимостью туберкулеза. Данное социальное заболевание, носящее хроническое течение и приводящее к серьезным последствиям для здоровья, особо актуально среди определенных категорий лиц, имеющих серьезные социальные проблемы. Прежде всего, к ним относятся граждане, страдающие психическим расстройствами. В данной субпопуляции основными проблемами социального плана являются «госпитализм», дефицит социально-бытовых навыков, утрата социальных связей с родственниками, отсутствие жилья, неполный комплект документов, некритичное отношение к болезненным соматическим симптомам, недостаточное получение лечебно-диагностической помощи.
Цели обучения:
- формирование у больных навыков соблюдения режима лечения туберкулеза;
- повышение (сохранение) «качества жизни»;
- формирование у больных мотивации к лечению;
- обучение соответствующим навыкам пациентов и их родственников в части самоухода и ухода родственников за пациентами при различных состояниях, правилам взаимоотношения и поведения в семье с пациентом;
- сокращение расходов медицинских учреждений, личных расходов больных и общества в целом на лечение запущенных форм туберкулеза.
При разработке программы занятий в Школе особое значение уделялось индивидуальным формам работы, которые включали обсуждение с пациентами и родственниками проявления болезни, способы совладания с ними, формирование комплаенса, настроя на длительный прием препаратов, на совместное решение проблем, возникающих в ходе лечения.
Проводятся также групповые занятия, представляющие собой цикл из 10 занятий 1 раз в неделю в течении 1-1,5 часов с группой 6-10 человек. Тематика занятий зависит от состава группы и проблем, выявленных на первых диагностических занятий.
На занятиях пациентам разъясняются причины болезни, ее проявления, это позволяет повысить комплайенс с медицинскими работниками, формируется настрой на совместное решение проблем, возникающих в ходе лечения, на длительный прием препаратов. Целевая группа: пациенты, находящиеся в фазе неполной ремиссии психического состояния, с частичной критикой к болезни и мотивацией на участие в групповой работе. На занятиях проводится анкетирование по специально разработанной анкете, для уточнения уровня знаний о болезни и желаемый результат от посещения занятий.
За 4,5 года в обучающих группах приняли участие 163 человека (89 мужчин 74 женщины) в большинстве случаев молодого трудоспособного возраста (в среднем 37,6 +- 10 лет). У данной категории пациентов отмечались частые (в среднем 2 раза в год) и длительные (в среднем около 5 месяцев в году) госпитализации. В процессе занятий пациенты научились распознавать болезненные проявления в самом начале их возникновения. Если до начала занятий в группе 63,43% больных не могли выделить симптомов заболевания, 51,71% пациентов- необходимость приема препаратов после выписки из стационара, то по завершении обучения каждый мог в той или иной степени определить у себя или своего родственника проявления болезни, при которой необходимо медикаментозное вмешательство.
В качестве положительных результатов занятий следует отметить: повышение числа абацилирования больных, принявших участие в школе здоровья, снижение степени стигматизации и самостигматизации, проявление адекватного отношения к лечению, и возможным неблагоприятным эффектам химиотерапии, формирование партнерских отношений с врачом, что способствовало профилактике рецидивов и сокращению числа повторных госпитализаций. У 75,8 % больных в процессе лечения и посещения занятий отмечалось существенное улучшение состояния, при этом наиболее заметным оно было у наиболее тяжелого контингента пациентов (22 чел.). На момент оценки заметно улучшились показатели качества жизни больных, расширился круг их общения. Существенно снизился риск развития рецидива, ни один из них не был стационирован повторно.
SCHOOL OF HEALTH FOR TB PATIENTS WITH COMORBID MENTAL ILLNESS Girfanova EP, Cheperin AI, Odarchenko SS
Abstract. In psychiatric TB ward Omsk regional psychiatric hospital implemented and actively used the work "School Health" as part of the rehabilitation model in a single complex of therapeutic measures. There are also group and individual lessons. patients explains the causes of disease and its manifestations, it can improve compliance with medical professionals, formed the mood for a joint solution to the problems arising in the course of treatment for long-term use of drugs. This allows you to increase the level of social adaptation and quality of life of patients. Keywords. Comorbid disorders, mental disorders, tuberculosis, school health.